Какую роль сыграла уложенная грамота в учреждении патриаршества?

Оглавление

История восстановления патриаршества в России

В Москве проходит заседание Архиерейского собора Русской православной церкви. На время собора из Донского ставропигиального мужского монастыря в Храм Христа спасителя перенесли Мощи первого патриарха Тихона. Корреспондент «МИР 24» Роман Паршинцев вспомнил историю патриаршества в России.

Собрание Архиерейского собора приурочено к столетию восстановления патриаршества в России, которое случилось 28 октября 1917 года. Тогда главой русской православной церкви был избран Патриарх Тихон.

Молебен святителю Тихону у его мощей в Храме Христа Спасителя. 100 лет назад именно он стал первым патриархом после двухсотлетней отмены патриаршества Петром Первым.

После революции, оказавшись без царя, православным нужен духовный наставник. Патриарха выбирают на поместном соборе в 17-м году. Причем не голосованием, а с помощью жребия.

В своей первой речи на посту патриарха Тихон будто предрек, страну ожидают «плачь, стон и горе». После октябрьского переворота вся церковная система, по сути – вне закона. Против священнослужителей идёт настоящая война. Епископов уничтожают сотнями. Ленин призывал грабить храмы под предлогом борьбы с голодом. Новоизбранный патриарх для страны советов становиться врагом номер 1 после Николая второго.

Известно, что на патриарха Тихона было несколько покушений. Одно из них произошло здесь, в его покоях. Правда, нападавшим открывал не Тихон, а его келейник – Яков Полозов. В открытую дверь его и убили пятью выстрелами в упор.

Патриарх Тихон резко критикует расправы над духовенством. За это его обвиняют в контрреволюции и арестовывают. Святителю грозит расстрел. Расправиться с патриархом помешали внутрипартийная борьба и напряженные на тот момент отношения во внешней политике.

Патриарха освобождают. Но на свободе он прожил не долго. В марте 25 года, в праздник Благовещение Святитель Тихон скончался. Официально – от сердечной недостаточности. Но есть версии и о его отравлении. К лику святых Тихон был причислен в 81-м году.

Следующего патриарха Московского и Всея Руси после Тихона советская власть разрешила выбрать лишь в 1943 году. Им стал патриарх Сергий (в миру Иван Страгороодский).

«Вот они спроектировали такой маневр. Патриарха Тихона отпустить, но оставить его под следствием. Добиться от него уступок, заявлений», – добавляет Алексей Беглов.

Хронологический список патриархов Русской Православной Церкви

Ленин — псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. … В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) — былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) — известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны  прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев. 

Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих. 

Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе. 

Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей. 

Шервуд-Верный Иван Васильевич «Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович …фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I • Толстой Лев Николаевич • Екатерина II • Романовы • Достоевский Федор Михайлович • Ломоносов Михаил Васильевич • Александр III • Суворов Александр Васильевич • Рюриковичи • Репин Илья Ефимович • Тургенев Иван Сергеевич • Лермонтов Михаил Юрьевич • Некрасов Николай Алексеевич • Пушкин Александр Сергеевич • Гоголь Николай Васильевич • Ленин • Чайковский Петр Ильич • Чехов Антон Павлович • Александр I • Горький Максим • Шамиль • Николай I • Александр II • Куинджи Архип Иванович • Багратионы • Иван Грозный • Островский Александр Николаевич • Тютчев Федор Иванович • Бунин Иван Алексеевич • Менделеев Дмитрий Иванович • Долгоруковы • Орловы • Татищев Василий Никитич • Грибоедов Александр Сергеевич • Воронцовы • Екатерина I • Алябьев Александр Александрович • Николай II • Белинский Виссарион Григорьевич • Потемкин Григорий Александрович • Растрелли

Развитие событий

Первым посетил Москву с целью переговоров о статусе Московской митрополии патриарх Антиохийский Иоаким V в 1586 г. Особенность данного визита была в том, что патриарх Иоаким не мог принимать столь важные решения по данному поводу, но он дал обещание вынести вопрос на обсуждение глав восточных церквей

Особенно важно то, что он согласился поднять проблему перед патриархом Константинопольским Иеремией II

Летом 1588 г. Москву посещает сам Иеремия II. Этот визит для него оказался тяжелым, поскольку в ходе переговоров Годунов и правительство давило на него и даже взяло под домашний арест. Результатом длительных споров стала капитуляция патриарха. В 1589 г. Иеремия единоличным решением возводит в патриарший сан Московского митрополита Иова (1589-1605 гг.).

Далеко не все восточные иерархи благосклонно приняли это событие. Некоторые из них начали активно возражать. В частности, против этого решения высказался патриарх Александрийский Мелетий Пегас. Поэтому в 1590 г. был проведен Собор, на котором высшими сановниками церкви была оформлена грамота. Патриарху Московскому предоставили 5-е место в диптихе. Однако Москва хотела получить третью строчку вслед за Вселенским и Александрийским патриархами. Поэтому был созван повторный Собор в Константинополе в 1593 г.

Наряду с получением патриаршества, русская церковь претерпела и другие изменения. В частности, образовалось 6 архиепископий, а ранг митрополита предоставили архиепископам Новгородскому, Казанскому, Ростовскому и Крутицкому.

Процесс установление патриархата

С 1448 года митрополит в Москве считался автокефальным. Однако, утверждение патриаршества относится к маю 1589 года, когда Вселенский патриарх Иеремия II, который занимал должность Константинопольского патриарха с перерывами с 1572 по 1595 год.

Рис. 1. Патриарх Иов.

Во время переговоров патриарх Иеремия II находился под домашним арестом. Переговоры шли с июля 1588 года. Решение о создании патриархата было подтверждено двумя соборами в Константинополе, они были проведены в 1590 и в 1593 годах.

Царский престол в те годы занимал Федор Иоаннович, сын Ивана IV Грозного, последний царь из династии Рюриковичей. Важную роль в создании патриаршества играл Борис Годунов.

В перечне патриархатов того времени Московскому было отведено пятое место, после Константинопольского, Александрийского, Иерусалимского и Антиохийского. Патриаршество просуществовало в России до 1700 года. После смерти патриарха Адриана в 1700 году Петр I запретил избирать нового, а спустя 20 лет для управления делами церкви создал Святейший Синод.

Действия патриарха Иеремии были единоличными. Они вызвали осуждение на Ближнем Востоке, например, со стороны Александрийского Патриарха. В 1590 этот патриарх отказался подписать грамоту, но в 1593 его подпись там появилась.

Рис. 2. Патриарх 1589.

ПАТРИАРХИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

История учреждения патриаршества на Руси

Пятого февраля (новый стиль) 1589 года в период правления царя Феодора Иоанновича утверждается патриаршество на Руси. Это был закономерный и довольно символичный акт наследия Россией славы древней Византии и её церковного значения, которая к тому времени подпала под османское владычество. На смену так называемому «второму Риму» (то есть Константинополю) приходит «третий Рим» во всемогуществе Московского православного государства.

Так после Флорентийской унии в 1439 году на русской земле начали сомневаться в истинности греческого духовенства. Кроме того, зависимость от Константинопольского Патриарха Русской церкви в пятнадцатом веке становится номинальной, а взятие турками Константинополя и вовсе уменьшило её.

Царь Феодор пишет в так называемой «Уложенной грамоте об учреждении Московского Патриархата», что в желании стать ближе к Богу он стремиться учредить в Москве «превеликий престол Патриарший» и с этим он обратился к пресвятейшему Иеремею (Вселенскому Патриарху), который дал добро и благословил этим Третий Рим.

И вот двадцать шестого января в Успенском соборе Кремля при собрании народа и во главе с самим Феодором Патриархом Иеремией было совершено поставление русского первого Патриарха – Иова.

Избрание последующих Патриархов происходило таким образом. После кончины Патриарха так называемый блюститель патриаршего престола (обычно митрополит Крутицкий) рассылал от царского имени ко всему духовенству грамоты с приглашением приехать в Москву для избрания нового Патриарха.

Форма избрания нового Патриарха являлась полностью открытой или посредством жеребьёвки, которая установилась после кончины Филарета. Так имена шести претендентов из старших иерархов были записаны на шести одинаковых бумагах, после чего из обливали со всех сторон воском, перепечатывали царскими печатями и отправляли Собору, который заседал в Успенском московском соборе.

После этого три жребия клались на панагию скончавшегося Патриарха, а потом все члены собора облачались в одеяния и служили акафист Богородице. Затем вынималось два жребия и откладывалось в сторону, после чего так же поступали и с остальными тремя. Из двух выбирали один, содержащий имя нового Патриарха. При этом, нераспечатанный конверт передавали боярину, а тот отдавал его царю, который зачитывал вслух имя избранного.

https://youtube.com/watch?v=64oVWgUX7Jk

Интересные материалы:

Нетрадиционные патриархаты

Кроме патриархатов, сложившихся исторически, существует ряд церквей и религиозных течений, которые используют титул патриарха в своей религиозной иерархии. В большинстве своём это церкви, возникшие на протяжении последнего столетия и нередко не разделяющие ряд традиционных консервативных христианских позиций. К таковым относятся:

Чешский гуситский патриарх Томаш Бутта

  • Американская православная католическая церковь
  • Апостольская католическая церковь
  • Ассамблея Иерусалима
  • Католическая Апостольская Национальная церковь Бразилии
  • Католическая Апостольская церковь Антиохии
  • Международное объединение харизматической епископальной церкви
  • Чехословацкая гуситская церковь

Первый патриарх России

Федор Иванович созывает 17.01.1589 г. боярскую Думу и церковный Собор. Царь сообщает об отказе Иеремии остаться во Владимире и готовности утвердить в качестве патриарха Иова. Последний после созыва Думы и Освященного Собора выразил согласие отдать решение вопроса на откуп государя.

23.01.1589 г. Иеремия вместе с участниками Освященного собора прибывают в Успенский собор. Иов туда не приехал. Здесь избираются три кандидата. Федор Иванович из них выбирает Иова, который призывается во дворец для встречи с Иеремией. Через трое суток прошла церемония, в ходе которой был поставлен первый патриарх России.

Глава Русской Православной Церкви до учреждения патриаршества

Святитель Иов был главой русской церкви сперва будучи митрополитом, а после 1589 года – патриархом

До 1589 года главой русской церкви был митрополит, но не простой, а Митрополит Московский и всея Руси. Это особый титул, так как в разных частях страны могли быть свом митрополиты (звание митрополита соответствует званию епископа). К примеру, митрополит Киевский действовал независимо от митрополита Московского, и даже после того, как последний стал патриархом, он ему не подчинился, так что Киевская митрополия осталась в подчинении Константинополю, а не Москве. Соответственно, до учреждения патриаршества главой Русской Православной Церкви был Митрополит Московский и всея Руси, а после – Патриарх Московский и всея Руси.

Порядок избрания русского патриарха

Когда Иов умер, об этом известили всех игуменов степенных монастырей, архимандритов, епископов, архиепископов и митрополитов. Их пригласили в Москву на собор, на котором они должны были избрать нового патриарха. Вышеозначенные церковники взяли с собой дьяконов, священников и протопопов. Не приехавшие архиереи прислали свои грамоты с согласием на все постановления, которые будут приняты.

На собор пригласили царя. Новый патриарх мог быть избран в открытой форме или по жребию. Последний вариант стали использовать после того, как в 1633 г. умер патриарх Филарет. Шесть одинаковых по величине бумажек с именами кандидатов облили воском, поставили на них печать царя и отправили церковникам, для заседания которых был выбран столичный Успенский собор. Кандидатами на пост патриарха могли быть только настоятели степенных монастырей, епископы и архиепископы.

3 жребия клали на панагию скончавшегося патриарха. После надевания риз всеми участниками собора проходила служба. Затем из 3-х жребиев вынимали 2 и откладывали их. Так делали и с оставшимися. Из двух жребиев вынимали один. В нем было написано, кто станет новым патриархом. В нераспечатанном виде боярин приносил его царю, который распечатывал жребий и читал, написанное в нем имя. Затем его снова передавали собору, где объявлялось имя нового патриарха.

Пётр I отменял патриаршество в России постепенно

Отмена патриаршества в России происходила постепенно. Связанно это с тем, что Пётр Великий взял курс на построение в стране абсолютной монархии.

При таком способе управления вся полнота власти, в том числе и в духовной сфере, сосредотачивается в руках монарха. Естественно, что иметь в качестве конкурента сильного патриарха монарху не хотелось.

Пётр Великий. Портрет работы сэра Годфри Неллера (1648 — 1723) 1697 год

Из своего путешествия по странам Западной Европы Пётр Первый получил прагматическое отношение к религии характерное для протестантских стран. В них патриарха нет и поэтому Пётр Первый, по их примеру, решил отменить патриаршество в России.

Сам император считался не слишком набожным. Он присутствовал на богослужениях, пел на клиросе, но религиозным назвать его нельзя.

Кроме того, на Петра большое влияние оказало предпринятое им большое путешествие по странам Западной Европы. Это в основном протестантские страны. Таким образом, перед глазами императора прошли примеры прагматического отношения к религии.

Начало петровской церковной реформы относиться к 1397 году.

Свои первые преобразования в церковной сфере Пётр Первый провёл ещё при Патриархе Адриане.

В 1397 году он издал указ, позволивший взять под контроль государства монастырское хозяйство или же «тунегибельные вотчины», а также архиерейские дома. При этом монастырям запретили самостоятельно вести строительства.

Неврев Николай Васильевич (1830-1904) «Пётр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Андрианом и учителем Зотовым». 1903 год. Царь Пётр не считался религиозным человеком, хотя на богослужениях присутствовал и даже пел на клиросе

Через год Пётр прекратил выплату казённой руги (денежного и хлебного содержания) тем церквям, которые имели при себе приходные дворы и угодья. Если же церкви не имели их, им содержание не отменялось, но уменьшалось наполовину.

Кроме того, государевым указом все церковные угодья объявлены оброчными статьями государственной казны. Таким образом, Православная Церковь в России стала платить налоги.

Причины учреждения патриаршества

Стоит сразу отметить, что причины учреждения патриаршества в России отличаются у светских и духовных исследователей.

Первые утверждают, что инициатива принадлежит исключительно Борису Годунову, это был один из моментов, чтобы потешить его исключительность и самолюбие.

Церковные историки в корне не согласны с этой точкой зрения. Но при этом выдвигают различные версии. Например, одни считают, что дело в желании патриарха Иеремеи угодить русскому государю, так что это было предложение, исходившее от самой константинопольской делегации. Другие видят причину в желании Федора Иоанновича, который желал возвысить Русскую Православную Церковь на фоне православного Востока.

В любом случае сегодня значение учреждения патриаршества в России трудно переоценить.

Первый патриарх – Иов

Патриарх Иов родился в городе Старица на территории современной Тверской области в 1525 году. В молодости он прошел обучение в школе при Старицком Успенском монастыре. В 1556 году он стал монахом и вместо мирского имени Иван взял имя Иов. В 1570-ые он занимал должность архимандрита в царском Новоспасском монастыре в Москве. В 1581-1586 годах он был епископом Коломенским и архиепископом Ростовским. В 1586 занял пост московского митрополита, а с 1589 – Московского патриарха.

В годы его патриаршество шел процесс распространения православия в Поволжье и на Западную Сибирь, увеличилась печать церковных книг, были канонизированы Василий Блаженный и Иосиф Волоцкий. При самозванце Лжедмитрии I Иова отправили в качестве простого монаха в изгнание в город Старица. После свержения самозванца он был реабилитирован, но на патриарший престол не вернулся из-за старости и умер в своем родном городе в 1607 году. Его похоронили в Старицком монастыре и в 1989 году канонизировали в лике святителей. В 2012 году патриарх Иов был канонизирован старообрядческой церковью.

После Иова при самозванце Лжедмитрии I патриархом краткий период был Игнатий. В 1606 году его лишили сана и он через несколько лет уехал в Речь Посполитую, где принял унию с католичеством. Он родился на Кипре в 1560 году и умер в 1640 году в Вильно.

Рис. 3. Патриарх Игнатий.

Процесс установление патриархата

С 1448 года митрополит в Москве считался автокефальным. Однако, утверждение патриаршества относится к маю 1589 года, когда Вселенский патриарх Иеремия II, который занимал должность Константинопольского патриарха с перерывами с 1572 по 1595 год.

Рис. 1. Патриарх Иов.

Во время переговоров патриарх Иеремия II находился под домашним арестом. Переговоры шли с июля 1588 года. Решение о создании патриархата было подтверждено двумя соборами в Константинополе, они были проведены в 1590 и в 1593 годах.

Царский престол в те годы занимал Федор Иоаннович, сын Ивана IV Грозного, последний царь из династии Рюриковичей. Важную роль в создании патриаршества играл Борис Годунов.

В перечне патриархатов того времени Московскому было отведено пятое место, после Константинопольского, Александрийского, Иерусалимского и Антиохийского. Патриаршество просуществовало в России до 1700 года. После смерти патриарха Адриана в 1700 году Петр I запретил избирать нового, а спустя 20 лет для управления делами церкви создал Святейший Синод.

Действия патриарха Иеремии были единоличными. Они вызвали осуждение на Ближнем Востоке, например, со стороны Александрийского Патриарха. В 1590 этот патриарх отказался подписать грамоту, но в 1593 его подпись там появилась.

Рис. 2. Патриарх 1589.

Это интересно: Учреждение опричнины — выкладываем по пунктам

Российское патриаршество сегодня

В настоящее время Русскую Православную Церковь возглавляет её шестнадцатый предстоятель ― патриарх Кирилл (В.М. Гундяев), интронизация которого совершилась 1 февраля 2009 года. На патриаршем престоле он сменил закончившего свой земной путь Алексия II (А.М. Ридигера). С того дня, когда произошло учреждение в России патриаршества, и вплоть до настоящих времён, патриарший престол являет собой тот фундамент, на котором зиждется всё здание российской церкви.

Нынешний российский первосвятитель несёт своё архипастырское послушание, опираясь на поддержку епископата, клира и широких масс прихожан. Следует заметить, что, согласно церковной традиции, этот высокий сан не наделяет его обладателя какой-либо исключительной святостью. В совете епископов патриарх является лишь старшим среди равных. Все свои ключевые решения по управлению делами церкви он принимает коллегиально с другими архиереями.

История

Патриарх Авраам

В Ветхом завете рассказывается о десяти допотопных патриархах — это Адам, Сиф, Енос, Каинан, Малелеил, Иаред, Енох, Мафусаил, Ламех и Ной (Быт. ). После потопа и до дарования Моисею закона патриархами были Авраам, Исаак и Иаков. Сыновья Иакова также называются двенадцатью патриархами. Во всех данных случаях значение слова патриарх имеет не религиозный, а родовой характер, то есть означает прародителей.

В период между заветами и новозаветное время титул патриарха носили председатели Синедриона.

В ранней христианской церкви во главе церкви стоял епископ. Титул Патриарха распространяется с V века, — его получают епископы, главенствующие над митрополитами. Термин фигурирует в документах IV Вселенского Собора (451 год).

В VI веке в Византии сложилось учение о Пентархии: в Церкви может быть лишь патриархов. Рассуждения о Пентархии проникли и в русскую Кормчую Книгу (Гл. 40) из Синопсиса Стефана Ефесского чрез Кормчую св. Саввы.

После Раскола 1054 года титул Патриарха закрепился преимущественно за Предстоятелями Восточной Церкви.

Полная титулатура Римского епископа до 2006 года включала среди прочих титул «Патриарх Запада».

В православии сан и звание Патриарха не имеет значения иной, высшей степени священства, нежели вообще епископская, хотя в Москве в XVII веке такой взгляд был весьма распространён. Просто патриарх — это главнейший епископ, первоиерарх в автокефальной церкви.

На Востоке

В Византийской империи Церковь возглавляли четыре Патриарха: епископы Константинополя (см. Константинопольские патриархи), Александрии, Антиохии и Иерусалима.

С возникновением самостоятельных славянских государств (Болгария, Сербия) и обретением автокефалии их Церквами во главе их также становились патриархи.

В России

В России первый патриарх был поставлен московским Собором под председательством патриарха Константинопольского Иеремии II в 1589 году.

Первым патриархом Русской церкви стал патриарх Иов (годы патриаршества 1589—1607). Во время интронизации он был снова рукоположён во епископы. В 1606 году был избран патриарх Гермоген. Его из кандидатов, предложенных Архиерейским собором, выбрал царь Василий Иванович Шуйский.

Наибольшего могущества патриаршая власть в России достигла при патриархе Филарете — отце нового царя Михаила Фёдоровича. В период патриаршества Никона произошло столкновение между ним и царём Алексеем Михайловичем, причиной которого были притязания Никона на полный судебный и имущественный иммунитет Русской церкви. В результате этого столкновения Никон был низложен Архиерейским собором, однако его реформы отменены не были.

Патриарха Иоасафа I, который заступил на Московскую патриаршую кафедру в 1634 году, выбрал своим преемником с согласия царя сам патриарх Филарет, но установленная форма Патриаршего избрания была соблюдена и над ним. Следующий патриарх — Иосиф — был избран жребием.

Патриарх Варфоломей, Светлана Медведева и патриарх Кирилл

Постепенное фактическое подчинение патриархов светской власти завершилось при Петре I, который после смерти патриарха Адриана в 1700 году назначил не патриарха, а блюстителя Патриаршего престола, а в 1721 году учредил Святейший правительствующий синод.

Патриаршество было полностью восстановлено Поместным собором Православной российской церкви. В 1917 году патриархом был избран Тихон. После кончины патриарха Тихона в 1925 году избрание нового патриарха не проводилось.

В 1943 году был вновь созван Поместный собор. В Соборе приняли участие 19 иерархов. Кандидатура при голосовании была единственной — митрополит Сергий (Страгородский), который и был избран открытым голосованием. Затем патриархами были Алексий I, Пимен, Алексий II. В 2009 году шестнадцатым патриархом Московским и всея Руси был избран Кирилл.

Положение о Патриархе в Уставе Русской православной церкви

Основным документом о патриаршестве в Русской православной церкви является Положение о Патриархе в Уставе Русской православной церкви. Согласно этому документу, предстоятель Русской православной церкви носит титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси», имеет первенство чести среди епископов Русской православной церкви и подотчётен Поместному и Архиерейскому соборам. Имя патриарха Московского и всея Руси возносится за богослужениями во всех храмах Русской православной церкви по формуле: «О Великом Господине и Отце нашем (имярек), Святейшем Патриархе Московском и всея Руси».

Цари и патриархи

Борис Годунов был поддержан патриархом Иовом, как лучший кандидат на царствование. После явления первого Лжедмитрия патриарх не признал самозванца. Годунов вместе с сыном Федором ощущали покровительство Иова.

Польские церковники и князь Острожский встречались с русскими патриаршими послами, которые убеждали их, что Лжедмитрий – самозванец и на него наложена анафема. Иов знал, что фальшивый наследник царя является беглым чудовским монахом Григорием Отрепьевым.

После того, как Лжедмитрий захватил Москву, то свергнул патриарха, которого поселили в Старицком Успенском монастыре. Патриарший престол достался рязанскому архиерею греческого происхождения Игнатию, который приехал на Русь из Рима. Одно время он был кипрским епископом. Новый патриарх утверждал, что Лжедмитрий – законный русский царь. Когда же фиктивного самодержца свергли, то Игнатий перешел в униатство в Литве.

Следующим патриархом избрали стойкого, прямолинейного, строгого, но жестокого и грубого казанского митрополита Ермогена, не признавшего Лжедмитрия. Василий Шуйский постоянно с ним конфликтовал, но их ссоры не выносились за пределы царских палат.

После появления второго Лжедмитрия патриарх стал организатором московской покаянной процессии, на которой присутствовал ослепший патриарх Иов. Люди каялись в своих злодеяниях.

В 1609 г. из-за поддержки Шуйского Ермоген оказался на лобном месте, где от него требовали дать согласие на смену самодержца, но патриарх этого не сделал. После свержения Шуйского боярам захотелось, чтобы новым царем стал польский королевич Владислав. Патриарх их поддержал, но при условии, если претендент на трон примет православие.

В русских городах не признавали нового царя, а подчинялись только Ермогену. В 1611 г. он дал свое благословение ополченцам и наложил анафему на предателей Руси, за что был арестован. Через год он скончался от голода.

После Ермогена патриарха в России не выбирали несколько лет. Церковь жила под управлением казанского митрополита Ефрема, а затем митрополита Крутицкого Ионы.