Как живут саамы. история народа, их традиции и обычаи

Оглавление

Топор войны

Как правило, сигналом к восстанию чуди служили избиения данников, что влекло за собой нашествие новгородского войска и ожесточенные сражения. Восстания коренного населения периодически возникали с XI до XV века. Последний известный бунт заволоцкой югры произошел в 1445 году.

Русский этнограф XIX века Петр Ефименко в своем труде «Чудь заволоцкая» приводит народные предания жителей Шенкурского уезда Архангельской губернии:

«Чудь, защищая отчаянно свою землю от вторжений новгородцев, ни за что не хотели покориться пришельцам. Услышав и узнав о пришествии новгородцев, туземцы во всяком возвышенном и удобном месте строили крепости и оттуда с остервенением защищались от пришельцев. Однако же им трудно было противостоять стремлению новгородцев, и они должны были уступить одно место за другим. При явной неудаче отпора некоторые из чуди бежали в леса, другие добровольно умерщвляли себя копьями и луками, иные со всем своим имуществом погребались живыми в глубоких рвах, а некоторые оставались в своих местах. Закапывалась в землю чудь, по преданию, таким способом: выкапывала ямы, ставила по углам столбики, делала над ними крыши, накладывала на крыши камни и землю, потом сходила в ямы с имуществом и, подрубив подставки, погибала».

В мае 1079 года жертвой заволоцких финно-угров стал новгородский князь Глеб Святославич, внук Ярослава Мудрого, который отправился на север за данью. Чудины убивали не только данников, но и христиан-проповедников, среди которых были Андриян Ондрусовский, Макарий Вышкоезерский, Леонтий Ростовский и другие святые мученики.

Андриян Ондрусовский

Тот факт, что чудь заволоцкая также не отличалась ангельским нравом, подтверждают предания Каргопольского уезда, записанные в XVIII веке академиком П. Б. Иноходцевым: «Древнейшие люди сего края — поганые сыроеды и белоглазая чудь, кои приходя в пределы Белозерские, делали великие опустошения: поджигали селения, младенцев пожирали, взрослых и престарелых разнообразно умерщвляли».

В то же время археологические исследования свидетельствуют, что в северных русских поселениях напрочь отсутствовали какие-либо укрепления. На бывших русских погостах не было никакого подобия фортификаций, похожих на те, что строили европейцы в своих колониях… Да и в могильниках найдено крайне мало оружия. Все это позволяет говорить, что колонизация Русского Севера в целом носила мирный характер. По крайней мере, в сравнении с европейским опытом освоения новых территорий (можно сравнить, например, с колонизацией Латинской Америки или Африки). К тому же, учитывая крайне низкую плотность северных территорий, славянам было невыгодно истреблять аборигенов, которые приносили им дань

Еще одной важной причиной относительно мирного освоения Заволочья считается тот факт, что колонисты и местные жители на первых порах занимали разные хозяйственные ниши. Наши предки практиковали преимущественно земледелие и скотоводство, а северяне — охоту, рыбную ловлю и бортничество

4

Традиционная одежда[]

Файл:Costumes Saami.jpg

Костюмы саамов

В ХVII—ХVIII вв. основным материалом для изготовления одежды служили шкуры морских животных и оленей, а для отделки — цветная замша (ровдуга) и крашеное сукно, шкурки пушных зверей. В ХIХ — начале ХХ вв. саамы использовали также покупные ткани (ситец, холст, сукно), а также овечью шерсть (для вязания или плетения носков, варежек, поясов).
В ХIХ в. у саамов сохранялась глухая наплечная одежда, одинаковая для мужчин и женщин.
Летняя одежда (юпа) делалась из сукна или плотной ткани. Её шили из цельного отреза ткани, сложенного пополам. К нему пришивались цельнокроеные рукава, сужающиеся к запястью. Подол мог быть несколько расклешённым. Пришивной воротник обшивался по краю цветной тесьмой, ворот застёгивался на пуговицы. Верхний проём, рукава и подол одежды украшались орнаментом в виде аппликаций в форме геометрических фигур из кусочков цветного сукна, тесьмы и бисера.
Зимняя одежда печок длиной ниже колен изготавливалась из двух сшитых оленьих шкур шерстью наружу. К подолу он расширялся. Рукава имели трапециевидные клинья, а плечевая часть сшивалась из горизонтальных полос меха. Обшлага рукавов и воротник отделывались цветным сукном. Завязки у воротника украшались кистями. На женский печок нашивались перламутровые пуговицы и полоски цветного сукна. Печок иногда надевали на юпу.
Одежду подпоясывали поясом, образуя напуск. У мужчин он был кожаным, с нашитыми медными бляхами. На поясе закреплялись нож в кожаных ножнах, принадлежности для разведения огня, кошелёк для денег, медные колечки и амулеты, а у женщин — швейные принадлежности. Женские пояса плелись из крашеной шерсти.
Имеются упоминания о более древней саамской одежде торк (торка), одевавшейся под печок. Шилась торка из оленьих шкур мехом внутрь.
Разнообразны головные уборы саамов. Мужчины носили суконные шапки (каппер) на подкладке из оленьего меха. Нижняя часть головного убора (околыш) отличалась по окраске и форме от верхней (тульи). Традиционно использовались красный, синий и чёрный цвета. Если околыш был цилиндрическим, то тулья представляла усечённую четырёхгранную пирамиду основанием вверх. К околышу пришивались наушники с тесёмками, которые завязывались под подбородком. Иногда нижняя часть с наушниками делалась из лисьего меха. Орнаментировался каппер цветным сукном, бисером, жемчугом. Другим мужским головным убором являлся островерхий, вязанный из овечьей шерсти колпак, иногда с завершением в виде помпона.
Зимние шапки женщин были аналогичны мужским, лишь тулья имела форму круга. В летний период надевалась шлемовидная шапочка с высоким гребнем или шамшура (самшура) близкая русскому кокошнику. Она имела цилиндрический каркас и полукруглый выступ вверху. Девичьим головным убором служила перевязка. Сверху женщины и девушки нередко повязывали сложенный треугольником платок, концы которого подвязывали на подбородке или, скрестив на груди, на пояснице.
Обувь изготавливали из камусов (шкур с ног оленя) или обработанной оленьей кожи. Она была одинаковой для мужчин и женщин. Отличительной чертой саамской обуви являлись загнутые вверх носки.
Зимние высокие сапоги — яры, украшавшиеся цветным сукном, надевали для передвижения по тундре, а похожие на яры, но низкие каньги — в поселениях. Стельки заменяли пучки сухой травы. На ноги под обувь надевали вязаные чулки без ступни.
Рукавицы шились из оленьих шкур мехом наружу или вязались из крашеной шерстяной пряжи.
В конце ХIХ в. традиционный саамский костюм стал заменяться одеждой, заимствованной у соседних народов: русских, коми и ненцев. У русского населения были восприняты кафтан (кяхтан), сарафан (кохт), передник, головные платки. Через посредство коми-ижемцев саамы заимствовали ненецкий комплекс одежды: глухую, с капюшоном малицу (малиц) из оленьих шкур шерстью внутрь и сапоги выше колен — пимы из камусов мехом наружу.

Где живут

Саамы живут на территории Лапландии, простирающейся с восточной части Кольского полуострова, через север Норвегии и Финляндии, до центра Скандинавского полуострова. Уникальное положение народности состоит в том, что Лапландией обобщенно называют регион, в состав которого входит несколько стран, в которых фактически и обитают саамы. К ним относятся Россия, Норвегия, Швеция и Финляндия, где саамы имеют статус коренного народа. Незначительная часть народности живет на Украине и в Северной Америке: к числу последних относятся потомки мигрировавших на Аляску. Можно выделить 4 этнографические группы саамов, отличающиеся по месту проживания и роду деятельности:

  1. Горные саамы. Живут преимущественно в Швеции, небольшие группы в Финляндии и Норвегии. Кочуют и занимаются горным оленеводством.
  2. Лесные. Занимают лесные массивы Финляндии и Швеции. Занимаются охотой на пушных зверей и диких оленей, в слабой степени практикуют оленеводство. Образ жизни — полукочевой.
  3. Оседлые береговые и приморские саамы. Преимущественно живут в Норвегии и занимаются рыболовством: весной в приоритете треска, а летом и осенью ведется добыча семги.
  4. Кольские саамы. Проживают на территории Кольского полуострова в России. В последнее время ведут оседлый образ жизни, хотя ранее кочевали. Сочетают все описанные выше типы, занимаются рыболовством, оленеводством и охотой.

 

В последние годы саамы остро чувствуют свою национальную принадлежность, называют свою страну Sápmi, или Сапми, имеют национальный гимн и флаг, в исторических странах проживания есть выборный парламент, играющий представительские функции. С 1992 года 6 февраля отмечается День саамского народа.

Саамские языки

Язык саамов входит в финно-угорскую ветвь уральской языковой группы, но находится там на особом положении. Лингвисты утверждают, что треть лексики саамского языка не соответствует этой группе. Существует две основные группы диалектов: западные и восточные, а всего в мире насчитывается 55 саамских диалектов.

Саамский алфавит в России основан на кириллице, а в других странах — на латинице. В СССР изначально тоже хотели составить для лопарей алфавит на латинской основе, чтобы он был унифицирован с алфавитами других лапландцев, и в 1931 году он был разработан и утвержден. Но затем от этой идеи отказались, и в 1937 году был принят новый саамский алфавит на основе алфавита русского языка. Это было обусловлено необходимостью обеспечить в процессе обучения связь саамского языка с русским. Но этот проект до конца реализован не был. С использованием нового алфавита была издана всего одна книга – букварь, после чего развитие саамского языка в СССР было приостановлено. Вернулись к этому вопросу лишь в 1982 году, когда был составлен и принят новый алфавит, которым сейчас и пользуются.

Распространение саамских языков

Саамский язык-основа перестал существовать уже много веков назад. Он распался на множество диалектов, разделенных на две основные группы: западную (языки на территории Норвегии, Швеции и части Финляндии) и восточную (часть языков Финляндии и языки на территории России).

Но между ними за сотни лет возникли настолько принципиальные различия, что общение между представителями этих групп стало проблематичным ввиду практически полного непонимания ими друг друга. Поэтому большинство западных языковедов считают, что эти бывшие диалекты стали практически отдельными самостоятельными языками. И таких языков (диалектов) на сегодняшний день десять.

Саамская литература

Это произведения, написанные на саамских языках. В основу литературы положен самобытный саамский фольклор, собранный и обработанный в начале XX века известным финским филологом и фольклористом Антти Аматусом Аарне. Он систематизировал саамские сказания о колдунах и волшебниках, а также тексты йойков – традиционных лапландских песнопений, тоже основанных на сценах из саамских сказок и древних легенд.

Что касается современной саамской литературы, то кроме произведений, написанных на саамских языках, специалисты выделяют еще и произведения писателей саамского происхождения, вне зависимости от языка, на котором они были написаны. Но и те, и другие направлены на достижение одной цели: знакомства читателей с жизнью, историей и культурой саамского народа.

Саамы в художественной литературе

  • Лапландцы нередко и сами становились героями художественных произведений. Так, к примеру, в «Снежной королеве» Г.Х. Андерсена, Герда, отправившись спасать Кея, едет в Лапландию на северном олене и гостит у лапландки.
  • В Советском Союзе был выпущен мультфильм «Сампо из Лапландии», снятый по сказке «Сампо-лопарёнок» финского писателя Закариаса Топелиуса.
  • Русский писатель С.Н. Дурылин в своей книге «За полуночным солнцем. По Лапландии пешком и на лодке» рассказывает о жизни лопарей, которую он лично наблюдал во время путешествия по Лапландии.

Андрей Буторин, современный российский писатель-фантаст, создал целую трилогию о саамском племени, выжившем после ядерной войны.

Фильмы о саамах

Кинематограф тоже не обошел лапландцев стороной. На экраны вышло несколько картин, так или иначе связанных с саамами:

  • «Проводник» — картина норвежского режиссера Нильса Гаупа, основанная на древней саамской легенде. Главные роли в нем исполнили актеры, говорящие на саамском языке. Фильм был номинирован на «Оскара».
  • «Восстание в Каутокейно» — еще одна норвежская картина, снятая по реальным событиям 1850 годов, о борьбе саамских оленеводов с алкогольной мафией. Одну из главных ролей исполнила финская актриса саамского происхождения – Анни-Кристина Юусо.
  • Эта же актриса снялась в главной роли и в российском фильме «Кукушка»: так называли финских снайперов и так же переводилось с саамского имя и самой главной героини картины.

Быт, культура и традиции

Так как этот народ проживает на северной части Земли и здесь постоянные холода, то и занятия были соответствующими: охота, рыболовля, разведение оленей. Это полукочевой народ в прошлом.

Очень красивая традиционная одежда в ярком красно-синем тоне. Но костюмы отличаются, в зависимости от места проживания. Так в финнов и норвежцев в летнее время — гакти, а в зимнее — печок, в россиян — юпа и торк.

Жилье имело различные формы:

  • амбары;
  • избы;
  • вежа;
  • погосты;
  • тупа;
  • кувакса;
  • чум.

В питании саамы отдают предпочтение оленине и рыбе, пьют чай. Из сосновой коры делают муку и пекут лепешки.

В быту делятся обязанности на мужские и женские, а также по возрастным категориям. Своих детей женили и выдавали замуж только в своем погосте, разрешался брак кузенов. Обычно выбор невесты происходил на семейных сборах по праздникам, без мнения будущей жены.

Очень суеверны, существует множество поверий, которых придерживаются или опасаются. К примеру, женщина не может ввойти через ту дверь, в которую ввошел охотник, иначе быть беде. Верят также в духов, загробную жизнь и привидений.

Саамы — самый загадочный народ нашего времени

И самое важное, что имея разные национальности на одной ”Большой Саамской земли” в разных странах, не имея своего государства, саамы стараются поддерживать связь друг с другом. Они создают общины разные, чтобы сохранить и пронести культуру, быт и традиции через многие годы

Все для того, чтобы их потомки смогли увидеть кто они. Возможно, что когда-то придуманная страна Лапландия станет реальной.

Саамы в тылу

Саамы, не призванные в армию, тоже исправно трудились ради общего дела. Кто-то был отправлен на строительство дорог и оборонительных сооружений, кто-то занимался починкой нарт и изготовлением упряжи. Несмотря на то, что часть оленей ушла на фронт, оставшиеся на тундровых пастбищах животные по-прежнему требовали присмотра. Именно во время войны была нарушена вековая традиция саамского народа: женщинам пришлось пасти оленей, что всегда являлось сугубо мужской прерогативой. Саамские охотники тоже не сидели сложа руки, исправно поставляя армии питательное лосиное мясо. Но тяжелее всего пришлось жителям прифронтовых саамских поселений на западе Мурманской области. Практически все дома в них были уничтожены, а уцелевшие жители были вынуждены бежать, собрав самые необходимые пожитки, и угоняя на восток остатки оленьих стад.

Традиционные поселения и жилища[]

Поселениями саамов до начала ХХ в. являлись погосты. С декабря по март-апрель саамы жили в зимних погостах, где находились богатые ягелем угодья, а в другой период года расходились по промысловым участкам группами родственных семей (западные группы) или перекочёвывали к летним погостам всей общиной (восточные группы).
Зимние погосты располагались во внутренних районах Кольского полуострова, на границе тундры и леса, на берегу водоёма. Через 20—30 лет, после истощения пастбищ и охотничьих угодий, место погоста переносилось.
Традиционное зимнее саамское жилище вежа представляло собой бревенчатую постройку в форме четырех- или шестигранной усечённой пирамиды высотой 2,5 м и площадью 3х3 м с дымовым отверстием вверху. Остов вежи покрывался оленьими шкурами или плотной тканью, а сверху клали кору, хворост, дёрн. В центре жилища устраивался каменный очаг. Вход был обращен к югу. Пол покрывался оленьими шкурами.
С XIX в. вежу начинает вытеснять тупа (пырт) — срубная постройка площадью 12—13 кв. м, высотой 2 м, с одним-двумя небольшими окнами и плоской, покрытой землёй и дёрном, крышей. В углу у входной двери устраивался очаг — камелёк из обмазанных глиной камней. Появляется простейшая мебель.
Во время перекочёвок использовалась переносное жилище — кувакса. Оно имело конусообразный каркас из нескольких шестов, соединённых вершинами, на который натягивали чехол из оленьих шкур, из бересты или из парусины. В центре куваксы раскладывался костёр.
В жилище обычно обитали 1—2 семьи. Напротив входа находилось наиболее почётное, так называемое чистое место.
К началу ХХ в. многие саамы вместо традиционных жилищ стали использовать русскую избу и ненецкий чум.

Место жительства и род занятий

Сейчас саамов на Земле около 70 тысяч человек. Проживают они в Финляндии, Норвегии, Швеции и немного на территории России.Финляндские саамы проживают в лесу и являются полукочевниками-охотниками. Оленеводство не так распространено.

В Швеции саамы также кочуют и проживают в горах. Занимаются горным оленеводством.Больше всего саамов в Норвегии. Там их основной промысел – рыболовство. Ведут оседлый способ жизни.

Небольшое количество оседлых саамов есть в России на Кольском полуострове. Они также охотятся, рыбачат и занимаются оленеводством. Неофициальная столица народа находится в поселке Ловозеро (Мурманская область).

Язык[]

Основная статья: Саамские языки

Саамские языки относятся к особому подразделению финно-угорских языков уральской языковой семьи. Но занимает в ней несколько обособленное место, потому что треть субстратной лексики не находит соответствия в финно-угорских языках, в связи с чем некоторые учёные выделяют его в третью, отдельную группу уральских языков наряду с самодийскими и финно-угорскими (http://www.krugosvet.ru/articles/85/1008584/1008584a1.htm). С точки зрения антропологии, у саамов мало общего с финно-уграми. Скорее они напоминают сету — загадочную группу людей, живущих неподалёку от Изборска. Ученые с некоторыми оговорками высказывают предположение, что маленькая группа сету, обнаруженная среди балтийских, финских и славянских племён, — «осколок очень древнего населения Европы, может, даже потомки охотников на мамонтов».Шаблон:Нет источника

Саамский язык-основа распался уже много столетий назад. В настоящее время насчитывается десять разных диалектов (западные (Норвегия, Швеция, часть Финляндии) и восточные (Россия, часть Финляндии)), между которыми образовались настолько большие различия, что взаимопонимание сильно затруднено и финские языковеды считают их отдельными языками. У шести из них имеются собственные литературные языки. В России распространены четыре диалекта: иоканьгский, кильдинский, нотозерский и бабенский (Аккала).

В Финляндии, как и в Норвегии, саамский язык был признан официальным лишь в 1992 году, в Швеции еще позже — в 1999.

[править] Ссылки

  • Sami — Countries and Their Cultures
  • Carl-Gösta Ojala, Sámi Prehistories: The Politics of Archaeology and Identity in Northernmost Europe
  • Iiddá (Melissa Stroud), The Origin and Genetic Background of the Sámi
  • Johan I. Borgos, The Sami people
  • Sami in Finland
  • SIIDA — THE NATIONAL MUSEUM OF THE FINNISH SÁMI
  • SAMI IN SWEDEN
  • Reda (Mindy Eiermann), The Coastal Sami of Norway
  • http://saami.su Российские саамы
Волжские

Народы: марийцы (в т.ч. горные и лугово-восточные (в т.ч. луговые и восточные), также костромские, северо-западные и барские) • мордва (в т.ч. каратаи, мокша, терюхане, шокша, эрзя)

Племена: вяда • меря • мещера • мурома • буртасы1

 

Пермские

Народы: коми-зыряне (в т.ч.: ижемцы, язьвинцы2, верхневычегодцы, нижневычегодцы, вымичи, печорцы, прилузцы, сысольцы, удорцы) •

коми-пермяки (в т.ч. зюздинцы, язьвинцы2) • удмуртыбесермяне

 

Прибалтийские

Народы: вепсыводьижоракарелы (в т.ч.: ливвики, людики, тверские карелы, финские карелы) • ливыфинны (в т.ч. ингерманландские финны (в т.ч. савакоты, эвремейсы), квены) • эстонцы (в т.ч.: выру, сету)

Племена: чудь • чудь заволочская • сумь • емь • корела • весь • нарова (предположительно)

 

Саамы

Народы: саамы (в т.ч. колтты; саамы в Норвегии • России • Финляндии • Швеции)

 

Угры

Народы: венгры (в т.ч.: секеи, ясы, чангоши, магьярабы) • мансиханты

1Этническая принадлежность буртасов является .     2Коми-язьвинцы — группа, которую иногда выделяют как промежуточную между коми-зырянами и коми-пермяками.

Достопримечательности Лапландии

Но самой главной достопримечательностью Лапландии является, конечно, девственная красота ее земли, поражающая своим величием. И чтобы туристы смогли в полной мере оценить эту красоту и ощутить единение с матушкой-природой, лапландцы обустроили множество национальных парков, крупнейший и известнейший из которых – Национальный парк Урхо Кекконена. На его огромнейшей территории проложено более 200 километров пешеходных троп среди суровых и прекрасных арктических пейзажей, а также организованы палаточные стоянки и сеть гостевых домов.

Кроме всего, о чем мы уже рассказали, здесь есть и множество других, не менее интересных достопримечательностей. Так, в городке Инари, к примеру, работает саамский культурный центр, в котором на постоянной основе выставлено множество экспозиций, представляющих древние промысловые кустарные изделия саамского народа.

Вблизи города Рануа находится зоопарк, являющийся одним из самых северных зоопарков в мире. Причем, зоопарком его сложно назвать в обычном понимании этого слова, поскольку это, по сути, —  кусок дикой природы в окружении болот, озер и непроходимых хвойных лесов. Его без преувеличения можно назвать одной из визитных карточек Лапландии. Здесь в естественных условиях свободно живут более 200 арктических животных.

Есть тут также и несколько оленьих ферм, где туристы могут познакомиться с северными оленями в их естественных условиях обитания, а также узнать подробности жизни и быта лапландцев.

Ну, а самой известной достопримечательностью Лапландии считается находящаяся в нескольких километрах от столицы деревня Йоулупукки: резиденция финского Санта-Клауса, а также расположенный неподалеку Санта-Парк, ледяную пещеру которого ежегодно посещают сотни тысяч туристов.

[править] Происхождение

Корни саамов уходят в народ, производивший текстильную керамику, который во второй и третьей четвертях второго тысячелетия до нашей эры начал перемещаться из раннего дома уральских языков из Среднего и Верхнего Поволжья на северо-запад. Группы использовали древние речные пути на севере России, которые использовались тысячелетиями. Члены этих лингвистически западно-уральских групп, которые оказались в Озерном крае Внутренней Финляндии, позже стали саами. Они достигли Центральной Финляндии примерно за 1600 или 1500 лет до нашей эры. Судя по преобладанию текстильной керамики, члены этих общин, которые изначально говорили на одном языке, также остались между Карелией, Ладогой и Ильмаярви, и даже дальше на восток и юго-восток.

Первоначальный дом саамского языка находится в районе к югу от Ладоги и Янинена. В этом районе были обнаружены самые южные топонимы саамского происхождения, а заимствованные слова, которые были связаны с этим районом, были реконструированы в оригинальной саамской форме. Судя по заимствованиям, основной родной язык языка имел контакты со скандинавами, которые в то время говорили в этом районе, которые говорили на кантерманском языке, а также с носителями финского родного языка, проживавшими в современной Эстонии. Коренные саамы также имели контакты с неизвестными вымершими группами, которые говорили на языках Северной Европы.

В период позднего средневековья и в три поздних века пространство саамов сократилось в результате переселения на их земли финнов, карелов, скандинавов и русских.

В настоящее время существует несколько групп саамов, фактически обособленных друг от друга.

Занятия лапландцев

Испокон веков лапландские мужчины были непревзойденными оленеводами, а женщины – искусными мастерицами плетения. Их изделия, выполненные на небольшом ткацком станке, отличаются красотой и высоким качеством. Второе древнее увлечение лапландцев – изготовление оловянных изделий для украшения оленьих уздечек и бубнов шаманов. Они приноровились делать очень тонкую оловянную проволоку, из которой потом получались филигранные украшения.

Резьба по кости, рогу и древесине – еще один вид занятий, в которых саамы стали подлинными мастерами. Из сосны и березы они вырезали сани, лыжи, ковши, чаши и множество других предметов, крайне необходимых в быту.

Духовная культура и традиционные верования[]

Сохраняется вера в духов — хозяев озёр и рек. Существует почитание священных камней (утёсов, крупных валунов), связанное с покровительством промыслам и почитанием предков. До начала ХХ в. в каждой семье хранились божки — завёрнутые в тряпку камешки. Поклонялись также высоким пням (часто антропоморфного облика) — сейдам. Им приносились жертвоприношения. Некоторые из сейдов имеют собственные названия.
У саамов имелись служители культа (нойда, нойд, кебун), выполнявшие функции шамана, жреца и колдуна. При камлании они использовали бубен (каннус, кобдас) или специальный пояс (почень).
Фольклор саамов включает сказки (майнс): для детей, о Тале (глупом людоеде), о равках (вурдалаках), о чаклях (карликах). Распространены сказки-легенды о явлениях и объектах природы, мифы (ловта), например об олене-человеке Мяндаше. Исторические предания сакки повествуют о войнах, о примечательных горах, водных объектах. Известны также бывальщины бойса и импровизации муштоллы.

В XV—XVI вв. началась христианизация саамов; верующие в Скандинавии — лютеране, в России — православные. Однако долго сохранялись дохристианские верования и обряды, связанные с оленеводством, рыбной ловлей, поклонением священным камням-сейдам. Еще в XX в. встречались приверженцы шаманизма. Фольклор саамов представлен мифами, сказками, преданиями, импровизированными песнями.

Семейный уклад

Саамы жили поселениями-погостами, в которые входило порядка 80-150 человек, объединенных родовыми связями. Община имела выборного старейшину, вела общее хозяйство, вместе охотилась, летом выходила на промысел, а к зиме возвращалась на прежнее место. Жили малыми двухпоколенными семьями, число детей доходило до 10-12. Старшие братья уходили из родительского дома и жили собственными семьями, младший оставался с родителями. Брачный возраст у девушек и юношей был примерно одинаковым: 20-25 лет. Свадьбы проводились по сговору, но мнение невесты учитывалось, и насильно замуж никого не выдавали. Выбор пары происходил на общих праздниках, проходивших несколько раз в год. Затем сваты без жениха направлялись к дому выбранной невесты, куда привозили подарки и обсуждали условия будущего союза. После невеста с родственниками совершала ответный визит. На этом этапе в дело вступал жених: он должен был подойти к девушке и поцеловать ее в губы, прижавшись носом: без этого поцелуй у саамов считался «ненастоящим».

 

Если невеста отвечала согласием на предложение, договаривались о дате свадьбы. К ней жених готовил выкуп, обычно состоявший из оленей, невеста тоже приходила в новую семью с собственным стадом. По традиции, на рождение ребенку дарили оленей — сколько позволяло материальное положение. Поэтому к совершеннолетию у девушки могло быть большое стадо. В большинстве общин был патриархальный уклад, но женщина чувствовала себя в доме свободно. Из-за кочевой жизни семьи проводили значительную часть времени наедине, были друг для друга помощниками и партнерами. Обязанности часто могли взаимозаменяться, однако традиционно мужчина занимался промыслами и торговлей, а женщина готовила пищу, обустраивала быт, воспитывала детей. Ремеслами занимались вместе: мужчины изготовляли кухонную утварь из дерева, а женщины делали ее из бересты. У саамов Кольского полуострова был матриархат: считалось, что у женщины более сильная душа. Она решала все бытовые и общественные вопросы, имела бойкий нрав, часто у нее могло быть несколько мужей. В отличие от других племен, женщины могли быть и шаманами — их называли нойды.

Кто такие лопари или саамы

Лопари – старинное наименование восточных саамов, имеющее сугубо славянское происхождение, потому что так звали их соседи новгородцы. Викинги же саамский народ прозвали уже по-своему:  lappar, откуда и пошло по преданию название страны Лапландии, то есть земли, принадлежащей лопарям. Отсюда и ещё одно из старинных названий саамов – лапландцы.

Происхождение народа

Согласно древней легенде, кольские саамы происходят от оленьего Бога Мяндаш, который полюбил земную девушку и взял ее в жены. Их многочисленные дети обладали божественной способностью превращаться из человека в оленя. И когда Мяндаш расстался со своей земной женой, то он забрал половину детей с собой. Остальные же решили остаться с матерью. Они и стали впоследствии основателями рода саамов.

Что касается научной точки зрения, то у исследователей нет единого мнения о происхождении этого народа. С одной стороны, саамский язык имеет общую основу с прибалтийско-финскими языками. Но антропологи утверждают, что саамы стоят особняком среди финно-угорских народов и относятся к лапоноидной группе.

Согласно одной из версий, саамский народ берет свое начало с IV тысячелетия до н.э. от финно-угорского, пришедшего в скандинавские земли после освобождения их ото льда ледникового периода и заселившего территорию от Восточной Карелии до Финляндии и Прибалтики. Но затем, под воздействием германского влияния, предки прибалтийских финнов перестали кочевать и начали заниматься скотоводством и земледелием. А саамские прародители перекочевали в Фенноскандию, где ассимилировались с местным населением. Здесь берут свое начало и кольские саамы, получившие в русских летописях название «лопь».

Пища[править | править код]

Зимой основной пищей саамов было оленье мясо. Для предохранения от цинги употребляли мороженое мясо и свежую оленью кровь. Чаще мясо жарили, вялили, варили, добавляя в похлёбку муку, ягоды. Первое жидкое блюдо варили из куропаток. Долгое время ритуальной пищей считалось медвежье мясо.
Летом основу пищевого рациона составляла рыба, прежде всего озёрная (щука, сиг, налим, окунь и др.). Её варили, жарили, вялили. От русских саамы научились запекать рыбу в тесте.
Меньшее значение имела растительная пища. Заготавливали внутренний слой сосновой коры, который после сушки и толчения добавляли в похлебку. Из муки (покупной) пекли лепёшки.
Из напитков наибольшее распространение получил чай. Доение важенок (самок оленя) у кольских саамов не практиковалось.

История

Саамов можно считать одним из наиболее аутентичных коренных народов севера, на протяжении веков сохранившим национальную принадлежность. Считается, что их предки пришли из Западной Европы еще 10-11 тысяч лет назад, заняв земли, так называемой, Фенноскандии. Это обширная северо-европейская территория, площадью чуть менее 2 миллионов км2, в которую входят Финляндия, Норвегия, Швеция, запад Архангельской губернии и Олонецких островов. Здесь они ассимилировались с местным населением. Около 7 тысяч лет назад в их формировании приняли участие арктические народы: схожие гаплогруппы нашли, например, с якутами. В этот и последующий период происходит смешение с другими племенами финно-угорской группы.

 

О саамах было известно еще древним римским и греческим авторам. В том числе под названием finoi о них упоминает Пифей в 325 году до нашей эры. В этот период саамы занимались охотой, рыболовством и собирательством, вели полукочевой образ жизни. В VII — X веках начинается давление славянских и финно-угорских племен, которое заставляет народ мигрировать все дальше на север, спасаясь от угнетения и налогов. В IX-XI веках они все же попадают в зависимость от Новгородского царства, а затем Московского царства на Кольском полуострове, а также от Дании в регионах Скандинавии. Из-за неразберихи с принадлежностью северных территорий часто к саамам одновременно приходили сборщики податей от двух, а то и от трех правителей. В XIII-XIV веках ситуация стала более определенной, во многом благодаря походам и политическим решениям Александра Невского. Русские князья заставляли саамов платить дань пушниной, рыбой, а позже и оленьими шкурами

Именно это привело к изменениям в традиционном укладе их жизни: оленеводство стало стратегически важной отраслью, поскольку позволяло в срок отдавать налоги. С отменой крепостного права дань отменили, однако пришла новая проблема: купцы, зная о слабости всех северных народов до водки, откровенно спаивали саамов, за бесценок выкупая у них промысловые товары

С приходом советской власти традиционные промыслы и уклад жизни саамов был разрушен. Практика коллективизма, создание колхозов, принуждение к оседлости заставили народность утратить свои знания и навыки. Еще один негативный фактор — разрушение традиционного семейного уклада. Мужчины теперь уезжали на промысел в одиночестве, а жены оставались с детьми в поселках. Это приводило к утрате традиционной передачи знаний от отца к сыну с раннего детства, еще больше погружало мужчин в пьянство.

Внешность

Антропологи относят саамов к уральскому типу, выделяя в нем особую лапоноидную группу. Ее можно определить как переходную от уральской к большой европеоидной. Некоторые исследователи считают, что это промежуточный вариант, сформировавшийся от контактов европеоидов с монголоидами. Третья группа ученых приходит к мнению, что саамы сохранили в себе множество черт древнейшего населения Восточной Европы.

 

Генетики привносят к портрету собственные черты. По женской линии обнаружены общие гены с басками и берберами — верхнепалеолитического европейского населения. Гаплогруппы V и U5b четко указывают на связь с переселенцами из Восточной Европы, пришедшими в регион сразу после ледникового периода. У мужчин распространена гаплогруппа N, связывающая народность с финнами, якутами, бурятами и удмуртами. К отличительным чертам внешности саамов можно отнести:

  • низкий рост;
  • чуть согнутые колени;
  • руки, несоразмерно длинные по отношению к телу;
  • светлая кожа и светлые яркие глаза;
  • низкое лицо с большим лбом и малой нижней частью;
  • широко посаженные глаза;
  • иногда встречается эпикантус;