Метамодерн

элементы

В постмодернизме инновации — это не фокус (художественного) интереса, а рекомбинация или новое применение существующих идей. Мир — это не прогресс его объективно обдуманного пути, а как плюралистический , случайный , хаотичный и рассмотренный в свои хрупкие моменты. Человеческая идентичность также считается нестабильной и определяется множеством, иногда несопоставимых, культурных факторов. Средства массовой информации и технологии играют важную роль в качестве носителей и посредников культуры (см. Также теорию СМИ ).

Постмодернистское искусство, среди прочего, характеризуется расширенной и цитатами из прошлых стилей, некоторые из которых иронично постановлены. Там, где ирония не выдерживает или не существует, все направление можно сравнить с эклектикой .

Элементами постмодернистской мысли и суждений являются:

  • Отказ от приматов разума ( ratio ), который подчеркивался со времен Просвещения , и от цели рациональности (которые уже пошатнулись в наше время)
  • Утрата автономного субъекта как рационально действующей единицы
  • Новый поворот к аспектам человеческой аффективности и эмоциональности
  • Отвержение или критическое рассмотрение универсального притязания на истину в области философских и религиозных концепций и систем (так называемых мета-нарративов или мифов, таких как мораль , история , Бог , идеология , утопия или религия , но также, насколько это касается претензия на истину или универсальность, наука )
  • Утрата солидарности , традиционных связей и общества в целом -gefühls
  • Разделение социальной жизни на множество групп и индивидуумов с противоречивыми образами мышления и поведения.
  • Терпимость , свобода и радикальное плюрализм в обществе, искусстве и культуре
  • Деконструкция , отбор проб , смешивая из кодов , как (новые) культурные методы
  • Возрастающая символика мира (см. Также семиотический треугольник и Бодрийяра )
  • Попытки отойти от этноцентрических и андроцентрических концепций

В постмодернистских культурных исследованиях и гуманитарных науках преобладающими методами являются дискурсивный анализ и деконструктивизм .

О философских основах деконструкции см. Основную статью Жака Деррида .

Метамодернизм — краткая справка

Что такое модернизм? Модернизм — это художественное направление и философское течение конца XIX — начала XX века, опирающееся на новаторство и прогресс.

Почему возник модернизм? На фоне социально-экономического развития, модернизации философия, основанная на онтологии (метафизическом учении о бытии) и идеализме, оплотом которой по большей части были установленные веками традиции и религиозные принципы, при новой экономической модели (капитализме) просто-напросто устарела. На первые места вышла рациональность, которая была столпом диалектического материализма. Требовалась новая идеология, отвечающая порядкам нового общества. Таковой и стал модернизм.

Что же такое постмодернизм? Постмодернизм — это культурологический конструкт, сформировавшийся в 60-70 года XX века, отрицающий всё, созданное модернизмом, и не создающий ничего нового.

Почему возник постмодернизм? В 60-70-е годы двадцатого столетия наблюдались нравственный упадок и социальный кризис. Люди стали терять веру в постулаты старого направления. Зрели глобальные перемены. Общество переходило от индустриального к постиндустриальному. Сопровождавшие данный переход упадок ценностей и начало постепенного движения вниз определили новое течение, которым и стал постмодернизм. Если в случае зарождения модернизма наблюдалось естественное развитие идеологии, то в данном случае это было искусственным насаждением, с которым смирились.

Что же такое метамодернизм на самом деле? Метамодернизм — это культурологический конструкт, сформировавшийся в 1990-е годы, демонстрирующий изменения в области культуры.

Почему возник метамодернизм на самом деле? Можно сказать, что причины тождественны причинам появления постмодернизма: только теперь с новым антуражем и новым названием.

На титульном фото — картина Люсьен Фрейда «Спящая социальная работница».

Постмодернизм в скульптуре

Постмодернизм в скульптуре проявился в новых формах. В какой-то мере это можно считать развитием трендов, зародившихся в эпоху модернизма. Так, уже тогда Пабло Пикассо и Сальвадором Дали были представлены неожиданные скульптурные решения. Эпоха постмодернизма отличается еще большей экстравагантностью идей. В самых общих чертах можно выделить несколько основных направлений в скульптуре постмодернизма.

Экзистенциальный стиль, реализованный швейцарским художником и скульптором Альберто Джакометти, как бы передает хрупкость и недолговечность всего сущего. Формы нарочито небрежны, и без пояснений автора многие вряд ли бы поняли, что перед ними, к примеру, скульптура собаки:

Кинетизм, наиболее полно реализованный в работах скульптора из Швейцарии Жана Тэнгли. Единичные образцы кинетической скульптуры начали появляться еще в эпоху модернизма, а в постмодернизм кинетическое направление получило столь мощное развитие, что в швейцарском городе Базеле создан музей Тэнгли, где можно увидеть его движущиеся скульптуры:

Из прочих представителей кинетизма известны Хайнц Мак, Отто Пине, Гюнтер Юккер. Они в 1957 году объединились в группу Zero. С их подачи в скульптуре начал развиваться такой формат, как инсталляция – пространственная композиция из различных материалов и предметов. Весьма интересна инсталляция посреди пустыни Сахара, которую делал Хайнц Мак:

Работы членов группы Zero часто не были скульптурой в привычном понимании хотя бы из-за используемых явно «не скульптурных» материалов: стекла, пластика, песка, электродвигателя. Кроме того, в их работах центральное значение придается игре света, будь то инсталляция посреди пустыни или в выставочном зале, как, например, инсталляция «История огня» Отто Пине:

Индустриальный стиль, представляющий собой изготовление арт-объектов из различных металлических деталей, крепежных элементов, проволоки, гвоздей и прочего. Так, французский творец Жан Мартин предпочитал делать фигурки животных, например, змею из гаек:

А вот румынский скульптор Дариус Хулеа предпочитает ваять исторических персонажей. Весьма интересна фигура Короля Румынии Фердинанда II, выполненная из металлических прутьев и проволоки:

Более подробно об эстетике постмодернизма вам наверняка будет интересно почитать в книге «Париж со змеями» .

Основные черты

Полный список признаков данного явления вы найдете здесь.

Для постмодернизма характерны:

  • Паратеатральность – совокупность новых форматов визуального представления искусства: хеппенинг, перфоманс и флешмоб. Набирает оборотые интерактивность: книги, кино и картины становятся сюжетами компьютерных игр и частью 3-D представлений.
  • Трансгендерность – отсутствие различия между полами. Особенно заметно в моде.
  • Глобализация – утрата национальной идентичности авторов.
  • Быстрая смена стилей – скорость моды бьет все рекорды.
  • Перепроизводство объектов культуры и дилетантизм авторов. Теперь творчество стало доступно многим, сдерживающего канона нет, как и принципа элитарности культуры.

Стиль и эстетика

Стиль и эстетика постмодернизма – это, прежде всего, деканонизация всего, ироничная переоценка ценностей. Жанры меняются, господствует коммерческое искусство, которое является бизнесом. В диком беспорядке жизни помогает выжить смех, поэтому еще одна особенность – карнавализация.

Характерен также пастиш, то есть фрагментарность, противоречивость повествования, это ведет к коммуникативной затрудненности. Авторы не следуют действительности, а симулируют правдоподобность. Постмодернистам свойственна игра с текстом, языком, вечными образами и сюжетами. Авторская позиция нечеткая, он самоустраняется.

Язык для постмодернистов – система, мешающая коммуникации, у каждого человека свой собственный язык, поэтому люди не способны понять друг друга до конца. Поэтому в текстах мало идейного смысла, авторы ориентируются на множественность интерпретаций. Реальность создается с помощью языка, значит, с его помощью можно управлять человечеством.

Течения и направления

Здесь приведены самые известные образчики постмодернизма.

  • Поп-арт – новое течение в визуальном искусстве, которое переводит банальность в плоскость высокой культуры. Поэтика массовой продукции из обычных вещей делает символы. Представители – Дж. Джонс, Р. Раушенберг, Р.Гамильтон, Дж.Дайн и другие.
  • Магический реализм – литературное течение, в рамках которого смешиваются фантастические и реалистические элементы. Пример.
  • Новые жанры в литературе: корпоративный роман (пример), тревелог (пример), роман-словарь (пример) и др.
  • Битники – молодежное движение, породившее целую культуру. Пример и описание.
  • Фанфики – направление, в рамках которого фанаты продолжают книги или дополняют вселенные, созданные авторами. Пример: 50 оттенков серого
  • Театр абсурда – театральный постмодернизм. Пример.
  • Граффитизм – течение, которое смешивает граффити, графику и станковую живопись. Здесь фантазия, самобытность в сочетании с элементами субкультуры и искусством этнических групп. Представители – Крэш (Дж. Матос), Дейз (К. Элис), Футура 2000 (Л. Макгар) и другие.
  • Минимализм – течение, призывающее к антидекоративности, отказу от изобразительности и субъективности. Отличается простотой, однообразием и нейтральностью в формах, фигурах, цветах, материалах.

Темы и проблемы

Наиболее общая тема постмодернизма – поиск нового смысла, новой целостности, ориентиров, а также абсурдность и сумасшествие мира, конечность всех устоев, поиск новых идеалов.

Постмодернисты ставят проблемы:

  • самоуничтожения человечества и человека;
  • усредненности и подражательности массовой культуры;
  • избытка информации.

Основные приемы

  1. Видео-арт – течение, выражающее художественные возможности. Видео-арт противостоит массовому телевидению и культуре.
  2. Инсталляция – формирование арт-объекта из бытовых предметов и промышленных материалов. Цель – наполнить предметы каким-то особым содержанием, которое каждый зритель понимает по-своему.
  3. Перфоманс – шоу, в основе которого представление о творчестве как о стиле жизни. Арт-объект здесь не произведения художника, а само по себе его поведения и поступки.
  4. Хеппенинг – представление с участием художника и зрителей, в результате которого стирается граница между создателем и публикой.

дальнейшее чтение

  • Олброу, Мартин (1996). Глобальная эпоха: государство и общество вне современности . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-2870-4.
  • Ballesteros, Jesús , 1992. Постмодерн: упадок или сопротивление , Памплона, Эмисе.
  • Бодрийяр, Дж. 1984. Моделирование . Нью-Йорк: Полутекст (е) .
  • Берман, Маршалл. 1982. Все твердое растворяется в воздухе. Опыт современности . Лондон: Verso.
  • Бельскис, Андрюс. 2005. К постмодернистскому пониманию политического . Хаундмиллс, Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан.
  • Чан, Эванс. 2001. «Против постмодернизма и т. Д. — Разговор со Сьюзен Зонтаг» в Postmodern Culture , vol. 12 нет. 1, Балтимор: издательство Университета Джона Хопкинса.
  • Дочерти, Томас. 1993. (ред.), Постмодернизм: Читатель , Нью-Йорк: Harvester Wheatsheat.
  • Докер, Джон. 1994. Постмодернизм и популярная культура: история культуры. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Иглтон, Терри. «Капитализм, модернизм и постмодернизм». Против зерна: Очерки 1975–1985 . Лондон: Verso, 1986. С. 131–47.
  • Фостер, Х. 1983. Антиэстетика . США: Bay Press.
  • Фьюери, Патрик и Мэнсфилд, Ник. 2001. Культурология и критическая теория . Мельбурн: Издательство Оксфордского университета.
  • Графф, Джеральд. 1973. «Миф о постмодернистском прорыве» в Triquarterly , вып. 26, Winter 1973, стр. 383–417.
  • Гребович, Маргрет. 2007. Пол после Лиотара . Нью-Йорк: Санни Пресс.
  • Гренц, Стэнли Дж. 1996. Букварь по постмодернизму. Гранд-Рапидс: Эрдманс
  • Хабермас, Юрген «Современность — незавершенный проект» (у Дочерти там же)
  • Хабермас, Юрген. 1981. пер. пользователя Сейла Бен-Хабиб. «Современность против постмодерна». в V Taylor & C Winquist; первоначально опубликовано в New German Critique , No. 22, Зима 1981 г., стр. 3–14.
  • Джеймсон, Ф. 1993. « Постмодернизм, или культурная логика позднего капитализма » (у Дочерти, там же).
  • Дженкс, Чарльз. 1986. Что такое постмодернизм? Нью-Йорк: Издательство Св. Мартина и Лондон: Выпуски Академии.
  • Джойс, Джеймс. 1964. Улисс . Лондон: Бодли-Хед.
  • Липовецкий, Жиль. 2005. Гипермодернистские времена . Корнуолл: Polity Press.
  • Лиотар, Дж. 1984. Состояние постмодерна: отчет о знаниях . Манчестер: Издательство Манчестерского университета
  • Мэнсфилд, Н. 2000. Субъективность: теории личности от Фрейда до Харроуэя . Сидней: Аллен и Анвин.
  • Макхейл, Брайан. 1990. «Конструирование (пост) модернизма: дело Улисса» в стиле , т. 24 нет. 1, pp. 1–21, DeKalb, Illinois: факультет английского языка Университета Северного Иллинойса.
  • Мерфи, Марк К. (редактор) 2003. Аласдер Макинтайр . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Палмери, Франк. 2001. «Помимо постмодерна? — Фуко, Пинчон, гибридность, этика» в Postmodern Culture , vol. 12 ч. 1, Балтимор: издательство Университета Джона Хопкинса.
  • Пинкни, Тони. 1989. «Модернизм и теория культуры», введение редактора к Williams, Raymond. Политика модернизма: против новых конформистов . Лондон: Verso.
  • Тейлор, В. и Винквист, (ред.). 1998. Постмодернизм: Критические концепции (т. 1-2). Лондон: Рутледж.
  • Уил, Н. 1995. Постмодернистское искусство: вводный читатель . Нью-Йорк: Рутледж.

Постмодернизм и его основные черты

Определение 1

Постмодернизм – направление в искусстве, сформировавшееся в 50-е гг. прошлого века, которое пришло на смену модернизму.

Постмодернизм появляется одновременно в нескольких развитых странах Америки и Европы. Он представляет собой художественное направление, которое продолжает модернизм, вместе с тем выглядит как его преодоление. Постмодернизм выступает как контраст с искусством Нового времени, он крайне похож по своим свойствам на своего предшественника – модернизма.

Первым, кто применил этот термин был Р. Панвиц. В его работе «Кризис европейской культуры» встречается понятие постмодернизма. В науке эстетике «постмодернизм» используется весьма часто, он становится популярным после выхода книги Ч. Дженкса «Язык постмодернистской архитектуры». Это произведение отмечено тем, что в нём впервые данное понятие употребляется как отказ от экстремизма и нигилизма авангарда, частичный возврат к традициям, в котором особое значение предаётся коммуникативной роли архитектуры, а не названия для крайних литературных экспериментов.

Искусство постмодернизма с самого начала представляло собой многообразное, раздробленное и противоречивое явление. Его сила была сконцентрирована в нескольких направлениях. Невозможно было его обозначить единым понятием типа «абстрактный экспрессионизм» или «минимализм».

Важнейшей отличительной чертой постмодернизма является его разношёрстность, даже несмотря на понятия коллективного действия и сообщества художников, которые лежат в основе самой идеи художественного направления. Богатейшее многообразие является отражением простого перечня течений сегодняшнего искусства: видео, перформанс, боди-арт, концептуальное искусство, фотореализм в живописи, гиперреализм в скульптуре, повествовательное искусство, монументальная абстрактная скульптура, абстрактная живопись, специфической чертой которой является в современных условиях не строгость и чёткость, а предусмотренная эклектичность.

Прообразом таких разношёрстных направлений служит фигура личной свободы. Появились такие возможности, из которых наделённый свободой воли художник, мог выбирать, в то время как до этого периода такие возможности были недоступны, в силу того, что были преграждены репрессивные понятия художественного стиля.

Сформировавшийся в истоках художественной культуры, прежде всего литературы и архитектуры, постмодернизм спустя короткий период времени приобретает черты обширного культурного направления, которое затрагивало философию, эстетику и другие гуманитарные науки.

Принято считать, что постмодернизм является новым, самостоятельным художественным стилем, который сменил модернизм

Но важно понимать тот факт, что постмодернизм ещё слишком молодое направление, чтобы уже сегодня говорить о нём в качестве самостоятельного художественного стиля, который получил не самое удачное наименование

Постмодернистская модель философии

Возникновение постмодерна относится к пятидесятым годам ХХ века, когда началось проявление пост индустриализации в различных странах мира – Италии, США, Японии, но впервые течение приобрело осознанную, общепринятую форму после выхода в свет книги «Состояние постмодерна» Лиотара в конце семидесятых. Издание подвергалось критике, у него появились приверженцы, общественное признание.

Уже в восьмидесятых годах сформировалось становление направления, которое распространилось по всему миру, стало модным, триумфально востребованным. Трудно в то время было не стать его представителем.

Постмодернистская философия характеризуется такими принципами – профессиональная востребованность, финансовый успех, которых необходимо достичь как можно раньше. Ради них адепты были готовы идти на жертвы. Правила морали перестали обладать ценностью, духовность потеряла значимость. Важными стали клиенты, потребители. Интеллигенция прильнула к простому народу (аморфной массе), на ее место пришли интеллектуалы одного дня.

Мода, реклама считаются основополагающими аспектами культуры. Мода заменяет собою религию, мифологию, науку, философию, оценивает по внешнему виду, эффектности, устанавливает рамки. Что не соответствует моде – не имеет возможности на существование. Недостатками последней считаются мимолетность, скоротечность. Благодаря им философия постмодернизма неустойчива, зыбка.

Отдельное место занимает в прорывном течении политика. Неотъемлемой частью постмодернизма является театрализация. Во всех сферам жизни она играет ключевую роль, выставляет общественные процессы в виде яркого постановочного шоу, спектакля. Политика не исключение – серьезная активная деятельность уступает место театральному зрелищу, которое выступает местом эмоциональной разрядки социума. Оно лишено глубины, поиска истины, поэтому не приводит к революциям. Речь больше не идет о жизненно важных вопросах, бытии. Центровая роль игрового направления не уменьшается, наоборот, возрастает, так как подвергает общество настроенческому азарту. Политика становится религией прогрессивного модернизма.

В музыке, спорте, искусстве, архитектуре и литературе

Музыка

Музыковед Йорг Мишке понимает постмодернизм как явно выросшее множество образованных способов мышления и действий в музыке, которое идет рука об руку с плюрализацией стилей жизни . Такие техники, как коллаж , кроссовер , монтаж и стилизация, можно считать частью музыкального постмодернизма. Разрыв с композиционными традициями, такими как атональность , сериализм , техника двенадцати тонов, или принятие постмодернистских дискурсов в музыке, например Б. в постфеминистских группах Riot-Grrrl .

По словам Джонатана Крамера, существует 16 различных характеристик постмодернистской музыки, например: нарушение традиций, иронизация, пересечение границ, пренебрежение музыкальными догмами, фрагментация, цитаты из музыки, эклектизм, прерывность, игривое отношение к традициям, двусмысленность. Однако использование термина «постмодерн» для описания музыкальных стилей и форм внешности вызывает споры.

Типичными представителями музыкального постмодернизма с очень разными формами выражения являются Лори Андерсон , Лучано Берио , Джон Кейдж , Стив Райх , Филип Гласс , Джон Адамс , Майкл Гордон, София Губайдулина , Чарльз Айвс , Джиджа Канчели , Кшиштоф Пендерецкий , Ольга Нойвирт , Арво. Пярт , Альфред Шнитке , Иоганн Джоанссон , King Crimson , The Cinematic Orchestra , Bugge Wesseltoft , Нильс Фрам , Олафур Arnalds , шейки , Nik Барч , Max Richter , Hans Florian Zimmer , Джон Раттер , Amon Tobin , Фрэнк Заппа , Джон Зорн и Валентин Звали Сильвестров . Постмодернизм нашел выражение почти во всех жанрах музыки, таких как оркестровая, нотная, импровизационная, джаз, рок, поп, музыка из фильмов и электронная музыка . Иногда к нему относятся целые жанры, такие как пост-рок , минимал , ню-джаз или EDM .

Спортивный

При приеме профессиональных спортсменов на Олимпийских играх с 1981 года, давно преобладающая идеология в любительском уже закончилась, в результате чего один из традиционных определений спорте растворили; С самороспуском Восточного блока одна из основных причин государственного финансирования первоклассного спорта в западных странах перестала существовать. Это устранение мета-нарративных структур было идентифицировано в спорте и спортивной науке с постмодернизмом. Легирование дилемма, в которой решение для честной игры может означать сокращение равных возможностей и профессиональных спортсменов не разрешается принимать определенные лекарства, которые принимаются как само собой разумеющееся в балете , также был идентифицирован с постмодернизмом. В 1936 Олимпийские игры также были связаны с постмодернизмом, так как с одной стороны , они воспринимались по- разному в каждой стране , и, с другой стороны, Пьер де Кубертен сказал в интервью сразу после игры , что он не сделал независимо от того , который используется в пропагандистских для политической системы (1936) или для хорошей погоды ( Южная Калифорния , 1932)

Очень важно, чтобы игры отмечались великолепно. Такой отказ от мета-нарративных попыток объяснения симптоматичен для постмодернизма

Филлипс идет еще дальше, противопоставляя весь позитивистский подход спортивной историографии постмодернистскому деконструктивизму .

Искусство

Пожалуйста, обратитесь

  • Присвоение искусства
  • Боди-арт
  • Возвышенное (для постмодернистской эстетики возвышенного Лиотара)
  • Fluxus
  • происходит
  • Жан-Мишель Баския
  • Концептуальное искусство
  • Кантри Арт
  • Mail Art
  • Новые дикари
  • представление
  • Поп-арт
  • Видео арт

Что такое модерн: сущность модернизма

Постмодернизм пришёл на смену модернизма и следующих модернистских течений:

Название Характеристика Пример (живопись)
Импрессионизм Изображение красоты повседневности, конкретного момента; передача эмоций и впечатлений. В. А. Серов «Девочка с персиками»
Неоимпрессионизм Изображение с помощью достижений в области оптики: краска наносится на холст точечно и чистым цветом, на определённом расстоянии должна дать нужный оттенок. Ж. Сёра «Воскресный день на острове Гранд-Жатт»
Постимпрессионизм Изображение закономерностей окружающего мира, основных черт В. Ван Гог «Звёздная ночь»
Модерн Изображение построено на асимметрии, орнаментальности (украшение узором) и декоративности Г. Климт «Поцелуй»
  • В. А. Серов «Девочка с персиками»
  • Ж. Сёра «Воскресный день на острове Гранд-Жатт»
  • В. Ван Гог «Звёздная ночь»
  • Г. Климт «Поцелуй»

В целом модернизм означает «другое искусство» — что-то новое, избавившееся от старых методов и принципов, основанное на свободе мысли и самовыражения. Это художественное направление охватывает временной промежуток конца XIX — начала XX века. Однако данная периодизация не удовлетворяет философскому течению модернизма.

С точки зрения философии модернизм является идеологическим течением, направленным на преобразование и изменение. Он противопоставлен традиционным устоям общества: то есть против доминирования традиций над нововведениями и его оплотом в виде религиозных учений.

Философия модернизма также зиждется на избавлении от старых принципов и в историческом контексте рассматривается вместе с процессом модернизации.

Так, в своей статье «Модернизация и культура» Федотова В.Г. отмечает:

Однако это не значит, что можно отождествлять понятия модернизации и модернизма. Несомненно, социально-экономические факторы развития общества оказывали влияние на философию того времени, но приравнивать модернизацию к модернизму некорректно.

Есть и другой взгляд на философское течение модернизма — мировоззрение, направленное на отрицание традиционных принципов. Здесь определить хронологические рамки становится невозможно, так как по своей сути каждый период в той или иной мере стремится к чему-то новому, к прогрессу и развитию.

Если подытожить всё вышесказанное, то можно сказать, что модернизм олицетворяет новаторство и движение вперёд, отказываясь от базиса прошлого или же подвергая его переосмыслению. Он был попыткой преодолеть метафизические основы философии и мировоззрения человека в целом, опираясь на поиск столпов рационализма:

  • Классовая идеология у Карла Маркса;
  • Подсознание у Зигмунда Фрейда;
  • Воля у Фридриха Ницше.