Кваренги

Оглавление

Литература

  • Грабарь И. Гваренги, Джакомо // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  • Крашенинников А. Ф. Джакомо Кваренги // Зодчие Москвы. — М.: Московский рабочий, 1981. — С. 189—194. — 302 с.
  • Михайлова М. Б. К вопросу о месте Кваренги в архитектуре неоклассицизма // Джакомо Кваренги и неоклассицизм XVIII века: к 250-летию со дня рождения архитектора: Тез. докл. научн. конф. / Отв. ред. М. Ф. Коршунова. — СПб.: Гос. Эрмитаж, 1994. — С.6—10.
  • Пажитнов К. Н. // Петербург и его жизнь Сборник. — СПб.: Типография Бр. В. и И. Линник, 1914. — С. 83. — 336 с.
  • Талепоровский В. Н. Кваренги: Материалы к изучению творчества. — М.; Л.: ГИЛСА, 1954.

Александровский дворец в Царском Селе

Где: Пушкин, Дворцовая ул., д. 2

Александровский дворец в Пушкине, или по-старому Новый Царскосельский дворец, считается одной из важнейших работ Кваренги. Архитектор возводил его по распоряжению императрицы Екатерины II в подарок к бракосочетанию ее внука, великого князя Александра Павловича в 1792–1796 годах. Сначала планировали строить дворец в Петербурге, но потом перенесли в Царское Село. 

Вытянутое в длину двухэтажное здание с двойными флигелями по сторонам, центр главного северного фасада украшают две колоннады коринфского ордера. Образованный ими внутренний дворик владельцы использовали летнюю столовую, поскольку отсюда открывался чудесный вид на парк. В этом видна связь дворца как летней резиденции с виллами севера Италии. Такой открытый зал – смелое для дождливого климата архитектурное решение, и отчасти его можно объяснить сильной тягой зодчего к искусству родной Италии. 

Две статуи, изготовленные на Александровском чугунолитейном заводе, перед колоннадой дворца появились намного позже – в 1838 году:

  • «Юноша, играющий в бабки» отлит по модели Н. С. Пименова;
  • «Юноша, играющий в свайку» – по модели А. В. Логановского.

Со стороны регулярной части Александровского парка фасад здания более скромен и украшен полуротондой со сферическим куполом.

В начале XX века, при императоре Николае II, Александровский дворец стал основной резиденцией императорской фамилии и средоточием придворной жизни: здесь принимались дипломаты и почетные гости, праздновались 300-летие дома Романовых и 200-летие Царского Села. Утром 1 (14) августа 1917 года из Полукруглого зала этого дворца царскую семью Романовых отправили на станцию Александровская в сибирскую ссылку. Оттуда они были переправлены в Екатеринбург, где летом 1918 года расстреляны.

После 1918 года дворец успел послужить музеем, домом отдыха сотрудников НКВД, детским приютом имени Юных Коммунаров, немецким штабом, гестапо с тюрьмой, депозитарием Института русской литературы и военно-морским училищем. Во время Великой Отечественной войны и оккупации города Пушкина в Александровском дворце размещался немецкий штаб и гестапо, в подвалах – тюрьма; площадь перед дворцом была превращена в кладбище солдат СС. В середине 2009 году Министерство Обороны Российской Федерации полностью передало дворец в пользование ГМЗ «Царское Село». В июне 2010 года, в дни празднования 300-летия Царского Села, в Александровском дворце были торжественно открыты после реставрации три парадных зала – Полукруглый зал, Портретный зал и Мраморная гостиная.

Современники о Кваренги

Архитектор был человеком заметным, о нем много говорили, писали, рисовали карикатуры, так как внешностью он обладал запоминающейся.

  • Екатерина II писала, что архитектор «делает нам восхитительные вещи» и его работы «так хороши, что лучше и не может быть», а также что он намного лучше французских архитекторов, с которыми ей приходилось сотрудничать до него, их работы она называла дрянными.
  • И. Грабарь говорил, что благодаря Кваренги архитектура вернулась на ту дорогу, что «ведет от Греции через Рим к Палладио и которая, конечно, у ворот его вилл еще не пресекается».
  • Ф. Вигель отмечал, что работы Джакомо Кваренги «более всего красят Петербург». Он также много шутил на тему непропорциональных размеров носа архитектора.

Интересные факты об архитекторе

  • За три года до собственной смерти (в 1814 г.) он стал почетным обладателем ордена Святого Владимира I степени, а также российского дворянства.
  • При планировке Смольного института Кваренги разместил его немного позади от Смольного монастыря, будто признавая его значимость и отдавая поклон предшественнику.
  • Один из астероидов носит имя Кваренги (32807 Quarenghi).
  • Первый в России чугунный мост был построен именно благодаря ему.
  • Сейчас местом захоронения архитектора является Лазаревское кладбище, однако первоначально он был похоронен на Волковом.
  • На петербургской улице Садовой можно найти бюст Джакомо Кваренги.
  • Телеканал «Культура» снял фильм об архитекторе под названием «Красуйся, град Петров!»
  • Свой характер Кваренги описывал как «вспыльчивый, но отходчивый».
  • В 2012 году тиражом 1,5 тысячи штук была выпущена именная монета Джакомо Кваренги номиналом 25 рублей, на ней архитектор изображен с макетом и чертежами в руках.
  • В 2017 году в Санкт-Петербурге на углу Почтамтского переулка и ул. Якубовича поставили горку высотой под два метра в виде носа Кваренги, приурочив появившийся арт-объект к 200-летию со дня смерти архитектора.
  • В Пушкинском музее можно найти портрет знаменитого смешного носа Кваренги работы художника Орловского.
  • Институт Склифосовского, здание Старого Гостиного двора сохранились и по сей день.
  • Младшую дочь архитектора звали так же, как и императрицу, — Екатерина.
  • В Санкт-Петербурге есть переулок, названный в его честь.

Реализованные проекты

В Санкт-Петербурге

  • 1781 — 1794 годы — Английский дворец в Петергофе (разрушен в 1942)
  • 1783 — 1784 годы — усадьба «Кирьяново», дача Е. Р. Дашковой — пр. Стачек, 45;
  • 1782 — 1784 годы — Смоленская церковь в Пулково (разрушена в 1944)
  • 1782 — 1788 годы — концертный зал в Царском Селе
  • 1783 — 1785 годы — Академия наук — Университетская набережная, 5
  • 1783 — 1787 годы — Эрмитажный театр — Дворцовая набережная, 32
  • 1783 — 1799 годы — Ассигнационный банк — Садовая улица, 21
  • 1788 — Дом Салтыкова — Дворцовая набережная, 4
  • 1789 — 1793 годы — дворец Юсуповых на Садовой улице — Садовая улица, 50-а
  • 1790-е годы — Малый гостиный двор — улица Ломоносова, 2
  • 1792 — 1796 годы — Александровский дворец в Царском Селе
  • 1798 — 1800 годы — Доходный дом Жеребцовой — Дворцовая набережная, 10
  • 1800 — 1801 годы — Павловский дворец: жилые покои императрицы Марии Федоровны
  • 1804 — 1807 годы — Екатерининский институт — набережная реки Фонтанки, 36
  • 1804 — 1807 годы — Конногвардейский манеж — улица Якубовича, 1
  • 1806 — 1808 годы — Смольный институт — Смольный проезд, 1
  • 1814 год — деревянные Нарвские триумфальные ворота (позднее перестроены в камне и металле В. П. Стасовым)

Помимо пулковской, Кваренги иногда приписывают сходные по своему облику церкви Вознесенская в Фёдоровском посаде и Преображенская в Московской Славянке.

В Москве

  • 1780 год — перестройка Екатерининского дворца в Лефортово
  • 1786 год — торговые ряды на Красной площади (не сохранились)
  • 1790 — 1805 годы — Старый гостиный двор — улица Варварка, 3
  • 1803 год — Странноприимный дом (пересмотр частично реализованного проекта).

В других регионах

  • 1769-76 — Вардурское поместье барона Арундела в графстве Уилтшир
  • 1780—1790-е гг. — строительство крупного усадебного комплекса графа П. В. Завадовского в Ляличах (Брянская область)
  • 1791 — Спасо-Преображенский собор в Новгороде-Северском
  • 1792 — саркофаг на могиле генерал-поручика В. А. Ангальт-Бернбург-Шаумбург-Хоймского в Выборге
  • 1793—1812 годы — Ярмарочный дом, Курск, Коренная пустынь (не сохранился)
  • 1817 год — рижская Колонна победы (приписывается, одно из последних творений мастера).

На основании сходства с типовыми палладианскими проектами из альбомов Кваренги ему приписывают ряд провинциальных усадеб, как то:

  • дача Донаурова на берегу Жерновки (Ириновский проспект, 9);
  • дворец-усадьба Шарлотты Карловны Ливен в Межотне (Мезоттене), Курляндия (1797—1801 годы);
  • проект Хотенского поместья в Харьковской губернии (конец 1790-х, сохранились два флигеля).

Английский дворец в Петергофе (Новый Петергофский дворец)

Где: Нижний парк в Петергофе

Английский дворец стал первой значительной постройкой Кваренги в России, но вы никогда его не увидите в первозданном виде. Во время Великой Отечественной войны дворец был уничтожен артиллерийским обстрелом 291-й немецкой пехотной дивизии, и от прекрасного здания остались только руины. Сохранилось лишь несколько фотографий первой половины XX века.

Мемориальный камень на месте дворца в Нижнем парке Петергофа, 2011 г.

Для дворца выбрали место на западном берегу большого пруда. В 1780 году архитектор создал модель, а к строительству приступил только через год. Полностью работы по возведению здания были завершены только в 1796 году. Главный фасад украшал восьмиколонный портик коринфского ордера и широкая лестница. На противоположной стороне здания – колоннада, поднятая на высоту цокольного этажа. План здания был строго центрирован согласно принципам Паллади: жилые помещения сгруппировались вокруг парадного зала, связанного с главным входом. 

Императрица Екатерина II на берегу Английского пруда рассчитывала уединяться от суеты придворной жизни, но дворец так и не стал жилым. Павел I превратил его в казармы. При Александре I здание отремонтировали, но весь XIX век использовали лишь для размещения почетных гостей, пребывающих в Петергофе. При этом в служебных помещениях, как и при Павле, по-прежнему размещались казармы. После революции дворец превратили в санаторий.

В 1942 году здание практически было уничтожен. От него сохранились только подвалы и цокольная часть. Одна из резных каменных капителей, украшавших фасады дворца, экспонируется в Комендантском доме Петропавловской крепости, другая – на территории ГМЗ «Петергоф», третью можно найти среди руин.

Примечания

  1. ↑ Гваренги, Джакомо // Русский биографический словарь
  2. Грабарь И.,. Гваренги, Джакомо // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  3. Пилявский В. И. Джакомо Кваренги: Архитектор. Художник. — Л.: Стройиздат, 1981. — С.19
  4. ↑ , с. 83.
  5. Уманский А. М. Кваренги, Джакомо // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  6. Mostra di disegni di Giacomo Quarenghi… — Roma, 1970. — P.12
  7. Franco F. Ottavio Bertotti-Scamozzi // Boll.CISA. Vol. 1963, pp.152-161
  8. Гращенков В. Н. Наследие Палладио в архитектуре русского классицизма // История и историки искусства: Статьи разных лет. — М.: КДУ, 2005. — 451—452
  9. Власов В. Г.. «Прозрачные колоннады» русского палладианизма // Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. — В 3-х т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — Т. 2.- C. 127—165
  10. Гращенков В. Н. Наследие Палладио в архитектуре русского классицизма // История и историки искусства: Статьи разных лет. — М.: КДУ, 2005. — 454
  11. Сочинения Г. Р. Державина. СПб., 1864. Т. 1. С. 518 (Стихотворение «К Н. А. Львову», 1792). 1865. Т. 2. С. 307 (Стихотворение «На смерть Нарышкина», 1799)
  12. Гращенков В. Н. Наследие Палладио в архитектуре русского классицизма // Гращенков В. Н. История и историки искусства. — М.:КДУ, 2005. — С.466
  13. Гращенков В. Н. Джакомо Кваренги и архитектура европейского неоклассицизма // История и историки искусства: Статьи разных лет. — М.: КДУ, 2005. — 494
  14. Пилявский В. И. Джакомо Кваренги: Архитектор. Художник. — Л.:Стройиздат, 1981. — С.131
  15. В. Н. Талепоровский. Чарльз Камерон. — М. : Изд-во Академии архитектуры СССР, 1939. — С. 228
  16. Колупаев В. Е. Архитектор Джакомо Кваренги и алтарь проиходской церкви г. Серитае (Италия) // Инновации экономики и управления в строительстве: материалы Международной научно-практической конференции 10—12 октября 2012 года. СПб.: СПбГАСУ, 2012. c. 165—168.

Дворец Юсуповых на Садовой улице

Где: Садовая ул., д. 50А / Наб. р. Фонтанки, д. 115

Усадьба князя Бориса Григорьевича Юсупова, петербургского губернатора в 1749–1750 годы, на реке Фонтанке в середине XVIII века считалась одной из богатейших в городе. Тогда здесь располагался роскошный дворец в стиле барокко, в плане представлявший собой букву Н. Из-за прокладки сквозной набережной и завершения благоустройства берегов Фонтанки в 1790-х Джакомо Кваренги перестраивает дворец для князя Николая Борисовича Юсупова, занимавшего много постов, в том числе директора Императорских театров (1791–1796) и директора Эрмитажа (1797). 

Следы барокко в этой работе зодчего сегодня совсем незаметны. Кваренги сохранил объем и стены существующего здания, но полностью изменил интерьеры и фасад в соответствии с требованиями классицизма. 

Обновленный дворец переместился вглубь сада, а место на набережной заняли жилые корпуса и хозяйственные помещения, возведенные в форме полукруга. По центру фасада появился открытый тамбур с ведущим к нему пандусом. Боковые флигели украшены лоджиями с тосканскими колоннами, которые отличаются от дорических гладким фризом и отсутствием желобков. Противоположный садовый фасад украшен шестиколонным портиком ионического ордера на террасе, с ведущей к нему широкой лестницей.  

Решетка, ограждающая дворец и прилегающий к нему сад со стороны Садовой улицы, появилась позднее. Ее создали в 1836–1840 годах инженеры К. Кольман и В. Р. Трофимович.

Сегодня в здании находится Петербургский государственный университет путей сообщения.

Примечания

  1. ↑ Гваренги, Джакомо // Русский биографический словарь
  2. Грабарь И.,. Гваренги, Джакомо // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  3. Пилявский В. И. Джакомо Кваренги: Архитектор. Художник. — Л.: Стройиздат, 1981. — С.19
  4. ↑ , с. 83.
  5. Уманский А. М. Кваренги, Джакомо // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  6. Mostra di disegni di Giacomo Quarenghi… — Roma, 1970. — P.12
  7. Franco F. Ottavio Bertotti-Scamozzi // Boll.CISA. Vol. 1963, pp.152-161
  8. Гращенков В. Н. Наследие Палладио в архитектуре русского классицизма // История и историки искусства: Статьи разных лет. — М.: КДУ, 2005. — 451—452
  9. Власов В. Г.. «Прозрачные колоннады» русского палладианизма // Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. — В 3-х т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — Т. 2.- C. 127—165
  10. Гращенков В. Н. Наследие Палладио в архитектуре русского классицизма // История и историки искусства: Статьи разных лет. — М.: КДУ, 2005. — 454
  11. Сочинения Г. Р. Державина. СПб., 1864. Т. 1. С. 518 (Стихотворение «К Н. А. Львову», 1792). 1865. Т. 2. С. 307 (Стихотворение «На смерть Нарышкина», 1799)
  12. Гращенков В. Н. Наследие Палладио в архитектуре русского классицизма // Гращенков В. Н. История и историки искусства. — М.:КДУ, 2005. — С.466
  13. Гращенков В. Н. Джакомо Кваренги и архитектура европейского неоклассицизма // История и историки искусства: Статьи разных лет. — М.: КДУ, 2005. — 494
  14. Пилявский В. И. Джакомо Кваренги: Архитектор. Художник. — Л.:Стройиздат, 1981. — С.131
  15. В. Н. Талепоровский. Чарльз Камерон. — М. : Изд-во Академии архитектуры СССР, 1939. — С. 228
  16. Колупаев В. Е. Архитектор Джакомо Кваренги и алтарь проиходской церкви г. Серитае (Италия) // Инновации экономики и управления в строительстве: материалы Международной научно-практической конференции 10—12 октября 2012 года. СПб.: СПбГАСУ, 2012. c. 165—168.

Биография

Джакомо Антонио Доменико Кваренги родился в провинции Бергамо, маленьком селении Италии, в довольно обеспеченной семье. Живописцами были и его дедушка, и отец, причем очень известными. От них Джакомо досталась тяга к прекрасному и талант художника. Природа рвалась наружу, и мальчик демонстрировал желание творить, рисовать, но у родителей был задуман для него совсем другой путь: в монастырской школе он учился языкам, литературе, философии, юриспруденции. Кваренги говорил, что изучение последних двух наук вызвало в нем только отвращение. Впрочем, впоследствии Джакомо настоял на своем, став учеником художников Раджи и Бономини. Те обнаружили в нем выдающийся талант и посоветовали не сходить с выбранного пути.

В 1861 году Джакомо Антонио Кваренги отправился в Рим, где завел много полезных знакомств: его учителями и друзьями стали А. Менгс, С. Поцци, В. Бренна. Именно последний подал Джакомо идею стать архитектором, и так Кваренги увлекся до конца жизни, постепенно став настоящим знатоком темы. Он начал знакомиться с историей архитектуры, трудами архитекторов Рима, вдохновенно зачитывается трактатами зодчих Ренессанса, особенно близкими ему стали идеи Андреа Палладио.

Известность не заставила себя долго ждать: аббат Торп познакомил Джакомо с К. Редзонико. Этот меценат, в то время бывший очень знаменитым, заказал у Кваренги крупный проект церкви в Субиако. Сложность заключалась в том, что церковь надо было переделать, но старое здание изменять нужно было по минимуму. Так архитектору фактически пришлось создать новый храм внутри старого. Уже в этом проекте можно было разглядеть стиль Кваренги, которому присуща строгость и лаконичность. После выполнения этого первого крупного заказа к архитектору посыпались предложения со всей Европы.

1775 год подарил Джакомо Антонио Доменико Кваренги семейное счастье – жену и дочь.

Приглашение из России было для Кваренги следующим важнейшим этапом в жизни и карьере. До этого он лишь выполнял перестройки и небольшие случайные проекты, крупных самостоятельных проектов у него не было, как и не было полного чувства собственной самореализации. Поэтому архитектор Джакомо Кварнеги сразу же согласился отправиться в Россию, где подписал контракт с Екатериной II, став ее придворным архитектором. Это произошло в 1780 году.

Начало работы Кваренги в России было положено дворцом в Петергофе, который не только украсил природный ландшафт, но и впоследствии стал настоящей достопримечательностью Санкт-Петербурга. По проектам Кваренги были построены беседки и павильоны, церкви в Царском Селе и имения высокопоставленных особ. Он стал буквально нарасхват среди русских аристократов того времени, здесь его талант и познания в архитектуре наконец раскрылись в полной мере, внесли в городской облик штрихи классицизма. Екатерина всегда контролировала работу архитектора, общаясь непосредственно с ним, иногда даже принимала участие в разработке эскизов, но, бывало, слишком торопила в сроках осуществления проектов, о чем он сетовал в письмах.

Как бы то ни было, императрица всегда была весьма довольна работами архитектора, обновленные интерьеры в Зимнем дворце и все остальные постройки Кваренги были поистине грандиозными. Стабильность в работе не покинула придворного архитектора и после смерти Екатерины. С наступлением XIX столетия Джакомо Кваренги, постройки которого признаны шедеврами, стал проектировать больницы, институты. Смольный институт он сам даже называл лучшим из своих творений.

Проект Эрмитажного театра обеспечил архитектора квартирой неподалеку и персональной ложей. Вдохновением для создания послужил театр «Олимпико» А. Палладио. Джакомо Кваренги, краткая биография которого представлена вашему вниманию в статье, спроектировал театр очень продуманно, так что он был комфортен для посетителей, а акустика там была потрясающая. Архитектор писал, что стремился совместить в проекте античный вид и современные решения.

Хотя со временем у архитектора и погибли две дочери и две жены, у него осталось еще пятеро детей. Он остался в России до самой смерти, эта страна стала его второй родиной. Джакомо Кваренги скончался в Санкт-Петербурге в 1817 году, причиной послужила банальная простуда.

Реализованные проекты

Благовещенская церковь (Царское Село)

Перестроенная Кваренги Красная площадь

Фасад Смольного института (ок. 1806)

Проект зрительного зала Эрмитажного театра

В Санкт-Петербурге

  • 1781—1794 годы — Английский дворец в Петергофе (разрушен в 1942)
  • 1783—1784 годы — усадьба «Кирьяново», дача Е. Р. Дашковой — пр. Стачек, 45;
  • 1782—1784 годы — Смоленская церковь в Пулкове (разрушена в 1944)
  • 1782—1788 годы — концертный зал в Царском Селе
  • 1783—1785 годы —  — Университетская набережная, 5
  • 1783—1787 годы — Эрмитажный театр — Дворцовая набережная, 32
  • 1783—1799 годы — Ассигнационный банк — Садовая улица, 21
  • 1788 — Дом Салтыкова — Дворцовая набережная, 4
  • 1789—1793 годы — дворец Юсуповых на Садовой улице — Садовая улица, 50-а
  • 1790-е годы — Малый гостиный двор — улица Ломоносова, 2
  • 1792—1796 годы — Александровский дворец в Царском Селе
  • 1798—1800 годы — Доходный дом Жеребцовой — Дворцовая набережная, 10
  • 1798—1800 годы — Мальтийская капелла — входит в архитектурный комплекс Воронцовского дворца, пристроена к главному корпусу дворца со стороны сада
  • 1800—1801 годы — Павловский дворец: жилые покои императрицы Марии Федоровны
  • 1804—1807 годы — Екатерининский институт — набережная реки Фонтанки, 36
  • 1804—1807 годы — Конногвардейский манеж — улица Якубовича, 1
  • 1806—1808 годы — Смольный институт — Смольный проезд, 1
  • 1814 год — деревянные (позднее перестроены в камне и металле В. П. Стасовым)

Помимо пулковской, Кваренги иногда приписывают сходные по своему облику церкви Вознесенская в Фёдоровском посаде и Преображенская в Московской Славянке.

В Москве

  • 1780 год — перестройка Екатерининского дворца в Лефортово
  • 1786 год — торговые ряды на Красной площади (не сохранились)
  • 1790—1805 годы — Старый гостиный двор — улица Варварка, 3
  • 1803 год — (пересмотр частично реализованного проекта).

В других регионах

  • 1769-76 — Вардурское поместье барона Арундела в графстве Уилтшир
  • 1780—1790-е гг. — строительство крупного усадебного комплекса графа П. В. Завадовского в Ляличах (Брянская область)
  • 1786 — Присутственные места в Харькове на Соборной площади (не сохранились)
  • 1791 — Спасо-Преображенский собор в Новгороде-Северском
  • 1792 — саркофаг на могиле генерал-поручика В. А. Ангальт-Бернбург-Шаумбург-Хоймского в Выборге
  • 1793—1812 годы — Ярмарочный дом, Курск, Коренная пустынь (не сохранился)
  • 1817 год — рижская Колонна победы (приписывается, одно из последних творений мастера).

На основании сходства с типовыми палладианскими проектами из альбомов Кваренги ему приписывают ряд провинциальных усадеб, как то:

  • дача Донаурова на берегу Жерновки (Ириновский проспект, 9);
  • дворец-усадьба Шарлотты Карловны Ливен в Межотне (Мезоттене), Курляндия (1797—1801 годы);
  • проект Хотенского поместья в Харьковской губернии (конец 1790-х, сохранились два флигеля).

В Италии

Среди немногих работ, осуществлённых Кваренги в Италии — перестройка интерьера средневековой церкви Санта Сколастика (святой Схоластики в бенедиктинском аббатстве в Субиако близ Рима в 1769 году. Также по его проектам в Италии выполнены главные алтари приходских храмов: в честь Святейшего Искупителя в Сериате датируется 1775 годом и Успения Святой Марии и Святого Иакова в Романо-ди-Ломбардия между 1797 и 1799 годами .

Коллекция рисунков, писем, документов частного характера и др. артефактов (всего более 700 единиц хранения) имеется в муниципальной библиотеке «Angelo Mai» в Бергамо. Другие собрания бумаг Кваренги хранятся в миланском музее Кастелло Сфорцески и в Кабинете рисунков муниципального художественного собрания (Gabinetto dei Disegni delle Civiche Raccolte d’Arte) Милана.

Биография[править | править код]

Джакомо Кваренги родился в селении Рота-д’Иманья близ города Бергамо на севере Италии. В молодости обучался живописи в Риме под руководством Рафаэля Менгса, затем изучал архитектуру. Построил манеж в Монако и столовую залу в доме эрцгерцогини Моденской в Вене.

Здание Академии наук (1783—1789)

Будучи 35 лет от роду, в январе 1780 года Кваренги приехал в Санкт-Петербург по приглашению Екатерины II в качестве «архитектора двора её величества». В первое десятилетие своего пребывания в России он построил Английский дворец в Петергофе (1780—1787), павильон в Царском Селе (1782). В Санкт-Петербурге Кваренги построил здания Эрмитажного театра (1783—1787), Академии наук (1783—1785), Ассигнационного банка (1783—1789), Иностранной коллегии. Он выполнил также ряд заказов высокопоставленных вельмож, среди которых выделяется летний дворец графа Безбородко в Санкт-Петербурге.

При Павле I Кваренги построил в Царском Селе Александровский дворец (1792—1796) и здание театра в саду близ Большого дворца. В это же время построен дворец графа Завадовского в Ляличах.

Фасад Смольного института (ок. 1806)

В первом десятилетии XIX века по проектам Кваренги в Санкт-Петербурге построены Конногвардейский манеж (1800—1807), здание «Кабинета его величества» (1803—1806), Мариинская больница для бедных (1803—1805), здания Екатерининского института благородных девиц (1804—1807) и Смольного института благородных девиц (1806—1808).

Работы Кваренги исполнены в духе палладианства и новой итальянской школы с её изящным, благородным, но холодным и сухим стилем, не вполне пригодным для северных стран, где колонны, столь любимые Кваренги, отнимают много света, и без того скупо отпускаемого природой Севера; зато в строениях Кваренги всегда заметен вкус и гармоничность пропорций. Его работы — характернейший пример зрелого классицизма в русской архитектуре.

В конце 1810 года Кваренги в последний раз выезжает из Санкт-Петербурга в Бергамо. В родном городе ему была устроена торжественная встреча. Но уже в 1811 году Кваренги поспешил вернуться в Россию. В связи с подготовкой похода наполеоновской армии в Россию итальянцам, состоявшим на русской службе, было приказано вернуться в Италию; однако Кваренги отказался выполнить этот приказ и был заочно приговорён к смертной казни с конфискацией имущества.

К последним годам творчества мастера относится постройка временных деревянных триумфальных ворот за Нарвской заставой в честь победы над Наполеоном.

Институт Склифосовского

Интересна история создания Института Склифосовского в Москве, в проектировании которого принимал непосредственное участие Д. Кваренги. Института бы сейчас не было, если б не давняя любовь графа Шереметьева к Прасковье Жемчуговой, по просьбе которой тот создал в Сухаревке Странноприимный дом для бедных и страждущих. К сожалению, любимая женщина умерла, не дожив до открытия, и граф обратился к Кваренги, ее другу, за помощью в перестройке. Здание построено в форме полукруга и напоминает храм с куполом и колоннами. Впоследствии Странноприимный дом стал Шереметьевской больницей, но не все знают, что это своего рода символ любви.

Смольный институт

Где: Смольный пр-д, д. 1

Джакомо Кваренги считал Смольный институт лучшей постройкой своей жизни. 

Необычное название произошло от смоляного двора, который когда-то здесь находился. На нем хранилась смола для судов, строившихся на Адмиралтейский верфи. Петр I, часто посещавший это место, распорядился срубить себе дом, а позже его преемница Екатерина I, восхищенная панорамой, велела построить здесь дворец.

Уже по указанию императрицы Елизаветы Петровны был основан Воскресенский Новодевичий монастырь, за которым закрепилось название «Смольный». 5 мая 1764 года по высочайшему указу Екатерины II об учреждении в Смольном Воскресенском монастыре учебно-воспитательного заведения для 200 благородных девиц. Почти одновременно и тоже на территории Смольного монастыря открылось Мещанское училище для воспитания девиц различных сословий. Оно было своего рода отделением Смольного института, рассчитанным на 220 воспитанниц. Но здание не подходило для этих целей из-за планировки, поэтому Кваренги поручили построить новое здание Смольного института для Воспитательного Общества Благородных девиц, а Ю. М. Фельтену отдали строительство специального здания для Мещанского училища, позже названного Александровским институтом. 

Джакомо Кваренги. Смольный институт в Санкт-Петербурге
Центральная часть главного фасада и план наружной стены

Кваренги возвел постройку южнее монастыря. Корпус с боковыми крыльями образовали традиционную П-образную композицию с парадным двором, напоминающую план классических усадеб. Центр выделен портиком с колоннадой ионического ордера. Цокольный этаж обработан горизонтальным рустом, торцовые фасады боковых корпусов – пилястрами.

Источник фото

На втором этаже архитектор запланировал учебные помещения, на верхнем этаже – жилые комнаты учениц. Несмотря на огромные размеры, в институте сложно заблудиться. Главный подъезд ведет в большой круглый вестибюль, откуда по центральной лестнице можно подняться в просторный коридор, который бесконечно тянется вдоль всего основного корпуса. 

В правом северном флигеле, находились квартиры начальницы и правительницы Смольного Института, под ними – малая столовая для начальницы, правительницы, классных дам и преподавателей. Под столовой, в подвальном помещении, располагался кухонный корпус с выходом в малый хозяйственный двор. В левом южном флигеле находились помещения хозяйственного назначения и кухонный комплекс, выделенные в отдельные дворовые постройки. 

План Кваренги. Источник фото

В южном крыле Смольного Кваренги разместил Актовый зал, который считается одним из лучших спроектированных им интерьеров. Два ряда коринфских колонн разделили зал на три части – нефы. Стены и колонны отделаны белым мрамором. Дверь обрамлена архивольтом, наружным обрамлением арки, выделяющим ее из плоскости стены, а поверх него размещены фигуры Славы. Оригинальные люстры, похожие на античные светильники, созданы по рисункам великого зодчего. В Актовом зале проходили балы и другие торжественные мероприятия с участием воспитанниц.

Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев
Фото из выпускного альбома 1889 г.
Источник фото

Именно здесь В. И. Ленин сообщил собравшимся о переходе власти в руки Советов рабочих и солдатских депутатов и были приняты первые декреты Советской власти:

  • «Декрет о мире»;
  • «Декрет о земле»;
  • «Постановление об образовании рабочего и крестьянского правительства». 

До переноса столицы в Москву именно Смольный служил штаб-квартирой большевистского правительства.

Смольный, 1917 г. Источник фото

Большое значение придавал архитектор окружающей среде. Со стороны главного подъезда он спроектировал большую площадь, которая позволяла охватить взглядом все здание, а с противоположной стороны заложил регулярный сад.

Въезд на территорию Смольного оформили два пятиколонных портика тосканского ордера, образующих пропилеи, парадный проход, образованный портиками и колоннами, расположенными симметрично оси движения на каком-либо участке. На фризах колоннад можно прочитать надписи «Пролетарии всех стран объединяйтесь!» и «Первый Совет пролетарской диктатуры».

Сегодня в здании Смольного института находятся резиденция губернатора Петербурга и городская администрация. Внутри можно посетить музейные экспозиции, которые отражают всю историю здания, – Государственный историко-мемориальный Санкт-Петербургский музей.

Поделиться статьей:

Университет экономики и финансов

Здание было создано в 1799 г. До университета в здании находился Ассигнационный банк, на время ВОВ учебное заведение было эвакуировано, с 1944 заработало вновь. Основой для построения плана послужили палладианские постройки, Кваренги во многом использовал наследие этого итальянского зодчего, но не путем слепого копирования, а добавляя свои идеи. Одним из принципов Кваренги было убеждение в том, что рабское следование теориям великих мастеров ведет к созданию посредственных сооружений.

Фасад здания с одинаковыми окнами выглядит уравновешенно, они образуют четкую геометрическую сетку. Классическая композиция, выверенность линий дарят архитектурному сооружению респектабельность и внушительность. Львиные маски придают фасаду нарядность, той же цели служат античные статуи на фронтоне и шесть колонн коринфского ордера. Впоследствии прямо перед фасадом был установлен памятник – бюст Д. Кваренги.

Джакомо Кваренги: достопримечательности

Абсолютно все проекты Кваренги сочетают в себе лаконичность композиции, строгий классический вид и одновременно пропорциональность, придающую им изящную аристократичность. Строения, созданные этим архитектором, ни в коем случае не перегружены излишествами и декором, их акценты не кричат, а лишь слегка намекают на изысканность. Джакомо Кваренги, биография которого насыщенна интересными фактами, проектировал не только сами здания, но и интерьеры, мебель, поэтому все убранство гармонично сочеталось между собой.

Проект Холодной бани, Кухня-руина, Концертный зал в Екатерининском парке и мост около него, храм на Кузьминском кладбище, казармы на Кадетском бульваре, множество мостов, Александровский и Константиновские дворцы, Серебряный кабинет во дворце Екатерины — это лишь некоторые примеры работ Джакомо Кваренги.

Постройки в Санкт-Петербурге[править | править код]

  •  — 1783 годы — дом Н. И. Чичерина — Невский проспект, 15;
  •  — 1793 годы — дворец Юсуповых на Садовой улице — Садовая улица, 50-а
  •  — 1794 годы — Английский дворец в Петергофе (разрушен в 1942)
  •  — 1784 годы — Смоленская церковь в Пулково (разрушена в 1944)
  •  — 1786 годы — концертный павильон в Царском Селе
  •  — 1785 годы — Академия наук — Университетская набережная, 5
  •  — 1787 годы — Эрмитажный театр — Дворцовая набережная, 32
  •  — 1799 годы — Ассигнационный банк — Садовая улица, 21
  • Приблизительно в то же время — Малый гостиный двор — улица Ломоносова, 2
  •  — 1796 годы — Александровский дворец в Царском Селе
  •  — 1800 годы — Доходный дом Жеребцовой — Дворцовый набережная, 10
  •  — 1801 годы — Павловский дворец. Жилые покои императрицы Марии Федоровны
  •  — 1807 годы — Екатерининский институт — набережная реки Фонтанки, 36
  •  — 1807 годы — Конногвардейский манеж — улица Якубовича, 1
  •  — 1808 годы — Смольный институт — Смольный проезд, 1
  • 1814 год — деревянные Нарвские триумфальные ворота (в —1834 годах перестроены в камне и металле В. П. Стасовым)

Коллегия иностранных дел

Где: Английская наб., д. 32A

В 1782–1783 годах Кваренги перестроил здание Коллегии иностранных дел на набережной Невы. Особняк возвел архитектор Михаил Алексеевич Башмаков для князя Бориса Алексеевича Куракина.

Позже здание отошло в казну. Так в бывшем частном особняке разместили Коллегию иностранных дел – предшественницу Министерства иностранных дел Российской империи. В учреждении служили Д. И. Фонвизин, А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, Д. В. Веневитинов, А. А. Фет.

В корпусе на Английской набережной расположилась канцелярия, здесь вели прием посетителей. Во флигелях по Галерной улице находились казенные квартиры чиновников. Для этого потребовалась перестройка дворца. Кваренги уничтожил все детали барочной отделки как снаружи, так и внутри. На втором этаже главного фасада появилась колоннада ионического ордера с традиционным треугольным фронтоном, а стены гладко оштукатурили.

В 1840-х годах здание заняла Императорская Николаевская военная академия.