Серафим саровский

Оглавление

Дивеевская обитель и Саровский монастырь

Саровский мужской монастырь известен, прежде всего, тем, что именно здесь подвизался послушником Великий угодник Божий.

1

Август
1991 года

Празднование возвращения святых мощей в Дивеевский монастырь.

Как паломнику доехать до Дивеево

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь расположился в южной части Нижегородской области – в селе Дивеево Дивеевского района. Добраться до обители можно:

  • на самолете до нижегородского аэропорта Стригино;
  • на теплоходе до причала Нижнего Новгорода;
  • поездом до вокзала Нижнего Новгорода, Арзамаса или Мухтолова;
  • на личном автомобильном транспорте через Арзамас, Лукоянов, Вознесенское.

Краткое житие святого

 Будущий святой родился в 1754 году в Курске, в крещении назван Прохором. Его отец, Исидор Мошнин владел кирпичными заводами и строил здания. Он скоропостижно скончался, когдасыну исполнилось три года. Незадолго до этого, Исидор начал строить храм в своем городе, но успел только основать фундамент. Продолжила строительство его боголюбивая жена Агафия, как и ее супруг, отличающаяся милосердием.

Интересный фактНазвание храма, построенного родителями Серафима: Сергиево-Казанский Кафедральный собор. Несмотря на богоборческое время, храм не только сохранился, но и был действующим, исключая период с 1934 по 1942, когда его закрыли по распоряжении властей. 

 Божественное попечение

Хранит Господь души преподобных Своих (Пс. 96:10). 

Когда семилетний Прохор, с матерью осматривали колокольню будущего храма, он, взобравшись на вверх, оступился и рухнул с высоты, но выжил,не получив увечий.

Спустя несколько лет Прохор серьезнозаболевает, но явившаяся во сне Богородица предсказывает исцеление.Когда проносили чудотворный образ «Знамение» через двор Мошниных, Мать вынесла больного ребенка, и поднеслак иконе. Предсказание сбылось, и Прохор быстро выздоровел.

Встреча с затворником

 В семнадцатилетнем возрастеотправляется пешком в Киево-Печерскую Лавру, чтобы почтить основателей монашества на Руси преподобных Антония и Феодосия. Также онбеседует с затворником Китаевой пустыни Досифеем, и получает благословение на монашество. Прохор возвращается в Курск, и спустя несколько месяцев уходит в Саров. 

Житие преподобного  Серафима  так  описывает  наставление  затворника  Досифея  будущему  старцу: 

Первые годы в Сарове

В обители Прохор исполняет различные послушания – на кухне печет хлеб и просфоры, в столярне обрабатывает дерево, помогает в келии старца Иосифа. В свободноевремя он ходит в безлюдные места для молитвы.

Чудесное исцеление

После двух лет пребывания монастыре Прохор заболевает водянкой. Мучительная болезнь продолжалась три года, однако святой, несмотря на уговоры братии, отказывается от земной помощи лекарей, уповая на Верховного Врача. Терпя ужасные боли, он никогда не роптал. Сама Царица Небесная, явившись вместе апостолами Петром и Иоанном,ипроизнеся: «Сей от Рода Нашего», исцеляет святого. 

18

Августа
2786 года

День пострижения Прохора Мошнина в монашество с новым именем Серафим. 

Видение Господа на литургии

В Великий Четверг, во время Малого Входа, когда иеродьякон Серафим осенял орарем молящихся,   он увидел, как сам Христос, идя по воздуху с ангельскими силами, остановился возле амвона, благословил молящихся, и пройдя сквозь Свой образ в иконостасе, скрылся в алтаре. Монахи, увидев оцепеневшего и светящегося Серафима, отнесли его в Алтарь, в котором он простоял три часа, ничего не говоря, а его лицо менялось от восторга созерцаемого.

2 сентября 1793 года –  Серафима рукополагают в иеромонахи. Серафим с разрешения духовника,      уходит в лес, и строит келью, обустраивает огород, где выращивает траву «сныть», которой   питается   весь год. Раз в неделю он возвращается в монастырь, чтобы причаститься Святых Тайн, а на следующий день снова уходит в лес.

Стояние на камне и нападение разбойников

Моления на камне прп. Серафима Саровского.

Дьявол наводит на старца сильную мысленную брань – уныние. Что бы победить врага, становиться на камень и 1000 дней и ночей, произнося молитву мытаря:

Проиграв мысленно, дьявол посылает к нему злых людей. Грабители, надеясь найти у старца деньги, сильно избивают его, но не находят ничего ценного. Старец прощает их, уговорив власти не наказывать своих обидчиков. По возвращении отца Серафима в обитель, его вновь исцеляет Богоматерь. Окрепший старец уходит в лес.

 Возвращение в монастырь, старчество

Три года иеромонах Серафим проводит в полном молчании. По просьбе нового настоятеля Нифонта, Серафим после 15-ти летнего отшельничества возвращается в монастырь, затворяется в кельи, не выходя из нее и продолжая молчать.

Однако «не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Матф. 5:14,15). 

Неугодно Богу, чтобы те великие дары, который приобрел Серафим, были зарыты в землю, как талант из притчи, но послужили множеству людей для спасения. По повелению Богородицы отец Серафим принимает обязанность старчества. Тысячи людей разных сословий приходят за советом и утешением. Каждого он встречает пламенеющей любовью, кланяясь в ноги и ласково говоря:

Святой Серебряного века

Прославление преп. Серафима происходит в момент смены эпох. В девяностых годах XIX века начинается религиозное возрождение. Оно происходит и в духовной, и в светской жизни. К 1903 году соединились все нити народной жизни: и собственно народное почитание, которое жило в народе в скрытом виде, и интеллигентское духовное исследование, и в том числе повышающийся впервые интерес к монашеской жизни и к умной молитве и иноческому деланию, и вообще ко всему духовному. Народная инициатива, дошедшая до самого царского престола. Святейший Синод, по-прежнему пребывавший во многом на путях более рационалистического отношения к святости, еще долго бы проколебался, если бы не было прямого царского указания к канонизации…

Так совпало, что преподобный Серафим стал самым почитаемым на Руси святым с 1903 года. Он как бы замкнул собой всех остальных русских святых. Д. С. Мережковский пишет большую серьезную статью «Последний святой». Менялся век, менялась духовная ситуация.

Преподобный Серафим Саровский. Икона. Россия, XX век

Не случайно сам себя этот век обозначил как серебряный. Серафим стал святым Серебряного века. Он в этом смысле очень точно лег на души, оказался ко времени. Естественно, преподобный Серафим есть святой на все времена. Но в это время особенно.

Русский двадцатый век вообще начинается необычными вещами. Например, на протяжении многих веков после Андрея Рублева, Дионисия, великих иконописцев русская икона пребывала в состоянии, которое наш современник В. А. Солоухин назвал «черные доски». В XX веке русская икона вдруг открывается. Причем именно где-то в 1903-1905 гг. открывают рублевскую «Троицу», в 1918 г. — Вла-димирскую Божию Матерь. Значит, в XVIII и XIX веке Господь «не считал нужным» предъявить эту форму святости народу. А вот где-то на рубеже двадцатого века — в предчувствии общей гибели, в предчувствии общей катастрофы — это происходит. В ощущении приближающейся гибели вдруг «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы», и русские — русские православные прежде всего, а за ними и весь мир — вдруг что-то увидели. Мир увидел уникальное явление русской иконы и почти одновременно — уникальность подвига русских святых, среди которых первым оказался преподобный Серафим.

…У моей бабушки на столике возле постели всегда стояли две маленьких иконки: преподобный Серафим и преподобный Сергий. Они действительно друг друга дополняют. И они совпадают… по времени. В 1892 году в России торжественно праздновалось пятисотлетие преподобного Сергия. Вы думаете, так вот постоянно помнили все о преподобном Сергии и читали о нем, и писали? Нет, тоже нет. И юбилеев раньше не праздновали… Снова, как мы уже видели по «совпадениям» из жизни Серафима, так всё подгадалось, что и юбилей преподобного Сергия, и канонизация преподобного Серафима пришлись на одно десятилетие. Все это с чрезвычайной силой всколыхнуло все русское общество, дало мощный духовный всплеск, который явил действительно миру, помимо феномена русской чудотворной иконы, еще и феномен русской духовности, русской святости в самых высоких образцах

Обратим внимание: к этому времени и русская литература, и русская религиозная мысль, и русская богословская наука, преодолев путы западного просвещения, сумела осознать свой православный путь. В этом контексте преподобные Сергий и Серафим оказались «оптимальными» фигурами для диалога Церкви с миром, а позже в русской эмиграции для творческого, богословского диалога с латинским Западом…

Монахини у колодца, вырытого по благословению преподобного Серафима. 1904

Служение людям и кончина старца

Затвор длился почти пять лет. А в 1815 году Господь, батюшке явилась Богородица и повелела ему выйти из затвора и принимать людей. С этих пор двери кельи были открыты для всех: монастырская братия могла прийти к старцу во всякое время, мирские люди – после ранней обедни до 8 ч. вечера.

Людей батюшка принимал с радостью. В любое время встречал всех приходящих к нему пасхальным приветствием: «Христос Воскресе, радость моя!». Если у человека была особая нужда – помогал советом, если же такой нужды не было – давал общехристианское наставление.

Сердце батюшки Серафима было столь любвеобильным, что люди всегда уходили от него утешенным. А еще удивлялись, какой у батюшки был острый ум и крепкая память, и как он по-доброму со всеми разговаривал, так что у вопрошавших совета оставалось светлое впечатление от беседы с ним. Поражал многих и дар прозорливости, который Господь даровал старцу Серафиму для помощи людям.

Этот период жизни старца был очень важным для людей. Именно здесь происходили исцеления по молитве батюшки, и наставления, которые он давал людям, часто меняли жизнь и самих вопрошавших и их близких. С некоторыми духовными чадами он делился сокровенными тайнами, которые лишь после его смерти становились общим наставлением в духовной жизни для всех желающих спасти свою душу. Но время жизни батюшки Серафима подходило к концу.

1-го января 1833 года (по старому стилю) о. Серафим пришёл в больничную церковь во имя свв. Зосимы и Савватия. Братья отметили, что старец помолился у каждой иконы и везде. После причастился Св. Христовых Таин, после литургии, он простился со всеми находившимися братьями. Благословив и поцеловав всех, утешил словами: “Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте: нынешний день нам венцы готовятся”.

Старец Серафим, когда уходил из кельи своей в пустынь, часто оставлял горящие перед иконами свечи. Брат Павел, иногда опасаясь пожара, говорил об этом батюшке, и услышал как-то в ответ: “Пока я жив, пожара не будет; а когда я умру, кончина моя откроется пожаром”. Так и случилось.

Второго января в шестом часу утра брат Павел, выйдя из своей келии к ранней литургии, почувствовал близ келии о. Серафима запах дыма. Прочитав молитву, брат постучался в дверь о. Серафима, но ответа на молитву не последовало. Тогда он позвал других братьев, вопрошая их, не случилось ли где пожара. Тогда один послушник, поднажав на дверь кельи, сорвал её с внутреннего крючка. У входа тлели книги и некоторые холщовые вещи, которыми старались одарить старца боголюбивые христиане.

В самой же кельи было темно. Монаху Петру пришлось на ощупь продвигаться внутри. Так он и нашел стоящего на коленях, со сложенными крестообразно руками уже неживого старца.

После литургии о. Серафима положили в гроб. Могилу вырыли там, где задолго наметил ее для себя сам старец. Тело блаженного старца стояло открытым в Успенском соборе восемь суток. Люди вереницей шли попрощаться с любимым батюшкой. Все плакали.

В то время в Глинской обители иеромонаху Филарету было видение, о котором впоследствии и сообщил его ученик. 2-го января, выходя из храма после утрени, отец Филарет увидел на небе необыкновенный свет и сказал: “Вот, так-то души праведных возносятся на небо! Это душа отца Серафима возносится!”

Было чудо и при самом погребении. Когда духовник хотел положить разрешительную молитву в руку о. Серафима, то рука сама разжалась. Игумен, казначей и другие видели это и долго оставались в недоумении, поражённые случившимся.

Погребение о. Серафима совершено было о. игуменом Нифонтом. Тело его предали земле недалеко от могилы Марка-затворника.

Так закончилась жизнь Великого Светильника земли Русской!

Татьяна Страхова

Следующая статья >

Удаление от людей и 1000 дней и ночей на камне

Постепенно слава о новом отшельнике стала распространяться среди жителей окрестных деревень, к преподобному стали приходить за духовными наставлениями люди. Это очень отвлекало его от внутренней сосредоточенной молитвы, и со временем по его просьбе братия монастыря сучьями и брёвнами преградила путь к его келье. Теперь только птицы небесные да звери навещали его. Настала пора абсолютного безмолвия.

Во все времена монахи, вставшие на путь аскетических подвигов, подвергались озлобленным нападкам со стороны врага рода человеческого, и преподобный не стал исключением

Об этом важном эпизоде рассказывает даже его краткая биография. Серафим Саровский пережил тяжелейшую «внутреннюю брань»

Враг мучил его пагубными искушениями, и для борьбы с ними он взял на себя подвиг столпничества. С этих пор каждую ночь святой проводил, стоя в чаще леса на огромном камне и непрестанно читая Иисусову молитву, воздев руки к небу. Днём он возвращался в келью и продолжал молитвенный подвиг, стоя на камне меньшего размера, специально принесённом из леса, и прерывал труды только для короткого отдыха и подкрепления сил. Продолжался подвиг 1000 дней и ночей.

Необходимое предисловие

Говорить, писать о святых, снимать о них фильмы очень сложно. Сложно, во-первых, потому что давно разрушена традиция, в которой святость была — могла быть! — непосредственным опытом жизни русского человека. Причем разрыв этот произошел отнюдь не семьдесят или восемьдесят лет назад, во времена советского атеизма, а намного раньше. Уже в эпоху преп. Серафима далеко не все понимали и принимали тех людей, которые позднее были прославлены как святые.

Во-вторых, в нашей Церкви почти не существует богословского учения о святости. Как говорил Василий Васильевич Болотов, великий церковный историк, в Православной Церкви хорошо разработано учение о Святой Троице, о Христе, и мало — антропология, то есть учение о человеке. А учение о святости непосредственно связано с христианской антропологией, так как святость является наиболее высоким состоянием человека в его возможном приближении к обожению.

Есть и еще одна тонкость. Внутри самой Церкви к святости всегда относились в известной мере настороженно. По очень понятной причине: потому что она — по лезвию ножа с прелестью, то есть лжедуховным состоянием, псевдодуховным опытом. Иногда очень трудно различить, где и как состояние святости переходит в состояние прелести. Как сказал один поэт: «…дни мои бегут лукавы, завиваются кружа, я живу на грани славы, как на лезвии ножа». Так вот, на грани славы, славы не в обыденном смысле, а в смысле церковного прославления, сияния иконного нимба — это всегда на лезвии ножа. Потому не будем считать странным тот факт, что и к преп. Серафиму, к его подвигам и чудесам иные из его современников и его монастырского начальства относились настороженно.

Саровская пустыня

В 1776 году Прохор совершил паломничество в Киево-Печерскую лавру. Там была старица Досифея, указавшая юноше место для принятия пострига и послушания. Таким местом стала Саровская пустыня, куда и направился будущий монах. До этого он ненадолго вернулся домой, чтобы попрощаться с родными и близкими.

Добрался до Сарова священнослужитель 20 ноября 1778 года. Там он встретил отца Пахомия, который был настоятелем. Юноше назначили в духовники старца Иосифа, под чутким руководством которого Прохор и получал знания о жизни в монастыре. Он трудился в хлебне и столярне, помогал своему наставнику во всех делах. Парень делал всё с искренним усердием, его вело непреодолимое желание служить Господу. Одновременно с этим он постоянно искал себе занятия, чтобы избежать скуки. Именно её Саровский считал самым страшным злом для новичков.

Старец благословил юношу на походы в лес для молитвы. Там он мог оставаться в полном одиночестве. Через два года после начала службы Прохор серьёзно заболел: всё его тело распухло, каждое движение вызывало невыносимую боль. Настоятель намеревался вызвать врача, но юноша отказался, мотивируя это тем, что отдал душу и тело своему Богу. В этот период у него было новое видение, в котором Пресвятая Дева коснулась его жезлом, мгновенно исцелив.

В обители послушник провёл немногим более восьми лет, после чего он принял постриг, избрав для себя имя Серафим. По его словам, именно это имя отлично выражало его невероятно сильную любовь к Господу и желание всецело посвятить себя служению. Уже через год мужчину посвятили в сан иеродиакона. Он постоянно молился, оставался надолго после службы, неоднократно Саровского посещали различные видения. Второго сентября 1793 года Серафим был назначен иеромонахом.

Служение Господу до конца дней

Двенадцатого июня 1787 года Серафим совместно с отцом Пахомием посещает Дивеево. Там они отпевали основательницу общины ─ Александру Мельгунову. После смерти отца Пахомия 27 августа 1794 года иеромонаха собирались назначить архимандритом, отправив его на строительство Алатырского Троицкого монастыря. Но Серафим отказался от этого предложения, направившись в Дальнюю пустыню. Там он придерживался строжайшего поста, часами молился на камне, постоянно работал. Принял на себя он и другие испытания, в числе которых трёхлетнее молчание. За ним следовало затворничество в течение пяти лет.

В 1823 году Серафим впервые смог исцелить больного помещика Михаила Мантурова. 25 ноября 1825 года Саровский получил очередное видение, во время которого Матерь Божия велела ему выйти из затвора. Она сообщила, что отныне иеромонах обязан принимать у себя в доме всех, кому необходимо лечение и утешение. Серафим щедро делился с людьми своей любовью, наставляя их на путь истинный и исцеляя.

Он чувствовал себя неловко в обществе женщин, но понимал, что не имеет права отказать в помощи нуждающимся. С 1829 по 1833 годы иеромонах всячески помогает расширению Дивеевской женской общины. Также он способствовал обустройству Ардатовской обители и Зеленогорской общины.

Умер Серафим 2 января 1833 года. Известно, что он находился на коленях перед иконой во время своей кончины. Книги и другие вещи в келье начали гореть, но монах был мёртв ещё до этого. Ещё при жизни он говорил, что не будет в его доме пожара до тех пор, пока не наступит время умирать. Похоронили Саровского у алтаря Успенского Собора, на месте, которое он сам указал незадолго до кончины. Гроб также был заранее вырублен из дерева собственноручно иеромонахом. 

https://youtube.com/watch?v=d_tt-i-UlFA

Все будем немножко болеть

Часто до уныния доводит долгая болезнь или сильная боль – здесь и до отчаяния недалеко. Сестра Мария из Дивеева вспоминала: «Однажды, глухая и слабая, вдруг вижу, что в келье сделалось светло. Входит батюшка Серафим и говорит:

— Ну вот, матушка, слезы и вопли твои заставили меня прийти к тебе: ты больна и ни в чем не находишь утешения; и вот я пришел.

Он взял обеими руками мою больную голову, приподнял и перекрестил ее.

– Ну вот, матушка, – сказал он, – я, собственно, для тебя и приходил, чтобы исцелить тебя. Головке будет легче, но совсем не выздоровеет.

– Да как же, батюшка, – говорю, – нет, уж исцели до конца.

А он в ответ:

– Нет, матушка, не на пользу нам. Все будет немножко болеть.

После этого явления ко мне батюшки я стала видимо поправляться: голова прошла, но изредка болела».

Реликвии, канонизация и почитание

Желая удачи в месте паломничества

Эскиз жизни на доске

Хижина, где он жил

В России было широко распространено мнение, что останки святого должны быть нетленными , чего не было в случае с Серафимом, как было официально установлено комиссией, исследовавшей его могилу в январе 1903 года. Это, однако, не помешало канонизации. архимандрита Серафима Чичагова, а также народное почитание. В конце января (ст. Ст.) 1903 года Святейший Синод , получив одобрение императора Николая II , объявил о предстоящем прославлении Серафима. В начале июля 1903 года его мощи были перенесены из первоначального захоронения в церковь Святых Зосима и Сабватия . Николай II и царица Александра предоставили новый кипарисовый гроб для размещения мощей. Торжественное празднование канонизации (открытия мощей) состоялось в Сарове 19 июля (1 августа) 1903 г., в нем приняли участие Царь, его супруга, его мать императрица Мария Федоровна и другие высокопоставленные члены Императорской семьи.

18 июля 1903 года митрополит Санкт-Петербург Антоний Вадковский совершил последнюю панихиду ( поминальную службу) в Успенском соборе Сарова в присутствии царской семьи. Это будут последние молитвы, вознесенные за Серафима как ушедшего раба Божьего; с этого времени вместо этого молитвы будут адресоваться ему как святому. 19 июля, в день рождения Серафима, в 8:00 началась поздняя литургия. У Малого входа двенадцать архимандритов подняли гроб из середины церкви и пронесли его вокруг святого стола (алтаря), а затем поместили в специальную святыню, построенную для них.

Праздник в Сарове завершился освящением первых двух храмов в честь преподобного Серафима. Первый был построен над его монашеской келью в пустыне Сарова. Вторая церковь была освящена 22 июля в Дивеевском женском монастыре .

После большевистской революции , советские власти жестоко преследовали религиозные группы. В рамках преследования христиан они конфисковали мощи многих святых, в том числе святого Серафима. Более того, его биограф Серафим Чичагов , приехавший стать митрополитом , был арестован, приговорен к смертной казни и расстрелян в 1937 году (он также считается русским православным святым).

В 1991 году мощи преподобного Серафима были заново открыты после семидесяти лет прятания в советском антирелигиозном музее. Это произвело фурор в постсоветской России и во всем православном мире. Крестный (религиозная процессия ) сопровождают мощам, пешком, на всем пути от Москвы до Дивеевского монастыря, где они остаются и по сей день.

19 октября 2016 года мощи Серафима были запущены в космос на борту корабля « Союз МС-02» .

Серафим — покровитель ядерного оружия России.

Серафим вспомнил в Англиканской с празднованием на 2 января .

Серафим Саровский: биография

Наречённый при рождении именем Прохор, ставший в будущим иеромонахом Серафимом Саровским, появился на свет 19 июля 1759 года (или 1754) в городе Курск Белогородской губернии. Достоверной информации на этот счёт нет. Прохор родился в обеспеченном роду Мошниных. Его отца звали Исидор, мать — Агафия. Кроме Прохора в семье Мошниных уже был старший сын по имени Алексей.

Серафим Саровский

Отец Прохора — купец — владел несколькими небольшими кирпичными заводами Курска и занимался строительством разного рода зданий. В то время он строил как обычные жилые дома, так и церкви. Так, он начал возведение храма в честь преподобного Сергия Радонежского, но дело своё довести до конца не успел. Когда Прохору было не более трёх лет, Исидор Мошнин умер. Все оставшиеся дела, связанные со строительством храма, продолжила его супруга.

С детства мальчик тяготел ко всему церковному, поэтому часто просился с матерью, когда та ездила в храм. Так, в возрасте семи лет он взобрался на колокольню строящегося храма, откуда и упал с большой высоты. Однако остался цел и невредим.

Серафим Саровский в детстве

Позже Прохора одолел сильнейший недуг. Однажды утром сын рассказал матери о том, что ему во сне явилась дева Мария, которая дала обещание исцелить от недуга. Тогда неподалёку от их дома проходило церковное шествие, во главе которого несли икону Знамения Пресвятой Богородицы. Женщина вынесла сына в забытьи на улицу и приложила его к лику Богородицы. Болезнь отступила. С той поры Прохор твёрдо решил, что будет служить Богу.

Детство и юность

Будущий иеромонах Серафим (в миру Прохор Исидорович Мошнин) появился на свет в июле 1759 (по другим сведениям — 1754) года в городе Курске Белгородской губернии в обеспеченном роду. Отца звали Исидор, а мать — Агафия. Кроме Прохора в семье Мошниных уже подрастал старший сын по имени Алексей.

Отец Прохора, купец, владел небольшими местными кирпичными заводами и занимался строительством разного рода зданий. В то время глава семейства строил как обычные жилые дома, так и церкви. Исидор Иванович начал возведение храма в честь преподобного Сергия Радонежского, но довести дело до конца не успел. Когда сын был маленьким, Исидор Мошнин умер, а незаконченные дела продолжила супруга.

Икона Серафима Саровского

С детства мальчик тяготел к вере, поэтому часто просился с матерью, когда та ездила на службу. По преданию, в возрасте около 7 лет Прохор взобрался на колокольню строящегося храма, откуда и упал с большой высоты, однако остался цел и невредим. Насчет этого факта биографии существуют споры, основанные на мнении, что к тому времени колокольни либо еще не существовало, либо здание было низким, и опасность ребенку не грозила.

Позже Прохора одолел сильнейший недуг. Однажды утром сын рассказал матери о том, что во сне увидел Деву Марию, которая дала обещание исцелить его от болезни. Тогда неподалеку от дома Мошниных проходило церковное шествие, во главе которого несли икону Знамения Пресвятой Богородицы. Женщина вынесла отпрыска в забытьи на улицу, приложила к лику — и хворь отступила. С той поры Прохор твердо решил, что посвятит жизнь служению Богу.

Эпоха

Время, когда жил преп. Серафим (1759—1833) — весьма непростой период в истории русской духовности и русского монашества. Преп. Серафим является ровесником, сверстником монастырской реформы Екатерины Великой — введения монастырских «штатов», конфискации церковных земель. Реформа была проведена в 1764 году. Преп. Серафиму (впрочем, в то время он еще всего лишь мальчик Проша, Прохор Мошнин) было тогда 5 лет. Он растет на фоне этих событий.

Екатерина не была каким-то злонравным врагом, пытавшимся всё разрушить в Церкви. Это была действительно великая императрица. Современники Петра I и Екатерины II не были далеки от истины, когда критиковали современное им состояние монашества. Положа руку на сердце, что мы можем вспомнить выдающегося из истории русского монашества и русской святости, скажем, второй половины XVII века, в предпетровское время? Практически ничего. Самые яркие события связаны с расколом, с противостоянием Никона и Аввакума. То есть вся энергия народная, весь духовный потенциал ушел в раскол, негатив, в поэзию раскольничьих скитов, воспетых позже Мельниковым-Печерским и Лесковым. А что осталось «в позитиве»? Огромное число недостатков, погрешностей и просто безобразий, которые на протяжении всей второй половины XVII века и первой половины XVIII века и церковные, и светские власти пытались искоренить.

Посмотрите Деяния Соборов 1667 года, 1682 года, многочисленные указы царя Алексея Михайловича, царя Петра Великого, направленные на то, чтобы искоренить в монашестве пьянство, тунеядство, бродяжничество, привить общегосударственную дисциплину. Появился контроль — да, контроль излишний, чрезмерный — но, тем не менее, контроль со стороны государства. От епископов требовали, чтобы они следили за порядком в монастырской жизни, те требовали порядка от настоятелей, и что-то менялось.

Несколько слов о секуляризации, фактически национализации монастырских владений. Государство не могло уже терпеть, чтобы целый миллион его подданных находился в крепостной зависимости от монастырей и чтобы у монастырей оставался столь большой процент земель. Екатерининской реформой монашество было освобождено от необходимости вести огромное хозяйство: Троице-Сергиева Лавра, например, имела сто тысяч крепостных, а ее владения находились в семи или восьми губерниях! От этого всего вдруг освободились. И куда должна деваться энергия? Во внутреннее монашеское возрождение! Отныне (хотя это вовсе не «открытие» XVIII века, а изначальная суть иночества) «передний край» монашества — святость — проходит уже через сердце каждого монаха.

Да, конечно, не все оказались к этому способны, не все были готовы. Но все-таки потихоньку начиналось возрождение. Возрождение на новых условиях. В чем эти новые условия? В чем новизна ситуации? Практически впервые петровская и екатерининская эпоха вводит монашество в сферу богословской мысли.

Русское духовенство (если не считать нескольких деятелей малороссийского происхождения), русская Церковь приняла со смирением эту монастырскую реформу. Единственный способ внутреннего протеста со стороны русского духовенства и русского монашества заключался… в подвижничестве. И при Екатерине, и после, в советское время: чем жестче было давление и сильнее гнет, чем жестче становился антицерковный террор, тем больше подвижников, тем больше святых появлялось на русской земле…