Павел мельников-печерский

Оглавление

Заметки

«Велика, обширна ты, матушка наша, земля святорусская! … Вволю простора, вволю раздолья! Всех, матушка, кормишь, одеваешь, обуваешь, всем, мать-кормилица, хлеба даешь – и своим, и чужим …».

Помните? Да-да. Это слова известного писателя П.И.Мельникова-Печерского. Написал он о нашем крае в книге «На горах». Так возвышенно и патриотично он написал о крае, с которым была связана его жизнь, которому он посвятил свои произведения, который он прекрасно знал и восхищался.

Но мало кто знает, что Павел Иванович Мельников несколько раз бывал в Лукоянове, хорошо знал положение дел в уезде. Его знакомство с нашим городом произошло случайно и не по его воле.

Случилось это в 1820-24 годах. В своей биографии Павел Иванович пишет: «Мои воспоминания начинаются с пятилетнего возраста. (пять лет ему исполнилось в 1824 году) Нас было в то время трое сыновей, я, брат Николай и Федор, родившийся в 1823 году в Лукоянове, где по выходу из военной службы служил мой отец по дворянским выборам. Иван Иванович Мельников в эти годы служил в уездном земском суде. В этом же Лукоянове жил родной дядя моей матери Николай Петрович Сергеев. У него была предобрейшая жена, впрочем, безграмотная, вывезенная из Сибири, Александра Кузьминична».

Маленький Пашинька, как звали его родители и близкие родственники, не мог знать, какие страсти разгорятся здесь, в заброшенном богом Лукоянове. Родной дядя его Николай Петрович с женой были людьми пожилыми, а детей своих не имели. Когда родился у Мельниковых Феденька, дед упросил отца с матерью отдать его им «в дети». Именно так напишет позднее в своих воспоминаниях Павел Иванович. Бездетная чета Сергеевых слезно умоляла Мельниковых передать Феденьку к ним на воспитание, даже обещание дали – все свое наследство переписать на малыша. Для Мельниковых такое предложение было не совсем понятным. Как же могли они отказаться от своего сына?

А с другой стороны, интеллигентная семья Мельниковых, никак не хотела обидеть близких им людей. Тогда на совместном совете приняли решение, что Николай Петрович и его жена будут крестными Федора, и таким образом могут помогать воспитывать крестника. Феденька был крещен в доме Николая Петровича. И пока Сергеевы были во здравии, всячески опекали своего любимца. Эту трогательную историю Павел Иванович услышит от матери, когда уже Сергеевых не будет на этом свете. А Федор Иванович проживет короткую жизнь и скончается в начале 60-х годов девятнадцатого столетия в Брянске в чине полковника артиллерии.

В следующий раз Мельников-Печерский посетит Лукоянов в 1846 году, когда вместе с академиком Н.И.Железновым и профессором агрономии Московского университета Я.А.Линовским изучал экономическую ситуацию в нашем регионе. В это время Павел Иванович был избран Действительным членом Императорского Русского Географического общества и занимался описанием истории Нижегородской губернии. Данная поездка носила ознакомительный характер. Они исследовали Лукояновский и соседний с ним уезды. В последующие годы, когда он будет служить чиновником по особым поручениям при губернаторе, собранные данные помогут составить объективную записку о состоянии дел в губернии. ( 3)

Но на этом исторические параллели не заканчиваются. Следует вспомнить еще одну дату. 19 сентября 1853 года – день женитьбы Павла Ивановича. Обряд венчания состоялся в Никольской церкви, что в нескольких верстах от д.Ляхово, в родовом имении невесты писателя. А венчал новобрачных священник Добролюбов, отец Н.А.Добролюбова! Символическое совпадение.

Деятельность Мельникова-Печерского была связана с Нижегородской губернией. Большую часть жизни он посвятил изучению истории нашего края. Будучи чиновником по особым поручениям при губернаторе, он мог совершать длительные поездки по губернии, знакомиться с особенностями жизни, быта нижегородцев. Он знал реальное, а не преподносимое газетами состояние дел почти по всем уездам. Это его беспокоило

В письме к А.С.Гацисскому (1869г) он обращает внимание на тот факт, что в газетах корреспонденты приукрашивают реальное положение дел в сельском хозяйстве. «У нас привыкли думать, что Нижегородская губерния – богатая губерния; привыкли в Нижегородской губернии думать, что Лукояновский уезд – золотое дно ея, с обеспеченным вполне населением»

( 4)

Гнать? Или проповедовать?

В 1952 году из-за появления на территории Австрии раскольничьего митрополита Антония, чиновника вызвали в Петербург. Власти посчитали, что раскольники могут стать угрозой в случае войны с Австрией.

Мельникову поручили выяснить численность сектантов в Нижегородской губернии. Во главе экспедиции он за год обследовал 3 700 населенных пунктов, в которых было найдено 172 тыс. раскольников. Официальная статистика насчитывала всего 20 тысяч сектантов. Николай I, ужаснувшись количеству, велел ликвидировать скиты на Керженце и привлечь к ответственности чиновников.

Была запрещена торговля книгами на Нижегородской ярмарке. Дом книготорговца Головатикова был взломан ночью, его жители были согнаны в одну комнату, а дом обыскан, Мельников изъял 15 икон, из которых две были работы Андрея Рублева. Еще 50 икон было изъято из книжной лавки на Нижнем Базаре.

За службу Мельников был дважды награжден орденами Анны II и III степени.

Свое служение государству он считал делом жизни, раскольничество – «язвой», а причиной раскола – низкую нравственность церковных служащих. Он даже подготовил доклад, в котором указал меры по ликвидации раскола, среди которых миссионерство занимало важную роль. Мельникова стал понимать, что многие остаются в расколе по неведению.

Его идеи были негативно восприняты духовенством. Мельникова снова сравнивали с Саулом, но теперь это исходило от православного клира.

Рецензии на книгу «В лесах» Павел Мельников

Мельников Павел Иванович (25.10(6.11).1818 года, Нижний Новгород, ныне г. Горький, — 1(13).2.1883 года, там же) — выдающийся беллетрист-этнограф, известный под псевдонимом Андрей Печерский. Мельникову была интересна история. Ещё в своём родном городе он был допущен к архивам, изучал старообрядческие предания и легенды. Старообрядческими делами он занимался на службе, будучи чиновником особых поручений. Но через 10 лет Мельников оставил служебную карьеру и начал литературную деятельность. Мельников, чтобы не быть тем самым чиновником Мельниковым, берёт псевдоним Андрея Печерского. В 1841 году Мельников получил звание члена-корреспондента Археологической комиссии. В 1845 1850 был редактором неофициальной части «Нижегородских губернских ведомостей», где публиковал многочисленные исторические и этнографические материалы, собранные им самим. В первых двух частях «В лесах» вполне очерчены и те картины быта, на которые Мельников такой удивительный мастер: обеды, обряды, промыслы, гулянки, моления, скитская жизнь, прения о вере; дальнейшие повторения всего этого очень утомительны. Особенно скучны десятки страниц, которые Мельников посвящает переложению в разговоры раскольничьей догматики. Зато первые две части «В лесах» принадлежат к самым увлекательным книгам русской литературы. Они открывают совершенно новый (теперь уже ставший достоянием истории), удивительно колоритный мир, полный жизни и движения. Полудикие люди заволжских лесов в художественном изображении Печерского возбуждают не только холодное любопытство, но и самое живое участие. Сильнейшая сторона «В лесах» — в прелести самого рассказа. Самая обыкновенная вещь — обед, прогулка, парение в бане — превращается у Мельникова в увлекательную эпопей. Благодаря долгому общению с народом Поволжья, Мельников до того усвоил себе народную речь, что пользуется ей не только в разговорах, но и там, где идет повествование от лица автора, при описаниях природы и т. д. Главный недостаток последних произведений Мельникова тот, что Мельников взял только казовую сторону жизни. Перед нами какой-то вечный праздник. «Тысячники» то и дело задают баснословные пиры с десятками блюд; как парень — так красавец, как девка — так краля писанная, и как парень увидит девку — так сейчас у них пошла любовь, а в следующей главе уже раздвигаются кусточки и следует ряд точек. Скитскую жизнь Мельников изображает только со стороны сладкоедения и гулянок. Трудовой жизни Мельников почти не коснулся и один только раз очень зло осмеял артельные порядки, которые он вообще терпеть не мог, наряду с общинным землевладением. Строго говоря, «В лесах» и «На горах» рисуют только жизнь богатых и разгульных «тысячников» и прикрывающих мнимой святостью свое тунеядство и разврат скитников. Рассказы Печерского не дают ключа к пониманию внутренней сущности такого огромного, глубокого движения, каким является раскол. Почему эти столь жизнерадостные люди, только и занятые едой, выпивкой и девками, так крепко держатся «старой веры»? Есть же в психологии людей древнего благочестия какие-нибудь духовные устои, дающие им силу для борьбы с гонениями. И вот их-то Мельников и проглядел за пирами и гулянками, почему все великолепное повествование его имеет значение только для внешнего ознакомления с расколом. Качество издания и печати как всегда на высоте!

«Ослеп, как Саул»

В 1847 году Мельников стал чиновником особых поручений при генерал-губернаторе Михаиле Александровиче Урусове, и взялся за искоренение сектантства. Он заметил, что раскольники охотно переходят в единоверие под угрозой отдачи в рекруты. Выяснив это, он составил план, по которому отдавать в солдаты следовало прежде всего сектантов, начиная с самых богатых. Детей, рожденных от родителей, венчанных беглыми священниками или наставниками в беспоповских сектах следовало отдавать в кантонисты (в военные школы для малолетних) как незаконнорожденных. План был представлен императору Николаю I, который в 1850 году повелел провести ревизию всех женщин и детей сектантов, чтобы никто не мог сойти с очереди в рекруты.

Помощь в действиях Мельников получил от нижегородского епископа Иакова (Вечеркова) – ярого борца с расколом. Одним из совместных дел стало разоблачение монаха Варлаама, который оказался беглым крестьянином из-под Калуги.

По приказу епископа Мельников во время следствий изымал литературу и иконы, которые старообрядцы считали чудотворными.

Например, из Гарпанского скита им была изъята Казанская икона Богоматери, а из Оленевского – образ Николая-угодника. Вскоре раскольники стали прятать иконы, ставя их за другими и потаённо затепляя лампады. Но Мельников при входе в скиты сразу же велел тушить свечи, и по свету от лампад находил образа.

После этого раскольники прозвали его дьяволом; как пишет в труде «Павел Мельников (очерки жизни)» исследователь Валентина Павловна Соколова, он стал героем фольклора, которого наделяли жуткими чертами.

Нижегородский земский деятель Александр Серафимович Гациский приводил в журнале «Древняя и Новая Россия» раскольничью байку, по которой Мельников, забрав образ Казанской Богородицы, якобы ослеп «на плотине у речки Белой Санохты», словно гонитель христиан Саул, но позже зрение ему «было возвращено дьяволом».