Сергей николаевич дурылин

Оглавление

Автор книги: Виктория Торопова

ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ

Трудная задача стояла передо мной при составлении жизнеописания Сергея Николаевича Дурылина. Яркий представитель Серебряного века русской культуры, он до недавнего времени оставался в тени известных его современников: А. Белого, В. Брюсова, Н. Бердяева, Вяч. Иванова и других писателей и философов. Даже когда открылись имена людей из близкого окружения (священника Павла Флоренского, В. В. Розанова), его имя в статьях исследователей упоминалось вскользь. Труды на религиозные темы и художественные произведения Дурылина пролежали под спудом многие десятилетия. Духовный пастырь, наставник, воспитатель и педагог не одного десятка учеников, большинство из которых внесли заметный вклад в отечественную культуру (например, народный артист СССР Игорь Ильинский), он оказался забыт. Ученики оставили свои благодарные воспоминания о Сергее Николаевиче Дурылине, но они до сих пор лежат в его архиве в рукописном виде.

Дурылин был в гуще интеллектуальной жизни Серебряного века. Круг его общения составляли выдающиеся писатели, поэты, философы, религиозные деятели, художники, композиторы, артисты… Он принадлежал к тому поколению, о котором Александр Блок написал: «Мы дети страшных лет России». По их судьбам и душам прокатилось тяжёлое колесо истории, они пережили кровавые ужасы трёх войн и двух революций, крушение привычного уклада жизни, ломку мировоззрения. В жизни, судьбе Дурылина отразилась эта эпоха, он разделил духовные искания и заблуждения русской интеллигенции начала XX века. А поскольку Дурылин был личностью талантливой, незаурядной, многогранной, это проявилось в его жизнедеятельности особенно ярко. Искусствовед Алексей Алексеевич Сидоров1
  Алексей Алексеевич Сидоров (1891–1978) – профессор, учёный-искусствовед, библиофил, коллекционер, членкор АН СССР, специалист по искусству книги. Был дружен с Дурылиным в 1910-е годы. Позже отношения носили творчески-деловой характер. После 1911 года Дурылин нередко летами гостил в небольшом имении Николаевка, принадлежавшем тёте Сидорова Варваре Николаевне Кавкасидзе, заменившей ему, брату Сергею и их сестре Ольге рано умершую мать. Варвара, ученица В. Поленова, была натурой творческой, но и рационально вела хозяйство. Молодёжь весело проводила время: играли в шарады, ставили спектакли, рисовали, гуляли в парке, декламировали стихи, говорили об искусстве. Сергей Николаевич и Алексей Алексеевич писали по очереди главы романа «Семь крестов», проверяли методом А. Белого ритмы стихов классиков и своих товарищей. Дурылин подружился и с младшим братом Алексея Сергеем, мальчиком с религиозно-мистическим складом души, любившим петь псалмы и мечтавшим стать священником. Он и стал им., знавший Дурылина с юности, вспоминал, каким необычайно живым, остроумным, «блещущим всеми решительно талантами, какие только можно иметь», был Дурылин. «И как поэт Сергей Николаевич пользовался любовью, лаской и признанием старших товарищей, и над ним сияла если не любовь, то дружба Брюсова и скептическая слава В. Иванова»2
  Стенограмма вечера в ГАХНе, посвящённого памяти С. Н. Дурылина. 1955 г. // Мемориальный дом-музей С. Н. Дурылина, коллекция «Мемориальный архив» (далее – МДМД. MA. Фонд С. Н. Дурылина. КП-611/2)..

Сочинения переведенные на иностранные языки

  • «Вялікі русскі актор» (До 150 годзя з дня нараждіния (М. С. Шчэпкіна). «Літаратура и мастацтво», Минск, 1938, № 63.
  • Duriļins, S. N., Mihails Jurjevičs Ļermontovs. Rīga: VAPP 1946. (Латвия)
  • Maxim Gorki. Zu seinem zehnten Todestag am 18. Juni 1946 / Von Prof. S. Durylin в австрийской газете Wiener Kurier
  • Mihail Jurjević Ljermontov / S. N. Durilin; . Beograd; Zagreb: Kultura, 1947. 163 str.
  • Durylin S., Alexandre Dumas pere in Russie. Paris, 1947, O. Zeluck 87 p.
  • Durilins, S., 1949. Vecākie meistari. Literatura un Māksla. — 1949, 16.okt. (Латвия)
  • Gogol und das Theater. Durylin, S. s.l.; 1952
  • Марія Заньковецька. 1860–1934. Життя і творчість. Киів, 1955 (на укр. яз.).
  • Дурилін С. Творча єдність. З історії україно-російських театральних зв’язків. Переклад П.Тернюка.Київ Державне видавництво образотворчого мистецтва і музичної літератури 1957. 173с.
  • Ira Aldridge by Sergei N. Durylin. «Africa World Press, Inc.»; 2014 ISBN-10 ‏ 1592219810 ISBN-13 ‏ :978-15922198102014

Творчество

В брошюре Дурылина — «Репин и Гаршин» (М., 1926) и др. — изучение биографии, литературной жизни. В статье «Академический Лермонтов и лермонтовская поэтика» («Труды и дни», VIII, 1916) дано исследование стиха Лермонтова с точки зрения теории Андрея Белого. Более ранние работы Дурылина: «Вагнер и Россия» (М., 1913), «Судьба Лермонтова» («Русская мысль», 1914, X) и др. написаны в духе идеалистической философии символизма. Большой интерес представляет работа Дурылина «Из семейной хроники Гоголя» , содержащая эпистолярный материал, ярко характеризующий поместное хозяйство 30-х гг. (см. рецензию В. Переверзева в «Печати и революции», 1929, кн. IV).

Сергей Николаевич Дурылин

Дурылин Сергей Николаевич (14.09.1886—14.12.1954), литературовед,
искусствовед, театральный критик. Окончил Московский археологический
институт (1914). Начал печататься в 1906. Выступал как поэт, беллетрист
(повесть «В школьной тюрьме», 1906). Сотрудничал в издательстве
«Посредник» (с 1904).

Начиная с 1906, Дурылин совершил несколько поездок по Русскому Северу
и старообрядческому Заволжью (давших, в частности, материал для
искусствоведческих и этнографических очерков «Древнерусская иконопись и
Олонецкий край» (Петрозаводск, 1913), «За полуночным солнцем» (М.,
1913), «Кандалакшский “вавилон”» (М., 1914), «Под северным небом» (М.,
1915) и к н. 1910-х погрузился в «изучение народного аспекта
Православия», прежде всего — легенды о Китеже («Церковь невидимого
Града. Сказание о граде Китеже», М., 1914). Дурылин утверждал
«невещественный град Церкви» как верховный символ русского народного
религиозного сознания и отстаивал свою правоту ссылками на фольклор, в
т. ч. и записанный им самим на оз. Светлояр.

В 1913 Дурылин создал издательство «Лирика», где воспринимался как
идейный вдохновитель. На это время приходится основная часть стихов
Дурылина, в большинстве оставшихся неопубликованными; в них очевидна
опора на поэзию «калик перехожих», духовные стихи: «Я не сеявший семени
пахарь, / Я не сжавший до вечера жнец, / И сплету я из черного праха ль
/ Оправданий небесных венец?».

С начала первой мировой войны Дурылин занимает твердую
православно-патриотическую позицию, сближается с неославянофилами. В
лекции «Лик России. Великая война и русское призвание» (М., 1916), с
чтением которой он выступает в 1914—16 в Москве, Костроме, Рыбинске и
др. городах, война оправдывается провиденциальным предназначением России
сберечь Православие, освободить славян и армян от гнета Австрии и
Турции. В книге «Град Софии. Царьград и Святая София в русском народном
религиозном сознании» (М., 1915) Дурылин говорит о «нашем единственном,
но безмерном праве» на Константинополь, обусловленном почитанием Софии
Премудрости Божией со времен Древней Руси.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа —
http://www.rusinst.ru

Другие биографические материалы:

Репников А. Религиозный мыслитель, писатель,
искусствовед (Дневники за 1915 г.
Льва Тихомирова
).

Черняев А.В. Философ (Русская философия.
Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А.
Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014).

Резниченко А.И. Прозаик, поэт, философ, богослов,
искусствовед, этнограф (Русская литература XX века. Прозаики, поэты,
драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1).

Сочинения:

Русь прикровенная. М., 2000;

Отец Иосиф Фудель / публ. Н.С.Фуделя,
Г.Б.Кремнева, С.В.Фомина // Литературная учеба. 1996. Кн. 3;

В своем углу: Из старых тетрадей. М., 1991;

У Толстого и о Толстом // Прометей. 1980. Т.12;

Вс.М.Гаршин. Из записок биографа // Звенья. Вып. 5. М.; Л., 1935;

Москва // Встречи с прошлым. Вып. 9. М., 2000;

Две судьбы (Б.Л.Пастернак и С.Н.Дурылин. Переписка) / публ. М.А.Рашковской//
Встречи с прошлым. Вып. 7. М., 1990.

Литература:

Взыскующие града: Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах
и дневниках. М., 1997;

Вяч. Иванов. Архивные материалы и исследования. М., 1999;

Голлербах Е.А. К
незримому граду. Религиозно-философская группа «Путь» (1910-1919) в поисках
новой русской идентичности. СПб., 2000;

Грабарь И. Светлой памяти ученого и друга // Сообщения Института истории
искусств. Вып. 6: Театр. М., 1955;

Из архива о. Павла Флоренского. Переписка свящ. Павла Флоренского и Михаила
Александровича Новоселова. Томск, 1998;

Крашенинникова Е. Храмы и пастыри // Альфа и омега. 1999. №3.

Кузьмина В. Д. С. Н. Дурылин. (Краткий очерк научной деятельности) // Там же. С.
105-118 (включает библиографический список работ Дурылина);

Померанцева Г. Е. О Сергее Николаевиче Дурылине // Дурылин С. Н. В своем углу.
Из старых тетрадей. М., 1991. С. 3-42;

Фудель С.И. СС: в 3 т. Т.I. М.: Русский путь, 2001;

Фудель С. Воспоминания // Новый мир. 1991. №3.С. 206-214;

Две судьбы (Б. Л. Пастернак и С. Н. Дурылин. Переписка) / Публ. М.А. Рашковской
// Встречи с прошлым. М., 1990. Вып. 7;

Сергей Дурылин и его время: Исследования. Тексты. Библиография. Книга первая /
Сост. А. Резниченко. М., 2010.

Примечания

  1. С. Н. Дурылин о таком факте биографии отца не сообщает: «Ни одной копейки не тратил отец на себя — ни на вино, ни на табак <…> Из этих же копеек сложились рубли, на которые от открыл впоследствии, уйдя с честью от Капцовых, своё небольшое дело».
  2. Собрания бывали обычно в конторе издательства, но по воскресеньям часто встречались в мастерской скульптора К. Крахта на Пресне.
  3. Иван Наживин. «Записки о революции». — Вена: Издательство «Русь», 1921.
  4. В конце 1952 года Дурылин записал в своём дневнике: «…с этой встречи началась новая жизнь, — и вот уже четверть века эта жизнь вся обласкана, озабочена, выношена, выстрадана, выпасана тобою, — одной тобою». Гражданский брак был зарегистрирован только в 1933 году, в Киржаче.
  5. С этим циклом логически и хронологически связан другой — «В родном углу», над которым Дурылин работал вплоть до самой смерти.
  6. Только в 1942 году был напечатан краткий очерк «М. В. Нестеров»; в 1949 году книга «Нестеров-портретист»; через 11 лет после смерти автора в серии «ЖЗЛ» вышла, наконец — в сильно урезанном виде, эта монография С. Н. Дурылина.