Музей-усадьба репина «пенаты»

Музей

Музей здесь был открыт сразу же после присоединения этой территории к России — в 1940 году. Часть подлинных вещей забрали с собой дети художника, которые оставили дом советской власти и переехали в Хельсинки. Во время Великой Отечественной войны от усадьбы практически ничего не осталось — только фундаменты и остовы печей. Дом пришлось воссоздавать с нуля по фотографиям и видеосъемкам.

Новый музей был открыт в 1962 году. Часть обстановки, которую удалось эвакуировать в 1941 году, сюда вернули. Часть была восстановлена: например, был найден практически такой же беккеровский рояль, который когда-то стоял в гостиной; по фотографиям искали такую же мебель тех же фирм и тех же лет; по чертежам был восстановлен обеденный стол и т. д.

Кроме работ самого И. Репина здесь хранятся картины и рисунки его друзей и учеников: Б. Кустодиева, И. Куликова, Ф. Малявина и многих других. Всего в фонде музея более трехсот только живописных работ. Коллекция мемориальных предметов продолжает пополняться — например, уже в XXI веке сюда было передано подлинное зеркало И. Репина.

Когда-то в усадьбе были многочисленные хозяйственные постройки: погреб, который соединялся с домой стеклянной галереей, сараи, дворницкая — они не восстанавливались, чтобы не портить вид на сам усадебный дом.

В Третьяковке на Крымском Валу открылась масштабная выставка Ильи Репина

На трех этажах Третьяковской галереи на Крымском Валу открылась масштабная выставка-ретроспектива Ильи Репина.

Всего на экспозиции представили работы из 35 российских и зарубежных коллекций и частных собраний. Выставка, разделенная на 14 частей, строится по хронологическому принципу и раскрывает весь творческий путь художника: увидеть на ней можно более 170 полотен и 130 графических произведений, которые Репин создал в 1870–1920-х годах.

Помимо хрестоматийных картин («Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Запорожцы», «Крестный ход в Курской губернии»), в ретроспективу включили малоизвестные и ранее не выставлявшиеся работы. Среди них — «Христос изгоняет торговцев из храма», «Александр III на выставке», эскиз «Семейная сцена» и выполненный углем портрет боярина Федора Никитича Романова-Юрьева.

Произведения на бумаге хранятся по определенным правилам, поэтому залы графики закроются в середине июня. Остальная часть выставки будет работать до 18 августа.

Когда16 марта — 18 августа

Ранее The Village составил список выставок, на которые обязательно стоит сходить в Москве этой весной.

В мае 2020 года посетитель музея разбил стекло картины Ильи Репина «Иван Грозный и его сын» и повредил полотно. Он признался, что приехал в галерею специально посмотреть на картину, а перед нападением выпил водки. Тогда Минкультуры и Третьяковка попросили Госдуму рассмотреть вопрос об ужесточении наказания за порчу произведений искусства. В январе произошел еще один инцидент — картину Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» украли из Инженерного корпуса на глазах у посетителей.

Позже Третьяковская галерея заключила контракт с Росгвардией на миллион рублей для охраны выставки Репина, а на все картины временных экспозиций музей пообещал установить датчики, отслеживающие их местоположение.

30 лет жизни…

В 1899 году Илья Ефимович на имя жены купил в поселке Куоккала, что в 44 км от Санкт-Петербурга, дом с участком. Следующие четыре года в доме велся ремонт и реконструкция, поэтому переехать туда Репин смог только в 1903 году. И еще более десяти лет здание обустраивали, согласно вкусам и пожеланиям хозяев. Наталья Нордман в 1908 году составила завещание в пользу супруга, пожелав, дабы после его смерти в усадьбе был организован музей. После кончины жены в 1914 году и оглашения завещания, Репин перевел сорок тысяч рублей на счет Санкт-Петербургской Академии художеств для организации будущего музея.

Когда Илья Ефимович переехал в «Пенаты», он уже являлся известным художником, профессором Академии художеств. Его произведениями восхищались не только в России, но и далеко за рубежом. Не все работы, созданные Репиным в «Пенатах», имеют мировую славу – многие находятся в частных коллекциях, и среди них есть очень удачные. В зрелые годы художнику особенно хорошо удавались портреты.

В усадьбе частыми гостями были Максим Горький, Александр Куприн, Корней Чуковский, Владимир Маяковский.

В 1918 году Финляндское княжество стало самостоятельным, и граница закрылась. Сам того не желая, Репин остался жить за границей. Приехавшая в 1922 году дочь Вера помогала отцу в ведении хозяйства и в организации выставок. После того, как в России национализировали банки, Илья Ефимович оказался без всяких средств к существованию.  

Репин скончался в 1930 году. Согласно завещанию, он похоронен на территории усадьбы. До 1939 года хозяйкой усадьбы была Вера, сохранившая мастерскую отца в первозданном виде. Во время русско-финского конфликта дочь покинула «Пенаты» и переселилась в Хельсинки.

После окончания военного конфликта, в результате которого Карельский перешеек присоединился к России, принимается решение об открытии в «Пенатах» музея.

На время войны документы, личные вещи Ильи Ефимовича, рисунки и часть мебели были эвакуированы в Ленинград. К сожалению, в 1944 году усадьба была практически полностью разрушена.

В 1949 году бывший финский поселок Куоккала получил имя художника, а усадьбу внесли в список объектов, подлежащих восстановлению.

Часы работы и цены музея-усадьбы Репина в 2021 году

Музейный комплекс открыт со среды по воскресенье, понедельник и вторник — выходные дни.

Режим работы зависит от сезона:

  • летом — с 10:30 до 18:00;
  • зимой — с 10:30 до 17:00.

Стоимость билетов:

  • входной — 350 рублей;
  • льготный — 150 рублей.

Право на покупку льготного билета имеют учащиеся (до 16 лет), студенты, курсанты, многодетные семьи, пенсионеры, ветераны военных конфликтов, лица, пострадавшие в результате аварии на Чернобыльской АЭС и испытаний на Семипалатинском полигоне. При покупке билета необходимо подтвердить льготный статус соответствующим документом.

Условия бесплатного посещения музея-усадьбы Репина на официальном сайте

Андрей Смирнов

Зимняя веранда

Застекленная веранда с окнами в парк — самая ранняя пристройка к дому. Она появилась в 1904 году и первое время служила Репину мастерской. Несмотря на то, что веранда расположена в северной части дома, это самое светлое помещение в нем. Комната на две трети состоит из стекла, так что свет отсюда проникал и в гостиную.

Почетное место на веранде занимает бархатное кресло на высоком постаменте. В разные годы в нем позировали Н. Б. Нордман, Л. Н. Андреев, В. М. Бехтерев, В. Г. Короленко, П. В. Самойлов и другие. В 1905 году в этих стенах Репин писал портрет возлюбленной Максима Горького М. Ф. Андреевой. На фотографии тех лет видно, что Мария Федоровна устроилась в высоком кресле, а Горький — у ее ног.

Вот как работу над этим портретом вспоминал А. И. Куприн: 

«Палитра у Вас лежала на полу (это было в стеклянном павильоне); Вы придерживали ее ногой, когда нагибались, чтобы взять кистью краску; отходили, всматривались, приближались, склоняли голову и слегка туловище, с кистью то поднятой вверх, то устремленной вперед, писали и быстро поворачивались, и все это было так естественно, невольно, само собой, что я видел, что до нас, посторонних зрителей Вашего дела, Вам никакого интереса не было: мы не существовали. Тогда-то, помню, я подумал: «А ведь как красивы все бессознательные движения человека, который, совершенно забыв о производимом впечатлении, занят весь своей творческой работой или свободной игрой…»

По периметру комнаты стояли скульптурные работы Репина, поэтому ее еще называли «Верандой бюстов». Сейчас здесь представлен бюст Л. Н. Толстого, выполненный в Ясной Поляне в 1891 году, а также бюст самого Репина работы Н. А. Андреева.

Когда в доме появился второй этаж, мастерскую перенесли наверх, а на веранде принимали гостей, устраивали чаепития и домашние концерты — раскрыв двери в гостиную и выдвинув рояль. Здесь же в 1930 году стоял гроб с телом Репина, и именно отсюда художник отправился в свой последний путь.

История усадьбы

Илья Ефимович Репин приобрел этот участок в 1899 году. Здешняя природа с красивыми видами на залив способствовала творческому вдохновению. Художник в этот период уже прославился своими работами «Бурлаки на Волге», «Крестный ход», «Иван Грозный» и др. Он не только активно писал картины, но и преподавал в Академии Художеств и потому искал уединенное место для работы. Усадьба стала идеальным вариантом. Название «Пенаты» она получила в честь римских богов, охраняющих домашний очаг. Их изображения (по рисунку Репина) встречались на воротах дома и на деревьях в саду.

Художник прожил в «Пенатах» 30 лет, здесь же находится его могила. Идея основать музей принадлежит спутнице художника и общественному деятелю — Наталье Борисовне Нордман-Северовой. Согласно ее завещанию имущество было передано Императорской Академии художеств для создания мемориального музея. Этот проект был осуществлен в 1940 году. Период Великой Отечественной войны стал самым трагическим в истории комплекса. В результате пожара, усадьба полностью выгорела. Понадобилось много лет чтобы восстановить дом.

Второе рождение музея состоялось в 1962-м. Несмотря на то, что усадьба считается новоделом, в ней можно увидеть личные вещи, картины, эскизы Ильи Репина (экспонаты были эвакуированы в военные годы). Также здесь выставлены произведения его сына Юрия и других известных художников. Восстановление дома производилось по сохранившимся документам, мастера постарались полностью воспроизвести утраченные помещения и интерьеры. Сегодня при посещении мемориального музея посетители могут посмотреть кинохронику из жизни известного живописца.

Могила И. Е. Репина в парке (вид после 1994 года), Пётр Иванов

Экспозиционные залы «Пенатов»

В доме Репина восстановлены 10 комнат, согласно завещанию Нордман-Северовой, некоторые помещения (ванная, кухня и пр.) не входили в музейный комплекс, сейчас здесь находятся гардероб и кабинеты для сотрудников. Чтобы воссоздать интерьеры экспонаты (мебель, личные вещи, картины и пр.) собирали у родственников и знакомых Репина. Этот долгий кропотливый труд позволил вернуть помещениям «Пенатов» их изначальный облик.

Сегодня посетители музея-усадьбы могут осмотреть жилые и рабочие комнаты живописца. Для гостей доступны следующие залы: Прихожая, Гостиная, Кабинет, Столовая, Костюмерная, Зимняя и Летняя мастерские, Зимняя и Летняя (открытая) веранды. В этих комнатах выставлены предметы, характеризующие не только самого хозяина, но и быт того времени. Но конечно, сердцем экспозиции являются художественные произведения.

Открытая веранда, Пётр Иванов

Основу музейной коллекции составляют работы самого Ильи Ефимовича (это картины, наброски, рисунки, графика, скульптура). Кроме того, здесь представлены произведения Юрия Репина и других художников рубежа XIX—XX вв. В «Пенатах» были созданы крупные исторические полотна Репина, картины на евангельские мотивы и темы современной жизни. Гости музея смогут увидеть знаменитые работы мастера — «Отрок Христос во храме», «Утро воскресения», а также многочисленные портреты — «Портрет дочерей Нади и Веры», «Пушкин на набережной Невы», «Автопортрет», портреты Н. И. Пирогова, Н. Б. Нордман, А. Д. Петрова и др.

Кроме постоянных экспозиций, в музее-усадьбе И. Е. Репина регулярно проходят выставки художественных произведений, посвященных жизни и творчеству живописца.

Анонс выставок в усадьбе Репина «Пенаты» на сайте Академии Художеств

Интерьеры «Пенатов» (столовая), Пётр Иванов

Знакомство с «Пенатами»

На границе своих владений гостей встречает сам Илья Ефимович Репин — в скульптурном обличье. Памятник работы Александра Бурганова появился неподалеку от входа в музей-усадьбу в 2014 году, в честь 170-летия художника. Скульптор изобразил Репина за работой над его знаменитой картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Сейчас эти территории относятся к Курортному району Санкт-Петербурга и в память о художнике носят название «Репино», а при жизни Ильи Ефимовича поселок назывался Куоккала и входил в состав Финляндии. В конце XIX века эти места пользовались такой же популярностью, как и сегодня — петербуржцев привлекали Финский залив и природа Карельского перешейка. К тому же, до Куоккалы было легко добраться — даже сто лет назад до поселка ходил полуторачасовой поезд от Финляндского вокзала. Сюда часто приезжал И. И. Шишкин, Максим Горький снимал здесь дачу, а К. И. Чуковский с семьей прожил в Куоккале около 10 лет — в добром соседстве с И. Е. Репиным.

Репину также полюбились эти места, и в 1899 году он приобрел здесь участок. К тому времени Илья Ефимович уже был прославленным художником, преподавал в Академии художеств и имел достаточно средств, чтобы начать строительство собственной усадьбы. Вскоре на месте бревенчатой финской избушки начали строить дом по проекту самого Репина и приступили к масштабным ландшафтным работам на заболоченном и заросшем лесом участке. С 1900 года И. Е. Репин и его спутница Н. Б. Нордман проводили в Куоккале каждое лето, а через три года поселились здесь окончательно.

С 1903 года на воротах усадьбы гостей встречала табличка с надписью «Пенаты» — так в Древнем Риме называли богов-покровителей домашнего очага и семейного благополучия. Резные элементы и раскраска ворот также выполнены по эскизам Репина. В 1922 году художник немного изменил внешний вид ворот, сохранив стилизацию под узоры народной вышивки. Подобные ворота украшают вход на территорию и сегодня. Они были восстановлены вместе с остальными постройками в процессе создания мемориального музея.

Резные ворота на входе в усадьбу Пенаты, 1904 г.

Что касается музея, то его создание было предрешено еще при жизни Репина. Купив землю в Куоккале, Илья Ефимович оформил собственность на свою возлюбленную Н. Б. Нордман. Несмотря на то, что Наталья Борисовна была моложе Репина на 19 лет, смерть настигла ее раньше — в 1914 году она скончалась в Швейцарии от туберкулеза. За четыре года до этого Нордман составила завещание, согласно которому в случае ее смерти дом переходит к Илье Ефимовичу, а затем становится собственностью Академии художеств, но при одном условии — здесь должен быть организован музей Репина.  

Но вернемся обратно, в начало XX века, чтобы проследить за становлением репинских «Пенат». Илья Ефимович был настоящим тружеником, и параллельно с занятиями живописью принимал активное участие в строительстве. Дом постепенно обрастал все новыми и новыми пристройками — причудливыми верандами, террасами и балконами. У Репина не было окончательного проекта усадьбы, новые помещения появлялись по мере необходимости, а все конструкции художник придумывал по ходу строительства. В результате дом стал напоминать сказочный терем.

Музей-усадьба И. Е. Репина «Здравнево»

Глядя на этот не совсем обычный дом, сразу хочется вспомнить о сказке «Теремок». Именно здесь долгое время трудился, вдохновлялся и писал свои картины знаменитый русский художник Илья Ефимович Репин. Музей-усадьба живописца «Здравнево» размещается в окрестностях Витебска и представляет не только высокую историческую, архитектурную, но и художественную ценность.

Музейный дом открылся для посетителей в 1988 году на прежнем месте усадьбы Репина. Сейчас он относится к Витебскому областному краеведческому музею.

Усадьба Ильи Репина в Здравнево: история

Великий художник решил приобрести это имение на деньги, полученные за продажу всем известных картин «Бурлаки на Волге» и «Запорожцы». Чтобы благоустроить усадьбу и прилежащую к ней территорию, Репину понадобилось немало времени и усилий. Специально для этого он создавал рисунки и проекты, в результате чего дом очень изменился и приобрел ухоженный вид и неповторимый стиль. С 1892 года на протяжении почти десятка лет художник создавал здесь множество своих знаменитых работ. Именно в этом усадебном доме были написаны «Дуэль», «Осенний букет», «Белорус» и многие другие работы художника. Рядом с усадьбой вблизи деревни Слобода похоронен отец художника — Ефим Репин.

Музей-усадьба Ильи Репина в Беларуси в наше время

Усадебный дом, который сейчас служит музеем, надежно сохраняет в своих стенах акварели, иконы и рисунки художника, которые он старательно писал для церкви в Слободе. Здесь же можно ознакомиться и с его личными вещами: письмами, книгами и фотографиями. В экспозицию входят также раритетная мебель XIX- XX столетий, вещи, отражающие быт семьи Репина, и некоторые местные археологические находки. После посещения музея гости очень любят прогуливаться по липовой аллее, которую некогда старательно высаживал сам Илья Репин.

Музей представляет собой восстановленную усадебную постройку (здесь выставляется основная часть мемориальной экспозиции), дом, где жил и работал управляющий имением, со служебными постройками, главный выставочный зал и отреставрированный погреб. Кстати, проект нового музейного комплекса принадлежит талантливым рукам белорусского архитектора П. Крохолева, который основывал свою работу на сохранившихся рисунках самого Репина и воспоминаниях гостей усадьбы.

В начале XX века Репин покидает свой дом вблизи Витебска, впоследствии здесь остается жить его дочь Татьяна. Но в 1930 году и девушка уезжает из семейного гнездышка, после чего долгое время усадьба пустует. К сожалению, военные события абсолютно беспощадны к деревянным постройкам – имение Репина было полностью уничтожено в сороковых годах прошлого столетия. Спустя 50 лет дом все же восстановили и сделали из него музей жизни и творчества русского художника.

Побывать в доме-музее великого художника можно во время экскурсии

Сейчас это тихое, спокойное и живописное место входит в состав практически всех экскурсий с посещением Витебска. Здесь не только можно отдохнуть от городской суеты и подышать свежим воздухом, но и познакомиться поближе с творчеством великого русского художника-живописца Ильи Репина.

Именно для этого мы предлагаем Вам присоединиться к нашим экскурсионным турам по Беларуси

А тем, кто души не чает в атмосфере новогодней сказки и любит, путешествуя, встречать Новый год, мы рекомендуем обратить внимание на новогодние экскурсионные туры по Беларуси

Интересные факты

Об усадьбе

Помимо картин самого Репина в музее хранятся так же и рецепты вегетарианских блюд его жены, и часть работ его сына Юрия, который пошел по стопам отца и тоже стал художником.

Репин по назначению своего врача часто ночевал прямо на улице. Чаще всего он спал на веранде — даже в самые морозные дни. Своих домочадцев он всегда просил отрывать окна в комнатах, поэтому зимой внутри было так же холодно, как и снаружи.

В парке, окружающем усадьбу, расположена могила, где похоронен сам художник — это было его последнее желание, описанное в завещании. Также он завещал посадить дуб на месте своего захоронения.


Территория «Пенатов»

Рядом с домом художника, в парке, расположен “Храм Осириса и Изиды” — летняя беседка, в которой часто проводились культурные мероприятия и лекции.

“Живая” атмосфера музея-усадьбы “Пенаты” позволяет посетителям проникнуться бытом художника и почувствовать себя ненадолго гостем на “репинских средах”.

На территории парка, поодаль от дома, расположена “Башня Шахиризады” — небольшая смотровая башня, которую также можно посетить с экскурсией.

О “репинских средах” в “Пенатах”


Рабочий кабинет

Вторая жена Ильи Ефимовича Наталья Нордман вела веганский образ жизни. Она отказалась от различных изделий из натурального меха, а также от мяса. Поэтому мясные блюда на “репинских средах” не подавались. Гостям-мясоедам приходилось приносить свою еду и есть тайком от хозяйки дома.

Во время “репинских сред” прислуга не выполняла своих обязанностей и даже обедала за общим столом, что было не очень характерно для тех лет. По дому были развешены таблички, такие как “Снимите пальто сами”, “Пройдите в дом сами”, в организации обедов и размещении гостей часто принимал участие непосредственно сам художник.

Поскольку в доме гостям приходилось обслуживать себя самим, очень удобным предметом мебели стал двухуровневый крутящийся стол с ручками. За трапезой гости могли при помощи ручек повернуть стол и взять порцию блюда.

Никаких особенных требований к гостям (кроме самообслуживания), приезжавших в “Пенаты” по средам, не было. Посетить усадьбу в это время можно было даже без приглашения.

Живописец был в восторге от творчества от молодого Маяковского и даже однажды пригласил его в “Пенаты”, чтобы нарисовать его портрет. После знакомства Репина с Маяковским футуристы часто стали посещать “репинские среды”.

Как добраться


Музей-усадьба Репина «Пенаты»

На общественном транспорте

Адрес: Приморское шоссе, дом 411, п. Репино, Санкт-Петербург.

Музей располагается на побережье Финского залива, в 45 километрах от Санкт-Петербурга.

Доехать до него можно одним из следующих способов:

  • на маршрутном такси К-305 от станции метро “Старая Деревня”, на К-400 от станции “Площадь Ленина” (с пересадкой на автобус 211 на станции “Центр Репино”) или на К-680 от метро “Проспект Просвещения”
  • на автобусе № 211 от станции метро “Черная речка”
  • на электричке до “Репино”, затем пешком по Приморскому шоссе (около получаса ходьбы)

На других видах транспорта

До усадьбы можно добраться на автомобиле по Зеленогорскому шоссе (в сторону Комарово) со съездом на Приморское шоссе. Также до поселка можно доехать по Западному Скоростному Диаметру (платная трасса).

Прямо рядом с “Пенатами” на Приморском шоссе располагается автомобильная парковка. Следующая по близости находится в 500 метрах — по адресу Приморское шоссе 388А. От нее до усадьбы можно дойти пешком за шесть минут.

Можно воспользоваться услугами компаний, предоставляющих аренду автомобилей (каршеринговые компании). Список сервисов, зона эксплуатации которых включает в себя весь Санкт-Петербург и частично Ленинградскую область:

  • YouDrive
  • Делимобил
  • МатрёшCar
  • Carenda
  • CarSmile
  • Colesa.com
  • Rentme

Информация о работе музея

Режим работы музея

С 1 мая по 30 сентября 10:30 – 18:00
С 1 октября по 30 апреля 10:30 – 17:00
Информация о выходных Понедельник и вторник – выходные дни

Касса музея закрывается на час раньше, чем музей.

Посетить “Пенаты” с экскурсией можно только во время сеанса (по группам). В распоряжении гостей есть аудиогид, на котором можно выбрать язык проведения экскурсии.

Время работы парка вокруг усадьбы – до 20:00.

Стоимость билетов

Полная стоимость – 300 рублей (для иностранных и российских граждан отличается)

Цена льготных билетов – 250 рублей. Для льготников также существуют дни, в которые посетить музей можно абсолютно бесплатно.

Создание Мемориального музея

Усадьба Репина сегодня — это плод кропотливой работы историков и реставраторов. Мемориальный музей в доме Репина впервые открылся в 1940 году, но во время Великой Отечественной войны основное здание и все приусадебные постройки сгорели дотла. Это случилось в год столетия со дня рождения И. Е. Репина. Усадьбу решили восстановить, но исторических свидетельств было недостаточно. В этом деле очень помогли снимки из архива И. Е. Репина и Н.Б. Нордман, которая освоила фотографию на курсах при Русском техническом обществе. На них можно увидеть самих обитателей «Пенатов», а также их гостей, друзей и родных, разглядеть интерьеры и убранство комнат, пейзажи с видом на дом и парк. Специалисты также использовали опись сохранившихся вещей 1939 года, которую по поручению Академии художеств составили искусствовед И. А. Бродский (племянник И. И. Бродского) и художник Ш. Н. Меламуд. Благодаря этим документам реставраторы смогли подобрать аналогичную мебель взамен утраченной. 

Усадьбу воссоздали такой, какой она была в 1905–1912 годах, в наиболее значимый период жизни Репина. Она вновь открылась для посетителей 24 июля 1962 года. Реставраторы восстановили десять комнат, включая зимнюю веранду. По завещанию Н. Б. Нордман перед посетителями музея должны были предстать только те помещения, которые относятся к публичной стороне жизни И. Е. Репина. К тому же, исторических свидетельств о том, как выглядели хозяйственные помещения, не сохранилось. Поэтому кухня, ванная и другие бытовые пристройки сегодня используются для хозяйственных нужд музея — здесь располагается гардероб и кабинеты сотрудников. В угловой комнате, которая была спальней Натальи Борисовны, в малой столовой и комнате для прислуги сегодня экспонируются репродукции наиболее значительных произведений И. Е. Репина, а также архивные документы, биографические материалы и исторические фотографии.

Ирина Стрельникова

P.S. Когда Репину было чуть за тридцать, он увлёкся идеей фотографии — мол, вот ещё один способ правдиво отображать действительность. Попробовал и сам освоить фотографический аппарат, накрыл голову сукном, но тут же вылез: «Да тут, пока экспозицию выдержишь, задохнешься! Нет уж, написать портрет и проще, и быстрее!»

#СовсемДругойГород Экскурсии по Москве

Репин с гостями (стоит второй справа – Горький)Репин пытается писать Горького и Марию Андрееву. Но это уже не лучший его периодЕщё с Горьким и Андреевой (справа – жена Наталья Борисовна)Со Львом Толстым

Наталья Борисовна Нордман в мастерской мужа

Кабинет

Миновав выставочные залы, мы попадаем в кабинет И. Е. Репина. Светлая комната с окнами в сад появилась в доме в 1911 году — это самая поздняя из пристроек. Репин нередко использовал удачное освещение кабинета и работал здесь вместо мастерской. Здесь же он писал свои воспоминания «Далекое близкое». В кабинете можно увидеть подлинные предметы из петербургской квартиры Репина, в том числе столик в восточном стиле с инкрустацией, изображенный на картине «Негритянка». В центре комнаты стоит большой письменный стол, на нем — страницы записей Репина, фотографии близких и памятные вещи. Рядом находится гипсовая копия эрмитажной скульптуры «Скорчившийся мальчик» Микеланджело.

Отдельного внимания заслуживает резной ларец, в котором Репину преподнесли 436 сочувственных писем.

 Рассказывает сотрудник музея Юрий Дмитриевич Балаценко:

«Когда была испорчена картина «Иван Грозный», со всей страны стали Репину стали поступать телеграммы с выражением сочувствия. Почтовики также решили выразить свое участие. Они заказали в мастерских резной ларец, сложили туда всю корреспонденцию и преподнесли Илье Ефимовичу.»

Экспозиция музея

24 июня 1962 года состоялось долгожданное открытие музея и восстановленной усадьбы. Кроме самого дома на территории отреставрированы беседки, ворота, башенка и артезианский колодец.

Экспозицию музея составляют комнаты с воссозданными интерьерами 1905-1914 годов, личные вещи Репина, рисунки, книги и картины его учеников. Полностью восстановили восьмигранную веранду, в которой художник любил встречать гостей и работать. В центральной части просторной мастерской, занимающей весь второй этаж, на большом мольберте расположен автопортрет Ильи Ефимовича, написанный им в 76 лет.

В общей сложности экспозиция музея составляет более 1000 экспонатов, в том числе, более 300 произведений живописи и почти 600 мемориальных предметов.

Музей-усадьба «Пенаты» является объектом культуры всемирного наследия.

Усадьба «Мои пенаты»

Репин приобрел участок в 1899 году. Ему нужно было место достаточно близкое к столице, чтобы всегда можно было выбраться в город, и при этом достаточно уединенное и живописное, чтобы работать. Таким местом стала финская деревня Куоккала — сейчас это поселок Репино. Участок полностью зарос лесом, новые владельцы просто слегка благоустроили его. Были вырыты пруды, соединяющиеся с Финским заливом, и разбит небольшой лесной парк.

Официальной датой рождения усадьбы «Мои пенаты» считается 1903 год. Именно эта дата указана на деревянных воротах усадьбы, которые создавались по собственному эскизу Репина. На них есть символическое изображение пенатов — римских домашних божков, которые и в древнем Риме, и в России XIX были символами домашнего очага и семейного уюта.

Дом строился без определенного плана, но при этом он получился удивительно красивой и изящной постройкой в стиле модерн. Его сердцем стала Зимняя мастерская художника, построенная по его собственным чертежам. Главным для И. Репина было достаточное количества света, даже зимой — и поэтому в ней кроме больших окон устроен уникальный стеклянный потолок. Сейчас в ней хранятся подлинные вещи художника, его картины и эскизы, а главные экспонаты — это поздний автопортрет 1920 года и большой эскиз «Торжественного заседания Государственного Совета».

Над Зимней мастерской устроена еще Летняя «секретная» мастерская. Здесь художник хранил незаконченные работы, которые никому пока не хотел показывать и работал в летнее время. Сейчас здесь проходят выставки, а также посетители могут увидеть уникальный небольшой фильм, который состоит из документальных съемок о жизни И. Репина в усадьбе.

Рядом с мастерскими находится маленькая Костюмерная — здесь хранились костюмы для натурщиков к историческим картинам. Среди экспонатов — телогрея царевны Софьи с известной картины, красный гетманский жупан и др.

Еще одно место, где художник мог работать — полукруглый Кабинет, в котором тоже всегда было светло. Именно здесь он писал свою книгу воспоминаний. Сейчас здесь находится письменный стол хозяина, его библиотека с многочисленными автографами дарителей, ларец с письмами.

Главный экспонат Столовой — это круглый деревянный стол на 20 персон с вращающейся серединой и со специальными выдвижными ящиками для грязной посуды. Он был сделан в 1909 году по специальному чертежу для того, чтобы даже многолюдный обед не требовал присутствия прислуги. Обеды проходили по специальным шуточным правилам, за их нарушения полагались шуточные штрафы — словом, участники веселились, как могли.

У дома было две веранды — зимняя и летняя. Восьмиугольная Зимняя веранда со стеклянными дверьми и прозрачной крышей — самое светлое помещение дома. Иногда Репин тут писал, здесь хранились его скульптурные работы, часть из них представлена и сейчас.

Среди парковых построек сохранился Храм Осириса и Исиды. Это беседка-эстрада, построенная в 1906 году. Летом здесь устраивали концерты, публичные лекции и чаепития на воздухе. Ее украшает деревянная резьба с древнеегипетским изображением крылатого солнечного диска. Площадка перед беседкой называлась Площадка Гомера.

Восстановлена вырытая в 1914 году для снабжения усадьбы водой артезианская скважина, называвшаяся Посейдоном. Вода была исключительно чистой и вкусной, И. Репин пил ее по собственной системе и считал, что именно это позволяет ему сохранить здоровье.

Вторая большая беседка — смотровая башня Шахерезада, ажурное двухэтажное сооружение, на вершине которого когда-то стояла подзорная труба.

На пересечение двух аллей, Сосновой и Березовой, находится могила художника. Он сам просил похоронить его именно здесь, а не на церковном кладбище, и никак не отмечать памятником его могилу. Последнее оказалось невозможно: сначала на могиле стоял деревянный крест, в советское время — бюст художника, а теперь он снова заменен крестом.

За пределами усадьбы на парковке находится скульптура, изображающая Репина рядом с картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», она появилась уже в XXI веке.

Художник Илья Репин

Илья Ефимович Репин — самый известный и самый плодовитый художник в жанре русского реализма. Он родился в 1844 году в харьковской казачьей семье, с детства полюбил рисовать. Учился сначала в школе топографов, потом в иконописной мастерской, а потом смог поступить в петербургскую Академию художеств. Денег поначалу не хватало даже на необходимые для экзаменационных работ краски и холсты, но в 1871 году он получает большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира».

А прославила его картина «Бурлаки на Волге». Это было время, когда общество ждало от художников не столько академической живописи, сколько социальной актуальности и сюжетов, рассказывающих о жизни народа — и Репин идеально попал в эту струю. Впрочем, картины на фантастические сюжеты тоже были востребованы — звание академика Репин получает в 1876 году за сказочную картину «Садко».

Репин стал одним из вдохновителей и организаторов Товарищества передвижников — группы художников, писавших картины на остросоциальные и исторические темы и устраивающих свои передвижные выставки. Туда, кроме самого И. Репина, входили В. Суриков, И. Шишкин, В. Васнецов, И. Крамской и многие другие.

В 1880-х годах к Репину приходит известность. Он познакомился и подружился с известным меценатом П. Третьяковым, бывает в Ясной Поляне Л. Толстого, пишет портрет М. Мусоргского… Некоторое время художник живет в Москве, но в 1882 году перебирается в Петербург. Здесь он продолжает активно участвовать в культурной жизни: например, сначала сближается, а потом разрывает с «Миром искусства» А. Бенуа и С. Дягилева, руководит своей живописной мастерской в Академии художеств.

Но чем дальше, тем больше он хочет сосредоточиться именно на творчестве — и с начала XX века большую часть времени проводит уже не в городе, а в своей небольшой усадьбе на берегу Финского залива. Здесь он живет до самой своей смерти в 1930 году, здесь же он и похоронен.