Кара-балта

Оглавление

Транспорт

Станция Киргизской железной дороги

Луговая — Рыбачье
 На Тараз 
3626.3 Луговая
 На Шу 

↓1 путь↓ 3627

Казахская Жд (КТЖ)
Киргизская ЖД (КЖД)
3639 3639 км
3641 3641 км
3648 Муньке
3658 3658 км
3665 Мерке
3675 3675 км
3683 3683 км
3686 Чальводар
3689
Казахстан
Кыргызстан
3691 3691 км
3696 3696 км
3703 Каинды
3712 3712 км
3718 Карабалта
3731 Разъезд №141
3741 Беловодская
3751 Разъезд №142
3756 Шопоково
3758 3758 км
3760 3760 км
3767 Сокулук

↑1 путь↑ 3772

3772 км
3775 Бишкек I
3778 3778 км
3780 Бишкек II

↓1 путь↓ 3785

Аламедин
3787 3787 км
3788 3788 км
3790 3790 км
3792 3792 км
3794 3794 км
3796 3796 км
3799 3799 км
3801 Кант
3805 3805 км
3806 3806 км
3812 3812 км
3819 Ивановка
3833 3833 км
3838 3838 км
3840 Токмак
3848 Пост 3848 км
3852 Чимкурган
3858 3858 км
3875 Быстровка
3877 3877 км
3885 Джиль-Арык
3890 Разъезд №148
3907 3907 км
3916 3916 км
3921 3921 км
3925 Кок-Майнак

↑1 путь↑ 3938

Каямат-Куркол
3948 Рыбачье

Через город проходят магистральные автотрассы Бишкек — Ташкент и Бишкек — Ош.

Внутри города функционирует семь маршрутов общественного транспорта — NN 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, представленных автобусами малой вместимости.. Также очень популярны многочисленные частные перевозчики на легковых автомобилях выполняющие роль маршрутного такси.

Экономика

НПЗ «Джунда»

Кара-Балта — город районного подчинения, имеющий собственные общественные учреждения и объединения, хозяйствующие субъекты, административные структуры министерств и ведомств, являющийся одним из важнейших транспортных узлов Чуйской области. В период существования СССР верхняя южная часть города была закрытым «почтовым ящиком» с несколькими засекреченными производствами, включая основное предприятие города — Кара-Балтинский горнорудный комбинат (КГРК) — крупнейшее в Центральной Азии предприятие по переработке ураносодержащей руды. Эти производства расположены в специальной зоне с высококачественной промышленной инфраструктурой, жилым фондом и объектами социальной сферы в южной части города. Несмотря на то, что многие из этих предприятий в настоящее время закрыты, сократили объёмы производства или перепрофилировались на выпуск другой продукции для продолжения работы, до настоящего времени г. Кара-Балта обеспечивает 70 % промышленного выпуска Чуйской области. На территории города функционируют 32 акционерных общества, 93 ОсОО, 12 предприятий, предоставляющих услуги населению, 22 предприятия малого и среднего бизнеса по переработке сельхозпродукции, 39 кафе и столовых. Крупнейшим предприятием города является нефтеперерабатывающий завод китайской «China Petrol Company «Zhongda».

История

Уже в V—VIII веках в Чуйской долине возникли земледельческие поселения. После нашествия Чингиз-хана здесь с XIV до XIX века жили племена кочевников и скотоводов. После подчинения края Кокандскому ханству в начале XIX века в Чуйской долине возводится укрепление.

Наличие огромного промышленного потенциала требовало для посёлка Кара-Балта (административный центр Калининского района (ныне Жайылского района Чуйской области) статуса города.

В 1974 году первый секретарь Калининского райкома партии Чуйской области Хасан Камалович Камалов и председатель исполкома райсовета Мухамед Тургунович Ибрагимов обратились с аргументированным письмом к республиканским властям.

Турдакун Усубалиев поддержал инициативу, и 9 сентября 1975 года Верховный Совет Киргизской ССР издал указ об образовании города Кара-Балта.