Глеб успенский: рассказы

Оглавление

Начало семейной жизни

В конце 60-х годов Успенский познакомился со своей будущей супругой Александрой Васильевной. Он учительствовал в городе Епифани под Тулой. К тому времени его родители умерли, и Глебу приходилось ещё и подрабатывать, чтобы содержать младших сестёр и братьев.

Александра Васильевна работала под Петербургом, она тоже была учителем. 2 года у них прошли в переписке. Встречались молодые люди крайне редко, средства не позволяли делать это чаще. Когда стало понятно, что их чувства друг к другу окрепли, они решили пожениться.

Свадьба была совершенно удивительная. Сначала всё было, как обычно: венчание в церкви, затем банкет, куда была приглашена небольшая группа литераторов, близких друзей. А затем всё пошло по-другому.

Группа молодых людей отправилась путешествовать по окрестностям Санкт-Петербурга. Они ехали в сад кормить канареек, слушали музыку, затем отправлялись в какой-то кабачок и выпивали, танцевали, потом ехали в парк кататься на лодках, опять слушали музыку, опять шли в кабачок, выпивали. И так до позднего вечера. Свидетелями были Михайловский и Скабичевский.

Они писали:

Вот такая свадьба. Встреча с Александрой Васильевной очень благотворно повлияла на писателя, и он создаёт в это время свое лучшее произведение, сделавшее его известным на всю Россию – очерк «Нравы Растеряевой улицы». В этом произведении Глеб Иванович описывает жизнь всего одной улицы среднестатистического русского городка. На улице живут мелкие торговцы, мещане, ремесленники. У каждого из них свое представление о жизни. Писатель мастерски передаёт их отношения друг с другом, их речь.

По тем временам это было необычно и ново, и Успенского заметили, его имя стало известным.

Глеб Иванович был востребован как журналист и очень популярен, особенно среди студентов и демократической, революционно настроенной молодёжи. Но его творчество приносило мало дохода. А семейство росло, рождались дети, и всех нужно было воспитывать, содержать. Приходилось трудно.

Болезнь и последние годы жизни

В начале 90-х годов в России разразился голод. Глеб Иванович вошёл в миссию по оказанию помощи пострадавшим. Он отправился своими глазами увидеть картины страшного бедствия. И увидел, что в некоторых деревнях не осталось ни одного живого человека. Заходя в избы, видел, что лежат мёртвые хозяева дома, матери прижимают к рукам мёртвых младенцев.  Проезжают похоронные телеги, на них сваливают мёртвые тела, а затем везут в общие могилы.

Для человека с тонкой натурой такие сцены  непереносимы, и Глеб Иванович, вернувшись из этой поездки, уже больше не работал. Последние годы провёл в клинике, сначала в Новгороде, затем в Санкт-Петербурге. Умер в 1902 году.

Если у вас появиться желание, почитайте произведения Успенского. У него своеобразный слог, но мысли очень глубокие и, самое главное, современные.

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1864—1865 — Вознесенский проспект, 3;
  • ноябрь 1866 года — доходный дом — Большая Мещанская улица, 4;
  • ноябрь 1866 — май 1867 года — дворовый флигель дома Гассе — Литейный проспект, 36, кв. 34;
  • октябрь 1870 — лето 1871 года — доходный дом С. Воронина — Невский проспект, 111;
  • сентябрь 1871 —апрель 1872 года — доходный дом С. Воронина — Невский проспект, 111;
  • декабрь 1872 — весна 1873 года — доходный дом — набережная реки Фонтанки, 116;
  • декабрь 1873 — сентябрь 1874 года — доходный дом — Троицкая улица, 8;
  • сентябрь 1874 — декабрь 1875 года — гостиница Ф. Д. Серапина — Царскосельский проспект, 22;
  • январь 1876 года — лаборатория министерства финансов — набережная Екатерининского канала, 51;
  • декабрь 1876 — апрель 1877 года — дом Кавоса — Столярный переулок, 6;
  • осень 1879 — весна 1880 года — дом Кавоса — Столярный переулок, 6;
  • осень 1880 — весна 1881 года — доходный дом Сивкова — набережная Обводного канала, 133;
  • 1883 год — гостиница «Пале Ройяль» — Пушкинская улица, 20;
  • 1884 год — доходный дом Троице-Сергиева подворья — Троицкая улица, 3;
  • 1884 год — доходный дом — Большой проспект Васильевского острова, 43;
  • 1885 год — доходный дом И. П. Струбинского — Малая Итальянская улица, 6;
  • 1888 год — доходный дом — 11-я линия, 30;
  • 09.09.1888 — июль 1890 года — доходный дом Капгера — 7-я линия, 6;
  • осень 1890 —июль 1892 года — доходный дом — 9-я линия, 42;
  • июль — сентябрь 1892 года — средний корпус больницы С. Я. Фрея — 5-я линия, 58.

Примечания

  1. Масанов И. Ф. Новые дополнения к алфавитному указателю псевдонимов. Алфавитный указатель авторов. // Словарь псевдонимов русских писателей, учёных и общественных деятелей. — М.: Изд-во Всесоюз. кн. палаты, 1960. — Т. IV. — С. 482.
  2. Серков А. И. Русское масонство. 1731—2000. Энциклопедический словарь. — М.: РОССПЭН, 2001.
  3. . xn—-7sbbaazuatxpyidedi7gqh.xn--p1ai. Дата обращения: 31 октября 2020.
  4. Ленин В. И. ПСС. — Т. 1. — С. 263.
  5. Реми Майснер о Глебе Успенском: от «Власти земли» к «Власти капитализма». Совместный с Климом Жуковым обзор на youtube-канале Дм. Пучкова.
  6. Давыдов Ю. В. Вечера в Колмове. И перед взором твоим… — М.: Книга, 1989.

Успенский Г.И.

20-09-2011, 23:09
Биографии

УСПЕНСКИЙ Глеб Иванович , русский писатель.

Родился в семье чиновника. Учился в Петербургском (1861) и Московском (1862-63) ун-тах, которые не окончил из-за недостатка средств. Начал печататься в 1862 (в журнале Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» и журнале «Зритель») и вскоре стал видным представителем демократической литературы 60-х гг.

В 1864-65 сотрудничал в журнале «Русское слово», в 1865-66 — в некрасовском «Современнике». Главные темы Успенского в это время — жизнь и быт мелких чиновников и городской бедноты. В очерках «Нравы Растеряевой улицы» (1866) разносторонне запечатлены картины жизни тульских ремесленников и рабочих, уродливый быт чиновников, мещан, буржуазных дельцов. В 1868 Успенский становится одним из основных сотрудников «Отечественных записок», литературным соратником Н. А. Некрасова и М. Е. Салтыкова-Щедрина. В цикле повестей «Разоренье» (1869-71) с глубоким проникновением в психологию представлены образы рабочих, идейные искания интеллигентов-разночинцев.

В 70-е гг. Успенский совершил поездки за границу, сблизился с деятелями революционного народничества (С. М. Степняк-Кравчинский, Г. А. Лопатин, Д. А. Клеменц, П. Л. Лавров). Впечатления от русской и зарубежной социальной действительности, общение с кругами революционно настроенной интеллигенции, обострившийся интерес к пореформенной деревне нашли отражение в очерках и рассказах «Книжка чеков», «Больная совесть», «Не воскрес» и др., вошедших затем в цикл «Новые времена, новые заботы». С 1873 и до болезни (нач. 90-х гг.) Успенский находился под негласным надзором полиции.

С конца 70-х гг. центральной темой творчества Успенского становится пореформенная деревня: циклы очерков и рассказов «Из деревенского дневника» (1877-80), «Крестьянин и крестьянский труд» (1880), «Власть земли» (1882), «Кой про что» (1886-87) и др., в которых он пишет о разорении крестьян-тружеников, росте кулачества, разложении крестьянской общины. Во многом сочувствуя революционерам-народникам, Успенский вместе с тем своими правдивыми произведениями о деревне, по определению Г. В. Плеханова, «…подписал смертный приговор народничеству и всем «программам» и планам практической деятельности, хоть отчасти с ним связанным» (Избр. филос. произв., т. 5, 1958, с. 71).

В 80-е гг. Успенский создаёт циклы очерков и рассказов о духовных исканиях русской интеллигенции в период реакции: «Без определённых занятий» (1881), «Волей-неволей» (1884) и др. Взгляды писателя на нравственное предназначение искусства яашли яркое отражение в очерке «Выпрямила» (1885). Произведения о народной жизни в последний период творчества — «Живые цифры» (1888), «Поездки к переселенцам» (1888-89) и др. Реалистический художественный метод Успенского характеризуется сочетанием кропотливого исследования, страстной публицистичности с яркой образностью, богатством речевых характеристик, мастерством диалога, тонким юмором.

Тяжёлая душевная болезнь в начале 90-х гг. оборвала литературную деятельность Успенского. На его смерть откликнулась редакционной статьёй ленинская «Искра» (1902, 1 мая). Л. И. Ленин ценил в творчестве Успенско3о «…превосходное знание крестьянства», «…громадный артистический талант, проникающий до самой сути явлений…» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 263). Творчество Успенского высоко ценили И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, М. Горький. Оно оказало влияние на формирование некоторых советских писателей.

 (голосов: 0)

Комментариев (0)

Рабочий кабинет писателя

Сейчас мы находимся на террасе дома Глеба Ивановича Успенского. Когда он купил себе этот дом, террасы не было. Успенский перенёс избу, которая находилась саженях в 30-ти от дома, и соединил её с террасой.  Сейчас мы посмотрим внутренние помещения этого дома, познакомимся с литературной экспозицией и мемориальными комнатами.

Мы в кабинете писателя. До приобретения этого дома вся семья жила в Санкт-Петербурге. Приходилось  снимать и часто менять жилье. Было оно, к слову сказать, далеко не лучшим, в основном полуподвального типа, потому что жили небогато. В Петербурге до сих пор можно встретить много таких помещений. Одна комната была одновременно и детской, и гостиной, и кабинетом хозяина.

Представляете, в каких условиях приходилось работать писателю, когда он возвращался из поездки по стране? Приходили родители, тут же бегали дети, и Глеб Ивановичу было трудно работать

Ему было важно получить этот кабинет, где он мог закрыться и писать

Успенский много путешествовал. У него была непоседливая, неугомонная натура. Когда он сюда приезжал, то очень много работал, и все заметки, которые были сделаны в поездках, обрабатывал за этим столом.

Стол стоит на том же месте, где стоял при жизни писателя. Отсюда видна дорога. Она была, конечно, не такая, как сейчас. Транспорта было мало, очень редко проезжали телеги. Но писателю было необходимо, даже когда он находился дома, чтобы дорога была перед глазами.

На столе вы видите стакан, пепельницу. Это обязательные атрибуты. Пепельница подлинная, принадлежала хозяину дома. Он очень много курил. У всех современников, кто его вспоминал, перед глазами вставал образ человека с папиросой. И ещё перед ним обязательно должен был стоять стакан с горячим чаем. Свои статьи он писал мелким почерком, очень быстро и, не проверяя, сразу отправлял в Петербург.

Здесь семейные портреты, снимки родственников Глеб Ивановича, и, конечно, самый главный портрет – мамы. Он очень любил своих родителей, которые рано ушли из жизни. Поэтому ему приходилось много работать. На его плечи легла забота о младших сёстрах и братьях.

Краткие содержания произведений — глеб успенский — выпрямила

В Тургенева Потугин сказал: «ВенераМилосская несомненнее принципов восемьдесят девятого года». Что значит это слово«несомненнее»? На самом деле все стоят на одной линии: и принципы, и ВенераМилосская, и я, сельский учитель Тяпушкин. Вчера я ездил в губернский город и былудручен тем, что тамошнее общество совершенно не имеет никаких убеждений. Когда я ехал назад, поезд был остановлен на две минуты, чтобы посадить на него новобранцев. Меня поразила этасцена, которая подчеркивала несчастье каждой семьи, лишенной сына. Дома я стал думатьо прошлом и понял, что моя жизнь — череда неприятных воспоминаний. Во сне вдругя почувствовал счастье, но, проснувшись, не мог понять, какое воспоминание стало томупричиной. И тут предо мной предстал образ Венеры Милосской из Лувра. Двенадцать лет назад я был в Париже учителем детей Ивана Ивановича Полумракова. Менясчитали нигилистом, но позволяли учить детей, потому как считали нигилистов не способнымипривить детям ничего плохого. В это время Париж отходил после войны и Коммуны. Мы сделаливывод, что основное различие России и Франции в том, что «их» человек остаетсячеловеком, даже поднося тарелки, а у нас лакейство — это черта. То жеи с женщинами развязного поведения. Присутствовали мы и на судах, где со всемикоммунарами разделывались без сожаления, но и без фальши. В чиновничестве Версаля тоженет фальши. В Лондоне мы тоже видели «правду», когда в ресторане подавали мясо безвсяких изысков. В Гринвиче мы попробовали знаменитый обед — «маленькую рыбку»,

состоящий из рыбных блюд также без украшений. Мы видели ужасающую нищету и ослепляющеебогатство, и все это только подчеркивало правдивость Лондона. В Париже нам стало скучно, мы без интереса ходили по выставкам. Насмотревшисьна английскую «правду» и на трупы коммунаров, олицетворявшие «правду»

французскую, я утром пошел гулять в самом ужасном расположении духа и набрел на Лувр.

Там я остановился у Венеры Милосской. Раньше я был похож на скомканную перчатку,

а теперь меня будто бы наполнили воздухом. С того дня я часто стал приходить в Лувр,

но никак не мог понять, как же скульптура способна «выпрямить» человеческую душу.

Теперь я по-другому смотрел на предыдущие выводы. Какое может быть человеческое достоинствоу лакея? Прислуживать — это оскорбление человека в принципе. Это не «правда»,

это «неправда». Нет ничего естественного в каторжном труде. Человек этим изуродован.

Я вспоминал стихи Фета «Венера Милосская». Фет не понял Венеры, воспевая в ней простоженскую красоту. Но скульптор не хотел демонстрировать красоту женского тела.

Он не думал о поле, возрасте. Цель его была — выпрямлять скомканные души. Я, Тяпушкин, рад, что произведение искусства поддерживает меня в моем стремлении работать длянарода. Я не буду унижаться до той «правды», что увидел в Европе. Сохранитьдостоинство, будучи лакеем, банкиром, нищим, «кокоткой» — это все равно унизить себядо необходимости терпеть эти уродства.Через четыре года я снова был в Париже, но не пошел смотреть на Венеру Милосскую,

потому как душа моя снова скомкалась, и я не думал, что она выпрямится. А вот теперьздесь в глуши воспоминание о ней вернуло мне счастье. Я повешу себе ее фотографию, чтобыона меня ободряла.

См. также:

Другой Автор Повесть Временных Лет, Артур Миллер Смерть Коммивояжёра, Гончаровиа Обломов, Джонатан Свифт Путешествия Гулливера, И С Тургенев Степной Король Лир, Кобо Абэ Человек-ящик

Память

Памятник Г. И. Успенскому установлен в Туле на Советской улице напротив Тульского Цирка.

В топонимах

  • Улица Глеба Успенского — улица в Московском районе Санкт-Петербурга.
  • Улица Глеба Успенского в Гагаринском районе города Севастополя.
  • Улица в городе Иркутске (Правобережный район, между улицами Щорса и Полевой).
  • Улица Глеба Успенского в Нижнем Новгороде.
  • Улица в пгт Малаховка (Люберецкий район, Московская область).
  • Улица Глеба Успенского в Перми.
  • Улица Глеба Успенского в Туле.
  • Улица Глеба Успенского в Бугульме.и
  • Улица Глеба Успенского в Борисполе (Украина).
  • Улица Глеба Успенского — улица в Виннице (Украина).
  • Улица Глеба Успенского в Луганске (Украина).
  • До 2016 года — улица Глеба Успенского Чернигове (Украина).
  • В Нижнем Тагиле улица Глеба Успенского
  • Улица Успенского в Мурманске
  • Улица Глеба Успенского, город Рыбинск
  • Улица Глеба Успенского, город Торез (Украина)
  • Памятник Глебу Успенскому на пересечении Советской и Староникитской улиц в Туле

Книги (8)

Том 1. Нравы Растеряевой улицыРаздел: Русская классика

В настоящее издание включены все основные художественные и публицистические циклы произведений Г. И. Успенского, а также большинство отдельных очерков и рассказов писателя.

В первый том вошли очерки «Нравы Растеряевой улицы», «Растеряевские типы и сцены», «Столичная беднота», «Мелочи» и другие очерки и рассказы 1812–1866 гг.

Далее »

Том 2. РазореньеРаздел: Русская классика

В настоящее издание включены все основные художественные и публицистические циклы произведений Г. И. Успенского, а также большинство отдельных очерков и рассказов писателя.

Во второй том вошли очерки провинциальной жизни «Разоренье» и другие очерки и рассказы.

Далее »

Том 3. Новые времена, новые заботыРаздел: Русская классика

В настоящее издание включены все основные художественные и публицистические циклы произведений Г.И. Успенского, а также большинство отдельных очерков и рассказов писателя.

В третий том вошли очерки и рассказы: «Новые времена, новые заботы», «Из путевых заметок по Оке», «Злые новости», и другие.

Далее »

Том 4. Из деревенского дневникаРаздел: Русская классика

В настоящее издание включены все основные художественные и публицистические циклы произведений Г. И. Успенского, а также большинство отдельных очерков и рассказов писателя.

В четвертый том вошли очерки «Из деревенского дневника», «Мученики мелкого кредита», «Непорванные связи», «Овца без стада», «Малые ребята» и «Без определенных занятий».

Далее »

Том 5. Крестьянин и крестьянский трудРаздел: Русская классика

В настоящее издание включены все основные художественные и публицистические циклы произведений Г. И. Успенского, а также большинство отдельных очерков и рассказов писателя.

В пятый том вошли очерки «Крестьянин и крестьянский труд», «Власть земли», «Из разговоров с приятелями», «Пришло на память», «Бог грехам терпит», «Из деревенских заметок о волостном суде» и рассказ «Не случись».

Далее »

Том 6. Волей-неволей. Скучающая публикаРаздел: Русская классика

В настоящее издание включены все основные художественные и публицистические циклы произведений Г. И. Успенского, а также большинство отдельных очерков и рассказов писателя.

В шестой том вошли очерки «Волей-неволей», «Скучающая публика», «Через пень-колоду» и другие.

Далее »

Том 7. Кой про что. Письма с дорогиРаздел: Русская классика

В настоящее издание включены все основные художественные и публицистические циклы произведений Г. И. Успенского, а также большинство отдельных очерков и рассказов писателя.

В седьмой том вошли очерки «Кой про что», «Письма с дороги», «Живые цифры», «Из путевых заметок» и рассказ «Мимоходом».

Далее »

Том 8. Очерки переходного времениРаздел: Русская классика

В настоящее издание включены все основные художественные и публицистические циклы произведений Г. И. Успенского, а также большинство отдельных очерков и рассказов писателя.

В восьмой том вошли очерки из цикла «Очерки переходного времени», «Поездки к переселенцам», «Невидимки», из цикла «Мельком» и другие.

Далее »

Добавить отзыв

Покупка дома

Поэтому было очень важно приобрести дом. Писатель был знаком с этими местами

Он останавливался в имении своего знакомого Андрея Васильевича Каменского на мызе Лядно близ Чудова. Глеб Иванович там часто бывал, некоторое время даже работал там управляющим. Когда появилась возможность, он купил этот дом. Вот как описал он свою покупку  в письме знакомой в 1881 году (и рисунок приложил):

«Дом куплен, вот его вид. В доме 8 комнат, вверху 4 и внизу 4. Где точки, там я насадил деревьев, посею овес. Места 11.5 десятин (больше гектара). Для меня место огромное».

Но на сельское хозяйство Успенского не хватило. Единственное, что он сумел сделать, – это выкопать пруд и запустить туда карасей. В остальное время он путешествовал и приезжал сюда только для того, чтобы работать, работать и работать. Хозяйством занималась Александра Васильевна, и какие-то насаждения делала она с детьми.

Дети регулярно отчитывались перед отцом о том, какие сделали посадки и чем занимаются. Глеб Иванович, когда приезжал, следил за жизнью местных крестьян. Они часто становились героями его произведений. Крестьянская тема после 80-х годов стала основной темой его произведений.

Он считал, что русский человек неразрывно связан с землёй. Очень переживал, что во 2-й половине 19-го века в жизнь русского человека входит капитал. Для русского человека связь с землёй является духовным стержнем, и если разрушить эту связь, пропадает духовный стержень. Эта мысль была главной в произведениях Успенского. Ему становилось очень грустно от того, что это происходило, он близко к сердцу воспринимал тяготы русского крестьянина.

Литература

  • Аптекман О. В. Глеб Иванович Успенский. — Москва: Задруга, 1922. — V, , 174, с.
  • Войтоловский Л. Трагедия Глеба Успенского. // «Звезда», 1927, № 9.
  • Воровский В. В. «Лишние люди». // «Правда», 1905, VII (и в «Сочин.», т. II, — М., 1931.)
  • Высказывания В. И. Ленина об Успенском см. по «Справочнику» к II и III изданиям сочинений В. И. Ленина. — М., 1935.
  • Глаголев Н. Художественный очерк Глеба Успенского. // «Худож. литература», 1935, № 9.
  • Иванчин-Писарев А. И. Из жизни Гл. Ив. Успенского (По воспоминаниям) // «Красная новь», 1925, VII—VIII.
  • Короленко В. Г. О Глебе Иваныче Успенском. // «Русское богатство», 1902, V.
  • Короленко В. Г. О Глебе Ивановиче Успенском. Черты из личных воспоминаний // Короленко В. Г. Собр. соч. в 10-ти т. — М., 1955. — Т. 8. — С. 12—45.
  • Лазарев В. Я. Письма с Растеряевой улицы: Современные комментарии к книге Г. Успенского «Нравы Растеряевой улицы». — Тула, 1970.
  • Леткова Е. Про Глеба Ивановича. Воспоминания. // «Звенья», сб. 5. — М., 1935.
  • Луначарский А. В. Журнальные заметки. // «Образование», 1904, IV.
  • Луначарский А. В. Опыт литературной характеристики Глеба Успенского. — В кн.: Луначарский А. В. Критические этюды. (Рус. литература). Л., 1925. — С. 419—423. (Журн. заметки. Гл. 8)
  • Майоров М. В. До и после Глеба Успенского: начала и концы династии // Майоров М. В. Литературное родословие: поиски и находки. — Тула, 2005. — С. 215—263.
  • Майорова Т. В. Была ли в Туле Растеряева улица? // Майоров М. В., Майорова Т. В. Энциклопедия тульских городских названий. — Тула, 2010. — С. 313—317. .
  • Никитин П. (Ткачев П. Н.) Литературные этюды. Недодуманные думы. (Сочин. Г. Успенского).
  • Никитин П. «Дело», 1872, Беллетристы-эмпирики и беллетристы-метафизики, «Дело», 1875, III, V, VII.
  • Никитин П. Мужик в салонах современной беллетристики. // «Дело», 1879, III, VI—IX; Все три статьи перепеч. в «Избранных сочинениях» П. Н. Ткачёва, ред. Б. П. Козьмина, тт. 2, 3 и 4. — М., 1932—1934.
  • Овсянико-Куликовский Д. Н. Собр. соч., т. VIII, История русской интеллигенции, ч. II. — СПб., 1911.
  • Плеханов Г. В. Наши беллетристы-народники. Ст. 1. Г. И. Успенский, «Социал-демократ». Лит.-политич. сб., кн. 1. — Женева, 1888. (и в «Сочин.», т. X. — М.—Л., 1924.)
  • Протопопов М. А. Литературно-критические характеристики. — СПб., 1896.
  • Рахимкулов М. Г. «От Оренбурга до Уфы»: Г. И. Успенский // От Пушкина до Толстого. — Уфа, 2009. — С. 112—127.
  • Рябов И. А. Глеб Успенский: Критико-биографический очерк. — М.: Гослитиздат, 1954. — 112 с.
  • Терехов Б. Г. И. Успенский в Нижнем Новгороде // Горьковский рабочий. — 1977. — 20 августа. — С. 3.
  • Чешихин-Ветринский В. Г. И. Успенский. Биограф. очерк. Ред. и вводная статья П. Н. Сакулина. — М.: Федерация, 1929. (здесь же и библиография)

Смерть

Эдуард Успенский 5 лет боролся с опухолью желудка. После выздоровления он заболел вновь: начался рак простаты. Несмотря на то, что курсы химиотерапии писатель проходил в Европе, ему не удалось избавиться от заболевания.

В первых числах августа 2018 года у находившегося в собственном доме Эдуарда Успенского был диагностирован приступ — автор потерял сознание. Вызвали карету скорой помощи. На предложение медиков отправиться в больницу он ответил отказом. Спустя несколько дней, 14 августа, литератор скончался. Врачи подтвердили, что причиной смерти Успенского стал рак.

Похороны писателя состоялись в Москве, церемония прощания прошла в Центральном доме литераторов. Могила Успенского находится на Троекуровском кладбище.

Библиография

Избранные произведения. Издание 1927 года.

  • Сочинения. В 8 т. — СПб.: изд. Ф. Павленкова, 1883—1886; то же, 3 т., со вступ. статьей Н. Михайловского, издан. то же, СПб, 1889—1891 (несколько раз переиздавалось при жизни автора без изменений)
  • Полное собрание сочинений. В 12 т., изд. Б. К. Фукса, Киев, 1903—1904 (наиболее полное изд., осуществлявшееся при участии сына писателя А. Г. Успенского; в т. XII напечатаны 22 рассказа, не включавшиеся ранее в собр. соч. У., и библиограф. указатель к сочин. У.); то же, с биограф. очерком, сост. Н. Рубакиным, 6 тт., изд. А. Ф. Маркса, СПБ, 1908 (повторение предыдущего изд.); то же, 6 тт.. изд. Лит.-изд. отдела Комиссариата народн. просвещения, П., 1918 (перепечатка предыдущего изд.)
  • Полное собрание сочинений в 12 томах. Издание седьмое. // Обложка по рисунку Билибина. С критической статьей Михайовского Н. К. и биографическим очерком Рубакина Н. А. и с приложением портрета Успенского Г. И., СПб.: Издание Т-ва А. Ф. Маркс. 1909 (издание в более дорогом полиграфическом исполнении по сравнению с 6-томным).
  • Избранные произведения / Под ред. И. П. Кубикова. — М.: Гиз, 1926.
  • Сочинения и письма в одном томе / под ред. Б. Г. Успенского и др. — М. — Л.: Гиз, 1929.
  • Избранные рассказы. — Л.: Гос. изд. худож. литературы, 1934.
  • Избранные произведения / Ред., комментарий и биографич. очерк А. С. Глинки-Волжского. — М.: Гослитиздат, 1935.
  • Несобранные произведения / Ред., предисл. и примеч. Р. П. Маториной. — Т. I. — М.: Гослитиздат, 1936 (опубликовано 30 произведений Успенского, относящихся к 1860—1870-м гг.).
  • Избранные сочинения. Редакция В. П. Друзина и Б. Г. Успенского. ГИХЛ. М.-Л. 1949 г.
  • Собрание сочинений. В 9 т. / Под ред. В. П. Друзина. — М.: Гослитиздат, 1955—1957.
  • Г. И. Успенский. От Оренбурга до Уфы. Очерки / Ред. К. Шилина. — Уфа: Башк. кн. изд-во, 1982. — 288 с.: портр. — (Серия: Золотые родники).
  • Успенский Г. И. От Оренбурга до Уфы: из «Писем с дороги» / Ред. Ф. П. Ковальзон. — Чкалов: Чкаловское кн. изд-во, 1955. — 61 с.