Монархические страны европы — список государств

Оглавление

Монархия и военная власть

Иногда бывает, что власть монарха ограничена не из-за конституции, а из-за эффективного военного правления. В поздней Римской империи преторианская гвардия свергала императоров несколько раз и устанавливала свою власть. Эллинистические цари Македонии и Эпира избирались армией. Военное господство монарха имело место также в современном Таиланде. В средневековой Японии наследственный военный вождь, сёгун, был фактическим правителем, хотя номинально Страной восходящего солнца правил японский император. В фашистской Италии монархическая власть сосуществовала вместе с властью лидеров фашистской партии, как и Румынии или Греции.

Суть абсолютной монархии

Абсолютная монархия — это соединение всей власти в руках одного человека, подобное правление подразумевает безграничную власть на территории страны, передаваемую по наследству. Это создание законов и их осуществление, через назначаемых им сановников и служащих ему.

Монарх при таком государственном строе, становится главнокомандующим войсками и карательными органами, поддерживающими созданный им закон. Все граждане исконно бесправны и служат ему, только он может наделить их теми или иными привилегиями и правом.

При абсолютной монархии самодержец часто наделялся духовной властью над своими подданными, что ещё больше усиливало власть, таким образом, она становилась близка к диктатуре. Однако при пристальном рассмотрении безграничность абсолютной монархии становилась относительной, ограниченной церковью и аристократами (землевладельцами, феодалами, дворянами).

Кроме этого, государь должен был принимать во внимание своих подданных, чьи мнения проявлялись отзывами консультантов или народными бунтами, вплоть до свержения монарха. Это авторитарная власть, в отличие от абсолютной, была ничем не ограничена, например, повелители Древнего Востока, фараоны Египта, которые провозглашали себя Богом на Земле

Основные свойства абсолютизма, особенности абсолютной монархии

Для чёткого определения что из себя представляет эта форма правления перечисленны основные черты абсолютной монархии:

  • максимальную степень объединения власти в стране;
  • разветвлённую бюрократию;
  • существования армии и полиции;
  • наличие аристократии — оплота самодержца;
  • идея божественного происхождения монарха;
  • потенциал скрытных урезок власти правителя:
    • экономически (равенство разных форм и видов собственности);
    • социально (групповые разновидности социума, преимущества и вольности элиты)
    • идеологически (мировоззренческий плюрализм).

По списку ясно видно, что на фоне вроде безграничной власти самодержца, существуют скрытые возможности слегка ограничить его руководство.

Самые известные конституционные монархии мира: Великобритания, Норвегия, Кувейт

Великая Британия — одна из известнейших парламентских монархий на планете. (а также формально еще 15 стран Содружества) выступает королева Елизавета Вторая. Однако не стоит думать, что она является фигурой чисто символической. Британская королева имеет весомое право на роспуск парламента. Кроме того, именно она является главнокомандующим британских войск.

Норвежский король также является главой своего государства, согласно Конституции, которая действует с 1814 года. Если процитировать этот документ, то Норвегия является «свободным монархическим государством с ограниченной и наследственной формой правления». Причем первоначально король имел более широкие полномочия, которые постепенно сужались.

Еще одной парламентской монархией с 1962 года является Кувейт. Роль главы государства здесь играет эмир, который имеет широкие полномочия: он распускает парламент, подписывает законы, назначает руководителя правительства; он же командует войсками Кувейта. Любопытно, что в этой удивительной стране женщины абсолютно равны в своих политических правах с мужчинами, что вовсе нетипично для государств арабского мира.

Государства, в которых за бывшими и локальными монархами законодательно закреплены особые права или привилегии[]

Европа

В Черногории статус потомков Черногорского Королевского Дома регулируется законом «О статусе потомков династии Петровичей-Негошей». В частности правительством создан Фонд Петровичей-Негошей чья деятельность «направлена на развитие культуры Черногории, участие в гуманитарных проектах и развитие деятельности в интересах Черногории и её традиций», потомкам династии предоставлен в пользование ряд строений, в том числе и особняк короля Николая I в Негуши с правом пользования прилегающими садами и лугами, а главе монаршего дома предоставляется статус «Представителя потомков династии» и ряд связанных с данным званием привилегий и обязанностей:

  • Он/она может использовать геральдические символы династии.
  • Он/она может быть уполномочен Президентом Черногории, Председателем Скупщины или Председателем Правительства выполнять определённые протокольные и неполитические функции.
  • Он/она является председателем Руководящего комитета фонда Петровичей-Негошей
  • Он/она имеет право на использование государственных объектов, в соответствии с порядком установленным Правительством.
  • Он/она имеет право на использование первого этажа Дворца Петровичей в Подгорице, который предназначен для особо важных государственных церемоний, и когда этого требует протокол, обладает приоритетом перед другими пользователями этого помещения.
  • Он/она будет получать ежемесячную зарплату, равную заработной плате Президента Черногории.
  • Он/она имеет право на административное и техническое обеспечение деятельности со стороны службы государственного протокола Черногории.

Непризнанные государства

В непризнанной Приднестровской Молдавской Республике статус Российского Императорского Дома регулируется Указом Президента ПМР «О статусе Российского Императорского Дома в Приднестровской Молдавской Республике» и приложением к нему.

Африка

  • В Ботсване одной из палат двухпалатного парламента является Палата вождей. Она является в основном совещательным органом и состоит из пятнадцати членов — восьми вождей наиболее крупных племён — пожизненных членов, четырёх — избираемых малыми округами сроком на пять лет и трёх — назначаемых Палатой.
  • В Зимбабве одной из палат двухпалатного парламента является Сенат, 16 мест которого зарезервировано за представителями избранными советом вождей, также по месту зарезервировано за председателем и заместителем совета вождей.

В Токелау, являющемся несамоуправляющейся территорией под управлением Новой Зеландии, правительством является Совет Файпуле, в который входят три вождя атоллов, составляющих территорию. Руководитель правительства избирается из членов Совета на один год.

Общая информация

Европейская цивилизация многие годы балансировала между республиканской и монархической формой государственности. Первые республики возникли еще в эпоху Древней Греции и Рима, в дальнейшем в Европе усилились монархистские тенденции.

Но в XX веке многие государства избрали республиканскую форму правления. Тем не менее некоторые европейские страны продолжают сохранять институт королевской власти как дань уважения традициям и истории предков. Монарх правит до конца своих дней или до отречения. Как правило, монархия является наследственной, то есть после смерти главой государства становится его потомок.

Монарх олицетворяет собой единство нации, традиции исторической приемлемости власти, представляет страну на международной арене и выполняет полагающиеся ему государственные и церемониальные функции.

Африка

  • Лесото — король Летсие III (с 1996, первый раз в 1990—1995)
  • Марокко — король Мухаммед VI (с 1999)
  • Свазиленд — король Мсвати III (с 1986)

Первое место по числу стран с монархической государственностью держит Азия. Это прогрессивная и демократичная Япония. Лидеры мусульманского мира – Саудовская Аравия, Бруней, Кувейт, Катар, Иордания, Бахрейн, Оман. Две монархические конфедерации – Малайзия и Объединённые Арабские Эмираты. А еще – Таиланд, Камбоджа, Бутан.

Второе место принадлежит Европе. Монархии здесь представлены не только ограниченной формой – в странах занимающих лидирующее положение в ЕЭС (Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург и др.). Но и абсолютной формой правления – в государствах-карликах: Монако, Лихтенштейне, Ватикане.

Третье место – за странами Полинезии, и четвёртое за Африкой, где в настоящее время сохранилось всего три полноценных монархии: Марокко, Лесото, Свазиленд плюс несколько сотен «туристических».

Тем не менее, ряд республиканских стран вынуждены мириться с наличием на своей территории традиционных местных монархических или родоплеменных образований, и даже закреплять их права в конституции. К ним нужно отнести: Уганду, Нигерию, Индонезию, Чад и другие. Даже такие страны как Индия и Пакистан, упразднившие суверенные права местных монархов (ханов, султанов, раджей, магараджей) в начале 70-х годов XX-го века, зачастую вынуждены принимать существование этих прав, что называется de facto. Правительства обращаются к авторитету обладателей монархических прав при разрешении региональных религиозных, этнических, культурных споров и прочих конфликтных ситуаций.

Некоторые правила преемственности короны.

Иногда порядок наследования короны в монархических государствах зависит от гендерных правил. Матрилинейность определяла королевскую родословную в Древнем Египте на протяжении более трех тысяч лет, но царствовало гораздо больше мужчин, чем женщин. В некоторых монархических системах женщина может быть монархом лишь в случае исчерпания мужской линии.

В 1980 году Швеция провозгласила равное первородство и таким образом стала первой монархией в Европе, которая позволила старшему ребенку независимо от пола восходить на трон. Королевство Нидерланды сделало это в 1983 г., Норвегия – в 1990 г., а Бельгия последовала этим примерам в 1991 г. Иногда преемственность короны затрагивает религию: согласно Акту об урегулировании 1701 года все католики не имеют права быть британскими монархами и пропускаются в порядке наследования.

О конституционной монархии

Отличие такого вида правления – ограниченность власти монарха, установленная конституцией, традициями или иногда даже неписаным правом. Здесь монарх не обладает приоритетом в сфере государственной власти. Важным является и то, что ограничения не просто записаны в законе, но действительно исполняются.

Виды конституционных монархий:

  1. Дуалистическая монархия. Здесь власть монарха ограничивается следующим образом: все решения, принятые монархом, должны быть подтверждены специально назначенным министром. Без его резолюции ни одно решение правителя не вступит в действие. Еще одно из отличий дуалистической монархии – вся исполнительная власть остается за монархом.
  2. Парламентарная монархия. Также ограничивает власть монарха, причем до такой степени, что, по сути, он выполняет только церемониальную или представительскую роль. Реальной власти у правителя в парламентарной монархии практически не остается. Здесь вся исполнительная власть принадлежит правительству, которое, в свою очередь, отвечает перед парламентом.

Основные формы правления в современном мире

На сегодняшний день известно о двух основных моделях государственного управления: монархической и республиканской. Под монархией подразумевают такую форму правления, при которой власть принадлежит одной личности. Это может быть король, император, эмир, князь, султан и т. п. Вторая отличительная черта монархического строя — процесс передачи этой власти по наследству (а не по результатам всенародных выборов).

Сегодня существуют абсолютные, теократические и конституционные монархии. Республики (вторая форма правления) более распространены в современном мире: их около 70%. Республиканская модель управления государством предполагает выборность верховных органов власти — парламента и (или) президента.

Самые известные монархии планеты: Великобритания, Дания, Норвегия, Япония, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Примеры стран-республик: Польша, Россия, Франция, Мексика, Украина. Однако в этой статье нас интересуют лишь страны с конституционной монархией (список этих государств вы найдете ниже).

↑ Понятие государства

Термин «государство» употребляется в узком и широком значениях:

1) в узком значении государство — институт господства, носитель государственной власти. Государство существует в виде того, что противостоит «обществу»;

2) в широком значение государство —  государственно оформленная всеобщность, союз граждан, община. Здесь оно обозначает целое, охватывающее «государство» (в узком смысле) и «общество».

Существует множество различных определений понятия «государство». 

Так, по мнению великого русского философа И.А. Ильин, 

«…Государство — это организованное общение людей, связанных между собой духовной солидарностью и признающих эту солидарность не только умом, но и поддерживающих ее силою патриотической любви, жертвенной волей, достойными и мужественными поступками».
«Оно обладает административным и правовым порядком, изменяемым посредством законодательства, в соответствии с которым осуществляется организованная корпоративная деятельность административного персонала, также регулируемая законом. Эта система порядка претендует на принудительную власть не только над членами государства, гражданами, большинство которых обрело свое членство по рождению, но и в весьма значительной степени над всеми действиями, происходящими на контролируемой им территории. Таким образом, это обязательная ассоциация с территориальной основой. Более того, в новое время применение насилия считается легитимным только пока дозволено государством и предписано им… Претензия государства на монополию применения насилия столь же сущностно важна для него, как и свойства принудительной юрисдикции и непрерывной организации».
В современных учебниках можно встретить такое определение государства:
«…Государство — основной институт политической системы классового общества, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры; в классово антагонистических обществах находится в руках экономическигосподствующего класса (классов) и используется им, прежде всего для подавления своих социальных противников. Государство обладает монополией на принуждение всего населения в рамках определенной территории, правом на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, исключительным правом издания законов и правил, обязательных для всего населения, правом взимания налогов и сборов».
Таким образом, понятие «государство» трактуется весьма многозначно: 

  • это организация крупной общественной группы (отождествляется с таким понятиями, как «страна», «народ», «отечество», «родина»); 
  • это организация политической власти (в данном контексте оно сводится к власти, закону, правосудию, управлению); 
  • это властная администрация (здесь рассматриваются те или иные государственные органы власти — президент, парламент, правительство и т.п.).

Как появились государства

Миллионы лет назад наши предки жили общинами. У них не было чётких границ, вместо законов были обычаи, а власть держалась на авторитете старейшин. Но шли века, людей становились всё больше, а отношения между ними — сложнее. Чтобы поддерживать порядок, возникла централизованная власть — люди, управляющие обществом. Они создавали законы и вводили наказания за их нарушение. Устанавливали границы и снаряжали армию, чтобы стеречь и расширять их. Защищали интересы своих людей и взимали с них налоги. Так племена превращались в государства.  

Существует несколько теорий о том, как именно возникло государство:

  • Теократическая — самая древняя теория; считалось, что право на власть исходит от высших сил.
  • ‍Теория завоевания — согласно ей сильные люди подчинили слабых и стали властвовать над ними.
  • ‍Теория общественного договора — по этой версии люди добровольно ограничили себя в правах, чтобы избежать произвола и вседозволенности.
  • ‍Классовая — создана немецким философом и социологом Карлом Марксом. По его предположению государство — результат борьбы высших и низших сословий. Марксисты считают, что рабовладельцы и феодалы создали государства, чтобы защитить себя от рабов и крестьян. 

Создание государственности — одно из величайших достижений человечества, которое позволило развивать культуру, науку, медицину, повышать уровень жизни людей. Во всяком случае, более эффективного способа организовать общество до сих пор не придумали.

Общие признаки для всех видов монархий

Можно выделить четыре основных общих признака:

1. Срок правления. Монархия – это политическое устройство, при котором во главе государства находится пожизненный правитель, и он руководит страной до самой смерти. Причем начать правление он может в малолетнем возрасте при регентстве другого человека. Передача власти происходит только после смерти повелителя.

2. Юридический иммунитет. Монархи обладают полной неприкосновенностью. К ним не применяется действующее в стране законодательство, они сами — закон.

3. Передача власти. Как правило, трон передается по наследству. Сам процесс его передачи в каждой монархии имеет свои особенности, но чаще всего это происходит по отцовской линии. Преимущество отдается ближайшим родственникам, однако, если таковых нет, следующим монархом может стать и достаточно дальний родственник.

4. Символ. Монарх является лицом государства. В современном мире такой титул скорее является данью традиции и не связан с реальной законодательной и исполнительной властью. К таким примерам относится европейская монархия: Великобритания и Дания.

Теория монархии[]

Монархия с точки зрения монархистов — это принцип Верховной Власти, основывающийся на исполнении монархом Воли Бога, и от этого обретающего свою власть. Монарх, в соответствии с такой концепцией, получает власть от Бога. По этому признаку монархисты отличают монархию от республики (где верховная государственная власть дается человеку в результате консенсуса — всеобщих выборов) и аристократии (где верховная власть принадлежит меньшинству знатнейших представителей общества). Монарх для монархиста — в первую очередь нравственный авторитет, а не юридический. Соответственно, монархия считается «богоугодной» формой государственного правления, в то время как республика нередко — «выдумкой дьявола».

Возникновение самодержавия в России

Россия шла немного иным путем развития политической системы, но это не помешало ей примерно в то же время, что и в Европе, перейти к абсолютизму. В XVI веке у власти в Москве был Иван IV, которому дали прозвище «Грозный». Именно он стал основателем на Руси абсолютной монархии и первым русским царем. Власть Ивана IV была безграничной. В своей деятельности он опирался только на себя и преданных ему людей. При нем произошло усиление государства, расширение границ, началось развитие экономики и финансовой системы.

Продолжателем дела укрепления единоличной власти царя стал Петр I. Абсолютная монархия в России в годы правления Петра приобрела окончательный, сформировавшийся вид, и ей было суждено существовать практически без изменений в течение 200 лет, до момента падения самодержавия в 1917 году.

Крошечный Лихтенштейн

Лихтенштейн — это крошечное государство в самом центре Европы, которым правит князь Ханс Адам II. Он унаследовал трон от своего отца и правит с 1989 года, являясь пятнадцатым правителем страны, но первым, кто родился и вырос непосредственно в Лихтенштейне. Это карликовое государство, расположенное на границе Австрии и Швейцарии, основано в 1719 году, а независимость от Германии получило в 1866 году. Общая площадь Лихтенштейна составляет 160 квадратных километров, а численность населения по последней переписи — 33000 человек.

Удивительно, но, несмотря на карликовые размеры Лихтенштейна, его правящий князь считается самым богатым из европейских монархов. Его состояние, по данным журнала Forbes, составляет около 4 миллиардов долларов. Это объясняется тем, что Лихтенштейн стал одним из главных оффшоров в мире, тут зарегистрированы многочисленные крупные компании, которым предлагаются налоговые льготы. Также эта страна является одним из центров банковских услуг, составляя конкуренцию расположенной поблизости Швейцарии.

Слабости монархии

Монархия, понятие и виды которой были рассмотрены выше – это политическое устройство, которое, естественно, имеет определенные недостатки.

Главная проблема – правитель и народ слишком далеки друг от друга за счет своеобразной прослойки, именно здесь имеет слабое место монархия, как форма правления. Виды монархий все без исключения отличаются данным недостатком. Правитель практически полностью изолирован от своего народа, что негативно влияет и на взаимоотношения, и на понимание монархом реальной ситуации, а соответственно, и на принятие важных решений. Это малая доля неприятных моментов, которые провоцируются таким положением вещей.

Очевиден и тот факт, что, когда страна управляется в соответствии с предпочтениями и моральными устоями только одного человека, то это привносит некий субъективизм. Монарх – всего лишь человек и также, как обычные граждане подвержен приступам гордости и самоуверенности, которые проистекают от упоения неограниченной властью. Если к этому прибавить еще и безнаказанность правителя, то наблюдается достаточно характерная картина.

Еще один не совсем удачный момент монархической системы – это передача титула по наследству. Даже если рассматривать виды ограниченной монархии, то этот аспект все равно присутствует. Беда в том, что следующие по закону наследники не всегда оказываются достойными людьми. Это касается как общих и организаторских характеристик будущего монарха (например, не все достаточно решительны или мудры для того, чтобы управлять страной), так и его здоровья (чаще всего психического). Так, власть может перейти в руки психически неуравновешенного и глупого старшего брата, хотя в царствующей семье имеется более мудрый, и полностью адекватный младший наследник.

Форма государственного устройства

От неё зависит, как распределена власть по территории страны. 

Унитарное государство

Слово «унитарное» происходит от латинского unis — «один». В такой стране все территории подчинены единому правительству и парламенту, находящемуся в столице. На них действует одно законодательство, конституция и судебная система. Таково большинство стран мира. 

Федеративное государство

Федеративное государство (от латинского feodus — «союз») устроено сложнее. Оно разделено на субъекты (области, края, республики, штаты), в каждом из которых может быть своё правительство, законодательство и даже конституция. Всего в мире 26 федераций: Россия, США, Индия, ОАЭ, Мексика и другие страны. 

Генеральные штаты

Создание Генеральных штатов во Франции положило начало изменению формы государства во Франции — превращению его в сословно-представительную монархию.

Появлению Генеральных штатов как особого государственного органа предшествовали расширенные собрания королевской курии (консилиумы и т.д.), имевшие место еще в XII-XIII вв.

Причины созыва Генеральных штатов королем Филиппом IV Красивым в 1302 году:

  • неудачная война во Фландрии;
  • серьезные экономические трудности;
  • спор короля с римским папой.

Но создание общенационального сословно-представительного учреждения было и проявлением объективной закономерности в развитии монархического государства во Франции. Периодичность созыва Генеральных штатов не была установлена, этот вопрос решался королем в зависимости от обстоятельств и политических соображений.

Сословный состав Генеральных штатов:

  • духовенство (высшее — архиепископы, епископы, аббаты);
  • дворянство (крупные феодалы; среднее и мелкое дворянство — кроме первых созывов);
  • городское население (депутаты от церквей, конвентов монастырей и городов — по 2 — 3 депутата; юристы — примерно 1/7 часть Генеральных штатов).

Таким образом, Генеральные штаты всегда были органом, представляющим имущие слои французского общества.

В Генеральных штатах каждое сословие собиралось и обсуждало вопросы отдельно. Только в 1468 и 1484 гг. все три сословия проводили свои заседания совместно. Голосование обычно организовывалось по бальяжам и сенешальствам, где и избирались депутаты. Если обнаруживались различия в позиции сословий, голосование проводилось по сословиям. В этом случае каждое сословие имело один голос и в целом феодалы всегда имели перевес над третьим сословием.

Вопросы, выносимые на рассмотрение Генеральных штатов, и продолжительность их заседаний также определялись королем. Король прибегал к созыву Генеральных штатов для того, чтобы получить поддержку сословий по разным поводам: борьба с орденом тамплиеров (1308 год), заключение договора с Англией (1359 год), религиозные войны (1560, 1576, 1588 гг.) и т.д. Но чаще всего причиной созыва Генеральных штатов была нужда короля в деньгах, и он обращался к сословиям с просьбой о финансовой помощи или разрешении на очередной налог, который мог собираться только в пределах одного года.

Генеральные штаты обращались к королю с просьбами, жалобами, протестами. Они имели право вносить предложения, критиковать деятельность королевской администрации. Но поскольку существовала определенная связь между просьбами сословий и их голосованием по запрашиваемым королем субсидиям, последний в ряде случаев уступал Генеральным штатам и издавал по их просьбе соответствующий ордонанс.

Генеральные штаты в целом не были простым инструментом королевской знати, хотя объективно они помогли ей усилиться и укрепить свои позиции в государстве. Они в ряде случаев противостояли королю, уклоняясь от вынесения угодных ему решений.

Современные государства с абсолютной монархией

Как это нестранно, но и в наш XXI век в ряде стран все еще сохранилась абсолютная монархия. В каких государствах абсолютное монархия продолжает сохраняться по настоящее время? Ответим на этот вопрос.

Ватикан, формально это маленькое государство является абсолютной монархией, где вся полнота власти принадлежит Папе Римского. Хотя в наше время его власть далеко не такая абсолютная, как была в средние века, когда даже короли трепетали перед главой католической церкви. (Неугодного короля можно было отлучить от церкви, и тогда ему было несдобровать).
Ряд арабских стран: Саудовская Аравия, ОАЭ, Султанат Бруней, Эмират Катар

Во всех этих мусульманских странах во главе стоит султан или эмир, обладающий практически неограниченной властью, но с важной оговоркой, их власть может быть ограничена нормами и законами шариата.
Северная Корея, пожалуй, самое химерное в мире государство, которое, тем не менее, отвечает всем признакам абсолютной монархии в ее классическом проявлении. Согласно конституции, власть в стране принадлежит рабочим, крестьянам, трудовой интеллигенции, всему трудовому народу, но мы то знаем что там происходит в действительности

Верховный президент, сначала Ким Ир Сен, потом его сын Ким Чем Ир, потом уже его внук Ким Чен Ын держат своих руках практически неограниченную власть в этом государстве которую в лучших королевских традициях передают по наследству.

Монархия: абсолютная, теократическая, конституционная

Монархические страны (всего в мире их около 40) бывают трех типов. Это может быть теократическая, абсолютная и конституционная монархия. Рассмотрим вкратце особенности каждой из них, и более детально остановимся на последней.

В абсолютных монархиях вся полнота власти сосредоточена в руках одного человека. Он принимает абсолютно все решения, реализуя внутреннюю и внешнюю политику своей страны. Ярчайшим примером такой монархии можно назвать Саудовскую Аравию.

В теократической монархии власть принадлежит высшему церковному (духовному) служителю. Единственным примером такой страны является Ватикан, где абсолютным авторитетом для населения выступает Папа Римский. Правда, некоторые исследователи относят к теократическим монархиям Бруней и даже Великую Британию. Ведь не секрет, что английская королева одновременно является и главой церкви.

Иран

В справочнике ЦРУ США в качестве страны с теократическим государственным устройством рассматривается ИРИ. Однако следует признать, что Исламскую Республику Иран нельзя назвать монархией, хотя в период 1979-1989 годов, когда ее лидером был Хомейни, религия стала важнейшим элементом его политической государственной структуры. Согласно Конституции ИРИ, исламской идеологией должна определяться политическая, экономическая и общественная политика этой страны. При этом глава государства является ее религиозным лидером и утверждает полномочия президента. Более того, он решает, каких кандидатов на этот пост можно допустить к выборам.

Понятие и сущность монархии

Первые зачатки монархии относятся к периоду возникновения государств Древнего Востока – в Междуречье, Египте, Индии и Китае. Владычество правителя было неограниченным, в его руках была сконцентрирована вся полнота власти. Главным судьей в государстве был правитель, он же был главнокомандующим войсками и, что самое главное, объявлялся сыном какого-либо бога, чаще всего Солнца. Такая форма правления называется деспотией. Монархия абсолютная имеет ряд совпадающих с ней характеристик.

В средневековье, с зарождением и развитием феодальных отношений, власть землевладельцев усилилась, а власть правителя, наоборот, была в какой-то мере ущемлена. Такое положение в Европе сохранялось вплоть до XVII века. Абсолютно представительная монархия ограничивала действия правителя.

Что такое Сословная монархия.

Сословная монархия – это форма правления, распространенная в западноевропейских державах в Средневековье. Для такого государства характерно участие представителей разных (или одного) сословия в управлении страной. Эти органы могли выполнять законодательные и консультативные функции.

Эта форма правления сложилась в Англии до XIII века. К тому времени в стране уже сложились феодальные сословия. Верхушка общества состояла из баронов. Дворянство стало играть значительную роль в экономической жизни Англии. Кроме того, их позиции укрепляла шляхта и городская элита. При Иоанне Безземельном феодальные классы начали борьбу против верховной власти, которая уже в 60-е гг. XIII века превратилась в гражданскую войну. В результате этой войны в 1295 году был создан «Образцовый» парламент. В его состав входили крупные духовные и светские феодалы. В период сословно-представительной монархии функции английского парламента заключались в определении размера налогов и контроле над высшими должностными лицами. Позже этот орган получил право участвовать в принятии законов. В XIV в. при Эдуарде III парламент был разделен на две палаты: общины и лорды. Первые состояли из рыцарей и бюргеров, вторые – из баронов или потомственных пэров (в более поздний период).

Первый сословно-представительный орган страны был создан во времена Филиппа IV. В него входило духовенство и дворянство. С 1484 года он стал известен как Генеральные штаты. Следует отметить, что этот орган находился в тесном союзе с королевской властью и фактически выражал ее интересы. Король обычно использовал Генеральные штаты для своей поддержки в различных ситуациях. Он даже спрашивал мнение сословий о законах, хотя для их принятия не требовалось согласия или одобрения этого органа. Генеральные штаты также могли обращаться с запросами или протестами в вышестоящие органы.

В России такая форма правления возникла в 1569 году, когда Иван Грозный созвал первый Собор. Следует отметить, что формирование в этом государстве представительных органов имело свои особенности. В отличие от европейских держав, в России земские советы не ограничивали власть царя. В эту власть входили Боярская дума, Освященный собор, выборные представители из числа горожан и вельмож. Органы сословной монархии в России созывались по особому распоряжению царя. Земские советы были призваны обсуждать важнейшие общегосударственные вопросы. Они принимали решения в области внешней и налоговой политики, а также избирали главу государства. Так, Б. Годунов, В. Шуйский и М. Романов взошли на престол по приглашению Земского собора.