Анатолий ляпидевский: краткая биография

Оглавление

Между морем и небом

Еще одна легендарная история, связанная с Ляпидевским, — о том, как в 1926 году он хотел поступить в военно-морское училище, но не сумел, поскольку был «непролетарского» происхождения. Тогда, дескать, кто-то из сотрудников военкомата и посоветовал юноше подать документы в летно-техническую школу: авиация требовала на порядок больше молодых кадров, и там не так пристально смотрели на анкеты курсантов.

Однако сам Ляпидевский в своих воспоминаниях и интервью рассказывал другую версию. В ранних вариантах автобиографии он просто писал, что в 1924 году переехал в Ростов, где познакомился с летчиком Жигаловым. «Мы целыми ночами разговаривали о летном деле. Я и раньше интересовался воздушным флотом. И вот, встреча с Жигаловым окончательно навела меня на мысль о летной школе. Я решил поступать в школу летчиков. В летную школу меня рекомендовал райком комсомола».

Совсем другую версию сам же Анатолий Ляпидевский излагает в последнем своем интервью, опубликованном 22 марта 1983 года в газете «Советская Россия». Вот с чего начинается рассказ знаменитого летчика: «Я мечтал стать моряком, хотя детство и юность прошли в степной кубанской станице Старощербиновской. В 1920 году в нашей станице обосновался особый отряд моряков. Тельняшки, бушлаты, бескозырки с золотыми буквами — надо ли говорить, как действовали они на впечатлительные мальчишеские души. Позже, работая на маслобойном заводе, я обратился в комсомольскую организацию с просьбой дать направление на флот. А мне предложили идти в… авиацию».

«Я знаю, что твой отец был поп»

В своей автобиографии Ляпидевский сам писал, и это широко разошлось благодаря его биографам, что его отец, Василий Иванович, «работал учителем в станице Белоглинской Кубанской области. Здорово пил… В 1914 году отец, чтобы не идти в армию, пошел в псаломщики, потом стал дьяконом». Так и закрепилось в советской историографии: летчик Анатолий Ляпидевский — сын сельского учителя. И только много позже выяснилось, что на самом деле будущий Герой Советского Союза №1 родился в семье потомственных священников и, не случись Октябрьской революции с ее атеистическим настроем, скорее всего, парень пошел бы по стопам своих предков.

В подтверждение можно привести историю, которую многие исследователи тоже считают легендарной, но о которой рассказывал сам Анатолий Ляпидевский. В своих воспоминаниях он приводил такой случай на приеме по случаю присвоения ему и шестерым его товарищам новых высших советских званий: «Немногочисленный прием проходил в Георгиевском зале. Неожиданно подошел сам Сталин, который держал в руках бутылку грузинского вина. Сейчас уже не помню название. Вручив мне свой бокал, сказал: «Что же вы, летчики, пьете по такому торжественному случаю «Нарзан»? Надо пить вино». После этих слов Иосиф Виссарионович сделал основательный глоток прямо из бутылочного горла, а потом обратился ко мне вполголоса со следующими словами: «Запомни, Анатолий, я знаю, что твой отец был поп, и я сам почти поп, недоучившийся, так что можешь ко мне всегда обращаться по любому поводу».

Неправильное происхождение

Анатолий Ляпидевский родился в небольшом селе в Краснодарском крае. Его отец был священником, продолжив семейную династию.

Поповское происхождение в те годы накладывало на человека отпечаток «неблагонадежности» и закрывало двери во многие училища, институты и профессии. Поэтому юноша начал свою трудовую жизнь с помощника кузнеца, потом устроился в ученики к слесарю, работал на маслобойне.

Толя мечтал стать моряком. Но его не приняли из-за отца-священника. В те времена семья жила в Ейске, куда перевели из Севастополя школу морских летчиков. В нее Анатолий и поступил. По окончании поповского сына заслали подальше, на Дальний Восток, где ему пришлось развозить на самолете почту в дальние уголки края.

По совету товарищей Ляпидевский рискнул подать рапорт о зачислении его в только что открытое Главное управление Северного морского пути. Оно было создано для освоения Арктики и разработки кратчайшего пути от европейской части страны до Дальнего Востока. Ляпидевского, к его радости, взяли в эту структуру. Не случись этого, кто знает, как сложилась бы судьба эвакуированных на льдину.

Анатолий Ляпидевский и атомная бомба

В действительности Ляпидевского направили руководить одним из важнейших заводов в системе создания советского ядерного оружия, но сделали это очень странным образом. Как вспоминал сын знаменитого летчика, Роберт Ляпидевский, в апреле 1949 года отцу позвонил министр авиапромышленности Михаил Хруничев и сказал: «Ничего не могу понять, Анатолий Васильевич, но приказом вышестоящих инстанций ты снят с занимаемой должности». Семья решила, что Ляпидевский попал в опалу, но тут последовало новое назначение — совершенно секретное.

На первый взгляд, завод, который принял Анатолий Ляпидевский, занимался далеко не самым секретным делом: разрабатывал и выпускал самолетное электрооборудование и системы управления стрелково-пушечным вооружением. В действительности предприятие уже год как выполняло спецзаказы знаменитого КБ-11 Министерства среднего машиностроения — нынешнего ВНКИИЭФ, главного (а тогда единственного) разработчика и производителя ядерных боеприпасов. «Двадцать пятый завод» разрабатывал и делал системы электрического и нейтронного инициирования ядерных зарядов, начиная с самой первой советской атомной бомбы — РДС-1.

С приходом Ляпидевского производство полностью переключилось на эту работу. Еще через пять лет на базе завода №25, специально для этого переданном из Министерства авиапромышленности в Минсредмаш, был создан филиал КБ-11, который два года спустя стал КБ-25, а со временем — знаменитым ВНИИ автоматики, основной сферой деятельности которого была и остается разработка ядерных боеприпасов и систем их подрыва. А завод стал опытным производством КБ-25, и им по-прежнему руководил Анатолий Ляпидевский.

И не только руководил. Бывший летчик хорошо понимал, что на то, как работает выпущенная его заводом продукция, надо смотреть лично. Потому и ездил Герой Советского Союза №1 лично на многие испытания ядерного оружия, в том числе и на Новую Землю. Там, на полярном архипелаге, он присутствовал и 30 октября 1961 года, когда Советский Союз испытал знаменитую «царь-бомбу» — самый мощный ядерный боеприпас в истории.

Это испытание стало последним в карьере Анатолия Ляпидевского как руководителя опытного завода №25. Согласно еще одной легенде, в результате небывалого по мощности ядерного взрыва многие участники правительственной комиссии получили большие дозы. Здоровье Ляпидевского пошатнулось, и он ушел в отставку. Однако все это не помешало ему вернуться в Министерство авиапромышленности и проработать там еще два десятка лет. С марта 1962 года по апрель 1983 года генерал-майор ВВС в отставке Ляпидевский занимал в ОКБ Микояна должности ведущего конструктора и заместителя главного инженера по капитальному строительству. А 29 апреля 1983 года его не стало.

Судя по всему, именно послевоенная работа в атомной отрасли и стала причиной ряда изменений в официальной биографии Анатолия Ляпидевского. Подобное отношение к деталям жизни людей, руководивших секретными заводами и КБ или занимавших высшие государственные и военные посты, в советское время было весьма распространено. И остается только гадать, сумеем ли мы когда-нибудь точно узнать, кем был отец Ляпидевского, хотел ли будущий летчик стать военным моряком и почему перед назначением на должность директора завода №25 его решили публично снять со всех должностей

Впрочем, все это не так важно в сравнении с тем, что Анатолий Ляпидевский навсегда останется Героем Советского Союза №1. Как вспоминал он сам, после вручения золотых звезд одним из первых его поздравил радист Эрнст Кренкель, который внимательно прочитал грамоту и сказал: «Толя, будут еще сотни и тысячи героев, но ты всегда будешь первым»

Спасать

Вместе с шестью другими пилотами Ляпидевский спас с потерпевшего крушение грузовое судно 104 человека. Спасательная операция длилась два месяца, так как выжившие ждали спасения на льдинах. Ляпидевский лично совершил 29 разведывательных полетов, несмотря на метели. 5 марта Ляпидевский впервые приземлился на одной из льдин. Это был большой пилотаж. Мало того, что погода была ужасной, льдина была всего 500 на 1300 футов. Ляпидевский взлетел со льдины с 10 женщинами и 2 детьми на борту самолета. Он доставил на мель «Челюскинцев» их импровизированную взлетно-посадочную полосу на плавучем ледяном поле Чукотского моря до города Уэлен . За этот подвиг 20 апреля 1934 года Ляпидевскому было присвоено звание Героя Советского Союза . После появления медалей «Золотая Звезда» 4 ноября 1939 года ему была вручена медаль №1.

Героизм летчиков Спасательного Челюскина побудил правительство присвоить ему звание Героя Советского Союза. Позже это звание стало высшей военной наградой Советского Союза.

Биография

Родился 10 (23) марта 1908 года в селе Белая Глина Ставропольской губернии (ныне Краснодарский край) в семье священника. Семья из династии священнослужителей Тульской губернии. Детство провёл в станице Старощербиновской и городе Ейске Кубанской области (ныне Краснодарского края). Работал подручным в кузнице, учеником слесаря, мотористом косилки, помощником шофёра на маслобойном заводе.

В Красной Армии с 1926 года. В 1927 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1928 году — Севастопольскую школу морских лётчиков. Служил в строевой части ВВС Краснознамённого Балтийского флота, затем — лётчиком-инструктором в Ейской школе морских лётчиков. С 1933 года — в запасе. Работал пилотом в Дальневосточном управлении Гражданского Воздушного флота (ГВФ).

В 1934 году А. В. Ляпидевский принимал участие в спасении челюскинцев. Совершил 29 поисковых полётов в пургу и в ненастье, прежде чем 5 марта 1934 года, обнаружив их лагерь, совершил посадку на льдину и вывез оттуда 12 человек — 10 женщин и двоих детей.

За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Ляпидевскому Анатолию Васильевичу 20 апреля 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (№ 515). 4 ноября 1939 года, при вручении медалей «Золотая Звезда», ему была вручена медаль № 1.

С 1935 года вновь в рядах армии. В 1939 году окончил инженерный факультет Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. С 1939 года — заместитель начальника Главной инспекции Народного комиссариата авиационной промышленности, директор авиационного завода № 156 (г. Москва, с октября 1941 года — г. Омск).

Участник Великой Отечественной войны: с мая по сентябрь 1942 года — начальник 4 отдела НИИ ВВС, с сентября 1942 по сентябрь 1943 — заместитель командующего ВВС 19-й армии, начальник полевого ремонта 7-й воздушной армии (Карельский фронт).

С 1943 года — вновь директор авиационного завода. После окончания войны работал главным контролёром Госконтроля СССР, заместителем министра авиационной промышленности. С 1949 по 1954 гг. — директор завода № 25 МАП. В мае 1954 г. завод передан в Министерство среднего машиностроения. С 1954 по 1961 гг. — первый заместитель начальника КБ-25 и директор опытного завода № 25 МСМ (ныне Всероссийский НИИ автоматики им. Н. Л. Духова). В 1962—1983 гг. работал ведущим конструктором, заместителем главного инженера ОКБ А. И. Микояна. С 1961 года генерал-майор авиации А. В. Ляпидевский — в запасе.

Умер 29 апреля 1983 года, простудившись на похоронах В. С. Молокова. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

«Северный полюс»

2 августа 1933 года из Мурманска во Владивосток на пароходе «Челюскин» вышла экспедиция под руководством начальника Главного управления Северного морского пути Отто Шмидта. Осенью судно было заблокировано льдами и дрейфовало вместе с ними у северо-восточных берегов Евразии.

Также по теме

Полюс недоступности: как советские учёные осваивали Антарктику

60 лет назад советские полярники первыми в мире достигли Южного полюса недоступности в Антарктиде и основали там временную станцию. Их…

13 февраля 1934 года «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул, а члены экспедиции разбили лагерь на льдине. Полностью эвакуировать челюскинцев при помощи авиации удалось только к 13 апреля 1934 года. Опыт экспедиции на «Челюскине» натолкнул Отто Шмидта на идею создания на льдах в Арктике дрейфующей станции.

Отсутствие в районе Северного полюса крупных участков суши резко осложняло исследование Арктического региона, и начальник Главного управления Севморпути решил, что все необходимые измерения и вычисления учёные могут совершать, находясь в специально оборудованном лагере на дрейфующей льдине. В начале 1936 года эту идею одобрило руководство Советского Союза.

В состав полярной экспедиции было решено включить метеоролога Евгения Фёдорова, океанографа Петра Ширшова и радиста Эрнста Кренкеля. Начальником первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс» должен был стать замдиректора Всесоюзного арктического института Владимир Визе, но он не прошёл отбор по состоянию здоровья. Тогда выбор пал на Ивана Папанина, который на тот момент уже обладал богатым опытом работы в условиях Крайнего Севера.

К экспедиции готовились очень серьёзно: по специальному заказу была изготовлена двухслойная брезентовая палатка, утеплённая пухом, а также лёгкие и прочные нарты. Полярникам выделили около 5 т продуктов длительного хранения.

Экспедиция вылетела из Москвы 22 марта 1937 года. Однако из-за сложных погодных условий её путь на север оказался долгим. 19 апреля полярники добрались до острова Рудольфа. И только 21 мая они высадились на льды в районе Северного полюса. До начала июня самолёты доставляли им необходимое оборудование и припасы.

  • Первая советская полярная научно-исследовательская дрейфующая станция «Северный полюс — 1». 21 мая 1937 года — 19 февраля 1938 года. Руководитель станции Иван Дмитриевич Папанин с псом Весёлым
  • РИА Новости

6 июня 1937 года прошёл торжественный митинг в честь открытия дрейфующей станции «Северный полюс», после которого большая часть членов экспедиции во главе с Отто Шмидтом вернулись на Большую землю. С этого момента компанию четверым папанинцам составлял только пёс Весёлый.

Также по теме

«Блестяще проведённая операция»: как советские войска освобождали Норвегию от фашистов

75 лет назад представители стран — членов Антигитлеровской коалиции подписали с правительством Норвегии в изгнании соглашение, которое…

По его словам, в научной работе станции Папанин участвовал преимущественно «физически» — например, помогал при помощи специальной лебёдки брать гидрологические пробы с больших глубин.

Помимо изучения океана, участники экспедиции исследовали магнитное поле Земли и погоду Арктики. Результаты их наблюдений сыграли важную роль при подготовке трансарктических перелётов советской авиации.

Изначально размеры льдины, на которой дрейфовала станция, составляли примерно 3 на 5 км. Однако в начале 1938 года экспедиция приблизилась к тёплым водам Атлантики, и льдина раскололась. В феврале папанинцы потеряли часть запасов и остались на льдине размером всего 50 на 30 м.

Из-за сложных погодных условий спасательной экспедиции на судах «Таймыр» и «Мурман» потребовалось почти три недели, чтобы добраться до места дрейфа «Северного полюса». Папанинцы покинули свою станцию только 19 февраля 1938 года. Вскоре они перешли на борт ледокола «Ермак», который 15 марта доставил их в Ленинград.

  • Председатель Президиума ВС СССР М.И. Калинин вручает грамоту Героя СССР И.Д. Папанину. Звание Героя Советского Союза Ивану Папанину присвоено 27 июня 1937 года за успешную научно-исследовательскую работу и умелое руководство станцией «Северный полюс» на дрейфующей льдине. 1938 год

Четвёрку полярников встретили как героев. Они провели на льдине 274 дня и прошли на ней по Арктике свыше 2 тыс. км. Приветствовать их вышли тысячи людей. Всем четверым участникам дрейфа были присвоены звания Героя Советского Союза, а также учёная степень доктора географических наук. Их спутник, пёс Весёлый, поселился на даче у Иосифа Сталина.

Покоритель Арктики

Биография парохода «Челюскин» была очень короткой. Советское правительство заказало это судно известной датской компании «Бурмейстер и Вайн», оно сошло со стапелей в 1933 году. Пароход был современный, имел усиленный корпус и мог развивать скорость 12 узлов.

Планировалось, что пароход откроет регулярную навигацию по Северному морскому пути и тем самым подтвердит приоритеты Советского Союза в Арктике.  Большим энтузиастом этого проекта стал учёный с мировым именем Отто Юльевич Шмидт. В 1932 году ему удалось на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» пройти по Севморпути за одну навигацию, правда, в конце плавания пароход потерял винт, и оставшиеся мили он прошёл на буксире.

Дрейф во льдах

Первый успех воодушевил руководство страны, было создано Главное управление Северного морского пути, началась подготовка к его освоению. Возглавить экспедицию парохода «Челюскин» назначен Шмидт, а капитаном – Владимир Воронин. 2 августа 1933 года тысячи людей провожали пароход из Мурманска во Владивосток. На борту было 112 пассажиров. Корабль во время движения отрабатывал и практические задачи для будущего. В трудных ситуациях предусматривалось участие ледоколов.

Большая часть пути была преодолена благополучно, но всё изменилось в Чукотском море. Здесь дорогу преградили сплошные льды, ледокол был далеко и уже не мог помочь, да и на быстрое потепление тоже не приходилось рассчитывать. 23 сентября «Челюскин» был полностью заблокирован льдами. Начался беспримерный дрейф корабля, продолжавшийся пять месяцев. Казалось, что самое страшное уже позади, до чистой воды Берингова пролива оставалось несколько миль, когда в результате мощнейшего сжатия пароход был раздавлен льдами и затонул.

Из гражданских летчиков — в Герои Советского Союза

О том, с чем может быть связано такое последовательное «легендирование» биографии Анатолия Ляпидевского, можно выстроить логичное предположение, если обратиться к послевоенному этапу его жизни. До войны и во время нее все достаточно очевидно: в 1926 году — призыв в армию и направление в летно-теоретическую школу в Ленинграде, потом была пройдена Севастопольская школа морских летчиков, последовала служба в строевых частях авиации Балтфлота и инструктором в Ейской школе морских летчиков, а в 1933 году — увольнение в запас и начало работы в Дальневосточном управлении транспортной авиации, полеты по линии Хабаровск – Сахалин, перевод на Крайний Север.

Дальше начинается челюскинская эпопея Ляпидевского, которая тоже известна в деталях. В начале 1934 года проводилась подготовка к операции по эвакуации экипажей затертых во льдах пароходов «Север», «Анадырь» и «Хабаровск». На берегу залива Святого Лаврентия была получена телеграмма с распоряжением принять участие в операции по спасению челюскинцев. 28 вылетов на поиск их лагеря оказались неудачными и последний, 29-й, увенчался успехом. Эвакуация всех женщин и детей экспедиции (за что знаменитый полярник-радист Эрнст Кренкель наградил своего друга прозвищем «дамский летчик»). Был и еще один вылет к челюскинцам, но он обернулся аварией (отказал мотор). Связи не было, поэтому на время «экипаж пропал без вести». Возвращение в Уэлен состоялось на собачьей упряжке. Но это обернулось опозданием к концу спасательной операции. Однако вскоре был получен вызов в Москву, где и прошла церемония присвоения звания Героя Советского Союза…

Получение высшей награды и то внимание, которое уделяли героям эпопеи «Челюскина» в Кремле, позволили Анатолию Ляпидевскому добиться направления в академию имени Жуковского. На его рапорте появилась знаменитая резолюция наркома Ворошилова: «Проверить знания тов

Ляпидевского: если подготовлен — принять, если не подготовлен — подготовить и принять». Проверили — подготовлен. Через пять лет Ляпидевский окончил академию, вместе со всеми летчиками-товарищами по челюскинской эпопее получил (и опять по протекции Ворошилова) внеочередное звание полковника ВВС — и… ушел из летного состава.

Последние предвоенные годы и первый военный год Ляпидевский провел в должности директора московского авиазавода №156, осенью 1941 года эвакуированного в Омск и наладившего там выпуск сначала бомбардировщиков Ту-2 (поскольку изначально завод был опытным производством туполевского отдела ЦАГИ, а потом знаменитой «шарашкой» ЦКБ-29), а после переключившегося на выпуск истребителей Як-7 и Як-9. После того как завод начал стабильную работу, Ляпидевского вернули в Москву, в НИИ ВВС, затем на год — с сентября 1942 года по сентябрь 1943 года — командировали на Карельский фронт, а по возвращении вновь вернули на тот же опытный завод №156 туполевского ОКБ.

Странности начинаются в послевоенное время. Сначала с должности директора завода Анатолия Ляпидевского перебросили на должность главного контролера Госконтроля СССР: это сразу делает его частью высшей партийно-хозяйственной советской элиты. Через три года бывший летчик и директор авиазавода вернулся в «свое» министерство авиапромышленности на должность замминистра. А потом вдруг получил «понижение»: был направлен руководить московским авиазаводом №25.

Рождение и юность

Анатолий Ляпидевский родился 23 (10) марта 1908 года в деревне Белая Глина Ставропольской губернии (ныне Краснодарский край ) в семье священнослужителя. Его семья происходит из династии священнослужителей Тульской губернии . В детстве жил в станице Старощербиновской , затем в Ейске . Ляпидевский работал подмастерьем в кузнице, подмастерьем слесаря, машинистом косилки, помощником машиниста маслобойни.

В 1926 году его призвали в Красную Армию. В 1927 году Анатолий окончил Ленинградское военно-теоретическое училище ВВС, в 1928 году — Севастопольское училище морских летчиков. Ляпидевский служил в передовой части морской авиации Краснознаменного Балтийского флота , затем летчиком-инструктором Ейской школы морских летчиков. Выписан в 1933 году.

Литература

  • Слепнёв М. Первые Герои Советского Союза. — М.: Изд-во ДОСААФ, 1955. — 64 с. — (В б-ку школьнику).
  • Анатолий Ляпидевский — М.: Патриот, 2008. — 259 стр., илл.
  • Пронякин К. А. Челюскинская эпопея: сб. очерков, посвященных 85-летию спасения челюскинской экспедиции. — Магадан: Охотник, 2018. — 64 с. (Музейный центр «Наследие Чукотки»).
  • Пронякин К. А. Первые летчики на Дальнем Востоке России: влетевшие в историю (справочник. 196 биографий). К 80-летию Хабаровского края, к 95-летию Гражданского Воздушного флота России и к 100-летию Восточного военного округа. Приветствия: Героя России Г. В. Жидко, С. И. Авакянца, С. И. Фургала, А. С. Николаева; предисл. Т. В. Барановой; послесл.: А. М. Будника, В. М. Куканова. — Хабаровск: ООО «МедиаМост»; РГО, 2019. — 160 с., ил. (Серия: История развития авиации на Дальнем Востоке), стр. 69-70.

Эпопея «Челюскина»

Весной 1933 года Главсевморпуть получило новое судно, построенное в Дании. Назвали его в честь выдающегося русского полярника — «Челюскин». На этом пароходе Шмидт решил еще раз поразить страну, за одно лето проделав путь из Мурманска во Владивосток. На борт он взял множество грузов и 112 человек, включая художника Федора Решетникова и кинооператора Марка Трояновского, которые увековечили это драматическое путешествие. В Чукотском море пароход оказался в ледовой блокаде, начался пятимесячный дрейф. «Челюскин» почти вышел в открытые воды. Но 13 февраля 1934 года льдины так сжали пароход, что он за два часа затонул. Шмидту удалось оперативно эвакуировать пассажиров на льдину: тут-то и сказался его командирский дар. Последними покинули гибнущий «Челюскин» Шмидт и капитан Владимир Воронин.

Начальник экспедиции на пароходе «Челюскин» академик Отто Юльевич Шмидт

Шмидтовцы возвели настоящий лагерь во льдах — из досок, которые удалось спасти во время катастрофы «Челюскина». Радист Эрнст Кренкель держал связь с Большой землей. Шмидт читал зимовщикам лекции и выглядел невозмутимым. Ученые проводили геофизические исследования. Академик держался так, как будто никакой катастрофы нет и они просто проводят важный научный эксперимент. И в Москве ситуацию представили именно так. Кренкель получил послание из Кремля: «С восхищением следим за вашей героической борьбой». Стало ясно, что решено не наказывать Шмидта за потерю «Челюскина». Наоборот, о шмидтовцах писали как о героях.

Лучшие полярные летчики около месяца во льдах и туманах искали «лагерь Шмидта». В зимнее время в эти края не добирался ни один самолет, ни один ледокол… Повезло летчику Анатолию Ляпидевскому: он вывез на Большую землю первую партию женщин и детей. К операции подключились другие летчики — и всех полярников удалось спасти. Семеро пилотов, участвовавших в спасении челюскинцев, стали первыми Героями Советского Союза. И шмидтовцев, и полярных асов чествовали в Кремле как триумфаторов.

Остряки между тем напевали на мотив «Мурки»:

Автор цитаты

Весь мир ахнул: русские сумели даже катастрофу представить исторической победой! «Вы поразительная страна! Полярную катастрофу превратили в национальное торжество и в качестве главного героя нашли человека с бородой Санта-Клауса», — говорил Бернард Шоу — то ли язвительно, то ли восторженно. Но челюскинская эпопея показала, что Советский Союз комплексно осваивает Север. Самолеты, ледоколы, научные станции — всё работало слаженно. И создал эту индустрию Отто Шмидт. К тому же исследователи получили опыт месячного существования на льдине — и в будущем Арктику исследовали на основе этого опыта.