Национальная безопасность

Оглавление

Карьера и трудоустройство

Договоры на прохождение практики заключены с более чем 100 организациями, с возможностью дальнейшего трудоустройства, в их числе: Аппарат Государственной Думы, Совета Федерации ФС РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ; Министерство юстиции, Министерство обороны, Генеральная прокуратура, Следственный комитет, МВД России, Минэкономразвития, ФНС, Судебный департамент при Верховном Суде РФ; Росфинмониторинг; Федеральная служба войск национальной гвардии; Федеральная антимонопольная служба РФ; органы государственного управления субъектов РФ; Аппарат уполномоченного по правам человека в РФ; адвокатские фирмы; подразделения безопасности банков, страховых, торговых компаний, арбитражные суды, нотариальные палаты, коллегии адвокатов, юридические и консалтинговые компании («Вегас Лекс», «PricewaterhouseCoopers», «Пепеляев групп», «Эрнст энд Янг», «Мак-Кинзи» и др.)

Определение национальной безопасности

На сегодня не существует единственного общепринятого определения национальной безопасности. Разнообразие определений обеспечивает обзор многих использований этой концепции. Это понятие до сих пор остается неоднозначным, возникнув из более простых определений, которые изначально подчеркивали отсутствие военной угрозы или политического принуждения. Со временем, сложность концепции увеличилась и ее частью стали, также, другие формы невоенной безопасности, что подходит обстоятельствам времени.

Типичное словарное определение, в данном случае из словаря Макмиллана (онлайн версия), дефинирует термин как «защита или безопасность тайн страны и ее жителей», подчеркивая общую безопасность нации и национального государства. Уолтер Липпман, в 1943 году, определил концепцию с точки зрения войны говоря, что «нация находится в безопасности тогда, когда она не должна приносить в жертву свои законные интересы, чтобы избежать войны, и, в состоянии, если ее спровоцировали, отстаивать эти интересы посредсвом войны». Более позднее определение политолога Гарольда Лассвела, в 1950 году, рассматривает национальную безопасность почти с того же аспекта внешнего принуждения: «отличительный смысл национальной безопасности состоит в свободе от иностранного диктата».

Арнольд Уолферс (1960), признавая необходимость разделения субъективности концептуальной идеи от объективности, говорит об угрозе «приобретенных ценностей»: «Неоднозначный символ означает разные вещи для разных людей. Национальная безопасность объективно означает отсутствие угроз для приобретенных ценностей, и, субъективно, отсутствие страха, что эти ценности будут подвергаться нападению.» В 1996 году, определение, распространяемое колледжем Нешнел Дефенс в Индии, было прикреплено к элементам национальной власти: «Национальная безопасность — это соответствующая и агрессивная смесь политической устойчивости и зрелости, человеческих ресурсов, экономической структуры и возможности, технологической компетентности, производственной базы и наличия природных ресурсов, и, наконец, военная мощь.»

Гарольд Браун, министр обороны США, с 1977 по 1981 год, в администрации Картера, расширил определение национальной безопасности, включив такие элементы, как экономическая и экологическая безопасность:

Национальная безопасность является способностью сохранять физическую целостность и территорию страны; поддерживать свои экономические отношения с остальным миром на разумных условиях; сохранение своей природы, учреждений и управление от разрушений извне; и, также, контролирование своих границ.

В 1990 году, профессор истории Гарвардского университета Чарльз Майер определил национальную безопасность через призму национальной мощи: «Национальная безопасность … лучше всего описывается, как способность контролировать эти внутренние и внешние условия, которые общественное мнение, того или иного сообщества, считает необходимыми чтобы наслаждаться своим самоопределением или автономией, процветанием и благополучием.» Согласно Прабхакарану Палери, автору книги National Security, Imperatives and Challenges, национальная безопасность может быть определена следующим образом:

Измеримое состояние способности нации преодолеть многомерные угрозы настоящему благополучию этих людей и ее выживания, как национального государства в любое время, уравновешивая все инструменты государственной политики посредством управления, которое может быть проиндексировано подсчетами, на основе опыта или иным образом, и является расширяемым до глобальной безопасности внешними переменными по отношению к нему.  

Краткое рабочее определение Премаратна, которое перефразирует аспекты определений Брауна, Ромма и Палери, дефинирует национальную безопасность как

Обеспечение сохранности суверенитета, территориальной целостности, гражданского населения и социально-экономической функциональности нации от агрессора, намеревающегося подорвать конкретную ценную составляющую нации, посредством применения насилия или нечестных методов.

Основные различия между Стратегией и Концепцией национальной безопасности[ | ]

«Стратегия национальной безопасности» 2009 года имела ряд преимуществ перед «Концепцией национальной безопасности», которую она сменила.

Во-первых, в «Концепции» формулировалось лишь направление деятельности государства в обеспечении национальной безопасности и уточнялся порядок выявления угроз. В «Стратегии» же в первую очередь определялись стратегические национальные приоритеты, формировался механизм реализации совместных усилий государства и общества и давалась оценка их результативности. В результате, главным отличием «Стратегии» стало то, что в ней были сформулированы критерии, по которым определяется состояние национальной безопасности Российской Федерации.

Во-вторых, в «Стратегии» была определена цель политики России — возвращение статуса мировой державы, осуществление устойчивого развития страны, сохранение территориальной целостности и суверенитета.

В-третьих, «Концепция» не учитывала все направления безопасности, идеологию государства, проработанность правовой базы, чёткое распределение деятельности субъектов обеспечения безопасности, взаимосвязь жизненно важных интересов личности, общества и государства, отсутствовал анализ роли и места России в современном мире. Непроработанность Концепции придавала ей декларативный характер и препятствовала эффективному решению задач обеспечения национальной безопасности.

В-четвертых, в «Стратегии» признавалось использование Россией её энергетических ресурсов в качестве орудия политического влияния и допускалось возникновение военных конфликтов у её границ, при этом отмечалась незавершённость оформления государственной границы. Документ объединил внешнюю политику, политику в области безопасности и военную политику с вопросами внутреннего развития — это подтверждалось положением о взаимосвязи и взаимозависимости устойчивого развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности.

В-пятых, особенностью «Стратегии» является её выраженная социальная и социально-политическая направленность: национальная безопасность обеспечивается высоким уровнем социально-экономического развития России, а именно повышением качества жизни граждан, экономическим ростом, наукой, новыми технологиями, повышением качества образования, здравоохранения и культуры, сохранением экологии и развитием рационального природопользования.

Два подхода к государственным интересам

В РФ понятие часто включает и государственную безопасность, что свидетельствует об очевидном перекосе в сторону территориальной целостности и суверенитета, в то время как интересы личности отходят на второй план.

Хотя роль армии и спецслужб чрезвычайно велика в деле обеспечения безопасности, не стоит недооценивать также политическую и социальную стабильность, которая создается благодаря предсказуемому политическому процессу, основанному на демократических процедурах и консенсусе между государственными институтами и обществом.

В случае недоверия граждан к государственной власти велик риск политической дестабилизации, следствием которой может стать даже вооруженный внутригосударственный конфликт. Любое государство должно обеспечивать условия, при которых общественные конфликты будут разрешаться мирными способами.

Такие крупные теоретики, как Барри Бузан, обращают внимание на связь внутренней стабильности и политической безопасности с верховенством права, но не только внутригосударственного. По мнению некоторых специалистов, обеспечить внутренний порядок без уважения властей к международному праву, выработанному в результате многочисленных трагедий XX века, невозможно

Все большее распространение среди интеллектуалов международного уровня приобретает концепция так называемой «человеческой безопасности» (human security). Такой взгляд бросает вызов повсеместно распространенной концепции национальной безопасности как устаревшей и не отвечающей вызовам нового времени, когда стоит мыслить не национальным масштабом, но отдавать предпочтение интересам личности, уважая ее и стремясь обеспечить ее всестороннюю защиту.

«Единый смысловой контур»

В беседе с RT директор Центра военно-политических исследований МГИМО Алексей Подберёзкин заявил, что обновление Стратегии национальной безопасности РФ носит плановый характер. По его словам, в документе закреплён весь спектр актуальных угроз и ряд новых приоритетов госполитики.

«Стратегия национальной безопасности — это базовый документ, который фиксирует вызовы, проблемы и задачи государственной политики

Естественно, ключевое внимание уделено геополитической ситуации — именно она сейчас является основным источником угроз. В ответ Россия укрепляет армию и прилагает усилия по импортозамещению критически важных технологий», — пояснил Подберёзкин

  • Военнослужащие ВС РФ на учениях
  • Facebook

С точки зрения эксперта, помимо необходимости совершенствования обороноспособности и развития экономики РФ, в документе особый акцент сделан на важности сохранения духовно-нравственных ценностей. «В стратегии поднимается вопрос идеологического лидерства в мире и значения традиционных ценностей, без сохранения которых немыслимо развитие любого цивилизованного общества», — сказал Подберёзкин

«В стратегии поднимается вопрос идеологического лидерства в мире и значения традиционных ценностей, без сохранения которых немыслимо развитие любого цивилизованного общества», — сказал Подберёзкин.

Как считает эксперт, главное отличие нынешней Стратегии нацбезопасности от документа 2015 года заключается в сведении в «единый смысловой контур» вопросов внутренней и внешней политики.

Также по теме


«Создание очагов напряжённости»: в Чёрном море начались учения ВМС США и Украины Sea Breeze 2021

В акватории Чёрного моря стартовали военно-морские манёвры Sea Breeze 2021 с участием США и Украины. В них будут задействованы 32…

«Социально-экономические задачи очень тесно переплетаются с ситуацией внешнего геополитического прессинга. Россия доказала, что способна отстоять свой суверенитет, но без дальнейшей защиты от вмешательства в наши дела и без прогресса в решении внутренних проблем противостоять внешнему давлению будет сложно. В стратегии это чётко прописано», — подчеркнул Подберёзкин.

В свою очередь, генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин отметил, что в Стратегии национальной безопасности РФ обозначились новые приоритеты государственной политики.

«С конца 2015 года произошли серьёзные изменения в формировании единой системы публичной власти в стране, изменились и приоритеты. Прежде всего я имею в виду сохранение суверенитета, независимости в принятии решений, повышение социального статуса граждан. Этими обстоятельствами и были продиктованы изменения, которые мы увидели в стратегии», — сказал Мухин в комментарии RT.

По мнению эксперта, обновлённая Стратегия нацбезопасности адекватно отражает текущую геополитическую ситуацию, которая характеризуется обилием угроз, исходящих главным образом от стран — членов НАТО.

«Речь идёт не только о санкциях и жёсткой риторике, обращённой к России. Уместно говорить, и стратегия это делает, о конкретных военных угрозах: приближении военной инфраструктуры НАТО к границам РФ, регулярных бездоказательных обвинениях в адрес Москвы, провокациях и кибератаках», — пояснил Мухин.

В такой ситуации, как отметил эксперт, Москве приходится фиксировать в стратегии меры военного сдерживания НАТО, информационного противодействия Западу и защиты от кибератак.

Армия на защите национальных интересов

Пересмотру также должны быть подвергнуты и способы обеспечения военной безопасности. Несмотря на то что традиционно в качестве поля боя рассматриваются воздух, суша и вода, в последние десятилетия открываются новые способы ведения боевых действий.

Системы национальной безопасности и понятие о них сегодня все чаще включают в себя возможности противостояния киберугрозам. Огромное распространение среди больших богатых государств получили целые кибернетические армии, сотрудники которых занимаются взломом государственных компьютерных систем конкурентов. Для защиты от таких отрядов также создаются специальные подразделения.

Безусловным лидером в сфере компьютерной безопасности и кибервойны считаются США, однако заметный рост активности в Интернете демонстрирует и Китай. Россия тоже часто упоминается в связи с киберугрозами, особенно это было заметно во время предыдущих американских выборов президента, когда некоторых россиян обвинили во вмешательстве в электоральный процесс.

Важным пространством для конкуренции стал в последнее время и космос, что связано с деятельностью частных корпораций, лишивших крупные государства монополии на космические запуски. Это позволяет компаниям иметь собственные достаточно крупные группировки спутников, неподконтрольные правительствам, что устраивает далеко не всех. Также система частных запусков создает угрозу попадания космических технологий в руки не всегда мирных и далеко не демократических правительств.

Отдельного упоминания заслуживает так называемая психологическая война, при ведении которой используют весь спектр доступных мультимедийных технологий для оказания психологического давления и демотивации, а также для ведения пропаганды с целью достижения поставленных целей.

Армии и нацбезопасность

Исторически большинство государств устраивали свои вооруженные силы, ориентируясь на агрессию со стороны других государств. Любое определение понятия угрозы национальной безопасности включает опасность для государственных границ, в связи с чем большое значение приобретают пограничные службы. Подавляющее большинство государств при этом организуют армии только для защиты собственных границ.

Однако есть и страны, которые более широко трактуют национальную безопасность, оставляя за собой право действовать военными методами даже в случаях, когда непосредственной угрозы границам и территориальной целостности нет. Так исторически действуют Франция, США и Великобритания. Германия с некоторых пор старается воздерживаться от экспедиционных операций, в то время как Россия, напротив, значительно увеличила активность своих ВС за границей, проводя операции в Сирии и Африке.

Так называемая «проекция силы» является важной частью американской военной стратегии, обеспечивающей безопасность США на дальних рубежах. Такая проекция осуществляется при помощи мощнейшего корпуса экспедиционных сил, основой которого является военно-морской флот

Авианосные группировки, способные действовать на дальних расстояниях как автономно, так и при поддержке разветвленной сети морских баз, обеспечивают не только непосредственно военную безопасность, но и являются важным рычагом политического давления как на противников, так и на союзников Америки.

Кроме того, военный флот обеспечивает сохранность международных торговых перевозок, которые являются опорой современного американского благополучия, что явно свидетельствует о неразрывной связи экономики, политики и военной мощи при обеспечении национальной безопасности, системы которой сформировались к началу XXI века.

Угрозы национальной безопасности

В РФ понятие национальной безопасности начинается с указания на необходимость охранять суверенитет и территориальную целостность страны, которые являются основами существования государства. Территория и единство страны действительно являются основой существования государства, но в XXI веке перед обществом стоят и многочисленные новые вызовы.

Стоит иметь в виду, что определение понятия национальная безопасность в новом тысячелетии должно быть пересмотрено, так как опасность исходит теперь не только от враждебных государств. Сегодня специалисты по защите государства и общества называют среди главных угроз теракты, организованную преступность, наркокартели, стихийные бедствия и техногенные катастрофы. Изменение климата, экономическое неравенство, социальная изоляция и коррупция также считаются важными источниками нестабильности, угрожающей обществам и государствам.

Некоторые специалисты считают, что в новом веке стоит приоритетное внимание уделять защите личности и базовых человеческих прав, жертвуя при этом частью государственного суверенитета в пользу наднациональных институтов, таких как ООН и международные суды

Однако моментом принципиальной важности является то, что понятие и сущность национальной безопасности для разных обществ определяется по-разному. В то время как для одного государства приоритетом будет продовольственная безопасность и борьба с эпидемией, для другого на первом месте будет стоять защита государственной границы и безопасность государственного аппарата, даже если она обеспечивается путем ущемления прав и свобод граждан

В то время как для одного государства приоритетом будет продовольственная безопасность и борьба с эпидемией, для другого на первом месте будет стоять защита государственной границы и безопасность государственного аппарата, даже если она обеспечивается путем ущемления прав и свобод граждан

Однако моментом принципиальной важности является то, что понятие и сущность национальной безопасности для разных обществ определяется по-разному. В то время как для одного государства приоритетом будет продовольственная безопасность и борьба с эпидемией, для другого на первом месте будет стоять защита государственной границы и безопасность государственного аппарата, даже если она обеспечивается путем ущемления прав и свобод граждан

Что такое национальная безопасность?

Национальная безопасность — это понятие, суть которого заключается в том, что правительство вместе со своими парламентами, должно защищать государство и его граждан от всех видов «национальных» кризисов, с помощью различных сил и средств, таких как политическая власть, дипломатия, экономическая мощь, военная сила и так далее.

Концепцию разработали в Соединенных Штатах после Второй мировой войны. Первоначально, с упором на военную мощь, но сечас она охватывает широкий круг различных аспектов, которые взаимодействуют с невоенной или экономической безопасностью нации или же с ценностями отстаиваемыми национальным обществом. Соответственно, для того, чтобы обладать национальной безопасностью, нация должна обеспечить свою экономическую, энергетическую, экологическую безопасностью и т.д. Среди угроз безопасности не только обычные противники, такие как другие национальные государства, но и агрессивные актеры, наркокартели, транснациональные корпорации и неправительственные организации; некоторые правительства включают в эту категорию стихийные бедствия и события, оказывают серьезный ущерб окружающей среде.

Меры, принимаемые в целях обеспечения национальной безопасности включают в себя:

  •  сплочение союзников посредством дипломатии и изолирование угроз;
  •  упорядочивания экономической мощи, с целью облегчения или навязывания сотрудничества; 
  •  поддержание эффективных вооруженных сил;
  •  осуществление гражданской обороны и готовность к чрезвычайным ситуациям (включая законодательство о борьбе с терроризмом);
  •  обеспечение устойчивости и обилия критической инфраструктуры;
  •  использование разведывательных служб для обнаружения и устранения или предупреждения угроз и шпионажа, а также с целью защиты секретной информации;
  •  защита страны от внутренних угроз, посредством службы контрразведки или тайной полиции.

Экологическая устойчивость

Важной составляющей понятия национальной безопасности России является экологическая безопасность. Под ней понимается вся совокупность мер, предпринимаемых для сокращения и ликвидации негативных результатов как природного, так и человеческого воздействия на окружающую среду

Вам будет интересно:Абашевская культура бронзового века: локализация, археологические находки

Стоит отметить, что ущерб, наносимый человеческой деятельностью природе, стал заметен не только на локальном уровне, но и в масштабе всей планеты. Загрязнение приобретает все более впечатляющие масштабы, неся непосредственную угрозу жизни и здоровью миллионов людей.

Все большее число жителей планеты лишаются доступа к питьевой воде и чистому воздуху. Во многих городах Азии с многомиллионным населением воздух стал настолько загрязненным, что их жители используют респираторы для выхода на улицу.

Все чаще в повестку международных встреч на высшем уровне попадают такие темы, как глобальное потепление, утрата биоразнообразия, вырубка лесов и изменение климата.

Локальные конфликты также в своей основе имеют природные проблемы. Например, неразумное использование природных ресурсов в Мексике влечет за собой увеличение числа мигрантов, которые направляются в США. В свою очередь, повсеместное использование гербицидов и пестицидов в развитых странах приводит к экологическим проблемам в менее защищенных государствах.

Экологическая безопасность неразрывно связана с безопасностью продовольственной и обеспеченностью нации природными ресурсами, в первую очередь исчерпаемыми. Право любого человека на доступ к чистой воде, качественной пище и свежему воздуху нельзя подвергать сомнению, однако до полутора миллиардов человек на планете не имеют возможности пить чистую воду.

В Африке дефицит водных ресурсов приводит к многотысячным жертвам, а вода во многих реках Китая из-за промышленного загрязнения стала непригодна для питья. В связи с этим в современных условиях любая система национальной безопасности, понятие которой дают политологи, должна включать и аспект обеспечения базовых гуманитарных прав.

Стратегия национальной безопасности по-американски

Чтобы отразить институционализацию новых бюрократических инфраструктур и правительственной практики в период после Второй мировой войны в США, когда культура полупостоянной военной мобилизации привела к созданию Совета национальной безопасности, ЦРУ, Министерства обороны и Объединенных Руководителей штабов, исследователи национальной безопасности применяют понятие состояния национальной безопасности:

Во время и после Второй мировой войны, лидеры США расширили концепцию национальной безопасности и, впервые, использовали свою терминологию, чтобы объяснить отношения Америки к миру. На протяжении большей части истории США, физическая безопасность континентальной территории Соединенных Штатов не подвергалась опасности. Но к 1945 году эта неуязвимость быстро уменьшалась с появлением дальних бомбардировщиков, атомных бомб и баллистических ракет. Росло общее восприятие того, что будущее не даст времени на мобилизацию, а подготовка должна стать постоянной. Впервые, американским лидерам придется иметь дело с основным парадоксом национальной безопасности, с которым сталкивались Римская империя и последующие великие державы: Si vis pacem, para bellum — Если Вы хотите мира, готовьтесь к войне.

Ограничение прав и свобод человека при обеспечении безопасности страны

Меры, принятые почти повсеместно во всем мире для поддержания национальной безопасности перед лицом возможных угроз привели к постоянной диалектической борьбе, особенно в либеральных демократиях, между государственной властью и правами человека и гражданина. Это естественная напряженность в процессе поддержания самоопределения и суверенитета, а также сохранения прав и свобод отдельных лиц.

Хотя меры национальной безопасности накладываются на защиту общества в целом, многие из них могут ограничивать права и свободы человека в обществе. В случае, если осуществление законов и полномочий национальной безопасности не подлежит хорошему управлению, верховенству закона и системе строгих сдерживаний и противовесов, существует риск того, что национальная безопасность может просто служить предлогом для подавления неблагоприятных политических и социальных взглядов.

В Соединенных Штатах спорный Закон США о патриотизме и другие правительственные действия внесли вопросы о правах и свободах во внимание граждан. Среди поднятых вопросов присутствовали следующие: в какой степени ради национальной безопасности могут быть ограничены индивидуальные права и свободы и как ограничение гражданских прав во имя национальной безопасности оправдано в отсутствие войны

Эффективность стратегии национальной безопасности страны

Благодаря высококонкурентному характеру национальных государств и текущему состоянию мирового порядка, готовность национальной безопасности в значительной степени зависит от рутинных технических мер и оперативных процедур, как и от принятия центральных решений. Этот показатель колеблется от защиты информации к государственным тайнам по вооружению до международных стратегий ведения переговоров. Любой данный аппарат национальной безопасности работает на сочетании методов управления и технических возможностей. Возникающие вопросы, такие как распространение, несостоятельные государства, изменения климата и глобальный терроризм все больше влияют на реальность конкуренции между национальными государствами.  Все это приводит к необходимости четкого понимания технических вопросов, лежащих в основе национальной безопасности, в целях создания и поддержания институтов национальной безопасности, которые могут, в конечном счете, повлиять на будущее национального государства.

Из чего состоит национальная безопасность?

Вам будет интересно:Что это — жардиньерка?

Государство и общество взаимодополняют друг друга, поэтому защита двух этих сущностей является неотъемлемой частью большинства публичных институций. Понятие национальной безопасности, обеспечение которой является ключевой функцией любого государства, включает также техногенную, экологическую, экономическую, энергетическую и информационную безопасность. Личная безопасность граждан тоже входит в зону ответственности государства.

В обеспечении безопасности заняты все государственные институты и организации: здравоохранительные, военные и экономические. Строго говоря, политологической теорией подразумевается коллективное участие государства и граждан в создании благоприятных условий для функционирования общества, которое невозможно без ощущения защищенности всеми жителями страны.

Таким образом, все конституционные права входят в понятие системы национальной безопасности, ведь без здоровья и качественного образования обеспечить достойный уровень защищенности практически невозможно. Поэтому считается, что здравоохранение и образование — одни из наиболее важных отраслей, находящихся в сфере контроля государства.

Помимо приоритетов и целей, определяемых совместно государством и обществом, одним из основных понятий национальной безопасности является ответственность, которую несут органы и учреждения перед гражданами. Армия и спецслужбы являются важнейшими субъектами, обеспечивающими защиту страны, народа и его ценностей.

Определение термина

Вам будет интересно:Участие в фотосинтезе растений, выделяющих кислород

Что входит в понятие национальной безопасности? Ответ на этот вопрос должен быть обстоятельным, ведь он неизбежно будет включать и разговор об интересах граждан. В политологической науке существуют несколько базовых принципов и подходов к определению понятия национальной безопасности. Наиболее распространенным считается принцип, согласно которому всякая нация стремится не только к сохранению, но и к развитию. Именно для обеспечения условий, способствующих сохранению базовых ценностей, существуют различные меры, которые общество и государство предпринимают для собственной защиты.

Другое популярное определение понятия национальной безопасности основано на ведущей роли именно государства в определении национальных интересов. В таком случае именно государственная власть устанавливает приоритетные цели и стратегию в области развития нации, государства и общества. Согласно такому взгляду, именно государство определяет средства защиты национальных интересов и способы обеспечения безопасности. Впрочем, не стоит пренебрегать и влиянием общественных организаций на формирование актуальной повестки.

Вам будет интересно:Экологические последствия загрязнения атмосферы. Основные источники и способы защиты

Однако понятие об угрозах национальной безопасности не может включать исключительно пассивные способы ее обеспечения, поэтому в российской политологии получил распространение термин «динамической защищенности», который описывает способность общества приспосабливаться к изменяющимся вызовам и угрозам, а также предсказывать и нейтрализовывать их

Традиция, которой следует российская политологическая школа, большое внимание уделяет постоянному отслеживанию новых угроз и вызовов

В понятие национальной безопасности РФ входят представления о состоянии защищенности отдельного человека, общества и всего государства как от внешних, так и от внутренних угроз. При этом подразумевается, что такое состояние способствует обеспечению прав, указанных в Конституции страны, а именно достойный уровень жизни и высокое ее качество.

Стоит отметить, что понятие национальной безопасности имеет достаточно сложную структуру, в полной мере соответствующую и сложности современных государств и обществ с их развитыми институтами и способами защиты. Однако сложность компенсируется гибкостью понятийного аппарата.

Кто обеспечивает защиту?

Все чаще государства оформляют свои представления и понятия национальной безопасности в завершенные стратегии, имеющие вид официальных документов. Так, например, поступили в 2017 году Испания, Великобритания, США и Швеция. При этом каждое государство самостоятельно определяет для себя понятие и содержание национальной безопасности.

Вам будет интересно:Подберем рифму к слову «капля»

В свою очередь, в России имеется постоянно действующий конституционный консультативный орган, занимающийся экспертизой по всем вопросам, связанным с общими интересами государства — это Совет безопасности России при президенте РФ. Предполагается, что этот орган помогает президенту осуществлять его обязанности по защите национальных интересов всеми доступными ему конституционными способами. При этом подразумевается, что угрозы могут быть как внешними, так и внутренними.

Хотя подходы разных государств к определению понятия обеспечения национальной безопасности могут существенно отличаться, исторически приоритет отдается военной силе, которая в представлениях государственных деятелей является и источником опасности, и способом от опасности защититься. Поэтому нет ничего удивительного в том, что военные министерства всегда стоят первыми в списке государственных служб, обеспечивающих государственную безопасность. В XXI веке, однако, такой подход нуждается в серьезной ревизии.

Безопасность экономики и финансов

Понятие национальной экономической безопасности приводится в федеральном законе «О безопасности» и называет приоритетными задачами обеспечение гармоничного развития государства, общества и личности. Хотя безопасность экономической деятельности и является неотъемлемой частью национальной стратегии, ее можно определить как состояние защищенности хозяйственной деятельности всех субъектов, работающих на территории страны.

Стоит сразу сказать, что состояния абсолютной защищенности в экономической сфере существовать не может, так как постоянно существуют угрозы, исходящие как изнутри государства, так и снаружи.

Важными факторами экономической безопасности являются обеспеченность ресурсами, достаточный уровень развития инфраструктуры, демографические показатели, а также сельскохозяйственный потенциал и уровень государственного управления. Важна и роль географического положения и климата.

Однако структура экономической безопасности в современном мире очень сложна и напрямую связана с инфраструктурной и финансовой составляющей. Для того чтобы обеспечивать защищенность по названным направлениям, требуются в том числе и технологические решения, основанные на инновациях во всей производственной цепочке, включающей даже управление.

Все возрастающая угроза экономической деятельности исходит от международной организованной преступности, использующей в своей деятельности новейшие компьютерные технологии для вмешательства в финансовые операции и мошенничества.