Уложенная комиссия екатерины ii

Оглавление

Содержание

Текст «Наказа» состоял из 20 глав и 526 статей.

  1. Гл. I-V (cт. 1-38) — Общие принципы устройства государства.
  2. Гл. VI-VII (cт. 39-79) — «О законах вообще» и «О законах подробно»: основы законодательной политики государства.
  3. Гл. VIII-IX (cт. 80-141) — Уголовное право и судопроизводство.
  4. Гл. X (cт.142-250) — Концепция уголовного права с точки зрения Чезаре Беккариа.
  5. Гл. XI-XVIII (ст. 251-438) — Сословная организация общества.
  6. Гл. XIX-XX (ст. 439-521) — Вопросы юридической техники.

В году текст «Наказа» был дополнен Гл. XXI, содержавшей основы административно-полицейского управления , и Гл. XXII — о регулировании финансовых вопросов.

Монархия — идеальная форма правления

«Наказ» обосновывал политические принципы абсолютистского государства: власть монарха, сословное деление общества. Эти признаки выводились из «естественного» права одних повелевать, а других — подчиняться. Екатерина, обосновывая эти постулаты, делала ссылки на русскую историю.

Монархия признавалась идеальной формой правления. Монарх объявлялся источником неограниченной власти: он консолидирует общество, создаёт и толкует законы.

Подразумевалось наличие и так называемой «власти средней», подчинённой монарху и помогающей ему управлять обществу. Это было некое подобие исполнительной власти, «правительства», которое исполняет свои функции «именем монарха». Роль монарха во взаимоотношении с «властями средними» — надзирать за их деятельностью.

Монарх обязан обладать не только управленческими талантами, но и проявлять «кроткость и снисходительность», стремиться обеспечить в обществе «блаженство каждого и всех». Никаких ограничений, кроме этических, для верховной монаршей власти «Наказ» не предусматривал.

По мнению императрицы, абсолютная власть существует не для того, чтобы отнять у людей свободу, а для того, чтобы направлять их действия на достижение благой цели.

Понятие свободы

Под свободой «Наказ» понимал «спокойствие духа», проистекающее от сознания собственной безопасности. Свобода — право делать то, что разрешено законом.

Общее понятие свободы ассоциировалось с политической, но не личной свободной.

Сословная структура общества

Сословная структура соотносилась с «естественным» делением общества на тех, кто по праву рождения может (и должен) повелевать и тех, кто призван с благодарностью принимать заботу правящего слоя. Помимо дворянства и «нижнего рода людей», то есть крестьян, существовал ещё и «средний род», то есть мещане. Отмена сословного неравенства в обществе, по мнению Екатерины, губительно и совершенно не подходит для русского народа.

Закон — главный инструмент управления

По примеру Фридриха Великого, Екатерина II желала видеть в подвластном ей государстве торжество Закона. Закон рассматривался ею, как главный инструмент государственного управления, который необходимо сообразовывать с «духом народа», иначе говоря, с менталитетом. Закон должен обеспечивать полное и сознательное выполнение.

Екатерина отмечала, что все сословия обязаны одинаково отвечать по уголовным преступлениям.

Финансы и бюджет

В Дополнении к «Наказу» года была проанализирована система финансового управления, перечислялись основные цели государства в этой сфере. Финансы должны были обеспечить «общую пользу» и «великолепие престола». Для решения этих задач требовалась правильная организация государственного бюджета.

Уголовное право

Касаясь уголовного права, Екатерина отмечала, что гораздо лучше предупредить преступление, нежели наказывать преступника.

В Наказе отмечалось, что нет необходимости наказывать голый умысел, не причинивший реального вреда обществу. Впервые в росскийском законодательстве была озвучена мысль о гуманистических целях наказания: об исправлении личности преступника. И только потом — о воспрепятствовании ему в дальнейшем причинять вред. Наказание, согласно «Наказу», должно быть неизбежным и соразмерным преступлению.

Юридическая техника

В Наказе была разработана юридическая техника, ранее не известная российскому праву, выработаны новые представления о системе законодательства:

  1. Законов нужно совсем немного и они должны оставаться неизменными. Это в значительной степени делает жизнь общества более стабильной.
  2. Законы должны быть просты и чётки в своих формулировках. Все подданные должны понимать язык законодателей для успешного исполнения предписаний.
  3. Существует иерархия нормативных актов. Указы являются подзаконными актами, поэтому могут иметь ограниченный срок действия и быть отменёнными в зависисмости от изменившейся обстановки.

Содержание[править | править код]

Аллегория на императрицу Екатерину II с текстом «Наказа», 1778

Текст «Наказа» состоял из 22 глав и 655 статей.

  1. Гл. I—V (ст. 1-38) — Общие принципы устройства государства.
  2. Гл. VI—VII (ст. 39-79) — «О законах вообще» и «О законах подробно»: основы законодательной политики государства.
  3. Гл. VIII—IX (ст. 80-141) — Уголовное право и судопроизводство.
  4. Гл. X (ст.142-250) — Концепция уголовного права с точки зрения Чезаре Беккариа.
  5. Гл. XI—XVIII (ст. 251—438) — Сословная организация общества.
  6. Гл. XIX—XX (ст. 439—521) — Вопросы юридической техники.

В 1768 году текст «Наказа» был дополнен Гл. XXI, содержавшей основы административно-полицейского управления, и Гл. XXII — о регулировании финансовых вопросов.

Монархия — идеальная форма правления

«Наказ» обосновывал политические принципы абсолютистского государства: власть монарха, сословное деление общества. Эти признаки выводились из «естественного» права одних повелевать, а других — подчиняться. Екатерина, обосновывая эти постулаты, делала ссылки на русскую историю.

Монархия признавалась идеальной формой правления. Монарх объявлялся источником неограниченной власти: он консолидирует общество, создаёт и толкует законы.

Подразумевалось наличие и так называемой «власти средней», подчинённой монарху и помогающей ему управлять обществом. Это было некое подобие исполнительной власти, «правительства», которое исполняет свои функции «именем монарха». Роль монарха во взаимоотношении с «властями средними» — надзирать за их деятельностью.

Монарх обязан обладать не только управленческими талантами, но и проявлять «кроткость и снисходительность», стремиться обеспечить в обществе «блаженство каждого и всех». Никаких ограничений, кроме этических, для верховной монаршей власти «Наказ» не предусматривал.

По мнению императрицы, абсолютная власть существует не для того, чтобы отнять у людей свободу, а для того, чтобы направлять их действия на достижение благой цели.

Понятие свободы

Под свободой «Наказ» понимал «спокойствие духа», проистекающее от сознания собственной безопасности. Свобода — право делать то, что разрешено законом.

Общее понятие свободы ассоциировалось с политической, но не личной свободой.

Сословная структура общества

Сословная структура соотносилась с «естественным» делением общества на тех, кто по праву рождения может (и должен) повелевать и тех, кто призван с благодарностью принимать заботу правящего слоя. Помимо дворянства и «нижнего рода людей», то есть крестьян, существовал ещё и «средний род», то есть мещане. Отмена сословного неравенства в обществе, по мнению Екатерины, губительна и совершенно не подходит для русского народа.

Закон — главный инструмент управления

По примеру Фридриха Великого, Екатерина II желала видеть в подвластном ей государстве торжество Закона. Закон рассматривался ею, как главный инструмент государственного управления, который необходимо сообразовывать с «духом народа», иначе говоря, с менталитетом. Закон должен обеспечивать полное и сознательное выполнение.

Екатерина отмечала, что все сословия обязаны одинаково отвечать по уголовным преступлениям.

Финансы и бюджет

В Дополнении к «Наказу» 1768 года была проанализирована система финансового управления, перечислялись основные цели государства в этой сфере. Финансы должны были обеспечить «общую пользу» и «великолепие престола». Для решения этих задач требовалась правильная организация государственного бюджета.

Уголовное право

Касаясь уголовного права, Екатерина отмечала, что гораздо лучше предупредить преступление, нежели наказывать преступника.

В Наказе отмечалось, что нет необходимости наказывать голый умысел, не причинивший реального вреда обществу. Впервые в российском законодательстве была озвучена мысль о гуманистических целях наказания: об исправлении личности преступника. И только потом — о воспрепятствовании ему в дальнейшем причинять вред. Наказание, согласно «Наказу», должно быть неизбежным и соразмерным преступлению.

Слишком продвинута для Европы

«Наказ» был переведен на девять языков, в том числе на немецкий, французский и латынь. И для «просвещенной» Франции оказался чересчур вольнодумным, за что и был запрещен королевским Парижем.

И это при том, что работа Екатерины Великой не только утверждала монархию, как единственно возможную власть, но она говорила об абсолютной монархии. Впрочем, привыкшему к изыскам, излишествам и откровенным извращениям французскому двору мог не понравиться декларируемый «Наказом» примат закона, который должны были неукоснительно соблюдать не только подданные, но и государи.

«Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам, — утверждалось в «Наказе». — Вольность есть право все то делать, что законы дозволяют».

Было в работе и много другого, непривычного и прогрессивного для середины XVIII века — первоначальный текст «Наказа» публиковался с 1767 по 1768 год с определенными дополнениями.

Так, императрица первой среди русских монархов откровенно выступала против рабства, а по сути, против крепостного права, утверждая, что количество крепостных нужно существенно уменьшить, позволить крестьянам накопить средства и выкупить свою свободу — размер этой платы также предлагалось оговорить законом.

Также Екатерина Великая писала о том, что повинности подневольных крестьян должны быть существенно ограничены, а помещики — ограничены в возможности наказывать крепостных. При этом первоначальные тексты государыни, касающиеся этого вопроса были куда более радикальны, но советники уговорили ее смягчить формулировки, дабы не вызвать неудовольствие и откровенную вражду со стороны дворян. К слову, последние в «Наказе» виделись естественными ограничителями монаршей власти.

Портрет Екатерины II работы Владимира Лукича Боровиковского (1757-1825 годы). Фото: Фотохроника ТАСС 

Ценность «Наказа»

На основе «Наказа» в последующем были приняты законодательные акты – Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г., а также Устав благочиния от 1782 г. «Наказ» не только стал своеобразным наставлением депутатам Уложенной комиссии, но и подробным философским трудом, опирающимся на историю и прогрессивную правовую мысль. В документе удалось представить юридическую технику, новую для российского права. Произошла выработка представлений о законодательной системе:

  • немногочисленность и неизменность законов, что позволяет обеспечить стабильность в обществе;
  • простота и четкость изложения формулировок в правовых актах, без которых невозможно обеспечить исполнение предписаний;
  • наличие иерархии нормативно-правовых актов. Подзаконные акты – Указы – могут действовать ограниченно во времени и отменяться в случае изменения ситуации в стране.

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Суть полицейской реформы и устава благочиния

В результате административных преобразований Губернской реформы 1775 года, на территории новообразованных губерний главным управляющим становились генерал-губернаторы, которым подчинялись все расквартированные в губерниях войска. Несмотря на запрет прямого воздействия на судебные процессы, губернаторы лично подписывали приговоры о казнях или могли приостановить исполнение вынесенного судом вердикта.

Управление полицейскими органами возлагалось на губернское правление, а также капитанов-исправников, отвечающих за полицейский функции в уездах. В городе устанавливалась должность городничего, отвечающего за полицию в данной административной единице.

Развитие торговли и промышленности, рост благосостоятельности купечества и мещан в целом – все это вызывало необходимость пересмотра полицейского аппарата в городах, его иерархии, функций и мер ответственности.

8 апреля 1782 года был подписан «Устав благочиния, или полицейский». Начало работы над документом было положено еще в 1767 году, в Наказе к Уложенной Комиссии Екатерина II в существенной степени заимствовала не только названия полицейских чинов (которые нетрудно заметить любому немного знающему немецкий язык), но и целые статьи и положения из трудов таких философов-просветителей как Монтескье, Беккариа, Дидро и Д’Аламбера. Опираясь на изменения, произведенные в 1775, Устав благочиния вносил новые законы полицейского регулирования в городах. Несмотря на заявления о «последующем дополнении устава следующими частями по мере необходимости» была выпущена только первая часть.

Главные функции управы благочиния:

  • Надзор за соблюдением законов и сохранением порядка
  • Исполнение приговоров и решений вынесенных судом или другими органами.
  • Предварительные следственные и розыскные работы.
  • Рассмотрение мелких уголовных дел.

Город делился на:

Части – включали в себя от 200 до 700 дворов,Кварталы – состояли из 50-100 дворов

Иерархия полиции в городе:

Городничий – отвечал за порядок в целом, ему подчинялись все нижестоящие чины, а также полицейские и пожарные бригады.Частный пристав – руководил полицией в отведенной ему части города. Ему помогали уголовный и гражданский приставы, а также ратманы (избирались от мещан и купечества).Квартальный надзиратель – обеспечивал порядок на территории ввереных ему кварталов, руководил работой различного обслуживающего персонала – трубочистов, фурманщиков, печников, фонарщиков и т.д.Квартальный поручик – отвечал за порядок внутри конкретного квартала, выбирался из числа жителей на три года.

Для городов-центров губерний список иерархии немного менялся и вместо городничего всем управлял полицмейстер. В столицах (Москве и Петербурге) над полицмейстерами утверждалась должность обер-полицмейстера, назначаемого лично императрицей.

Устав благочиния указывал какие конкретно действия находились в ведении полицейских органов:

1) противодействие полиции, неисполнение решений суда и законов ;
2) деяния против любой веры и богослужений;
3) нарушение общественного порядка – азартные игры, пьянство, брать и т.д.;
4) действия, нарушающие нормы благочиния – недозволенные представления, самовольное строительство и тд;
5) Подкуп административных или исполнительных органов власти;
6) мелкие уголовные преступления.

Кроме прочего, Управа Благочиния могла запретить организацию какого-либо сообщества или кружка – будь то масонская ложа, клуб любителей искусства или торговая ассоциация. Она осуществляла контроль за ценами внутри города и следила, чтобы крепостные крестьяне не сбегали в города, а так же выполняла административно хозяйственные функции – сохранение рабочего состояния дорог, фонарей, снабжение города провиантом и т.д.
Первые пожарные команды в Петербурге

В основном Управа собирала информацию о правонарушениях и передавала их в соответствующие судебные органы, но по своим компетенциям проводила самостоятельные расследования и вынесение решений – порицания, запрещение определенной деятельности, штрафы, аресты и заключения в работные дома.

Экономическое развитие России во второй половине 18 века

Экономика в период правления Екатерины II страдала от рабского труда крепостных крестьян, даже проведенные реформы не смогли полностью решить данную проблему. Тем не менее, страна вышла в лидеры по экспорту таких ресурсов как лес и зерно, а также продуктов первичной переработки (чугун и парусина). Были отменены многие монополии на добычу и реализацию различного сырья, а также скорректированы налоговые пошлины. В рамках финансовой реформы были введены первые бумажные деньги — ассигнации. Выпуск манифеста «о свободе предпринимательства» любому желающему разрешил открыть собственное кустарное производство.

Проведенные административные реформы помогли систематизировать налогообложение, а секуляризация церковных земель и имущества, в начале царствования Екатерины II, позволила использовать крестьян и землю ранее кормивших духовенство для интересов императрицы.

Основание Вольного Экономического Общества, активное освоение земель, захваченных в результате разделов Речи Посполитой и войн с Турцией, а также новые финансовые потоки от морских торговых путей Черного моря стали скорее потенциалом к будущим преобразованиям, нежели опорой во время царствования Екатерины Великой.

Многочисленные военные конфликты, проблемы эффективного взаимодействия сословий, расцвет бюрократии, взяточничества и фаворитизма нанесли серьезный урон финансовым делам Российской Империи — после смерти Екатерины II остался внешний долг правительства более чем в 200 млн рублей.

Динамика расходов экономики Российской Империи во время правления Екатерины IIЭкономика России второй половины 18 века

Состав

Определяя состав депутатов, царица пыталась соблюсти принцип представительства всех сословий. Ее указ был — в комиссии должны участвовать все слои общества. Екатерине хотелось выяснить, какие настроения царят среди дворян, среди купечества, горожан. Даже государственным крестьянам был дан «пропуск» в законодательный орган, предоставлялась возможность вносить свои предложения. Однако самый многочисленный пласт населения России (и самый бесправный) — крепостные крестьяне — вновь остался «за бортом».

Рис.1. Продажа крепостных

Таблица 1. Состав первого созыва и последующих

Сословие Процент
Дворяне 30
Горожане 39
Чиновники 5
Государственные крестьяне 14
Казаки, представители нерусского населения 12

Первым по численности официально был клан горожан. Однако среди горожан, как и среди чиновников, находилось немало дворян, а потому дворяне фактически были не вторым по численности блоком, а первым.

Принцип работы комиссии — выборность депутатов. По дворянам это был 1 депутат от уезда, по крестьянам — 1 от провинции, по горожанам — по 1 от города.

Всего оказалось избрано 564 человека. Более половины относились к правящему сословию.

МЕЧТЫ О   КОНСТИТУЦИИ

Некоторые аристократы, например воспитатель наследника Павла Никита Панин, надеялись, что при Екатерине II будет ограничено самодержавие в пользу дворянства, и прежде всего — аристократии. Через несколько недель после возведения Екатерины II на трон он поднес императрице проект. Там Панин живо изобразил «временщиков, куртизанов и ласкателей», которые сделали из государства «гнездо своим прихотям» и потворствуют «лихоимству, роскоши, мотовству и распутству». Исправить положение Панин предлагал, ограничив самодержавие особым Императорским советом из 6-8 человек и созданием Верховного Сената, где заседали бы пожизненно депутаты, назначенные монархом, и депутаты, избранные от дворянства. В XIX в. декабрист М.А. Фонвизин рассказывал, что Панин желал, чтобы «Сенат был бы облечен полною законодательною властью, а императорам оставались бы исполнительная, с правом утверждать обсужденные и принятые Сенатом законы и обнародовать их».

Но Екатерина II не допускала никакого вмешательства в свои самодержавные права. Она вообще была убеждена, что абсолютная монархия — идеальная форма правления для России. «Российская империя есть столь обширна, — писала императрица, — что, кроме самодержавного государя, всякая другая форма правления вредна ей, ибо все прочие медлительнее в исполнениях». Однако предолжение Панина о реформе Сената было одобрено императрицей. В 1764 году он был разделен на шесть департаментов с пятью сенаторами в каждом, что повысило эффективность его работы. Н.И. Панин, в конце концов, сжег проект своей «Конституции». Правда, рассказывали, что даже за два дня до своей смерти этот высокопоставленный екатерининский вельможа убеждал наследника престола Павла даровать России конституцию.

Состав комиссии

Императрица хотела, чтобы комиссию представляли все сословия, и даже издала соответствующий указ. Ей это было необходимо для выяснения настроений, царящих у на всех уровнях общества — от дворян до простых горожан. Примечательно, что даже государственные крестьяне получили допуск в комиссию с предоставлением права оставлять свои предложения. При этом крепостные крестьяне оставались не у дел, несмотря на то, что данный пласт являлся самым многочисленным среди населения страны.

Больше всего в Уложенной комиссии набралось горожан, среди которых было немало дворян, как и среди чиновничьего состава. То есть фактически дворянство составляло значительную часть выборного органа.

Одним из принципов деятельности комиссии выступала выборность депутатов, которая осуществлялась следующим образом:

  • у дворян — 1 депутат от уезда;
  • у крестьян — 1 депутат от провинции;
  • у горожан — 1 депутат от города.

Всего в составе Уложенной комиссии находилось 564 человека, больше половины из которых представляло правящее сословие.

Политическая жизнь России в период правления Екатерины Великой

Внешняя политика —
интриги и войны

Карта — Россия завоевывает новые территории при Екатерине II

Армия и флот получили достаточно финансирования для существенного увеличения численности и качества оснащения, что положительно сказалось на успехах военных кампаний.

Наиболее значимыми событиями были три раздела Речи Посполитой, войны с Турцией 1768-1774 и 1787-1791 годов, успешные отражения агрессии Швеции и Персии (в рамках соглашения «Георгиевский трактат»). Результатом этих мероприятий стало присоединение Крыма, Малороссии, Новороссии, Белоруссии, Очакова и других территорий. На черноморском побережье основано большое количество городов, а в портах – начато строительство будущего черноморского флота.

Устранение угрозы со стороны Крымского Ханства стало одним из значительных достижений внешней политики.

Кроме того, государство российское окончательно утвердилось в статусе мировой державы – выступление в качестве посредника при урегулировании «войны за баварское наследство» и заключение различных союзов (союз «трех чёрных орлов», конвенция «о вооружённом нейтралитете») являются наглядным того подтверждением.

Успешная внешняя политика не только закрепила статус Российской Империи, как влиятельного игрока на геополитическом поле, но и подняла авторитет аристократии того времени, принимавшей активное участие в боевых действиях. Две победоносные турецкие компании, разделы Речи Посполитой, отраженные агрессии шведов и персов, все эти события имели своих героев и полководцев, имена которых до сих пор известны и упоминаются с уважением – Суворов, Потемкин, Румянцев, Ермолов.

Некоторым проектам императрицы не суждено было сбыться — греческий проект (целью которого было восстановление Священной Римской империи с императором-ставленником Екатерины II) так и не был реализован.

Внутренняя политика —
развитие России

Ключевые события внутренней политики Екатерины II

Захватив власть в результате государственного переворота 1762 года, Екатерина II принялась проводить реформы административного и экономического характера — реформирование сената, секуляризацию церковного имущества и выпуск бумажных денег — ассигнаций.

В результате эксплуатации крестьянского сословия, национальной политики и общего истощения государства русско-польской и русско-турецкой войнами, вспыхнуло восстание Пугачёва 1773-1775 годов. После подавления бунта, и последовавших за ним репрессий, Екатерина II в срочном порядке проводит ряд преобразований административного и полицейского характера, стремясь предотвратить возможные восстания в будущем — губернскую, полицейскую и городскую реформы. Понимая ненадежность казачьих военных формирований (часть казаков примкнула к восстанию Пугачёва), императрица упраздняет Запорожскую Сечь. Для снижения социальной напряженности в низших сословиях объявляется отмена налогов и сборов для различных ремесленников и добытчиков.
Венцом собственного законотворчества, Екатерина II называла «жалованные грамоты» изданные в 1785 году.

Дворянское сословие по праву могло считать эпоху правления Екатерины II – периодом своего расцвета. Благородные сословия получили подтверждение уже имеющихся привилегий и новые права, в том числе в ущерб крестьянам – «жалованная грамота дворянам» обеспечивала поддержку императрицы среди двора. Теперь дворяне даже не обязаны были нести воинскую службу. И обладали над крестьянами почти безграничной властью.

«Жалованная грамота городам» — позволила разграничить права и обязанности городских жителей, одновременно с этим произошло правовое становление такого класса общества, как купечество.

Итоги работы Уложенной комиссии

Уложенная комиссия Екатерины 2 работала практически 1,5 года. За это время было проведено 203 общих заседания. Никаких конкретных результатов эти заседания не дали. В итоге Уложение выработано не было, а единственный итог работы комиссии можно свести к тому, что в России в очередной раз остро встал социальный вопрос. На заседаниях депутаты от разных сословий не могли договориться между собой.

Почему Екатерина доверила Уложенную комиссию депутатам, а не профильным чиновникам? Ответа на этот вопрос у истории нет. Понятно только, что группа людей с разными интересами, не имеющая никаких юридических знаний и навыков, не могут составлять закон для страны. Этим должны заниматься специалисты. И как только Николай 1 доверил этот вопрос профильным чиновникам — Россия получила Уложение.

Уложенная комиссия резко критиковалась многими видными людьми. Вот некоторые высказывания.

Многие видные деятели 18 и 19 века утверждают, что Уложенная комиссия это попытка Екатерины 2 прославить свое имя. Это не более чем элемент пропаганды, который носил популяристический характер, но ни к каким позитивным изменениям в России привести никак не мог.

ЩЕРБАТОВ «О ПОВРЕЖДЕНИИ НРАВОВ В РОССИИ»

«Не неприятель был Петр Великий честному обществу; … хотел, чтобы оно безубыточно каждому было. Он учредил ассамблеи. Но сиим ассамблеям предписал печатными листами правила, что должно на стол поставлять и как принимать приезжих, сим упреждая и излишнюю роскошь, и тягость высших принимать.

Но слабы были сии преграды, когда вкус, естественное сластолюбие и роскошь стараются поставленную преграду разрушить и где неравность чинов и надежда получить что от вельмож истребляют равность.

Начали люди наиболее привязываться к государю и вельможам, яко к источникам богатства и награждений. Привязанность сия учинилась — не привязанность верных подданных, любящих государя и его честь и соображающих все с пользою государства, но привязанность рабов, жертвующих все своим выгодам.

Грубость нравов уменьшилась, но оставленное ею место лестью наполнилось; оттуда произошло раболепство, презрение истины, обольщение государя…

Были еще и другие причины, происходящие от самих учреждений, которые твердость и добронравие искореняли. Ибо стали не роды почтенны, а чины и заслуги и выслуги; и тако каждый стал добиваться чинов, а не всякому удастся прямые заслуги учинить, то за недостатком заслуг стали стараться выслужиться всякими образами, льстя и угождая государю и вельможам. Могла ли остаться добродетель и твердость в тех, которые в юности своей от палки своих начальников дрожали?»

Памфлет историка М.М. Щербатова «О повреждении нравов в России» написан в 1786 г. или 1787 г.

Структура комиссии

1. Общая комиссия (все депутаты, решения важных вопросов). 2. 15 частных комиссий (для решения конкретных вопросов сословного или территориального характера; по пять человек из общего числа депутатов). 3. Дирекционная комиссия (руководящее начало в работе всех комиссия; все её члены были назначены императрицей лично); 4. Комиссия Сводов (систематизация законодательных актов) 5. Комиссия Наказов (систематизация и приведение к общему «знаменателю» всех депутатских наказов). 6. Экспедиционная комиссия (исправления законов с точки зрения современного языка).

Итоги работы комиссии

Комиссия, на которую Екатерина II возлагала большие надежды, проработала около полутора лет. За этот период было проведено 203 заседания и рассмотрены некоторые наказы. Однако ни одного решения Уложенная комиссия не вынесла. Историки сходятся во мнении, что она была распущена не из-за войны, а из-за абсолютной ненужности.

Представители разных сословий, не имеющие соответствующего образования и опыта, просто не могли разработать новые законы. Депутатам требовалось собрать мнение население по разным вопросам и обсудить их. С этой задачей они справились. Однако несовершенство организации комиссии привело к отсутствию конечного результата.

И все же работа комиссии принесла пользу. Императрица внимательно изучила «наказы» губерний и узнала об истинном положении разных социальных классов. Это помогло ей при разработке последующих реформ.

Российская империя

  • Список императоров России по порядку и годы их правления
  • Территории, входившие в состав Российской империи
  • Деятельность Госдумы 1906-1917 гг.
  • Табель о рангах. Главное
  • Первая всеобщая перепись Российской империи
  • Революция 1905-1907 гг.: причины, цели, итоги
  • Россия в Первой мировой. Самое главное
  • Коротко об эпохе дворцовых переворотов
  • История герба России

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Итоги и результаты — что сделала Екатерина II за время правления Российской Империей

В социальной и культурной сфере:

• Упорядочивание и систематизация функций административных и судебных институтов. Разделение территории не по объему, а по численности населения. Разграничение ответственности управляющих должностей.

• Закладывание основы общественной образовательной системы и женского образования.

• Закрепление за дворянами ранее предоставленных привилегий и окончательное закрепощение крестьян – запрещены жалобы на хозяев, помещикам разрешили ссылать крестьян на каторгу.

• Разграничение сословий, их обязанностей и прав. Появление сословий «горожан».

• Развитие системы здравоохранения, культуры и искусства.

• Переселение немцев на территории Российской Империи с предоставлением привилегий.

В экономической сфере:

Выпуск первых бумажных денег – ассигнаций.

• Свобода предпринимательства для всех, кроме крепостных.

• Зависимость Церкви от государства.

• Объем экспорта увеличился с 13,9 млн р. в 1760 г. до 39,6 в 1790 г.

• Существенное снижение торговых пошлин.

• Коррупция и фаворитизм.

• Увеличение «питейного сбора» в шесть раз.

• Общая сумма долгов государства после смерти Екатерины II – 205 млн р.

В геополитической сфере:

• Существенное расширение влияния Российской Империи на Кавказ, черноморское побережье и Европу — в результате удачных турецких кампаний и разделов Польши были присоединены: Крым, Очаков, Белоруссия, Новороссия, Малороссия и другие регионы.

• Основаны 144 города.

• Основан черноморский флот.

• Увеличение численности и качества армии и флота.

• Усиление потенциальных противников вследствие разделов Речи Посполитой

• Закрепление «нормандской теории» возникновения русской государственности

Итоги деятельности Уложенной комиссии

Сама комиссия была распущена под предлогом того, что началась новая военная кампания против Турции, и стране было необходимо максимальное количество бойцов, в том числе и из заседателей комиссии. Современные историки справедливо считают, что комиссия была распущена не из-за необходимости дворян отправиться на войну, а скорее из-за полной ненужности этого государственного органа.

Несмотря на то, что комиссия так и не приняла ни одного решения, важно рассмотреть последствия ее существования и бездействия

  • Народ был в очередной раз разочарован деятельностью правительства. Поскольку на комиссию все возлагали большие надежды, ее роспуск стал серьезным ударом по простым гражданам.
  • Неудачу Уложенной комиссии часто называют в числе причин скорого крестьянского восстания под предводительством Пугачева. Видя, что императрица не способна изменить существующий строй общества, народ решил сам взяться за дело.
  • Сама Екатерина Великая лишний раз убедилась в том, что государственные и законотворческие системы Европы не действуют в Российской империи.
  • Неудача с Уложенной комиссией стала своеобразным черным пятном на репутации императрицы.

И пусть Уложенная комиссия потерпела фиаско, правительница не оставляла надежд приблизиться по уровню развития к европейским странам. Сейчас историки всех мастей отмечают, что внешняя политика Екатерины II была куда более удачной, чем ее внутренние действия. Неудача Уложенной комиссии стала лишь первым тревожным звонком, свидетельствующим о бессилии императрицы в области изменений внутренних порядков, сложившихся в государстве.