Конаковский фаянс

Производство фаянса в Российской империи

Русские мастера овладели тайнами производства фаянса лишь в начале XVIII века. В 1724 году в России возникла первая фабрика по производству изделий из фаянса и фарфора, известная как фабрика Гребенщикова.

Следует отметить, что изначально в России производили все же не фаянсовую посуду, а посуду из майолики, являвшейся всего лишь отходами фаянсового производства. Первые фарфоровые заводы и фабрики по изготовлению фаянсовых изделий и посуды из фарфора в больших масштабах возникли лишь спустя столетие. В 1833 году фабрикой «Гарднер» впервые были произведены столовые приборы исключительно из фаянса. Спустя 10 лет мастера освоили технологию «опак», позволившую создавать посуду белого цвета. Центрами производства становятся Петербург и Гжель. Крупнейшими предприятиями по производству фарфора и фаянса стали Киево-Межигорский завод и завод Ауэрбаха, ныне Конаковский.

Сам Конаковский завод был основан несколько ранее. В 1809 году Фридрих Бринер, выходец из Богемии Кобоцки и немец саксонского происхождения Рейнер открыли предприятие по производству фарфора и фаянса в Тверской области. Были они работниками фабрики Гарднера, считались мастерами в своем деле, и вскоре производство стало приносить прибыль.

Несмотря на это, всего спустя год фабрика была продана А. Я. Ауэрбаху, который и считается первым из ее владельцев. Занимавшему видное положение в обществе Ауэрабаху ничего не стоило получить для своей фабрики государственные заказы. Благодаря этому, спустя всего несколько лет производство удостаивается высших государственных знаков отличия.

В 1829 году проходит первая в истории России мануфактурная выставка, на которой завод Ауэрбаха получает серебряную медаль качества. Спустя два года завод удостаивается золотой медали, что позволяет получить разрешение на украшение изделий гербом Российской империи — двуглавым орлом.

В конце 40-х годов XIX века завод Ауэрбаха налаживает контакты с производителями за рубежом. В 1870 году производство переходит Матвею Сидоровичу Кузнецову, на тот момент уже имевшему несколько фабрик по производству фаянса. Кузнецов полностью переоборудовал завод, ввел новые технологии и материалы, отстроил корпуса. В 1889 году было образовано «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова».

Вредное производство и безопасность

Главным вредным фактором рабочих, трудящихся на фарфоро-фаянсовом производстве, является наличие пыли с высокой степенью дисперсности. Большое ее количество выделяется в воздух при транспортировке, помоле, дроблении и прессовании сыпучих материалов.

Негативными условиями работы в формовочном цехе считаются высокий уровень шума, повышенная влажность. При обжиге наблюдается высокая температура воздуха, поэтому у многих работников в конце смены отмечается лихорадочное состояние.

Длительное нахождение в помещении с повышенной концентрацией мелкодисперсной пыли нередко вызывает у людей заболевания органов дыхания (например, пылевой бронхит, силикотуберкулез). У работников формовочных цехов при контакте с водой и мыльно-керосиновыми жидкостями проявляются кожные аллергические заболевания (дерматит).

Чтобы снизить любое негативно влияние на организм человека, необходимо совершенствовать технологии производства и оборудование. Кроме этого, рабочие всегда должны использовать средства индивидуальной защиты.

Описание отрасли

История развития отрасли началась в 1744 г., когда в Санкт-Петербурге была организована первая мануфактура. В XIX в. количество заводов по выпуску фарфорых изделий увеличилось до нескольких десятков, а в советское время предприятий стало больше в 3 раза.

В 1809 г. в селе Домкино начал работать Конаковский фаянсовый завод, в 1832 году — Дулевский фарфоровый. К началу XX в. фарфоро-фаянсовая промышленность стала активно развиваться, по объему производства не отставала от европейских производителей.

В годы ВОВ множество предприятий было разрушено. После войны началось их активное восстановление и ввод в эксплуатацию новых фабрик. К 1975 г. в стране насчитывалось 47 компаний по изготовлению изделий из фарфора, фаянса, керамики.

В 90-е годы объем инвестиций на развитие производственной базы резко сократился. В результате этого произошло замедление темпов выпуска продукции на действующих заводах. Предприятия не имели возможности обновлять оборудование, а также осваивать и внедрять новые технологии.

Со временем конкуренция со стороны зарубежных организаций усилилась, что привело к снижению производства товаров. 

Сегодня в России насчитывают более 100 производителей различных изделий из фарфора и фаянса. К сожалению, на данный момент эта сфера деятельности переживает не лучшие времена.

Конаковский завод в советскую эпоху

После революции завод стал народным достоянием, но работу не прекратил. В 1923 году завод Кузнецова переименовывается в завод имени М. И. Калинина. В 1929 году деревня Кузнецово также переименовывается, получив новое название — Конаково. В это же время здесь прекращают выпуск фарфора, направив все усилия на освоение новой техники производства изделий из фаянса и майолики.

В начале 30-х годов на территории завода возникла целая художественная лаборатория, сотрудники которой работали над расширением и трансформированием старого ассортимента под нужды нового советского общества. Появляются замечательные по красоте фруктовницы, салатницы, анималистические скульптуры, различные декоративные блюда.

В 1937 году Конаковский завод принимает участие в международной выставке в Париже, где удостаивается Гран-При

Не обходят вниманием и работающих над производством художников И. С

Ефимова, И. Г. Фрих-Хар, П. М. Кожина и С. Д. Лебедеву.

Все они получают золотые и серебряные медали. Именно в это время на всю посуду, произведенную в Конаково, ставится клеймо ЗиК, выполненное в виде елочки. Также на посуде иногда ставилось клеймо в виде еловой ветви.

Умельцы Конаковского завода принесли советской промышленности немало наград, сам завод прославился за пределами СССР. Многие иностранцы стремились увезти из России сувениры, изготовленные именно на Конаковском заводе.

Фаянсовая Статуэтка «Рыбачок». Конакововский фаянс.

Великая Отечественная война внесла коррективы в производство. Заработать на всю мощность Конаковскому заводу удалось лишь спустя несколько лет после ее окончания. В 50-х годах на заводе освоили производство нескольких видов ваз, столовых и кофейных сервизов, приборов для воды, молока, конфет, появились несколько новых скульптурных форм. Растет ассортимент сувенирных изделий.

Руководство завода сотрудничает с такими художниками и керамистами, как Т. З. Подрябинников, Г. Я. Альтерман, В. Г. Филянская, А. И. Хихеева, И. Васильев и М. Холодная.

Начиная с 60-х годов, уделяется внимание не только качеству продукции, но и ее художественной ценности. К началу перестройки мощность завода достигает 100 миллионов единиц продукции в год

Количество задействованных рабочих превышало 5000 человек.

Переход к рыночным отношениям привел к упадку производства и увольнению работников. Банкротство предприятия произошло в 2006 году. Сегодня Конаковского производства как такового не существует. Сохранившиеся технологии и средства производства принадлежат компании «Конаковский фаянс», возникшей на базе художественной лаборатории завода.

Большая часть произведенных на Конаковском заводе изделий предназначена для удовлетворения нужд потребителей, но имелись и исключения. Так, к годовщине войны 1812 года Конаковский завод выпустил множество тарелок, сервизов, блюд и чашек с изображениями известных сражений и полководцев указанного периода. В дальнейшем подобное производство было продолжено. Новые оригинальные изделия появлялись практически к каждой годовщине Великой Отечественной войны и иных государственных праздников.

Продолжение гончарных традиций

Технология гончарного производства включает изготовление фаянсовых и фарфоровых изделий, как предметов более изысканной домашней и заводской обстановки.

О фаянсе

Фаянс имеет пористый белый черепок с желтоватым оттенком, пористость черепка 9 — 12 %. Из-за высокой пористости изделия из фаянса полностью покрываются бесцветной глазурью невысокой термостойкости. Фаянс применяется для производства столовой посуды повседневного использования. Сырьё для производства фаянса — беложгущиеся глины с добавлением мела и кварцевого песка.

Порцелиновая мануфактура

История фарфорово-фаянсовой промышленности России берёт своё начало с 1744 года, когда в Петербурге была открыта первая Порцелиновая мануфактура (нынеИмператорский фарфоровый завод). Спустя более полувека в 1798 году под Киевом открывается и первая фаянсовая фабрика.

Клеймо в виде «ёлочки»

В 1918 году Тверская фабрика Кузнецова была национализирована. Производство постепенно нормализуется только к 1923 году. Фабрика получает название Завод имени Калинина — «ЗИК». Именно эти буквы мы и видим в, так знакомом с детства, клейме в виде «ёлочки».

Изменение ассортимента

Первые серьезные попытки внедрить новый ассортимент продукции были предприняты в начале 1930-х гг. прошлого века.

По рекомендации В.В. Куйбышева, художник И.Г. Фрих-Хар привёз на фабрику группу известных художников и скульпторов.

Они поставили перед собой задачу провести творческий поиск путей замены старых «кузнецовских» моделей и создать систему новых изделий и рисунков для внедрения в массовое производство. 

Влияние РАПХа

В начале 30-х годов художественная промышленность испытала влияние РАПХа (Российская Ассоциация Пролетарских Художников).

РАПХ требовал, чтобы оформление художественных изделий, в том числе фарфоровой посуды, служило целям агитации и пропаганды строительства социализма.

Все, что не служило этим целям, отрицалось, если декор был просто отвлеченным, красивым, отвечал только эстетическим запросам, он объявлялся враждебным для пролетариата.

«Столовый сервиз №5»

В 1952 году В. Филянская предлагает форму столового сервиза (№ 5), названного ею «Перец» (держатель на крышке был решен в виде перца).

Этот держатель, собственно говоря, и был единственным украшением сервиза, так как все плоские предметы этого сервиза имели ровный, четкий край, а объемные гармонировали с ними своими простыми, идущими от шара формами.

В 1956 году Вера Григорьевна снова создает форму столового сервиза (№ 6) «Вырезной край», который можно назвать одним из самых удачных конаковских сервизов. В нем соединились простота и нарядность, теплота домовитости, уюта и максимально выверенная технологичность. 

Легендарный «ситчик»

Столовые фаянсовые сервизы в этот период расписывались в основном цветочными орнаментами в виде букетов или отдельных мелких цветочков, покрывавших все изделие,— так называемый «ситчик»

Большое внимание уделялось росписям штучных изделий (пловниц, ваз, кувшинов, тарелок, пепельниц и других

Народная тема

Конаковские художники очень часто обращались к тематике народных промыслов. В росписи сервизов, отдельных предметов, в фигурках достаточно много изображений орнаментов или людей в национальных костюмах. Даже на самых простых и недорогих изделиях с деколью предпочитается изображение русской природы, простых цветов, птиц, или элементов русского орнамента.

Авторские права

Статья подготовлена по материалам: Путеводитель по русским ремёслам CC BY-SA 3.0, авторство фото: 1 —  Сергей Кузнецов www.новоеконаково.рф, CC BY-SA 3.0; 2 — ПростоУчастник, CC0 1.0; 3 — неизвестен, CC BY-SA 3.0; 4 — Soli1705, CC BY-SA 3.0; 5, 6— Путеводитель по русским ремёслам CC BY-SA 3.0; 3 — .

Клейма завода

Период Ауэрбаха

В первых клеймах завода писали только фамилию ее владельца без указания места, где находится предприятие. Наиболее частым клеймом в период 1811–1817 гг. является надпись на латыни AUERBAGH, вдавленная массу.

В этот период министром внутренних дел в стране был О. Козодавлев, которому сильно не нравилось подражание зарубежной продукции, в том числе и в плане авторства. Министр выступал против того, чтобы русский фарфор делали по импортным образцам, да еще и обозначали авторство на иностранный манер. Он выразил свое недовольство по этому поводу и предписал русским фабрикантам указывать на фарфоровых изделиях фамилию российскими литерами с обязательным указанием имени изготовителя и «места, в коем фабрика находится». После этого события в фабричных клеймах стали использовать русские буквы, а также указывать местонахождение завода (Корчевский уезд).

Саму надпись «Ауэрбахъ. Корчева» располагали в одну строчку или в две. Вместо полного наименования часто использовали сокращение «А. К.», которое также шло в одной или двух строках. На некоторых изделиях буквы вдавлены на значительном расстоянии и порой расположены в разных направлениях.

В 1820-е годы Ауэрбах создал три роскошных сервиза, которые были заказаны ему для двух дворцов и придворной конторы. На многочисленных изделиях каждого из этих сервизов стояли соответствующие клейма: «Тверского дворца», «Павловского дворца» и «Придворной конторы». Эти клейма ставились в дополнение к основным клеймам, то есть «А. К.» или «Ауэрбахъ. Корчева».

В 1833 году на прошедшей в Санкт-Петербурге мануфактурной выставке фабриканта удостоили чести клеймить свой фарфор государственным гербом, что говорит о высочайшем качестве его продукции.

В период с 1833 по 1860 годы встречается надпись AUERBAGH, расположенная под двуглавым орлом, а также цифры и другие элементы.

После 1860 года завод вновь использует клеймо на русском языке «АУЕРБАХЪ» с российским гербом, выполненное техникой тиснения. Это же клеймо иногда делали с помощью розовой подглазурной краски.

Период Кузнецова

С 1870 года, когда новым владельцем фабрики стал М.С. Кузнецов, в клейме по-прежнему проставляли фамилию Ауэрбаха, чтобы сохранить прежних заказчиков прославленного предприятия, однако к фамилии стали добавлять приписку «бывший». В этот период встречается клейма с написанием фамилии через «е» и «э»: «Быв. Ауербахъ» и «Быв. Ауэрбахъ».

Для этого периода характерно и наличие двойных клейм, когда рядом с клеймом «Быв. Ауэрбахъ» ставили клеймо «Фабрики М.С. Кузнецова в Твери».

В период 1870-1889 гг. Кузнецов помечал продукцию клеймами, которые были характерны для всех его заводов. В них присутствует российский герб, фамилия и инициалы владельца завода, то есть самого М.С. Кузнецова, а также указание, где именно находится завод. В данном случае указывали Тверскую губернию.

В период с 1889 по 1917 годы появилось клеймо «Товарищества М.С. Кузнецова в Твери», что было связано с объединением в 1889 году фарфорово-фаянсовых предприятий Кузнецова в товарищество.

После национализации

В 1918-1919 гг. фабрика была переименована в Государственную Тверскую фабрику, что нашло отражение и в новом клейме. С этого периода для клейм завода характерно наличие советской атрибутики. В частности, в последующие годы в них изображали серп и молот, колосья пшеницы, герб страны. С 1920 по 1927 гг. в клейме появилось название села Кузнецово Тверской губернии и новое название фабрики (в 1923 году заводу присвоили имя М.И. Калинина). В этот же период используется и более лаконичное клеймо из букв «т» и «ф», обозначающих тверской фарфор.

В 1929 году село Кузнецово переименовали в Конаково. Такое имя было присвоено в честь революционера П.П. Конакова по предложению одной из работниц завода. В 1937 году Президиум ВЦИК принял решение перенести центр Конаковского района из города Корчевы в Конаково. С этого момента Конаково превращается в город, а в клеймах появляется соответствующая приписка: «В Конакове». Позже клеймо стало более лаконичным, состоящей из букв «ЗиК».

Технологические процессы

Сырьем на производстве фарфоро-фаянсовой продукции служат глина, известь, кварц, полевой шпат и другие материалы. Технологический процесс включает в себя более 80 операций.

Подготовка сырья

Для изготовления фарфоровой массы смешивают каолин, кварц и полевой шпат. В результате получается белая густая смесь однородной консистенции. После этого массу пропускают через промышленные сита. Происходит очистка от тяжелых частиц.

Кварц и шпат обжигают в специальных печах при температуре 1000°С. После термообработки кварц трескается, поэтому его перемалывают и очищают от железных соединений. Полученную однородную массу просеивают, обезвоживают и отправляют на вылеживание во влажном помещении. Спустя 2 недели она становится пластичной, и ее начинают формовать.

Формование

На этом этапе используют специальные фигуры из ПВХ. Чтобы раскатать пласт определенной толщины, берут ролик и вращающуюся форму. Сложные товары создают методом литья.

Сушка

Когда изделие сформовано, его высушивают. Если изначально влажность массы составляет 22%, то после высыхания показатель становится в пределах 2-4%.

Сушка состоит из 2 этапов:

  1. Предварительный — заготовки сушат до тех пор, пока влажность сырьевой массы не достигнет 15%.
  2. Окончательный — заготовки вынимают из форм и сушат без них.

Полученные предметы очищают от пыли и грязи, а также зачищают на них швы.

Обжиг

Следующий этап — обжиг изделий при температуре 900°С (может быть и выше — все зависит от типа фарфора). Посуда находится в специальной печи в течение 12 часов, после чего ее покрывают глазурью и снова отправляют на обжиг.

Российский фаянс

Появилась керамическая посуда в России в XVII веке. Тогда, правда, изделия были выполнены из майолики, которая очень напоминала фаянс. Производство быстро развивалось и уже в XVIII веке петербургские мануфактуры делали посуду высокого спроса.В XIX веке на прилавках магазинов встречались в основном белые изделия. Другим направлением была полуфаянсовая посуда с синей росписью. Ее создавали гжельские мануфактуры и продавали на ярмарках.

Впоследствии на посуду из материала начали наносить изображения. Первыми это придумали мастера на фабрике товарищества Кузнецова. Они использовали опак, высший сорта фаянса, украшали его всевозможными рельефами, рисунками и цветной глазурью. Именно этот советский фаянс получил большой спрос у обычных жителей страны. Изделия отличались дешевизной при высоком качестве в художественном оформлении. Позже предприятие переименовывали два раза: сперва в «Завод имени М. И. Калинина», а потом в «Конаковский фаянсовый завод».

Конаковский фаянс

Это одно из первых предприятий по изготовлению посуды, основанное в 1809 году в г. Конаково Тверской области.

Дела этой фабрики сразу пошли вверх. Она славилась совокупностью интересных, красивых форм, высоким качеством и небольшой стоимостью продукции. Однако вскоре фабрику выкупил аптекарь и предприниматель А. Я. Ауэрбах. И всё было хорошо, предприятие расширяло масштабы, брало заказы у императорского дворца. Но, когда владелец скончался, наследники не смогли удержать завод на плаву и дела пошли на спад.

В 1870 году завод выкупил Матвей Кузнецов, который не побоялся взять все долги и ответственность на себя. К слову, на тот момент у него уже была своя небольшая фарфоровая фабрика. В 1889 году завод вошёл в “Товарищество фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова”. Это общество быстро расширялось. Керамические материалы применяли в совершенно разных сферах: сантехника, предметы интерьера, блюда, чайники и тарелки, и целые сервизы.После революции и прихода советской власти все фабрики, включая эту, были национализированы.8 сентября 1923 года переименовали и дали имя М. И. Калинина. А в 1929 году — в Конаковский фарфоровый завод.

Сегодня предприятие полностью заброшено и признано банкротом.

Но, несмотря на всё это, фаянс из Конаково считается одним из лучших. Он очень разнообразен, подходил под любой дом, любой интерьер. Ассортимент насчитывал сотни предметов, что всего и не перечислить.

Семикаракорский фаянс

Впервые эти изделия свет увидел в 1972 году, когда открылся цех в г. Семикаракорске в Ростовской области. Открыл это дело Н. С. Арабский. Он принял решение расширить обычную гончарную мастерскую в керамических цех, где сперва изготавливались обычные тарелки с самой примитивной росписью.

Далее цех начал искать собственный стиль и изюминку. Началось всё с майолики. Этот материал они покрывали плотной глазурью разных цветов, наносили рельефы разной тематики. Арабский понимал, что ему нужны лучшие работники, поэтому пригласил Людмилу Алдошину и Александра Казанкова работать вместе для создания качественных изделий. По образованию они художники, их желанием было изобрести что-то новое в области росписи, что характеризовало бы именно Семикаракорский советский фаянс. Они плодотворно работали, изучали все возможные мотивы, народное искусство Ростовской области. На помощь пришли и другие художники, которые стали работать вместе.

https://youtube.com/watch?v=IHrlnxMP3-c

В итоге пришли к выводу, что стоит расписывать изделия цветными жидкими глинами (ангобами). Этот приём раньше нигде не использовался. Директору понравилась идея, вскоре он открыл участок ангобной росписи, руководителем которого назначил В. Ткача.Семикаракорский фаянс славился яркой, многогранной росписью, включающей в себя сюжеты из жизни казаков Ростова-на-Дону, а также всем известные орнаменты в виде букетов, где обязательно присутствовал центральный цветок.

Советское время

Фаянсовый завод в Будах был национализирован сразу после революции и уже к 1922 году сумел в 4 раза превысить кузнецовские объёмы производства. Его включили в состав Всеукраинского треста «Фарфор-Фаянс-Стекло» и поручили важный госзаказ на поставки посуды в Турцию и Египет. В 1926 году предприятие переименовали в «Серп и молот», а ещё три года спустя – в «Фаянсовый завод Буды». Эти изменения отразились на маркировке, что значительно упрощает атрибуцию. С 1932 года и до распада СССР, сохранялось название «Будянский фарфоровый завод».

Предприятие было почти полностью разрушено в годы Второй мировой войны – только в 1953 году оно вновь заработало на полную мощность. В 1922 году на базе завода открыли художественное училище, где готовили профессиональных мастеров прикладного искусства. Молодые выпускники пришли как раз на восстановленное после войны производство. Среди них:

  • Борис Пянида;
  • Галина Коломбицкая;
  • Николай Николаев;
  • Раиса Вакула;
  • Галина Чернова;
  • Иван Сень.

Борис Пянида прославился как создатель знаменитого клейма с поющим петушком. Оно появилось на продукции завода в середине 1960-х годов. Именно с подачи Пяниды будянский фаянс и фарфор приобрели выраженные фольклорные черты. Художник много работал над техникой подглазурной солевой росписи, способной после обжига давать удивительные по красоте акварельные эффекты. Пяниду считают основоположником этого декоративного направления в украинской керамике. Роспись солями металлов – одна из самых сложных и капризных. Никогда нельзя точно предсказать, как поведёт себя тот или иной краситель в процессе обжига – сохранит первоначально выбранный оттенок и насыщенность, а возможно, потемнеет или выгорит.

Эксперименты Пяниды позволили лучше понять «характер» солевой живописи, научиться управлять ею. Художник сочетал расплывчатые образы, рождённые оксидами металлов, с графической прорисовкой деталей пигментами. Этот уникальный приём впоследствии повторили и развили его коллеги, в частности, Раиса Вакула, Галина Коломбицкая и Галина Чернова. Последняя занималась росписью и параллельно монументальной скульптурой. В 1980-х годах барельефы Галины Черновой украсили две станции Харьковского метрополитена: Исторический музей и Дзержинскую (сейчас Университет).

Начало производства

Предприятие в Будах – часть обширной фарфорово-фаянсовой империи, созданной во второй половине XIX века династией Кузнецовых. Завод был построен в 1887 году, когда в России тонкостенная керамика из элитной перешла в разряд массовой. В ответ на растущий спрос, «фарфоровый король» Матвей Сидорович Кузнецов начал активно расширять производство. Промышленник несколько десятилетий торговал продукцией российских заводов на Харьковщине, пока в 1870 году не решил арендовать местную фабрику в селе Байрак под Люботином, у купца И. И. Никитина.

Однако предприятие, расположенное вдали от основных транспортных магистралей, не приносило желаемый доход. В 1871 году Кузнецов приобрёл у помещика Т. Г. Котляра из посёлка Буды, винокурню с участком и начал строить здесь новую фабрику. На этот раз промышленник не ошибся, поскольку через выбранный им населённый пункт проходила железнодорожная ветка Мерефа – Люботин. Процветанию фабрики, открытой в 1887 году, способствовало также наличие дешёвой рабочей силы, богатых источников топлива и каолинового сырья. Для посёлка с населением в тысячу человек, кузнецовское предприятие сразу стало градообразующим.

Как делают фаянсовую посуду?

В качестве сырья используют беложгущуюся глину, каолин и кварцевый песок, при этом глины всегда больше.

Технология изготовления

Все ингредиенты перемешивают до однородной массы. Стоит отметить, что изделия создают двумя методами.

Метод заливки:

  • Готовую смесь наливают в специальные гипсовые формы;
  • И оставляют там примерно на сутки;
  • Затем снимается слепок, после чего можно увидеть готовое изделие.

Метод формирования:

  • Из смеси нарезают заготовки нужного размера;
  • Далее их кладут в формы и начинают быстро вращать. Это позволяет составу равномерно распределиться и получается будущее изделие.

Независимо от того, какой метод выбран, на будущей чашке или тарелке выравнивают края, затирают стыки, создают гладкую поверхность.Следующим шагом высушивают посуду. Для этого ее ставят в сушильную камеру на сутки при температуре 50 градусов. Влага полностью испаряется, изделие становится меньшего размера и приобретает белый цвет.После производят обжиг. В отличие от фарфора, для фаянса используют температуру не более 1200 градусов.Далее посуду декорируют, окунают в белую глазурь. Для второго обжига ставят в печь при температуре не выше 1000 градусов.После этой процедуры глазурь становится прозрачной, краски ярче, а посуда более прочной.

История предприятия

Старейший российский фарфорово-фаянсовый завод был основан в 1809 году в деревне Домкино Корчевского уезда Тверской губернии аптекарем Ф.-Х. Бриннером и двумя фабрикантами гарднеровского завода. Предприятие обещало быть выгодным, однако с первых же дней на производстве возникли проблемы, т.к. у владельцев не было опыта ведения таких дел и не хватало финансов. Чтобы совсем не разорить молодую фабрику, уже через год Бриннер продает свое фаянсовое детище А.Я. Ауэрбаху.

Лифляндский потомок купца А.Я. Ауэрбах взялся за дело основательно и уже за первое десятилетие деятельности мануфактуры превратил маленькую фабрику в достаточно крупный завод. Если в 1812 году здесь трудилось только 15 человек, то в 1815 году количество работников увеличилось до 119, а фаянса было выработано на 81 тыс. рублей. На предприятии было несколько мастеров по фаянсу, живописцев и множество учеников. Согласно статистическим материалам за 1818 год, на заводе Ауэрбаха трудилось 16% работников, задействованных в фаянсовом производстве России. К 1829 году фабрикант был вынужден перевести завод в село Кузнецово, т.к. владелец земель помещик Головачёв не пожелал продлевать аренду.

Завод Ауэрбаха в селе Кузнецово

В 1831 году Ауэрбах получил золотую медаль за фаянс высокого качества и за то, что ему удалось наладить массовое производство изделий. А в 1833 году его завод стал первым после ИФЗ, которому разрешили клеймить изделия государственным гербом. Среди прочих наград фабриканта стоит отметить орден Станислава, орден Анны и дворянский титул.

После отмены крепостного права в 1861 году предприятие, управляемое сыновьями Ауэрбаха, переживало упадок. Число работников резко сократилось, что привело и к сокращению продукции. В 1870 году Генрих и Герман Ауэрбахи продали близкий к банкротству завод М.С. Кузнецову. Так называемый король русского фарфора сумел не только возродить производство, но и превратил теперь уже Тверскую фабрику М.С. Кузнецова в огромное хозяйство с самыми современными цехами и оборудованием. С 1884 года здесь начали выпускать фарфор, полуфаянс, майолику, а также изделия из других материалов.

После Октябрьской революции 1917 года завод национализировали, а в 1923 году присвоили ему имя партийного деятеля М.И. Калинина. Само село Кузнецово переименовали в Конаково, что повлияло и на название завода.

Мастера И. Панкратов и
В. Смирнов на
Конаковском заводе.

Здание Конаковского завода.
Фото 2008 года.

Завод прославился на вес мир, но дожить до наших дней не смог. На сегодняшний день предприятие официально признано банкротом.

Европейский фаянс

Многим известно, что в Европе всячески пытались воссоздать китайский фарфор, славившийся своей прозрачностью и хрупкостью. Методом проб и ошибок мастера делали различные смеси, чтобы найти секрет высококлассного фарфора. Однако у них получился фаянс. Они создавали фаянсовые вазы, статуэтки, чашки, тарелки и прочее, называя сорт материала мягким фарфором. Выглядело действительно похоже, ведь изделия покрывались белой глазурью и наносилась традиционная китайская роспись. Но, как только эту посуду брали в руки, сразу понимали, что это не фарфор. Фаянсовая посуда была тяжелее, имела толстые стенки, не имела характерного звука при лёгком ударе палочкой. А из-за толщины стенок маленькие кружечки и чашечки вообще не удавалось создать.

Спустя время мастера начали изготавливать красивую глиняную посуду и стали называть её фаянсовой. Эти керамические изделия были безумно яркими, с разноцветной глазурью, с различными украшениями. Сейчас дизайн скромнее, но всё же встречаются необычные модели сервизов.

Как ухаживать за изделиями

Фаянс — это прихотливый материал, который требует особого ухода. Первое, что нужно помнить — это то, что фаянсовую посуду, как и фарфоровую, следует мыть мягкой губкой в слегка тёплой воде мылом, а ополаскивать холодной. Мыть рекомендуется вручную.Чашки, блюдца, тарелки из фаянса нельзя ставить возле горячей плиты, потому что от горячего воздуха глазурь начинает трескаться. По той же причине нельзя ставить фаянсовую посуду в микроволновую печь.После мытья необходимо сразу вытереть посуду полотенцем или бумажной салфеткой насухо.Чтобы края чашек не повредились, их не ставят друг на друга. А между тарелками можно проложить белую бумагу для лучшего сохранения.

Эти простые, но такие нужные правила помогут наслаждаться превосходным внешним видом фаянса долгие годы.