Магистратура (древний рим)

Оглавление

Исполнительные магистраты Римского королевства

Исполнительные магистраты Римского королевства избирались должностными лицами Древнего Римского королевства . В период Римского королевства римский король был главным исполнительным судьей. Он был главой исполнительной власти, верховным священником, верховным законодателем , верховным судьей и единоличным главнокомандующим армией. Его полномочия основывались на законе и правовом прецеденте, и он мог получить эти полномочия только в ходе политического процесса выборов. На практике у него не было реальных ограничений на его власть. Когда разразилась война, он имел единоличную власть организовывать и набирать войска, выбирать лидеров для армии и проводить кампанию так, как он считал нужным. Он контролировал всю собственность, принадлежащую государству, имел единоличную власть делить землю и военные трофеи, был главным представителем города в отношениях с богами или лидерами других общин и мог в одностороннем порядке издавать любой новый закон. Иногда он представлял свои декреты либо в народное собрание, либо в сенат для торжественной ратификации, но отклонение не препятствовало принятию декрета. Король выбрал нескольких офицеров, чтобы помочь ему, и в одностороннем порядке предоставил им свои полномочия. Когда король покинул город, городской префект возглавил город вместо отсутствующего короля. У короля также было два квестора в качестве общих помощников, в то время как несколько других офицеров помогали королю во время дел об измене. На войне король иногда командовал только пехотой и делегировал командование конницей командиру своих личных телохранителей, трибуну Целере. Король иногда полагался на прецедент, часто просто из практической необходимости. Например, король мог в одностороннем порядке объявить войну, но обычно он хотел, чтобы такие заявления были ратифицированы народным собранием.

Период между смертью короля и избранием нового короля был известен как междуцарствие . Во время междуцарствия сенат избрал сенатора в офис Интеррекса, чтобы облегчить избрание нового короля. После того, как Интеррекс нашел подходящего кандидата на королевский титул, он представил его в сенат для первоначального утверждения. Если сенат голосовал за кандидата, этот человек баллотировался на официальных выборах перед народом Рима в Куриатском собрании (народном собрании). После того, как кандидат был избран народным собранием, сенат утвердил результаты выборов своим указом. Затем Interrex официально объявил кандидата королем. Затем новый король взял на себя покровительство (ритуальный поиск предзнаменований богов), и народное собрание наделило его законной властью ( imperium ).

Сенат

Центральным учреждением республики был Сенат, воплощавший представительное начало в римском государственном устройстве. Это был древнейший, еще дореспубликанского происхождения, из политических институтов, и потому традиция и конституционные принципы Рима придавали ему особую роль – опекуна римского народа. Своими полномочиями Сенат как бы уравновешивал и порывы народных собраний, и неизбежный волюнтаризм магистратов.

Членов Сената – сенаторов, patres (которые были почти особым сословием в римском обществе, со своими особыми правами и привилегиями) – назначали: вначале цари, после их свержения – консулы. С конца IV в. до н. э. установился нормальный порядок назначения – цензорами, исходя из предписанных законами критериев. В Сенат могли входить только старшие и младшие главы традиционных родов, отвечавшие высшему имущественному цензу. В период установления республики права сенаторов стали получать и плебеи – по-видимому, как занимавшие одну из магистратских должностей. С конца IV в. вообще все бывшие магистраты включались в состав Сената как особые члены – patres conscripti. За период республики количество сенаторов колебалось от 300 (в IV-III вв.) до 600 (в I в. до н. э.). Назначались сенаторы на срок цензорских полномочий – 5 лет, после чего происходило обновление, что не исключало и возобновления прав сенаторов.

Исторически Сенату отводилась роль учреждения, с которым советуются магистраты, дабы их решения имели опору в согласии народа. Однако в период республики Сенат далеко вышел за рамки совещательного органа, став главным правительственным, отчасти даже распорядительным учреждением с некоторыми законодательными полномочиями.

Сенат ведал (1) общим попечением над культами, и в этой связи надзором за храмами и священными местами, объявлял праздничные и благодарственные дни, налагал запреты на отправление иных культов. Ему принадлежало (2) общее финансовое управление, исключая распоряжение общенародной собственностью; он выделял деньги на ведение войны, определял характер поступлений в казну, в т. ч. с граждан. Сенат обеспечивал (3) соблюдение безопасности и добрых нравов гражданами в городе. Сенат был главным органом (4) военно-организационного управления: после того как народное собрание решало о войне или ее объявлял враг, сенаторы постановляли, с какими войсками вести войну, сколько строить кораблей, передавал магистратам исключительные полномочия; Сенат же получал все донесения военачальников и принимал меры по этим донесениям. Сенат вел (5) дипломатические и международные отношения Рима: это право, ранее принадлежавшее консулам, было узурпировано Сенатом в ходе войн II в. до н. э. Сенату принадлежало (6) право управлять подвластными Риму провинциями: назначать туда магистратов, определять их полномочия, принимать их отчеты об управлении. Помимо текущего управления, Сенату надлежало (7) рассматривать законодательные предложения магистратов, которые они вносили в народные собрания. До второй половины IV в. до н. э. Сенат утверждал законы и иные постановления после их принятия в народном собрании – и тогда, по сути, законодательные права его были верховными. После полного установления республиканских институтов Сенат рассматривал законы до их предложения народным собраниям. По запросу магистрата Сенат (8) мог вынести и собственное заключение, не требовавшее утверждения комициями, – сенатус-консульт; в нем могли затрагиваться самые широкие вопросы правового регулирования, даже решения конкретных юридических дел. Это право-традиция, установившаяся со II в. до н. э., также существенно расширила законодательные права Сената. Наконец, в особых случаях Сенат (9) мог продлевать властные полномочия магистратов в зависимости от их деятельности.

Сенаторское звание давало право принимать участие в прениях в Сенате и голосовать по обсуждаемым вопросам. Вместе с тем в составе Сената были и члены с совещательным голосом – включенные в Сенат по исполнению ими в этот срок магистратур и сложившие затем полномочия магистратов.

Заседания Сената могли проходить только под председательством одного из высших магистратов – консула, претора или диктатора, военного трибуна. Заседали «отцы отечества» по определенным дням или по специальному созыву (в поздней республике обычно до 4 раз в месяц), происходило это на форуме или в специальном, освященном через ауспиции храме. Делопроизводство оставалось устным, фиксировались только постановления и законодательные предложения; только в сер. I в. до н. э. вошло в практику составление особого журнала прений и отчетов.

Список литературы

Егоров А.Б.
Римская республика с конца VI до середины II в. до н.э. – В кн.: История древнего
мира, т. 2. М., 1989

Если Вам нужна помощь с академической работой (курсовая, контрольная, диплом, реферат и т.д.),
обратитесь к нашим специалистам. Более 90000 специалистов готовы Вам помочь.
Бесплатные корректировки и доработки. Бесплатная оценка стоимости работы.

Подробнее

Поможем написать работу на аналогичную тему

Реферат

Любая тема

От 250 руб.

Контольная работа

Любая тема

От 250 руб.

Курсовая

Любая тема

От 700 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному
проекту

Узнать стоимость

Полномочия

Только римские граждане (как плебеи, так и патриции) имели право передавать магистратские полномочия ( potestas ) любому отдельному магистрату

Самой важной властью был империй , которым владели консулы (главные магистраты) и преторы (второй по величине обычный магистрат). В узком определении империум просто давал магистрату право командовать вооруженными силами

Однако в более широком смысле империум давал магистрату конституционные полномочия отдавать приказы (военные, дипломатические, гражданские или иные). Империум магистрата был на пике, пока магистрат находился за границей. Однако, пока магистрат находился в самом городе Риме, он должен был полностью отказаться от своего империума, чтобы свобода ( libertas ) была максимальной. Магистраты с империумом сидели в кресле курула , и их сопровождали ликторы (телохранители), которые носили топоры, называемые фасциями, которые символизировали власть государства наказывать и казнить. Только магистрат с империумом мог носить тогу с окантовкой или быть награжденным триумфом .

Курульное кресло было символом власти высокопоставленных магистратов.

Все магистраты обладают властью принуждения ( coercitio ), которая используется магистратами для поддержания общественного порядка . У магистрата было много способов усилить эту власть. Примеры включают порку , тюремное заключение, штрафы, обязательные клятвы и клятвы, порабощение, изгнание, а иногда даже разрушение дома человека. Находясь в Риме, все граждане имели абсолютную защиту от принуждения. Эта защита называлась « Provocatio » (см. Ниже), что позволяло любому гражданину обжаловать любое наказание. Однако власть принуждения за пределами Рима была абсолютной. Магистраты также обладали властью и обязанностью искать предзнаменования от богов ( auspicia ), которые можно было использовать, чтобы воспрепятствовать политическим оппонентам. Утверждая, что является свидетелем предзнаменования, судья может оправдать решение о прекращении заседания законодательного органа или сената или решение наложить вето на коллегу. Хотя магистраты имели доступ к пророческим документам, книгам Сивиллии , они редко обращались к этим книгам, да и то только после того, как увидели предзнаменование. Все старшие магистраты (консулы, преторы, цензоры и плебейские трибуны) должны были активно искать предзнаменования ( ); просто им предзнаменования ( ), как правило, было недостаточно. Предзнаменования можно было обнаружить, наблюдая за небом, изучая полет птиц или изучая внутренности принесенных в жертву животных. Когда магистрат полагал, что он был свидетелем такого предзнаменования, он обычно велел священнику ( авгуру ) интерпретировать это предзнаменование. Судья должен был искать предзнаменования, председательствуя на заседании законодательного органа или сената, а также при подготовке к войне.

Одной из проверок полномочий магистрата была коллегиальность ( collega ), которая требовала, чтобы каждая магистратская должность одновременно занимала как минимум два человека. Например, два консула всегда служили вместе. Проверкой полномочий магистрата в отношении принуждения была Provocatio , которая была ранней формой надлежащей правовой процедуры ( habeas corpus ). Любой римский гражданин имел абсолютное право обжаловать любое решение мирового судьи перед плебейским трибуном. В этом случае гражданин кричал «provoco ad populum», что требовало от магистрата ожидания вмешательства трибуны и вынесения решения. Иногда дело передавалось в Коллегию трибунов, а иногда в Плебейский совет (народное собрание). Поскольку ни один трибун не мог удерживать свою власть за пределами города Рима, сила принуждения здесь была абсолютной. Дополнительной проверкой власти магистрата была проверка Провинции , которая требовала разделения обязанностей.

По истечении годового срока полномочий мирового судьи ему приходилось ждать десять лет, прежде чем снова занять эту должность. Поскольку это действительно создавало проблемы для некоторых магистратов (в частности, консулов ​​и преторов), у этих магистратов время от времени империум был «прерван» ( prorogare ), что позволяло им сохранять за собой полномочия должности Промагистрата . В результате частные лица получили консульскую и преторианскую империю, фактически не занимая ни одной из должностей. Часто они использовали это право, чтобы действовать как губернаторы провинций.

Магистратуры[править | править код]

Различались магистратуры:

  • ординарные (выборные):
    • высшие:
      • консулы — высшая гражданская и военная власть;
      • преторы — городское правосудие по гражданским делам, высшая власть в отсутствие консула;
      • цензоры — проведение переписи населения (ценза), финансовый контроль, управление содержанием и обслуживанием общественных зданий и сооружений, надзор за нравами.
    • низшие:
      • эдилы (плебейские и курульные, то есть имевшие право на sella curulis) — содержание и обслуживание сооружений культа, защита интересов плебса, благоустройство города (площадей, улиц, рынков), полицейские функции;
      • квесторы — первоначально общие помощники консулов, позже — уголовная юрисдикция, управление государственным казначейством и государственным архивом.
    • народные трибуны — защита и поддержка плебса, посредничество между плебсом и магистратами (должность признается магистратурой не всеми исследователями).
  • экстраординарные (назначаемые):
    • высшие:
      • диктатор — вся полнота власти при чрезвычайной ситуации в государстве;
      • командующий конницей — помощник и заместитель диктатора;
      • интеррекс — созыв комиций с целью избрания консула;
      • децемвиры для записи законов — составление таблиц законопроектов, вносимых в комиции;
      • военный трибун с консульской властью — вопросы войны (подготовка, предотвращение, ведение), отражение внешней агрессии и смягчение сословных внутригражданских конфликтов.
      • триумвир (Второй триумвират) — чрезвычайные полномочия «для устройства государственных дел».

Исполнительные магистраты Римской империи

Август, первый римский император.

Исполнительные магистраты Римской империи избирались представителями древних времен. Римская империя. Полномочия императора (его империум) существовал, по крайней мере теоретически, в силу своего правового статуса. Два наиболее важных компонента императорского империум были «трибунские силы» (Potestas Tribunicia) и «проконсульские полномочия» (imperium proconsulare). По крайней мере теоретически, трибунские полномочия (которые были аналогичны полномочиям плебейских трибунов при старой республике) давали императору власть над гражданским правительством Рима, в то время как проконсульские полномочия (подобные полномочиям военных губернаторов или проконсулов ​​при старой республике). республика) дал ему власть над римской армией. Хотя эти различия были четко определены во время ранней империи, в конце концов они были утрачены, а власть императора стала менее конституционной и более монархической.

В силу своих проконсульских полномочий император имел такой же уровень военного командования, как и главные магистраты (римские консулы и проконсулы) в республике. Однако на императора не распространялись конституционные ограничения, которым подвергались старые консулы и проконсулы. В конце концов, ему были предоставлены полномочия, которые при республике были зарезервированы за Римский сенат и Римские собрания включая право объявлять войну, ратифицировать договоры и вести переговоры с иностранными лидерами. Степень проконсульской власти императора давала ему власть над всеми военными губернаторами Рима и, таким образом, над большей частью римской армии. Императорский полномочия трибунала дал ему власть над гражданским аппаратом Рима, а также власть председательствовать на собраниях и сенате и, следовательно, доминировать над ними. Когда император был наделен властью трибуна, его должность и его личность становились священными, и, таким образом, причинение вреда императору или создание препятствий для него стало уголовным преступлением. Император также имел право выполнять ряд обязанностей, которые при республике выполняли римские цензоры. К таким обязанностям относились полномочия по регулированию общественной морали (Цензура) и провести перепись. В рамках переписи император имел право относить людей к новому социальному классу, включая сенаторский класс, что давало императору неограниченный контроль над членством в сенате. Император также имел право толковать законы и устанавливать прецеденты. Кроме того, император контролировал религиозные учреждения, поскольку, как император, он всегда был Понтифик Максимус, и член каждого из четырех основных духовенства.

В рамках империи граждане были разделены на три класса, и для членов каждого класса был доступен свой карьерный путь (известный как cursus honorum). Традиционные магистратуры были доступны только гражданам сенаторского сословия. Магистратуры, пережившие падение республики, были (в соответствии с порядком их рангов в соответствии с cursus honorum) консульство, претура, плебейский трибунат, эдилетство, квесторство и военный трибунат. Если человек не принадлежал к сенатскому сословию, он мог баллотироваться на одну из этих должностей, если ему позволил работать император, или иначе он мог быть назначен на одну из этих должностей императором. Во время перехода от республики к империи ни одна должность не теряла большей власти или престижа, чем консульство, что отчасти было связано с тем, что все основные полномочия республиканских консулов ​​были переданы императору. Имперские консулы могли председательствовать в сенате, выступать в качестве судей в некоторых уголовных процессах и контролировать публичные игры и представления. Преторы также потеряли большую часть власти и в конечном итоге не имели власти за пределами города. Главный претор в Риме, городской претор, превосходил всех остальных преторов, и на короткое время им была предоставлена ​​власть над казначейством. При империи плебейские трибуны оставались неприкосновенными, и, по крайней мере теоретически, сохранял право созывать сенат и собрания или налагать вето на них. Август разделил коллегию квесторов на два отдела и поручил одному отделу служить в сенаторских провинциях, а другому — управлять гражданской администрацией в Риме. При Августе эдилы потеряли контроль над поставкой зерна совету уполномоченных. Однако только после того, как они потеряли возможность поддерживать порядок в городе, они действительно стали бессильными, и офис полностью исчез в течение 3 века.

Идеал смешанного правления

Строй Римской республики отличался несколькими важными свойствами, которые закрепили совершенно особый политический уровень взаимодействия общественных интересов гражданина с интересами всего сообщества. В этом смысле римская республика была новым важнейшим этапом в истории античного государства, возможно, даже более содержательным для последующей правовой истории, чем уклад греческих полисов, которые основывались преимущественно на прямом народовластии и несколько архаичном верховенстве демократии.

Различные институты Римской республики были по-разному взаимосвязаны с политической волей народа: законодательные собрания всех полноправных граждан, правительственный аристократический Сенат, периодически сменяемые магистраты. Сочетание народного суверенитета с представительным органом, вполне независимым от основной массы народа, и с коллегиально-единоличным управлением создавало особый уклад взаимной политической уравновешенности, которая уже в древние времена представлялась идеалом гарантий от государственных злоупотреблений. «В государстве римлян, – отмечал Полибий, – были все три власти… причем все было распределено между отдельными властями и при помощи их устроено столь равномерно и правильно, что никто, даже из туземцев, не мог бы решить, аристократическое ли было все управление в совокупности, или демократическое, или монархическое»*. Властные институты Рима, кроме того, располагали разными полномочиями и правами взаимного контроля, что создавало особую систему политических сдержек – столь важную для предотвращения субъективизма государственной деятельности: «Хотя каждая власть имеет полную возможность и вредить другой, и помогать, однако во всех положениях они обнаруживают подобающее единодушие, и потому нельзя было бы указать лучшего государственного устройства… Ибо если какая-либо власть возомнит о себе не в меру, станет притязательной и присвоит себе неподобающее значение… то чрезмерное усиление одной из властей и превознесение ее над прочими окажется невозможным»**.

* Полибий. Всеобщая история. VI. 11.11.

** Полибий. Всеобщая история. VI. 18. 1-7.

Такое смешение типов организации власти (из трех идеализированных, которые вслед за Аристотелем выделяла вся античная политическая культура: монархия, аристократия, демократия) служило еще одной важной гарантией – против вырождения государства, против «повреждения его основ» и тем самым лучше прочих служило делу гражданской свободы. Знаменитый Цицерон, хотя и выделял устами своего героя-аристократа особые достоинства монархии, все же отмечал: «Но и саму царскую власть превзойдет такая, которая будет образована путем равномерного смешения трех наилучших видов государственного устройства

Такому устройству прежде всего свойственно, так сказать, великое равенство, без которого свободные люди едва ли могут долго обходиться, затем прочность, так как виды государственного устройства, упомянутые выше, легко превращаются в свою противоположность… и так как эти самые виды государственного устройства часто сменяются новыми, тогда как при этом объединенном и разумно смешанном государственном устройстве этого не случается почти никогда, разве только при большой порочности первенствующих людей»*.

* Цицерон. О государстве. I. XLV.69.

Идеал государственного равновесия (хотя и не реализованный вполне самой Римской республикой) стал едва ли не важнейшим вкладом республиканской государственности в мировую политическую культуру.

Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. 1999

Исполнительные магистраты Римской империи [ править ]

Август, первый римский император.

Исполнительные магистраты Римской империи избирались представителями Древней Римской империи . Полномочия императора (его империум ) существовали, по крайней мере теоретически, в силу его юридического статуса. Двумя наиболее важными составляющими империи императора были «трибунские полномочия» ( potestas tribunicia ) и «проконсульские полномочия» ( imperium proconsulare ). По крайней мере теоретически, трибунские полномочия (которые были подобны полномочиям плебейских трибунов при старой республике) давали императору власть над гражданским правительством Рима, в то время как проконсульские полномочия (аналогичные полномочиям военных губернаторов или проконсулов ​​при старой республике). республика) дал ему власть над римской армией. Хотя эти различия были четко определены во время ранней империи, в конце концов они были утрачены, а власть императора стала менее конституционной и более монархической.

В силу своих проконсульских полномочий император имел тот же уровень военного командования, что и главные магистраты (римские консулы и проконсулы) в республике. Однако на императора не распространялись конституционные ограничения, которым подвергались старые консулы и проконсулы. В конце концов, ему были предоставлены полномочия, которые при республике были зарезервированы за римским сенатом и римскими ассамблеями, включая право объявлять войну, ратифицировать договоры и вести переговоры с иностранными лидерами. Степень проконсульской власти императора дала ему власть над всеми военными губернаторами Рима и, таким образом, над большей частью римской армии. Полномочия императора трибуналадал ему власть над гражданским аппаратом Рима , а также власть председательствовать и, таким образом, доминировать над собраниями и сенатом. Когда император был наделен полномочиями трибуна, его должность и его личность становились священными, и, таким образом, причинение вреда или препятствование императору становилось уголовным преступлением. Император также имел право выполнять ряд обязанностей, которые в период республики выполнялись римскими цензорами. К таким обязанностям относились полномочия по регулированию общественной морали ( цензура ) и проведение переписи населения.. В рамках переписи император имел право относить людей к новому социальному классу, включая сенаторский класс, что давало императору неограниченный контроль над членством в сенате. Император также имел власть толковать законы и устанавливать прецеденты. Кроме того, император контролировал религиозные учреждения , поскольку, как император, он всегда был Великим Понтификом и членом каждого из четырех основных духовенства.

В рамках империи граждане были разделены на три класса, и для членов каждого класса была доступна отдельная карьера (известная как cursus honorum ). Традиционные магистратуры были доступны только гражданам сенаторского сословия. Магистратурами, пережившими падение республики, были (в соответствии с их рангом согласно cursus honorum ) консульство, претура, плебейский трибунат, эдилетство, квесторство и военный трибунат. Если человек не принадлежал к сенатскому сословию, он мог баллотироваться на одну из этих должностей, если ему было позволено работать от императора, или иначе он мог быть назначен на одну из этих должностей императором. Во время перехода от республики к империи ни одна должность не потеряла большей власти или престижа, чем консульство, что отчасти было связано с тем, что все основные полномочия республиканских консулов ​​были переданы императору. Имперские консулы могли председательствовать в сенате, выступать в качестве судей в некоторых уголовных процессах и контролировать публичные игры и представления. Преторы также потеряли большую часть власти и, в конечном итоге, не имели власти за пределами города. Главный претор в Риме, городской претор, превосходил всех остальных преторов, и на короткое время им была предоставлена ​​власть над казначейством. При империи плебейские трибуны оставались неприкосновенными, и, по крайней мере теоретически, сохраняли право созывать или накладывать вето на сенат и собрания. Август разделил коллегию квесторов на два отдела и поручил одному отделу служить в сенатских провинциях, а другому — управлять гражданской администрацией в Риме. При Августе эдилы потеряли контроль над поставкой зерна совету уполномоченных. Однако только после того, как они потеряли возможность поддерживать порядок в городе, они действительно стали бессильными, и офис полностью исчез в течение 3-го века.

дальнейшее чтение

  • Аткинс, Джед В. 2018. Римская политическая мысль. Ключевые темы древней истории. Кембридж; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2018.
  • Чекше, Люсия и Анна Бузетто, ред. 2017. Граждане в греко-римском мире: аспекты гражданства с архаического периода до 212 г. н.э. Mnemosyne Supplements, 407. Leiden; Бостон: Брилл.
  • Гарднер, Джейн. 1993. Быть римским гражданином. Лондон: Рутледж.
  • Ховарт, Рэндал С. 2006. Истоки римского гражданства. Льюистон, Нью-Йорк: Эдвин Меллен Пресс.
  • Николе, Клод. 1980. Мир гражданина в республиканском Риме. Беркли: Калифорнийский университет Press.

Исполнительные магистраты Римской империи

Август, первый римский император.

Исполнительные магистраты Римской империи избирались представителями Древней Римской империи . Полномочия императора (его империум ) существовали, по крайней мере теоретически, в силу его юридического статуса. Двумя наиболее значимыми составляющими империи императора были «трибунские полномочия» ( potestas tribunicia ) и «проконсульские полномочия» ( imperium proconsulare ). По крайней мере теоретически, трибунские полномочия (которые были подобны полномочиям плебейских трибунов при старой республике) давали императору власть над гражданским правительством Рима, в то время как проконсульские полномочия (аналогичные полномочиям военных губернаторов или проконсулов ​​при старой республике). республика) дал ему власть над римской армией. Хотя эти различия были четко определены во время ранней империи, в конце концов они были утрачены, а власть императора стала менее конституционной и более монархической.

В силу своих проконсульских полномочий император имел тот же уровень военного командования, что и главные магистраты (римские консулы и проконсулы) в республике. Однако на императора не распространялись конституционные ограничения, которым подвергались старые консулы и проконсулы. В конце концов, ему были предоставлены полномочия, которые при республике были зарезервированы за римским сенатом и римскими ассамблеями, включая право объявлять войну, ратифицировать договоры и вести переговоры с иностранными лидерами. Степень проконсульской власти императора давала ему власть над всеми военными губернаторами Рима и, таким образом, над большей частью римской армии. Полномочия императора трибунала давали ему власть над гражданским аппаратом Рима, а также право председательствовать и, таким образом, господствовать над собраниями и сенатом. Когда император был наделен полномочиями трибунала, его должность и его личность становились священными, и, таким образом, причинение вреда или препятствование императору становилось наказуемым преступлением. Император также имел право выполнять ряд обязанностей, которые при республике выполняли римские цензоры. К таким обязанностям относились полномочия по регулированию общественной морали ( цензура ) и проведение переписи населения . В рамках переписи император имел право относить людей к новому социальному классу, включая сенаторский класс, что давало императору неограниченный контроль над членством в сенате. Император также имел право толковать законы и устанавливать прецеденты. Кроме того, император контролировал религиозные учреждения , поскольку как император он всегда был Великим Понтификом и членом каждого из четырех основных духовенства.

В рамках империи граждане были разделены на три класса, и для членов каждого класса была доступна отдельная карьера (известная как cursus honorum ). Традиционные магистратуры были доступны только гражданам сенаторского сословия. Магистратурами, пережившими падение республики, были (в соответствии с их рангом согласно cursus honorum ) консульство, преторство, плебейский трибунат, эдилетство, квесторство и военный трибунат. Если человек не принадлежал к сенатскому сословию, он мог баллотироваться на одну из этих должностей, если ему позволил работать император, или иначе он мог быть назначен на одну из этих должностей императором. Во время перехода от республики к империи ни одна должность не потеряла большей власти или престижа, чем консульство, что отчасти было связано с тем, что все основные полномочия республиканских консулов ​​были переданы императору. Имперские консулы могли председательствовать в сенате, выступать в качестве судей в некоторых уголовных процессах и контролировать публичные игры и представления. Преторы также потеряли большую часть власти и, в конечном итоге, не имели власти за пределами города. Главный претор в Риме, городской претор, превосходил всех остальных преторов, и на короткое время им была предоставлена ​​власть над казначейством. При империи плебейские трибуны оставались неприкосновенными и, по крайней мере теоретически, сохраняли право созывать сенат и собрания или налагать вето на них. Август разделил коллегию квесторов на два отдела и поручил одному отделу служить в сенатских провинциях, а другому — управлять гражданской администрацией в Риме. При Августе эдилы потеряли контроль над поставкой зерна совету уполномоченных. Однако только после того, как они потеряли возможность поддерживать порядок в городе, они действительно стали бессильными, и офис полностью исчез в течение 3-го века.

Магистратуры

Различались магистратуры:

  • ординарные (выборные):
    • высшие:
      • консулы — высшая гражданская и военная власть;
      • преторы — городское правосудие по гражданским делам, высшая власть в отсутствие консула;
      • цензоры — проведение переписи населения (ценза), финансовый контроль, управление содержанием и обслуживанием общественных зданий и сооружений, надзор за нравами.
    • низшие:
      • эдилы (плебейские и курульные, то есть имевшие право на sella curulis) — содержание и обслуживание сооружений культа, защита интересов плебса, благоустройство города (площадей, улиц, рынков), полицейские функции;
      • квесторы — первоначально общие помощники консулов, позже — уголовная юрисдикция, управление государственным казначейством и государственным архивом.
    • народные трибуны — защита и поддержка плебса, посредничество между плебсом и магистратами (должность признается магистратурой не всеми исследователями).
  • экстраординарные (назначаемые):
    • высшие:
      • диктатор — вся полнота власти при чрезвычайной ситуации в государстве;
      • командующий конницей — помощник и заместитель диктатора;
      • интеррекс — созыв комиций с целью избрания консула;
      • децемвиры для записи законов — составление таблиц законопроектов, вносимых в комиции;
      • военный трибун с консульской властью — вопросы войны (подготовка, предотвращение, ведение), отражение внешней агрессии и смягчение сословных внутригражданских конфликтов.
      • триумвир (Второй триумвират) — чрезвычайные полномочия «для устройства государственных дел».

Полномочия магистратов

  • Потестас : командная способность, присущая должности, которая позволяет им отдавать приказы. Его элементы: Ходатайство : противодействие решению коллеги, вето .
  • Назначение официальных лиц.
  • Право представлять Республику перед физическим лицом в виде подписи.
  • Auspicium : право искать одобрения богов. Обязанность консультироваться с эгидой при назначениях, на войне и выборах.
  • Империум : два класса, военные, которые магистраты действуют за пределами города; он включает в себя управление завоеванными территориями, вызов армии и чеканку денег для армии. Imperium доми является тоткоторый осуществляетсяпределах города, основным атрибутом является право принуждения: право действовать в исполнительной и судебной образомесли подчиненный не выполняет приказы.
  • Jurisdictio : право вмешиваться в судебные дела.

Престиж магистратуры

Магистратура
считалась почетной обязанностью, она не оплачивалась, хотя некоторые расходы
магистрату возмещались. Однако огромные расходы, требовавшиеся от кандидатов на
должности, в том числе устраивавшиеся для населения колоссальные цирковые игры
и раздачи, приводили к злоупотреблениям служебным положением, к поборам при
управлении провинцией в попытке возместить то, что было затрачено.

Количество
служителей также зависело от ранга магистрата. Диктатора сопровождали 24
ликтора, которые несли знаки власти, называвшиеся фасциями и состоявшие из
пучка прутьев и топора. У консула было 12 ликторов, у претора – 6. В
присутствии высших магистратов низшие должны были вставать и опускать свои
фасции. Знаками курульной магистратуры служили курульное кресло, пурпурная
кайма тоги и пурпурная полоса на тунике. Трибуны получали особую скамью, а
квесторы обычный стул. Лиц, занимавших при жизни курульные должности, погребали
со знаками их власти, в присутствии изображений предков (их масок, которые
хранились у всякого родовитого римлянина), также занимавших магистратуры.