Угличская драма связана с гибелью царевича дмитрия в угличе

Оглавление

Таинственная смерть царского сына

До сих пор точно не известны обстоятельства угличской драмы, связанной с гибелью царевича. А дело было так. Дмитрий и ещё несколько детей играли в детскую игру «тычку». Проводилась линия на земле, и играющие должны были дальше другого бросить за неё нож.

В руках у самого царевича в тот момент был хорошо заточенный, большой гвоздь. Внезапно у него начался приступ «чёрной немочи», сейчас эту болезнь называют эпилепсией. И в это время он «случайно» воткнул нож себе в шею.

Современные врачи говорят, что этого не может быть. Ведь во время припадка человек абсолютно теряет сознание и, в принципе, не может ничего удержать. Но возможно, что уронив гвоздь, Дмитрий, бившийся в судорогах, сам напоролся на него.

Ну и, конечно, возможно, что кто-то из слуг помог свершиться угличской трагедии. Царственного ребёнка убили, воспользовавшись моментом, по приказу московской власти.

Предпосылки

Смерть российского царя, объединившего русские земли, Ивана Грозного править страной стал его сын Федор. Кроме того, весомые права на российский трон были у царевича Дмитрия, который являлся сыном Ивана 4 от последней его женитьбы на Марии Нагой. Федор сразу же после смерти отца отправил его жену вместе с малолетним сыном как можно дальше от столицы государства — в Углич. Формально Дмитрию был выделен отдельный удел, где царевич правил, но на практике реальная власть в уделе сосредоточилась в руках чиновников, которые приехали из Москвы. Так, по особому распоряжению царя и его приблеженных в Углич был направлен дьяк Михаил Битяговский. Его задача была простой — следить за Дмитрием.

Отношения между Угличем и Москвой были неприятельские. Сохранились упоминания о том, что в Москве запрещалось упоминать имя Дмитрий Ивановича. Мария Нагая открыто высказывала свое недовольство тем, что ее семья была отлучена от Москвы. Мы видим напряженное отношение между Федором и Дмитрием, связанные с тем, что каждый из них имел права на престол. Но в скором времени оба брата были убиты, а к власти пришел царь Борис.

Это интересно: 2048,Тяжёлый танк КВ-4 — познаем вопрос

Музеи Углича

Музей истории русской водки

Углич – родина «водочного короля» Петра Смирнова, поэтому появление такого музея вполне объяснимо. Здесь можно познакомиться с принципами производства, разлива и употребления знаменитого крепкого напитка. Гвоздем экспозиции является водочная продукция 96 заводов России – более 800 сортов водки — настоящая библиотека русской водки. Также можно полюбоваться коллекцией необычных бутылок и стаканов и оценить разнообразие сортов водки со всего мира.

В музее рассказывается о истории производства водки. Тут можно увидеть первую механизированную машину разлива алкоголя, различные перегонные кубы и дистиляционные аппараты различных конструкций. Музей показывает коллекцию старинных бутылок и различной питейной посуды: графины, шкалики, чарки, рюмки и лафитники. Представлены наклейки и этикетки дореволюционного и советского периодов. Здесь же можно продегустировать несколько сортов водки, а в магазинчике при музее продается продукция ликеро-водочных заводов России.

Еще один дом Смирновых находится в городе Мышкине

  • Адрес музея: г. Углич, ул. О. Берггольц, д.3
  • Телефон: +7(48532)23558

Музей кукол

Кукла Софи — лицо Музея кукол

Музей кукол – это детище художника Ольги Павлычевой. Сотни кукол, выполненные в разной технике, наряженные в самые причудливые костюмы, объединены по коллекциям и просто очаровывают своими добрыми улыбками и доверчивыми глазами. Они придутся по душе и детям, и взрослым.

Все кукольные персонажи Ольги Павлычевой имеют свой неповторимый характер. Они очень выразительны: озорные проказницы, девочки в нарядных костюмах, клоуны и барышни, спящие детки, известные литературные герои, разнообразные мишки, зверюшки с человеческим лицом.

  • Адрес: г. Углич, ул. О. Берггольц, д.1/2,
  • Телефон: +7 (48532)2-30-75, +7(910)972-80-59

Еще один музей кукол Ольги Павлычевой есть в Мышкине, и тут кукол еще больше

Велосипедный музей «Арсенал необычных велосипедов «Самокатъ»

Музей велосипедов в Угличе. uglich-online.ru

Посетители этого  смогут не только увидеть множество необычных и старинных велосипедов,  но и потрогать их руками, и даже покататься на них. Угличские велосипедисты сделали музей центром общения. Тут всегда можно найти единомышленников, составить планы велопробегов. Велотуристы тут всегда смогут получить помощь.  Создал музей велосипедов энтузиаст велосипедов Сергей Кондаков. Примечательно, что раньше по этому адресу был музей водки.

Видео из музея велосипедов. Выступление создателей музея.

Музей мифов и суеверий русского народа

Любителям истории и русских сказок стоит заглянуть в Музей мифов и суеверий русского народа. Здесь вас встретят лешие, кикиморы, домовые, баба Яга и еще десятки страшных (и не очень) персонажей русского фольклора. Вы узнаете о древних обрядах и праздниках, различных поверьях, увидите настоящие талисманы и обереги.

Музей работает ежедневно с 11.00 до 17.00 (только по предварительной заявке)

  • Адрес музея: Угличский район, Отрадновское сельское поселение, деревня Ивашково.
  • Телефон: +7(962)2035003, +7(905)1344788, +7(48532)41467.
  • Общий сайт музеев суеверий и рабочей лошади: http://sueverija.narod.ru

Музей тюремного искусства «Запретная зона»

Особое впечатление на посетителей производит Музей тюремного искусства. Все, что вы увидите на экспозициях, выполнено людьми, отбывающими наказание за стенами исправительных учреждений. Картины, написанные на простынях, скульптуры, вылепленные из хлебного мякиша, и экспонаты из более привычных материалов соседствуют тут с восковыми фигурами заключенных, помещенными в воссозданную тюремную камеру.

Музей гидроэнергетики

Турбина Угличской ГЭС около музея гидроэнергетики в Угличе. Фото музея.

Возле Угличской ГЭС, в бывшей конторе «Волголага», находится музей Гидроэнергетики. В музее собраны экспонаты, расказывающие об истории развития гидроэнергетики в России. Особено интересно посетить этот музей с детьми, поскольку тут много интерактивных экспонатов, а табличек «Руками не трогать» нет. Тут находится множество интерактивных карт, информационных киосков с обучающими и  развлекательными программами, есть стереокинозал для просмотра обучающих фильмов.

В музее можно познакомиться с конструкцией гидроэлектростанций мира: Саяно-Шушенской ГЭС – крупнейшей ГЭС России, самой мощной в мире – китайской ГЭС Санься, бразильской ГЭС Итайпу — крупнейшим производителем электроэнергии в мире и самым большим каскадом ГЭС на реке Ла Гранд в Канаде.

  • Адрес музея гидроэнергетики: г. Углич, ул. Спасская, 33
  • Телефон музея: +7(4853)224066

Дмитрий — сын своего отца

Видимо, находящиеся у власти всё-таки решили, что царевич Дмитрий Иоаннович может, при определённых обстоятельствах, стать центром объединения несогласных с методами правления Фёдора и посчитали нужным по-хорошему отослать царевича подальше от Московского Кремля.

Ведь после Фёдора Дмитрий был единственным мужчиной — представителем фамилии Рюриковичей. Своим характером он очень напоминал жестокого отца. По свидетельствам очевидцев того времени, мог спокойно смотреть, как перерезают горло животным, даже любил смотреть на их мучения во дворе и сам забивал палкой гусей и кур до смерти.

Новоявленный царь Фёдор выделялся среди своего окружения опухлым лицом и нетвёрдой походкой. По словам иностранных послов, приезжавших с визитом к царю, тот производил впечатление полнейшего слабоумия. Он любил звонить на колокольне, и сам отец дал ему прозвище «звонарь». Делами государства он не занимался, и вся власть постепенно перешла к боярам. Особенно быстро этим положением воспользовался Борис Годунов.

Ограниченное время

Нужно много времени для того, чтобы увидеть все достопримечательности Углича. Что посмотреть за 1 день? Обязательно стоит посетить один из местных музеев, это поможет получить представление о городе.

  • Музей городского быта занимает деревянную усадьбу. Его экспозиция посвящена быту и традициям населения Углича. Посетители смогут увидеть реконструкцию жилого помещения, которым мог владеть мещанин или зажиточный купец. Также гостей музея приглашают принять участие в традиционном чаепитии и посмотреть театрализованное представление.
  • Музей истории гидроэнергетики – еще одно интересное место. Экспозиция его содержит все, что имеет отношение к гидроэнергетической сфере. Это плотины, дамбы, строительство ГЭС и так далее. Музей ведет свою историю с 2007 года, в 2011-м его внесли в список лучших региональных музеев страны.
  • Музей тюремного искусства также стоит посетить гостям Углича. Он был создан в 2004 году частным лицом. Экспозиция занимает две небольшие комнаты. Основа ее коллекции – поделки заключенных. Люди, отбывающие наказание, создают причудливые вещи из материалов, которые есть у них под рукой. Это помогает арестантам скоротать время. Они используют хлебный мякиш, бумагу, дерево, простыни.
  • Что посмотреть в Угличе за один день туристам с детьми? Всей семьей можно отлично провести время в музее-галерее кукол Ольги Павлычевой. Еще в детстве создательница его начала вести кружок, где юные мастера создавали игрушки из разнообразных материалов. Эти дети впоследствии послужили прообразами для музейных экспонатов. Почти все экземпляры изготовлены из папье-маше. Образ каждой куклы тщательно продуман.
  • Что посмотреть в Угличе за один день? Туристам, которых привлекает все таинственное и мистическое, непременно стоит заглянуть в музей мифов и суеверий русского народа. Мистическая экспозиция занимает двухэтажную деревянную постройку. Основа коллекции – произведения целой семьи мастеров. В выставочных залах посетителей ждут жуткие персонажи. Здесь можно увидеть ведьм и колдунов, вурдалаков, домовых, леших, водяных и тому подобную нечисть. Впечатлительным туристам стоит обходить этот музей стороной, так как некоторые экспонаты вызывают настоящий страх.
  • Какие еще можно отметить достопримечательности Углича, что посмотреть за 1 день? Музей истории русской водки – место, где будет интересно побывать не только ценителям этого напитка. Углич является родным городом водочного короля П. А. Смирнова. Стоит ли удивляться тому, что именно здесь открылся первый музей, посвященный русской водке. Посетители смогут увидеть старинные сосуды и этикетки, разливочные машины, самогонные аппараты. Также здесь содержится собрание нескольких сотен сортов водки, произведенных на предприятиях разных городов России.
  • Дом-музей «Легенды Углича» также поможет получить максимум информации об этом населенном пункте за короткий срок. Он занимает дом, некогда являвшийся собственностью предпринимателя А. К. Поносова, который сколотил капитал на изготовлении мясных деликатесов и колбасы. Экспозиция посвящена реальной истории города, а также легендам Углича. Посетители смогут узнать и о судьбах самых известных его жителей. В число интересных экспонатов входит телефон 1900 года, который до сих пор работает.
  • Что посмотреть за 1 день в Угличе любознательным туристам? Музей часов «Чайка» — еще одно место, где можно с пользой провести время. Основа коллекции – модели знаменитых советских часов. Здесь содержится свыше 3 тысяч экземпляров хронометров, изготовленных в разные годы.
  • Какие еще стоит отметить достопримечательности Углича, что посмотреть за один день? Арсенал необычных велосипедов «Самокатъ» открылся в 2017 году. Коллекция его, как легко догадаться из названия, всецело посвящена велосипедам. Посетители смогут увидеть как современные аппараты, так и модели, созданные в 19-м столетии. Также стоит знать, что при музее работает прокатный пункт. У гостей города есть возможность покататься на советских моделях «Орленок» или «Урал» или же отдать предпочтение обычному велосипеду.

Версия, согласно которой Годунов опасался влияния Нагих и был заинтересован в смерти Дмитрия

Есть и другая точка зрения. Так, известный медиевист В. Б. Кобрин, не соглашаясь с Р. Г. Скрынниковым, в книге «Кому ты опасен, историк?» обосновывал гипотезу о прямой причастности Годунова к угличской трагедии 1591 года.

Историк приводит серьёзные аргументы в пользу «годуновской версии». Англичанин Джилс Флетчер, уехавший из России в 1588 году, опубликовал вскоре книгу, в которой прямо заявил о заинтересованности правителя в смерти Дмитрия Угличского («жизнь его находится в опасности от покушений тех, которые простирают свои виды на обладание престолом в случае бездетной смерти царя»).


Царевич Дмитрий. Картина Михаила Нестерова, 1899 год. (Государственный Русский музей)

Годунов имел все основания опасаться молодого царевича, который при любом раскладе мог претендовать на трон, как это было во времена Ивана Грозного, когда на российскую корону кроме законного сына царя претендовал двоюродный брат Грозного Владимир Андреевич Старицкий, а его были готовы поддержать представители боярской оппозиции. Дмитрий мог стать соперником потомков Фёдора Иоанновича или Бориса Годунова, если у последнего Калитича так и не появилось бы наследников.

Нагие не скрывали своей враждебности по отношению к Годунову, а малолетний царевич допускал прямые угрозы в адрес царского шурина. О дерзких речах мальчика, ненавидевшего Годунова, писал Авраамий Палицын и некоторые иностранцы (Конрад Буссов и Исаак Масса). Флетчер утверждал, что в маленьком Дмитрии проявляются все ужасные качества отца: злая воля и тяга к кровопролитию (мальчик с удовольствием убивает животных и любит смотреть «на перерезанное горло, когда течёт из него кровь: тогда как дети обыкновенно боятся этого»).

Кто убил царевича Дмитрия?

Икона царевича Димитрия XVII века. Царевич был прославлен в лике страстотерпцев — то есть как тот, кто принял насильственную смерть хотя и не за веру (в отличие от мученика), но с беззлобием и не противясь врагам. В этом лике прославлены также, например, Святые князья Борис и Глеб.

Годунов в этой истории играет чуть ли не центральную роль. Стараниями многочисленных исследователей по поводу Годунова сложился определенный стереотип. Дескать, был он честолюбив и властолюбив (тут не обходится дело без лукавых упоминаний о невысоком его происхождении), вот и убил царевича Дмитрия, подослав к нему убийцу. Более того, в свое время бродили слухи о том, что и Федор умер не своей смертью, а от годуновского яда. А уж о «мальчиках кровавых в глазах», мучивших царя Бориса Годунова, знает каждый школьник.

Город Углич был отдан царевичу Димитрию в удел как младшему сыну царя. Уделы всегда были головной болью для московских государей, в них часто росла смута (в этом смысле понятны опасения государственника Бориса Годунова, приславшего наблюдать за малолетним царевичем своего единомышленника Михаила Битяговского).

Но резонов губить царевича у Годунова было не так уж много. У царя Федора в то время еще мог родиться наследник. Ведь произвела же на свет его жена Ирина (сестра Годунова) дочь!

Кажется, Борис тогда и вообще не помышлял о троне. Изнемогшая в экспериментах Ивана Грозного страна стояла на краю бунта, тут хватило бы и малой искры, — неужели бы в таком положении Годунов решился на убийство Дмитрия? Да и то сказать — в ситуации «безвластия» Годунов в ряду претендентов на престол стоял бы на последнем месте, были более подходящие по родовитости Шуйские, Романовы, Мстиславские.

Мог ли Дмитрий действительно претендовать на русский трон?

С точки зрения церковной и государственной элиты, не мог. Он был бастардом, незаконнорождённым. В дипломатических документах его не называли царевичем, а только удельным князем в Угличе.

Но в 1591 году никому и в голову не могло прийти, что через 14 лет имя воскресшего Дмитрия будет служить символом антигодуновского протеста и сплотит часть недовольных. Народ руководствовался верой в доброго царя. Точка зрения элиты мало кого волновала. Никто в это время не вспоминал о незаконности последнего брака Ивана Грозного. Для народа важным было то, что из небытия пришёл представитель последней богоизбранной династии. У Годунова, ставшего в глазах многих узурпатором, наглым похитителем власти, шансов не оставалось. И он ушёл в апреле 1605 года. Сама причина его внезапной смерти остаётся одной из загадок, но, похоже, «воскресший» Дмитрий окончательно сломил волю и здоровье русского самодержца. Годунов освободил историческую сцену для Лжедмитрия I. Началась первая русская Смута.

Святой благоверный царевич Димитрий. Иконы

Традиционно Дмитрий изображается в царских одеждах и в венце. В некоторых иконах можно встретить сцену с неповинным убиением отрока. 

Царевич Димитрий. 1606 год. Калужский областной художественный музейДимитрий царевич. XVII век. Происходит из Свято-Троицкого собора Спасо-Преображенского Соловецкого монастыряДимитрий царевич. XVII век. Происходит из старообрядческой моленной купцов Выжиловых начала XIX века города УгличаДимитрий царевич. XVII век. Происходит из Благовещенского собора в городе Сольвычегодске Вологодской областиСвятой царевич Димитрий. Сольвычегодск, 1656 год. Мастерская Анны Ивановны Строгановой. Из Благовещенского собора в Сольвычегодске. Спб, ГРМЦаревич Димитрий. Крышка раки. Москва, 1628–1630 годы. Москва, Архангельский собор Московского КремляСвятые Димитрий Солунский и царевич Димитрий. Начало XVII века, Строгановская школа. Чирин Прокопий Иванович. Москва, Дом-музей П. Д. КоринаЦаревич Димитрий и благоверный князь Роман Угличский. Первая половина XVII века, Строгановская школа. Чирин Прокопий Иванович. СПб, ГРМИзбранные святые (в центре — святые Димитрий и Роман Угличские). Первая треть XVII века, Москва. Углич, УГИАХМ

Официальная версия

Следственная комиссия постановила, что причиной смерти царевича послужил несчастный случай вследствие приступа «черной болезни падучей» — эпилепсии, о чем и сообщила царю и боярам в докладе от 2 июня. Материалы следствия содержат подробные детали, позволяющие и сегодня реконструировать произошедшее.

В день гибели мальчик гулял во дворе в сопровождении мамки, кормилицы и постельницы, а также четырех сверстников. Дети стали играть «в тычки» — игру, во время которой нужно бросать ножи или другие острые предметы в землю определенным образом. В тот момент, когда в руках у царевича Дмитрия оказался нож (или возможно большой гвоздь) начался новый эпилептический припадок, мальчик упал на землю случайно напоролся шеей на острие.

Заболевание было наследственным, вероятно им страдал и отец ребенка — Иван Грозный. Комиссия также выяснила, что погода была жаркой, а ребенка тепло одели, к тому же он ел в тот день всего один раз и был голоден, а утром отстоял службу в душной церкви — совокупность этих обстоятельств вполне могла стать причиной очередного припадка.

Мать царевича Дмитрия за недосмотр за наследником и попытку бунта была пострижена в монахини, ее братья по аналогичным обвинениям отправились в ссылку. Участники народных волнений в Угличе после пыток были высланы либо казнены.

Предыстория

В первую половину правления царя Фёдора Иоанновича, сына Ивана IV, реальными правами на русский престол обладал младший брат царя — Дмитрий Иоаннович, удельный князь Угличский. Но в Москве не все признавали эти притязания, так как царевич был сыном от шестого брака Ивана Грозного с Марией Нагой, который считался .

После смерти Ивана IV Мария Нагая вместе с сыном переехали в Углич, где заняли княжеские палаты. Московский и угличский дворы относились друг к другу с долей неприязни. Есть сведения, что Борис Годунов будто бы приказал не упоминать в ектениях имя Дмитрия Иоанновича, о нём умалчивалось в официальных случаях. Помимо этого, в Углич был послан дьяк Михаил Битяговский, которому был поручен надзор над Нагими.

Несомненно, такой контроль не мог им нравиться, что выливалось в постоянные ссоры с Битяговским. Неприязнь Нагих к московскому правительству могла объясняться и другими причинами: Мария Нагая не была удовлетворена отдалением от столицы (по сути, это была ссылка в захолустье), а её братья, как можно полагать, были недовольны тем, что, несмотря на свойство с покойным царём, не имели никакого влияния на политическую жизнь страны.

Про самого царевича Дмитрия ходило много слухов. Иностранцы вспоминали, как однажды царевич повелел сделать из снега чурбанов и каждый из них назвать именем московского боярина, а потом взял саблю и начал рубить эти чурбаны, приговаривая, что если он станет царём, то именно так будет сделано с московским боярством. По позднейшему сообщению Авраамия Палицына, Дмитрий грубо отзывался об окружении своего брата Фёдора Иоанновича, включая Бориса Годунова. Именно с этого времени начали «сеяться» слухи, что московское правительство хочет устранить наследника. Об этом мы можем судить на основании заметок английского дипломата Джайлса Флетчера, который в конце 1580-х писал:

Смерть царевича и беспорядки

На картине 1909 года царевич изображён лежащим на снегу, хотя погиб он в конце мая

Дмитрий Иоаннович был найден мёртвым в Угличском кремле 15 (25) мая 1591 года: его горло было перерезано. Свидетелей не оказалось. Кормилица Арина Тучкова тоже ничего не видела. Поднялись крики, и Мария Нагая вышла во двор. Забили в набат, и среди угличан возникло смятение. Подозрение в убийстве царевича пало на Михаила Битяговского, его сына Даниила и нескольких родственников, которых тут же растерзала разъярённая толпа.

По заключению следствия, 15 (25) мая царевич Дмитрий в присутствии своей мамки (няни) Василисы Волоховой, кормилицы Арины Тучковой и постельницы Марьи Колобовой играл со сверстниками во дворе «в тычки» то ли с ножиком, то ли со сваей (заострённый четырёхгранный гвоздь). Неожиданно с царевичем случился припадок падучей болезни (эпилепсии), во время которого он провёл ножиком (гвоздём) по горлу, после чего умер на руках кормилицы. Со двора выбежала мать Мария Нагая, увидела случившееся и начала бить мамку поленом. Она объявила виновными Осипа Волохова (сын мамки), Даниила Битяговского (сына Михаила Битяговского) и Никиту Качалова. В Угличе зазвучал набатный колокол и собралась толпа. Михаил Битяговский начал успокаивать толпу, и был убит. Вскоре та же участь постигла и других обвиняемых.

Пономарь бьёт в набатный колокол. Битяговские пытаются проникнуть на колокольню, чтобы избавиться от свидетеля. Деталь житийной иконы царевича Дмитрия (конец XVIII в.).

По окончании расправы Нагие начали фабриковать улики с тем, чтобы следственная комиссия признала смерть царевича убийством. Для этого они заставили приказчика (некого Ракова) положить около тела ножи и сабли, вымазанные куриной кровью, чтобы комиссии показать причастность виновных к убийству. Если верить материалам следствия, Михаил Нагой, главный зачинщик всех этих беспорядков, был в тот день пьян.

Жизнь после смерти: Смутное время

Со смертью Дмитрия московская линия династии Рюриковичей была обречена на вымирание; хотя у царя Фёдора Иоанновича впоследствии родилась дочь, она умерла во младенчестве, а сыновей у него не было. 7 (17) января 1598 года со смертью Фёдора династия пресеклась, и его преемником стал Борис. С этой даты обычно отсчитывается Смутное время, в котором имя царевича Дмитрия стало лозунгом самых разных партий, символом «правого», «законного» царя; это имя приняли несколько самозванцев, один из которых царствовал в Москве.

В 1603 году в Польше явился Лжедмитрий I, выдававший себя за чудесно спасшегося Дмитрия; правительство Бориса, до этого замалчивавшее сам факт того, что царевич Дмитрий жил на свете, и поминашее его как «князя», вынуждено было в пропагандистских целях служить ему заупокойные службы, поминая его царевичем. В июне 1605 года Лжедмитрий вступил на престол и на протяжении года официально царствовал как «царь Дмитрий Иванович»; вдовствующая царица Мария Нагая признала его своим сыном, но, как только его 17 (27) мая 1606 года убили, отказалась от него и заявила, что её сын несомненно погиб в Угличе.

После этого царём стал тот самый Василий Шуйский, который пятнадцать лет назад расследовал гибель Дмитрия, а затем признавал Лжедмитрия I истинным сыном Ивана Грозного. Теперь он утверждал третью версию: царевич погиб, но не из-за несчастного случая, а был убит по приказу Бориса Годунова. В знак подтверждения гибели царевича в Углич была направлена специальная комиссия под руководством Филарета. Могила Дмитрия была вскрыта, при этом по собору распространилось «необычайное благовоние». Мощи царевича были обретены нетленными (в гробнице лежал свежий труп ребёнка с зажатой в руке горстью орехов). Ходили слухи, что Филарет купил у стрельца сына Романа, который был затем убит, а его тело положено в гробницу вместо тела Дмитрия. Торжественная процессия с мощами двинулась к Москве; 3 ноября[источник не указан 221 день] у села Тайнинское она была встречена царём Василием со свитой, а также матерью Дмитрия — инокиней Марфой. Гроб был открыт, однако Марфа, взглянув на тело, не смогла произнести ни слова. Затем к гробу подошёл царь Василий, опознал царевича и повелел гроб закрыть. Марфа пришла в себя только в Архангельском соборе, где объявила, что в гробу находится её сын. Тело было помещено в раку вблизи могилы Ивана Грозного. Немедленно у гроба Дмитрия начали происходить чудеса — исцеления больных, толпы народа стали осаждать Архангельский собор. По приказу царя была составлена грамота с описанием чудес Дмитрия Угличского и разослана по городам. Однако, после того, как доставленный в собор находящийся при смерти больной дотронулся до гроба и умер, доступ к мощам был прекращён. В том же 1606 году Дмитрий был причислен к лику святых.

Эта акция не достигла своей цели, так как в том же 1606 году явился Лжедмитрий II (Тушинский вор), а в 1608 году во Пскове — Лжедмитрий III (Псковский вор, Сидорка). Имя «царевича Дмитрия» (которого он не отождествлял ни с одним из реальных самозванцев) использовал его «воевода» Иван Исаевич Болотников. По некоторым данным, в 1612—1613 году за Дмитрия выдавал себя казачий предводитель Иван Заруцкий, бывший опекуном вдовы двух первых Лжедмитриев Марины Мнишек и её малолетнего сына — Ивана, известного как «Ворёнок». С казнью этого несчастного ребёнка (1614) тень царевича Дмитрия и его «потомков» перестала витать над российским престолом, хотя впоследствии польский шляхтич Фаустин Луба и выдавал себя (в Польше) уже за сына Марины Мнишек.

В 1812 году, после захвата Москвы французскими войсками и их союзниками, могила Дмитрия была вновь вскрыта и разграблена, а мощи выброшены. После изгнания захватчиков мощи были вновь найдены и установлены на прежнем месте в новой раке.

Смерть

15 (25) мая 1591 года царевич играл «в тычку», причём компанию ему составляли маленькие робятка жильцы Петруша Колобов и Важен Тучков — сыновья постельницы и кормилицы, состоявших при особе царицы, а также Иван Красенский и Гриша Козловский. Царевича опекали мамка Василиса Волохова, кормилица Арина Тучкова и постельница Марья Колобова.

Правила игры, не изменившиеся до нынешнего времени, состоят в том, что на земле проводится черта, через которую бросают нож или заостренный гвоздь, стараясь, чтобы он воткнулся в землю как можно дальше. Побеждает тот, кто сделал самый дальний бросок. Если верить показаниям очевидцев событий, данным во время следствия, в руках у царевича была «свая» — заострённый четырёхгранный гвоздь или перочинный нож. То же подтвердил брат царицы Андрей Нагой, передававший, впрочем, события с чужих слов. Существует несколько иной вариант, записанный со слов некоего Ромки Иванова «со товарищи» (также говоривших, по всей вероятности, с чужих слов): царевич тешился сваею в кольцо.

Относительно дальнейшего очевидцы в основном единодушны — у Дмитрия начался приступ эпилепсии — говоря языком того времени — «черной немочи», и во время судорог он случайно ударил себя «сваей» в горло.

По словам кормилицы Арины Тучковой

Она того не уберегла, как пришла на царевича болезнь черная, а у него в те поры был нож в руках, и он ножем покололся, и она царевича взяла к себе на руки, и у нее царевича на руках и не стало.

Ту же версию с некоторыми вариациями повторяли и другие очевидцы событий, а также один из братьев царицы Григорий Федорович Нагой.

Впрочем, царица и другой её брат, Михаил, упорно придерживались версии, что Дмитрий был зарезан Осипом Волоховым (сыном мамки царевича), Никитой Качаловым и Данилой Битяговским (сыном дьяка Михаила, присланного надзирать за опальной царской семьей) — то есть по прямому приказу Москвы.

Возбуждённая толпа, поднявшаяся по набату, растерзала предполагаемых убийц. Впоследствии колоколу, послужившему набатом, по распоряжению Василия Шуйского был отрезан язык (как человеку), и он вместе с угличанами-мятежниками стал первым ссыльным в только что присоединённую к Российскому государству Сибирь. Только в конце XIX века опальный колокол был возвращен в Углич. В настоящее время он висит в церкви царевича Димитрия «На крови». Тело царевича было отнесено для отпевания в церковь, рядом с ним «безотступно» находился Андрей Александрович Нагой. 19 (29) мая 1591 года, через четыре дня после смерти царевича, из Москвы прибыла следственная комиссия в составе митрополита Геласия, главы Поместного приказа думного дьяка Елизария Вылузгина, окольничего Андрея Петровича Луп-Клешнина и будущего царя Василия Шуйского. Выводы комиссии на тот момент были однозначны — царевич погиб от несчастного случая.

Вокруг могилы царевича и поставленной над ней часовней возникло детское кладбище.

Обычно считается, что он был невыгоден правителю государства Борису Годунову, завладевшему абсолютной властью в 1587 году, как претендент на престол; однако многие историки утверждают, что Борис считал его по указанной выше причине незаконнорождённым и не рассматривал как серьёзную угрозу.

Современные версии

В 1819 году были преданы гласности обнаруженные в архиве материалы уголовного дела, представленного в июне 1591 года на рассмотрение Освященного собора. Они не содержат каких-либо следов подтасовок и подчисток; не хватает только нескольких начальных листов. Это дело вызвало интерес даже за пределами России; известный писатель Проспер Мериме перевёл его материалы на французский язык.

Н. М. Карамзин и Н. И. Костомаров, продолжая развивать традиционную точку зрения о смерти Дмитрия как об убийстве, оценивали следственное дело скептически. С точки зрения Костомарова, следователями умышленно отобраны показания тех, кто считал, что царевич погиб от собственной руки, и пропущены показания Нагих, которые подозревали убийство и инициировали расправу над Битяговскими: «Вопрос о том, не зарезан ли Димитрий, не допускается; явно и умышленно обходят его, стараются закрыть благоразумным молчанием». Показания сторонников несчастного случая совершенно единообразны, создавая впечатление, что «все они плелись по одной мерке; камертон дан — все запели унисоном!»

В 1829 году в защиту Годунова от «наветов» выступил М. П. Погодин, недоумевавший: зачем убийцам «вместо тихого яда действовать звонким ножом? <…> Сколько невероятностей! Сколько несообразностей!» Многие современные историки (в частности, такие авторитетные исследователи Смуты, как С. Ф. Платонов и Р. Г. Скрынников) не видят оснований сомневаться в выводах следственной комиссии XVI века о том, что смерть царевича была несчастным случаем. Эта трактовка поднимает вопрос об ответственности и мотивах взрослых, которые, зная о регулярных припадках ребёнка, дозволяли ему «баловаться» с холодным оружием. Небольшая группа исследователей развивает аргументы сторонников Лжедмитрия о том, что убит был другой ребёнок.

Современный юрист И. Ф. Крылов приводит заключение профессора Р. А. Харитонова (крупный специалист по детской эпилепсии) о том, что во время припадка больной всегда выпускает находящиеся в его руках предметы. Соответственно, сам себе смертельную рану царевич нанести не мог

С точки зрения Крылова, более вероятно, что причиной его смерти стал неосторожный бросок ножика кем-то из участников игры (убийство по неосторожности)

…Судом постановлено

Всевышний известил государю отправить Марию в монастырь (там она приняла постриг под именем Марфы), Нагих-мужчин заточить в темницу, простых угличан частично казнить, а несколько сотен отправить в места отдалённые, где их руками будет построен Пелымский острог. Часть сосланных направили в Тобольск; они добирались туда около года, волоча на себе колокол, возвестивший беду. Бронзового злодея по приговору суда в назидание людям сбросили с колокольни, били кнутом, отрубили ему ухо (крепление) и вырвали язык. Дело было закрыто, казалось, навсегда.


Пелымский острог. Гравюра 17-го века. (Wikimedia Commons)

Дальше будет Смута, несколько десятков «чудом спасшихся Дмитриев Ивановичей», тройная «смена показаний» Шуйским, признание Марией Нагой сначала Лжедмитрия I своим сыном, а через год — чудесное обретение нетленных мощей (ходили упорные слухи, что для этого зарезали некоего стрелецкого сына) убитого по приказу Годунова царевича. Эта версия будет канонизирована в спешно написанном житии спешно причисленного к лику святых «невинно убиенного отрока» и прочно укоренится в общественном сознании благодаря одному из шедевров отечественной драматургии.

Гегель, цитируя «Гамлета», говорил о «кроте истории», который роет медленно, но верно. На сегодняшний день то, что он разрыл, в основном свидетельствует в пользу первоначальных выводов следственной комиссии.

Но кто же знает, что он ещё нароет?