«русская правда»

Оглавление

Краткая характеристика и содержание Правды

Дата создания такого закона – 1016 год. К сожалению, в первоначальном виде он не дошел до наших дней. Но сохранились более поздние списки документа.

Новый закон полностью отменял существующую до этого негласную традицию смертельного поединка. Решение споров методом острого меча (у кого острее, тот и прав) стало неприемлемым для правового культурного государства.

Существуют три основных редакции закона:

  1. Краткая – это самый древний вариант документа.
  2. Пространная – более расширенная и более поздняя версия.
  3. Сокращенная – самый поздний вариант, который совмещал в себе основные положения и выдержки из Краткой и Пространной.

Краткая Правда

Этот древний документ состоит из 2 частей:

  1. Правда Ярослава: содержит 10 прописных нормативных текстов, написал которые сам лично Ярослав Владимирович.
  2. Правда Ярославичей: документ, дополненный сыновьями великого князя.

Самый древний документ этого закона, который дошел до наших дней, датируется 1280 годом. Это самая древняя копия свода законодательной базы Киевской Руси. Впервые такую книгу исследовал и напечатал историк Татищев Василий Никитич. Текст этого документа посвящен в основном кровной мести, убийствам и ответственности за них, а также штрафам, порядкам их изымания и уплаты. Отдельные статьи в своде посвящались также охранным мероприятиям частной собственности и защите всех слоев населения.

Документ состоит из двух частей

Пространная Правда

Это второе переиздание первоисточника. Документ состоит также из двух частей:

  1. Устав князя Ярослава Мудрого.
  2. Устав князя Владимира Мономаха.

Эти уставы входили и в Краткую версию закона. Но в этом издании они претерпели видоизменения и разнообразные дополнения. Датируется устав 12 веком. Состоит документ из 121 статьи. В этих статьях четко прописывается разделение населения на социальные слои, обязанности и преимущества владельцев земельных участков, права и обязанности холопов, наследственное право на собственность и т. д.

Школы при Ярославе Мудром

Сокращенная Правда

Это самый поздний документ, который датируется 15 веком. В основе устава лежат Краткая и Пространная Правда. Создавался этот вариант свода в Московском княжестве, а прописан был в Великой Перми. Документ включает в себя 50 статей.

Это уже более усовершенствованный документ, который уже содержит много тонкостей и нюансов. Так, в нем уже четко прописываются различия между убийствами: умышленным (кровавая расправа «в разбое») и неумышленным. Нанесенный ущерб также уже различается по степени: тяжкий и слабый. Мера наказания уже также полностью зависит от тяжкости преступления. Под наказанием подразумевалась в основном система штрафов, или изгнание виновного из семьи. Понятие «кровная месть» было заменено на штрафные санкции.

В определении наказания все еще огромную роль играл социальный статус. Так, холопы наказывались намного жестче, чем приближенные князя.

Русская Правда

Создана около 1072 года. В период с 1068 по 1072 год трое
сыновей Ярослава Мудрого
-Изяслав,

Святослав
и Всеволод — разработали
новое законодательство, которое вошло в историю
под названием «Правда Ярославичей».

Это
законодательство существенно дополнило старую
«Русскую правду», которая уже не отвечала
требованиям развития общества. Право кровной
мести уже не упоминалось. Кровную месть заменили
штрафы. Новая «Правда» карала за нарушение
имущественных прав и личной безопасности
жителей. В новом законе была сделана попытка
сохранить внутренний порядок в стране, защитить
собственность состоятельных людей.

Ниже
приведены два текста: Русская правда в краткой
редакции и гораздо более поздний текст XV века) —
Пространная редакция. Оба текста переведены на современный русский язык.
Отдельным файлом опубликован первоначальный текст
«Правды роськой» без перевода.

Вы здесь

Главная XI – XIV вв.

Правда Русская (Пространная редакция).

1016 г.
Российский государственный архив древних актов
Ф. 135. Государственное древлехранилище хартий и рукописей. Отд. V. Руб. I. № 1. Л. 1–42.

В составе сборника юридических памятников. Список второй половины XIV в.

Пергамен, чернила, киноварь; устав.

Переплет – доски, кожа.

30 см х 19,5 см

Первый русский письменный законодательный свод – «Русская правда». Ее также называют «Правдой Ярослава». Этот письменный сборник законов князь Ярослав Мудрый дал новгородцам в 1016 г., но в него вошли более ранние нормы, существовавшие как «обычное право» (т.е. действующее по обычаю). Позднее свод дополнялся и, таким образом,  стал кодексом статей древнерусского права XI–XIII вв.

«Русская, правда» известна в нескольких редакциях (краткая, пространная и сокращенная), дошедших до нас в нескольких списках. В Пространной редакции «Русской правды»  содержится 121 статья, регламентирующая различные стороны жизни.

Первый фрагмент (ст. 1) историки права относят к законодательству Ярослава Мудрого. В нем речь идет о замене кровной мести штрафами – «вирами» за убийство: «Аже убиет муж мужа… то положити за голову 80 гривен…». Статьи 23-26 так же относятся к древнейшему разделу русского права – об оскорблении действием. Законодатели назначили одинаково солидный штраф – 12 гривен за удар мечом, его рукоятью, а также любым другим предметом – дубиной, чашей, рогом или вынутым из ножен мечом, но плашмя («тылеснию). Недопустимой считалась и угроза обнаженным мечом, но штраф в этом случае значительно меньше – гривна кун (в одной гривне считалось 50 кун). Статья 26 определяла право на самозащиту – если потерпевший («не терпя ли противу тому» сам ударит мечом обидчика, то вины ему в том нет. Статья 103 определяла права женщины. Она признавалась юридически свободной в распоряжении имуществом – «кому мати дасть, тому же взяти». Если умершая никаких распоряжений не оставила («без языка ли умрет»), то наследником признается содержавший ее («у кого будеть на дворе была и кто ю кормил»).

«1. Аже убиеть мужь мужа, то мьстити брату брата, любо отцю, ли сыну, любо брату чадо, ли братню сынови; оже ли не будеть кто его мьстя, то положити за голову 80 гривен, аче будеть княжь мужь или тиуна княжа; аче ли будеть русин, или гридь, любо купець, любо тивун бояреск, любо мечник, любо изгои, ли словелин, то 40 гривен положити за нь…

23. Оже кто ударить мечем. Аже кто ударит мечем, не вынез его, или рукоятию, то 12 гривен продажи за обиду.

24. Аже ли вынез меч, а не утнеть, то гривна кун.

25. Аже кто кого ударит батогом, любо чашею, любо рогом, любо тылеснию, то 12 гривен.

26. Не терпя ли противу тому ударить мечем, то вины ему в том нетуть…

103. А материя часть не надобе детем, но кому мати дасть, тому же взяти; дасть ли всем, а вси розделять; без языка ли умрет, то у кого будеть на дворе была и кто ю кормил, то тому взяти…»

Основные положения Русской Правды

Историки отмечают некоторые особые правовые нормы, зафиксированные в «Русской Правде» всех редакций. В частности, отмечается отмена ею (начиная с «Правды Ярославичей» смертной казни и замена ее вирой (денежным штрафом в пользу князя). Правда, в документе не указывалось, что должно было случиться с человеком, чьего имущества (включая выручку от продажи его самого и его семьи в рабство) не хватит на уплату виры. Ведь даже за жизнь обычного свободного человека полагалось 40 гривен (гигантская сумма, которой в то время мог располагать разве что человек богатейший, все расчеты велись почти исключительно в частях гривни – кунах, ногатах).

Бросается в глаза и оформление «Правдой» сословного уклада общества, и поддержка ею княжеской власти. Жизнь княжеского управителя ценится вдвое против жизни свободного общинника, а убийство человека зависимого иногда вовсе не подразумевает виры, а лишь компенсацию ущерба владельцу.

Можно убедиться по этому документу и в патриархальном укладе русского средневекового общества. Жизнь или увечье женщины во всех случаях по закону оценивается в несколько раз ниже ущерба мужчине. Исключение (парадокс!) – убийство «робы», то есть невольницы (6 гривен против 5 за мужчину). На деле парадокса нет – законодатель учел, что убийца холопки лишает ее хозяина ее потенциального потомства!

Отражение в «Правде» вопросов наследования имущества, прав торговцев и иностранцев, особенностей управления мостами показывает состояние развития русской средневековой экономики.

По трем редакциям русское право можно проследить в развитии. Так, Краткая Правда еще рассматривает возможность кровной мести за убийство, но в позднейших редакциях такой нормы нет.

В целом же «Русская Правда» Ярослава Мудрого и ее поздние редакции – ценнейшие исторические источники, раскрывающие многие аспекты хозяйственного, общественного и государственного устройства средневековой Руси.

Редакции

Копия «Обширного издания». Начало рукописи: «СОУДЪ ꙖРОславль ‧ володимирица⁘⁓ Правда роусьскаꙗ:» (Судо Ярославль Володимирица. Правда Русская.)

Три рецензии Русская правда известны: Краткое издание (Краткая), Обширное издание (Пространная) и сокращенное издание (Сокращённая). Сохранилось более 110 дошедших до нас копий XIII – XVIII веков, включенных в различные рукописи: летописи и сборники. Из них более 100 экземпляров, включая самые старые из сохранившихся, относятся к Расширенному изданию.

Этот код был обнаружен историком Василий Татищев в тексте одного из Новгород летописи и доведен до сведения Российская Академия Наук в 1738 г. Первое комментированное издание текста было опубликовано Август Людвиг фон Шлёцер в 1767 г.

Кратко: Русская правда — памятник русского права

«Русская правда» является первым славянским нормативно-правовым документом государства Киевская Русь, объединивший в себе большинство существующих на тот исторический момент указов и законов. Данный свод не только сформировал определённое подобие общей нормативно-законодательной системы, но и стал важным литературным памятником славянской культуры, ведь сам документ представляет блестящий образец письменной культуры одного из самых ранних этапов становления государства.

Русская правда содержит в себе номы процессуального, торгового, наследственного и уголовного законодательства, являясь основным источником экономических, социальных и правовых отношений Древней Руси.

Появление данного свода историки связывают с именем великого киевского князя Ярослава Мудрого. На сегодняшний день, к сожалению, нет оригинала документа, и учёным приходится довольствоваться более поздними копиями. При этом, большинство из них утверждают, что «Русская правда» была создана именно в период правления Ярослава Мудрого и при его непосредственном участии.

«Русская правда» представлена в пространном и кратком вариантах. В последний входят такие документы:

  • Урок мостникам;
  • Покон вирный;
  • Правда Ярославичей;
  • Правда Ярослава.

Краткое содержание «Русской правды»

Краткая редакция содержит сорок три статьи, описывая обновлённые традиции развивающегося государства и сохраняя некоторые былые обычаи (к примеру, кровная месть). Вторая часть описывает некоторые типы нарушений и правила взимания штрафов. И в первой и во второй части правосудие строится на так называемом сословном понятии. То есть, тяжесть совершённого преступления фактически зависит от сословия человека его совершившего.

Пространный вариант «Русской правды» содержит устав Мономаха и устав Ярослава Владимировича, включая более ста двадцати статей. Данная версия документа в основном использовалась в церковном и гражданском суде для определения наказаний и регулировки определённой группы товарно-денежных отношений.

Рассматриваемый документ являлся первым нормативно-правовым сборником указов и имел огромное значение для государства. Разрозненные указы, законы, которые были приняты в различных областях не могли обеспечить необходимого правового сопровождения судопроизводства и общественной жизни. Однако, именно «Русская правда» смогла исправить полностью данный недостаток, выполняя роль единого судебника и закрепив сословное деление государства.

«Русская правда»
Право на имущество
Принципы наследия
Наказания за нарушения межи
Порядок возмещения долгов
Денежная система
Мостовая повинность
Возмещение за увечье и убийство
Сословное деление: «княжие люди», «люди», «холопы».

Тест по теме: «Русская правда — памятник русского права»

Лимит времени:

из 4 заданий окончено

Вопросы:

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4

Информация

Тест по теме: «Русская правда — памятник русского права»

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается…

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Правильных ответов: из 4

Ваше время:

Время вышло

Вы набрали из баллов ()

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  1. С ответом

  2. С отметкой о просмотре

  1. Задание 1 из 4

    1.

    При каком князе была составлена «Русская правда»?

    • князь Ярослав Великий

    • князь Ярослав Мудрый

    • князь Владимир Мономах

    • Иван III

    Правильно

    Неправильно

  2. Задание 2 из 4

    В каком году вышла первая редакция «Русской правды»?

    • 1054 год

    • 1070 год

    • 1016 год

    • 1014 год

    Правильно

    Неправильно

  3. Задание 3 из 4

    3.

    В какой денежной единице начислялись штрафы согласно положениям «Русской правды»:

    • Гривна

    • Киевский рубль

    • Московский рубль

    • Копейка

    Правильно

    Неправильно

  4. Задание 4 из 4

    4.

    Какое наказания согласно положениям «Русской правды» назначалось за грабеж?

    • Поток и разграбление

    • Штраф

    • Отсечение руки

    • Порка хлыстом

    Правильно

    Неправильно

Значение документа для Руси

Каждый из нас наверняка еще со школьной скамьи слышал о таком эпохальном документе. Но многие задаются вопросом: почему Русская Правда является проявлением мудрости Ярослава, и каким образом она способствовала стабилизации жизни социума в зарождающемся правовом государстве?

Все дело в том, что до правления Ярослава письменного кодекса законов не существовало вообще. Текст Русской Правды стал основополагающей базой для всего дальнейшего существования Киевской Руси как правового государства.

Именно после выхода в свет этого правового и исторического акта Ярослав Владимирович получил прозвище «Мудрый». Это первый сборник, который содержал кодекс уголовных, правовых, гражданских, семейных, процессуальных и административных норм. Именно по нему мы узнаем о традициях и обычаях наших предков.

Таким образом, Русская Правда Ярославичей как законную прописную истину предусматривала и охрану частной собственности, и защиту жизни каждого гражданина государства независимо от статуса и положения в обществе. По этому акту штраф полагался даже за убийство смерда или холопа.

Слово «правда» по тем временам обозначало не только истину, которая не поддается сомнению, но и устав, руководство к действию. Этим актом отменялся такой поистине варварский обычай, как кровная месть. Более того, за убийство любого человека полагалось наказание. Даже за нанесенную обиду предусматривался штраф в денежном эквиваленте.

Под суровое наказание подпадали также поджог, конокрадство. За такое преступление человека, признанного виновным, могли даже выселить с семьей, конфисковать все имущество. До появления этого нормативного акта такие преступления вообще оставались безнаказанными. Поэтому значение Русской Правды тяжело переоценить. Именно она способствовала зарождению настоящего правового государства.

Редакции и разделы

Историкам известны 3 редакции «Правды»:

  • краткая;
  • пространная;
  • сокращённая.

Краткая состоит из 43 статей. В неё входят:

  • определение порядка сборщиков штрафов («покон вирный»);
  • «Правда Ярослава»;
  • «Правда Ярославичей»;
  • правила регулирования оплаты труда мостников (строителей мостов).

Пространная редакция содержала 121 статью. Она появилась несколько позже. В неё вошли, помимо того, что было в первой части, уставы Ярослава Владимировича и Владимира Мономаха.

В документе устанавливались нормы и принципы возмещения за нанесённый государству или частным лицам ущерб.

Рассматривались все аспекты:

  • уголовные преступления – увечья и убийства;
  • крупные кражи;
  • мелкие хищения;
  • имущественные споры
  • и многое другое.

Сборник законодательных актов был призван облегчить процесс судопроизводства, искоренить самосуд и кровную месть – пережитки языческого прошлого. Кроме того, вводились единые законы для всей территории Руси. Княжества рассматривались в контексте единого государственного образования.

Сокращённую версию выпустили в XIV веке. Она представляла собой новую редакцию Пространной Правды, из которой были убраны некоторые устаревшие нормы.

Значение «Русской правды»

Существовавшие в разных землях Руси законы и указы не могли обеспечить равномерного урегулирования общественного порядка. Благодаря «Русской правде» этот недостаток был исправлен. Единые, писанные законы предоставили возможность формирования единой правовой и судебной системы. Теперь суды имели постоянную основу для своей деятельности, что существенно изменило порядок назначения наказания. «Русская правда» — это важный источник, дающий представления о правовой, социальной и экономической сферах жизни общества Киевской Руси, о формировании феодальной системы. Является значимым памятником культуры и письменности Киевской Руси на ее начальном пути развития. Все последующие правовые и судебные документы формировались на основе этого сборника правовых норм. «Русская правда» имела огромное значение на этапе формирования государственности Древнерусского государства и ее дальнейшем развитии.

Некоторые редакции

  • Основное издание: Правда Русская / под ред. к Борис Греков. — Москва; Ленинград: издатель АН СССР. — Т. 1: Тексты. — 1940. Т. 2: Комментарии. — 1947. Т. 3: Факсимиле текстов. — 1963. (русский: Правда Русская / Под общ. ред. акад. Б.Д. Грекова. — М .; Л .: Изд-во АН СССР. — Т. I: Тексты. — 1940 г .; Т. II: Комментарии. — 1947 г .; Т. III: Факсимильное воспроизведение текстов. — 1963 г.).
  • Мемориалы российского права / под ред. Серафима Юшкова. Выпуск 1: Памятники права Киевского государства X-XII вв. / Александр Зимин. — М .: Госюриздат, 1952. — 287 с. (русский: Памятники русского права / Под ред. С.В. Юшкова. — М .: Госюриздат, 1952. — Вып. I: Памятники права Киевского государства X – XII вв. / Сост. А.А. Зимин. — 287 с.).

Основные источники «Русской Правды»

  • Покон вирный — определение порядка кормления княжеских слуг, сборщиков виры (создана в 1020-е или 1030-е гг.);
  • Правда Ярослава (создана в 1016 г. или в 1030-е гг.);
  • Правда Ярославичей (не имеет точной даты);
  • Урок мостникам — регулирование оплаты труда строителей, мостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов (создана в 1020-е или 1030-е гг.).

Краткая редакция содержала 43 статьи и описывала новые государственные традиции, появившиеся незадолго до создания документа, а также ряд более старых законодательных норм и обычаев (в частности, правила кровной мести). Вторая часть содержала сведения о штрафах, нарушениях и пр. Правовые основы в обеих частях были построены на вполне обычном для того времени принципе — сословном. Это значило, что тяжесть преступления, мера наказания или размер штрафа зависели не столько от самого преступления, сколько от того, к какому сословию принадлежал человек, его совершивший. Кроме того, разные категории граждан обладали разными правами.

Более поздний вариант «Русской Правды» дополнен уставом Ярослава Владимировича и Владимира Мономаха, количество статей в нем составляло 121. «Русская Правда» в расширенной редакции использовалась в суде, гражданском и церковном, для определения наказания и урегулирования товарно-денежных тяжб и отношений в целом.

Судебные тяжбы в соседской общине

Первоначально восточные славяне, как и другие племена, не вкусившие плодов государственной жизни, существовали в рамках общины. Сначала в поселениях жили близкие родственники, однако с течением времени, в связи с ростом населения и в результате браков между членами разных семей, первоначальная родовая община сменилась соседской. Выделение отдельных семейных хозяйств вызывало неизбежное имущественное расслоение населения. Вот какое свидетельство оставил один из арабских путешественников: «Все они постоянно носят мечи, так как мало доверяют друг другу, и коварство между ними дело обыкновенное. Если кому из них удается приобрести хоть немного имущества, то родной брат или товарищ его тотчас начнет ему завидовать и пытаться его убить или ограбить».

Имущественные конфликты в то время, пока ещё не было сколь-нибудь сильной княжеской власти, решались внутри общины посредством суда, на котором заседали старейшины — наиболее уважаемые её члены. Относительно наиболее тяжких преступлений, таких как убийство или разбой, действовало право кровной мести, которое с течением времени, уже во время правления Ярослава Мудрого, постепенно заменяется денежными штрафами. По более мелким проблемам существовало несколько вариантов решения.

Стороны могли примириться друг с другом добровольно, без привлечения общинного суда. Если же компромисс не находили, то в дело вступали древние «процессуальные» нормы. Арабские путешественники в своих путевых заметках зафиксировали одну из таких норм — решение спора с помощью поединка. На поле схватки «истец» и «ответчик» мог выставить любого, кто согласится защищать его честь. «На борьбу эту родственники обеих тяжущихся сторон приходят вооруженными и становятся; тогда соперники вступают в бой…». С принятием христианства христианства поединок постепенно пропадает из правового поля Древней Руси как пережиток языческих традиций.

Современные исследователи не исключают, что в древней восточнославянской общине могла существовать целая прослойка знатоков права, которые консультировали стороны относительно возможных итогов судебного разбирательства.

Генезис и эволюция

Правда РусскаяПравовые нормы России отражали эволюцию общественных отношений на Руси XI-XIII веков. Общее право, Князь законодательство и судебные разбирательства составляли основу «РП». Это также отражало общественные отношения, которые были характерны для других близкородственных славянских народов, таких как Хорваты и Белые хорваты, и примерно с того же периода в Хорватии Статут Poljica появился, который по содержанию очень похож на Правда Русская.

Краткое издание Русское Правосудие состоит из двух явно различных частей, названных исследователями Правда Ярослава (Закон Ярослава, ок. 1017), иначе известный как Древнейшая правда (старейшее правосудие) Ярослав Мудрый, и Правда Ярославичей (Закон сыновей Ярослава, ок. 1054). Некоторые указывают на другие отдельные компоненты текста, возможно, добавленные позже.

В Закон Ярослава включали в себя правовые нормы феодального права наряду с архаическими положениями, восходящими к первобытнообщинной системе. Согласно популярной теории, он был обнародован с целью урегулирования конфликта между Константин Добрынич, а посадник из Новгород, а варяг население города.

Последующее развитие и улучшение Русское Правосудие произошли во времена сыновей Ярослава и его внука Владимир Мономах. Считается, что в Правда Русская после восстаний в Киев, Новгород, и Ростов-Суздаль провинция в 1068–1071 гг.

В зарождающемся Российском государстве Правда Русская был заменен в 1497 г. Судебник, Свод законов. Несколькими веками ранее новые правовые кодексы были приняты в Псков и Новгород.

Учреждения

«Правда Ярославичей» повысила ответственность данной общины за убийство князей , воинов, тиунов (« тиун », привилегированный слуга князей или бояр ), староста (« староста », представителя низовой администрации князя) , отрокс (« отрок », низший воин в армии князя) и другие слуги на своей территории. «Правда Ярославичей» предусматривала суровое наказание за поджоги , умышленное калечение скота и коллективное посягательство на имущество богатых людей . После бунта 1113 года в Киеве был введен закон о непомерных процентах , ограничивающий финансовые операции ростовщиков .

Отправление правосудия в Киевской Руси — Иван Билибин

«Правда» стабилизировала систему феодальных отношений и социального неравенства. В XI-XIII вв. Он издал новые законы для смердов («смерд» — феодально-зависимый крестьянин), закупов (« закуп » — феодально-зависимого крестьянина, который мог стать свободным после уплаты своего « закупа », феодального крестьянина. ссуды ), холопов (« холоп » — феодально-зависимый крестьянин, которого можно было убить или продать как раба) и т. д. В «Обширном издании Правды» есть особые положения о статусе закупов и холопов . Он также отражает роль княжеского двора, увеличивая и устанавливая различные виды наказаний и наказаний. Он наложил штрафы, которые пошли на пользу князю или его администрации с уменьшенной компенсацией потерпевшим.

Пытаясь отменить кровную месть (что было довольно распространено в то время), «Правда» сузила ее «использование» и ограничила число мстителей ближайшими родственниками погибших. Если на стороне жертвы не было мстителей, убийца должен был выплатить штраф (так называемый «выра») в пользу князя и частичную компенсацию родственникам жертвы (сообщество убийцы должно было помочь ему оплатить штраф). . Если убивали женщину, приходилось платить половину обычного штрафа (так называемое «полувирьье», половина «выра»). «Правда» также защищала здоровье и честь свободных членов феодального общества и обеспечивала денежную компенсацию за нанесение увечий или оскорбление словом или делом. «Правда» имела комплексную систему наказаний и наказаний за кражи в городе или сельской местности, умышленное повреждение лесов, охотничьих угодий или земель, незаконное проникновение и т. Д. Она также регулировала задолженность между физическими лицами и содержала статьи об ответственности и наследственном праве. «Правда» использовала свидетелей , клятвы и « ордалий » (лат. Ordalium , или «испытание» на английском языке ), своего рода крайний критерий, используемый для доказательства невиновности или виновности подсудимого в ходе судебного разбирательства. Судебный процесс также включал показания свидетелей, доказательства , сбор или преследование по горячим следам . Следователям также пришлось проверить ложные обвинения. Это были первые шаги к судебной медицине .

Предыстория возникновения закона

Причины создания такого акта диктовало само время. До появления Правды прописанного свода законов не существовало вообще. Жизнь в государстве регламентировалась морально-этическими христианскими нормами, которые были отражены в церковной литературе.

Русская Правда во многом опирается на христианские прописные истины, но такой свод правил более усовершенствован и детализирован.

До прихода христианства на Русь, до ее крещения в обществе господствовал языческий закон. Конечно, он был диким и варварским. Но такие вековые устои тяжело было искоренить одной только новой церковной литературой. Ведь языческое право шло в полный разрез с новой христианской религией.

Кроме того, в Древней Руси судьями были в основном выходцы из других стран, которые не владели в совершенстве всеми традициями и обычаями Киевской Руси и многих нюансов просто не могли понять. Главным толчком для возникновения свода законов был приход христианства с его высокими моральными ценностями, главной из которых была и есть жизнь человека, независимо от его статуса и положения в обществе.