Волоцкий, иосиф

Оглавление

Как Иосиф Волоцкий относился к власти

Иосифу Волоцкому приписывали даже обожествление личности великого князя. Политические воззрения игумена менялись якобы в зависимости от того, как относились великие князья к правам монастырей владеть землей и селами. Если государи допускали превращение обителей в крупных «феодалов», то Волоцкий благословлял светскую власть, а если возникала угроза для церковной недвижимости, то он же выступал против московских князей, переживая как личную трагедию борьбу Ивана III с удельной раздробленностью. Надо признать, что марксистское прочтение трудов Иосифа Волоцкого строилось на весьма шатких основаниях.

Например, не выдерживают критики утверждения, будто в сочинениях игумена обожествляется личность московского государя. В лице Иосифа Волоцкого великокняжеская власть столкнулась с окрепшей, самостоятельной Церковью, способной занимать достаточно жесткую, даже бескомпромиссную позицию. Ведь именно Иосиф Волоцкий был создателем русской тираноборческой традиции, именно он на страницах «Просветителя» призывал оказывать сопротивление не только государям-отступникам, но и всякой неблагочестивой, греховной власти.

Он одним из первых, основываясь на византийской традиции, отчетливо разделил человеческое греховное естество царя и божественный источник его властных полномочий.

Если искать в церковно-государственном учении Иосифа Волоцкого ключевой концепт, то, пожалуй, им будет «ответственность». Ответственность государя перед Богом, подданных — перед государем и Богом.

Любые попытки власти выйти за границы дозволенного игумен рассматривал как богопротивное мучительство. При этом он наставлял государей больших и малых, которые, согласно древнерусским представлениям, должны были быть добрыми пастырями своих рабов.

Иосиф Волоцкий много писал о государстве как доме и о доме (семье, хозяйстве, господах и «подовластных») как малом государстве. Он был предтечей знаменитого русского «Домостроя», получившего в XIX — XX веках дурную репутацию. Эта книга эпохи Ивана Грозного должна была регламентировать семейную и государственную жизнь. «Домострой» посвящен семье как микрокосму, как малому государству, служащему атомом государства великого.

В Московской Руси хорошо понимали, что царя и подданных охватывает взаимная коллективная ответственность перед Богом. Однако эти идеи «Домостроя» ушли в историческое небытие, а на поверхности остался негативный образ старомосковского быта: терема, бесправные женщины, побои и мракобесие… Но так ли было в Московской Руси? И на этот вопрос позволяют ответить сочинения Иосифа Волоцкого.

В своих рассуждениях о семье и государевом обиходе волоколамский игумен придерживался прямо противоположного мнения. Для него милостивое отношение к рабам — единственно возможная линия поведения. «И если будет князь или властелин благим и праведным, — настаивал Иосиф, — будет миловать рабов, как своих детей, не оставит без попечения души их, как требует Божественное Писание, — за то примет наследие Небесного Царства». Руководя своими рабами, государь так или иначе отвечает за них и за себя. Плохой хозяин вряд ли получит оправдание в загробной жизни.

Вехи борьбы между двумя церковными течениями

Если описывать ситуацию кратко, Нил Сорский и Иосиф Волоцкий впервые высказали свои взгляды на монастырские владения на соборе. Это вызвало ожесточенные споры, но служители церкви все же приняли решение в пользу иосифлян. Многие историки считают, что это произошло только потому, что они были в подавляющем большинстве.

Однако не все были довольны подобным исходом ситуации. Дело в том, что в шестнадцатом веке размеры Московской Руси были относительно невелики. А количество дворян, претендовавших на милость князя в виде земельного надела, постоянно увеличивалось. Все это заставляло главу государства с большим интересом смотреть на церковные наделы. Но все же принимать по отношению к ним какие-либо действия князья не решались.

После окончания собора открытым остался вопрос о еретиках. Нестяжатели считали, что их нельзя уничтожать, так как каждый грешник имеет шанс на раскаяние. Иосифляне же, в свою очередь, все более горячо отстаивали позицию применения физического наказания за ересь. Через несколько лет после окончания собора их влияние усилилось, поэтому церковь приняла решение о еретиках, предлагавшееся последователями старца Волоцкого.

Долгие годы борьба между двумя религиозными течениями не принимала сколько-нибудь серьезного оборота. Но вскоре поведение князя Василия III стало подвергаться осуждению нестяжателями. Причиной первого подобного выпада в адрес княжеской власти был развод Василия. Со своей законной женой он никак не мог завести детей, поэтому оформил развод и выбрал себе новую жену. Так как единственным поводом для развода, который может поддержать церковь, являлась измена, то нестяжатели во всеуслышание осудили поступок князя. Василий III не решился применить меры к представителям этого течения, он надеялся, что история со временем забудется. Но вскоре создалась еще одна неприятная для князя ситуация – он заточил в тюрьму представителей знатного рода, которых сам же и вызвал к себе и даже довольно приветливо встретил. Совершенную подлость вновь осудил нестяжатель Василий Патрикеев. Князь решил заточить его в Иосифо-Волоколамском монастыре, где он вскоре и скончался.

С этого момента иосифляне находились у власти в фаворе. В дальнейшем их представители не единожды оказывали серьезное влияние на события в государстве. К примеру, именно они стали идеологами введения опричнины, сумели укрепить в умах народа мысль о божественности княжеской власти, добились введения статуса патриархии относительно Московской митрополии, а также всеми силами стремились возвеличить Русь и поднять ее авторитет на международной арене.

Литературная деятельность

Преподобный не только вел активную просветительскую и монашескую деятельность, он также является автором нескольких литературных трудов. был талантливым церковным писателем.


Иосиф Волоцкий – небесный покровитель православных бизнесменов

Перу игумена принадлежат труды:

книга «Просветитель» — основательное православное пособие, которое было создано как средство борьбы против ереси жидовствующих;
«Ответ недоверчивым…» — книга о жизни русских святых в монастырях;
«Послание иконописцу» — советы и пожелания всем мастерам, которые обладают талантом создавать святые образа;
«Три слова о почитании икон» — труд, который раскрывает важность иконописи;
«Послания» — собрание писем, которые были написаны для ряда влиятельных людей своей эпохи, среди которых князь Иван ІІІ, архимандрит Васиян, митрополит Симон и прочие.

Литературные труды настоятеля до сих пор не утратили своей значимости — он поднимал и раскрывал важные для православного общества темы, такие как почитание святых русских монахов, иконопись, борьба против различных ересей.

Важно! В посланиях не просто приведены мысли монаха, но изложены мысли философа и богослова, который переживает и радеет за русскую Православную Церковь

Основные направления деятельности Иосифа Волоцкого и их результаты

Одним из направлений деятельности была религиозная деятельность.

Будучи монахом, а позже — настоятелем монастыря, Иосиф Волоцкий защищал церковно-монастырское землевладение, незыблемость догматов церкви, укрепление государственности.

Иосиф Волоцкий ввёл новый  Устав монастырской жизни:

  • Устав строго регламентировал всю жизнь в монастыре «и в хождении, и в словах, и в делах».
  • Основа Устава — отречение от собственной воли и постоянный труд монахов. Многие не выдерживали такого распорядкаЖестоко сие житие. Кто в нынешнее время сможет такое вынести?» И всё же со временем именно по Уставу протекала жизнь в монастыре.

Иосиф Волоцкий проводил большую благотворительную деятельность : монастырь помогал всем страждущим, голодающим. При монастыре была построена больница, приют для детей — сирот.

Проводил Иосиф и просветительскую деятельность. В монастыре была одна из богатейших монастырских библиотек.

Волоцкий был патриотом родной земли, во всём поддерживал царя Ивана 3, содействовал тому, чтобы тот осознавал себя православным царём. Проповедовалась идея божественного происхождения царской власти.

Иосиф Волоцкий вёл решительную борьбу  с еретиками. Представители «новгородской  ереси» пытались   исказить основы православия. Он призывал царя , который был сторонником мягких действий, жестко расправляться  с еретиками : «Царям подобает еретиков и в заточение посылать, и казням предавать» .

Результатом данной деятельности стало значительное укрепление роли церкви в стране. Было положено начало особого направления русской общественной мысли — иосифлянства

Другим направлением была писательская деятельность. Иосиф Волоцкий создал свой знаменитый труд «Просветитель» и написал несколько посланий. В них он  высказывал свою позицию по поводу роли церкви в государстве, вступал в полемику с Нилом Сорским, отмечал, что монастырское землевладение должно быть законным, что нужно украшать храмы, в них должны быть богатые иконостасы и образа. Именно в данных посланиях звучит мысль о божественности царской власти, что способствовало значительному её укреплению.

Результат данной деятельности.

Писания Иосифа Волоцкого, его идеи  были положены в основу духовной школы, из которой вышли многие мессионеры, публицисты, позже их стали называть  «иосифлянами».

Таким образом, Иосиф Волоцкий – один из ярких и влиятельных представителей церкви конца 15- начла 16 века в России. Его деятельность значительно укрепила позиции церкви и в то же время способствовала усилению власти князя. Он стал во главе нового направления в политической , общественной и религиозной мысли того времени- « иосифлянства». Иосиф Волоцкий был канонизирован в 1579 году.

Основание монастыря

В июне того же года, в сопровождении нескольких старцев, он прибыл в город Рузу. Основать пустынь преподобный Иосиф решил в непроходимых лесах близ владений родного отца.

Волоцкий князь, Борис, идею одобрил и даже выделил в помощь святому своего ловчего, хорошо ориентировавшегося в тамошних местах. Вскоре на берегу реки Струзы, в тихом уединенном месте заложили основание храма. По некоторым свидетельствам, в этом мероприятии принимал участие князь Волоцкий Борис и его приближенные.

Осенью князь, движимый желанием оказать обители помощь, пожаловал ей во владение деревни Спировскую, Ярцевскую и Руготинскую, а спустя непродолжительное время — село Покровское. Нередко он доставлял в монастырь съестные продукты. В мае 1483 года княжеским повелением к обители отошло село Отчищево.

Супруга князя, желая внести свою лепту, пожаловала монастырю село Успенское. По смерти князя Бориса его наследник, Федор Борисович, подхватил благую традицию и продолжил поддерживать обитель.

В первое время существования монастыря братия состояла из бывших насельников Пафнутиевой обители, бывших волоцких вотчинников, простолюдинов и беглых холопов. Приблизительно к началу XVI столетия в число братий вошли бывшие приближенные князя.

В обители действовал строгий устав, отвечавший требованиям духа преподобного настоятеля. Правила внутренней жизни монахов были суровыми, и далеко не каждый пришедший готов был остаться здесь навсегда. Помимо общего монашеского делания в монастыре занимались перепиской богослужебных книг и святоотеческих произведений. Сам настоятель нередко занимался этим благим делом по ночам.

Первоначально вся управленческая власть главным образом сосредотачивалась в руках Иосифа. При этом он соучаствовал в трудах братий, не чуждаясь даже и самых тяжёлых работ. Впоследствии в обители усилилась роль старцев.

В конце земной жизни преподобный Иосиф сильно болел. Его мучили страшные головные боли, зрение ослабло, тело иссохло. Руководство обителью в этот период было передано подвижнику Даниилу (в будущем — митрополит Московский).

Чувствуя скорую кончину, он облёкся в великую схиму, непрестанно молился, регулярно причащался Святых Христовых Тайн. Когда телесные силы оставили его настолько, что он не мог уже ни стоять, ни даже сидеть на богослужении, в храме ему отвели укромное место (дабы не смущать богомольцев), где он присутствовал лёжа и куда его приносили ученики.

9 сентября 1515 года святой мирно почил о Господе.

Иосифо-Волоколамская обитель (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Взгляды другого православного просветителя Средневековья сложно изложить кратко. Иосиф Волоцкий воплотил их в жизнь при строительстве своего монастыря.

В 1479 году старец покинул Боровскую обитель, где провел несколько десятилетий, и с семью последователям направился в странствия. Мудрый игумен, останавливаясь в окрестных монастырях, выдавал себя за простого послушника. Однако некоторые монахи, общаясь с ним, замечали небывалый духовный опыт и глубину познаний.

Известно, что долгое время старец провел в Кирилло-Белозерской обители. Здесь и познакомились Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Спустя некоторое время преподобный и семь его последователь остановились вблизи города Рузы. Старец решил, что именно здесь находится то место, где ему необходимо основать обитель. К тому же недалеко находились исконные земельные владения его отца.

Иосиф обратился к волоцкому князю за помощью. Борис был очень набожным человеком, поэтому с огромным удовольствием предложил старцу несколько людей, которые отлично знали местные леса и могли указать на лучшие места. Спустя некоторое время Иосиф Волоцкий заложил основание храма на берегу реки.

Князь Борис благоволил к старцу, поэтому сразу же пожаловал новому монастырю земли, на которых располагалось несколько сел. Чуть позже он увеличил владения обители, подарив ей еще два населенных пункта. В дальнейшем традицию поддерживать монастырь переняли и наследники князя. Они нередко помогали монахам продуктами питания, роскошное убранство храма тоже было в основном пожертвовано княжеской семьей.

Изначально послушниками и иноками монастыря были простолюдины и те монахи, которые пришли с Иосифом из Боровской обители. Однако со временем принимать постриг стали и знатные люди, являющиеся приближенными князя.

Стоит отметить, что устав в Иосифо-Волоколамской обители был очень строг. Не каждый, пришедший сюда, чтобы исполнить свой долг служения Богу, смог остаться в обители. Каждый день монахи очень тяжело трудились, а свободное время проводили за написанием религиозных книг. Настоятель считал, что только это поможет в полной мере избавиться от мирской суеты и открыть свою душу Богу. Сам Иосиф до самой старости принимал участие в общих работах наравне с остальными монахами. Он не чурался даже тяжелого труда, считая, что именно так должен поступать каждый житель обители.

Биография Иосифа Волоцкого (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Об этом старце сохранилось немного больше сведений, чем о Ниле Сорском. Поэтому составить его жизнеописание гораздо проще.

Родился будущий просветитель Иосиф Волоцкий в дворянской семье. В его роду все были очень набожны и выбирали для себя путь спасения в довольно раннем возрасте. А дед и бабка Иосифа даже провели остаток своей жизни в статусе иноков.

Родился преподобный Иосиф Волоцкий осенью 1439 года в селе, которое принадлежало его семье на протяжении долгого времени. О детских годах православного подвижника известно мало. В летописных источниках он упоминается лишь с семилетнего возраста, когда был отдан на воспитание в Волоколамский монастырь. Там он проявил большие способности к наукам и благочестие.

С самого раннего возраста Иосиф задумывался о служении Богу, а жизнь в обители способствовала укреплению его в этом решении. В возрасте двадцати лет юноша принял постриг. Стоит отметить, что он отличался смирением, аскетизмом и испытывал тягу к написанию текстов. Это выделяло его из общего числа монашеской братии.

Свое место он нашел в Боровской обители, где провел не один десяток лет. Изначально просветитель Иосиф Волоцкий выполнял разнообразную работу, которая назначалась ему в качестве монастырского послушания. Он приобрел опыт труда в пекарне, лечебнице, на кухне. Также молодой монах пел в церковном хоре и писал православные труды. Со временем он полностью отрешился от мирской суеты.

Однако в это время тяжело занемог отец Иосифа. Он совсем обессилел и даже не мог встать с кровати. Сын, испросив благословения, забрал отца в свою келью, где тот принял иночество. В заботах о родном отце Иосиф провел долгие пятнадцать лет.

После смерти игумена Боровской обители эта должность перешла к будущему святому старцу. Однако управлял монастырем он недолго. Аскетизм Иосифа и его представления о монашеской жизни не понравились братьям и великому князю. В итоге подвижник покинул обитель вместе с семью старцами. Несколько лет они переходили из одного монастыря в другой и наконец приняли решение об основании своей обители. Так возник Иосифо-Волоколамский монастырь.

Последние годы жизни Иосиф Волоколамский (Волоцкий) сильно болел. Он беспрестанно молился, но даже когда силы его оставили, посещал службу лежа. Братья приносили его в храм на специальных носилках и оставляли в предназначенной для этих целей нише.

Ушел из жизни старец осенью 1515 года.

Молитвы

Молитва преподобному Иосифу Волоцкому
О преблаженне и приснославне отче наш Иосифе! Ведуще твое велие к Богу дерзновение и к твоему твердому заступлению прибегающе, в сокрушении сердца молим тя: озари нас светом дарованныя тебе благодати и молитвами твоими помози нам бурное море жития сего преити безмятежно и пристанища спасения неблазненно достигнути: порабощени бо суще суетными, и грехолюбиви, и немощни еже от обышедших нас зол возникнути, к кому прибегнем, аще не к тебе, явившему неоскудеваемое богатство милости в земнем житии твоем? Веруем же, яко и по отшествии твоем множайшее стяжал еси дарование милосердовати бедствующим. Темже убо, припадающе ныне к цельбоносней иконе твоей, умиленно просим тя, святче Божий: сам искушен быв, помози и нам, искушаемым; постом и бдением поправый силу демонскую, и нас от нападений вражиих защити; препитавый гладом погибающих, и нам испроси у Господа изобилие плодов земных и вся яже ко спасению потребная; посрамивый еретическая мудрования, Церковь Святую от ересей и расколов, и смущений молитвами твоими огради: да тожде мудрствуем вси, единем сердцем славяще Святую, Единосущную, Животворящую и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во вся веки. Аминь.

Тропарь преподобного Иосифа
глас 5
Яко постников удобрение/ и отцев красоту,/ милости подателя,/ разсуждения светильника,/ вси вернии, сошедшеся, восхвалим/ кротости учителя/ и ересей посрамителя,/ премудраго Иосифа,/ российскую звезду,/ молящася Господу// помиловатися душам нашим.

Кондак преподобного Иосифа
глас 8
Жития треволнения, и мятеж мирский,/ и страстная взыграния в ничтоже вменив,/ пустынный гражданин показался еси,/ многих быв наставник, Иосифе преподобне,/ монахов собратель и молебник верен, чистоты рачитель,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Монашеский подвиг

Ещё в молодости Иоанн принял решение подчинить свою жизнь служению Богу, а в двадцатилетнем возрасте, хорошенько обдумав свой выбор, принял монашеский постриг.

Сообщается, что первоначально он поступил в Тверскую Саввину обитель. Однако, найдя несоответствие тамошней дисциплины собственным аскетическим ожиданиям, встретив там грубое сквернословие, он не захотел потакать местным порядкам и с благословения старца Варсонофия Неумоя перебрался в Боровскую обитель.

Здесь его постригли в монашество и дали новое имя, Иосиф, в честь известного подвижника Иосифа Прекрасного. В этой обители, под руководством преподобного Пафнутия, он приобрёл основы духовного опыта. Исполняя монастырское послушание, Иосиф безропотно и смиренно трудился в поварне, пекарне, лечебнице, певчим в храме.

После того как Иоанн (Иосиф) оставил мирские соблазны и земную суету, его кровный отец занемог. Болезнь так сковала силы, что он не мог самостоятельно развернуться на ложе. Ощущая к родителю искреннюю сыновнюю любовь, Иосиф испросил у преподобного Пафнутия благословение взять того под личную опеку, поселить его в своей келье.

Старец Пафнутий внял просьбе Иосифа, принял несчастного в монастырь и постриг в иночество. Иосиф ухаживал за отцом в продолжении пятнадцати лет, вплоть до его преставления.

Мать Иосифа, заручившись сыновней поддержкой, приняла иночество во Власиевском монастыре Волока Ламского.

Братья Иосифа, Вассиан и Акакий, и его племянники, Досифей и Вассиан, приняли постриг в Пафнутиевой Боровской обители.

Настоятели[править | править код]

Игумены

  • Иосиф Волоцкий (1479—1515)
  • Даниил Рязанец (1515—1522)
  • Герасим (Ленков) (1522) после 2 месяцев оставил игуменство
  • Нифонт (Кормилицын) (1522—1543)
  • Гурий (Руготин) (1544—1551)
  • Галактион (1552—1558)
  • Пимен (Садыков) (1558—1561)
  • Вавила (1562)
  • Леонид (Протасьев) (1563—1566)
  • Лаврентий (1566—1568)
  • Леонид (Протасьев) (1568—1573)
  • Тихон (Хворостинин) (1573—1575)
  • Евфимий (Турков) (1575—1587)
  • Варлаам (Белковский) (1587) 3,5 месяца
  • Евфимий (Турков) (1587) 5 месяцев
  • Левкий (1587—1590)
  • Иоасаф (1590—1592)
  • Вассиан (1593—1595, 1599—1601)
  • Геласий (1595—1599)
  • Нил (1602—1604)
  • Арсений (1605—1623)
  • Мисаил (1623—1624)
  • Левкий (1625—1634)
  • Макарий (1634—1641)
  • Зосима (1642—1652)

Архимандриты

  • Иов (1652—1654)
  • Тихон (1654—1661)
  • Корнилий (1661—1666)
  • Савватий (1666—1668)
  • Гермоген (1668)
  • Герасим (1668—1673)
  • Корнилий (1673—1681)
  • Александр (1682—1685)
  • Тимофей (1685—1687)
  • Иоасаф (1687—1688)
  • Ефрем (1689—1690)
  • Николай (1690—1694)
  • Алексий (1695—1702)
  • Герман (1702—1722)
  • Иоаким (1722—1723), (1728—1738)
  • Мелхиседек (Борщев) (1723—1727)
  • Сергий (Прозоровский) (1727—1728)
  • Варлаам (1739—1745)
  • епископ Серапион (Лятошевич) (1745—1753) имел пребывание в монастыре и управлял им; архимандрита не было
  • Панкратий (Чарныйский) (1753)
  • Пахомий (Симанский) (1753—1758)
  • Геннадий (Драницын) (1758—1760)
  • Адриан (1761—1766)
  • Варлаам (Синьковский) (1767—1773)
  • Пахомий (Поляница) (1773—1775)
  • Вонифатий (1775—1778)
  • Нектарий (Чернявский) (1778—1789)
  • Евгений (Романов) (1789)
  • Евгений (Резанцов) (1794)
  • Виктор (Прокопович-Антонский) (1794—1799)
  • Иустин (Вишневский) (1799)
  • Вениамин (Жуков) (1800)
  • Ираклий (Евреинов) (1800—1804)
  • Евграф (Музалевский-Платонов) (1804—1808)
  • Геннадий (Челноков) (1808—1810)
  • Владимир (1810—1811)
  • Иона (Васильевский) (1811—1812)
  • Леонид (Зарецкий) (1812—1813)
  • Филарет (Амфитеатров) (1813—1817)
  • Григорий (Постников) (1817—1822)
  • Геннадий (Баранович) (1822—1825)
  • Гавриил (Игнатьев) (1825—1839)
  • Агапит (Введенский) (1839—1852)
  • Гедеон (октябрь 1852—1883)
  • Сергий (Свешников) (1883—1896)
  • Михей (Алексеев) (1897—1901)
  • Геронтий (Кургановский) (март 1902 — 26 ноября 1903)
  • Нифонт (1907—1908)
  • Иннокентий (Бобцов) (1915—1920)

наместники

  • митрополит Питирим (Нечаев) (1989 — 4 ноября 2003)
  • Феоктист (Дорошко) (2003—2004) в/у
  • Сергий (Воронков) (с 24 декабря 2004)

Основание обители

Тогда Иосиф вместе с иноками-единомышленниками отправился в Волоколамские пределы, где княжил в то время Борис Васильевич. Князь принял священноинока с радостью, позволил поселиться в своих пределах, при слиянии рек Струги и Сестры, дал людей для строительства церкви.

Известно, что избрание места для монастыря сопровождалось знаменательным явлением: начавшаяся буря повалила лес на глазах Иосифа и других иноков, как бы предоставив место для будущей обители. Именно здесь в июне 1479 года подвижники воздвигли крест и заложили деревянную церковь в честь Успения Богородицы, которая была освящена 15 августа 1479 года. Так и было положено начало основанию Успенской обители близ Волока Ламского (в настоящее время — г. Волоколамск Московской области).

Иосифо-Волоцкий монастырь

Довольно скоро был построен и монастырь. Много трудился Иосиф для устроения обители. «Он был искусен во всяком деле человеческом: валил лес, носил бревна, рубил и пилил», говорится в его Житии.

Добрая слава о местном подвижнике привлекала к нему учеников. Число иноков скоро увеличилось до ста человек. Иосиф проповедовал во всем воздержание и умеренность. Одеждой ему служили простое рубище и лапти. Прежде всех насельников он приходил в церковь, читал и пел на клиросе вместе с другими, говорил поучения и последним выходил из церкви. Ночами Иосиф следил, чтобы иноки проводили время в молитве, а не в разговорах. Он проходил кельи и, если слышал беседы, тотчас стучал в дверь и удалялся.

Монастырская башня

Главное внимание Иосиф уделял внутреннему устроению жизни иноков. Он ввел самое строгое общежитие по составленному им уставу, которому были подчинены все служения и послушания иноков и управлялась вся их жизнь: «и в хождении, и в словесех, и в делех»

Основой устава было полное нестяжание, отсечение своей воли и непрестанный труд.

Древние фрески Успенского собора Иосифо-Волоцкой обителиДревние фрески Успенского собора Иосифо-Волоцкой обители

У братии все было общее: одежда, обувь, пища. Никто из иноков без благословения настоятеля ничего не мог принести в келью, даже книг и икон. Часть трапезы иноки по общему согласию оставляли нуждающимся. Отклонялась всякая праздность. Много в обители занимались перепиской богослужебных и святоотеческих книг. Так в обители появилась одна из лучших русских монастырских библиотек.

Успенский собор Иосифо-Волоцкого обители

С каждым годом Волоколамский монастырь развивался и благоукрашался. В 1484–85 годах на месте прежнего деревянного был сооружен каменный храм Успения Богородицы. Росписи храма делали Дионисий Иконник с сыновьями Владимиром и Феодосием, а также племянники и ученики иноки Досифей и Вассиан Топорковы. В 1504 году была заложена теплая трапезная церковь в честь Богоявления Господня, затем сооружена колокольня и под ней храм Пресвятой Богородицы Одигитрии.

Иосифо-Волоцкий монастырь

После революции 1917 года монастырь был закрыт, в его зданиях располагался детский дом, школа, в Успенском соборе — кинозал. В 1989 году монастырь возвращен РПЦ.

Вид на Успенский собор Иосифо-Волоцкой обители

Примечательно, что постройки обители впитали в себя элементы новгородской архитектуры, и это не случайно, ведь именно через Волок Ламский и окрестности проходили новгородцы, переправлявшие суда из реки Ламы в Волошню.

Вид на надвратную церковь Иосифо-Волоцкого монастыря и памятник преподобному ИосифуРуины колокольни с храмом в честь Смоленской Богородицы («Иже под колоколы»). Построена в 1910-е годы XVI века. Располагается на территории Иосифо-Волоцкой обители

Тропарь, глас 5.

Яко постником удобрение, и отцем красоту, милости подателя, разсуждению светильника, вси вернии сошедшеся восхвалим, кротости учителя, и ересем посрамителя, премудраго Иосифа, русскую звезду. Молящася Господеви, помиловатися душам нашим.

Кондак, глас 8.

Жития треволнения, и мятежа мирскаго, и страстная взыграния нивочтоже вменив. Пустынныи гражданин показася. Многим бысть наставник Иосифе преподобне, иноком собратель, и молебник верен, чистоте рачитель. Моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Детские и юношеские годы

Житие святого описал в 1546 г. епископ Крутицкий Савва Черный. Мирское имя преподобного – Иоанн Санин. Он появился на свет в ноябре 1439 г. или 1440 г. в селе Язвище-Покровское (поблизости с Волокамском). Отца будущего святого также звали Иоанном, мать – Мариной. В последующем его родители приняли иночество, став Иоанникием и Марией.

Когда Иоанну исполнилось 7 лет, его отдали в учение. Мальчик удивлял всех своим острым умом, редкой памятью. Будучи ребенком, он сумел выучить наизусть Псалтирь и Священное Писание.

Повзрослевший Иоанн стал проявлять искренний интерес к подвижничеству и монашеской жизни. В 20-летнем возрасте он пришел в Тверской Саввин монастырь, где стал послушником старца Варсонофия. Через некоторое время юноша, получив благословение своего духовного наставника, отправился в Боровск. Здесь находилась обитель преподобного Пафнутия Боровского, славившаяся глубокой аскезой. Прибыв в монастырь, молодой христианин принял монашество и получил имя Иосиф.

Литературная деятельность Иосифа Волоцкого

Иосиф Волоцкий известен как талантливый церковный писатель. Он является автором книги «Просветитель» и нескольких посланий, в которых, дискутируя с другим подвижником, духовным лидером «нестяжателей» Нилом Сорским, доказывал законность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями.

Преподобный Нил Сорский. Рисунок (перевод с иконы). XVI век. ГРМ

Иосиф выступил обличителем ереси жидовствующих, зародившейся в Великом Новгороде в 1471 году от жида Захарии. Постепенно ересь достигла и Москвы, где получила распространение среди простолюдинов и даже знати.

Иосиф Волоцкий в книге «Просветитель» (слово тринадцатое) призывал светские власти преследовать и казнить отступников от Православия и тех еретиков, кто соблазняет православных еретическими учениями.

Иосифу Волоцкому возражали заволжские старцы: «нераскаявшихся и непокорных еретиков предписано держать в заключении, а покаявшихся и проклявших свое заблуждение еретиков божья церковь принимает в распростертые объятия» . При этом они ссылались на заповедь «Не судите, да не судимы будете».

Последователи патриарха Никона использовали слова преподобного Иосифа для оправдания гонений на старообрядцев. Однако среди старообрядцев призывы убивать еретиков в большинстве своем встречали и встречают отторжение. Старообрядческий епископ Иннокентий (Усов, 1870-1942 гг.) писал о том, что Старообрядческая Церковь никогда не будет соглашаться с учением о казни еретиков, и считает невозможным убивать людей за их взгляды.