Казахи

Оглавление

К вопросу о лояльности

Политолог Айдос Сарым настаивает на том, что «значительная часть общества» (не конкретизируя, кто именно) должна ответить для себя на три вопроса. Вопрос истории – вопрос самоощущения и самоуважения, миропонимания, ощущения себя в потоке истории. Вопрос второй – это вопрос языка, традиций, культуры: когда мы говорим на разных языках, мы вкладываем разные понимания, разный глоссарий. Айдос настаивает на том, чтобы обязать всех граждан страны, не зависимо от этничности, знать казахский язык, – если они хотят занимать позиции на госслужбе или в бизнесе. От государства он ждет выработки правил игры. Третий вопрос: общее будущее. Политолог отмечает, что у «некоторых наших граждан попросту нету лояльности» – они подрывают глобальную веру в человечество и идеалы.

Создавали национальную идентичность казахстанцев спикеры на понятном для них и собравшейся аудитории русском языке, но при общем языковом инструменте оперировали все же разными понятийными категориями, обращаясь к разным своим аудиториям.

У бизнеса на первом месте – комфорт и удобство, клиентоориентированная имплементация в уже существующую систему мировых ценностей: то есть то, что понятно и знакомо потенциальному и уже сложившемуся рынку сбыта товаров и услуг (будь то свежий номер «Forbes Kazakhstan» или новый пакет телеканалов от кабельного оператора ICON).

У нацпатриотов же в приоритете – все же вещи не материальные, а духовные: экзистенциализм, мечта и реализация многовековых устремлений предков. Так что согласовать общий глоссарий (словарь) будет, видимо, все же непросто: даже и на русском языке.

Для начала придётся убедить бизнес, что выработка неких общих ценностей и общей морали действительно нужна (неужели они будут отличаться от общепринятых?) И тут у национал-паториотов наступает момент истины. После вопиющего инцидента с Максатом Усеновым Айдос Сарым весьма сухо потребовал от ждущей его реакции аудитории признать «право казахов на своих мерзавцев». «Другое дело, что и сами казахи за 23 года уже должны были научиться таких вот мерзавцев ставить на место. Но мы учимся. И научимся», – пообещал тогда своим последователям и всему Казахстану Айдос Сарым.

Казахская письменность

До недавних пор казахский язык базировался на кириллице. Но в 2017 году президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым принято решение о переводе казахского языка на латиницу. Это, безусловно, неприятное решение. Фактически оно означает желание казахской элиты дистанцироваться от России и русской культуры. С другой стороны, решение это понятно: оно продиктовано желанием избавиться от имиджа «российского региона», о котором говорилось в самом начале статьи. Каковы последствия этого решения предсказать сложно. Во всяком случае, сильно переживать по этому поводу не стоит. Казахи меняли алфавит почти так же часто, как название своей нынешней столицы – славного города Нур-Султана, который за 150 лет своего существования успел переменить несколько названий: Акмолинск, Целиноград, Акмола, Астана. Необходимо уважать это решение казахского народа и стремится в построению добрососедских отношений.

Сегодня Казахстан – крупнейшее по территории государство тюркоязычного мира. Казахстан занимает 9 место в мире по территории, 61 по численности населения и 42 по объему ВВП.

Культура

В культурном отношении казахи прославились благодаря музыке. Мелодии исполняются мастерами на домбре — миниатюрном струнном инструменте, похожем на гитару. Под аккомпанемент музыканта певцы-акыны исполняют народные песни. У казахов еще много веков назад появилась особая форма состязания — айтыс. В нем каждый должен продемонстрировать свой музыкальный талант. Даже сейчас акын считается не просто родом занятий, а настоящей профессией. Акыны пели не по нотам, им требовалось практически на ходу сочинять рифмы и успевать попадать в такт. Таким образом, песни акынов строятся на импровизации, что делает профессию очень сложной. Исполнить песню недостаточно, ведь она должна захватить ум и сердце слушателя. Казахская литература насчитывает много веков, однако ее письменная форма сложилась не ранее чем в 19 веке. В советский период вновь получила развитие устная литература, посвященная революции и ее деятелям. Популяризации казахской литературы способствовала советская пропаганда. В середине прошлого века в Казахстане получила огромную популярность научная фантастика, а в начале 21 века сформировался постмодернизм. Сейчас литература Казахстана все больше тяготеет к Западу. В Казахстане расположено несколько памятников всемирного наследия, внесенных в список объектов ЮНЕСКО.

Язык

Казахский язык формировался в условиях влияния тюркского народа и испытал влияние со стороны других народностей. Сейчас выделяется несколько диалектов:

  • Северо-восточный.
  • Южный.
  • Западный.

Отдельно рассматривается литературный язык. Современный облик языка претерпел сильные изменения в связи с образованием так называемых новоделов. Это группа слов, которые появились в результате влияния пуризма. Лингвисты отмечают, что многие слова выглядят усложненными, что связано со стремлением увеличить процент литературного лексикона в повседневном разговорном языке (в частности именно это характерно для пуризма). Казахи тоже отмечают неоднозначность появления новоделов. Трудно сказать наверняка, украшают ли они современный язык или просто усложняют его.

Внешность

Одежда

Зимой казахи носили наряды из меха, используя выделку из шкур соболя, куницы, енота. Соболь и куница всегда считались самыми дорогими мехами. Небогатые люди могли пользоваться только шубами, сшитыми из шкуры домашнего животного. Это были не только овцы, но и верблюды. Основной верхней одеждой мужчин и женщин был шапан — широкий халат, подпоясываемый поясом. Достаточно разнообразны были виды головных уборов:

  • Войлочный колпак.
  • Борык.
  • Тюбетейка.
  • Саукеле.

Последний вариант головного убора является наиболее дорогим. Его использовали только на свадьбу или важный праздник. Пояс белдик делали из кожи и бархата, украшали серебром, монетами, вышивкой. Для поясов, используемых воинами, предусматривали подвески. Плащи у казахов называются шекпен. Их делали из неокрашенной шерсти для повседневного ношения, парадный шекпен мог быть окрашен в пурпурный или синий. Основной обувью служили башмаки и сапоги, которые украшали бляшками из серебра. Мужские сапоги были черного, коричневого, серого цветов. Женщина носили красные сапожки.

Казахи постарались на славу, чтобы создать такую культуру, которой могли бы восхищаться все. Поэтому в последние годы туризм в их стране развивается весьма активными темпами. Политические сложности не делают их менее позитивным народом, ведь они хранят память предков, которые многое пережили, сумев остаться единым народом.

От кого произошли казахи

Казахи – тюркоязычный народ, живущий на просторах Центральной Азии. Данную территорию с древних времён населяли различные племена кочевников-скотоводов, все они имеют отношение к этногенезу казахов. Считается, что этот народ произошел от скифов, гуннов, кыпчаков и представителей ряда других национальностей. Не случайно, в составе казахского этноса выделяют три больших рода (старший, средний и младший жузы), каждый из которых, в свою очередь, делится на множество групп.

Вторжение монгольских завоевателей также не могло не повлиять на этнический состав казахов, если учесть, что основатели Золотой Орды остались жить среди покоренных народов, вступая в смешанные браки. Их потомки уже не называли себя монголами, утратив за два-три столетия любые связи с исторической родиной.

Этноним «казах» (изначально – «казак»), как определение группы племен, появился лишь в XV веке, уже после распада Золотой Орды. В переводе с тюркского языка это слово означает «свободный, вольный человек». В те времена так называли себя многие люди, не желающие подчиняться официальным властям.

Одним из государств, возникшим на руинах легендарной монгольской империи, был Узбекский улус, которым правил султан Абу-л- хайр. Его властью и политикой были недовольны двое потомков Чингисхана – Керей и Жанибек. В 1458 году вместе со своими племенами они самовольно покинули берега Сырдарьи, отказавшись быть подданными Узбекского улуса.

Желая жить свободно, эти люди перекочевали в район современной Алма-Аты. Они и назвали себя казахами. Соседние племена не раз испытывали народ, образовавшийся совсем недавно, на прочность. Войны с джунгарами, регулярные стычки с калмыками и ойратами, политическое балансирование между Китаем и Россией потребовали немало мужества, решимости и умелой дипломатии.

Так или иначе, сегодня казахи – молодой народ, играющий заметную роль на территории Евразии.

Культура

Музыка

Одним из наиболее часто используемых традиционных музыкальных инструментов казахов является домбра , щипковая лютня с двумя струнами. Часто используется для сопровождения сольного или группового пения. Другой популярный инструмент — кобыз , смычковый инструмент, на котором играют на коленях. Наряду с другими инструментами, оба инструмента играют ключевую роль в традиционном казахском оркестре. Выдающийся композитор — Курмангазы , живший в 19 веке. После учебы в Москве Газиза Жубанова стала первой женщиной-композитором-классиком в Казахстане, чьи произведения отражают казахскую историю и фольклор. Заметная певица советской эпохи — Роза Рымбаева , звезда транссоветского масштаба. Известная казахстанская рок-группа — Уркер , выступающая в жанре этно-рок, синтезирующая рок-музыку с традиционной казахской музыкой.

Язык и письменность[править | править код]

Файл:Tongquq.jpg Орхоно-енисейская надпись

Казахский язык относится к тюркской группе языков, входит в кыпчакскую подгруппу тюркских языков (татарский, башкирский, карачаево-балкарский, кумыкский, караимский, крымскотатарский, каракалпакский, карагачский, ногайский). Вместе с ногайским, каракалпакским и карачаевским языками относится к кыпчакско-ногайской ветви. Ближайшими родственниками казахов являются каракалпаки, карачаевцы,ногаи, татары. Представители этих народов могут достаточно легко общаться между собой без переводчика.

Древние тюркские народы, впоследствии ставшие предками в том числе и современных казахов, сыграли заметную роль в истории Евразии. Следует отметить, что в период с V по XV век тюркский язык был языком межнационального общения на большей части Евразии. Ещё при монгольских ханах Батые и Мунке все официальные документы в Золотой Орде, международная переписка, помимо монгольского, велись и на тюркском языке . Становление и развитие языка, близкого к современному казахскому языку, происходило в XIII—XIV веках. Следует отметить, что современный казахский язык в целом очень близок к староказахскому . С XIII и до начала XX века существовал единый литературный тюркский язык — «тюрки», который положил начало всем локальным тюркским языкам в Средней Азии .

Учёные впервые обнаружили памятник древнетюркского рунического письма на территории современной Хакасии. Позднее — на территории Тувы, Монголии, Алтая, Казахстана, Таласа (Киргизия) и др. Материалом для письма служили поверхность камня, дерево, кость, монеты, предметы быта и др. Археологические экспонаты с образцами древнетюркского рунического письма хранятся, в том числе, в Казахском государственном музее.

Рунический алфавит состоял из 24 букв и словоразделительного знака, к VIII веку алфавит классического периода в орхонской разновидности состоял из 38 букв и словоразделительного знака. Всего же, с учётом региональных и хронологических вариантов, насчитывается более 50 графем. Языком надписей, выполненных на древнетюркском руническом письме был орхоно-енисейский язык (получивший название по рекам Орхон в Монголии и Енисей в России), который относился к карлукской группе тюркских языков и предшествует узбекскому языку.

По мере распространения и укрепления ислама начала X в. всё большее распространение начинает получать арабский алфавит. Разумеется, он был значительно изменён и приспособлен к нормам тюркской речи. Основными центрами распространения арабской письменности среди тюркских народов были расположенные вне территории расселения казахов города Булгар (в современном Татарстане) и Хорезм (в современном Узбекистане), где ислам закрепился ещё в X—XI вв. Исламизация большинства казахов и восприятие грамотной частью населения арабской графики произошли в XVIII веке.

В 1912 году Ахмет Байтурсынов реформировал казахскую письменность на основе арабской графики, дав возможность пользоваться ею миллионам казахов, живущих за границей. Он исключил все чисто арабские буквы, не используемые в казахском языке, и добавил буквы, специфические для казахского языка. Новый алфавит, получивший название «Жана емле» («Новая орфография»), до сих пор применяется казахами, живущими в Китае, Афганистане, Иране.

В советский период в Казахстане в политических целях был осуществлён перевод казахского алфавита на латинскую графику (латинизация, 1929), а затем был осуществлён ещё один перевод уже на кириллицу (кириллизация, 1940). В настоящее время казахский язык в Казахстане использует кириллицу, ведётся обсуждение целесообразности возврата на латинскую графику.

Для современных казахов характерно двуязычие. Так 75 % казахов Казахстана свободно говорят по-русски, в Киргизии свободно говорят по-русски 81 % казахов, а в России 98 % казахов свободно владеют русским. Среди казахов Китая и Монголии большинство, наряду с казахским, также владеет соответственно китайским и монгольским языками.

В современном Казахстане развитие казахско-русского и русско-казахского двуязычия является одним из приоритетов национальной политики.

Символы Казахстана: Флаг, герб и гимн

На иллюстрации с сайта казахского президента: Флаг современного Казахстана.
Развернуть текст

Флаг Казахстана

Официальное описание флага Казахстана звучит следующим образом (цитата по сайту посольства Казахстана в России):

 «Государственный флаг Республики Казахстан представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в центре его солнца с 32-мя лучами, под которыми — парящий степной орел. У древка — вертикальная полоса с национальным орнаментом. Изображения солнца, лучей, орла и орнамента — цвета золота. Отношение ширины флага к его длине: 1:2».

«Главным элементом государственного флага является его светло-голубой цвет. Силуэт солнца является символом жизни, а по закону геральдики — символом богатства и изобилия. Силуэт орла возник от идеи стремления молодого суверенного Казахстана в высоты мировой цивилизации. Еще одним элементом, дающим новизну и неповторимость флагу, является параллельная его древку полоса, состоящая из национального орнамента «бараньи рога».

Герб Казахстана

Официальное описание (цитата по сайту посольства Казахстана в России):

«Государственный герб Республики Казахстан представляет собой изображение шанырака (верхняя сводчатая часть юрты) на голубом фоне, от которого во все стороны в виде солнечных лучей расходятся уыки (опоры) в обрамлении крыльев мифических коней.

В нижней части герба — надпись «Казакстан». Государственный герб Республики Казахстан — двух цветов: золотого и сине-голубого».

И снова трактовка символики из полуофициальной брошюры «Казахстан. Туристический путеводитель» — издание выпущено по заказу Министерства туризма и спорта РК в 2008 г издательством «Деловой мир» в Астане:

«Государственный герб Казахстана имеет форму круга. Центральным элементом, вобравшим в себя основную идею герба, является шанырак — круговое навершие купола юрты, символизирующий семейное благополучие, мир, спокойствие.

Купольные жерди — уык, равномерно расходящиеся от центра по голубому пространству герба, напоминают лучи солнца — источник жизни и тепла.

Следующей составной частью композиционной структуры герба являются золотокрылые тулпары.

Цветовая гамма герба — золотистая и голубая, эти цвета олицетворяют светлое будущее и стремление к миру, согласию, дружбе и единству со всеми народами планеты.

В центре герба находится пятиконечная звезда, символизирующая, что сердце и объятия открыты представителям всех пяти континентов».

На иллюстрации с сайта казахского президента: Герб Казахстана.
Развернуть текст

Другие статьи из этой рубрики

Ш.К.Ахметова. «Пища казахов Западной Сибири: традиции и новации»

Как известно, пища относится к одному из наиболее важных элементов материальной культуры, являясь носителем этнической специфики. В современных условиях стандартизации и унификации многих явлений культуры и быта сфера пищевых запретов и приоритетов сохраняет максимальное количество этнически значимых черт. Но применительно к казахской диаспоре в Западной Сибири эта тема освещалась фрагментально. Данная работа является первой попыткой системного описания пищи казахов Омской и Новосибирской областей. В научный оборот вводятся новые данные, показывающие соотношение традиционных и новых элементов питания. ритуальное значение пищи, а также сведения о традиционной утвари, сохранившейся в современных условиях.

К. А. Пищулина и развитие историко-востоковедной науки в Казахстане

В 2009 году исполняется 75 лет со дня рождения и 50 лет научной деятельности видного ученого Республики Казахстан, ведущего историка-медиевиста и востоковеда Клавдии Антоновны Пищулиной. Всю свою научную деятельность К.А. Пищулина посвятила изучению позднесредневековой истории Казахстана и Центральной Азии. Ее появление в казахстанском востоковедении совпало с началом формирования собственной историко-востоковедной школы советского Казахстана в дальнейшее развитие которой она внесла свой личный немалый вклад как профессиональный востоковед – иранист и тюрколог. Многие ее научные открытия дошли до своего читателя через многотомные издания «Истории Казахстана» и «Казахской энциклопедии». В подобных фундаментальных коллективных изданиях зачастую остаются в тени конкретные авторы этих трудов, поскольку это не индивидуальные статьи и монографии, но изложенные в них идеи и мысли быстрее всего получают распространение. Благодаря этим трудам многие научные открытия К.А. Пищулиной получили всеобщее признание и на протяжении многих лет тиражируются в различных изданиях, научных монографиях и статьях, учебниках и учебных пособиях, республиканских и региональных энциклопедиях, справочниках.

Э.Ш. Хуршудян. Путь к премудрости Востока: персидские рукописи в Казахстане

В этом году в Алматы вышла в свет книга «Каталог персидских рукописей» под редакцией известного казахстанского ученого, востоковеда-ираниста доктора Сафара Абдулло. Настоящее издание посвящено описанию рукописей на новоперсидском языке из фондов Нацио­нальной библиотеки Республики Казахстан. Основываясь на тщательном и высоко­профес­сиональном исследовании рукописных памятников из казахстанских собраний, доктор Сафар Абдулло своей работой внес неоценимый вклад в исследование персидской рукописной книги, тем самым, положив начало систематическому изучению персидских рукописей в Казахстане. Это явилось знаменательным событием в казахстанской научной и культурной жизни Казахстана.

Казахстан в в.: от Советского Союза до независимости

В начале 1900-х гг. Казахстан был поделен на несколько областей:

  • Акмолинскую.
  • Семиреченскую.
  • Сырдарьинскую.
  • Уральскую.
  • Семипалатинскую.
  • Тургайскую.
  • Мангышлак-Закаспийскую.

Отдельно существовала Букеевская орда, которую включили в состав Астраханской губернии.

Ликвидация монархии, установление советской власти, образование Советского Союза отразилось на Казахстане, как и на других республиках, вошедшие в состав СССР. Указанные выше регионы были объединены в составе Киргизской автономной республики, что произошло в 1920 г. Спустя несколько лет название республики было изменено на Казахскую, которая в административном отношении делилась на несколько областей – Акмолинскую, Тургайскую, Семипалатинскую, Уральскую, Букеевскую, Сырдарьинскую, Жетысуйскую, одну губернию – Оренбургскую, одного автономного объединения – Каракалпакской.

Столицей новой республики стал город Кызыл Орда, который сейчас называется Алма-Аты. В середине 1930-х гг. автономная республика стала полноправной Казахской СССР в составе Советского Союза.

Одновременно с процессами административного деления проводилась активная индустриализация республики. В результате чего, Казахстан быстро превратился в крупный центр промышленности Советского Союза.

Во Второй мировой войне в Казахстан были эвакуированы предприятия практически со всего СССР, которые отвечали за снабжение продукцией оборонную и техническую промышленность Союза.

В середине 1950-х гг. в Казахстане стали развивать новую отрасль – космическую, благодаря чему тут был построен военный полигон Байконур. С него в 1961 г. был осуществлен запуск первого корабля с Ю. Гагариным на борту. С полигона и сейчас запускают ракеты и спутники. Сейчас Байконур до 2050 г. взят в аренду Российской Федерацией.

В другом городе Казахстана – Семипалатинске – построили другой полигон, на котором испытывали ядерное и атомное оружие.

Во второй половине 20 в. осваивались и казахские степи, которые передавались на нужды сельского хозяйства. Это позволило республике занять ведущие позиции на мировом рынке поставок зерновых культур. И этот статус сохраняется за Казахстаном и сегодня.

К чему заниматься нациестроительством?

С точки зрения государства, это вопрос легитимности самих структур власти. Так, Айдос Сарым назвал объявление в 1990 году суверенитета и в 1991 году – провозглашение государственной независимости Казахстана двумя крупнейшими документами в истории страны. Оба они подразумевали создание национального государства казахов и гораздо более высокую роль казахского языка. Принимаемые после этого законы и Конституция должны по духу и ценностям совпадать с этими двумя документами, иначе в будущем они могут быть отменены, утверждает он. По мнению Айдоса, невыполнение государством функции национального строительства – «большая бомба замедленного действия в юридическом, правовом отношении». Современная модель – этническая и языковая – по своим форматам и содержанию воплощает в себе идеалы и ценности Советского Союза, «cовка». Социальная апатия, религиозный экстремизм, миграция (внутренняя и внешняя), крайняя жестокость, отсутствие какой-либо морали, отсутствие социального капитала и доверия между людьми – все это г-н Сарым относит к прямому следствию того, что в свое время не был дан ответ на вопрос «кто мы и кем мы будем?»

Отвечая на вопрос, зачем бизнесу национализм, Айдос Сарым оперирует весьма прозаичными материями, видя в слиянии залог будущего выживания большого капитала: «национальный бизнес, представителей которого сегодня обвиняют чуть ли не в компрадорстве и космополитизме, сегодня более чем национален и укоренён. Растёт новое поколение бизнеса. Даже второе поколение элиты, та самая «золотая молодёжь», дети нынешних крупных чиновников и крутых агашек, всё больше задумываются о будущем и способны встать в оппозицию к «старшим». Таких фактов много, и знаю об этом не только я. Если снять политические ограничения, то бизнес будет более активно финансировать партии с альтернативным мнением, в том числе и силы, которые можно с той или иной степенью допуска можно назвать «националистическими». Сегодняшнему бизнесу нужна стабильность. Это правда. Но нынешняя декларируемая «стабильность» более непредсказуема, чем мнимые угрозы, связанные с большей определённостью власти в вопросах национального строительства».

По словам же самого г-на Байтасова, национальное пробуждение у него произошло в минувшем году, во время печальных событий на Украине. «Самая главная цель – во всяком случае здравых людей в Казахстане – чтобы страна была процветающая. Чтобы страна была безопасная. Чтобы в стране хотелось и было удобно жить, растить своих детей, строить свои дома, заниматься бизнесом или работать на государство. Чтобы комфортно было бы всем гражданам, к какому бы народу они ни принадлежали».

Период раннего средневековья

Казахстан располагался в центре миграционных процессов, которые в 5-7 вв. протекали в Европе и Азии. Поэтому неудивительно, что тут в период с 6 по 13 вв. постоянно возникали нестойкие государственные объединения. В частности, каганаты карлуков и тюргешов, протогосударства кимеков, кыпчаков, огузов.

В 13 в. в казахские степи пришли монголы. Они основали тут два улуса – Джучи и Джагатай, на основании которых потом сформировались такие государственные образования, как Моголистан, Ак-Орда, Казахское ханство. Общими чертами первых государств были:

  • Смешанный характер экономического развития.
  • Одновременное развитие скотоводства и земледелия.
  • Сосуществование населений в степи и городов.
  • Активное развитие торговли. Многие города располагались вдоль Великого Шелкового пути. Через него казахи вели торговлю со странами Западной Европы, Киевской Русью, Сельджукским каганатом, Японией, Кореей, Китаем, Ираном, Константинополем.

Близость к Шелковому пути способствовало распространению в Казахстане новых религиозных течений – ислама, христианства, буддизма, которые вытесняли язычество. Но главные позиции удалось занять только исламу, о чем свидетельствуют многочисленные памятники истории и архитектуры. В степях прекрасно сохранились древние мечети и минареты, говорящие о том, что казахские племена приняли мусульманство в 8-9 вв. Также проникали новые веяния в культуре, танцах, живописи, архитектуре.

В 14-15 вв. закончились процессы формирования казахов, как отдельного народа.

Религия

Почти все этнические казахи сегодня являются мусульманами — суннитами по Ханафи школы. Однако их предки верили в шаманизм и тенгрианство , затем в зороастризм , буддизм и христианство, включая Церковь Востока . Впервые ислам был представлен предкам современных казахов в 8 веке, когда арабские миссионеры вошли в Среднюю Азию. Первоначально ислам утвердился в южных частях Туркестана, а затем постепенно распространился на север. Ислам также пустил корни из-за миссионерской деятельности правителей Саманидов , особенно в районах, прилегающих к Таразу, где значительное число турок приняли ислам. Со временем большинство этнических казахов стали набожными мусульманами, многие из них совершили хадж в Мекку, а другие предпочли совершить паломничество в более близкий город Туркестан (город) , который считался «Меккой Востока».

Кроме того, в конце 14 века Золотая Орда распространяла ислам среди казахов и других племен. Пик ислама в Казахстане пришелся на эпоху Казахского ханства , особенно при таких правителях, как Аблай-хан и Касым-хан . Еще одна волна обращений среди казахов произошла в 15-16 веках благодаря усилиям суфийских орденов. В течение 18 века влияние России в регионе быстро увеличивалось по всей Средней Азии . Во главе с Екатериной русские сначала продемонстрировали готовность позволить исламу процветать, поскольку мусульманские священнослужители были приглашены в регион проповедовать казахам, которых русские считали «дикарями» и «игнорирующими» мораль и этику. Однако политика России постепенно менялась в сторону ослабления ислама за счет введения доисламских элементов коллективного сознания . Такие попытки включали в себя методы восхваления доисламских исторических личностей и навязывание чувства неполноценности путем отправки казахов в высококлассные российские военные учреждения. В ответ казахстанские религиозные лидеры попытались внедрить пантюркизм , хотя в результате многие из них подверглись преследованиям. Во время советской эпохи, мусульманские институты сохранились только в тех областях , которые казахи значительно превосходили немусульманин, такие как русские некоренных, повседневной мусульманской практика. В попытке приспособить казахов к коммунистической идеологии, гендерные отношения и другие аспекты казахской культуры были ключевыми объектами социальных изменений.

Казахская свадебная церемония в мечети

Однако в последнее время казахи постепенно предприняли решительные усилия по возрождению исламских религиозных институтов после распада Советского Союза . Большинство казахов продолжают отождествлять себя со своей исламской верой, и еще более преданно в сельской местности. Те, кто заявляет о своем происхождении от первых мусульманских солдат и миссионеров 8-го века, пользуются большим уважением в своих общинах. Казахстанские политические деятели также подчеркнули необходимость спонсирования просвещения об исламе. Например, министр иностранных дел Казахстана Марат Тажин недавно подчеркнул, что Казахстан придает большое значение использованию «положительного потенциала ислама, изучению его истории, культуры и наследия».

Однако доисламские верования, такие как поклонение небу, предкам и огню, продолжали в значительной степени сохраняться среди простых людей. Казахи верили в сверхъестественные силы добрых и злых духов, лесных гоблинов и великанов. Чтобы обезопасить себя от них и от сглаза, казахи носили защитные бусы и талисманы. Среди казахов до сих пор широко распространены шаманские верования, а также вера в силу носителей этого культа — шаманов, которых казахи называют бахсы . В отличие от сибирских шаманов, которые использовали барабаны во время своих ритуалов, казахские шаманы, которые также могли быть мужчинами или женщинами, играли (смычком) на струнном инструменте, похожем на большую скрипку. В настоящее время как исламские, так и доисламские верования по-прежнему распространены среди казахов, особенно среди пожилых людей. По данным Всероссийской переписи населения 2009 года, 39 172 казахов — христиане .