Причины, содержание и значение секуляризации церковных земель при екатерине ii

Оглавление

Секуляризация: суть и возникновение

Секуляризацией называется процесс изъятия церковной собственности в пользу государства. Название происходит от латинского слова «saecularis», что значит «мирской», «светский».

Термин возник в XVII веке, однако страны Европы начали конфискацию имущества церквей и монастырей гораздо раньше: при Реформации, во время первых буржуазных революций. В XVI веке процесс обращения государством церковной земельной собственности в светскую начался в Нидерландах и Англии. По причине Английского переворота середины XVII века вовсе были уничтожены архиепископства, епископства, а их имущество перешло к джентри.

Еще более масштабная секуляризация происходила в XVIII веке. Во Франции земли духовенства были национализированы после окончания Великой французской революции. Наполеоновские войны положили начало всеобщей западноевропейской конфискации храмового имущества в пользу государства.

Что касается Российской империи, то ограничить владения духовенства власть безуспешно пыталась еще с XV века. Но большую часть своих владений РПЦ начала терять из-за реформы, которая была проведена в годы правления Петра I. Он считал, что монастырские земли не используются должным образом, приносят мало пользы. Император уничтожил льготные права обителей, а в 1701 году возобновил деятельность монастырского приказа. С этого времени хозяйство, доходы обителей перешли под контроль светской власти.

Елизавета Петровна, а также ее преемник Петр III подготавливали радикальную церковную реформу, однако секуляризация церковных земель при Екатерине II превзошла все предыдущие проекты.

Предпосылки реформы и историческая обстановка

Инициатором реформы стала императрица Екатерина II. Причиной этого послужило огромное количество беломестных земель — это церковные вотчины, освобожденные от всех налогов. Подобная ситуация не устраивала правительство, так как значительно снижало доходы в государственную казну. Согласно официальным данным во владениях церкви располагалось почти 9 млн. десятин земли и чуть менее 1 млн. крепостных крестьян мужского пола (это без учета женщин и детей).

Ещё в 1757 году императрица Елизавета Петровна издала распоряжение о подготовке реформы. Продолжателем её трудов стал наследник Пётр III. Незадолго до своего свержения им был подписан указ о прекращении выплаты дотаций тем монастырям, которые не могли содержать себя сами и передачи их в собственность Коллегии экономии. Такие решения были восприняты как историческая закономерность среди дворянства, но вызвали волну враждебности от представителей духовенства.

Содержание Манифеста о секуляризации монастырских земель

Манифест был подписан Екатериной II 26 февраля 1764 года. Основные его положениями являются передача церковной недвижимости, земли и материальных ценностей под владение государственного органа под названием «Коллегия экономии». Крестьяне, проживающие и работающие на изъятых территориях, также становились собственностью государства. Оброк и барщина для них отменялись, а вместо этого крепостные обязывались на выплату 1.5 рублей налогов, которые шли в государственную казну. На содержание монастырей выделялись небольшие средства, направленные на удовлетворение самых необходимых потребностей. Произошло деление монастырей на три класса, в зависимости от их материального положения и духовной деятельности. Их называли «штатными» и содержание таких монастырей возлагалось на государственную казну. Остальные же, которые не попали в «штат» должны были жить исключительно за счет пожертвований от прихожан.

Начало реформ и распространение их на Украину

26.02.1764 г. Екатериной II был издан указ, касающийся церковных владений. Этим она завершила длительный период имущественных конфликтов между церковью и государством.

Положения указа:

  • Имения, принадлежавшие Святейшему Синоду и другим церковным учреждениям, переходили по начало Коллегии экономии России.
  • Церковным учреждениям было запрещено осуществлять управление имениями, монастырями, приходами и кафедрами.
  • Крестьянское население этих имений передавалось под контроль Коллегии экономии. Затем крестьяне получали статус «экономических».
  • С 01.01.1764 г. для экономических крестьян вводилась отмена барщины и оброка. Они оплачивали 1,5 руб., которые составляли подушный оклад. Эти суммы шли в госказну с помощью Коллегии экономии.
  • Чтобы содержать церковные учреждения, имевшие ранее земельные наделы, Коллегией выделялись некоторые суммы.
  • Предполагалось деление епархий на 3 класса, в зависимости от которых определялся размер содержания.
  • Монастыри получали специально сформированные монастырские штаты. В них было внесено 225 монастырей. Их делили на 3 класса. Исключением на первом этапе стали учреждения, подчиненные Киевскому митрополиту.

Сначала секуляризация коснулась исключительно территорий Великороссии. Только в 1786 г. данные изменения охватили Киевскую, Черниговскую и Новгород-Северскую губернии. В 1788 г. секуляризации подверглись имения церкви, которые располагались на территории Курской, Екатеринославской губерний. В этом же году преобразования охватили Харьковскую и Воронежскую губернии. Позже Коллегию экономии расформировали, а церковные земли и крестьяне полностью были закреплены за государством.

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Суть секуляризации и ее причины

Основные причины секуляризации церковных земель в России при Екатерине 2 следующие:

  • Экономические. Государственная казна находилась в плачевном положении: армия не получала зарплату 6 месяцев, военно-морской флот был в очень плохом состоянии, государство было вынуждено продать практически все монополии частным лицам. На этом фоне Российская Империя остро нуждалась в финансах и в новом источнике их пополнения. Церковные земли стали реальной возможностью решить экономические проблемы.
  • Социальные. Екатерина 2 своим указом подчинила церковь государству. Это то, что пытался сделать ещё Пётр 1. До секуляризации церковь обладала всем необходимым для самостоятельного существования. Фактически это было государство в государстве. После 1764 года церковь напрямую экономически зависела от государства.

По условиям указа о секуляризации 910 тыс крестьян, которые ранее относились к церковным землям, переходили под контроль Коллеги экономики. Отсюда и их название — экономические крестьяне. Они получали в распоряжение землю, которая раньше относилась к церкви. За пользование этой землей крестьяне не несли никакой повинности, кроме уплаты налога величиной в 1,5 руб в год. Эти деньги напрямую поступали в государственный бюджет. В совокупности это приносило государству ежегодный доход в размере 1,36 млн руб.

Екатерина 2 поставила церковь в зависимость от государства, лишив церкви и монастыри собственных финансов. Государство брало на себя расходы на обеспечение монастырей, но не всех. Известно, что на момент прихода к власти Екатерины 2 в Российской Империи насчитывалось 954 монастыря. После принятия указа о секуляризации было решено ликвидировать 418 монастырей. Из оставшихся 226 монастырей получали содержание от государства («штатные»), а оставшиеся 310 оказались «заштатными» и могли существовать исключительно на пожертвования. Положение даже тех монастырей, которые оказались на государственном обеспечении, было тяжёлым. По указу императрицы все монастыри были разделены на 3 класса, каждый из которых получал определенную долю содержанию. Чем выше класс, тем выше содержание. В результате основная часть финансирования доставалось монастырям первого класса, к которому относились Киево-Печерская лавра, Александро-Невская лавра, Троице-Сергиева лавра и другие. Эти учреждения получали сравнительно достаточное финансирование, а остальным монастырям денег не хватало катастрофически. Денег не хватало даже на содержание штата. Поэтому уже 1771 году, даже несмотря на практически двукратное сокращение количества монастырей, в действующих монастырях было 527 вакантных мест. Причина в том, что денег монастырям не хватало и они экономили на всём чем только можно. Поэтому шло сокращение штатов, чтобы не требовать дополнительных средств, поскольку монастыри опасались, что государство не даст денег, а решит ликвидировать нерентабельный монастырь. Примеров таких было огромное количество. Самый резонансный случай это закрытие в 1788 году Симонова монастыря в Москве. Это подчеркивает, что государство без какого-либо промедления закрывало любое церковное учреждение.

Концептуальный

Латинское слово Saeculum первоначально означала «возраст», «век», в церковной латыни , затем «височный мир» и , таким образом , земная в противоположности вечного . Таким образом, прилагательное «светский» (лат. Saecularis ) имеет значение « мирской », « профанный »; производный глагол «секуляризировать» означает «делать что-то мирское / профанское». Термин секуляризация или секуляризация поэтому использовался для обозначения перехода вещи из собственности церкви (епархий и монастырей) в собственность государств ( не управляемых принцами-епископами ) (для этого значения см. Секуляризацию ). Первое задокументированное использование этого термина (но в этом смысле передачи церковной собственности в светские руки) было сделано Анри Орлеаном во время переговоров о Вестфальском мире в Мюнстере в 1646 году. С начала XIX века значения расширились дальше.

Сегодня термин «секуляризация» используется следующим образом:

  • Секуляризация понимается — в более широком смысле — как институциональный и ментальный процесс отделения религии от государства . Эрнст-Вольфганг Бёкенферде характеризует этот процесс как «отделение политического порядка как такового от его духовной и религиозной детерминации и формирования».
  • С точки зрения мышления, секуляризация также используется для описания перехода концепций и идей от преимущественно религиозного к более общему контексту философии и духа времени (например, рай , грех , искупление , история спасения , апокалипсис и т. Д.).
  • В социологии , в рамках теории социальных изменений , секуляризация концептуально понимается более узко, но тематически более широко как социальный процесс, который происходит в направлении, противоположном магизации или сакрализации . Различают секуляризацию (термин для процесса, то есть процесс) и секулярность (термин для государства) общества. В общем, говорится о процессе социальной утраты смысла религии в современных обществах, хотя есть риск, что концепция современности используется здесь в смысле круговой аргументации.

Последствия реформы

Разделение на штаты и классы определило финансовое положение монастырей. Появилось два абсолютно разных типа не только монастырей, но и монахов, что нивелировало значение монастырских уставов. Финансовое содержание штатного мужского монастыря 1-го класса, определённое реформой, в 2,5 раза превышало содержание монастыря 3-го класса; на женские монастыри 2-го и 3-го класса отпускались значительно меньшие суммы, чем на мужские. Фактически государство брало на себя лишь содержание и питание монастырской братии. Строения монастырей постепенно разрушались, а настоятели не решались сообщать об этом Синоду, чтобы избежать упразднения монастыря. Чтобы избежать финансовых проблем, монастыри сокращали число монашествующих, предусмотренное им штатом, из-за чего стали безлюдеть и беднеть. Кроме того, были и заштатные монастыри, не получавшие вообще никаких бюджетных ассигнований, что в условиях отсутствия собственной земли означало медленное умирание.

Реформа привела к массовому закрытию монастырей так как те монастыри которые не попали в число 1,2,3 классов или заштатных, подлежали закрытию. Перед реформой 1764 года в Великороссии насчитывался 1.026 монастырей. По подсчетам И. К. Смолича, за XVIII — начало XIX века было (за исключением Сибири) закрыто 822 монастыря (660 мужских/162 женских) и возобновлено 39 (33 мужских/6 женских). В итоге на 1810 год во всей Российской империи осталось только 452 монастыря. В отношении сибирских монастырей, учитывая их малое число и особое значение в деле освоения Сибири, правительством были предприняты гораздо более мягкие меры, чем в отношении монастырей европейской части империи.

Исторический очерк

Впервые термин «секуляризация» был применён в XVII веке и означал передачу земельных владений из церковного в светское управление. Сам процесс проходил и раньше: при образовании централизованных национальных государств с помощью секуляризации светская власть освобождалась от церковного покровительства и укрепляла государственные финансы за счёт духовенства.

  • Во Франкском государстве Карл Мартелл провёл секуляризацию в 1-й половине VIII века и раздал конфискованные земли знати.
  • В Византии секуляризация проводилась много раз. Так, в 1058 году Исаак I конфисковал часть монастырских земель, а константинопольский патриарх Михаил Кируларий был в конце 1058 г. смещён и сослан.
  • В эпоху Реформации прошла масштабная секуляризация в Западной Европе. Уже в XIV—XV веках Джон Уиклиф и Ян Гус требовали секуляризации, а в XVI в. светские феодалы поддержали Лютера. Немецкие князья, поддержавшие Реформацию, провели секуляризацию после Крестьянской войны 1524—26 годов.
  • С распространением цвинглианства и кальвинизма в швейцарских кантонах там прошла секуляризация.
  • Нидерландская революция XVI в. передала церковные земли буржуазии.
  • Во время Реформации в Англии в 1536—39 секуляризованные земли перешли к буржуазии и джентри, способствуя первоначальному накоплению капитала.
  • В XVII в. Английская революция привела к ордонансам 1646 г. об уничтожении архиепископств и епископств и секуляризации их земель.
  • Во 2-й половине XVIII века укрепление просвещённого абсолютизма включало секуляризацию, проведённую в Австрии Иосифом II, a в Португалии — С. Ж. Помбалом.
  • Великая французская революция по декрету от 2 ноября 1789 национализировала церковно-монастырские земли во Франции. В ходе наполеоновских завоеваний секуляризация происходила по всей западной Европе, в том числе в Италии. Люневильский мир в 1801 году дал возможность секуляризовать церковные княжества в Германии.
  • Во время объединения Италии секуляризация проводилась в 1855 и 1866 годах, с ликвидацией Папской области в 1870 г.
  • В России, в результате секуляризационной реформы 1764 г. основная часть монастырских земель перешла к государству (что стало источником появления большей части государственных крестьян); в XIX в. правительство Российской империи также проводило секуляризацию вакуфов в среднеазиатских владениях империи.

Екатерининская секуляризация

В истории существуют два понятия, которые стоит между собой различать: первое — «Манифест о секуляризации церковных земель», а второе — реализованная секуляризационная реформа. Манифест был подписан Петром III, государем, властвовавшим всего лишь полгода. Эксцентричность императора озлобила дворянство, и элита общества возвела на престол жену Петра III Екатерину II. Петров манифест призывал изъять из церковных рук часть земель. Документ был подписан, но вследствие короткого правления императора не был реализован на практике.

Взойдя на престол, Екатерина сначала отменила указ бывшего мужа. Она пришла к власти из-за дворцового переворота, и ей нужно было лавировать между основными правящими группами, чтобы не повторить судьбу своего мужа. Не стоит забывать, что по происхождению Екатерина была немкой из небольшого княжества. Родившаяся в 1729 году, она перешла в православие лишь в 1744 году. Да и переход ее в другую веру был вызван не религиозным чувством, а желанием выгодно использовать политическую конъюнктуру. Она понимала, что нельзя править в России, исповедуя другую веру или попирая ценности православия. Неудачный пример Петра III это отлично подтвердил.

В 1764 году Екатерина все-таки подписывает секуляризационный манифест. Существовали объективные причины для изъятия церковных вотчин:

  • Крупное церковное землевладение являлось архаическим пережитком, доставшимся Российской империи еще от времен первых русских князей. Сотни лет прошло с тех пор, а подобная форма владения землей крайне устарела.
  • Церковь не являлась налогоплательщиком. Ее владения были огромные, а государство не получало от этого никакой экономической выгоды. У Екатерины были грандиозные планы, что вылилось в две русско-турецкие войны, поэтому деньги были нужны здесь и сейчас.
  • Реформа была еще одним поводом для светской власти, чтобы приуменьшить влияние церкви. Духовная власть призвана решать морально-этические вопросы, а не вмешиваться в политику, как она неоднократно делала до этого. Отчасти с этой мыслью была затеяна реформа.
  • Несоответствие жизни некоторых духовников учению Христа. Безусловно, нельзя судить все учение по людям, извращающим его смысл. Но такие отступники заставляют людей терять доверие, скептически относиться к учению. Христианство призывает к аскезе, а не к увеличению вотчинного землевладения, поэтому сам факт, что у церкви скопились богатства и земли, является не очень естественным и правильным.

Помимо лишения церкви большей части своих владений, реформа также создала новый класс крестьян, именуемый экономическим. Они были приписаны к коллегиям экономии, обладали личной свободой и должны были платить только оброк. Спустя несколько десятков лет эта категория крестьян была включена в состав государственных крестьян.

Государство стало владельцем бывших церковных имений, отстранило духовников от управления территориями, которые раньше принадлежали им, была юридически закреплена церковная иерархия: государство разделило епархии на три класса и каждому из них предоставило определенное материальное содержание. Монастырей в то время было действительно много, некоторые даже пустовали. Часть из них стала содержаться государством, а часть — должна была обеспечивать себе существование на добровольные пожертвования прихожан. Если к началу реформы было 954 монастыря на территории Российской империи, то к концу реформы осталось 387 монастырей на территории Великороссии.

Секуляризация церковных земель может оцениваться по-разному. Правительство обещало заниматься благотворительностью, но не смогло, ухудшились отношения между светской и духовной властью, вырос оброк, что отчасти повлекло к крестьянскому бунту Пугачева. Тем не менее, было и много хорошего. Была ликвидирована архаичная неприбыльная форма землевладения, экономические крестьяне получили землю и личную свободу, пока их не приписали к государственным, создались перспективы для более продуктивного развития капиталистических отношений.

Причины и цели реформы

Главной причиной реформы по изъятию земельных владений стало излишнее распространение свободных от налога клерикальных участков. Это снижало доходы государства. Помимо этого, в империи было слишком много монастырей. В некоторых из них либо жило мало монахов, либо людей там не имелось вовсе. Так что мотив был понятен.

Также крайне остро стоял вопрос нестяжания. Согласно византийскому закону, монах не мог иметь собственность, но зато был вправе пользоваться имуществом монастыря.


Рис. 1 Недвижимая собственность

Касательно необходимости реформировать существующий строй говорила еще императрица Елизавета. На правах ее преемника царь Петр III подписал указ об отмене церковного землевладения в пользу Сената, а также о прекращении содержания монастырей, не способных прокормить себя самостоятельно.

Виды

Процесс перехода социума на новую модель общественного строя имеет различные ответвления:

Отделение церковной земли

Конфискация церковного имущества в государственную пользу или во владение коронованного монарха происходила с момента зачина исторической секуляризации.

Правитель Франкии, Карл Мартелл, проводил секуляризацию для награждения своих военно-политических союзников церковными землями. Сугубо политический акт перераспределения собственности со временем приобрёл юридическую упорядоченность и обоснованность.

Позиция религии во внутренней европейской политике

Реформационный период XVI-XVII веков в Европе ознаменовался потерей церковью того влияния, которое было у неё испокон веков.

В Германии крестьянство открыто проявляло недовольство религиозными поборами, в Дании монастыри были обложены налогами, в Швеции монастырское имущество конфисковалось в королевскую пользу. Подобным образом большая часть Европы постепенно отходила от церковного авторитета.

Образование

Открытие светских школ и университетов без влияния религии на образовательный процесс принесло свои плоды. Вместо подготовки доминирующего количества церковнослужителей, ролью образования становится обучение специалистов разных профилей и специальностей.

В светских учебных заведениях среднего и высшего образования не проводились служения, церемонии и религиозные обряды. Началось привыкание общества к светскому образу мысли.

Контроль над наукой и культурой

Светское образование растёт и продолжает развиваться. Церковь перестаёт иметь первичное значение в научной и культурной сферах. Происходит становление естественных наук.

Судебная система

Задачи, которые решались религиозным судом, были делегированы светскому суду. В основном это были брачные, семейные и наследственные споры.

Секуляризация церковных земель 1764 года — кратко

Введение

Понятие «секуляризация» имеетнесколько значений. В социологическом контексте это означаетпроцесс снижения влияния церкви на различные сферы общественной жизни . В историческом значении,секуляризацией называется изъятие у церкви земли и имущества с последующей передачей в нерелигиозные организации. Одним из примеров такого процесса в отечественной истории может послужить реформа1764 года, кратко называемая уничтожением монастырских вотчин.

Предпосылки реформы и историческая обстановка

Инициатором реформы стала императрица Екатерина II. Причиной этого послужило огромноеколичество беломестных земель — это церковные вотчины, освобожденные от всех налогов. Подобная ситуация не устраивала правительство, так как значительно снижало доходы в государственную казну. Согласно официальным данным во владениях церкви располагалось почти9 млн. десятин земли и чуть менее1 млн. крепостных крестьян мужского пола (это без учета женщин и детей). Ещё в1757 году императрицаЕлизавета Петровна издала распоряжение о подготовке реформы. Продолжателем её трудов стал наследникПётр III. Незадолго до своего свержения им был подписан указ о прекращении выплаты дотаций тем монастырям, которые не могли содержать себя сами и передачи их в собственность Коллегии экономии. Такие решения были восприняты как историческая закономерность среди дворянства, но вызвали волну враждебности от представителей духовенства.

Содержание Манифеста о секуляризации монастырских земель

Манифест был подписан Екатериной II26февраля1764 года. Основные его положениями являются передача церковной недвижимости, земли и материальных ценностей под владение государственного органа под названием«Коллегия экономии». Крестьяне, проживающие и работающие на изъятых территориях, также становились собственностью государства.Оброк и барщина для них отменялись, а вместо этого крепостные обязывались на выплату 1.5 рублей налогов, которые шли в государственную казну. На содержание монастырей выделялись небольшие средства, направленные на удовлетворение самых необходимых потребностей. Произошло деление монастырей на три класса, в зависимости от их материального положения и духовной деятельности. Их называли «штатными» и содержание таких монастырей возлагалось на государственную казну. Остальные же, которые не попали в «штат» должны были жить исключительно за счет пожертвований от прихожан.

Результаты секуляризации

Нарастающее недовольство среди духовенства ожесточало многих верующих против правительства. На монастыри низших классов и женские монастыри выделялось недостаточно средств, из-за чего они теряли людей, беднели, а некоторые и вовсе прекращали свое существование.Главным противником новой реформы можно посчитать ярославского митрополита Арсения

. Открытая и резкая критика и отсутствие страха перед императрицей привело его к тюремному заточению, в котором он содержался до конца своих дней. В2000 годуАрсений был признан священномучеником.

Причины секуляризационной реформы

Для Русской Православной Церкви XVIII век стал веком потери своего авторитета. Российские правители пытались всячески отлучить духовенство от решения государственных вопросов и снизить церковное землевладение. Секуляризация церкви стала одним из пунктов такой политики. Екатерина II в этом вопросе не отличалась от своих ближайших предшественников. Почти сразу после своего воцарения она отменяет указ покойного Петра III об изъятии земель епархий, монастырей и храмов. До вступления на престол она обещала не посягать на церковные вотчины. Однако уже через три недели после отмены указа Петра правительница создает специальную комиссию для решения вопроса о церковных землевладениях.

Итак, можно выделить три основных причины:

  • Необходимость увеличения поступления налогов в казну
  • Повышение эффективности использования земель
  • Желание ликвидировать способность церкви существовать автономно от государства