Дмитрий мережковский: стихи

Оглавление

Читать все произведения Дмитрия Сергеевича Мережковского:

De ProfundisMorituri (Мы бесконечно одиноки…)Stabat mater (На Голгофе, Матерь Божья…)Амалии (Ты — горящий, устремленный…)Ариванза (Милый друг, я тебе рассказать не могу…)Бог (О Боже мой, благодарю…)Будущий Рим (Рим — это мира единство: в республике древней — свободы…)В небе, зеленом, как лед…В сумерки (Был зимний день; давно уже стемнело…)Веселые думы (Без веры давно, без надежд, без любви…)Весеннее чувство (С улыбкою бесстрастия…)ВечерВозвращение (Глядим, глядим все в ту же сторону…)Волны (О если б жить, как вы живете, волны…)Голубка моя, умчимся в края…Голубое небо (Я людям чужд и мало верю…)Да не будет (Надежды нет и нет боязни…)Давно ль желанный мир я звал к себе, тоскуя…Две песни шутаДвойная бездна (Не плачь о неземной отчизне…)Дети ночи (Устремляя наши очи…)Детское сердце (Я помню, как в детстве нежданную сладость…)Доброе, злое, ничтожное, славное…Если розы тихо осыпаются…Есть радость в том, чтоб люди ненавидели…Затихших волн сиянье бесконечно…И снилось мне: заря туманная…И хочу, но не в силах любить я людей…Ищи во мне не радости мгновенной…Как наполняет храм благоуханье…Кассандра (Испепелил, Святая Дева…)Кроткий вечер тихо угасает…Кто ты, он или она…ЛедаЛеонардо да Винчи (О, Винчи, ты во всем — единый…)Люблю иль нет,- легка мне безнадежность…Люблю мой камень драгоценный…Любовь-вражда (Мы любим и любви не ценим…)Март (Больной, усталый лед…)Мать (С еще бессильными крылами…)Молитва о крыльях (Ниц простертые, унылые…)Молчание (Как часто выразить любовь мою хочу…)На озере Комо (Кому страдание знакомо…)На распутье (Жить ли мне, забыв свои страданья…)На те холмы, в леса сосновые…Не думала ли ты, что, бледный и безмолвный…Не надо звуковНе-Джиоконде (И я пленялся ложью сладкою…)Нирвана (И вновь, как в первый день созданья…)Ночная песня странника (Der du von Himmel bist…)Ноябрь (Бледный месяц — на ущербе…)О дитя, живое сердце…Одиночество (Поверь мне:- люди не поймут…)Одиночество в любви (Темнеет. В городе чужом…)Октябрьский снег первоначальный…Опять весна (И опять слепой надежде…)Осеннее-весеннееОсенние листья (Падайте, падайте, листья осенние…)ОсеньОсенью в летнем саду (В аллее нежной и туманной…)Ослепительная снежность…Пантеон (Путник с печального Севера к вам, Олимпийские боги…)Парки (Будь что будет — все равно…)Парфенон (Мне будет вечно дорог день…)По дебрям усталый брожу я в тоске…Помпея (Над городом века неслышно протекли…)Потух мой гнев, безумный, детский гнев…ПоэтуПризнание (Не утешай, оставь мою печаль…)Природа (Ни злом, ни враждою кровавой…)Проклятие любви (С усильем тяжким и бесплодным…)Пустая чаша (Отцы и дети, в играх шумных…)ПушкинРим (Кто тебя создал, о, Рим? Гений народной свободы!..)РодноеСкука (Страшней, чем горе, эта скука…)Смех богов (Легок, светел, как блаженный…)Сталь (Гляжу с улыбкой на обломок…)Старость (Чем больше я живу — тем глубже тайна жизни…)Так жизнь ничтожеством страшна…Темный ангел (О темный ангел одиночества…)ТитаныТрубный глас (Под землею слышен ропот…)Ты ушла, но поздно…Ты, бледная звезда, вечернее светило…Ужель мою святыню…Усни (Уснуть бы мне навек, в траве, как в колыбели…)УспокоенныеФранческа Римини (Порой чета голубок над полями…)Что ты можешь? В безумной борьбе…Чужбина-родина (Нам и родина — чужбина…)Эрот (Молнию в тучах Эрот захватил, пролетая…)Я всех любил, и всех забыли…Я никогда так не был одинок…

«Онлайн-Читать.РФ»Обратная связь

Краткая биография

  • В 1880 г. состоялась первая публикация его стихов.
  • В 1882 г. он познакомился с поэтом С. Надсоном, побывав на его выступлениях. Знакомство переросло в дружбу двух ярких личностей.
  • 1884-1888 гг. – время обучения в Петербургском университете (историко-филологический факультет). Об учёбе в нём Мережковский в дальнейшем отзывался с пренебрежением как о зря потерянном времени.
  • В годы учёбы познакомился со многими писателями-современниками: А. Плещеевым, Г. Успенским, И. Гончаровым, Я. Полонским, А. Майковым и др.
  • В 1885 г. начал работу в журнале «Северный вестник». Познакомился с писателями В. Короленко, В. Гаршиным, К. Бальмонтом, Ф. Сологубом.
  • В 1886 г. тяжело болел, после этого «повернулся к вере».
  • В 1887 г. умер С. Надсон, эта потеря стала для Мережковского жестоким ударом.
  • В 1888 г. написана первая поэма «Протопоп Аввакум». В этом же году вышла первая книга его стихов.
  • После окончания университета путешествовал по югу России. В Боржоме познакомился с Зинаидой Гиппиус, с которой в январе 1889 г. обвенчался в Тифлисе, затем молодожёны переехали в Петербург. З. Гиппиус стала для него женой, другом и соавтором. С этих пор их жизнь и творчество становятся нераздельными.
  • Смерть матери в 1889 г. воспринял тяжело.
  • В 1880-1889-х гг. усиливаются религиозные взгляды Мережковского, он знакомится с проповедниками, толстовцами, путешествует по России, мечтает стать сельским учителем. Но позже отказывается от идей народничества.
  • В 1891 г. Мережковский и Зинаида Гиппиус путешествовали по Европе.
  • В 1896 г. Мережковского уже считали известным поэтом (так было указано в Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Эфрона).
  • В 1890-х гг. Мережковский пишет меньше стихов и переходит на прозу и публицистику. Его творческая активность поразительна. Формируется его идеология (религиозно-философская концепция «новое религиозное сознание»), верность которой он сохраняет до конца жизни.
  • В 1890-х годах Мережковский начал писать исторические романы.
  • 1906-1908 гг. Мережковские провели в Париже. Здесь сблизились с эсерами, в том числе с Б. Савинковым. Их привлекали его террористические методы борьбы с революционерами.
  • В 1905 г. появилась статья Мережковского «Грядущий хам», в ней он выразил свою позицию по отношению к революции. Большевики, по Мережковскому, это грядущие хамы.
  • Во многих публикациях 1906-1908 гг. выражена его политическая концепция: политическая революция невозможна без духовной.
  • В 1914 г. он выпустил собрание сочинений в 24 томах. Его книги читали, но не любили, его художественный мир оставался закрытым для всех.
  • Приветствовал февральскую революцию 1917 г. и приход к власти Временного правительства.
  • Октябрьскую революцию не принял.
  • В январе 1920 г. Мережковские тайно пересекли границу и уехали из России. В Польше агитировали Пилсудского выступить против Советской России, но безуспешно. Затем уехали в Париж.

З.Н. Гиппиус, Д.В. Философов, Д.С. Мережковский

  • Организовали литературно-философское общество, ставшее центром интеллектуальной жизни русских эмигрантов. Художественная литература его стала интересовать меньше, он писал в основном религиозно-философские трактаты, всё глубже погружаясь в историю.
  • Фашистских главарей (Гитлера, Муссолини) он считал «божественными мессиями», которым предстоит борьба с «антихристом» – большевиками.
  • В 1939 г. Мережковский выступил по радио в Париже с приветственной речью Гитлеру, сравнив его с Жанной д’Арк.
  • Антисоветизм Мережковского привел его к коллаборационизму.
  • Русская эмиграция не приняла позиции Мережковского. Ему объявили бойкот.
  • Умер в Париже 7 декабря 1941 г.

Дмитрий Мережковский незадолго до смерти

Известность в Европе

В 1905 году из-под пера писателя вышла трилогия, которая называлась «Христос и Антихрист», прославившая его на всю Европу. Затем он начал заниматься литературной критикой, а также духовно-религиозной просветительской деятельностью. Также писал много этюдов о других писателях: Достоевском, Майкове, Пушкине, Кальдероне и других выдающихся литераторах.

Дмитрий Сергеевич Мережковский, биография которого связана с жизнью за границей, жил в Париже вместе с супругой и обрёл заслуженную славу. Периодически писатель приезжал в Россию. Однако Октябрьская революция и большевистский режим вызвали протест поэта, и вскоре Мережковский эмигрировал и остался в Париже, более не возвращаясь на родину. В 1927 году поэт с супругой инициировали создание литературно-философского сообщества «Зелёная лампа», в котором принимал активное участие.

Д.С.Мережковский, как теоретик символизма

В 1890-х годах Д.С. Мережковский (1866-1941), поэт-символист и теоретик символизма, начал писать под влиянием позитивной философии, но затем увлекся поисками религиозного смысла жизни и «мистическим символизмом».

Мережковский, которого многие считают ведущим теоретиком русского символизма, заложил основы символистской интерпретации творчества большинства русских писателей десятого и одиннадцатого веков в своей литературной критике 1990-х годов.

Символизм становится внешним выражением новых интеллектуальных ориентиров Мережковского. В 1892 году появился сборник стихов Мережковского «Символы», а в 1893 году вышла его книга «О причинах упадка русской литературы». — О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы. В это же время Мережковский начал писать трилогию «Христос и Антихрист», в которой ярко выражены его философские концепции (часть 1 — «Кастаньеты. Смерть богов» («Юлиан Отступник»), 1896; Часть. 2 — «Воскресшие боги» («Леонардо да Винчи»), 1901; ч. 3 — «Антихрист» («Петр и Алексей»), 1905). Тексты Мережковского не представляют большой художественной ценности. Создаваемые им картины однообразны, лишены художественной эмоциональности.

Мережковский известен прежде всего как прозаик, критик, автор произведений Пушкина, Толстого, Достоевского, Гоголя. Как в собственной художественной литературе, так и в критических работах Мережковский всегда ограничивается узкой философско-мистической схемой, доказательства которой. В предисловии к первому тому своего собрания сочинений он писал о философской и психологической целостности своего творчества, которая, по его словам, заключается в поиске «выхода из подполья» и преодолении человеческого одиночества. В этом смысле творчество писателя представляет собой достаточно целостное явление, последовательно утверждающее концепцию мистико-религиозного развития мира и человечества, которое якобы движется через противоречия небесного и земного к гармоничному синтезу.

Фундаментальные философские поиски и «нащупывание» Мережковским путей развития человечества и мировой истории, предчувствие писателем некоего грядущего царства, которое объединит два начала мира — языческое и христианское, дух и плоть — и отразилось в трилогии.

В жизни мира, утверждает Мережковский, всегда существовала и существует полярность, борьба двух истин — небесной и земной, духа и плоти, Христа и Антихриста. Первый проявляется в стремлении духа к самоотречению, слиянию с Богом; второй — в стремлении человеческой личности к самоутверждению, обожествлению своего «я» и господству индивидуальной воли.

В ходе истории эти два потока разделяются в предчувствии гармонии, но дух постоянно стремится к тому высшему слиянию, которое, по словам Мережковского, будет венцом исторического совершенства. Эта довольно плоская философская схема определяет структуру трилогии — и композицию романов, и их изобразительную систему. Все строится на противопоставлении. Конфликт между двумя началами жизни выражается в параллелизме судеб людей, которые идут либо ко Христу — духовному началу, либо к антихристу — земному началу.

В этой философской идее косвенно мистифицировались социальные противоречия эпохи, идеологическая жизнь. Его реакционный социальный смысл окончательно прояснился в период первой революции, когда Мережковский стал видеть в общественных движениях того времени взрыв этих абстрактных сил истории, а в борьбе классов — выражение целей «грядущего хаоса». В трилогии Мережковский рассматривает те поворотные моменты в развитии человеческой истории, в которых, по его мнению, столкновение двух начал жизни — «духовного» и «земного» — проявляется с наибольшим напряжением и силой. Это время поздней античности, европейского Ренессанса и время русского «возрождения» — эпоха Петра.

Интересные факты о Дмитрии Мережковском

Проживший весьма насыщенную жизнь писатель и поэт Дмитрий Мережковский навсегда остался в истории, как один из самых ярких символистов. Его творчество, как и его биография, изучаются литературоведами России и других стран, которые ищут в них очередную трактовку. Но, несмотря на столь впечатляющий талант, поэту пришлось нелегко, он ведь не пожелал принять результаты революции, и был вынужден покинуть родную страну, а большевиков возненавидел до конца жизни.

Факты из биографии Д. Мережковского

  • Поэт происходил из дворянского рода.
  • У Мережковского была большая семья. Правда, из восьми его братьев и сестёр некоторые умерли ещё в младенческом возрасте.
  • Его дед принимал участие в Отечественной войне 1812 года, когда французские войска под командованием Наполеона Бонапарта вторглись в Россию.
  • В детстве и юности Дмитрий Мережковский был чрезвычайно религиозен. В видоизменённом виде религия осталась с ним на всю жизнь.
  • Его отец, человек образованный, всячески поощрял стремление Дмитрия к книгам и знаниям (интересные факты о книгах).
  • Ещё в юности он познакомился с Фёдором Достоевским и прочитал ему одно из своих первых произведений. Однако, признанный классик дал ему очень низкую оценку.
  • Свои первые стихи Дмитрий Мережковский начал писать, когда ему было 13 лет. Спустя два года некоторые из них были опубликованы, а уже в 18 лет поэт приобрёл определённую известность.
  • После гимназии Мережковский числился на историко-философских факультетах и Московского, и Петербургского университетов одновременно. С учёбой он справлялся легко.
  • В биографии Мережковского отражено, что он величал одним из своих учителей Глеба Успенского, с которым познакомился во время учёбы в университете (интересные факты о Глебе Успенском).
  • В поисках вдохновения он много путешествовал по России. За это время он проникся идеями народничества и стал ещё более религиозным человеком.
  • Мережковский владел древнегреческим языком, и он перевёл на русский ряд известных древних поэм.
  • Со временем он отчасти охладел к поэзии и больше увлёкся прозой. Стихи, впрочем, он иногда продолжал писать.
  • У Мережковского не было по-настоящему близких друзей. Так писала его жена в биографии супруга, вышедшей из-под её пера.
  • В своё время Мережковский был известным литературным критиком. Одна из его статей была посвящена Чехову, который был в то время начинающим писателем.
  • На юге России Дмитрий Мережковский познакомился с эксцентричной поэтессой Зинаидой Гиппиус. Вскоре она стала его женой, и они прожили вместе всю жизнь (интересные факты о Зинаиде Гиппиус).
  • Супруги-литераторы много путешествовали по Европе, побывав во Франции, Италии, Швейцарии, Германии и ряде других стран.
  • Публикации Дмитрия Мережковского нередко вызывали скандалы и бурные обсуждения из-за его дерзкого по тем временам стиля. Он часто писал критические рецензии и эссе с субъективной точки зрения, что тогда не практиковалось.
  • Когда Лев Толстой был отлучен от церкви, поэт поддержал позицию церковников.
  • Далеко не все публикации Мережковского проходили цензуру в Российской Империи, поэтому они издавались за границей, в основном по Франции.
  • Писатель и поэт 10 раз был номинантом на Нобелевскую премию по литературе. Он её так и не получил, но всё равно это тянет на рекорд.
  • Всю жизнь Дмитрий Мережковский уделял литературной работе по 3-5 часов ежедневно.
  • Он крайне болезненно воспринял большевистскую революцию, называя её красной заразой. После захвата власти большевиками Мережковский и Гиппиус навсегда покинули страну, прожив до конца своих дней во Франции.
  • Однажды поэт на французском радио открыто высказался в поддержку возглавившего тогда Германию Адольфа Гитлера. Супруга тогда заметила, что это конец — этим необдуманным поступком Мережковский, ослеплённый ненавистью к большевикам, поставил их семью за границы общества. Так и вышло — с тех пор и до конца жизни их семья фактически подвергалась остракизму.
  • После смерти Мережковского его жена прожила оставшиеся несколько лет до своей смерти в затворничестве, ни с кем больше не общаясь и не поддерживая отношений.
  • Интересные факты о Дмитрии Донском
  • Интересные факты о Глебе Успенском
  • Интересные факты о Зинаиде Гиппиус
  • Интересные факты о Куликовской битве
  • Интересные факты о Глинке
  • Интересные факты о Кутузове
  • Интересные факты о Московском метро
  • Интересные факты о Чернышевском

Личная жизнь

Первым серьезным амурным увлечением Мережковского была дочь издательницы «Северного Вестника». Летом 1885 года писатель даже совершил путешествие с семьей избранницы по Франции и Швейцарии, однако этот любовный роман так ни к чему и не привел.

В январе 1889 года Мережковский вступил в брак с Зинаидой Гиппиус, будущей поэтессой и писательницей, которая стала на всю жизнь его ближайшим другом, идейным спутником и соучастницей духовных и творческих исканий. Союз Мережковского и Гиппиус — самый известный творческий тандем в истории русской культуры «серебряного века».


Зинаида Гиппиус, жена Дмитрия Мережковского

Современники отмечали, что влюбленные, являясь полной противоположностью друг друга, были неотделимы друг от друга. Достоверно известно, после знакомства молодые люди стали ежедневно встречаться в парках, причем встречи эти происходили строго инкогнито. Каждый беззаботно начинавшийся разговор Зинаиды и Дмитрия выливался в жаркую полемику, которая только доказывала их мистическое родство душ.

Гиппиус еще до знакомства с Дмитрием часто предлагали выйти замуж, но свободолюбивая барышня всегда отвечала отказом. С Мережковским все было иначе. У писателей не было этих глупых объяснений в любви, которые дьяволица на дух не переносила, и в один из дней они решили без лишней помпезности узаконить отношения, начав жить вместе.

8 января 1889 года в Тифлисе состоялась церемония венчания. День свадьбы пара никак не отмечала. По возвращении домой каждый из них ушел в работу: Мережковский – в прозу, а Гиппиус – в поэзию. Много позже в мемуарах поэтесса призналась, что для нее это все было настолько несущественно, что на утро следующего дня она уже и не помнила, что вышла замуж.


Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус

Достоверно известно, что интимных отношений между супругами не было. Златокудрую особу в принципе не интересовали плотские утехи, а Мережковский, зная о нраве жены, принимал ее со всеми плюсами и минусами. Зинаиде часто приписывали романы на стороне, но и Мережковский не отставал от супруги. Именно реакция Гиппиус на увлечения мужа вызывала ссоры, которыми омрачался этот союз.

Самый большой скандал в семье вызвали отношения Мережковского с Еленой Образцовой — давней поклонницей писателя. В начале апреля 1901 года барышня приехала в Петербург, и поэт неожиданно закрутил с почитательницей его творчества интрижку. В конце июля 1902-го Образцова прибыла к супругам вновь: формально — чтобы предложить материальную помощь журналу «Новый путь», в действительности — по причинам романтическим. В конечном итоге Гиппиус со скандалом выставила любовницу из дома.


Зинаида Гиппиус, Дмитрий Философов, Дмитрий Мережковский

В 1905 году семья Мережковских сблизились с публицистом Дмитрием Философовым. Литераторы вместе творили и вместе жили. В глазах общества «тройственный союз» писателей был верхом неприличия. Люди осуждали Дмитрия, говоря, что таким поведением супруга опозорила в первую очередь его.

Поборники морали забывали, что с Дмитрием Философовым у поэтессы не могло быть никаких порочных отношений хоты бы потому, что публицист был нетрадиционной сексуальной ориентации, и от одной только мысли о физическом контакте с женщиной его «выворачивало наизнанку».

В итоге супруги предоставили друг другу полную романтическую свободу, принеся ей в жертву чувственную сторону брака. До самого конца совместного жизненного пути Дмитрий и Зинаида ощущали полное духовное и интеллектуальное единение, но о любви между ними речи уже не шло, поэтому Гиппиус и Мережковский постоянно искали новых эмоций на стороне.

Поддержка Гитлера

Мережковских не любили в русской среде. Неприязнь была во многом вызвана их поддержкой Гитлера, режим которого казался им более приемлемым, чем режим Сталина. Мережковский в конце 1930 годов увлекся фашизмом, даже встречался с одним из его лидеров — Муссолини. Он видел в Гитлере избавителя России от коммунизма, который считал «нравственной болезнью». После того как Германия напала на СССР, Дмитрий Сергеевич выступил на немецком радио. Он произнес речь «Большевизм и человечество», в которой сравнил Гитлера с Жанной д’Арк. Мережковский сказал, что этот лидер может спасти от коммунистического зла человечество. После этого выступления все отвернулись от супругов.

Обучение в университетах, увлечение философией позитивизма

Дмитрий с 1884 года учился в Петербургском и Московском университетах, на историко-филологических факультетах. В это время Мережковский увлекся философией позитивизма, а также сблизился с такими сотрудниками «Северного вестника», как Г. Успенский, В. Короленко, В. Гаршин, благодаря чему стал понимать с народнических позиций проблемы, стоявшие перед обществом. Увлечение это, однако, было непродолжительным. Знакомство с поэзией В. Соловьева и европейскими символистами значительно изменило мировоззрение поэта. Дмитрий Сергеевич отказывается от «крайнего материализма» и переходит уже к символизму.

https://youtube.com/watch?v=_fzU-Y7Q_Xc

Краткая биография Мережковского

Дмитрий Сергеевич Мережковский

Дмитрий Сергеевич Мережковский — основатель русского символизма, общественный деятель, писатель и поэт. Это мыслитель XX века, у которого были необычные философские идеи и взгляды на литературу. Дмитрий Мережковский родился 14 августа 1865 года в Санкт-Петербурге, на Елагином острове. Его отец — тайный советник, а мать — красивая женщина с ангельским характером. Будущий философ учился в гимназии. Здесь на первом месте была зубрежка и выправка. В 13-летнем возрасте Дмитрий написал первые стихи. В это время юноша увлекался творчеством Мольера и организовал кружок. Отец по достоинству оценил талант сына и познакомил его с княгиней Воронцовой. В 1880 году Мережковский познакомился с Федором Достоевским. В этом же году в издании «Живописное обозрение» появились стихи «Тучка», «Осенняя мелодия». В 1882 году Дмитрий познакомился с Семеном Надсоном, который стал его лучшим другом. В 1884 году юноша поступил в Петербургский университет. Во время обучения Мережковский интересовался французской литературой и философией позитивизма. В 1888 году Дмитрий защитил свое сочинение о Мишеле де Монтене и получил диплом. В 1880-1889 годах Мережковский общался с Глебом Успенским, Василием Сютаевым и восхищался идеями народничества. Главными темами его творчества было одиночество и обманчивость чувств. В 1886 году Дмитрий тяжело заболел. После выздоровления он обратился к вере и совершил путешествие по южной части России. В Боржоме поэт встретил девушку, которая зимой 1889 года стала его женой. Это Зинаида Гиппиус — поэтесса, писательница и яркая представительница Серебряного века. Первая поэма Мережковского — «Протопоп Аввакум». Известность начинающему автору принесла книга «Стихотворения». Переводы произведений древнегреческих драматургов изначально не были востребованы. Сегодня они являются гордостью русской школы. В 1890 году в журнале «Русская мысль» появилась поэма «Вера». Это произведение оказало огромное впечатление на читателей. Следующие произведения автора — «Семейная идиллия» и «Смерть». В 1894 году в «Северном вестнике» был опубликован исторический роман «Смерть богов. Юлиан Отступник». Это первая часть трилогии «Христос и Антихрист». Две другие части — «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи», «Антихрист. Петр и Алексей». В 1900 году Мережковский вместе с супругой организовали «мистические собрания». Их цель — формирование «новой церкви». На религиозно-философских собраниях обсуждались вопросы культуры, совершенствования человека. В 1903 году организацию закрыли. Дмитрий Мережковский — автор романа «Царство Зверя», новеллы «Святой Сатир», исторических эссе «Наполеон» и «Данте», стихотворений «Символы. Песни и поэмы». Много произведений посвящены христианству. Мережковский был яростным противником октябрьских событий 1917 года. Свои мысли он выражал на антибольшевистских лекциях и в статьях. В 1919 году Дмитрию предложили произнести речь, посвященную восстанию декабристов. Он отказался. Зимой 1919 года Мережковский с женой покинул Россию. Они жили в Минске, Варшаве, Висбадене и в 1920 году остановились в Париже, в своей квартире. В эмиграции Дмитрий Сергеевич написал книгу «Иисус Неизвестный», трилогия «Реформаторы». Мережковского десять раз номинировали на Нобелевскую премию по литературе. Дмитрий Сергеевич Мережковский умер 7 декабря 1941 года в Париже. Причина смерти — кровоизлияние в мозг. Поэта похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Новое на сайте: Краткая биография Мендельсона

Краткая биография Марка Твена

Краткая биография Стравинского

Краткая биография Андерсена

Краткая биография Никитина

Новые произведения

Мережковские в марте 1906 года перебрались в Париж и прожили здесь до середины 1908 года. В соавторстве с Д. Философовым и З. Гиппиус Мережковский в 1907 году издал книгу «Le Tsar et la Revolution». Он также приступил к созданию трилогии «Царство Зверя» по материалам истории России конца 18 — начала 19 вв. Дмитрий Сергеевич после выхода первой части этой трилогии (в 1908 году) подвергся судебному преследованию. В 1913 году появилась вторая часть ее («Александр I»). Последний роман — «14 декабря» — в 1918 году опубликовал Дмитрий Мережковский.

«Больная Россия» — книга, которая появилась в 1910 году. В ее состав вошли историко-религиозные статьи, которые были опубликованы в 1908 и 1909 гг. в газете «Речь».

Книжное товарищество Вольфа издало в период с 1911 по 1913 гг. 17-томное собрание его сочинений, а Д. Сытин в 1914 году выпустил четырехтомное. На многие языки была переведена проза Мережковского, она была очень популярна в Европе. В России же произведения Дмитрия Сергеевича были подвергнуты жесткой цензуре — писатель высказывался против официальной церкви и самодержавия.

Взаимоотношения с большевизмом

Мережковские в 1917 году еще жили в России. Поэту страна виделась в канун революции в образе «грядущего хама». Немного позже, прожив в Советской России два года, он утвердился в своем мнении о том, что большевизм — нравственная болезнь, которая является следствием кризиса культуры Европы. Мережковские надеялись на то, что этот режим будет свергнут, однако, узнав о поражении Деникина на юге и Колчака в Сибири, решили уехать из Петрограда.

Дмитрий Сергеевич в конце 1919 года добился права чтения своих лекций в частях Красной Армии. В январе 1920 года он вместе со своей супругой перешел на территорию, которая была оккупирована Польшей. Поэт читал лекции в Минске для русских эмигрантов. Мережковские в феврале переезжают в Варшаву. Здесь они активно занимаются политической деятельностью. Когда Польша подписала мирный договор с Россией, а супруги убедились, что «русскому делу» в этой стране положен конец, они уехали в Париж. Мережковские поселились в квартире, принадлежавшей им еще с дореволюционных времен. Здесь они наладили старые связи и установили новые знакомства с русскими эмигрантами.

Удивительный союз с Зинаидой Гиппиус

Гигантское значение в жизни Мережковского имел брак с поэтессой Зинаидой Гиппиус. Они заключили этот брак в 1889 году и он продлился целых пятьдесят два года — о том, как жила эта пара и какие отношения были между супругами, написано немало работ. Зинаида была не просто его возлюбленной, но и верным творческим партнером. Причем современники отмечали, что по темпераменту, по привычкам эти люди были разными.

Следует заметить, что параллельно у Мережковского бывали интимные отношения с другими женщинами и девушками. Наиболее яркий пример: роман с Еленой Образцовой. В июле 1902 года эта женщина появилась в Петербурге и вселилась в дом к Мережковским. Повод был следующим: обсуждение денежной поддержки для издания «Новый путь». Однако реальной причиной была любовь к Дмитрию Константиновичу. В конченом счете Зинаида Гиппиус решила оборвать связь Елены Образцовой и ее мужа и выставила гостью на улицу.

А в 1905 году семья литераторов сблизилась с публицистом Философовым. Некоторое время они даже проживали вместе. Безусловно, это вызывало пересуды по поводу личной жизни каждого из членов данной троицы. Многие сплетничали о романе между Философовым и Гиппиус, что, вероятнее всего, истине не соответствовало. Но, несмотря на все интрижки «на стороне», между Зинаидой Николаевной и Дмитрием Сергеевичем практически всегда существовала прочная духовная связь.

Детство и юность

Дмитрий Сергеевич Мережковский родился 2 августа 1865 в столице Франции – Париже. Отец писателя Сергей Иванович был чиновником, а мать Варвара Васильевна вела домашнее хозяйство и занималась воспитанием детей. Известно, что в семье Мережковских было шестеро сыновей и три дочери. Дмитрий был самым младшим и поддерживал тесные отношения только с братом Константином, который впоследствии стал биологом.


Портрет Дмитрия Мережковского

Обстановка в доме Мережковских была простая: стол никогда не ломился от яств, так как глава семейства таким образом заранее отучал детей от распространенных пороков — мотовства и стремления к роскоши. Уезжая в служебные поездки, родители оставляли детей на попечении немки-экономки и старой няни, которая перед сном рассказывала Дмитрию сказки, основанные на житие святых.

В дальнейшем биографы пришли к выводу, что рассказы няни стали причиной фанатичной религиозности, в раннем детстве проявившейся в характере создателя стихотворения «Дети ночи». Также на духовное становление поэта оказало влияние и то, что писатель с юных лет сроднился с чувством одиночества, которое впоследствии находило отражение в его книгах и стихах.


Дмитрий Мережковский

В 1876 году Дмитрий поступил в Третью классическую гимназию Петербурга. Мережковский-старший, интересовавшийся прозой и поэзией, первым оценил успехи наследника на поприще стихосложения. В 1880 году отец, воспользовавшись знакомством с графиней Софьей Андреевной Толстой, вдовой поэта Алексея Константиновича Толстого, привел сына в дом к Федору Михайловичу Достоевскому, чтобы он оценил литературный талант отпрыска.

Позже в «Автобиографической заметке» Дмитрий Сергеевич напишет, что во время прочтения работ сильно волновался. Достоевский же, дослушав юного литератора до конца, заявил, что материал крайне сырой и слабый, а чтобы писать шедевры, необходимо пройти через все круги ада и узнать, что такое страдание и непонимание.


Дмитрий Мережковский в последние годы жизни

Новые публикации

Незолотое кольцо России. Боровск 28.09.2021

В ста километрах от Москвы расположился один из самых уютных городков России. Пять лет назад Боровск вошёл в Ассоциацию малых туристических городов России. С первого взгляда город влюбляет в себя наивными и не очень картинами на стенах домов, витающим духом основоположника космонавтики Циолковского и гостеприимными кафе с местным чаем.

Юрий Лобачёв: создатель школы национального комикса в Сербии 27.09.2021

Дом русского зарубежья продолжает возвращать на родину забытые имена и наследие деятелей русской эмиграции. Первым в новом проекте «Пространство общей памяти: историческое наследие русского зарубежья в Европе» стало имя русско-сербского художника Юрия Лобачёва, создателя национального сербского комикса.

Славная бекеша, практичный анорак 27.09.2021

Каких только синонимов нет у самой популярной демисезонной одежды – куртки: косуха, кожан, штормовка, китель, бекеша, аляска, парка, бушлат, тужурка и даже чарльстонка… И у каждого названия своя интересная история.

Загадка трёх струн 24.09.2021

Медведь в косоворотке и лаптях бренчит на балалайке – какой стереотип о России сильнее этого? В реальности медведи в России – в лесах и зоопарках, косоворотки и лапти – в музеях и на фольклорных концертах. Зато балалайка завоевала своё место не только в филармонической афише практически любого российского города, но и на международной сцене – в классических залах и даже на рок-концертах.

Алгоритмы «Фейсбука» против русских фамилий и переулков 23.09.2021

Громкая новость последних дней: главный тренер волгоградской футбольной команды «Ротор» Дмитрий Хохлов подал в суд на американскую социальную сеть «Фейсбук». Главная претензия Дмитрия касается его фамилии, которая «не нравится» социальной сети. Алгоритмы «Фейсбука» помечают её как неприемлемое слово и отправляют в бан тех, кто так или иначе упоминает фамилию тренера.

По методу Станиславского. Российскую театральную школу экспортируют 22.09.2021

Российский институт театрального искусства – ГИТИС совместно с Россотрудничеством запускают образовательный проект “STANISLAVSKY. METHOD”. Речь идёт о выездных школах театрального мастерства в странах СНГ (и не только), преподавание в которых будет вестись российскими театральными педагогами – разумеется, по системе Станиславского.

«Мы сами»: как развивать речь с помощью авторепетитора 21.09.2021

Многие дети соотечественников, проживающих за рубежом, получают образование в местных учебных заведениях, а параллельно ходят на занятия в русские школы. Все они нуждаются в методической поддержке. Специально для таких школьников был создан учебный авторепетитор «Мы сами». Мы поговорили с его автором доктором филологических наук Натальей Сафоновой.

На языке Пушкина: как готовить иностранцев к учёбе в РФ по-новому 21.09.2021

Многие иностранные студенты уже получают образование в вузах РФ, а нацпроект «Наука и университеты» предполагает развитие этого направления и повышение привлекательности отечественного высшего образования. В августе пять российских университетов объединились в консорциум, чтобы предложить уникальную программу подготовки иностранцев к обучению на русском языке.