507,занятия восточных славян: кратко

Языческие боги

Расселение древних восточных славян не могло обойтись без благословения богов

Поклонение богам занимало важное место в мировоззрении. Богов было несколько, но главными считались:

  • Перун – повелитель молнии, грозы и грома;
  • Ярило – бог земледелия, весеннего плодородия и плодовитости скота;
  • Стрибог – повелитель ветров;
  • Сварог и Хорс – оба являлись богами солнца, но Сварог занимал главенствующее положение;
  • Велес –иногда выступал в роли бога подземного мира, ему поклонялись скотоводы;
  • Мокошь – покровительница всех ремесел, которыми занимались женщины, в основном прядения (иногда ее почитали, как богиню плодородия).

Для почитания каждого бога были выделены дни недели. Расселившиеся на территории Восточной Европы славяне храмов не строили, но у каждого племени было свое святилище, где приносили жертвы богам, и стояла статуя бога – идол. Идолов делали из дерева, глины, камня и даже металла. Идолопоклонством официально занимались вплоть до принятия христианства, но даже после этого старые верования никуда не исчезли. Расселение славян в 9 веке продолжилось, и они по-прежнему верили в то, что их покой зависит от милости Перуна, Ярилы или Сварога.

Место поклонения языческим богам  

Соседи

На рисунке показана карта VII – VIII вв.

Ещё до нашей эры, проживая на Северном Причерноморье, славяне соседствовали с киммерийцами, которые были вытеснены скифами, впоследствии – сарматами.

При великом переселении славянские племена отошли на более северные земли. Причиной этого было захватническое поведение восточногерманских племён — готов и гуннов.

Беспокойным соседом был и образованный на южных землях Тюркский каганат, вынудивший славян отойти к лесостепям и болотам. Но и там грозила опасность от набегов кочевников, которые сжигали дома, захватывали в рабство людей и грабили. Славяне отстаивали независимость своих племён, постоянно были готовы к отражению вооружённых кочевников.

Ремесло

В Древнерусском государстве существовали как мелкие, так и крупные города. Со временем некоторые из них становятся центрами не только торговли, но и ремесла. К таковым в начале 10 века можно отнести Киев, Смоленск, Новгород, Чернигов. В городах главным образом проживали купцы, мелкие торговцы, ремесленники. Все они были лично свободные, вольные люди. Имели соответствующие права, к которым относятся неприкосновенность жизни, движимого и недвижимого имущества, право участвовать в политической жизни и т. п. Высокий статус в городах имело купечество. Оно первым стало объединяться в корпоративные организации, именовавшиеся сотками. Объединения подобного типа были одними из первых в Европе. Число членов не обязательно равнялось сотне, могло быть и больше, и меньше. Обычно сотки организовывались с центром в одной и церквей. Очень крупной и влиятельной была сотка при Ивановской церкви в Новгороде. В 7-11 веках активно развиваются связи восточных славян с Византийской империей, развитыми и древними государствами Востока, странами Прибалтики. Не малую роль в этом играл Волжский торговый путь, он связывал Скандинавию с Халифатом. Проходил через Волжскую Булгарию и Хазарию. Днепровский торговый путь, более известный, как путь «из варяг в греки», связывал земли Руси с Византией. Торговля восточных славян с Константинополем заключалась в поставках в Царьград мехов, воска, мёда и рыбы. Те же продукты шли далее в Болгарию, в Переяславец Дунайский. Русские купцы выменивали свои товары на золото, серебро, паволоку, вино, лошадей. Приходится упомянуть и о рабах, как об одном из главных «товаров» в торговле Руси с Византийской империей.

Замечание

Историк И. Иловайский утверждает, что в Древнерусском государстве до татарского нашествия было более 300 городов и городское население преобладало над сельским. Многие считают слова Иловайского передёргиванием фактов. В летописях, конечно, упоминаются сотни населённых пунктов, но по сути это были не большие, укреплённые поселения, не городки, а сёла, с валом и рвом по периметру. Основным занятием населения в них было земледелие и скотоводство. В спокойные времена жители городков расселялись, сами же укреплённые селения становились более открытыми.

Верования древних славян

Основная часть информации про религию славян сохранена в устном виде и передаётся от поколения к поколению. Есть и немногочисленные письменные источники, к примеру, «Велесова книга».

Согласно представлениям наших предков, существует особая сверхчеловеческая сила, животворящая энергия, которая присутствует во всём и везде. Славяне пользовались целой системой понятий для обозначения этой сверхъестественной силы.

На самой высокой ступени иерархии располагались божества. Само слово «Бог» — подразумевало собой того, кто даёт долю, блага, богатство. При этом языческие боги, по аналогии с античными, могли быть небесными, подземными и земными.

Кроме того, наши предки верили, что душа человека является вечной и бессмертной. В процессе погребения придерживались особых тонкостей, ритуалов с целью обеспечения душе вечного покоя. Считалось, что если всё сделать правильно – дух уйдёт в мир Нави, откуда будет оказывать помощь потомкам.

Существовало несколько вариантов захоронения, одним из них была кремация. Также особенного внимания в язычестве уделяли водной стихии. Верили, что вода – это связующее звено живого и потустороннего миров.

Были особенные обрядовые действа, сопровождающие умершего при переходе в иное измерение

Но важно было придерживаться ритуалов и после похорон. Например, тризны – представлявшей собой совокупность состязаний и пиршеств

Тризна выполнялась, чтобы активизировать поток жизненной силы, дабы жизнь по итогу одержала победу над смертью.

Обряд погребения относился к ритуалам перехода. К этой же категории причисляли свадьбу и появление на свет малыша. Ещё наши пращуры прибегали к календарной обрядности: были определённые праздники такого плана вроде Святок и Масленицы. При ритуальных действиях полагалось совершать жертвоприношения для задабривания божеств. Обычно жертвы представляли собой пищу и прочие дары.

Нередко жертвенные яства поедали прямо на пиршестве. Народный фольклор хранит разные сведения про жертвенные пиры. У славян считалось, что на такие праздники в виде гостей, но в тоже время и хозяев, спускаются сами Боги.

Славянские верования, в отличие от христианских, не запрещали получать информацию о будущем. Поэтому были популярными разные виды гаданий. А так как вода у славян – это мистическая субстанция, то очень многие предсказания задействовали её.

Семья представляла собой первичную ячейку религиозной жизни. Из совокупности семей создавались роды. Глава семьи нёс ответственность за выполнение сакральных обрядов. В славянстве была категория ведающих людей (иначе волхвов), которые владели тайными знаниями, могли помочь в трудных ситуациях.

Кроме того, восточные славяне верили в сверхъестественных существ – духов природы. Каждый дух соотносился с определённой стихией – например, леший – являлся духом леса, водяной – духом воды, полудница – духом поля, домовой – домашнего очага и так далее.

Это интересно: Члены Верховного тайного совета против самодержавия: разбираем по порядку

Род занятий

  • Земледелие. Оно было разным: на юге — трехпольным и двупольным, переложным. Севернее — подсечно-огневым. 
  • Скотоводство. Господствовало оседлое скотоводство.
  • Бортничество.
  • Охота, рыбная ловля и иные промыслы.

Религия — была языческой. Огромную роль в жизни славян занимали языческие волхвы, которые по сути подчас подчиняли себе волю князей. Основными богами были: Перун (бог грома и молнии — космогонический), Сварог (космогонический), Велес (бог скота и торговли), Мокошь (богиня плодородия), Ярило (бог весны, солнца), Даждь-бог (бог солнца — космогонический), Хорс (бог ветра), Семаргл (бог подземного царства) и пр.

Карта. Славяне и их соседи

Важно понимать, что города у славян — не были центрами социально-экономической жизни. Это были скорее перевалочными пунктами по путям торговли и центрами коммуникации, отправления языческого культа

Кстати, мои ребята на курсах подготовки по этой теме делают контурную карту. Иначе все это не выучить. Также у меня есть отличные видеоуроки, которые раскрывают эту тему именно в формате, необходимом для сдачи школьных экзаменов.

Материал этой статьи также подойдет для создания короткой шпаргалки. Кстати, по образованию государственности о славян рекомендую эту мою статью.

Литература:

  • Данилевский И. Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII—XIV вв.): курс лекций. — М., 2001.
  • Диттмар Шорковитц. Происхождение восточных славян и образование Киевской Руси в переоценке постсоветской историографии

Поделиться в соц. сетях

Общественный строй восточных славян

В VII-IX вв. восточные славяне переживали раз­ложение родоплеменного строя.

Признаки разложения родоплеменного строя восточных славян:

    1. община изменялась от родовой к соседской;
    2. частная собственность уже существовала, но скот оставался в общем владении, имуще­ственного неравенства внутри общин еще не было;
    3. выделение родоплеменной знати (князья и старейшины).

Отличие родовой общины от соседской

В родовой общине все ее члены родственники — члены одного рода. Они совме­стно ведут хозяйство и владеют имуществом.

В соседской общине основой стано­вится не кровное родство, а близость проживания. Соседи ведут хозяйство инди­видуально, имеют частную собственность. Вместе с тем они чаще всего являются родственниками. Могут совместно осуществлять некоторые работы, например расчистку земли из-под леса. Пастбища, лесные угодья, места лова рыбы, как правило, не входят в частную собственность.

Князья и старейшины окружали себя дружинами, т. е. вооруженной силой, не за­висящей от воли народного собрания и способной принудить ря­довых общинников к повиновению. Таким образом, славянское общество уже подходило к возникновению государственности.

Каждое племя имело своего князя (от общеславянского «кнез», означающего «вождь»). Одним из та­ких племенных вождей VI (VII) в. был Кий, княживший в племе­ни полян, которого русская летопись «Повесть временных лет» называет основателем Киева.

Замечание: Некоторые историки даже полагают, что Кий стал родоначальником древнейшей племенной княжеской династии, но это мнение не разделяется другими авторами. Мно­гие исследователи считают Кия легендарной фигурой.

Восточнославянская соседская община

Соседские отношения у восточных славян сформировались в VII веке. Называли такую форму организации «вервью». Название восточнославянской сельской соседской общины упоминается в сборнике законов «Русская правда», который создал Ярослав Мудрый .

Вервь представляла собой древнюю общинную организацию, существовавшую в Киевской Руси и на территории современной Хорватии.

Соседская организация характеризовалась круговой порукой, т. е. за совершённый её участником проступок должна была отвечать вся вервь. При совершении убийства кем-то из общинной организации виру (штраф) князю должна была выплатить вся общинная группа.

Удобство такого социального строя состояло в том, что в нём не было социального неравенства, поскольку богатые должны были помогать бедным, если у тех был недостаток продуктов. Но, как показывает будущее, социальное расслоение было неизбежным.

В период своего развития верви уже не были сельскими организациями. Каждая из них представляла собой союз нескольких поселений, которые включали несколько посёлков. Ранний этап развития общинной организации ещё характеризовался кровным родством, но со временем это перестало играть главную роль в жизни общества.

Вервь облагалась общей воинской повинностью. Каждое семейство обладало приусадебной землёй со всеми домашними постройками, орудиями труда, различным инвентарём, скотом, участками для земледелия. Как и у любой соседской организации, в общественных владениях у верви находились лесные территории, угодья, озёра, реки и места промысла.

Древнерусская соседская община

Древнерусская община по данным летописи называлась мир.

Соседская община или мир – низшее звено социальной организации Руси. Такие общины зачастую объединялись в племена, иногда же племена во время угрозы нападения объединялись в союзы племен.

Такие племена могли вести между собой войны. Вследствие этого появляется дружина – профессиональные конные воины. Дружиной руководил князь, кроме того, она была его личной охраной. В руках такого князя была сконцентрирована вся власть в общине.

Князья часто пользовались своей военной силой и авторитетом. И благодаря этому они отбирали часть остаточного продукта у простых общинников. Так началось формирование государства – Киевской Руси.

Земля превратилась в вотчину. За пользование вотчинной земли крестьяне (общинники) должны были платить дань князю. Такая вотчина передавалась по наследству, от отца к сыну. Крестьяне, жившие в сельской соседской общине, назывались «черными крестьянами», а такие земли назывались «черными». Все вопросы в соседских общинах решались народным собранием. Участвовать в нем могли объединялись в союзы племен. Такие племена могли вести между собой войны. Вследствие этого появляется дружина – профессиональные конные воины. Дружиной руководил князь, кроме того, она была его личной охраной. В руках такого князя была сконцентрирована вся власть в общине. Князья часто пользовались своей военной силой и авторитетом. И благодаря этому они отбирали часть остаточного продукта у простых общинников. Так началось формирование государства – Киевской Руси. Земля превратилась в вотчину. За пользование вотчинной земли крестьяне (общинники) должны были платить дань князю. Такая вотчина передавалась по наследству, от отца к сыну. Крестьяне, жившие в сельской соседской общине, назывались «черными крестьянами», а такие земли назывались «черными». Все вопросы в соседских общинах решались народным собранием. Участвовать в нем могли только совершеннолетние мужчины, то есть воины. С этого следует сделать вывод, что формой управления в общине была военная демократия.

Соседская община у восточных славян

У восточных славян окончательный переход к соседской общине произошел в седьмом веке (в некоторых источниках ее называют «вервь»). Причем такой вид социальной организации просуществовал достаточно долго. Соседская община не давала крестьянам разориться, в ней царила круговая порука: более богатые выручали бедных. Также в такой общине разбогатевшие крестьяне всегда должны были ориентироваться на соседей. То есть еще как-то сдерживалось социальное неравенство, хоть оно и закономерно прогрессировало. Характерной особенностью для соседской общины славян была круговая ответственность за совершенные проступки, преступления. Это касалось и воинской повинности.

Расслоение общества

Соседская община у восточных славян дала начало формированию социальных классов. Начинается расслоение на богатых и бедных, выделение правящей верхушки, которая укрепляла свою власть за счет военных трофеев, торговли, эксплуатации более бедных соседей (батрачество, а позднее – и рабство).

— старейшины – представляли собой административную власть;

— вожди (князья) – осуществляли полный контроль над материальными и человеческими ресурсами общины в период военного времени;

— волхвы – духовная власть, которая базировалась на соблюдении общинных обрядов и на поклонении языческим духам и богам.

Важнейшие вопросы решались по-прежнему на сходке старейшин, но постепенно право принимать решения перешло к вождям. Князья в соседской общине опирались на свою дружину, которая со временем приобрела черты профессионального военного отряда.

Управление племенами и общинами

Рассматривая общественный строй восточных славян нужно обратить внимание на структуру его управления. Тем более, что с развитием соседской общины роль правления становится все более заметной

Общая структура управления племенами может быть представлена в виде схемы.

На схеме представлено (снизу вверх):

  • Народное ополчение — все население племени. То есть те люди, которые встанут на защиту своего племени в случае нападения.
  • Дружина — личные войны князя. Они не занимались ничем кроме войны. Их источник обогащения и жизни — награбленное.
  • Князь — управлял племенем. Примерно к 9 веку его власть передавалась по наследству старшему сыну.
  • Старейшина — хранитель традиций племени, а также человек, которые решал все спорные вопросы и конфликты.
  • Вече — всеобщее собрание племени, на котором решались самые важные вопросы, а также избирался старейшина.

Соседская община у восточных славян

У восточных славян окончательный переход к соседской общине произошел в седьмом веке (в некоторых источниках ее называют «вервь»). Причем такой вид социальной организации просуществовал достаточно долго. Соседская община не давала крестьянам разориться, в ней царила круговая порука: более богатые выручали бедных. Также в такой общине разбогатевшие крестьяне всегда должны были ориентироваться на соседей. То есть еще как-то сдерживалось социальное неравенство, хоть оно и закономерно прогрессировало. Характерной особенностью для соседской общины славян была круговая ответственность за совершенные проступки, преступления. Это касалось и воинской повинности.

В заключение

Соседская община и родовая община – это разновидности социального устройства, существовавшие в свое время у каждого народа. С течением времени постепенно происходил переход к классовому строю, к частной собственности, к социальному расслоению. Эти явления были неизбежными. Поэтому общины ушли в историю и сегодня встречаются только в некоторых отдаленных регионах

===

===

===

Славянское язычество и верования

Славянское язычество – система верований, основанная на базовых религиозных верованиях (магия, тотемизм, фетишизм, анимизм), мифологии. Суть понятия «язычество» — многобожие, вера в многих богов. 

Тотемизм – вера в общего предка, которым могло выступать как животное, так и растение.
Магия – вера в силу обрядов. Существовала особая группа волхвов или кудесников, считало, что они обладали магическими способностями, могли проводить обряды. 
Фетишизм – вера в магическую силу предметов, поклонение им.
Анимизм – вера в духов, существование души не только в живых объектах.
Шаманизм – вера в наличие сверхъестественных сил у конкретного лица (шамана), который в своих обрядах обращается к силам природы.

Особенности славянского язычества:

  • Поскольку богов было много, каждая община могла поклоняться тому, кого избрала по определенным причинам.
  • Храмов и культовых сооружений в славян не было, для проведения культов использовали капища – место, где устанавливали идола (скульптурное изображение божества).
  • Касты жрецов не было. Процесс формирования жречества остановило введение монотеистической (единобожие) христианской религии. 
  • Объектом особого поклонения была природа и природные явления.
  • Славянское язычество знало жертвоприношения. 
  • Волхвов не возвышали, не почитали, как во многих культурах, к ним обращались по необходимости. В основном, по бытовым причинам – так называемая «бытовая магия» касалась личных отношений. 
  • Особое значение имел культ предков, отраженный в погребальном обряде древних славян-язычников. После смерти совершалась тризна (поминки), после чего покойного сжигали. 

Збручский идол – наиболее яркая иллюстрация язычества славян, найден в селе Гусятин на реке Збруч, в 1848 году. На нем вырезаны изображения, которые демонстрирую систему мировосприятия славян. На нижнем ярусе – подземный мир, на среднем – мир живых людей, на верхнем – боги. 

Славянский пантеон*

Божество

Чему покровительствовал?

Роль в пантеоне

Перун

Гром, молния, покровитель князя, воинов

Верховный бог

Хорс или Хорос

Воплощал собой Солнце

Одно из основных божеств пантеона

Дажьбог

Покровительствовал Солнцу, смене сезонов

Входил в пантеон князя Владимира Великого

Мокошь

Ткачество

Единственное женское божество в пантеоне Владимира Великого

Стрибог

Ветер

Связан с атмосферными явлениями

Велес

Скот

Считался также покровителем поэзии, сказаний – есть споры, относительно его роли в пантеоне

Сварог

Кузнечное дело

Не был включен в пантеон Владимира

*перечислены только основные боги, но пантеон включал еще ритуально-календарных покровителей, региональных божеств, мог включать персонажей, известных из литературных источников.

Пантеон в таком виде оформился после реформы Владмимира Святого в 980 году.

Смотрите также:

Восточнославянские племена и их соседи

Хозяйство славян

Основным занятием восточных славян было земледелие. На севере, в районе таежных лесов (остатком которых является Беловежская пуща), господствующей системой земледелия была подсечно‑огневая. Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, борона‑суковатка и заступ, серп, зернотерки и ручные жернова. В южных районах ведущей системой земледелия был перелог, здесь применяли соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т. е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки. С земледелием было тесно связано скотоводство. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество. Выращивались и технические культуры (лен, конопля).

Происхождение древнерусского государства. Политический строй Киевской Руси

Вопрос  о начале государства Русь породил  длительную дискуссию между так называемыми норманистами и антинорманистами. Первые отстаивали точку зрения о создании Древнерусского государства скандинавами-норманнами, а вторые отрицали это. Однако нередко и те и другие отождествляли происхождение государства с происхождением правящей в ней династии .

Дискуссионной является и проблема происхождения  названия «Русь». Наиболее разработанной  является «скандинавская» версия. Она исходит из того, что в основе слова «Русь» лежит древнескандинавский глагол  «грести», означавший вначале воинов-гребцов, а затем княжеских дружинников. Некоторые же исследователи высказывают предположение об иранской, балтской или славянской этимологии этого слова. В настоящее время у отечественных и зарубежных исследователей не вызывает сомнения как местные корни восточнославянской государственности, так и активное участие в процессе складывания Киевской Руси выходцев из Скандинавии.

Правитель Руси в первой половине IX в. принял в дополнение к общеславянскому титулу князь восточный титул «каган». Это событие имело большое значение. Во-первых,  титулом «каган» именовался правитель Хазарии – государства, созданного в VII в. в регионе Нижней Волги и Дона тюркскими кочевниками – хазарами. Часть восточных славян (поляне, север, радимичи и вятичи) были вынуждены выплачивать хазарскому  кагану дань. Принятие киевским князем титула кагана символизировало, таким образом, независимость нового государства – Руси – от хазар. Во-вторых, оно подчеркивало верховенство русского князя над князьями других крупных славянских общностей, которые в то время носили титулы светлый князь и великий князь.

IX-X века были временем постепенного вовлечения в зависимость от Киева восточнославянских союзов племенных княжеств. Ведущую роль в этом процессе играла военно-служилая знать – дружина киевских князей. Для некоторых из союзов племенных княжеств подчинение проходило в два этапа. На первом этапе они лишь выплачивали подать – дань, сохраняя внутреннюю «автономию». Дань собиралась путем полюдья – объезда киевскими дружинными отрядами территории подчиненного союза. В X в. дань взималась в фиксированных размерах, в натуральной или денежной форме. Единицами обложения служили дым (т.е. крестьянский двор), рало или плуг (в данном случае – земельная площадь, соответствующая возможностям одного крестьянского хозяйства) .

На  втором этапе союзы племенных  княжеств подчинялись непосредственно. Местное княжение ликвидировалось и представитель киевской династии назначался в качестве князя-наместника. При этом, как правило строился новый град, становившийся центром территории вместо старого «града» «племенного» центра. Целью такой смены центра была нейтрализация сепаратистских тенденций местной знати.

Формирование  территориальной структуры государства  Русь завершилось в конце X в. К этому времени была ликвидирована «автономия» всех восточнославянских союзов племенных княжеств (кроме вятичей). Изменилась и форма взимания дани. Теперь уже не было необходимости в полюдьи – объездах, исходящих из Киева. Дань собиралась наместниками киевского князя. Две трети собранной дани отправлялись в Киев, оставшаяся часть распределялась между дружинниками князя-наместника. Территории в рамках единого раннефеодального государства, управляемые князьями-вассалами киевского правителя, получили наименование волость. В целом же в X в. государство именовалось «Русь», «Русская земля». Это название распространилось со Среднего Поднепровья на всю территорию, подвластную киевским князьям.

Структура государства оформилась при князе  владимире. Он посадил на княжение в девяти крупнейших центрах Руси своих сыновей: в Новгороде (земля словен) – Вышеслава, позже Ярослава, в Полоцке (кривичи) – Изяслава, Турове (дреговичи) – Святополка, в земле древлян – Святослава, во Владимире-Волынском (волыняне) – Всеволода, Смоленске (кривичи) – Станислава, Ростове (земля финноязычного племени меря) – Ярослава, позже Бориса, в Муроме (финноязычная мурома) – Глеба, Тмутаракании (русское владение на Таманском полуострове) – Мстислава. Помимо этих земель  восточнославянских и частично финноязычных народов, состовляющих территорию Древнерусского государства, в IX-X вв. сложилась широкая неславянская периферия из финноязычных и балтоязычных племен, которые не входили непосредственно в состав Киевской Руси, но выплачивали ей дань .

Языки в славянских странах

Языки в этих странах произошли от одного общего языка (его называют праславянским), некогда существовавшего у древних славян. Он формировался во второй половине первого тысячелетия нашей эры. Неудивительно, что большинство слов созвучны (например, русский и украинский языки очень похожи). Также имеются сходства в грамматике, структуре предложений, фонетике. Это легко объяснить, если учесть длительность контактов между жителями славянских государств. Львиную долю в структуре славянских языков занимает русский. Его носителями являются 250 миллионов человек.

Интересно, что флаги славянских стран тоже имеют некоторые сходства в цветовом решении, в наличии продольных полос. Связано ли это как-то с их общим происхождением? Скорее всего да, чем нет.

Страны, в которых говорят на славянских языках, не так уж и многочисленны. Но все же славянские языки до сих пор существуют, процветают. А прошло уже несколько сотен лет! Это означает лишь то, что славянский народ самый могущественный, стойкий, непоколебимый

Важно, что славяне не теряют самобытности своей культуры, уважения к своим предкам, чтят их и хранят традиции

Сегодня есть множество организаций (как в России, так и за рубежом), которые возрождают и восстанавливают славянскую культуру, славянские праздники, даже имена для своих детей!

Первые славяне появились во втором-третьем тысячелетии до нашей эры. Разумеется, что зарождение этого могучего народа происходило в районе современной России и Европы. С течением времени племена осваивали новые территории, но все же далеко уйти от своей прародины они не смогли (или не хотели). Кстати, в зависимости от миграции, славяне делились на восточных, западных, южных (у каждой ветви было свое название). У них были отличия в образе жизни, земледелии, некоторых традициях. Но все же славянское «ядро» осталось целым.

Большую роль в жизни славянских народов сыграло появление государственности, войны, смешение с другими этническими группами. Появление отдельных славянских государств с одной стороны намного уменьшило миграцию славян. Но, с другой стороны, с этого момента смешения их с другими народностями тоже резко упало. Это позволило славянскому генофонду прочно укрепиться на мировой арене. Это сказалось и на внешности (которая является уникальной), и на генотипе (наследственных признаках).

Славянские страны в период Второй мировой войны

Вторая мировая война внесла большие перемены в страны славянской группы. Например, в 1938 году Чехословацкая Республика потеряла свое территориальное единство. Чехия перестала быть независимой, а Словакия превратилось в немецкую колонию. В следующем году Речи Посполитой пришел конец, а в 1940 году то же произошло и с Югославией. Болгария встала на сторону фашистов.

Но были и положительные стороны. Например, образование антифашистских направлений и организаций. Общая беда сплотила славянские страны. Они боролись за независимость, за мир, за свободу. Особенно такие движения приобрели популярность в Югославии, Болгарии, Чехословакии.

Советский Союз же во Второй Мировой войне сыграл ключевую роль. Граждане страны самоотверженно боролись с режимом Гитлера, с жестокостью немецких солдат, с фашистами. Страна потеряла огромное количество своих защитников.

Некоторые славянские страны в период Второй мировой войны были объединены Всеславянским комитетом. Последний был создан Советским Союзом.

Что такое панславизм?

Интересно понятие панславизм. Это такое направление, которое появилось в славянских государствах в восемнадцатом-девятнадцатом веках. Оно имело целью объединение всех славян мира на основе их национальной, культурно-бытовой, языковой общности. Панславизм пропагандировал независимость славян, восхвалял их самобытность.

Цветами панславизма были белый, синий и красный (эти же цвета фигурируют на многих флагах стран). Зарождение такого направления, как панславизм, началось после наполеоновских войн. Ослабленные и «уставшие», страны поддерживали друг друга в трудную минуту. Но с течением времени о панславизме стали забывать. А вот в настоящее время опять есть тенденция возвращения к истокам, к предкам, к славянской культуре. Возможно, это приведет к образованию движения неопанславистов.

Славянские страны сегодня

Двадцать первый век – это время некого разлада в отношениях славянских стран. Особенно это касается России, Украины, стран Евросоюза. Причины здесь больше политические, экономические. Но несмотря на разлад, многие жители стран (из славянской группы) помнят о том, что все потомки славян – братья. Поэтому войн и конфликтов никто из них не хочет, а хочется лишь теплых родственных отношений, как было когда-то у наших предков.

Чем занимались

Восточные славяне главным образом занимались земледелием. Специфика их расселения  обуславливала способы обработки земли. В южных регионах, а также в районе Днепра, господствовала черноземная почва. Здесь земля использовалась до 5 лет, после чего наступало ее истощение. Потом люди переходили к другому участку, а истощенный восстанавливался 25-30 лет. Такой метод земледелия называется переложной.

Северный и центральный район восточно-европейской равнины характеризовались большим количеством лесов. Поэтому древние славяне сначала вырубали лес, сжигали его, пеплом удобряли почву и только потом приступали к полевым работам. Такой участок был плодородным 2-3 года, после чего его оставляли и переходили к следующему. Такой способ земледелия называется подсечно-огневым.

Если пытаться кратко охарактеризовать основные виды деятельности восточных славян, то список будет следующим: земледелие, охота, рыболовство, бортничество (сбор меда).

Основная земледельческая культура у восточных славян в древности – просо. Шкурки куницы преимущественно использовались восточными славянами в качестве денег

Большое внимание уделялось развитию ремесел

Понятие язычества

Сам термин «язычество» является не совсем точным, так как включает в себя несколько понятий. Сегодня язычество понимается не столько как религия, сколько как совокупность религиозных и культурных убеждений, а веру в нескольких богов обозначают как «тотемизм», «политеизм» или «этническая религия».

Язычество древних славян — это термин, который используют для обозначения комплекса религиозных и культурных воззрений на жизнь древних славянских племен до того, как они приняли христианство и перешли в новую веру. Существует мнение, что сам термин в отношении древней религиозной и обрядовой культуры славян произошел не от понятия политеизма (множества божеств), а от того, что древние племена, хоть и жили разрозненно, имели в основе один язык. Так, Нестор-летописец в своих записях говорит об этих племенах как о язычниках, то есть имеющих один язык, общие корни. Позднее этот термин постепенно стали относить к славянским религиозным воззрениям и употреблять для обозначения религии.

Это интересно: 202,Венский конгресс