Оглавление
Краткая характеристика и содержание Правды
Дата создания такого закона – 1016 год. К сожалению, в первоначальном виде он не дошел до наших дней. Но сохранились более поздние списки документа.
Новый закон полностью отменял существующую до этого негласную традицию смертельного поединка. Решение споров методом острого меча (у кого острее, тот и прав) стало неприемлемым для правового культурного государства.
Существуют три основных редакции закона:
- Краткая – это самый древний вариант документа.
- Пространная – более расширенная и более поздняя версия.
- Сокращенная – самый поздний вариант, который совмещал в себе основные положения и выдержки из Краткой и Пространной.
Краткая Правда
Этот древний документ состоит из 2 частей:
- Правда Ярослава: содержит 10 прописных нормативных текстов, написал которые сам лично Ярослав Владимирович.
- Правда Ярославичей: документ, дополненный сыновьями великого князя.
Самый древний документ этого закона, который дошел до наших дней, датируется 1280 годом. Это самая древняя копия свода законодательной базы Киевской Руси. Впервые такую книгу исследовал и напечатал историк Татищев Василий Никитич. Текст этого документа посвящен в основном кровной мести, убийствам и ответственности за них, а также штрафам, порядкам их изымания и уплаты. Отдельные статьи в своде посвящались также охранным мероприятиям частной собственности и защите всех слоев населения.
Документ состоит из двух частей
Пространная Правда
Это второе переиздание первоисточника. Документ состоит также из двух частей:
- Устав князя Ярослава Мудрого.
- Устав князя Владимира Мономаха.
Эти уставы входили и в Краткую версию закона. Но в этом издании они претерпели видоизменения и разнообразные дополнения. Датируется устав 12 веком. Состоит документ из 121 статьи. В этих статьях четко прописывается разделение населения на социальные слои, обязанности и преимущества владельцев земельных участков, права и обязанности холопов, наследственное право на собственность и т. д.
Школы при Ярославе Мудром
Сокращенная Правда
Это самый поздний документ, который датируется 15 веком. В основе устава лежат Краткая и Пространная Правда. Создавался этот вариант свода в Московском княжестве, а прописан был в Великой Перми. Документ включает в себя 50 статей.
Это уже более усовершенствованный документ, который уже содержит много тонкостей и нюансов. Так, в нем уже четко прописываются различия между убийствами: умышленным (кровавая расправа «в разбое») и неумышленным. Нанесенный ущерб также уже различается по степени: тяжкий и слабый. Мера наказания уже также полностью зависит от тяжкости преступления. Под наказанием подразумевалась в основном система штрафов, или изгнание виновного из семьи. Понятие «кровная месть» было заменено на штрафные санкции.
В определении наказания все еще огромную роль играл социальный статус. Так, холопы наказывались намного жестче, чем приближенные князя.
Краткое содержание и главные положения
Принятие Русской правды стало своеобразным признанием величайшего благоразумия князя Ярослава Мудрого. До времен его правления никто не сделал столь существенного вклада в развитие законодательной базы Киевской Руси. На положениях первого письменного сборника законов стали базироваться все законы, принимаемые впоследствии.
Историкам не удалось в точности воссоздать свод законов Русской правды в первоначальном виде, так как до наших дней документ не сохранился. Но записи, сделанные в более поздних источниках, принимаются как варианты древнего кодекса. Книга Ярослава Владимировича состояла из нескольких глав законодательных норм:
- административных;
- процессуальных;
- правовых;
- уголовных;
- семейных;
- гражданских.
После принятия документа стал недопустимым принцип разбирательств с врагом «у кого острее меч, тот и берет верх».
Краткая книга была сборником из двух частей. Первые 10 норм называются Правдой Ярослава, а последующие — Правдой Ярославичей (сыновей великого князя). Основные статьи здесь посвящены вопросам кровной мести, наказанию за совершение убийств и регулированию штрафов. По поводу того, в каком году вышел сборник, до сих пор существует много споров. Однозначно установлено, что он был издан в X—XI вв. , а первый экземпляр, попавший в руки современных историков, датирован 1280 годом. Более древней копии найдено не было.
Пространная Правда представляет собой обновленное изложение и дополнение древнего источника. Она состоит из Устава Ярослава и Устава Владимира Мономаха. Эти статьи были кардинально изменены с момента первого издания. Книга датируется XII веком и содержит 121 статью. Отличием от первоначальной версии стало добавление пунктов:
- о разделении общества на социальные слои;
- о привилегиях землевладельцев;
- об общих положениях холопов;
- о наследственном праве собственности.
https://youtube.com/watch?v=5v_BGzXfQ5c
Причины принятия «Русской Правды»
До принятия системы законов все древнерусское судопроизводство основывалось на языческих традициях ,обычаях( «око за око, зуб за зуб») и житейской морали. Было принято вершить суд самостоятельно. Принятие христианства в 988 году Владимиром Великим стало одним из факторов появление единых законов. Ведь языческие представления о справедливости и наказании претерпевали изменений на христианские догмы. Еще одной причиной появления «Русской правды» считается рост авторитета Киевской Руси среди других государств. Равняясь на государственные устои европейских держав , систематизация документов и формирование законодательной системы на Руси становились необходимыми. Система законов также способствовала усилению и централизации княжеской власти. Создание письменных законов в любом государстве — это большой шаг вперед к установлению общественного порядка. К единому мнению о месте появления свода законов ученые не пришли до сих пор. Более вероятно, что это были крупные города государственной значимости : Киев или Новгород. Первозданный вид этого документа не сохранился до наших дней. Самой поздней копией считается документ 1280 года.
Это интересно: Призвание варягов на Русь — рассмотрим по порядку
Категории граждан
Как известно, в Древней Руси существовало рабство. Это было главным различием между людьми. Они разделялась на свободных и несвободных. Уже после этого народ разделялся на подкатегории.
Привилегированная категория граждан |
Свободные люди |
Несвободные люди |
Князь – глава государства, стоял над законом |
Младшая дружина – непосредственно воины. В отличие от старшей дружины в управлении государством не участвовали. Некоторые дружинники состояли на службе в охране царя или бояр. Также в задачу младшей дружины входил сбор налогов и штрафов и поручения, связанные с судебным процессом |
Рядовичи. Люди, становившиеся зависимыми на определенный промежуток времени. Это практиковалось для отработки долга. Если свободный человек ввиду своего материального положения не возвращал долг, он поступал на службу к землевладельцу по «ряду», т. е. договору, и работал на человека, которому задолжал в качестве несвободного. Когда долг был отработан, рядович снова становился свободным |
Бояре или старшая дружина. Представляли собой вооруженную силу древнего государства. Состояли на службе у князя. Отвечали за работу судебной власти. Также бояре являлись советниками князя |
Купчина. Так называли людей, занимавшихся торговлей |
Закупы – люди, которые тоже считались зависимыми до полной выплаты долга. Но «купу», т. е. долг, они брали у царя или бояр и зависимыми считались автоматически, без заключения договора |
Конюхи, тиуны, огнищане. Состояли на службе у царя или у бояр. Являлись высокопоставленными слугами. |
Словене – простые свободные жители города |
Смерды. Изначально были свободными, но потом стали закрепощенными |
Холопы – рабы |
||
Княжеские кормильцы, старосты городов и сел. Тоже являлись зависимыми людьми, но, в отличие от других зависимых, находились на привилегированном положении |
Кратко: Русская правда — памятник русского права
«Русская правда» является первым славянским нормативно-правовым документом государства Киевская Русь, объединивший в себе большинство существующих на тот исторический момент указов и законов. Данный свод не только сформировал определённое подобие общей нормативно-законодательной системы, но и стал важным литературным памятником славянской культуры, ведь сам документ представляет блестящий образец письменной культуры одного из самых ранних этапов становления государства.
Русская правда содержит в себе номы процессуального, торгового, наследственного и уголовного законодательства, являясь основным источником экономических, социальных и правовых отношений Древней Руси.
Появление данного свода историки связывают с именем великого киевского князя Ярослава Мудрого. На сегодняшний день, к сожалению, нет оригинала документа, и учёным приходится довольствоваться более поздними копиями. При этом, большинство из них утверждают, что «Русская правда» была создана именно в период правления Ярослава Мудрого и при его непосредственном участии.
«Русская правда» представлена в пространном и кратком вариантах. В последний входят такие документы:
- Урок мостникам;
- Покон вирный;
- Правда Ярославичей;
- Правда Ярослава.
Краткое содержание «Русской правды»
Краткая редакция содержит сорок три статьи, описывая обновлённые традиции развивающегося государства и сохраняя некоторые былые обычаи (к примеру, кровная месть). Вторая часть описывает некоторые типы нарушений и правила взимания штрафов. И в первой и во второй части правосудие строится на так называемом сословном понятии. То есть, тяжесть совершённого преступления фактически зависит от сословия человека его совершившего.
Пространный вариант «Русской правды» содержит устав Мономаха и устав Ярослава Владимировича, включая более ста двадцати статей. Данная версия документа в основном использовалась в церковном и гражданском суде для определения наказаний и регулировки определённой группы товарно-денежных отношений.
Рассматриваемый документ являлся первым нормативно-правовым сборником указов и имел огромное значение для государства. Разрозненные указы, законы, которые были приняты в различных областях не могли обеспечить необходимого правового сопровождения судопроизводства и общественной жизни. Однако, именно «Русская правда» смогла исправить полностью данный недостаток, выполняя роль единого судебника и закрепив сословное деление государства.
«Русская правда» |
Право на имущество |
Принципы наследия |
Наказания за нарушения межи |
Порядок возмещения долгов |
Денежная система |
Мостовая повинность |
Возмещение за увечье и убийство |
Сословное деление: «княжие люди», «люди», «холопы». |
Тест по теме: «Русская правда — памятник русского права»Лимит времени: из 4 заданий окончено Вопросы:
ИнформацияТест по теме: «Русская правда — памятник русского права» Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова. Тест загружается… Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест. Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот: Правильных ответов: из 4 Ваше время: Время вышло Вы набрали из баллов ()
|
Обзор содержания
Ярослав Мудрый и его наследники собрали в общем сборнике имевшиеся на тот момент устные и письменные правовые нормы регулирования жизни граждан молодой Киевской Руси.
Виды нарушений закона |
Методы урегулирования |
---|---|
Совершение убийства |
Наказание было различным. Судьи при определении меры наказания должны были руководствоваться не соображениями о тяжести совершенного преступления, а брать за основу принадлежность убийцы и убитого к определённому сословию. Тот, кто по происхождению своему относился к знати, получал более мягкое наказание. Если жертва являлась знатным человеком, преступник был обязан уплатить в казну 80 гривен. Если это был простой свободный человек – 40 гривен. За убийство женщины полагался штраф (вира) в 20 гривен. Лишение жизни холопа каралось вирой в 6 гривен. |
Побои |
Существовала классификация побоев, за те, что признавались сильными (с подтверждёнными синяками и увечьями), полагалась вира в 3 гривны, плюс оплата лечения пострадавшего. Альтернативой была кровная месть (это понятие было ещё не полностью изжито). |
Кража |
Кража, совершённая свободным человеком, каралась штрафом в пользу князя. Часть денег преступник отдавал пострадавшему. Если кражу совершал холоп (который не обладал имущественными правами), штраф за него платил феодал. Мера наказания холопа определялась его хозяином, причём она могла быть абсолютно любой, вплоть до убийства – закон ничем не ограничивал господина. |
Поджог двора и гумна – основного имущества, без которого человек превращался в нищего |
Мера наказания – «поток и разграбление», что означало физическое уничтожение преступника и полное разорение его семьи. |
В «Русской Правде» уделялось большое внимание преступлениям против имущества, против личных прав. Впервые были разделены умышленное убийство и убийство в процессе ссоры, за них предусматривались разные наказания
Особо тщательно охранялось имущество князя.
Редакции и разделы
Историкам известны 3 редакции «Правды»:
- краткая;
- пространная;
- сокращённая.
Краткая состоит из 43 статей. В неё входят:
- определение порядка сборщиков штрафов («покон вирный»);
- «Правда Ярослава»;
- «Правда Ярославичей»;
- правила регулирования оплаты труда мостников (строителей мостов).
Пространная редакция содержала 121 статью. Она появилась несколько позже. В неё вошли, помимо того, что было в первой части, уставы Ярослава Владимировича и Владимира Мономаха.
В документе устанавливались нормы и принципы возмещения за нанесённый государству или частным лицам ущерб.
Рассматривались все аспекты:
- уголовные преступления – увечья и убийства;
- крупные кражи;
- мелкие хищения;
- имущественные споры
- и многое другое.
Сборник законодательных актов был призван облегчить процесс судопроизводства, искоренить самосуд и кровную месть – пережитки языческого прошлого. Кроме того, вводились единые законы для всей территории Руси. Княжества рассматривались в контексте единого государственного образования.
Сокращённую версию выпустили в XIV веке. Она представляла собой новую редакцию Пространной Правды, из которой были убраны некоторые устаревшие нормы.
Значение «Русской правды»
Существовавшие в разных землях Руси законы и указы не могли обеспечить равномерного урегулирования общественного порядка. Благодаря «Русской правде» этот недостаток был исправлен. Единые, писанные законы предоставили возможность формирования единой правовой и судебной системы. Теперь суды имели постоянную основу для своей деятельности, что существенно изменило порядок назначения наказания. «Русская правда» — это важный источник, дающий представления о правовой, социальной и экономической сферах жизни общества Киевской Руси, о формировании феодальной системы. Является значимым памятником культуры и письменности Киевской Руси на ее начальном пути развития. Все последующие правовые и судебные документы формировались на основе этого сборника правовых норм. «Русская правда» имела огромное значение на этапе формирования государственности Древнерусского государства и ее дальнейшем развитии.
Сословная иерархия в «Русской Правде»
В «Русской Правде» прописана вся сословная структура древнерусского общества. В Киевской Руси того периода ещё не дошло до феодализма западноевропейского типа: господствующим классом была не общинно-родовая знать, а дружинно-силовая корпорация во главе с князем.
Поэтому «знатными людьми» именовались не потомственные дворяне (не было ещё такого класса), а старшие дружинники. Кроме того, в привилегированном положении находились княжеские слуги (управляющие, наместники, сборщики дани) – тиуны и огнищане. А также – старший конюх князя: его тоже причисляли тогда к знати.
Дружинники и ремесленник-кузнец.
Младшие (рядовые) дружинники назывались гридями и отроками. Сборщики штрафов в казну – мечниками. Обеспечивающие княжеский суд – ябетниками. Наряду с обычными купцами, были также и купчины – дружинники, занимавшиеся торговлей.
Кроме свободных крестьян и ремесленников, на Руси было немало и зависимого населения.
Первая стадия зависимости – это рядович: батрак, поступивший к кому-либо на службу и ставший от него на определённое время зависимым, согласно договору («ряду»). Или закуп: человек, взявший в долг и считающийся холопом своего кредитора до тех пор, пока не отработает этот долг.
Смердом назывался государственный крестьянин – который жил и работал на княжеской земле, отдавая большую часть плодов своего труда князю. Холопом назывался раб. Наряду с выкупным холопством (с возможностью выкупа на свободу), существовало также обельное. Обель обрекался на пожизненное рабство.
Значение «Русской Правды»
«Русская Правда» — один из важнейших источников сведений о жизни Древней Руси на самом раннем периоде ее развития. Представленные законодательные нормы позволяют составить достаточно полное представление о традициях и укладе жизни всех слоев населения русской земли. Кроме того, «Русская Правда» стала одним из самых первых нормативно-правовых документов, который использовался в качестве основного общегосударственного судебника.
Создание «Русской Правды» заложило основы будущей нормативно-правовой системы, и при создании новых судебников в дальнейшем (в частности, создание Судебника 1497 г.) она всегда оставалась основным источником, который брался законотворцами за основу не только как документ, содержащий все акты и законы, но также как образец единого правового документа. «Русская Правда» впервые официально закрепила сословные отношения на Руси.
Особые условия закона
Русская правда Ярослава Мудрого определяла и возможность изменения статуса человека, т.е. как холоп мог стать свободным. Для этого ему требовалось уплатить своему хозяину сумму, равную не полученному последним доходу, то есть тому доходу, который барин могу получить от работы своего холопа.
В целом первый письменный свод законов регулировал практически все сферы жизни того времени. Так, в нем подробным образом описывалось: ответственность рабов за сохранность имущества своих господ; долговые обязательства; порядок и очередность наследования имущества и прочее. Судьей практически во всех делах был сам князь, а местом суда была княжеская площадь. Доказать невиновность было достаточно трудно, поскольку для этого применялся специальный обряд, в ходе которого обвиняемый брал в руку раскаленный кусок железа. После руку ему забинтовывали и через три дня прилюдно снимали бинты. Если ожогов не было – невиновность доказана.
Русская правда Ярослава Мудрого — это первый письменный свод законов, который упорядочил жизнь Киевской Руси. После смерти Ярослава его потомки дополняли этот документ новыми статьями, тем самым образовав Правду Ярославичей. Сей документ регулировал отношения внутри государства довольно долго, вплоть до периода раздробленности Руси.
Основные положения
Различают 3 вида изложения «Русской правды»: краткое, пространное и сокращенное. Краткий вариант основан на «Правде Ярослава» и на « Правде Ярославичей». Включает в себя статьи , раскрывающие основы государственного строя, частной собственности, а также поясняющие вопросы кровной мести, наказаний за содеянное и порядок взимания штрафов . Пространная правда включала в себя уставы Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха со всевозможными дополнениями . в статьях отражались привилегии феодалов над другими социальными слоями ,положения холопов ,а также вопросы относительно наследства и прав собственности. Сокращенная правда создана на основе пространной и краткой правды. Датируется XV веком. В ней было установлено, что мера наказания напрямую зависит от тяжести нанесенного ущерба. Убийства стали разделять на умышленные и неумышленные. По «Русской правде» определялся порядок ведения судебных разбирательств: выбор места, времени и состав суда. В суде особым уважением пользовались свидетели. Ярослав Мудрый установил законы для жизни государства и наказания за отказ им следовать. Отмена «кровной мести», держать ответ за преступления по закону — все это имело благоприятное влияние на развитие древнерусского общества. Однако и в этих законах социальный статус играл не последнюю роль. Наказание бесправных, несвободных холопов и челяди существенно отличалось от наказания княжеских приближенных по одному и тому же делу. Поэтому не редко «Русскую правду» считают основой феодального права.
Закон Русский
С именем первых русских князей связывается и так называемый «Закон Русский». Именно эти слова встречаются в договорах Руси с Византией, заключённых в результате военных походов X века. «…Да вдаст литр 5 серебра по закону Русскому,» — так в документе 944 года устанавливается ответственность за причинение телесных повреждений. На этот «закон» Олег и Игорь ссылались чаще всего при определении наказаний за имущественные и уголовные преступления.
Современные исследователи пришли к выводу, что «Закон Русский» — ни что иное, как не зафиксированный документально сборник правил. Однако его источник — вопрос дискуссионный и по сей день. Советский исследователь М. Б. Свердлов в качестве источника этого свода правил указывал правовые нормы, принятые у славянских племён Среднего Поднепровья, позаимствованные позднее киевскими князьями.
В современной исторической науке звучат другие версии происхождения «Закона Русского». Московский историк С. Никольский утверждает, что правовые нормы, которыми руководствовались русские князья при подписании договоров с Византией, ни что иное, как сборник норм межличностных контактов княжеской дружины, хоть и имевший корни в общинном праве. До сих пор ведутся споры о том, можно ли считать «Закон Русский» настоящим общерусским законодательным актом, потеснив, таким образом, с места самого раннего «Русскую Правду» Ярослава Мудрого.
Княжеский суд
С развитием общественного строя восточных славян всё большую власть начинают сосредотачивать в своих руках племенные вожди — князья. Первоначально заведуя лишь военными делами, князья сосредотачивают в своих руках административные функции — особенно это актуально для союзов и суперсоюзов племён. На местах всё ещё оставалось общинное самоуправление, однако более крупные и трудоёмкие дела вёл сам князь и его дружина, проживавшие в административном центре — «граде».
Тем не менее князь не вершил правосудие самостоятельно. Он оставался одним из авторитетных лиц, но, однако, не мог единолично принять то или иное решение. В целом княжеский суд был очень похож на местный общинный. Различие состояло в том, что если на местах реализация вынесенного решения обеспечивалась давлением старейшин, то при княжеском дворе это отдавалось целиком и полностью на откуп проигравшей стороны. Авторитет князя был настолько велик, что моральный «дамоклов меч» в случае неисполнения предписаний работал хорошо.
С течением времени княжеская власть, в том числе и судебная, усиливается. Князья, ощущая своё особое положение в общественной жизни государства (или протогосударства) могли принимать решения, шедшие вразрез с установленными нормами или же, наоборот, слишком дотошно следовать устоявшимся традициям, вплоть до серьёзных «перегибов». В этой связи можно вспомнить знаменитую историю мести княгини Ольги древлянам за смерть своего мужа.
История создания и авторы
Согласно традиционной точке зрения, документ был создан в период между 1054 и 1073 годами. Это время триумвирата – совместного правления троих сыновей Ярослава Мудрого:
- Изяслав (годы жизни – 1024-1078).
- Святослав (1027-1076).
- Всеволод (1030-1093).
Анализируя имена, содержащиеся в тексте Правды Ярославичей и проводя параллели с историческими событиями, ряд исследователей конкретизирует время создания документа еще более точно: 1068-1072.
Многие историки допускают возможность позднейших вставок к основному тексту.
В советской историографии утвердилось мнение, что создание «Правды Ярославичей» было напрямую обусловлено народными восстаниями 1068-1071 годов, связанными с поражениями братьев в битве на реке Альта от половцев в 1068 году.
Современные исследователи указывают на закономерность появления изменений в «Русской Правде», которая была утверждена еще в 1016 году Ярославом Мудрым и требовала обновлений. Они видят в появлении новой редакции «Русской правды» в первую очередь эволюцию феодальных отношений.
В самом тексте «Правды Ярославичей» в качестве ее создателей указаны 8 имен. Помимо трех вышеупомянутых сыновей Ярослава Мудрого это:
- Чюдин;
- Микула;
- Микифор Кыянин;
- Коснячко;
- Перенег.
Чюдин и Микула упоминаются в других летописях как знатные «мужи» из Вышгорода (город возле Киева). В некоторых источниках их ошибочно объединяют в одно лицо «Чюдин Микула».
Микифор – обладатель имения в Киеве, приближенный к княжескому двору.
Коснячко – воевода при князе Изяславе во время восстания 1068 года.
Перенег – одна из наиболее спорных фигур. Татищев полагал, что это не имя, а прозвище, указывающее на этническую принадлежность – «печенег». Советский историк-славист Михаил Тихомиров категорически был не согласен с этой точкой зрения, доказывая, что Перенег – это имя одного из славянских «мужей» при княжеском дворе.
Коснячко упоминается в других летописях под 1068 годом, Чудин – под 1072 годом, что доказывает реальность этих исторических персонажей и правильность датировки Правды Ярославичей.
Основные положения Русской Правды
Историки отмечают некоторые особые правовые нормы, зафиксированные в «Русской Правде» всех редакций. В частности, отмечается отмена ею (начиная с «Правды Ярославичей» смертной казни и замена ее вирой (денежным штрафом в пользу князя). Правда, в документе не указывалось, что должно было случиться с человеком, чьего имущества (включая выручку от продажи его самого и его семьи в рабство) не хватит на уплату виры. Ведь даже за жизнь обычного свободного человека полагалось 40 гривен (гигантская сумма, которой в то время мог располагать разве что человек богатейший, все расчеты велись почти исключительно в частях гривни – кунах, ногатах).
Бросается в глаза и оформление «Правдой» сословного уклада общества, и поддержка ею княжеской власти. Жизнь княжеского управителя ценится вдвое против жизни свободного общинника, а убийство человека зависимого иногда вовсе не подразумевает виры, а лишь компенсацию ущерба владельцу.
Можно убедиться по этому документу и в патриархальном укладе русского средневекового общества. Жизнь или увечье женщины во всех случаях по закону оценивается в несколько раз ниже ущерба мужчине. Исключение (парадокс!) – убийство «робы», то есть невольницы (6 гривен против 5 за мужчину). На деле парадокса нет – законодатель учел, что убийца холопки лишает ее хозяина ее потенциального потомства!
Отражение в «Правде» вопросов наследования имущества, прав торговцев и иностранцев, особенностей управления мостами показывает состояние развития русской средневековой экономики.
По трем редакциям русское право можно проследить в развитии. Так, Краткая Правда еще рассматривает возможность кровной мести за убийство, но в позднейших редакциях такой нормы нет.
В целом же «Русская Правда» Ярослава Мудрого и ее поздние редакции – ценнейшие исторические источники, раскрывающие многие аспекты хозяйственного, общественного и государственного устройства средневековой Руси.
Предыстория
На Руси существовали как письменные, так и устные правовые нормы. Какого-то общего кодекса законов не было. Ярослав Мудрый, понимая, что государству нужен единый свод законов, собрал вместе законодательные акты и обычаи и выпустил сборник «Русская Правда». У «Правды» было несколько источников:
- княжеские судебные документы;
- договоры с Византией;
- некоторые тексты Священного писания.
Точная дата издания «Правды» неизвестна, но точно можно сказать, что её появление относится ко времени правления Ярослава. Сборник увидел свет в промежуток между 1016 и 1054 годами.
До наших дней не сохранился первый экземпляр – оригинал. Учёные располагают лишь более поздними списками, поэтому нельзя полностью исключить вероятность того, что в документ попали какие-то поздние правки.
«Русская Правда» неоднократно переписывалась, менялась, в неё вносили коррективы в соответствии с требованиями времени.
Судебные тяжбы в соседской общине
Первоначально восточные славяне, как и другие племена, не вкусившие плодов государственной жизни, существовали в рамках общины. Сначала в поселениях жили близкие родственники, однако с течением времени, в связи с ростом населения и в результате браков между членами разных семей, первоначальная родовая община сменилась соседской. Выделение отдельных семейных хозяйств вызывало неизбежное имущественное расслоение населения. Вот какое свидетельство оставил один из арабских путешественников: «Все они постоянно носят мечи, так как мало доверяют друг другу, и коварство между ними дело обыкновенное. Если кому из них удается приобрести хоть немного имущества, то родной брат или товарищ его тотчас начнет ему завидовать и пытаться его убить или ограбить».
Имущественные конфликты в то время, пока ещё не было сколь-нибудь сильной княжеской власти, решались внутри общины посредством суда, на котором заседали старейшины — наиболее уважаемые её члены. Относительно наиболее тяжких преступлений, таких как убийство или разбой, действовало право кровной мести, которое с течением времени, уже во время правления Ярослава Мудрого, постепенно заменяется денежными штрафами. По более мелким проблемам существовало несколько вариантов решения.
Стороны могли примириться друг с другом добровольно, без привлечения общинного суда. Если же компромисс не находили, то в дело вступали древние «процессуальные» нормы. Арабские путешественники в своих путевых заметках зафиксировали одну из таких норм — решение спора с помощью поединка. На поле схватки «истец» и «ответчик» мог выставить любого, кто согласится защищать его честь. «На борьбу эту родственники обеих тяжущихся сторон приходят вооруженными и становятся; тогда соперники вступают в бой…». С принятием христианства христианства поединок постепенно пропадает из правового поля Древней Руси как пережиток языческих традиций.
Современные исследователи не исключают, что в древней восточнославянской общине могла существовать целая прослойка знатоков права, которые консультировали стороны относительно возможных итогов судебного разбирательства.