Памятник затопленным кораблям в севастополе

Оглавление

Севастополь. Памятник затопленным кораблям

Памятник затопленным кораблям был установлен в городе Севастополе 29 июля 1905 года. Расположен в Севастопольской бухте вблизи Приморского бульвара. Авторами памятника являются скульптор А.Г. Адамсон, архитектор В.А. Фельдман и военный инженер Ф.О. Энберг.

Памятник затопленным кораблям (по материалам книги «Легенды и мифы Крыма. Иллюстрированный путеводитель / Т.Ю. Калинко. — М.: Эксмо, 2014. — 95, с.: ил. — (Занимательная энциклопедия).»):

Всего в нескольких метрах от набережной Приморского бульвара в Севастополе находится этот удивительный памятник затопленным кораблям. С трехметровой коринфской колонны на море взирает гордый двуглавый орел с расправленными крыльями. Общая высота монумента составляет свыше 16 м. Вот уже 110 лет этот памятник напоминает севастопольцам и гостям города о грустном событии в истории Первой обороны Севастополя. С ним связано немало мифов и легенд, одну из них рассказывают всем туристам, устремляющим свой взор на Севастопольскую бухту.

«Шел далекий сентябрь 1854-го года. После высадки англо-франко-турецкой армии на реке Альма и последующего поражения русских войск ситуация у героического города Севастополя резко ухудшилась», — такими словами начинают свой рассказ экскурсоводы города-героя у памятника затопленным кораблям.

В то время Черноморским флотом командовал адмирал Владимир Алексеевич Корнилов. Ситуация ухудшалась с каждым днем, армия врагов уже вплотную подступала к городу. «Не достанется врагу славный город!» — подумал Владимир Алексеевич. Опасаясь прорыва вражеского флота и атаки с моря, русский командир принял решение затопить на входном фарватере часть устаревших парусных судов. Мудрый и опытный адмирал дал команду выстроить в ряд между Константиновской и Александровской батареями фрегаты «Сизополь», «Флора», корабли «Уриил», «Три святителя», «Силистрия», «Селафаил», «Варна». Все имущество судов, оснастку, пороховой запас, корабельные орудия экипаж доставил на берег.

Прощальный день дался всем нелегко. Матросы плакали, унося оружие и парусину с кораблей, офицеры отдавали приказы, опустив глаза. На берегу стоял с непокрытой головой сам Корнилов, руки у него дрожали, на глаза накатывалась скупая жгучая слеза. Ему нельзя было показывать эмоции, он — пример для других. Его решение — это спасение города.

Ночью 11 сентября 1854 г. все суда ушли на дно. Одни быстро, покосившись набок, поддавались волнам, другие сопротивлялись, задирали корму, погружались с ревом и стоном. Удивлялись моряки, как не хотят корабли покидать этот свет, как рьяно борются с неистовой стихией воды.

На корабле «Три святителя» держал свой флаг адмирал Нахимов, на нем он прорвался в бой в Синопскую гавань. Когда матросы начали делать дыры в днище корабля, адмирал не выдержал и ушел с набережной. Но стоит «Три святителя», красуется на волнах, легко покачиваясь. Волны хлещут о борта, а он как будто и не верит происходящему.

Ни в какую не поддавался гордый корабль. Уже 14 ран в днище, ревет грозное море, пытаясь захватить его в плен, а он не кренится. Дивятся матросы и офицеры: «Что такое: другим и двух-трех дыр хватало, а тут 14 уже?». Дали команду стрелять с берега. Но и пули, прорывая борта, не дают результата. Вдруг один из матросов закричал:

— Икона его на воде держит! Икону Пресвятой Божьей Матери, заступницы нашей, забыли! Не сняли!

Бросился юноша в воду. Забрался на борт, вынес икону и поплыл обратно. В одной руке образ над водой держит, другой подгребает. Как только ступил матрос на берег, корабль покачнулся и с тихим вздохом пошел на дно…

Защитили тогда город Севастополь от врага, не дали зайти его флоту в бухту. Много времени с тех пор прошло, многое позабылось, но сила духа и преданность Отчизне до сих пор витают над Севастопольской бухтой. Стоит памятник затопленным кораблям, и взор орла устремляется туда, где последний раз небо видели фрегаты «Сизополь», «Флора» и линейный корабль «Три святителя».

Интересно знать

Памятник затопленным кораблям был установлен в Севастопольской бухте 29 июля 1905 года. Авторы проекта — скульптор Амандус Генрих Адамсон, архитектор Валентин Августович Фельдман и военный инженер Фридрих Оскар Энберг. Монумент состоит из трех частей: девятиметровой искусственной гранитной скалы, диоритовой колонны и вершины — двуглавого орла. Склонив голову, в клюве он держит венок из листьев лавра и дуба как символ славы и победы. К верхней части венка прикован морской якорь на цепи. На груди орла — щит с рельефным изображением святого Георгия Победоносца. Верхнюю часть пьедестала украшает барельеф с кораблями, ниже надпись: «В память кораблей, затопленных в 1854-1855 гг. для заграждения входа на рейд».

Кто его затопит, он же памятник! Или немного истории

Монумент «как есть», сооружён в 1905 году к 50-летию Первой обороны Севастополя. Той самой,  во время которой были затоплены русские парусные корабли.

«Чтобы заградить вход неприятельским судам на рейд и тем самым спасти Севастополь» (П. С. Нахимов). Тогда, 11 сентября 1854 года поперёк фарватера, между Константиновской и Александровской батареями, были затоплены семь устаревших (списанных на дрова) кораблей: фрегаты «Сизополь», «Флора», корабли «Уриил», «Три Святителя», «Силистрия», «Селафаил», «Варна».

Такое решение было вызвано необходимостью и реальным соотношением сил после Альминского сражения, когда Севастополь остался открыт для наступления союзных войск с суши. По сути, город закрывали в «кольцо» и  прорыв с моря мог стать финальным в обороне городе.

Тогда утром 9 сентября, понимая всю сложность ситуации, начальник штаба флота вице-адмирал Корнилов собрал Военный совет флота и  предложил незамедлительно атаковать флот неприятеля у мыса Лукулл. Было два исхода битвы, один маловероятный – удачная атака, другой более возможный. В случае неудачи Корнилов планировал сцепиться на абордаж и взорвать себя и часть флота союзников. Тем самым, уравняв численное превосходство на море. В реальности Черноморский флот сильно уступал как по числу, так и по оснащенности союзному. Союзники располагали 21 линейным кораблем, часть из которых была оснащена винтами, и 33 пароходами. Черноморский флот Севастопольской бухты насчитывал 14 линейных кораблей. Парусных. В ходе совещания решение, увековеченное в монументе, предложили командиры кораблей, приглашенные на совет. Поскольку, вопрос и так, и так стоял в гибели флота, его решили затопить в самой мелководной части бухты. Тем самым, преградив вход флоту союзников. В любом случае, флот был бы потерян, но при преднамеренном его затоплении, хотя бы, без человеческих жертв. Корнилов возражал, он хотел драться. Но поскольку на тот момент главнокомандующим был Меньшиков, его решение не оспаривалось. И Корнилов подчинился приказу.

Тогда, 11 сентября, на до ушли семь кораблей.

Оборона Севастополя длилась не месяц. И после осенне-зимних штормов, бушующих в бухте, первая линия из затопленных тогда фрегатов была частично разрушена. Чтобы восстановить ее, в ноябре-декабре между Константиновским равелином и останками фрегата «Сизополь» дополнительно затопили купеческое судно и корвет «Пилад». В том месте, где вход в бухту перекрывали мачты «Силистрии», добавили корабль «Гавриил».

Теперь вход в бухту закрывало 10 судов. Как вы видите, затопление было не разовым, подводную преграду по мере ее разрушения постепенно пополняли новыми остовами.

В феврале 1855 года, от Михайловского форта на Северной стороне до Николаевской батареи на Южной появилась вторая линия мачт, выступающих из воды. Это было затоплено ещё шесть судов Черноморского флота. В том числе корабли «Двенадцать апостолов», «Ростислав», «Святослав», фрегаты «Кагул», «Мессемврия», «Мидия». Всего 16 судами было образовано две защитные линии. А к 27 августа 1855 года, когда защитники оставили Южную сторону, в бухте затопили весь оставшийся флот. Огонь береговых батарей и затопленные корабли делали Севастопольскую бухту недоступной для англо-французского флота.

Корабли топили по ночам, расстреливая их из пушек.

Так как моряки с трепетом относились к своим судам, такое варварское с ними обращение не могло не породить ряд легенд. Например, рассказывают, что корабль Три Святителя никак не могли утопить, не смотря на активную пальбу. Тогда вспомнили, что на корабле осталась икона. Матросы доплыли до корабля, забрали ее и после этого линейный корабль Три Святителя затонул. Хотя, более прагматично настроенные утверждают, что виноваты инженыры (а что, инженеры всегда виноваты). Тем не менее, факт с иконой имел место быть.

В чем был смысл, уже понятно. Верхушки мачт затопленных кораблей преграждали вход в бухту англо-франко-турецким кораблям, что делало невозможным высадку десанта на территории города и позволяло вести оборону при помощи наземных орудий. Тем самым, совет командиров предотвратил героическое самоубийство русских моряков в случае, если бы наши корабли вышли на битву на море. Технических преимуществ у нас не было никаких.

Описание памятника подводникам-черноморцам

Памятник подводникам в Севастополе представляет собой бронзовую скульптуру, изображающую рубку подводной лодки с перископом, на которой в военных формовках и пилотках стоят два воина — офицер, держащий в руках бинокль и матрос-сигналист с круглым сигнальным фонарем. Они сосредоточенно смотрят вдаль, стараясь разглядеть вражеские корабли. Впереди монумента надпись золотыми буквами: “Подводникам-черноморцам”, а над ней красная пятиконечная звезда. Это сочетание напоминает знаменитую советскую морскую бескозырку.

“Прообразом рулевого-сигнальщика, с которого ваял скульптуру С.Чиж, стал уроженец Краснодара, матрос Владимир Морозов. Он прошел всю войну, выполняя работу сигналиста, а также обучился на вертикального наводчика подводной лодки, чтобы уничтожать врага в море”.

Памятник высотой около 10 м, сделан из бронзы и покрыт чеканными медными листами, окрашенными в черный цвет корабельной краской. Он стоит в бетонном бассейне глубиной 0,5 м, обложенном плиткой, на широком постаменте. Когда-то, более 20 лет назад, бассейн был наполнен водой и олицетворял водную стихию. По задумке архитекторов, подводная лодка как будто всплывает на поверхность и скользит по морской глади. Это воплощение идеи давало возможность морякам-подводникам соблюдать традиционное возложение поминальных венков на водную поверхность.

К огромному сожалению, вода в бассейн уже давно не запускается, венки к монументу из-за неудобства не возлагаются, и памятник героям-подводникам стоит в одиночестве в пустой бетонной яме. И только дождь с грустью омывает гордый постамент, оставляя у его ног маленькие лужицы.

В метре от горизонтальной плиты расположена длинная вертикальная стела, покрытая мраморной плиткой. С двух сторон на белом фоне написаны годы отечественной войны. С левой стороны надпись: “Участникам ВОВ — Бесстрашным витязям черноморских глубин”. С правой стороны более крупным шрифтом написано: “Подводные лодки Черноморского флота, сражавшиеся за честь и независимость нашей Родины” и чуть ниже списки лодок и текст Вечной Славы.

Если посмотреть на весь мемориальный комплекс впереди, охватывая памятник подводникам в Севастополе, то выкрашенная в бело-коричневые цвета задняя вертикальная стела, напоминает плывущий корабль — корабль вечной памяти севастопольским морякам-подводникам.

Памятник первым жертвам войны (22.06.1941)

Координаты: 44.609838, 33.513833

Фамилии погибших от вражеских мин 22 июня 1941 г. / Fountravel.ru

Севастополь — один из тех городов, где война началась мгновенно. В те самые 4:00 утра и даже раньше — в 3:13. Немецкие бомбардировщики взлетели с румынского аэродрома и направились к берегам Крыма с целью заминировать фарватер Севастопольской бухты. Бомбы рассчитывали спустить на парашютах. И, как только груз коснется воды, отпустить крепления. Если бы внизу оказалась твердая поверхность, сработал бы предохранитель, и бомба взорвалась. С целью не дать Советскому Союзу заполучить образец немецкой разработки.

Но за сутки ДО Севастополь был переведен в режим боевой готовности. Масштабы опасности мало кто представлял, но первую угрозу удалось отбить — фарватер не был заминирован. И все же несколько мин упали на город.

Первой трагической жертвой войны стал обычный дом на ул. Подгорной. Около 3:30 там погиб 21 человек и более 130 получили ранения.

Сегодня эта улица в тихом центре из Подгорной переименована в Нефёдова. В честь Константина Павловича Нефедова, члена городского комитета обороны, погибшего в ходе второй обороны города. А на месте дома, разрушенного в первые минуты Великой отечественной войны, установлен мемориал.

Описание достопримечательности

У самого подножья памятного сооружения возведены две белоснежные подпорные стены, на которых в самом низу установлены два мраморных льва. Их взгляд устремлен в море, внимателен и осторожен. Они словно стерегут вход в бухту.

На самом верху выгравирована дата постройки. Сбоку установлены ниши, где стоят скульптуры античных богов – мужчины и женщины. Изначально их было четыре, но на сегодняшний день осталось две. Графская пристань – это одна из визитных карточек Севастополя, поэтому она включена во все туристические путеводители.

Кроме того, что это важное культурное место, пристань известна и своими важнейшими историческими событиям, которые здесь произошли. Об этом можно узнать из множественных мемориальных досок, выполненных из белого мрамора и установленных на пилонах колоннады:

  • первая доска рассказывает о торжественной встрече местных жителей с вице-адмиралом П.С. Нахимовым 22 ноября 1853 года после Синопской победы;
  • информация на второй говорит об отбытии лейтенанта П.П. Шмидта на крейсер «Очаков» 15 ноября 1905 года для принятия командования восставшими кораблями ЧФ, а также там сказано о том, что весной 1917 года на причал были доставлены останки руководителей этого восстания, которых расстреляли на острове Березень;
  • третья табличка «В память о соотечественниках, вынужденных покинуть Родину в ноябре 1920 года», установлена она в 1995 году: примерно 150 тысяч человек покинули Россию после разгрома крымской армии генерал-лейтенанта П.Н. Врангеля;
  • четвертый мемориал сообщает о поднятии военно-морского флага после освобождения от фашистских захватчиков «9 мая 1944 года над Графской пристанью штурмующим отрядом моряков-черноморцев был водружен военно-морской флаг в знак освобождения Севастополя от фашистских захватчиков»;
  • на пятой табличке указано, что: « Здесь, ведя бой с противником, 12 ноября 1941 года погиб крейсер «Червона Украина»».

Памятник Казарскому

Координаты: 44.615901, 33.524123

Памятник подвигу брига «Меркурий» / Фото: Юлия Крымова

Один из первых памятников, появившихся в Севастополе, — Александру Ивановичу Казарскому. Он не был адмиралом, но командовал 18-пушечным бригом «Меркурий». И в ходе Русско-Турецкой войны 14 мая 1829 г. совершил невозможное: победил в неравном бою с двумя турецкими кораблями. Инициатором создания памятника в 1834 г. был адмирал Лазарев, командующий Черноморским флотом. А работа над проектом была поручена художнику и архитектору А. П. Брюллову.

Памятник Казарскому можно увидеть на Центральном городском Севастополя (панорама). Он является доминантой Матросского бульвара, открытого после реконструкции в 2020 г. Помимо памятника, там интересен бывший советский кинотеатр под открытым небом, новые скульптуры и фонтаны.

Также на одном из заводов Севастополя в скором времени построят реплику исторического судна «Меркурий» начала XIX в. (источник rg.ru).

Туристам на заметку

Здесь нужно побывать и вживую увидеть монументальные колонны Графской пристани,  величественных львов и красивую лестницу, ведущую прямо к морю.

На сегодняшний день это не только главные морские ворота, но и главная пристань, где проводят все торжества и с которой принимается ежегодный Парад Победы.

Прогуливаясь тут, можно увидеть пришвартованные катера, ялики и катамараны – они проводят платные обзорные экскурсии по бухте и рассказывают о боевых кораблях Черноморского флота. Морская прогулка длится около 40 минут. Ее стоимость зависит от размера судна, чем больше, тем дороже, но обычно цена составляет 800-1200 рублей.

Памятник адмиралу Ушакову

Координаты: 44.600278, 33.523818

Монумент Фёдору Фёдоровичу Ушакову установлен на Историческом бульваре в Севастополе. Недалеко от площади Ушакова (там находится Матросский клуб с курантами и смотровая площадка). Он не так известен, как другие памятники Севастополя («Штык и парус», «Солдат и матрос» и даже новенькая «Девочка-Россия»). Но Ушаков — один из четырех адмиралов, похороненных в усыпальнице Владимирского собора. Поэтому отдать дань человеку, тесно связанному с историей города, однозначно стоит.

Единственная загвоздка: реконструкция Исторического бульвара. Лестница, ведущая к Панораме, разрушена. Расторгнут очередной контракт с застройщиком (на некоторых причастных заведены уголовные дела), и конца и края не видно. Так что увидеть памятник адмиралу Ушакову будет проще чуть позже.

Лента новостей

Прокуратура обеспокоена уровнем готовности Севастополя к отопительному сезону

Огромная пыльная буря накрыла несколько городов. Видео

В ПФР рассказали, как получить единовременную выплату из пенсионных накоплений

Киев готовится вернуть Крым для отвода глаз украинцев

Севастопольские собаки сами решали: нападать или преследовать

Учёные придумали вакцинный пластырь, который в 50 раз эффективнее укола

Украина и Турция подписали меморандум о строительстве центра обслуживания БПЛА Bayraktar

МВД подтвердило планы депортировать нелегализовавшихся мигрантов после 30 сентября

Крым накроет норд-ост

Как спасти лес и горы Севастополя от человека, ищущего туалет

Общественный транспорт Севастополя получил первый частный электробус

Какие продукты помогут бросить курить

ЮБК застраивают шестиметровыми заборами

СевСети #1328. Тряпичный ремонт по-севастопольски и поселковые приключения

Крымский туризм отработал год за два

Как добраться

Объект расположился в самом сердце Севастополя, поэтому транспортных проблем у туристов не возникает. Местные жители предпочитают ездить на лайнах (так они называют маршрутки), курсирующих между Приморским бульваром и самыми отдаленными районами Севастополя. Стоимость поездки на маршрутном такси колеблется в пределах 10-13 рублей. Лучше всего использовать маршрутки № 110, 109, 12, 16 и 120. Также вы можете сесть на один из троллейбусов — в нужную сторону ходят номера 3, 7, 5, 12, 9 и 13.

Добираться на собственном автомобиле достаточно легко — ключевые магистрали сходятся у площади Нахимова. Припарковаться можно в Артиллерийской бухте — там имеется бесплатная стоянка. Дальше — к бульвару. Идти придется недолго, а героический монумент сразу бросается в глаза.

История памятника

Воздвигнут в память о кораблях, принесенных в жертву, чтобы прикрыть Севастополь от вражеских атак с моря.

В нескольких метрах от набережной Приморского бульвара, на трехметровом утесе, сложенном из грубо обработанных гранитных глыб, возвышается стройная коринфская колонна. Её венчает бронзовый орел, распростерший крылья. Склонив голову, он держит в лавровый венок. Надпись на пьедестале гласит: «В память кораблей, затопленных в 1854-1855 гг. для заграждения входа на рейд». Общая высота памятника — 16,66 м. Против памятника, на стене набережной Приморского бульвара, укреплены якоря с затопленных кораблей.

Сооруженный в 1905 г. в связи с 50-летием первой героической обороны, памятник посвящен одному из скорбных и героических эпизодов этой эпопеи.

После высадки в сентябре 1854 г. англо-франко-турецкой армии и поражения русских войск на реке Альме положение Севастополя стало очень тяжелым. Опасаясь прорыва вражеского флота на рейд, атаки с моря, русское командование приняло решение затопить на входном фарватере часть устаревших парусных судов. Огонь береговых батарей и затопленные корабли делали Северную бухту недоступной для вражеского флота.

У семи буйков, обозначивших места последних стоянок, бросила якоря ветераны флота: линейные корабли «Силистрия», «Уриил», «Селафаил», «Три Святителя» и «Варна». Ближе к берегам — один к северному, другой к южному — стали фрегаты «Сизополь» и «Флора». Корабли выстроились почти строго с севера на юг, между Константиновской и Александровской батареями.

Оснастку, которая могла пригодиться, тяжелые корабельные орудии, пороховой запас сняли с кораблей и доставили па берег. Поздней ночью 11 сентября 1854 г. суда были затоплены.
В приказе В.А. Корнилова по флоту от 11 сентября 1854 г. говорилось: «…Грустно уничтожить свой труд: много было употреблено нами усилий, чтобы держать корабли, обреченные жертве, в завидном свету порядке, но надобно покориться необходимости. Москва горела, а Русь от этого не погибла…»
Команды затопленных кораблей, сойдя на берег, пополнили ряды защитников севастопольских бастионов. Высокая флотская дисциплина, воинское мастерство, отвага и мужество служили примером для всех участников обороны. Осадная зима выдалась суровой. Жестокие штормы разрушили преграду из затопленных судов, поэтому в феврале 1855 г. еще шесть старых судов — линейные корабли «Двенадцать апостолов», «Святослав», «Ростислав», фрегаты «Кагул», «Мидия» и «Месемврия» — были пущены на дно бухты между Николаевской и Михайловской батареями (восточнее затопленных ранее). Оставшиеся корабли использовались для артиллерийской поддержки сухопутных войск, некоторые служили госпиталями.
В августе 1855 г., когда русские войска по специально наведенному понтонному мосту перешли через бухту с Южной стороны на Северную, на севастопольском рейде были затоплены остальные корабли Черноморского флота…

Описание памятника адмиралу Нахимову

Монументальный комплекс состоит из четырех частей, каждая из которых выполняет свою роль в общей композиции:

  • Ступенчатое основание, сохранившееся с времен первой установки
  • Постамент со скульптурными выпуклыми рельефами (горельеф)
  • Укороченный пирамидальный пьедестал
  • Статуя адмирала Нахимова

Ступенчатое основание позволяет близко подойти ко всем четырем сторонам памятника, разглядеть надписи и горельефы

Невозможно не обратить внимание на вмятины, сколы и углубления, рассыпанные по всем ступеням. Это следы от взрывов и пуль, оставленные на память за всю историю войн Севастополя

В каждом углу основания лежат якоря с цепями, которые с первой минуты раскрывают суть героя — солдата морских стихий.

Следующая часть комплекса — это постамент, на котором с трех сторон изображены стоп-кадры из жизни адмирала, выраженные выпуклыми рельефами:

  • Сражение с турками под Синопом
  • Нахимов на корабле беседует с матросами
  • Эпизод событий на 4-ом бастионе

От постамента ввысь поднимается пьедестал, выполненный в виде укороченной пирамиды. С лицевой стороны крупная гравировка: “Адмиралу Павлу Степановичу Нахимову”. Под надписью — преклоненный флаг и свиток, повествующий знаменитую фразу флотоводца перед битвой с неприятелем. С противоположной стороны пьедестала расположен лавровый венец с печальным эпиграфом о дне смерти героя на Малаховом кургане.

После второго рождения, памятник адмиралу Нахимову развернули, и сейчас его взгляд устремлен на Севастополь. Как будто спустившись с корабля на Графской пристани он устремился на защиту города, которому отдал свою жизнь, и на секунду остановился, осматривая его… Сегодня это не просто историческая достопримечательность Крымского порта. Это вечная память для потомков о прекрасном человеке, который навсегда остался хранителем Севастополя, пожелав об этом еще при жизни словами: “Ни живым, ни мертвым не выйду отсюда”.

История памятника затопленным кораблям

Открытие монумента состоялось в 1905 году. Его установили в честь 50-летней годовщины Первой обороны Севастополя.События, в честь которых поставили памятник, разворачивались во время Крымской войны. В те дни (середина XIX века) бои шли на нескольких морях, в том числе на Белом, Баренцевом и побережье Камчатки. Однако именно в Крыму сражения стали самыми жестокими, а противостояние самым продолжительным.

Российской империи пришлось вступить в противостояние с армией коалиции, состоявшей из британских и французских войск. На стороне союзников сражались также королевство Сардиния и Османская империя.

В сентябре 1854 года флот врагов грозил подойти вплотную к берегам крымского города. Тогда командир российского корабля «Селафаил» капитан А.А. Зарин озвучил идею — затопить перед входом в бухту часть устаревших судов. Первым он предложил пустить на дно свой корабль.

Через два дня потопили семь единиц флота. Всего же за годы Крымской войны на дно легло около двух десятков русских кораблей. Их мачты, выступавшие над волнами, не пускали врагов в бухту. Экипажи при этом, с пушками и снаряжением, сошли на берег и героически сражаться на бастионах и редутах города.

Затопление кораблей

Монумент сооружён в 1905 г. к 50-летию Первой обороны Севастополя во время Крымской войны, во время которой были затоплены русские парусные корабли, «чтобы заградить вход неприятельским судам на рейд и тем самым спасти Севастополь» (П. С. Нахимов). 11 сентября 1854 года поперёк фарватера, между Константиновской и Александровской батареями, были затоплены семь устаревших кораблей: фрегаты «Сизополь», «Флора», корабли «Уриил», «Три Святителя», «Силистрия», «Селафаил», «Варна». После осенне-зимних штормов, вследствие частичного разрушения этой преграды, в ноябре — декабре дополнительно были затоплены корабль «Гавриил», купеческое судно и корвет «Пилад». В феврале 1855 года, от Михайловского форта на Северной стороне до Николаевской батареи — на Южной появилась вторая линия мачт, выступающих из воды — было затоплено ещё шесть судов: корабли «Двенадцать апостолов», «Ростислав», «Святослав», фрегаты «Кагул», «Месемврия», «Мидия». 27 августа 1855 года, когда защитники оставили Южную сторону, в бухте затопили и остальной флот, и лишь остались на воде виднеться их верхушки мачт. Огонь береговых батарей и затопленные корабли делали Севастопольскую бухту недоступной для англо-французского флота. И почти 6 месяцев, до самого перемирия (17.02.1856), неприятельские армии не могли продолжить наступление. Потому что фарватер заградили мачты кораблей, а Северную сторону — новые бастионы .

После Октябрьской революции

Несмотря на то, что после прихода к власти большевиков по всей стране уничтожались и переделывались памятники в виде герба России — двуглавого орла, — памятник в Севастополе эта судьба обошла, хотя предложения переделать и этот памятник тоже были: «Около набережной Приморского бульвара, — выражал возмущение один из тогдашних борцов с „пережитками прошлого“, — стоит колонна памяти погибшим морякам. Над орлом возвышается царская корона, оскорбляя память погибших. Предлагаю вместо короны поставить звезду с электроосвещением». Однако императорская корона с Андреевской лентой весь советский период оказалась не тронута, а в 1969 году памятник появился даже на советском гербе Севастополя. Единственная утрата — это крест над короной, вероятно, сбитый в первые послереволюционные годы. При реставрации памятника в 2003 году крест над короной был восстановлен.

Во время сильного землетрясения 1927 года монумент не пострадал.

Памятник уцелел во время Великой Отечественной Войны при бомбардировках, во время оккупации Севастополя немецкими войсками и при освобождении города. В 2009 году памятник включён в Государственный реестр памятников Украины. В 2015 году Правительство Российской Федерации издало распоряжение об отнесении памятника к объектам культурного наследия федерального значения.

Выдержал революцию, войну и землетрясение

После революции 1917 года по стране прошла волна смены памятников, напоминающих об императорском прошлом. Однако бронзового двуглавого орла, всматривающегося в морскую даль с колонны, никто не тронул. Впрочем, как-то раз прозвучало предложение вместо короны водрузить над головой у птицы пятиконечную звезду.

Памятное сооружение  устояло во время землетрясений 1927 года в Крыму, не получило повреждений и в годы Великой Отечественной войны, хотя сам город был практически разрушен.

Как доехать (добраться) до памятника Затопленным кораблям

Добраться до достопримечательности не составит труда, как на автобусе, так и на маршрутном такси или троллейбусе. Не говоря уже о собственном автомобиле. Если поедете автобусом или «маршруткой», садитесь на 12, 16 или 117 номер. Троллейбусом – 5, 12 или 13. В обоих случаях выходите на остановке «Площадь адмирала Нахимова». Две – три минуты и вы у цели.

Автотуристы ориентируются на карту. Точные координаты и карта находятся внизу поста, под фото. Многие путешественники отправляются сюда пешком, чтобы по дороге осмотреть и другие значимые места знаменитого города-героя Крымского полуострова.

Жилье в Севастополе (посуточно)Аренда авто в Крыму

Признания противника

– одно из самых ценных свидетельств. Немецкие генералы и фортификаторы неоднократно признавали, что «форт Максим Горький» (под таким названием в немецких документах фигурирует севастопольская береговая батарея №30) являлся подлинным шедевром инженерного искусства» и что именно «форт Максим Горький» «в силу своих исключительных качеств смог отсрочить падение Севастополя более чем на полгода». Против «тридцатки» немецкое командование стянуло со всей Европы самые мощные орудия. На стенах погибшей в неравном бою батареи вражеские солдаты написали «… самая сильная крепость мира».

Героическая страница Крымской войны

В 1853 году началась война между Российской империей и коалицией в составе Британии, Франции, Османской империи и Италии. Острая борьба велась в Крыму. Великобритания, считавшая русский флот на Черном море угрозой для Европы, стремилась вытеснить Россию с черноморского побережья и захватить ее главную базу – Севастополь.

Превосходство противника

В сентябре 1854 года в неравном бою на реке Альма русские проиграли сражение, над Севастополем нависла угроза: неприятель рвался на внутренний рейд города.

В начале 1855 года англо-французские войска захватили последний форпост в обороне города – Малахов курган. Профессиональная армия союзников превосходила по мощи русское войско, набранное из крепостных.

Старые деревянные русские парусники времен Петра I не могли даже подойти к вражеским кораблям с железной броней и мощным дальнобойным вооружением. Севастопольские моряки, оставленные без поддержки армии, во главе с адмиралами Корниловым и Нахимовым готовились оборонять город собственными силами и не допустить противника на внутренний севастопольский рейд.

Трудное решение

Начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал Корнилов призывал атаковать противника в открытом море и при необходимости умереть со славой, взорвав себя вместе с неприятельской армадой.

Командир линейного корабля Зорин предложил преградить путь вражеским судам, опустив на дно поперек фарватера старые парусные корабли. Тяжелые орудия, снятые с судов, отправили для укрепления береговых редутов, а моряки сошли на берег для защиты Севастополя на бастионах.

Решение далось с трудом: судовые плотники под слезы высаженных на берег команд рубили днища 7 кораблей топорами и взрывали их, чтобы судна ушли на дно. Ценой гибели кораблей моряки решили спасти город.

Подвиг моряков

Началась атака, но противник не зашёл в бухту: мачты затонувших фрегатов пробивали дно стальных атакующих кораблей, а огонь с берега не позволял им повернуть обратно.

Разозленные неудачей, капитаны вызвали из Англии водолазов, чтобы взорвать корабли под водой. Попытка саботажа не удалась: разразившийся шторм потопил судно с командой водолазов под Балаклавой.

Морская атака союзных войск закончилась неудачей, неприятельский флот лишился опасного преимущества: даже оказавшись на дне, флотилия продолжала сражаться.

Корабли, легшие на вечную стоянку, разрушили штормы, поэтом в феврале 1855 года на дно Севастопольской бухты ушли еще 8 судов – так появилась вторая линия затопления.

Военная смекалка моряков сохранила город, союзники не добились капитуляции Севастополя, который защитники героически обороняли 349 дней. Эта победа, пусть не во всей войне, привела к мирному соглашению, подписанному 8 марта 1856 года.

Чем монумент заинтересует туристов

Можно восхититься богатой историей города, в память о событиях которой и установлена эта величественная стела. Можно задуматься о войне и героизме людей, о пытливом уме военных тактиков и о мужестве, которое потребовалось для принятия такого волевого решения.

Кто-то с удовольствием насладится строгими и величественными формами памятника, а некоторые найдут удовольствие в том, как стела органично вписывается в панораму приморского города, украшает ее и придает значимость и колорит.

В любом случае ответ на этот вопрос зависит только от самих туристов, каждый человек заинтересуется чем-то своим.

История создания

Севастополь – важный стратегический морской пункт на Черном море. Не удивительно, что история города насчитывает множество трагических событий, связанных с военными действиями. Одному из таких и посвящен памятник Затопленным кораблям.

В Крымскую войну, когда английский, французский и турецкий флот подступали к берегам Севастополя, князь Александр Меншиков распорядился затопить часть суден прямо у входа в Севастопольскую бухту. Для этого использовались самые старые корабли флота.

Несмотря на то, что мнения относительно того, кто принял судьбоносное решение о затоплении расходятся, факт остается фактом: это был поистине гениальный выход из сложившейся тяжелейшей ситуации.


Рисунок 1. Монумент отображает богатое историческое прошлое города

План был гениальным в своей простоте. Часть парусных судов Черноморского флота усаживают на дно бухты так, чтобы их мачты торчали из-под воды. Вражеские суда, заходя в нее, будут попадать на эти мачты. В результате днища будут пробиты, а береговые батареи смогут расстрелять противника (рисунок 1).

Попытки вражеской армии захватить Севастополь окончились одной из самых ярких и трагичных страниц истории города – первой обороной Севастополя, которая длилась 349 дней. На рейде города собралось около 350 вражеских кораблей, а противник неоднократно пытался высадить морской десант. В ходе ожесточенных боев за город погибло два талантливых военачальника: Корнилов и Нахимов, но Севастополь удалось отстоять, а его героическая оборона закончилась подписанием Мирного договора спустя 11 месяцев после начала военных действий.