2063,уложенная комиссия екатерины ii

Оглавление

Содержание

Текст «Наказа» состоял из 20 глав и 526 статей.

  1. Гл. I-V (cт. 1-38) — Общие принципы устройства государства.
  2. Гл. VI-VII (cт. 39-79) — «О законах вообще» и «О законах подробно»: основы законодательной политики государства.
  3. Гл. VIII-IX (cт. 80-141) — Уголовное право и судопроизводство.
  4. Гл. X (cт.142-250) — Концепция уголовного права с точки зрения Чезаре Беккариа.
  5. Гл. XI-XVIII (ст. 251-438) — Сословная организация общества.
  6. Гл. XIX-XX (ст. 439-521) — Вопросы юридической техники.

В году текст «Наказа» был дополнен Гл. XXI, содержавшей основы административно-полицейского управления , и Гл. XXII — о регулировании финансовых вопросов.

Монархия — идеальная форма правления

«Наказ» обосновывал политические принципы абсолютистского государства: власть монарха, сословное деление общества. Эти признаки выводились из «естественного» права одних повелевать, а других — подчиняться. Екатерина, обосновывая эти постулаты, делала ссылки на русскую историю.

Монархия признавалась идеальной формой правления. Монарх объявлялся источником неограниченной власти: он консолидирует общество, создаёт и толкует законы.

Подразумевалось наличие и так называемой «власти средней», подчинённой монарху и помогающей ему управлять обществу. Это было некое подобие исполнительной власти, «правительства», которое исполняет свои функции «именем монарха». Роль монарха во взаимоотношении с «властями средними» — надзирать за их деятельностью.

Монарх обязан обладать не только управленческими талантами, но и проявлять «кроткость и снисходительность», стремиться обеспечить в обществе «блаженство каждого и всех». Никаких ограничений, кроме этических, для верховной монаршей власти «Наказ» не предусматривал.

По мнению императрицы, абсолютная власть существует не для того, чтобы отнять у людей свободу, а для того, чтобы направлять их действия на достижение благой цели.

Понятие свободы

Под свободой «Наказ» понимал «спокойствие духа», проистекающее от сознания собственной безопасности. Свобода — право делать то, что разрешено законом.

Общее понятие свободы ассоциировалось с политической, но не личной свободной.

Сословная структура общества

Сословная структура соотносилась с «естественным» делением общества на тех, кто по праву рождения может (и должен) повелевать и тех, кто призван с благодарностью принимать заботу правящего слоя. Помимо дворянства и «нижнего рода людей», то есть крестьян, существовал ещё и «средний род», то есть мещане. Отмена сословного неравенства в обществе, по мнению Екатерины, губительно и совершенно не подходит для русского народа.

Закон — главный инструмент управления

По примеру Фридриха Великого, Екатерина II желала видеть в подвластном ей государстве торжество Закона. Закон рассматривался ею, как главный инструмент государственного управления, который необходимо сообразовывать с «духом народа», иначе говоря, с менталитетом. Закон должен обеспечивать полное и сознательное выполнение.

Екатерина отмечала, что все сословия обязаны одинаково отвечать по уголовным преступлениям.

Финансы и бюджет

В Дополнении к «Наказу» года была проанализирована система финансового управления, перечислялись основные цели государства в этой сфере. Финансы должны были обеспечить «общую пользу» и «великолепие престола». Для решения этих задач требовалась правильная организация государственного бюджета.

Уголовное право

Касаясь уголовного права, Екатерина отмечала, что гораздо лучше предупредить преступление, нежели наказывать преступника.

В Наказе отмечалось, что нет необходимости наказывать голый умысел, не причинивший реального вреда обществу. Впервые в росскийском законодательстве была озвучена мысль о гуманистических целях наказания: об исправлении личности преступника. И только потом — о воспрепятствовании ему в дальнейшем причинять вред. Наказание, согласно «Наказу», должно быть неизбежным и соразмерным преступлению.

Юридическая техника

В Наказе была разработана юридическая техника, ранее не известная российскому праву, выработаны новые представления о системе законодательства:

  1. Законов нужно совсем немного и они должны оставаться неизменными. Это в значительной степени делает жизнь общества более стабильной.
  2. Законы должны быть просты и чётки в своих формулировках. Все подданные должны понимать язык законодателей для успешного исполнения предписаний.
  3. Существует иерархия нормативных актов. Указы являются подзаконными актами, поэтому могут иметь ограниченный срок действия и быть отменёнными в зависисмости от изменившейся обстановки.

Причины роспуска

Произошел внеплановый роспуск Уложенной комиссии, и ее работа была завершена. Официальным предлогом послужило начало войны с Османской империей. Правительство объявило, что депутаты должны прибыть к местам службы — кто в армию, кто в присутственные места, занимавшиеся обслуживанием фронта.

Но историки впоследствии провели расследование, выявившее, что лишь 4% депутатов оказались задействованы в решении вопросов, связанных с военным конфликтом.

Исинная причина роспуска крылась в другом: комиссия не справилась с той ролью, которая была ей предназначена Екатериной, не дала ожидаемых результатов. Не было разработано и принято новое Уложение, в чем состояла основная цель. Но это закономерно: в тех условиях, в которые царица поставила участников обсуждений, они просто не смогли бы ничего сделать. Буржуазные преобразования никак не совмещались с феодализмом, господствовавшим на Руси.

Не осилено народом

Свою работу Екатерина Великая видела не как свод спущенных ею в общество догм, обязательных для исполнения, а как работу, носящую рекомендательный характер. В любом случае, по ее мнению, действовавшее в России Соборное уложение 1649 года устарело, многие существовавшие на тот период нормативно-правовые акты откровенно противоречили друг другу, поэтому ситуацию было необходимо менять. Для этого императрица пошла на беспрецедентный по тем временам для многих государств Европы шаг — собрала Уложенную комиссию из пяти с лишним сотен депутатов самых разных сословий — от духовенства до крестьян — с целью разобрать предложенную ею концепцию, добавив к ней народные наказы.

И вот тут уже в XVIII веке сказалась проблема, которая характерна для русского менталитета и по сей день, — неготовность к парламентаризму в любом виде. Спустя столетия ее очень четко сформулирует верховный правитель России Александр Васильевич Колчак: «Власть не может принадлежать массам в силу закона глупости числа: каждый практический политический деятель, если он не шарлатан, знает, что решение двух людей всегда хуже одного, наконец, уже двадцать-тридцать человек не могут вынести никаких разумных решений, кроме глупостей».

Так и получилось во времена государыни Екатерины: депутаты собирались, читали законы, обсуждали их, но ничего не могли решить. С каждым разом заседания Уложенной комиссии проходили все реже и реже, а с началом Русско-турецкой войны и пугачевского бунта и вовсе сошли на нет. Об этом органе, так и не ставшем инструментом народовластия, со временем попросту забыли, никогда официально его не распуская.

Впоследствии русская история не раз покажет, что народовластие в России либо тонет в говорильне, криках с трибун, кулуарных потасовках, интригах, замешанных на лоббизме различных коммерческих и нередко иностранных сил, либо работает как срежиссированный спектакль, где народные избранники тянут руки по команде, изображая всеобщее и единодушное одобрение генеральной линии.

Посему неудивительно, что передовые идеи Екатерины Второй остались не только нереализованными, но и даже не осмысленными современниками. Что отнюдь не помешало ей навсегда остаться в нашей истории Великой.

Топоров Алексей

Деятельность Уложенной комиссии

Итак, сама комиссия была созвана в 1767 году. Уникальным был и ее состав, где ведущую роль получали дворяне, а вот духовенство осталось без представителей в Уложенной комиссии. Каким же был состав самой комиссии из 564 депутатов?

  • 161 представитель от дворян.
  • 208 представителей от горожан.
  • 28 заседателей от правительства.
  • 79 от крестьян.
  • 54 от казаков
  • 34 от иноверцев.

Каждый депутат должен был собрать наказ от населения своей губернии, в которых люди высказывали свои чаяния и проблемы. Положение в стране было настолько плачевным, что некоторые депутаты привозили по несколько наказов. К тому же, крепла и вера в Уложенную комиссию, люди с большой надеждой шли к представителям, чтобы оставить в наказе свои чаяния.

После того, как 31 июня 1767 года официально открылась Уложенная комиссия, заседатели приступили к обсуждению наказов. Вот только первые 10 заседаний были посвящены тому, чтобы присвоить титул Екатерине II. Именно на заседаниях Уложенной комиссии было решено, что императрице присвоят титул Великой, но на этом деятельность представителей и закончилась.

Следующие заседания были посвящены исключительно чтению наказов и их полному обсуждению. Несмотря на то, что наказы от крестьян и простых горожан были зачитаны, представители округов в Уложенной комиссии не предпринимали никаких действий.

Сама императрица была немало разочарована пассивностью и бездеятельностью своей комиссии. За год существования этой службы, не было принято ни одного серьезного решения, а депутаты не предложили ни единого изменения в существующем законодательстве.

С 10 июня 1768 года, комиссия начинает собираться гораздо реже, чем раньше, по 4 раза в неделю, а позже число заседаний сокращается до двух раз в неделю.

Видя полное бездействие комиссии, императрица принимает непростое решение о ее роспуске 18 декабря 1768 года.

Состав комиссии

Императрица хотела, чтобы комиссию представляли все сословия, и даже издала соответствующий указ. Ей это было необходимо для выяснения настроений, царящих у на всех уровнях общества — от дворян до простых горожан. Примечательно, что даже государственные крестьяне получили допуск в комиссию с предоставлением права оставлять свои предложения. При этом крепостные крестьяне оставались не у дел, несмотря на то, что данный пласт являлся самым многочисленным среди населения страны.

Больше всего в Уложенной комиссии набралось горожан, среди которых было немало дворян, как и среди чиновничьего состава. То есть фактически дворянство составляло значительную часть выборного органа.

Одним из принципов деятельности комиссии выступала выборность депутатов, которая осуществлялась следующим образом:

  • у дворян — 1 депутат от уезда;
  • у крестьян — 1 депутат от провинции;
  • у горожан — 1 депутат от города.

Всего в составе Уложенной комиссии находилось 564 человека, больше половины из которых представляло правящее сословие.

Великая неудача

Председателем Уложенной комиссии Екатерины 2 стал А.И. Бибиков, не отличавшийся особыми организаторскими талантами. Из депутатов сформировали общую комиссию и 15 частных (специализированных) для рассмотрения отдельных вопросов. Общая комиссия должна была суммировать результаты.

Но тут же оказалось, что организация взаимодействия общей и частных комиссий – на нуле. Они никак не могли действовать параллельно. Масса времени уходило на чтение всевозможных наказов (не только императорского), но никаких голосований по ним не проводилось. Зато принимались решения по поводу «поднесения императрице» заковыристого хвалебного титула.

Екатерина 2 быстро разочаровалась в этой игрушке. Реакция общества тоже быстро сошла на нет, за границей к идее отнеслись скептически. Французский посол вообще обозвал работу Комиссии «комедией»!

Официальным поводом для приостановления работы стала война с Турцией – депутатам-офицерам и чиновникам нужно было срочно возвращаться на службу. Официально Комиссию так и не распустили – она тихо заглохла естественным путем, как любое образование, которое никому не нужно и никем не поддерживается.

Состав комиссии

Глава Уложенной комиссии Бибиков

Он формировался по классическому средневековому сословному принципу. Исключение состояло в отсутствии в комиссии представителей духовенства. Представлены были чиновничество, дворянство, мещанство, казаки, государственные крестьяне и «инородцы» (люди нерусской национальности и не православного вероисповедания). Крепостные крестьяне (самая многочисленная группа тогдашнего российского населения) депутатов не посылали.

В результате из 564 депутатов 161 оказались дворянами, 208 – мещанами (преимущественно из чиновников и купечества), 79 – крестьянами, 54 – казаками, 34 – иноверцами и 28 – представителями правительства (от Сената, Синода и т.д.). Деятельность комиссии началась 31 июля 1767 года.

Суть деятельности

Депутатский состав включился в дело. Комиссия учитывала не только указания Екатерины, но и предложения «снизу». Она была призвана соблюдать требования и пожелания всех слоев общества, за исключением крепостных.

Целью царицы, как следовало из довольно противоречивого «Наказа», было укрепление самодержавной власти (хотя она пыталась провозгласить в России просвещенное общество).

Цель же населения заключалась в получении каких-либо дополнительных привилегий либо получении хоть каких-то прав. Так, дворяне слали своим представителям наказы, в которых изъявляли пожелание отменить петровский «Табель о рангах», предполагавший получение высших чинов и титулов за заслуги — им хотелось все иметь уже по праву рождения. Особо отметился на заседаниях представитель от Ярославского уезда — дворянин Щербатов.

Горожанам и купцам приходилось тяжко от бюрократии, мешавшей вести дела, и они жаловались на бесконечное затягивание любых тяжб и сделок. Государственные крестьяне роптали на помещиков, отбиравших себе лучшие земли.

Как Екатерина относилась к происходящему? Императрица живо интересовалась работой депутатов и даже следила за ходом заседаний из Грановитой палаты. Время от времени она направляла депутатам записки и пожелания.

За полтора года работы заседали более 220 раз. Затем комиссию распустили. Ее работа оказалась практически безрезультатной. Все закончилось крахом. Бурная законотворческая деятельность не привела к конкретным результатам.

Цели созыва

14.12.1766 г. императрица опубликовала Манифест о созыве комиссии, а также указы, определяющие порядок избрания депутатов. В указе Екатерины II говорилось о создании проекта нового Уложения. При этом созываемая комиссия имела 3 характерные особенности:

  • составлялся специальный «Наказ», который лег в основу деятельности депутатов при составлении Уложения;
  • екатерининскую комиссию можно рассматривать в качестве наиболее представительного учреждения подобного типа;
  • депутаты получили от своих избирателей особые наказы, где излагались нужды населения.

Созывая Уложенную комиссию, императрица планировала получить в результате ее работы новый свод законов, вместо устаревшего Соборного Уложения 1649 г. Однако были и другие цели. Во-первых, необходимо было обеспечить повышение лояльности дворянского сословия императорской власти за счет предоставления новых льгот и привилегий. Во-вторых, правительство нуждалось в свежих данных о настроениях в обществе.

Конечно, императрица руководствовалась и желанием обновить законодательство и выстроить организацию законотворчества по западному образцу. Многие историки говорят и о желании государыни продемонстрировать стране и миру собственное величие.

Великая неудача

Председателем Уложенной комиссии Екатерины 2 стал А.И. Бибиков, не отличавшийся особыми организаторскими талантами. Из депутатов сформировали общую комиссию и 15 частных (специализированных) для рассмотрения отдельных вопросов. Общая комиссия должна была суммировать результаты.

Но тут же оказалось, что организация взаимодействия общей и частных комиссий – на нуле. Они никак не могли действовать параллельно. Масса времени уходило на чтение всевозможных наказов (не только императорского), но никаких голосований по ним не проводилось. Зато принимались решения по поводу «поднесения императрице» заковыристого хвалебного титула.

Екатерина 2 быстро разочаровалась в этой игрушке. Реакция общества тоже быстро сошла на нет, за границей к идее отнеслись скептически. Французский посол вообще обозвал работу Комиссии «комедией»!

Официальным поводом для приостановления работы стала война с Турцией – депутатам-офицерам и чиновникам нужно было срочно возвращаться на службу. Официально Комиссию так и не распустили – она тихо заглохла естественным путем, как любое образование, которое никому не нужно и никем не поддерживается.

Итоги работы и значение для дворянства

В середине XVIII в. в дворянской среде утвердилось мнение, что этот класс занимает особое привилегированное положение в обществе Российской империи. Поэтому и не удивительно, что в Уложение затем вошла глава с названием «О дворянах и их преимуществах». Там указывалось на отличия дворян от иных российских граждан благодаря «своему благоразумию и храбрости», а также способности демонстрировать «чрезвычайное в государственных делах искусство, ревность» императрице.

Поскольку признавались особые преимущества и способности дворян, то требовалось наделение их важными привилегиями, отличающими от обычных граждан. В соответствии с проектом Уложения предлагалось несколько главных привилегий. Речь, прежде всего, идет об отмене принципа Табели о рангах 1722 г., разрешающего недворянам достичь высокого чина, предоставляющего дворянское звание. В качестве обоснования указывалось, что дворяне достигли огромных успехов в развитии, поэтому стимулировать их к достижению успехов в науке, мореплавании и военном искусстве уже не надо.

Уложенная комиссия сошлась на том, что необходимо было реализовать порядок, по которому можно было отменить обязательность госслужбы для дворян. В результате им предоставлялась свобода от земских дел. Дворяне теперь могли свободно выезжать за пределы империи и восстанавливаться на службе, если захотят этого. Вводился запрет на арест дворян, пытки, телесные наказания. Их дела рассматривались специальным судебным органом. Была и еще одна важная привилегия – только дворяне наделялись правом владеть мануфактурами в винной, стекольной, металлургической, горной отраслях. Купцы и обычные предприниматели лишались такого права.

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Итоги работы Уложенной комиссии

Уложенная комиссия Екатерины 2 работала практически 1,5 года. За это время было проведено 203 общих заседания. Никаких конкретных результатов эти заседания не дали. В итоге Уложение выработано не было, а единственный итог работы комиссии можно свести к тому, что в России в очередной раз остро встал социальный вопрос. На заседаниях депутаты от разных сословий не могли договориться между собой.

Почему Екатерина доверила Уложенную комиссию депутатам, а не профильным чиновникам? Ответа на этот вопрос у истории нет. Понятно только, что группа людей с разными интересами, не имеющая никаких юридических знаний и навыков, не могут составлять закон для страны. Этим должны заниматься специалисты. И как только Николай 1 доверил этот вопрос профильным чиновникам — Россия получила Уложение.

Уложенная комиссия резко критиковалась многими видными людьми. Вот некоторые высказывания.

Многие видные деятели 18 и 19 века утверждают, что Уложенная комиссия это попытка Екатерины 2 прославить свое имя. Это не более чем элемент пропаганды, который носил популяристический характер, но ни к каким позитивным изменениям в России привести никак не мог.

ЩЕРБАТОВ «О ПОВРЕЖДЕНИИ НРАВОВ В РОССИИ»

«Не неприятель был Петр Великий честному обществу; … хотел, чтобы оно безубыточно каждому было. Он учредил ассамблеи. Но сиим ассамблеям предписал печатными листами правила, что должно на стол поставлять и как принимать приезжих, сим упреждая и излишнюю роскошь, и тягость высших принимать.

Но слабы были сии преграды, когда вкус, естественное сластолюбие и роскошь стараются поставленную преграду разрушить и где неравность чинов и надежда получить что от вельмож истребляют равность.

Начали люди наиболее привязываться к государю и вельможам, яко к источникам богатства и награждений. Привязанность сия учинилась — не привязанность верных подданных, любящих государя и его честь и соображающих все с пользою государства, но привязанность рабов, жертвующих все своим выгодам.

Грубость нравов уменьшилась, но оставленное ею место лестью наполнилось; оттуда произошло раболепство, презрение истины, обольщение государя…

Были еще и другие причины, происходящие от самих учреждений, которые твердость и добронравие искореняли. Ибо стали не роды почтенны, а чины и заслуги и выслуги; и тако каждый стал добиваться чинов, а не всякому удастся прямые заслуги учинить, то за недостатком заслуг стали стараться выслужиться всякими образами, льстя и угождая государю и вельможам. Могла ли остаться добродетель и твердость в тех, которые в юности своей от палки своих начальников дрожали?»

Памфлет историка М.М. Щербатова «О повреждении нравов в России» написан в 1786 г. или 1787 г.

Структура комиссии

1. Общая комиссия (все депутаты, решения важных вопросов). 2. 15 частных комиссий (для решения конкретных вопросов сословного или территориального характера; по пять человек из общего числа депутатов). 3. Дирекционная комиссия (руководящее начало в работе всех комиссия; все её члены были назначены императрицей лично); 4. Комиссия Сводов (систематизация законодательных актов) 5. Комиссия Наказов (систематизация и приведение к общему «знаменателю» всех депутатских наказов). 6. Экспедиционная комиссия (исправления законов с точки зрения современного языка).

Итоги деятельности Уложенной комиссии

Сама комиссия была распущена под предлогом того, что началась новая военная кампания против Турции, и стране было необходимо максимальное количество бойцов, в том числе и из заседателей комиссии. Современные историки справедливо считают, что комиссия была распущена не из-за необходимости дворян отправиться на войну, а скорее из-за полной ненужности этого государственного органа.

Несмотря на то, что комиссия так и не приняла ни одного решения, важно рассмотреть последствия ее существования и бездействия

  • Народ был в очередной раз разочарован деятельностью правительства. Поскольку на комиссию все возлагали большие надежды, ее роспуск стал серьезным ударом по простым гражданам.
  • Неудачу Уложенной комиссии часто называют в числе причин скорого крестьянского восстания под предводительством Пугачева. Видя, что императрица не способна изменить существующий строй общества, народ решил сам взяться за дело.
  • Сама Екатерина Великая лишний раз убедилась в том, что государственные и законотворческие системы Европы не действуют в Российской империи.
  • Неудача с Уложенной комиссией стала своеобразным черным пятном на репутации императрицы.

И пусть Уложенная комиссия потерпела фиаско, правительница не оставляла надежд приблизиться по уровню развития к европейским странам. Сейчас историки всех мастей отмечают, что внешняя политика Екатерины II была куда более удачной, чем ее внутренние действия. Неудача Уложенной комиссии стала лишь первым тревожным звонком, свидетельствующим о бессилии императрицы в области изменений внутренних порядков, сложившихся в государстве.

Итоги работы комиссии

Комиссия, на которую Екатерина II возлагала большие надежды, проработала около полутора лет. За этот период было проведено 203 заседания и рассмотрены некоторые наказы. Однако ни одного решения Уложенная комиссия не вынесла. Историки сходятся во мнении, что она была распущена не из-за войны, а из-за абсолютной ненужности.

Представители разных сословий, не имеющие соответствующего образования и опыта, просто не могли разработать новые законы. Депутатам требовалось собрать мнение население по разным вопросам и обсудить их. С этой задачей они справились. Однако несовершенство организации комиссии привело к отсутствию конечного результата.

И все же работа комиссии принесла пользу. Императрица внимательно изучила «наказы» губерний и узнала об истинном положении разных социальных классов. Это помогло ей при разработке последующих реформ.

Российская империя

  • Список императоров России по порядку и годы их правления
  • Территории, входившие в состав Российской империи
  • Деятельность Госдумы 1906-1917 гг.
  • Табель о рангах. Главное
  • Первая всеобщая перепись Российской империи
  • Революция 1905-1907 гг.: причины, цели, итоги
  • Россия в Первой мировой. Самое главное
  • Коротко об эпохе дворцовых переворотов
  • История герба России

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Итоги

Итак, Уложенная комиссия, созванная по инициативе Екатерины, не справилась с возложенной на нее задачей: новое Уложение не было составлено. Таковы «минусы».

Однако это не значит, что она оказалась совершенно бесполезной. Были и «плюсы»:

  1. Комиссия выявила, «чем живут» сословия, чего хотят.
  2. Это была попытка распространить просвещение в России.

Третий «плюс» таков: авторитет Екатерины заметно укрепился, а вместе с тем — незыблемость самодержавной власти.

Значение комиссии в истории государства можно обозначить так: Россия с ее помощью подготовилась к переменам. Если бы нашелся после Екатерины136 сильный лидер, возможно, она пошла бы по иному пути развития. Но к власти пришел Павел Первый.