Чукчи: обычаи и традиции

Отношение к смерти и воинские традиции

Чукчам свойственен фатализм и восприятие смерти как перехода в лучший мир предков. Поэтому проигравший в поединке часто просил его добить, а немощных стариков по их желанию умерщвляли родственники. Часто женщины, видя что их мужчины проигрывают в битве, закалывали детей и затем убивали себя.

Русские путешественники времен покорения Сибири отмечали, что чукчи были настолько вспыльчивыми и эмоциональными, что, случалось, совершали самоубийство под впечатлением от невыгодной сделки или другого подобного расстройства.

При этом воинственность этого народа настолько укоренилась в их культуре, что по традиции более сильный воин мог запросто потребовать от слабого отдать его жену или оленей. Если тот отказывался делиться, следовал вызов на борцовский поединок. Проигравший лишался имущества или женщины, и всем это казалось справедливым.

Татуировки — отдельная гордость чукчей. Чаще всего ими украшались лица воинов или женщин. Особо же лютые бойцы за каждого убитого врага, рисовали себе точку на руке. И у матерых воинов из этих точек могла выстроиться линия от запястья до локтя.

Использовались и стимуляторы. Перед боем чукчи часто жевали шляпку мухомора. Опытным путем они обнаружили, что в малой дозе гриб действовал как стимулятор, и лишь в большой становился источником видений. Особо упоротые употребляли мочу бойца, объевшегося мухоморами (активные вещества в ней сохраняются, так что единожды съев гриб можно испытать эффект повторно). Был в этом, видимо, некий шик.

В общем, оказавшись на крайнем Севере, среди улыбающихся оленеводов, десять раз подумайте, стоит ли рассказывать анекдот про глупого чукчу, ведь среди слушателей может оказаться человек, чьи предки так и не покорились колонизаторам, кастрируя своих оленей зубами и отправляя в набег боевых транссексуалов.

Тем, кого заинтересовала история этого народа, советуем обратиться к книге «Военное дело чукчей (середина XVII — начало XX в.)» Александра Нефедкина.

Праздники и религия чукчей

Наиболее ярко культура чукчей проявляется во время проведения праздников и религиозных обрядов. Основными празднествами считались сезонные гуляния, связанные с установкой жилищ, убоем оленей, отёл важенок.

Особую роль играли жертвоприношения огню. В суровом холодном крае народ особенно ценил тепло, что даёт пламя, а потому огонь нередко предстаёт в легендах как некое божество, всесильный дух.

Вячеслав Этгет, Чукотка, Россия, 2012 год / Jimmy Nelson / jimmynelson.com

Традиционные узоры, которые чукчи используют для украшения одежды, обуви, колчанов, как считают учёные, имеют эскимосское происхождение. Исконными верованиями, сохранившимися по сей день, являются ритуалы анимизма. Чукчи поклоняются силам природы, обожествляют стихии, почитают священных животных (например, ворона и медведя).

У многих семей современных жителей Чукотки сохранились старинные святыни – особые камни для высекания огня, что должен был иметь каждый человек. Их использовали во время ритуалов, связанных с поклонением огню и принесением жертв священному пламени, дающему тепло, а значит, жизнь. У ряда племён практиковали искусственную “смену пола”, когда мужчина должен был носить женский наряд и выполнять женские обязанности по хозяйству – и наоборот.

Чукчи, Оксана Тейюнрультетт, Олеся Этгест, Чукотка, Россия, 2012 год / Jimmy Nelson / jimmynelson.com

Чукчи – уникальный самобытный народ, что впитал в себя поразительные верования, культуру и традиции своих предков и соседних племён. Путешественники, побывавшие в Чукотском автономном округе или на Камчатке, отмечают, что эти места открывают особый колорит, что хранит древнюю религию и тайные знания местных народов.

На обложке: Владилен Каври, Арктическая тундра возле Уэлькаля, Чукотка, Россия, 2012 год / Jimmy Nelson / jimmynelson.com

Культура

Очень разнообразны мифология и фольклор чукчей, они имеют много общего с фольклором и мифологией палеоазиатов и американских народов. Чукчи издавна знамениты своими резными и скульптурными изображениями, выполненными на мамонтовых костях, которые поражают своей красотой и четкостью нанесения. Традиционными музыкальными инструментами народа являются бубен (ярар) и варган (хомус).

Народное устное творчество чукчей богато. Основными жанрами фольклора являются сказки, мифы, сказания, исторические предания и бытовые рассказы. Одним из главных персонажей является ворон Куркыль, есть предания о войнах с эскимосскими соседними племенами.

Хотя условия жизни чукчей были очень тяжелыми, они находили время и для праздников, в которых бубен был музыкальным инструментом. Напевы предавались из поколения в поколение.

Танцы чукчей делятся на несколько разновидностей:

  • имитационно-подражательные
  • игровые
  • импровизированные
  • обрядово-ритуальные
  • танцы-инсценировки или пантомимы
  • танцы оленных и береговых чукчей

Очень были распространены подражательные танцы, которые отображают поведение птиц и зверей:

  • журавль
  • полет журавля
  • бег оленя
  • ворон
  • танец чайки
  • лебедь
  • танец уток
  • бой быков во время гона
  • высматривание

Особое место занимали торговые пляски, которые являлись видом группового брака. Они являлись показателем укрепления прежних родственных уз или проводились в знак новой связи между семьями.

 

Сибирь

В Сибири самыми древним населением считаются самодийские народы, к которым относят: самоедов, ненцев, нганасан, энцев и проживающих отдельно от них сойотов (Бурятия). Эти народы сформировались на юге Сибири, создав уникальные культуры – Каракольскую (II тысячелетие до нашей эры) и Кулайскую (I тысячелетие до н.э – I тысячелетие н.э.), а затем были оттеснены тюрскими племенами на север и теперь по большей части живут на территориях Красноярского края, в Архангельской области, на Ямале и на Таймыре.
Например, уникальный самодийский народ селькупы, которых в России по переписи 2010 года осталось 3 649 человек, возник на территории современного Горного Алтая, где оставил в качестве свидетельств пребывания Пызырыкскую культуру (I тысячеление до н.э ), а затем был вытеснен хуннами на север – об этом говорят ДНК-анализ пызырыкских мумий. Кстати, именно с юга Сибири самодийские народы принесли на Ямал обычай мумифицировать покойников.
Древним аборигенным населением Сибири являются юкагиры, которые до сих пор говорят на древнем палеосибирском языке. История этого немногочисленного народа насчитывает 9 000 лет. В древние времена они жили за Енисеем и в Саянах, а во времена завоевания Сибири кочевали и охотились на землях между реками Лена и Анадырь. Сейчас на территории страны живет 1 597 юкагиров.
Очень древние корни имеют тувинцы, алтайцы, хакасы, эвенки и эвены, однако сами народы сформировались только в начале нашей эры.

Православными чукчи стали после знакомства с русскими казаками-землепроходцами

Ответ на вопрос: какую религию исповедуют чукчи, будет неполным без изучения истории появления православия на Чукотском полуострове. Первыми православными в этих местах стали русские казаки-землепроходцы. Они в 1648-1649 годах основали в среднем течении реки Анадырь Анадырский острог, ныне Марково. Его строительство шло под непосредственным руководством Семена Дежнева. В остроге казаки возвели деревянную церковь Всемилостивого Спаса, которой ведал Тобольский владыка.

Видеоролик: Православие на Чукотке. На 10 секунде ведущая рассказывает о строительстве на Чукотке первой православной часовни.

С 1721 года Чукотка в составе дальневосточных русских земель, вошла в состав Иркутской епархии. В XVIII веке учреждена Чукотская духовная миссия. В 1788-1789 годах на реке Малый Анюй, у стен Анюйской крепости (ныне село Островное), стали проводиться Чукотские ярмарки и в центре крепости в 1811 году построили Николаевскую часовню.

Иркутская и Ангарская епархия

Далее на Чукотке возвели ещё один православный центр — часовню в торговой крепости на протоке Круговой Майн (бассейн р. Анадырь).

Первый православный храм на Чукотке основали в 1648-1649 годах.

В 1840 году учредили Камчатскую епархию специально для дальневосточных и американских владений России. В результате церковная жизнь на Чукотке получила новый толчок. В 1842 году святитель Иннокентий (Вениаминов) учредил Анадырскую духовную миссию, центром которой стала эта часовня. В 1848 году возведена Никольская церковь в устье р. Раучуа, прихожанами которой стали чукчи-оленеводы, юкагиры и чуванцы Чаун-Чукотки.

Митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов). Благодаря стараниями святителя Иннокентия была учреждена Анадырская духовная миссия. Фото: upload.wikimedia.org

В связи с тем, что поселок Марково разросся из-за пребывающего в него населения, в 1862 году в нем построили Никольскую церковь. Через 10 лет Чукотскую миссию разделили на 3 стана: Эломбальский, Сен-Кёльский и Николаевский Чаунский. Когда была образована Якутская епархия, они перешли к ней. В 1899 году, при устройстве Владивостокской кафедры, восточная часть перешла к последней, а западная (бассейны рек Малый и Большой Анюй, а также Чаун-Чукотка) осталась за Якутским архиереем.

Законы брака у чукчей

Чукчи никогда не были многочисленным народом, а потому они всячески стараются поддержать молодые семьи и детей. Даже если в семействе происходит горе, потеря кормильца, никто в поселении не оставит малышей и их мать на произвол судьбы.

Не только в старину, но и сегодня чукчи нередко заключают «групповой брак». Его суть заключается в объединении нескольких семей, что поддерживают друг друга.

Для бедняков групповой брак – превосходная возможность породниться с более богатыми и влиятельными соплеменниками. Как отмечает этнограф Владимир Богораз, в таких объединённых семьях часто происходит обмен жёнами. После вступления в групповой брак никто не придерживается ранее установленных пар супругов.

В групповом браке все дети считаются общими, что часто становится настоящим спасением для бездетных мужчин. Для чукчей рождение ребёнка – главный праздник семьи, а потому в таких объединённых семьях каждый из родителей считается его отцом или матерью. Соответственно, и о пожилых родителях повзрослевшие дети непременно позаботятся, даже если не являются их биологическими потомками.

В некоторых районах Чукотки, в зависимости от конкретного племени чукчей, существует и другая семейная традиция, от которой в шоке многие европейцы. Когда в дом приходит гость-мужчина, радушный хозяин стремиться угодить ему во всём.

Эдуард Таерагтин, Чукча, Вторая бригада Чукотка, Россия, 2012 год / Jimmy Nelson / jimmynelson.com

К угощениям и гостеприимному приёму супруг нередко добавляет и свою жену. У чукчей не просто нет ревности – напротив, близость с гостем может подарить семье детей, которым хозяин будет рад больше, чем собственным.

Причина такой «странности» заключается в необходимости «обновлять» кровь. Из-за малочисленности среди чукчей нередки близкородственные браки, в которых рождаются слабые и больные дети.

И-за этого чукотские мужчины нередко предлагают своих жён в качестве развлечения для русских путешественников или иностранцев. Как бы это шокирующе ни звучало, но ничего аморального здесь нет – только потребность народа в выживании.

Чукчи

Внешность чукчей

Тип чукчи смешанный, в общем монголоидный, но с некоторыми отличиями. Глаза с косым разрезом встречаются реже, чем с разрезом горизонтальным; ширина скул меньше, чем у тунгусов и якутов, и чаще, чем у последних; встречаются индивиды с густой растительностью на лице и с волнистыми, почти курчавыми волосами на голове; цвет лица с бронзовым оттенком.

Среди женщин чаще встречается тип монгольский, с широкими скулами, расплывшимся носом и вывороченными ноздрями. Смешанность типа (азиатско-американского) подтверждается некоторыми преданиями, мифами и различиями в особенностях быта оленных и приморских чукчей.

Зимняя одежда чукчей — обычного полярного типа. Она шьется из меха пыжиков (подросшего осеннего теленка) и состоит у мужчин из двойной меховой рубахи (нижней мехом к телу и верхней мехом наружу), таких же двойных штанов, коротких меховых чулок с такими же сапогами и шапки в виде женского капора. Совершенно своеобразна женская одежда, тоже двойная, состоящая из цельно сшитых штанов вместе с низко вырезанным корсажем, стягивающимся в талии, с разрезом на груди и крайне широкими рукавами, благодаря которым чукчи во время работы легко высвобождают руки.

Летней верхней одеждой служат балахоны из оленьей замши или из пестрых покупных материй, а также камлейки из тонкошерстной шкуры оленя с разными обрядовыми нашивками. Большая часть украшений чукчей — подвески, повязки, ожерелья (в виде ремешков с бусами и фигурками) — имеют религиозное значение, но есть и настоящие украшения в виде металлических браслетов, сережек.

Оригинальный узор на одеждах приморских чукчей— эскимосского происхождения; от чукчей он перешел ко многим полярным народам Азии. Убор волос различен у мужчин и у женщин. Последние заплетают две косы по обеим сторонам головы, украшая их бусами и пуговицами, выпуская иногда передние пряди на лоб (замужние женщины). Мужчины выстригают волосы очень гладко, оставляя спереди широкую бахрому и на темени два пучка волос в виде звериных ушей.

Еда

Традиционные блюда чукчей готовят из мяса оленя и рыбы. Основа питания этого народа — отварное мясо кита, тюленя или оленя. Мясо употребляется в пищу и в сыро-замороженном виде, едят чукчи внутренности животных и кровь.

Чукчи едят моллюсков и растительную пищу:

  • кора и листья ивы
  • щавель
  • морская капуста
  • ягоды

Из напитков представители народа предпочитают алкоголь и отвары из трав, похожие на чай. Неравнодушны чукчи к табаку.

В традиционной кухне народа есть своеобразное блюдо под названием моняло. Это полупереварившийся мох, который извлекается из желудка оленя после убийства животного. Моняло используют при приготовлении свежих блюд и консервов. Самым распространенным до 20 века горячим блюдом у чукчей была жидкая похлебка из моняла с кровью, жиром и измельченным мясом.

Чукчи в наши дни

Сегодня чукчи в основном проживают в Чукотском автономном округе, Якутии и Камчатском крае. Их численность не превышает 16 тыс. человек. К сожалению, среди них очень мало долгожителей. Людей старше 75 лет не более 200. Хотя традиционно у чукчей многодетные семьи, в последние годы рождаемость падает. Вымиранию народа способствует плохое питание, злоупотребление алкоголем, наркотиками.

Чукчи не спешат впускать в свои жилища блага цивилизации, предпочитая жить так, как и их предки. Но все же отдельные представители северного народа сумели проявить свои таланты. Известный исследователь Николай Дауркин был чукчей. Русское имя он получил при крещении. Именно Дауркин составил карту Чукотки, первым из русских подданных высадился на Аляске. За вклад в развитие науки Николай получил дворянский титул.

Еще один выходец из Чукотки – Петр Иненликей, кандидат филологических наук. Этот человек также очень много сделал для науки. Иненликей изучал культуру северных народов, исследовал лингвистику языков северных народностей Аляски, России, Канады. Ученый написал много книг.

Новейшая история

  • История современной России. Самое главное
  • Внешняя политика РФ в 2000-х годах
  • Дефолт 1998 года. Как это было?
  • Все об отставке Ельцина в 1999 году
  • Развитие современной культуры в России

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Религия чукчей

Традиционные религиозные представления чукчей выражают амулеты (подвески, повязки, ожерелья в виде ремешков с бусами). Обрядовое значение имеет и раскрашивание лица кровью убитой жертвы, с изображением наследственно-родового знака — тотема. Оригинальный узор на колчанах и одеждах приморских чукчей — эскимосского происхождения; от чукчей он перешёл ко многим полярным народам Азии.

Исконные верования — анимизм; персонифицирование и обоготворение отдельных областей и явлений природы (хозяева леса, воды, огня, солнца, оленей и т. п.), многих животных (медведя, ворона), звёзды, солнце и луну; вера в злых духов, причиняющих все земные бедствия, включая болезни и смерть. Существовал целый ряд регулярных праздников (осенний праздник убоя оленей, весенний — рогов, зимнее жертвоприношение звезде Альтаир, родоначальнику чукчей и т. д.) и множество нерегулярных (кормление огня, жертвоприношения после каждой охоты, поминки покойников, обетные служения и т. д.). Каждая семья, кроме того, имела свои семейные святыни: наследственные снаряды для добывания священного огня посредством трения для известных празднеств, по одному на каждого члена семьи (нижняя дощечка снаряда представляет фигуру с головой хозяина огня), далее связки деревянных сучков «отстранителей несчастий», деревяшек-изображений предков и, наконец, семейный бубен, так как камлание с бубном у чукчей не было достоянием лишь специалистов-шаманов. Последние, почувствовав своё призвание, переживают предварительный период своего рода невольного искуса, впадали в глубокую задумчивость, бродили без пищи или спят по целым суткам, пока не получали вдохновения. Некоторые даже умирали от этого кризиса; некоторые получали внушение о перемене своего пола, то есть мужчина должен превратиться в женщину, и наоборот. Превращённые принимали одежду и образ жизни своего нового пола, даже выходят замуж, женятся и т. д.

Покойников либо сжигали, либо обёртывали пластами сырого оленьего мяса и покидали в поле, предварительно прорезав покойнику горло и грудь и вытащив наружу часть сердца и печени. Предварительно покойника обряжали, кормили и гадали над ним, заставляя отвечать на вопросы. Старики часто заблаговременно убивают себя сами или, по их просьбе, убиваются близкими родственниками.

Большинство чукчей к началу XX века были крещены в Русской православной церкви, однако среди кочующих встречаются остатки традиционных верований (шаманизма).

Воинственный народ

Известный историк Александр Нефедкин в книге «Военное дело чукчей (середина XVII – начало ХХ в.)» (СПб, 2003 г.) подчеркнул, что жители Крайнего Севера с древних времен умели сражаться. Идеалом мужчины для чукчей всегда был храбрый и сильный воин. Поэтому мальчиков с ранних лет готовили к будущим ратным подвигам.

Выносливые и умелые бойцы, несмотря на свою сравнительную малочисленность, сумели отвоевать у соседей огромные территории: от Берингова моря до р. Индигирки. По площади эти земли примерно равны современному Казахстану.

Убив очередного противника, чукча наносил на свое тело специальную татуировку. Обычно это была лишь точка на запястье правой руки. Так воины вели счет поверженным врагам.

Культурная история

Ламинарные доспехи из закаленной кожи с наплечниками подкреплены деревом, носили чукчу и сибирский юпик люди

Примерное распределение чукотских родов в конце XIX века.

Большинство чукчей проживает в Чукотском автономном округе , но некоторые также проживают в соседней Республике Саха на западе, Магаданской области на юго-западе и Корякском автономном округе на юге. Некоторые чукчи проживают также в других частях России, а также в Европе и Северной Америке . Общее количество чукчей в мире немногим превышает 16 тысяч.

Чукчи традиционно делятся на приморских чукчей , которые селились дома на побережье и жили в основном за счет охоты на морских млекопитающих , и оленеводческих чукчей , которые жили кочевниками во внутренней тундре , сезонно мигрируя со своими стадами северных оленей . Русское название «чукчи» происходит от чукотского слова Chauchu («богатый оленями»), которое использовалось «оленеводческими чукчами» для отличия от «приморских чукчей», называемых анкаллит («морские люди»). Их имя для представителя чукотской этнической группы в целом — Луораветлан (буквально «настоящий человек»).

В чукотской религии каждому объекту, как одушевленному, так и неодушевленному, приписан дух. Этот дух может быть как вредным, так и доброжелательным. Некоторые чукотские мифы раскрывают дуалистическую космологию .

После распада Советского Союза совхозы были реорганизованы и номинально приватизированы. Этот процесс был в конечном итоге разрушительным для сельской экономики Чукотки. Регион до сих пор полностью не восстановился. Многие сельские чукчи, как и русские в селах Чукотки, выжили в последние годы только благодаря прямой гуманитарной помощи. Некоторые чукчи получили высшее образование, став поэтами, писателями, политиками, учителями и врачами.

Групповой брак

Сексуальные обычаи чукчей породили скабрезные анекдоты. У всех этих шуточек, как ни странно, есть реальная основа. Среди жителей Крайнего Севера существовала практика группового брака, когда несколько мужчин становились «товарищами по жене», фактически обмениваясь супругами время от времени.

«Родство по групповому браку считается равносильным кровному родству. Дети, рожденные в семьях, входящих в брачный союз, считаются двоюродными или даже родными братьями и сестрами», – написал В.Г. Тан-Богораз.

По мнению этнографа, вступать в подобные отношения людей заставляют суровые условия жизни в тундре. Если у мужчины нет «товарищей по жене», то в случае его гибели некому будет позаботиться о вдове и сиротах.

Быт чукчей

Найдя подходящую территорию, где много корма для оленей, чукчи разбивают временный лагерь и обитают там до тех пор, пока не закончится еда для «питомцев». После этого они покидают насиженное место и отправляются на поиски нового пастбища.

Есть и другие представители народа, которые ведут оседлый образ жизни. Они специализируются на рыболовстве и охоте за морскими обитателями. На сегодняшний день численность нации составляет пятнадцать тысяч человек.

Основная часть проживает на российской Чукотке. Если верить древним преданиям, то чукчи относятся к избранной расе. Остальные народы Севера (эвенки, коряки) сотворены лишь в качестве «помощников».

Считается, что создателем нации стала ворона по имени Куркыль. Также аборигены Чукотки свято верят в тот факт, что к сотворению мира имеют непосредственное отношение северные животные.

Наречие удивительного народа входит в группу чукотско-камчатской языковой семьи. Ближе всего к нему корякский и алюторский языки. По типологии наречиt относится к инкорпорирующим, т.е. сочетающим в себе несколько разных языков.

В 1930 году пастух с Чукотки по имени Теневиль создал идеографическую письменность, но широкого распространения она не получила. На сегодняшний день аборигены Севера используют алфавит, созданный на основе кириллицы, но с добавлением нескольких специфичных символов. Основная часть чукотских произведений искусств, в частности книги, создается только на русском языке.

Яранга

Это жильё чукчи. «Строение» представляет собой шатер большого размера, который сверху покрыт шкурами оленей и укреплен большими булыжниками. Посредине жилища располагается кострище, которое используется для согрева и приготовления пищи. Вокруг яранги размещают многочисленные сани с хозяйственным скарбом.

В задней части чукотской «квартиры» меховыми шкурами отделяют маленькую комнатку, которая одновременно выполняет роль спальни и столовой.

Одежда

Для пошива вещей северные жители применяют пыжики (шкуры молодых оленей). Зимняя одежда чукчей состоит из двух слоев: внутренний – мехом к телу, а внешний – «опушкой» наружу.

Мужчины одеваются двойные рубахи и штаны, дополнительно натягивают чулки, сапоги и шапку-капор. У девушек вещи для зимнего периода также состоят из двух слоев. Однако в отличие от представителей сильной половины человечества, милые чукотские барышни наряжаются в меховой комбинезон. Наряд имеет широкие рукава и глубокий вырез спереди.

В летний сезон чукоты надевают свободную одежду, пошитую из замши оленя или лёгкой материи, оформленной национальным декором. Малыши тоже имеют «фирменные» вещи. Это наглухо зашитый со всех сторон комбинезон.

Ручки и ножки надежно спрятаны, а вот сзади имеется небольшой разрез. Он предназначен для того, чтобы мамочки вытаскивали грязные «пеленки» и заменяли их на чистые. Хотя мох, соединенный с шерстью оленя сложно назвать пеленкой в классическом смысле этого слова. Лучше именовать аксессуар чукотским памперсом.

Жительницы Чукотки имеют и национальную прическу – косы, декорированные бусинками и пуговицами.

Рацион северных обитателей сложно назвать полноценным. В основном они кушают в разном виде мясо китов, оленей. Также не брезгуют ливером, кровью, моллюсками, корой и ягодами.

У народа имеется национальное блюда. Правда, навряд ли кто-то захочет его пробовать, узнав, как готовится сей деликатес. Итак, рецепт чукотского блюда под названием моняло.

Оленя, которого планируют пустить на изготовление кулинарного шедевра, тщательно подкармливают мхом. Затем выжидают некоторое время, пока он начнет перевариваться. В этот момент животное убивают, распарывают брюхо и достают содержимое. Моняло готово! Его применяют для приготовления первых блюд, употребляют в свежем виде или пускают на консервы.

Пьют чукчи в основном травяные отвары. Они не прочь пропустить пару рюмашек алкогольного напитка, но им категорически запрещено спиртное. Поскольку организм жителей Севера не способен переваривать этиловый спирт.

Продолжительность жизни

Живут чукоты недолго. Те, кто обитает в естественных условиях, чаще всего погибают в сорок пять лет. Главная причина высокой смертности – алкоголь, неправильное питание и злоупотребление табачной продукцией. К этим проблемам с недавних пор добавился приём наркотических веществ.

На Чукотке очень мало долгожителей, в возрасте от семидесяти пяти лет от силы человек двести. Снижается и уровень рождаемости. Эта опасная тенденция может привести к тому, что национальность вовсе вымрет.

Древний народ Чукотки

Чукчи являются коренным народом своих земель. Доказательством этому служат не только находки археологов, но и физиологические особенности представителей арктической группы этносов.

В книге исследователей Т. И. Алексеевой и В. П. Алексеева «Антропологические исследования на Чукотке» указывается следующее:

Чукчи Анадыря, 1906 год / Paul Niedieck

Кроме того, на автохтонность чукчей указывают и местные предания. Практически все народы этого края верят в своё “воронье” происхождение (у них существуют легенды о прародителе Вороне). За пределами региона подобной культуры нет.

Как предполагают историки, первые поселенцы появились на Чукотке в IV-III веках до нашей эры. Однако свидетельств о жизни чукчей в последующие столетия практически нет из-за отсутствия письменности. Без сомнения, они развивали свою культуру, слагали легенды об удивительных местах, где жили, почитали предков и священных духов, которым оставляли дары.

Нередки были и противостояния с соседними племенами в борьбе за территорию. Любой разрастающийся народ нуждался в новых землях, а потому часто происходили стычки между разными арктическими племенами.

Для большинства из нас история чукчей начинается с XVII века, когда на их земли приходят русские. С появлением казаков и промышленников, что осваивали новые регионы, полностью меняется не только уклад жизни чукчей, но и принципы их взаимоотношений с соседями.

Теперь к источникам выживания добавляется ещё и торговля. Укрепление экономических связей сближает народы чукчей и эскимосов. Часть кочевого населения переходит к оседлости, занимаясь морским зверобойным промыслом. Интересно, что подобные перемены нашли отражение даже в языке.

Например, в речи чукчей практически все слова, связанные с охотой на морского зверя, имеют эскимосское происхождение. Сказки и предания эскимосов об оленеводческом быте прочно вошли в культуру чукчей. Сегодня даже сложно отделить, где фольклор одних племён, где — других.

Охотники на моржей на Чукотском полуострове / Виктор Загуменнов

В основе языческой религии чукчей лежит верование в духов

Религиозные воззрения древних и некоторых современных чукчей во многом пересекаются с воззрениями на религию других палеоазиатских народов Сибири. Их основа — вера в духов, а именно одухотворение всех явлений и предметов окружающей действительности.

При этом у чукчей вселенная представлялась в виде трех, пяти или семи миров. Главное божество носило название Творец или же Верховное Существо. Оно обитает в Верхнем мире и с ним отожествлялись: Зенит, Полдень, Рассвет, Полярная звезда.

Иллюстрация к чукотской сказке «Куличок и ворон Куркыль». Мифический ворон Куркыль — это в чукотских мифах создатель вселенной. Фото: planetaskazok.ru

Крещеные чукчи связывали его образ со Христом. Иногда в его роли выступает мифический Ворон Куркыль, который создает землю, диких и домашних животных, а также научил людей жить в тундре. Согласно мифологии чукчей, Солнце — это человек в блестящих одеждах, ездящий по небу на оленях или же собаках, Луна — солнце злых духов, Северное сияние — души умерших предков, играющие на небе в мяч.

Кроме того, Млечный путь выступает в мифах в качестве песчаной реки, Полярная звезда — небесная привязь, вокруг которой ходят все звезды. В Верхний мир попадают через отверстие в Полярной звезде, по радуге или же солнечному лучу.

Вселенная у чукчей насчитывала 3, 5 или 7 миров.

У чукчей также бытовали представления о человеческих душах. При этом невидимую душу они связывали с образом черного жука. Кроме того, имелись понятия о душах отдельных органов и частей тела. Отсюда выводилось понятие о причинах болезней.

Они, согласно чукотским верованиям, объяснялись кражей души вредоносными духами, которые разделялись на несколько категорий. Обычно в злых духов превращались умершие родственники. Для защиты от них использовались амулеты, татуировки, магические заклинания

Рисунок амулетов, изображающих чукотских духов-охранителей. Чукчи считали, что от злых духов можно спастись при помощи алиментов, оберегов и особых обрядов. Фото: encrypted-tbn0.gstatic.com

Кроме того, также существовал культ духов-хозяев животных: нерпы, кита, моржа и т.д. В чукотской среде широко развиты обряды и праздники, связанные с годовым хозяйственным циклом. Они устраивались для «возрождения» промысловых животных, а также обеспечения удачной охоты.

Эти обряды осмыслялись в качестве акта благодарения животных и их духов-хозяев за добычу. Были также распространены жертвоприношения собак и оленей, а также культ огня.