Основные сведения про кларнет

Оглавление

История

Металлический кларнет, вероятно, появился во Франции до 1817 года, изготовленный М. Асте, известным как Халлари, под названием Clairon-Métallique, который он запатентовал в 1821 году.

—  Адольф Ле Дульсе, маркиз де Понтекулан , Органография / Очерк инструментального творчества (1861 г.) / том II / стр. 130

В первой половине XIX — го  века, кларнет металл присутствует в военных формированиях .

— Каталог Couesnon (1934)

В 1889 году американский производитель Конн подал патент на металлический кларнет с двойными стенками, изобретенный Агостино Рампоне в 1879 году. Конструкция с двойными стенками позволила получить внешний диаметр, сопоставимый с диаметром деревянного кларнета, и стабилизировать звук. ● камертон, изолировав внутреннюю трубку.

Предубеждение против кларнетов металла и трудности в ремонте кларнетов двойной стенки будет результат этого первого поколения , который будет закрыт в конце XIX — го   века. Его заменит эбонитовый кларнет .

Дом Куэнона представил кларнет с двойной стенкой на Всемирной выставке в Париже в 1900 году .

Примерно в 1910 году Пензель-Мюллер в Нью-Йорке предложил новый, инновационный для того времени двустенный кларнет из сплава серебра под названием Clari-Met, который не понравился публике, в частности, из-за своей высокой цены (выпущено 335 копий).

Металлический кларнет возродится в 1920-х годах с моделью Silva-Bet с двойными стенками от H. Bettoney, которая решает проблему высоты тона и тембра, наносящую ущерб однокорпусным моделям того времени, и отвечает требованиям музыкантов к качеству звука. наименее консервативный.

С тех пор многие американские и европейские производители выпустили металлические кларнеты сопрано для американского рынка (студенты, группы …) тиражом в несколько сотен тысяч экземпляров. Отсутствие качества и точности большинства серийно выпускаемых исследовательских моделей умаляло этот инструмент. Тем не менее, профессиональные модели конкурируют с лучшими кларнетами из черного дерева того времени, и самые известные из них выполнены из серебристого металла, такие как модели Silva-Bet  (en) , произведенные H. Bettoney, и Silver King , произведенные HN White  (en) в США. фабрики Кливленда , а также фабрики Селмера , Ноблета, Конна и Хейнса.

Большая часть продукции была изучена инструментами в B ; самые известные модели Cavalier от CG Conn, Gladiator от HN White, 3 звезды от Bettoney, Collegiate от Holton …

В 1920-х годах качество звука и точность моделей Silva-Bet позволили им играть в симфонических оркестрах.

В 1931 году Бостонский оркестр не продлил контракт с кларнетистом Гастоном Хамелином , создателем американской школы кларнета, потому что он играл на металлическом кларнете Селмера. В результате кларнет был исключен из каталога Selmer с оговоркой, что он нанес ущерб престижу бренда.

Во время Второй мировой войны американские производители музыкальных инструментов, такие как CG Conn, были реквизированы для военных нужд и прекратили производство. Немногие выздоровеют после войны.

Производство этих кларнетов по большей части было прекращено в начале 1960-х годов. Noblet прекратила их производство в 1974 году.

Металлические кларнеты не извлечь выгоду из последних инноваций произошли со второй половины XX — го  века в счете — фактуре кларнетах как перевернутый конус отверстия или отверстия многоцилиндрового.

Семейство кларнета

Подробности

Современное семейство кларнета весьма обширно, не многие инструменты могут похвастаться таким разнообразием тембров, строев и модификаций. Ниже даются описания видов кларнетов, утвердившихся в наши дни и имеющих место быть употребимыми в оркестровых партитурах классической музыки (для информации об исторических видах кларнетов перейдите в раздел «История возникновения»…ссылка в меню…).

Кларнет in B (си-бемоль) – инструмент транспонирующий. Партии для него пишутся на большую секунду выше действительного звучания (т.е. не в си-бемоль, а в до-мажоре).Низкий регистр кларнета: от Ми (Миb) малой октавы – до Ре первой октавы включительно – имеет звучность густую, полную, звонкую и немного гулкую. Медленные мелодии передаются кларнетом в низком регистре с большой выразительностью. В низком регистре способность кларнета к динамическим оттенкам чрезвычайно велика. В нюансе piano звучность инструмента может доходить почти до шепота.Средний регистр: от Ре# первой октавы – до Сиb той же октавы – звучание немного более слабое и бесцветное по тембру.Верхний регистр: от Си первой октавы и выше – наоборот, по мере восхождения приобретает яркость, блеск и удивительную выразительность.Звуки, расположенные выше Ми третьей октавы: приобретают резкость, крикливость, и чем выше, тем больше теряют характерные признаки кларнетного тембра.Общее впечатление от тембра кларнета – благородство звука, изысканность, привлекательная теплота.Техническая подвижность и исполнительская гибкость кларнета очень велики. Гаммообразные пассажи шестнадцатыми длительностями в весьма стремительном движении для кларнета вполне доступны во всех тональностях.Скачки и арпеджио представляют собой обычную атрибутику кларнетных партий, а всевозможные виртуозные соло находят в нем подчас единственное истолкование.

Кларнет in A (Ля) настроен малой секундой ниже кларнета в Си-бемоль. Он нотируется в скрипичном ключе малой терцией выше действительного звучания.

Малый кларнет in Es (Ми-бемоль) настроен чистой квартой выше кларнета в си-бемоль. Объем его по письму и аппликатуре вполне сходен с объемом и аппликатурой обыкновенного кларнета B (си-бемоль). Действительная высота звуков кларнета Миb – малой терцией выше написанного.В оркестре наиболее употребимым является верхний регистр малого кларнета Миb – от «Ре» второй октавы – до «Ми» третьей октавы.

Бассетхорны (бассетгорны) известны в двух строях: Ми-бемоль и Фа. По существу это альтовые кларнеты, причем, бассетхорн в Ми-бемоль настроен октавой ниже малого кларнета Es (Ми-бемоль) и чистой квинтой ниже обыкновенного кларнета B (Си-бемоль). Бассетхорн F (Фа) настроен чистой квартой ниже кларнета B (Си-бемоль)  и большой секундой выше бассетхорна  Es (Ми-бемоль). Нотирование и аппликатуры альтовых кларнетов вполне сходны с нотированием и аппликатурой сопранового кларнета (кларнета B). Звучат же они ниже написанного: бассетхорн Es (Ми-бемоль) – большой секстой; басетхорн F (Фа) – чистой квинтой.

Бас-кларнет прежде существовал в двух строях: Си-бемоль и Ля, октавой ниже сопрановых кларнетов соответствующих строев. Современный бас-кларнет строится только в Си-бемоль и имеет дополнительные клапаны для звуков: Ми-бемоль, Ре, До-диез, и До малой октавы. Благодаря этому устройству, его объем простирается от «До» малой октавы – до «Фа» третьей октавы по письму в скрипичном ключе. Звучит ноной ниже написанного. В техническом отношении бассетхорны и бас-кларнеты столь же подвижны, как и обыкновенные кларнеты сопрано.Объем бас-кларнета

Акустиеские свойста кларнета

Среди деревянных духовых инструментов кларнет занимает особое место по своим акустическим свойствам. Его звуковой канал представляет собой закрытый цилиндр, что наделяет его рядом отличий от других подобных инструментов:

  • нижние ноты, доступные кларнету, звучат на октаву ниже, чем у инструментов с такой же длиной канала — флейты и гобоя;
  • в формировании звука, особенно в нижнем регистре, участвуют почти исключительно нечётные гармонические созвуки, что придаёт тембру кларнета специфическую окраску;
  • при первом передувании (увеличении силы дыхания) происходит скачок звука сразу на дуодециму, а не на октаву, как у других деревянных духовых.

Именно невозможность на первых порах заполнить хроматическим звукорядом интервал дуодецимы замедлила вхождение кларнета в оркестр и привела к формированию у него более сложной, чем на других деревянных духовых, системы клапанов, а также многообразия самих систем и различий между ними.

Добавление новых клапанов, тяг, винтов и других элементов механизма помогло расширению диапазона кларнета, но затруднило игру в некоторых тональностях. Чтобы избежать трудностей, музыканты используют две основных разновидности кларнета — кларнет in A и кларнет in B.

Мундштук, трость и мундштук

Ящик VANDOREN для контрабаса кларнета B, представляющий модель скрепки Leblanc Paris.

Диаметр шипа для крепления мундштука контрабасового кларнета мало варьируется от одного производителя к другому. Его размер составляет около 35  мм .

Модель кларнета Leblanc из металла оказалась настолько удачной, что ее показали в коробке с язычками дома Vandoren .

Носик крупного плана Леблана и крупный план банки.

Размер трости у этого кларнета больше (приблизительно 20 мм x 89 мм), чем у сопрано (12 x 67 мм), альта, баса (приблизительно 16,6 мм x 78 мм) и контральто кларнетов.

Вы также можете играть на синтетических трости.

NB. В некоторых контральто кларнетах, таких как модели от Georges Leblanc Paris, используется мундштук для контрабасового кларнета.

Принимая во внимание низкие частоты нот крайнего бала, которые имеют тенденцию трясти головой (частота = 29,27 Гц для настоящего B -2 (или нижнего C кларнета) в латинских обозначениях / диапазон a3 = 442 Гц) и Чтобы нарушить зрение, некоторые американские инструменталисты рекомендуют использовать технику закрепления двойных язычков, называемую двойной губой, которая больше не преподается во Франции на кларнете и которая позволяет ограничить давление, оказываемое на трость.

Ален Billard указывает , что для триптиха искусства металла I, II, III по Yann Робин :

— Ален Бильярд

Виды

В отличие от остальных музыкальных инструментов, разновидности флейт сильно отличаются как строением, так и звучанием.

Флейты без свисткового устройства имеют самую простую конструкцию. Музыкант вдувает воздух в одно отверстие, который выходит из другого со звуком. Звучание регулируется силой дыхания и перекрываемыми отверстиями для пальцев. Пример — традиционная индейская кена. Стандартная длина кены — 25-70 см. Используется в творчестве коренных народов Южной Америки. Схожие вариации без свисткового устроства: японская сякухати из бамбука и китайская деревянная флейта сяо.

Поперечная

Аэрофоны со свистковым устройством выдают звук образованный от прохождения потока воздуха через специальный механизм. Механизм называется мундштуком, в него дует исполнитель. Пример свистковой версии — блокфлейта. В головной части установлен блок. Нижние отверстия двойные. Нота берется с помощью вилочных аппликатур. Характер звучания — слабый, поперечные модели звучат громче.

Похожий тип — свирель. Распространен среди славянских народов. Характеризуется диапазоном звучания в 2 октавы. Длина 30-35 см. Родственные русские народные инструменты: дудка, пыжатка, двойная жалейка.

Двойная флейта представляет собой спаренную конструкцию с двойным свистковым устройством. Белорусский вариант называется парной дудкой. Длина первой трубки 330-250 мм, второй — 270-390 мм. При игре их держат под углом друг от друга.

Многоствольные версии выглядят как ряд скрепленных трубочек разной длины. Музыкант попеременно дует в разные трубочки, конец которых звучит разным тембром. Примеры: сиринга, панфлейта, кугиклы.

Современная флейта изготавливается из металла. Характеристика звука — сопрано. Высота звука меняется передуванием, а также закрытием и открытием клапанов. Относится к поперечным аэрофонам.

Строение

Классический вариант состоит из цилиндрического вытянутого тела, пробки, губки, дульца, клапанов и нижнего колена. Самые распространенные цвета — коричневый, серебряный, темно-красный.

Большая флейта характеризуется прямой головкой. На альтовых и басовых моделях используется загнутая. Материал изготовления — дерево, серебро, платина, никель. Вид головки — цилиндрический. Слева расположена пробка, держащая строй инструмента.

Существует 2 дополнительные разновидности конструкции:

  • Inline. Клапаны расположены в одном ряду.
  • Offset. Клапан соль располагается отдельно.

История возникновения

Предшественниками медного инструмента были деревянный рожок и деревянный корнет. Рожок в далеких веках использовался для подачи знаков охотникам и почтальонам. В Средневековье возник деревянный корнет, который пользовался популярностью на турнирах рыцарей и всевозможных городских мероприятиях. Сольно его использовал великий итальянский композитор Клаудио Монтеверди.

В конце 18 века деревянный корнет утратил свою популярность. В 30-х годах 19 века Сигизмунд Штельцель сконструировал современный корнет-а-пистон с поршневым механизмом. Позднее известный корнетист Жан-Батист Арбан внес весомый вклад в распространение и пропаганду инструмента по всей планете. Французские консерватории стали открывать многочисленные классы по игре на корнете, инструменты наравне с трубой начали внедряться в различные оркестры.

Разновидности кларнетов

Кларнет обладает обширным семейством: в разные годы было создано около двадцати его разновидностей, некоторые из которых быстро вышли из употребления (кларнет in H, кларнет д’амур), а некоторые — используются и в наше время.

Основными представителями этого семейства являются кларнет in B (в строе си-бемоль; также иногда называемый сопрановым или большим кларнетом) и кларнет in A (в строе ля).

Помимо этих двух основных инструментов также иногда находят применение в музыке следующиеразновидности кларнета:

  • кларнет-сопранино;
  • малый кларнет (кларнет-пикколо);
  • кларнет in C;
  • бассет-кларнет;
  • бассетгорн;
  • альтовый кларнет;
  • контральтовый кларнет;
  • бас-кларнет;
  • контрабасовый кларнет.

Примечания и ссылки

  1. ↑ и Виктор-Шарль Махийон , Звуковой материал симфонических, гармонических и фанфарных оркестров, или Vade mecum композитора, за которым следует акустическая шкала, позволяющая очень легко вычислить теоретическую длину всех духовых инструментов. Любой камертон , Брюссель , Mahillon & Co,1897 г. , стр.  20–21.
  2. (fr + en) сольного выступления , на selmer.fr ,2021 г.(по состоянию на 8 апреля 2021 г. ) .
  3. ↑ и Гектор Берлиоз , Трактат об инструментах и ​​оркестровке , Париж, Генри Лемуан,1993 г.( 1- е  изд. 1844 г.), 312  с. ( ISMN  979-0-2309-4518-9 ).
  4. .
  5. .
  6. (де) Генрих Саро, Instrumentationslehre für Militair-Musik , Берлин, Вайнхольц,1883 г., 208  с. ( OCLC   ).
  7. (fr + en) Жак Меррер, Traits d’orchestre pour petite Clarnet , vol.  От 1 до 10, IMD Арпеж.
  8. (in) Саймон Олдрич , «  Иоганн Мельхиор Молтер  » , журнал Continuo ,Февраль 1997 г.
  9. ^ и (en) Бэзил Чайков , «Высокие кларнеты» , в Колине Лоусоне (ред.), Кембриджский компаньон для кларнета , Кембридж, Великобритания, Cambridge University Press, колл.  «Кембриджские компаньоны музыке»,1995 г., 43–56  с.
  10. (in) Альберт Райс , , In Grove Music Online , Словарь американской музыки Grove,25 июля 2013 г.(по состоянию на 15 сентября 2016 г. )
  11. .

Выдающиеся кларнетисты

В музыкальной истории отмечены виртуозы, в совершенстве владевшие техникой игры на clarinetto. Наиболее известны:

  • Г.Й. Берман – немецкий музыкант, пересмотревший множество ранних произведений Вебера и адаптировавший их под звучание инструмента;
  • А. Штадлер – его называют первым исполнителем сочинений Моцарта;
  • В. Соколов – в советские годы этого исполнителя принимали полные залы поклонников классического звучания в разных городах страны и за рубежом.

В джазе огромных высот добился Б. Гудмен. Его называют «королем свинга». С именем джазмена связан интересный факт – на одном из европейских аукционов его инструмент продали за 25 тысяч долларов. Русская исполнительская школа основывается на опыте и трудах С. Розанова. Из его этюдов состоят современные учебники. Будучи профессором Московской консерватории, он принимал участие в создании учебных программ, по которым музыканты обучаются и сегодня.

Техника игры

Техника игры схожа с навыками владения обычным кларнетом. Инструмент является чрезвычайно подвижным, не требует передувания, больших запасов кислорода, звуки извлекаются легко.

Если сравнивать два кларнета, басовый вариант менее подвижен, отдельные произведения потребуют от музыканта большого мастерства. Есть обратная тенденция: музыка, написанная в низкой тональности, с трудом поддается игре на обычном кларнете, зато его «басовый брат» справится с подобной задачей без труда.

Игра предполагает использование двух регистров – нижнего, среднего. Бас-кларнету идеально удаются эпизоды трагического, тревожного зловещего характера.

Бас-кларнет не является «первой скрипкой» в оркестре, но и думать о нем, как о чем-то несущественном, было бы неверно. Без сочных, певучих нот, которые неподвластны прочим музыкальным инструментам, многие гениальные произведения звучали бы совершенно иначе, если бы оркестры исключили басовую модель кларнета из состава.

История происхождения и развития

История флейты насчитывает около 45 000 лет. Предшественница флейты — свисресток. Так называют примитивные свистковые трубочки с двумя отверстиями — для вдыхания воздуха и его выхода. Возникновение флейты связывают с началом появления отверстий для пальцев.

Останки древнейшей флейты были найдены в Словении, на археологическом объекте Дивье Бабе. Приблизительный возраст находки — 43 000 лет. Считается, что это древнейшая найденная часть музыкального инструмента, а на территория современной Словении он мог впервые появиться. Большинство ученых приписывают изобретение флейты из Дивье Бабе неандертальцам. Исследователь из Словении М. Бродар считает, что находка изобретена кроманьонцами эпохи позднего палеолита.

В конце 2000-х годов была найдена еще одна древняя вариация в Германии возле Ульма. Имеет небольшой размер. Конструкция с пятью вырезами имеет У-образный вырез для рта исполнителя. Изготовлена из костей стервятника. Позже на территории Германии были обнаружены более древние аэрофоны. Находки возрастом в 42-43 000 лет найдены в пригороде Блаубойрен.

Несколько аэрофонов были обнаружены в ущелине Холе-Фельс, недалеко от наскальных рисунков. Рассказывая о находке, ученые выдвинули теорию, что она «показывает существование музыкальных обычаев во времена, когда современные люди колонизировали Европу». Ученые также заявили, что находка инструмента поможет объяснить культурную и умственную разницу между неандертальцем и ранним современным человеком.

Сохранившая игровые свойства костяная флейта была извлечена из склепа Сяху в Хенане, Китай. Вместе с ней находились еще 29 сломанных экземпляров с небольшими отличиями в строении. Возраст — 9 000 лет. Число отверстий для пальцев 5-8.

Древнейшая сохранившаяся китайская поперечная флейта найдена в гробнице князя И. Китайцы называют ее «чи». Изобрести ее могли в 433 году до н.э, во времена поздней Династии Чжоу. Корпус сделанный из лакированного бамбука. Сбоку находятся 5 вырезов. Чи упоминается в текстах Конфуция.

Старейшая письменная памятка о духовом инструменте датируется 2600-2700 годами до н.э. Авторство приписывается шумерскому народу. Также духовые инструменты упоминаются в недавно переведенной табличке с поэмой о Гильгамеше. Эпическая поэма была написана в 2100-600 годах до нашей эры.

Флейты занимают важное место в индийской культуре и мифологии. Индийская литература 16 века до н.э

содержит множество упоминаний перекрестной вариации. Исследователями истории музыки считается, что Индия является родиной перекрестной версии.

Продольная флейта появилась на территории современного Египта примерно в 3000-х годах до н.э. В настоящее время она продолжает оставаться главным духовым инструментом в мусульманских странах Ближнего Востока.

Продольная

В эпоху Средневековья в Европе стала популярна поперечная флейта, имеющая популярность по сей день. В XV веке в Европу попали продольные экземпляры.

В XVII веке французский композитор Жак Оттетер улучшил устройство инструмента. Пальцевые отверстия были оборудованы клапанами. Результат — охват полного хроматического звукового ряда. Создание новой конструкции привело к угасанию популярности продольной блокфлейты. С XVII века обновленная флейта в оркестре заняла важную роль. Симфонический оркестр без этого инструмента стал считаться неполноценным.

В XIX веке Теобальд Бём внес значительные изменения в конструкцию. Мастер расположил отверстия по акустическим принципам, добавил кольца и клапаны, установил канал сечения цилиндрической формы. Новая версия была сделана из серебра, став выглядеть дороже. С тех пор инструмент не получил больших изменений в конструкции.

Кларнет (Clarinet)

Кларнет, чуть ли не самое младшее дитя в многочисленном семействе деревянных духовых инструментов, создан в начале XVIII века нюрнбергским мастером Деннером. Кларнет (англ. Clarinet, нем. Klarinette) происходит от латинского clarus – «светлый», «ясный». Лишь во второй половине XVIII века возможности этого инструмента были оценены по достоинству благодаря ярким оркестровым и ансамблевым сочинениям Рамо, Иоганна Кристиана Баха, Генделя, Моцарта, Вебера, а затем, в XIX веке, Брамса и других авторов.
Современный кларнет с «бёмовской механикой» увидел свет в начале 40-х годов XIX века как результат совместных усилий кларнетистки Г. Э. Козе и мастера духовых инструментов Л. О. Бюффе (сам Теобальд Бём, создатель флейты современного типа, в работе по совершенствованию кларнета не участвовал).
К настоящему времени известно восемь разновидностей кларнета. Самый распространённый – сопрано (in B).
В красочных (программных) оркестровых партитурах часто предусматривается использование множества разновидностей кларнета, в том числе кларнет пикколо (in Es), наделённый наиболее легкомысленным, «дурашливым» тоном, а также альтовый (in Es). Существуют также бас-кларнет и контрабас-кларнет, напоминающие своими очертаниями современный саксофон, который, кстати, является младшим родственником кларнета.

Весь диапазон инструмента  
Звучание мундштука и трости (без инструмента)  
Фрагмент партии (С. Прокофьев, «Петя и волк»)  
Кларнет в оркестре (Дж. Гершвин, Рапсодия в блюзовых тонах, вступление)  
Кларнет в ансамбле (И. Брамс, Квинтет для кларнета и стр.квартета, 2 ч., фрагмент)  

Длина инструмента около 66 сантиметров. Кларнет имеет цилиндрическую трубку и раструб, расширяющийся несколько больше, чем у гобоя. Чаще всего он делается из страстоцвета, менее дорогих сортов эбонита или металла. Корпус состоит из пяти частей: мундштука, бочонка, верхнего колена, нижнего колена (последние две называются также верхней и нижней частями основного ствола) и раструба.
Кларнетный мундштук обычно изготавливается из эбонита или хрусталя. Он имеет форму клюва; к открытой его части посредством металлического зажима с винтами-барашками крепится одинарный камышовый язычок – трость. Таким образом, плоская сторона трости становится частью внутренней поверхности кларнетной трубки и вступает в прямой контакт с воздушным столбом. Верхний конец язычка очень тонко затачивается, при этом тщательно выверяется зазор между ним и кончиком мундштука. Пока кларнет не занят в игре, на «клюв» для предохранения надевается металлический колпачок.
В рабочем положении трость располагается на нижней губе, прикрывающей нижние зубы, в то время как верхние зубы покоятся на скосе мундштука. Язык касается кончика трости с каждой артикуляцией.
Диапазон кларнета 3,5 октавы. Нижняя нота стандартного «бёмовского» кларнета – ми. При передувании извлекаются нечетные обертоны. Нижний регистр кларнета принято именовать шалюмо (по названию шалмея – предшественника кларнета), верхний – кларино. За верхнюю границу диапазона кларнета обычно принимается с””, однако некоторые виртуозы берут и более высокие ноты (до е”” и выше).
Искусство бесподобного джазового кларнетиста Бенни Гудмена существенно повлияло на литературу для кларнета в XX веке. Без всякого сомнения, такие мастера, как Барток, Стравинский, Хиндемит, Копленд, во многом обязаны его вдохновляющему примеру. В 1930–40-х гг. джазовый кларнет сдал часть своих позиций саксофону, но в ансамблях стиля Диксиленд он используется и в наши дни.