Макарий (невский)

Оглавление

Преподобная Феодора Цареградская

Преподобная Феодора жила в Царьграде. Овдовев, она раздала все имущество и стала служить святому Василию. Перед смертью преподобная приняла монашество. Ученик святого Василия захотел узнать о ее загробной жизни, и это было открыто ему в видении. Явившись, святая рассказала, что она чувствовала, когда ее душа разлучалась с телом, как злые духи старались завладеть душой, зная за ней грехи, а ангелы защищали ее, указывая на то доброе, что она сделала в жизни; как затем ее вели по так называемым мытарствам, где каждый грех имеет свое мытарство; и как, наконец, вследствие своей доброй жизни и молитв ее духовного отца на земле она миновала все мытарства и ей были показаны райские обители, а также муки грешников в преисподней.

Использованные материалы

  • Биография на сайте «Русское Православие»

  • Иеромонах Иов (Гумеров). «Житие святителя Макария (Невского), митрополита Московского и Коломенского»

  • Н. Сечина «Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский)»

  • Изображение иконы Макарий Московский, Алтайский, свт.

    — икона

  • «Все молитвы святителю Макарию, митрополиту Московскому и Коломенскому (бывшему епископу Бийскому и архиепископу Томскому)»

    — тропарь

  Московские Церковные ведомости, 1915, № 42, с. 590.

  Авроров П., свящ., Пребывание Высокопреосвященного митрополита Макария Московского на своей родине, СПб. 1913.

  Авроров П., свящ., пребывание Высокопреосвященнейшего митрополита Макария Московского на своей родине, СПб. 1914, с. 16.

  Из речи при наречении во епископа.

  «Русский паломник», 1911, № 16, с. 255-256.

  А. Макарова-Мирская … с. 290-292.

  К. Харлампович.

  Митр. Макарий «Мой ответ В. Н. Львову», — «Московские ведомости», 21 июня 1917 г.. № 131.

  Сведения с ortho-rus.ru

  «Московские ведомости», 21 июня 1917, № 131.

  Арсений (Жадановский), епископ. Воспоминания … с. 202-203.

  Арсений (Жадановский), епископ. Воспоминания … с. 209.

  Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и Всея России, М., 1994, с. 167.

  Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и Всея России, М., 1994, с. 156.

  Арсений (Жадановский), епископ, Воспоминания … с. 211.

  Арсений (Жадановский), епископ. Воспоминания … с. 217.

  Апухтин К. История продолжается … В кн.: «Царю Небесному и царю земному верен…», с. 345.

  Арсений (Жадановский), епископ, Воспоминания, М., 1995, с. 239.

Святитель Макарий, митрополит Московский

В 1547 и 1549 годах святитель Макарий созывал в Москве соборы, получившие впоследствии наименование «Макарьевских ». Главным деянием соборов стало общецерковное прославление русских святых. Ранее канонизация святых осуществлялась на Руси, как правило, по благословению местного архиерея, поэтому подвижники почитались преимущественно в землях своих трудов и подвигов. На Макарьевских соборах были канонизированы святители Иона Московский, Иоанн, Иона, Евфимий, Никита и Нифонт Новгородские; благоверные князья Александр Невский, Всеволод Псковский, Михаил Тверской; преподобные Пафнутий Боровский, Макарий Калязинский, Александр Свирский, Никон Радонежский, Савва Сторожевский и другие подвижники. Кроме того, святитель Макарий составил Великие Четьи-Минеи, включающие в себя жития и поучения святых.

Служение

В начале 1520-х Макария назначили игуменом Можайского-Лужецкого Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, а затем он получил сан архиепископа Псковского и Новгородского и место в одной из древнейших православных российских епархий.

Энергичный служитель церкви направил силы на исправление ситуации на кафедре, где на протяжении десятилетия с лишним отсутствовал владыка. Последовательный сторонник, узнавший о состоянии дел в мужских и женских приходах, принялся налаживать монастырское хозяйство и добился перевода местных приходов на «общежительный устав».

Увеличив число христианских коммун, где иноки и монахини обитали под одной крышей, Макарий инициировал составление обновленного церковно-летописного свода. Без внимания владыки не остался процесс реставрации великих священных икон и фресок в центральных храмах Пскова и Новгорода.

В Соборе Святой Софии, являвшимся духовным центром епархии, архиепископ выпустил Великие Четьи минеи, являвшиеся собранием оригинальных и переведенных памятников житийной и риторической литературы, существовавших на Руси с древнейших времен. Свод, насчитывавший десяток томов, был помещен в библиотеку православного храма. Благодаря этому книги Священного Писания, патерики и другие тексты дидактического и исторического характера сохранились до сегодняшних дней.

Весной 1542 года бояре из знаменитого княжеского рода Шуйских, правившие при несовершеннолетнем наследнике русского престола Иване IV Грозном, оценили заслуги архиепископа Псковского и Новгородского и сделали его преемником лишившегося доверия митрополита Иоасафа. Макарий не оправдал ожиданий правителей и поспособствовал их отстранению от власти.

Митрополит Макарий благословляет Ивана Грозного / Хроно

В дальнейшем Макарий стал членом Избранной рады и оказал огромное влияние на деяния государя, царя и великого князя всея Руси. В 1547 году уроженец Москвы венчал сына Василия III на царство и поддержал его намерение жениться на дочери столичного окольничего Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой.

После торжественной церемонии в православном кремлевском храме, на которой юный Иоанн получил из рук митрополита бармы, крест животворящего дерева и шапку Мономаха, в православном государстве начались перемены. В год созыва первого Земского собора автор Четьих миней, приветствовавший мирские реформы, настоял на канонизации и прославлении новых святых и провел работу по составлению жизнеописаний.

В начале 1550-х на собрании с участием Ивана Грозного, бояр и представителей высшего духовенства, получившем название Стоглавого поместного собора, Макарий отстоял право монастырей на землю, оспариваемое Андреем Курбским и царским наставником протопопом Сильвестром. Тогда же в Москве создали типографию, специализировавшуюся на печати церковных книг.

Митрополит Московский и всея Руси был в курсе внешнеполитических дел государства. Владыка благословил поход войска Ивана IV на Казань и предсказал безоговорочную победу. Когда армия, посетившая места, связанные с именем легендарного полководца Дмитрия Донского, прислала известие о взятии города, являвшегося центром Татарского ханства, в столице построили храм Василия Блаженного. Позже Макарий, освятивший этот шедевр архитектуры, отправил на захваченную территорию архиепископа Гурия, в миру звавшегося Григорием Руготиным, и всячески поддерживал деятельность просветителя и миссионера.

По окончания обучения Макарий остается преподавать в нем

Сразу после окончания обучения в Киевской духовной академии Макарию предложили начать преподавательскую деятельность на только что образовавшейся кафедре Русской церкви и гражданской истории, он вел оба предмета.

Ранее этих предметов не читалось нигде и будущий митрополит очень тщательно готовился к лекциям и составлял специальные пособия, которые впоследствии публиковались в «Христианском чтении», а еще позже легли в основу труда по Истории христианства на Руси.

1842
в этом году Макарий был переведен в Петербургскую духовную академию на кафедру богословских наук

Он был лучше всего подготовлен по этому предмету, т.к. наставниками были знаменитые богословы Иннокентий Борисов и Дмитрий Муретов.  Продолжает печататься в журналах («Догматическое учение св. Дмитрия Донского» и пр), также отдельно вышла книга «История Киевской духовной академии».

Литература

  • ЖМП, 1945, № 8, 5; 1946, № 5, 13; 1948, № 9, 40; 1949, № 10, 7, 9, 11; 1950, № 3, 19; 1951, № 7, 4, 54; 1951, № 8, 43-47; 1954, № 4, 73-74; 1957, № 1, 10; 1958, № 5, 3-4; 1958, № 6, 5, 11; 1958, № 7, 7; № 8, 10; 1959, № 2, 9; № 6, 9-10, 12; № 11, 20, 21, 22, 23; 1960, № 1, 4, 29; № 2, 9-10; № 3, 4; № 5, 8; 1961, № 1, 68; № 4, 51-58 (некролог).
  • Русск. Прав. Церк., 155, 170, 187.
  • «Журн. Засед. Св. Син.» № 13 от 3.VI.1948; № 10 от 8.VII.1947; № 19 от 12.XII.1949; № 7 от 17.III.1950; № 10 от 22.VII.1950.
  • Епарх. Висник (Львовский), 1946, № 2-3, 60-62; № 4, 5-6; № 5, 32; 1947, № 3, 91-93.
  • Имен. список ректор. и инспектор. духовн. академ. и семинар. на 1917 год, 18.
  • ФПС I, 15.
  • Vasilij, В., «Prebyvanie delegacii Pol’skoj Pravoslavnoj Cerkvi na pogrebenii Blazennejsago Mitropolita Makarija,» Cerkovnyj Vesthik (Warschau) 1961, № 3, 5; № 4, 13-28; № 5, 21-39.
  • Heyer, F., Die orthodoxe Kirche, 241, 244-246.
  • IKZ 51 (1961) 140.
  • Svitic, A., Pravoslavnaja Cerkov’ v Polse, 212f.
  • Pospielovsky, D., The Russian Church, 305.
  • Vlasovs’kyj, I., Narys istorii UPC, IV, 335.
  • Григоренко, Т. М., «Памяти моего отца, Оксиюка Михаила Васильевича — Митрополита Макария Варшавского и всея Польши,» Вiсник Пресс-служби УПЦ, Вип. 10 (липень 2002), 62-63.
  • Епифанович, С. Л., «Отзыв на книгу М.Ф.Оксиюка «Эсхатология св. Григория Нисского. Историко-догматическое исследование»» / Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие, М., 1996, 189-214.
  • Сидоров, А. И., «Митрополит Макарий (Оксиюк) и его церковно-научная деятельность,» Митрополит Макарий (Оксиюк). Эсхатология св. Григория Нисского, М.: Паломник, 1999, iii – xxxiv.
  • Скурат, К. Е., История Поместных Православных Церквей: Учебное пособие. В 2 т., т. 2, М.: Русские огни, 1994.

Цитаты

Учение прп. Макария Великого, содержащееся в его творениях, получило в богословии условное наименование «сердечная мистика». Понятие «мистика» в данном случае следует переводить как «духовность».

Святой отец писал о правилах и тонкостях духовной жизни и молитвенной практики, об устройстве человеческой души, о ее болезнях и способах исцеления от них, о бесчисленных искушениях лукавых духов и борьбе с ними.

Главной темой всех писаний преподобного является обожение. В широком смысле обожение – это спасение, достижение состояния вечного блаженства в раю. В более узком смысле обожение близко по значению к таким понятиям, как святость, наитие Духа Святого, озарение Божественным Светом, созерцание Бога и т.д.

Обожение является целью жизни вообще и целью подвижничества в частности:

Учил святой и о благодати Святого Духа как о действительной силе, свете, сиянии, — исходящем от Самого Бога, но Самим Богом, конечно, не являющемся. Этот опыт через тысячу лет сформулирует святитель Григорий Палама в учении о нетварном фаворском Свете. Преподобный же Макарий описывал явление Благодати Божией термином «плототворение» (нечто похожее на воплощение) Духа Святого:

Признаками правильного духовного устроения и присутствия в человеке благодати Святого Духа являются многоразличные духовные дарования (мудрость, прозорливость, исцеления, видения и др.), особое место среди которых занимает дар созерцательной (умной, сердечной) молитвы или созерцаний.

Это состояние описано многими как ранними египетскими, так и более поздними афонскими исихастами. Характеризуется оно прекращением какой бы то ни было чувственной, познавательной активности человека: подвижник не только перестает видеть, слышать и чувствовать окружающее, — но перестает и мыслить. И в этом состоянии чувственной пассивности, мысленного «мрака», полной остановки активного познания – Сам Бог касается души (ума и сердца) молитвенника, озаряет его Своим Божественным Светом, согревает, питает, наставляет, врачует и доставляет неописуемое наслаждение.

Молодые годы

Михаил становится послушником в обители преп. Пафнутия Боровского, где впоследствии принимает постриг с именем Макарий. Назван молодой монах был в честь подвизавшегося в пустыне святого Макария Египетского. Выбранный монастырь отличала строгая аскетическая жизнь его насельников.

В обители инок обучался иконописному мастерству, ведь монастырь был расписан одним из лучших мастеров своего времени — Дионисием. В храме обители были также иконы кисти знаменитого Андрея Рублева.

Макарий ведет строгую подвижническую жизнь, состоящую из труда и молитвы. Наконец, в 1523 г. митрополит Даниил поставляет инока архимандритом Лужецкого Рождество-Богородицкого монастыря, который основал преподобный Ферапонт Можайский. Здесь в роли настоятеля Макарий устанавливает молитвенное поминовение всех усопших в обители, составив поминальный синодик.

Во время управления обителью святителем в соборе монастыря появляется придел в честь Макария Египетского. Настоятельство в Можайской обители продолжалось около трех лет.

Епископство в Новгороде

В марте 1526 года Макария возводят в сан епископа Новгородского и Псковского. Новый владыка активно занимается миссионерством, посылая священников к языческим северным народам новгородских земель. В обителях Новгорода вводится общежительный устав, который способствовал увеличению численности братии монастырей.

Благодаря святителю, в Новгороде строят, обустраивают и украшают около 40 храмов, в том числе кафедральный Софийский собор.

Используя художественные знания, полученные в Пафнутиево-Боровском монастыре, епископ лично обновляет обветшавшую икону Божией матери «Знамение» — знаменитую новгородскую святыню. Во время епископства святителя написаны жизнеописания и церковные службы некоторым русским подвижникам.

Летописный свод

В годы епископского служения святителя в Новгороде происходит создание Владычного летописного свода, не дошедшего до наших дней. Монах Досифей, который приходился племянником святому Иосифу Волоцкому, исправляет текст Синайского патерика, позднее этот же инок займется работой над составлением Волоколамского патерика и Хронографа. В 1540 г. священником св. Софии Агафоном была создана новая Пасхалия.

Харьковская епархия

В 1859 году епископ Макарий был назначен на Харьковскую кафедру. В отличие от Тамбовской епархии (какой она была до его заступления) Харьковская отличалась образцовым порядком и благоустроенностью. Храмы содержались на должном уровне, духовенство отличалось дисциплинированностью и образованностью, в Харькове действовало несколько духовных училищ и семинария.

Приступив к обязанностям, епископ Макарий проверил состояние учебных заведений. Деятельность семинарии он оценил высоко. В целях улучшения условий труда преподавателей повысил им жалование за счёт епархиальной казны. Кроме того, выделил дополнительные средства на содержание учащихся. В зданиях училищ был сделан ремонт.

Повышая эффективность работы, он утвердил на своей территории выборность благочинных, учредил съезды, увеличил количество благочиний, передал полномочия съездам решать целый ряд епархиальных вопросов, наполнил литературой благочиннические библиотеки.

В 1862 году Макарий Булгаков был возведен в архиепископское достоинство.

В том же году он организовал деятельность ежемесячного издания «Духовный вестник». Другим журналом, вышедшим в свет его стараниями, стал «Духовный дневник».

Тропарь, кондак, молитвы

Тропарь преподобному Макарию Великому, Египетскому, глас 1

Пусты́нный жи́тель и во пло́ти А́нгел,/ и чудотво́рец яви́лся еси́, Богоно́се о́тче наш Мака́рие,/ посто́м, бде́нием, моли́твою, Небе́сная дарова́ния прии́м,/ исцеля́еши неду́жныя и ду́ши ве́рою приходя́щих ти́./ Сла́ва Да́вшему тебе́ кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю все́м исцеле́ния.

Кондак преподобному Макарию Великому, Египетскому, глас 1

Блаже́нную жизнь сконча́в в житии́ с му́ченическими ли́ки,/ в земли́ кро́тких досто́йно водворя́ешися, Богоно́сне Мака́рие,/ и пусты́ню, я́коже град насели́в, благода́ть прия́л еси́ от Бо́га чуде́с,// те́мже тя почита́ем.

Молитва первая преподобному Макарию Великому

О преподобие отче Макарие! Молим тя мы, недостойные, испроси предстательством твоим у Всемилостиваго Бога нашего нам здравие душевное и телесное, тихое и богоугодное житие и добрый ответ на Страшнем Суде Христове. Угаси молитвами твоими разжженые на рабов Божиих (имена) стрелы диавольскии, да не прикоснется нам злоба греховная, да благочестно скончавше временное житие, сподобимся наследовати Царствие Небесное и купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Молитва вторая преподобному Макарию Великому

Преподобне отче Макарие! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва третья преподобному Макарию Великому

О, священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Макарие, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится. Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Храмы в честь святого Макария

Так как этот человек сделал значительный взнос в развитие православия, то не удивительно, что некоторые священные сооружения носят его имя. Самыми популярными считают:

  • церковь в Дзержинском;
  • собор в Москве;
  • церквушка в селе Чемал;
  • храм в селе Лесном Барнаульской епархии.

Многие считают своим долгом посетить хоть одно из этих мест и приклонится к мощам святого. Вот слова, которые чаще всего читаю для него.

Обращаясь с молитвой к святителю Макарию Невскому, не стоит забывать о том, что слова должны идти только от чистого сердца и с благородными намерениями. Не забудьте также поблагодарить его и Всевышнего за то, что уже имеете.

Храни Вас Господь!

Лучшая статья для Вас, переходите: Святая преподобная мученица Евгения Римская

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом митрополите Макарие:

Литература

  • «Церк. Вед.» 1890, № 18, с. 198.
  • -«- 1890, № 19, с. 211.
  • -«- 1895, № 11, с. 89.
  • -«- 1902, № 20, с. 171.
  • -«- 1902, № 48, с. 367.
  • -«- 1903, № 18-19, с. 139.
  • -«- 1906, № 18, с. 207.
  • -«- 1912, № 48-49, с. 426.
  • -«- 1913, № 22, с. 317.
  • -«- 1914, № 18-19, с. 133.
  • -«- 1917, № 915, с. 69.
  • «Приб. к «ЦВ» 1889, № 19, с. 530-537.
  • -«- 1890, № 17, с. 558-559.
  • -«- 1891, № 34, с. 1149-1150.
  • -«- 1892, № 26, с. 931.
  • -«- 1892, № 27, с. 968-971.
  • -«- 1893, № 18, с. 703-707.
  • -«- 1900, № 24, с. 958-959.
  • -«- 1905, № 15, с. 646-647.
  • -«- 1905, № 29, с. 1198-1203.
  • -«- 1910, № 31, с. 1312.
  • -«- 1911, № 13, с. 590-592.
  • «Кормчий» 1912, № 50, с. 502, 593.
  • -«- 1912, № 52, с. 531.
  • «Прав. Благ.» 1915, № 2, с. 111-122.
  • -«- 1915, № 3, с. 136-154.
  • -«- 1915, № 9, с. 304-325, 330, 335, 336.
  • -«- 1915, № 10, с. 249, 250.
  • «Русск. Паломн.» 1906, № 10, с. 148, 151.
  • -«- 1910, № 8, с. 116-121.
  • -«- 1911, № 16, с. 251, 253-256.
  • -«- 1912, № 49, с. 776.
  • -«- 1913, № 40, с. 649.
  • -«- 1914, № 4, с. 63.
  • -«- 1915, № 10, с. 158, 159.
  • -«- 1916, № 30, с. 431.
  • «Мисс. Календарь» 1907, с. 135.
  • «ЖМП» 1931, № 2, с. 3.
  • -«- 1959, № 4, с. 61.
  • «Прав. Собес.» 1897, ноябрь с. 582, 597.
  • -«- 1897, декабрь, с. 7.
  • -«- 1900, июнь, с. 767.
  • -«- 1905, март, с. 543.
  • -«- 1905, май, с. 49-65.
  • «Церк. Вестн.» 1891, № 23, с. 364.
  • -«- 1891, № 42, с. 666.
  • -«- 1891, № 46, с. 731.
  • -«- 1891, № 49, с. 780.
  • -«- 1891, № 50, с. 796.
  • -«- 1895, № 5, с. 162-163.
  • «Прав. Собес.» 1899, т. 1, с. 6.
  • «Мисс. Обозрен.» 1899, т. 1, с. 14.
  • «Самар. Еп. Вед.» 1903, № 6, с. 314.
  • «Русск. Архив» 1904, кн. I-я, с. 52.
  • «Голос Церкви» 1913, январь, с. 9-14 (Биография).
  • «Изв. Каз. Еп.» 1884, № 4, с. 97.
  • -«- 1895, № 4, с. 92-93.
  • -«- 1896, № 23, с. 615.
  • -«- 1912, № 45, с. 1351.
  • -«- 1912, № 46, с. 1401-1404.
  • -«- 1913, № 1, с. 22.
  • -«- 1913, № 39, с. 1174.
  • -«- 1913, № 42, с. 1254-1255.
  • -«- 1914, № 11, с. 334.
  • -«- 1914, № 46, с. 1464.
  • Каталог Тузова, с. 143, 144.
  • Скобелева М.Д. «Поучение при заупокойном поминовении в Бозе почившего Макария, митр. Московского (40-й день по кончине)», с. 174.
  • Путинцев М. Прот. — «Алтай» — Его святыни, миссионерство, дивные пути Промысла Божия в обращении язычников в христианство. Воспоминания о почивших миссионерах». Москва, 1891, с. 8, 22, 68.

  • Харлампович. «Высокопреосв. Макарий (Невский)». Казань, 1905.
  • Беликов Дм. «Высокопреосв. Макарий (Невский) как проповедник». «Приб. к «ЦВ» 1911, №№ 30, 31, 32.
  • П.М. «Высокопреосв. Макарий (Невский), митрополит Московский». «Приб. к «ЦВ» 1912, №№ 48-49, с. 1941-1948.
  • Чевалков свящ. «Памятное завещание», с. 52-94.

  • К.Е. «Обозрение Томским Пресвященным архиепископом Макарием своей епархии в 1905 г.» Томск, 1906.
  • «Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год», с. 14-15.
  • «Памятная книжка Петроградской духовной академии на 1915/1916 уч./г.», с. 10.

    — закрытый доступ

  • «Списки архиереев Иерархии Всерос.» СПБ, 1896, № 479, с. 71.
  • ФАМ II, № 49, с. 7.
  • Булгаков, с. 1415.
  • БЭС т. II, стб. 1545, 2170-2171.
  • НЭС т. XXV, стб. 415 и дополн. т. II, с. 122.
  • J.W. Cunningham, A vanquished Hope (New York 1981) 324-326.
  • Regel’son 203.

Другие известные митрополиты Макарии

Кроме московского митрополита 16-го в. история знает еще как минимум двоих великих церковных деятелей под именем Макарий.

Макарий Невский

Этот святитель был также прославлен в 2000 г. Родился будущий владыка во Владимирской губернии, затем с семьей переехал в Тобольск, где окончил местную семинарию. Юноша отказался от продолжения обучения в академии, активно занявшись миссионерской деятельностью.

В 1855 г. входит в состав Алтайской миссии, там же принимает монашество.

Около 30 лет Макарий посвятил служению на Алтае:

  • переводил книги на местный язык;
  • организовывал училища;
  • занимался просвещением и книгопечатанием.

С 1891 г. — епископ Томский, а с 1912 — митрополит Московский и Коломенский, член Святейшего Синода. В 1917 г. владыка Макарий был уволен с кафедры и сослан в Николо-Угрешский монастырь. Скончался в 1926 г. в селе Котельники недалеко от Люберцов.

Макарий Булгаков

Биография будущего митрополита начинается в 1816 г. в селе Курской губернии. Юноша успешно оканчивает Курскую семинарию, а затем Киевскую духовную академию, принимает монашество. С 1842 г. Макарий преподает в Санкт-Петербургской духовной академии.

В 1851 г. становится епископом Винницким, затем в течение 30 лет служит еще в нескольких епархиях Русской Церкви. С 1879 г. назначается митрополитом Московским и Коломенским.

Знаменит митрополит Макарий как крупный ученый-богослов, церковный писатель и историк.

Из многочисленных трудов владыки можно выделить Историю Русской Церкви в 12 томах, Православно-догматическое богословие.

Судьба Митрополита Макария после революционного бунта 1917 года

С Троице-Сергиевой Лавры митрополиту пришлось уехать в Смоленскую Зосимову пустынь.

Оттуда его попросили в Николо-Угрешский монастырь в Подмосковье.

8 лет

Владыка Макарий прожил в монастыре в заточении

Митрополит подал прошение на Всероссийский Поместный собор, на котором его реабилитировали. Однако Владыку из заточения не выпустили.

Через 3 года ему присвоили пожизненный титул Митрополита Алтайского.

Дважды Митрополита посещали с обыском. Он подвергался нападению вооруженных бандитов, угрожавших расправой.

Явление митрополиту покойной матери, блаженная кончина

Несколько раз Макарий пытался переехать в другие места для продолжения пастырской деятельности.

Однажды ночью во сне он увидел свою мать, которая накидывала крючки на все двери его дома. Митрополит воспринял это как знак, и оставил свое желание покинуть обитель.

1920

в этом году Владыку частично разбил паралич

Митрополит Макарий до конца своих дней принимал духовных чад и совершал богослужения и выполнял все уставные правила.

Его навещали Святейший патриарх Тихон и другие иерархи и священники. Один из его посетителей писал:

После закрытия Николо-Угрешского монастыря, последний год жизни Владыка провел в селе Котельники около Люберец.

В феврале 1926 года он заболел воспалением легких. Чувствуя близкую кончину, старец соборовался. Преосвященный Арсений, который читал над умирающим отходную, писал:

Заупокойную литургию и отпевание совершал архиепископ Иннокентий, шесть епископов и 79 священников. Похоронен Владыка возле алтаря церкви села Котельники.


Храм в честь Казанской иконы Божьей Матери с. Котельники, у стен которого покоился Митрополит Макарий. Фотография первой половины ХХ века

16 апреля 1957 г. комиссией произведено вскрытие могилы Владыки. Гроб оказался разрушенным, а облачения и тело оказались нетленными.

Тело митрополита захоронили в нижней части Успенского собора в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

В 2000 году на Архиерейском Соборе митрополит Макарий причислен к лику святых.


Рака с мощами святителя Макария Невского. Троице-Сергиевая Лавра, Успенский собор

Детство

Родился будущий митрополит в Москве около 1482 г., был крещен с именем Михаил, данным в честь Архистратига. О родителях архипастыря известно немного. Отца звали Леонтий, он умирает спустя некоторое время после рождения ребенка. Мать, по дошедшим до нас сведениям, стала инокиней с именем Евфросиния.

Судя по поминальному синодику митрополита Макария, его род был богат на представителей монашества и духовенства. Святитель состоял в родстве с преподобным Иосифом Волоцким, скончавшимся в 1515 г., этот святой оказал немалое влияние на судьбу будущего инока. Следуя примеру благочестивой матери, юноша решает посвятить жизнь Богу.

Сочинения

  • Теопасхитские споры, Киев, 1913.
  • Учение св. Апостола Павла об оправдании, Киев, 1914.
  • Эсхатология св. Григория Нисского (Историко-догматическое исследование) (магистерская диссертация), Киев, 1914.
  • «Проповеди, произнесенные на пассиях в Великом посту,» Труды Киевской дух. академии, 1911-1922 гг.
  • Сводный каталог иностранной периодики в библиотеках г. Киева (в рукописи одобренный к печатанию), Киев, 1933.
  • «Послание Всечеснишим отцям деканам, настоятелям св. монастырей и всим душпастирям парафий Львивско Тернопильской Архиепископии,» Епарх. Висник, 1946, № 6, 3-4.
  • «Всечиснишим душпастирям, благочестивим инокам и всим вирним Святой Православной Церкви на Львивщини и Тернопильщини (Рождественское послание),» Епарх. Висник, 1947, № 1, 3-5.
  • «Православная Церковь в Захидних Областях Украини,» Епарх. Висник, 1947, № 6, 3-4.
  • «Проповедь на I-й день Рождества Христова,» Епарх. Висник, 1947, № 2, 50-51.
  • «Всечеснишим душпастирям, благочестивым инокам и всим вирним наших епархий и захидних областях Украини,» Епарх. Висник, 1947, № 3, 67-69.
  • «Всечеснишим душпастирям, благочестивым инокам и всим верним Св. Правосл. Церкви на Львивщини и Тернопольщини (Пасхальное послание),» Епарх. Висник, 1947, № 4, 99-101.
  • «Слово в день роковин Львивського Церковного Собору перед молебном у кафедральному храми св. Юра (9 березня 1947 рока),» Епарх. Висник, 1947, № 4, 106-108.
  • «Высокопреподобнишим настоятелям монастирив и всечеснишим отцям деканам,» Епарх. Висник, 1947, № 5-6, 133-13?.
  • «Слово писля освячения церкви в имя св. Архистратига Михаила в м. Львови (8 червня 1947 року),» Епарх. Висник, 1947, № 7, 217-219.
  • «Слово, виглошене в день Успиния Божои Матери за Божественной Литургией в Мукачивському монастири на Чернечий гори 15/28 серпня 1947 року,» Епарх. Висник, 1947, № 9, 272-274.
  • «Слово перед молебном у Львивському кафедральному собори 7 листопада 1947 року,» Епарх. Висник, 1947, № 11, 337-338.
  • «Слово в день Великомученици Варвари за Божественною Литургиею в Чернивецькому кафедральному собори 4-17 грудня 1947 року,» Епарх. Висник, 1947, № 12, 360-362.
  • «Риздвяне послания,» Епарх. Висник, 1948, № 1, 5-7.
  • «Слово на другой день Рождества Христова в св. Георгиевской Церкви м. Львови,» Епарх. Висник, 1948, № 1, 19-21.
  • «Слово перед молебном у день 30-ричницы Украинск. Радянск. Держави 25 сичня 1948 року,» Епарх. Висник, 1948, № 1, 21-23.
  • Послание к Закарпатскому народу, Львов, 1948.
  • Стт. и заметки из церковной жизни Холмщины XVII-XVIII вв., напечатанные в 1912-1915 гг. в журналах Холмская Церковная Жизнь и Холмская Русь.

Проскомидия и Великий вход

Слово «проскомидия» в переводе означает «приношение», потому что в древности проскомидией называли принесение Святых Даров к предстоятелю. Поэтому можно называть проскомидией современный Великий вход, когда с жертвенника на престол переносятся Святые Дары. В древности проскомидии предшествовала краткая подготовка, во время которой диаконы, после того как оглашенные покидали храм, принимали просфоры и другие приношения от христиан вместе с просьбами о поминовении. Поэтому во время Великого Входа совершается поминовение всех христиан, начиная с Патриарха. Впоследствии проскомидией стали называть приготовление Святых Даров, ныне совершаемое перед началом Божественной литургии, на жертвеннике, расположенном слева от престола. В XIX веке прихожане сами подходили к жертвеннику со своими просфорами для поминовения. В современной практике верующие пишут записки, которые относят в алтарь. Так как приношения с древности принимали только от верных, в записках запрещено писать имена некрещёных людей.