13 вопросов об инквизиции

Оглавление

Набор

Инквизитор

Кандидатов в Инквизиторы набирают со всех миров галактики. Им может стать как деревенский житель какого-нибудь удаленного агромира, так и сын или дочь самых влиятельных семей Империума, но большую часть набирают из самых многообещающих Прогенумов Схолы Прогениум.

Как и все в Инквизиции, набор рекрутов не централизован, каждый инквизитор занимается им лично. Некоторые из Инквизиторов предпочитают вовсе не набирать рекрутов, и полностью посвящают себя и свои жизни поиску и поимке врагов человечества. Другие же считают своим долгом поиск и обучение нового поколения Инквизиторов, которые будут и дальше нести бремя, возложенное на Инквизицию. Проще говоря, система набора кандидатов зависит от предпочтений каждого инквизитора. Большинство из них обычно оставляют это дело в руках судьбы, подбирая подходящие кандидатуры из тех, с кем они встретятся в течение жизни. Однако существует некоторое количество инквизиторов, которые более рьяно относятся к набору учеников и которые тратят довольно большое количество времени на поиск подходящих кандидатур, иногда даже из рядов других Имперских организаций.

Не существует определенных стандартов, которым должен физически соответствовать возможный кандидат для службы в Инквизиции. Единственное что является ключевым фактором при выборе — высокий уровень интеллекта и верности, хотя моментального способа их оценки и не существует, лишь время покажет на что способен кандидат. Довольно редко в результате экстраординарного стечения обстоятельств и когда субъект обладает выдающимися способностями, Инквизитор может выбрать в кандидаты подростка, мальчика или девочку. В основном Инквизиторы набирают людей свободно мыслящих, обладающих целеустремленностью, большой силой воли и непоколебимыми принципами. Подходящий кандидат становится частью Инквизиторской свиты, где они будут служить в меру своих возможностей, пока Инквизитор будет продолжать его оценку. Тот, кто работая на Инквизитора, действием сможет доказать свою пользу, со временем заслужит доверие своего наставника или наставницы.

С течением времени ученик будет постигать то, что можно назвать инквизиторской наукой и их многочисленные обязанности. Некоторые Инквизиторы называют таких учеников Дознавателями, но в большинстве случаев они известны как Послушники, Неофиты и Аппробаторы. На этом уровне ученики с одобрения их господина или госпожи могут предпринимать собственные расследования или планировать свои операции. Однако, они все равно отвечают в своих действиях перед своим учителем и являются его подчиненными до тех пор, пока Инквизитор на сто процентов не будет в них уверен. В нормальных обстоятельствах для повышения ученика до полноправного Инквизитора и вручения тому Инквизиторской Печати требуется согласие трех Инквизиторов или Лорда-Инквизитора. Однако, существуют прецеденты, когда ученик получает полномочия инквизитора немедленно, например в случае, если его инквизитор-учитель был убит и ученик унаследовал его дело и пост.

В результате превратностей судьбы Ученики могут переходить от одного Инквизитора к другому и таким образом сохранять и передавать идеалы, которыми обладали их наставники. К тому же это позволяет философии различных фракций Инквизиции распространяться и идти сквозь века. От своего наставника ученик также узнает о внутреннем устройстве Инквизиции. Одной из самых распространенных среди инквизиторов традиций является то, что их знания, а также уважение равных не даются просто так, их необходимо заслужить; знание нельзя свободно передавать и его нельзя заполучить без труда. Также широко известна фраза: «Знание — Сила; охраняй его.»

Все Инквизиторы начинают свою службу в роли Аколитов под наставничеством более умудренных представителей Инквизиции. Они сопровождают опытных Инквизиторов во время их расследований. Они могут выполнять различные роли, такие как воина, писца или дознавателя, и через некоторое время старший инквизитор даст Ордосам Инквизиции свои рекомендации по переводу Аколита в ранг полноправного Инквизитора, после чего Аколит сможет начать свою полностью независимую деятельность, хотя между учеником и учителем навсегда сохранится связь и несомненно они в будущем будут время от времени работать вместе или помогать друг другу.

Франц Бьюэрман (погиб в 1636 году)

Этот немецкий инквизитор отличался беспристрастностью в судебных делах и непреклонностью в вопросе веры. Он получил прозвище «Кровавый молот», его допросы заставляли людей впадать в оцепенение. Личность Франца Бьюэрмана окутана легендами и байками.

Его рабочие поездки сопровождались сожжением «колдунов». На одном из процессов он отправил на костер без суда и следствия около 150 человек, которых подозревали в связях с магией и колдовством.


Инквизиционные пытки. (Pinterest)

Немецкие церковные суды фактически беспрекословно подчинялись Бьюэрману. Садист присваивал себе имущество своих жертв.

В 1636 году в Зисбурге Франц Бьюэрман пал жертвой внутренней склоки между церковными палачами. Предание гласит, что перед казнью его застали в обнимку с нетрезвой продажной женщиной.

Конец инквизиции в 19 и 20 веках

Указом правительства Наполеона в 1797 году инквизиция в Венеции была упразднена в 1806 году.

В Португалии после либеральной революции 1820 года «Общие чрезвычайные и учредительные суды португальского народа» отменили португальскую инквизицию в 1821 году.

В войнах за независимость бывших испанских колоний в Америке , заключаемые с отменой инквизиции в каждой четверти испаноязычных Америки между 1813 и 1825 годами.

Последнее исполнение инквизиции в Испании в 1826. Это было исполнение по garroting педагога школы Каэтано Риполла за якобы преподавать деизм в его школе. В Испании практика инквизиции была окончательно запрещена в 1834 году.

В Италии восстановление Папы в качестве правителя Папской области в 1814 году вернуло инквизицию в Папскую область. Он оставался там до конца 19 века, особенно в широко разрекламированном деле Мортара (1858–1870). В 1908 году название Конгрегации стало «Священная Конгрегация Святой Канцелярии», которая в 1965 году изменилась на « Конгрегацию Доктрины Веры », как сохранилось до наших дней.

Источник

До 1100 года католическая церковь подавляла то, что они считали ересью , обычно с помощью системы церковного запрета или тюремного заключения, но без применения пыток и редко прибегая к казням. Против таких наказаний выступал ряд священнослужителей и богословов, хотя в некоторых странах ересь каралась смертной казнью . Папа Сириций , Амвросий Миланский и Мартин Турский протестовали против казни Присциллиана , в основном как неправомерное вмешательство гражданского суда в церковную дисциплину. Хотя Присциллиан считался еретиком, он был казнен как колдун. Амвросий отказался признать Италию Оссонубского, «не желая иметь ничего общего с епископами, которые послали еретиков на смерть».

В XII веке, чтобы противостоять распространению катаризма , участились преследования еретиков. Церковь поручила советам, состоящим из епископов и архиепископов, учреждение инквизиции ( епископальной инквизиции ). Первая инквизиция была временно учреждена в Лангедоке (юг Франции) в 1184 году. Убийство папского легата Папы Иннокентия Пьера де Кастельно в 1208 году положило начало альбигойскому крестовому походу (1209–1229). Инквизиция была учреждена на постоянной основе в 1229 году ( Тулузский совет ) и в основном находилась в ведении доминиканцев в Риме, а затем в Каркассоне в Лангедоке.

Каждый ждал инквизиторов

Мысль о появлении без предупреждения испанских инквизиторов на пороге и отправлении обычных людей в камеры для допроса до сих пор внушает ужас.

Когда инквизиторы открывали свое представительство в регионе, первым делом они объявляли о том, чем собираются заниматься. До 1500 года они зачитывали Указ благодати, а после 1500 года это был Указ веры. Смысл указов был примерно одинаков, но в них ясно говорилось о цели их деятельности.

Указы давали членам общины от двух недель до нескольких месяцев, прежде чем суд инквизиции приступал к работе. Любому еретику предлагалось явиться на суд и признать себя виновным. Когда приходил срок, они начинали задавать вопросы, и люди свидетельствовали друг против друга. Чтобы у вас начинались серьезные проблемы, было достаточно, если кто-то свидетельствовал против вас во время исповеди.

Считается, что огромное количество обвинений стало результатом навета соседей или доносов тех людей, кто таким образом стремился избавиться от конкурентов или завладеть чужим имуществом. Доносы собирались и оценивались, после чего инквизиция стучалась в двери. Но это никогда не было неожиданностью.

Художественный фильм

«Инквизитор» – это название многосерийного детективного фильма, снятого российским режиссером Юрием Морозом в 2014 году на базе «Продюсерской фирмы Игоря Толстунова», сокращенно «Профит». Впервые он был показан на украинском телеканале «Интер» в апреле 2014 года. В России его премьера состоялась на «Первом канале» в августе 2018 года.

События фильма относятся к 2014 году. В небольшом российском приграничном городке Мельберге происходит череда зловещих убийств, похожих на казнь. Она потрясает его жителей. Городок является бывшей территорией Финляндии, которая в 1944 году вошла в Состав Советского Союза.

Неизвестное лицо с жестокостью, характерной для инквизитора времен Средневековья, убивает ряд влиятельных людей. При этом он оставляет загадочные послания, написанные на латыни. Тем самым он дает подсказку, намекая на то, кто будет следующей жертвой. Но шансов на спасение он не оставляет. Создается впечатление, что «инквизитор» способен предугадать каждый из шагов следствия. Но частный сыщик из Санкт-Петербурга Серебрянская принимает брошенный вызов…

Конрад Марбургский (1190−1233)

Один из первых немецких инквизиторов, о раннем периоде биографии которого мало что известно. Его причисляли к францисканцам, доминиканцам и даже к премонстрантам. Связь с последними историки относят ко времени его пребывания в городе Кобленц, где находилась их община. Учёба Конрада проходила в университете Парижа или Болоньи — истории это доподлинно не известно, хотя в источниках он фигурирует как магистр. Уже в 1210-х гг. Конрад Марбургский выступал с проповедями в Майнце, Бремене и Майсене, а также призывал вступать в ряды воинства Христова для участия в Крестовых походах. Человеком он слыл усердным, аскетичным и непреклонным: о Конраде Марбургском довольно быстро узнала вся Германия.

К 1227 году римский понтифик Григорий IX даровал Конраду должность визитёра монастырей в немецких землях. Также он являлся доверенным лицом архиепископа Майнца и с его позволения выявлял еретиков в Тюрингии и в Гессене. В 1231 году папа римский фактически даровал право магистру проводить инквизиционные процессы в Германии

Особое внимание Конрад Марбурский обращал на борьбу против вальденсов и люцифериан, но при этом под следствие попадали представители многих средневековых сословий: доносы, жестокие и беспринципные пытки сопровождали работу инквизитора.


Конрад Марбургский. (Pinterest)

В середине 1220-х гг. Конрад Марбургский стал духовником тюрингского ландграфа Людвига IV и его жены Елизаветы. Фактически вся церковная власть в регионе находилась в руках инквизитора. После смерти Людвига в сентябре 1227 года Конрад стал протектором вдовы и её имущества. Именно по его совету Елизавета основала госпиталь у Марбурга. Однако духовник отрицательно относился к тому, что вдова решила отказаться от имущества и начать вести аскетический образ жизни.

В 1233 году Конрад Марбургский вступил в борьбу с графом Генрихом фон Зайна, которого инквизитор обвинил в связях с дьяволом и организации оргий. Церковный суд всё же оказался на стороне графа, но Конрад не захотел отступать от своего: он яростно требовал продолжить следствие и пересмотреть дело. По дороге из Майнца Конрада Марбургского убили. Есть версия, что это была месть самого графа Генриха фон Зайна и его приближённых.

Выжившие

Были люди, которые сражались против инквизиции и победили, — такие как Мария де Касалья. Процесс против нее начался в 1526 году, и в 1530-м она была арестована. Мария, представительница высших слоев общества и сестра епископа, была конверсос, то есть с ярлыком, который должен был действовать против нее. В 1534 году она была признана виновной по нескольким обвинениям, включая приверженность протестантской идее, противопоставив святым религиозный авторитет смертной женщины и утверждая, что секс — более религиозный опыт, чем молитва.

В течение следующих нескольких лет она пережила пытки, тюремное заключение и бесчисленные допросы. Мария никого не обвинила в ереси и ни в чём не призналась. Она оправдывалась в дискуссии в рамках церковных доктрин. В конце концов суд не смог найти против нее каких-либо конкретных доказательств, и после почти 10-летнего следствия она заплатила небольшой штраф и была освобождена от преследования инквизиции. Что с ней случилось потом — неизвестно.

  • 10 завораживающих фактов об онна-бугэйся — смертоносных женщинах-самураях
  • 5 ужасающих фактов о русских помещиках, вошедших в историю своей жестокостью
  • 10 самых парадоксальных преступлений в истории криминалистики
  • 20 фактов об ацтеках, последней из великих индейских цивилизаций
  • Каким на самом деле был Стив Джобс

Ссылки [ править ]

  1. ^
  2. ^ . Архивировано из на 2013-12-11 . Проверено 24 июня 2013 .
  3. ^ . sites.google.com . Проверено 23 июня 2020 .
  4. ^ Динесли, Маргарет (1969). (9-е изд.). Лондон: Рутледж. С. Глава XVII. ISBN
  5. ^ .
  6. , с. 5.
  7. ^
  8. ^ . www.newadvent.org . Проверено 23 июня 2020 .
  9. , стр. 230–232.
  10. , стр. 173.
  11. Петерс, Эдвард (1988). Инквизиция . Нью-Йорк Лондон: Свободная пресса Collier Macmillan. п. 43 ISBN  
  12. ^ . Национальное обозрение . 2008-07-22 . Проверено 23 июня 2020 .
  13. ^ . galileo.rice.edu . Проверено 23 июня 2020 .
  14. ^ Стэнли, Алессандра (1998-10-31). . Нью-Йорк Таймс . ISSN . Проверено 23 июня 2020 .
  15. Барбер, Малкольм (2006). Испытание тамплиеров (2-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-67236-8 
  16. Аддисон, Чарльз Г., История рыцарей-тамплиеров, Temple Church and the Temple , Лондон, стр. 196, 350, Интернет-архивы
  17. Филд, Шон Л. (2012). . Университет Нотр-Дам-Песс. ISBN
  18. Колдовство в Европе, 1100-1700: документальная история . Отредактированный Аланом К. Корсом и Эдвардом Питерсом. Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета, 1972 г., стр. 80
  19. Уильям, кардинал Санта-Сабины, письмо от 22 августа 1320 г. инквизиторам Каркассона и Тулузы. Латинский текст в Hansen, Quellen, с. 4-5. Тр. EP
  20. Перно, Регина; и Клин, Мари-Вероник. «Жанна д’Арк: ее история», с. 209
  21. Перно, Регина; и Клин, Мари-Вероник. «Жанна д’Арк: ее история», стр. 207–217.
  22. Перно, Регина. «Сама Жанна д’Арк и ее свидетели», с. 165; Перно, Регина; и Клин, Мари-Вероник. «Жанна д’Арк: ее история», с. 214.
  23. ^ Перно, Регина. «Сама Жанна д’Арк и ее свидетели», стр. 219–220.
  24. Перно, Регина. «Сама Жанна д’Арк и ее свидетели», с. 228.
  25. ^ Перно, Регина. «Сама Жанна д’Арк и ее свидетели», с. 264.
  26. Перно, Регина; и Клин, Мари-Вероник. «Жанна д’Арк: ее история», стр. 139, 157.
  27. Перно, Регина; и Клин, Мари-Вероник. «Жанна д’Арк: ее история», с. 158.
  28. , стр. 58-67.
  29. , p. 63.
  30. Пегг, Марк Грегори (2001). . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п.  . ISBN
  31. Дэйн, Джозеф А. (1989). . Тенсо . 4 (2): 62. DOI . ISSN . S2CID .
  32. Учитывая, Джеймс (1989). . Американский исторический обзор . 94 : 353. DOI .

Роберто Беллармин (1542−1621)

Один из главных последователей идей Тридентского собора, иезуит, учёный богослов и защитник папской власти был человеком принципиальным в вопросах борьбы за веру.

Уроженец Тосканы Роберто Беллармино был выходцем из обедневшего дворянского семейства, однако его родственники по материнской линии имели доступ в высшие эшелоны церковной власти. Дядя Роберто Марчелло Червини в 1555 году стал папой Марцеллом II.


Роберто Беллармин. (Pinterest)

Свою учёную карьеру Беллармин начал на кафедрах университетов Падуи и Лувена в период с 1567 по 1570 год. С 1576 года он преподает диалектику и полемическое богословие в римской коллегии иезуитов. На должность профессора Беллармина назначил сам папа Григорий XIII. Именно в это время начинается его деятельность как церковного публициста. Он написал трехтомный труд «Рассуждения о спорных вопросах христианской веры, против еретиков нашего времени», который многие историки церкви считали его главным теоретическим трудом. Беллармин также работал над текстами Большого и Малого катехизиса и создал новую редакцию Вульгаты в 1592 году.

К 1599 году Беллармин уже стал кардиналом, а чуть позже и архиепископом Капуи. В инквизиционных процессах Беллармин выступал главным обвинителем по делам Джордано Бруно, Галилео Галилея и Томмазо Кампанеллы.

Цели и средства[править | править код]

Основной задачей инквизиции являлось определение, является ли обвиняемый виновным в ереси.

С конца XV века, когда в Европе начинают распространяться представления о массовом присутствии заключивших договор с нечистой силой ведьм среди обычного населения, в ее компетенцию начинают входить процессы о ведьмах.

В то же время подавляющее число приговоров о ведьмах вынесли светские суды католических и протестантских стран в XVI и XVII веках.

Хотя инквизиция действительно преследовала ведьм, точно так же поступало и практически любое светское правительство. К концу XVI века римские инквизиторы начали выражать серьезные сомнения в большинстве случаев обвинения в ведовстве.

Также в компетенцию инквизиции с 1451 года Папа Николай V передал дела о еврейских погромах. Инквизиция должна была не только наказывать погромщиков, но и действовать превентивно, предупреждая насилие.

Внесудебных расправ инквизиция не допускала. Кроме обычных допросов, применялась, как и в светских судах того времени, пытка подозреваемого. Вместе с тем, пытки считались неэффективным средством следствия и поэтому применялись инквизицией реже, чем светскими трибуналами (только приблизительно в 10 % случаев). Юристы католической церкви огромное значение придавали чистосердечному признанию. В том случае, если подозреваемый не умирал в ходе следствия, а признавался в содеянном и раскаивался, то материалы дела передавались в суд.

Статистика

Начиная с XIX века, историки постепенно собирали статистические данные, взятые из сохранившихся судебных протоколов, на основании которых были рассчитаны оценки путем корректировки зарегистрированного числа обвинительных приговоров на средний уровень потери документов за каждый период времени. Густав Хеннингсен и Хайме Контрерас изучили записи испанской инквизиции, в которых перечислено 44 674 случая, из которых 826 закончились казнями лично, а 778 — изображениями (т. Е. Соломенная кукла была сожжена вместо человека). По оценкам Уильяма Монтера, между 1530–1630 и 250 казнями в период с 1630 по 1730 год было выполнено 1000 казней. Жан-Пьер Дедье изучил протоколы трибунала Толедо, который предал суду 12 000 человек. По оценкам Генри Камена, за период до 1530 года во всех трибуналах Испании было около 2000 казней. Итальянский профессор истории эпохи Возрождения и эксперт по инквизиции Карло Гинзбург сомневался в использовании статистики для вынесения суждения о периоде. «Во многих случаях у нас нет доказательств, они утеряны», — сказал Гинзбург.

Количество казненных

Сколько людей погибло во время действия инквизиции — не знает никто. Одни историки утверждают, что были убиты миллионы, в то время как другие говорят о десятках тысяч. Согласно официальному заявлению, опубликованному Ватиканом в 2004 году, жертв было намного меньше.

Согласно документам, подготовленным Ватиканом, суду испанской инквизиции были преданы 125 000 человек, и только около одного процента из них были казнены. Результаты были опубликованы по итогам процесса, который начался в 1998 году. Это же исследование показало, что около 25 000 человек были казнены в Германии за колдовство, но большая часть из них — не руками самой инквизиции. Маленькая страна Лихтенштейн представила свою печальную статистику: инквизицией были казнены только 300 человек, но в то время это было около 10 процентов всего населения страны.

Ватикан даже выступил с заявлением, в котором папа римский Иоанн Павел II извинился за действия церкви в прошлом.

История инквизиции: ее появление

И тут настал черед развеять первый стереотип: многие думают, что инквизиция это чисто средневековое проявление, на самом деле нет. Преследование инакомыслящих «еретиков» началось задолго до «официального» наступления средневековья и продолжалось вплоть до середины XIX века. Само слово «инквизиция» возникло еще в I веке нашей эры, и первоначально не имело к религии никакого отношения, латинский термин «inquisition» переводится как «розыски, поиски, расследование». То есть, следуя дохристианской, а именно светской, римской терминологии, инквизитор – это просто следователь, дознаватель. Но тут в дело вмешалась религия…

Если верить историкам, то первой жертвой именно религиозной инквизиции можно считать испанского теолога Присциллиана, сожженного на костре по обвинению в ереси еще в 380 году.

А через два года, в 382 году на территории Римской империи была введена смертная казнь для последователей манихейства – синкретического религиозного учения, бывшего главным «конкурентом» христианской религии в то время (в частности манихейскими идеями активно увлекался в юности сам святой Августин, прежде чем окончательно принять христианство). Как не странно, христиане, которые еще недавно были жертвами религиозных гонений в древнем Риме, как только пришли к власти при императоре Константине Великом, сами стали активно преследовать язычников, а также «неправильных христиан», имеющих несколько другие взгляды в теологических вопросах, или попросту говоря еретиков.

А так как ереси в то время расцветали, словно грибы после дождя, то в 385 году последовали религиозные гонения на сторонников разных около христианских еретических сект: адамитов, пелагианцев, сиверистов и других.

В 438 году при римском императоре Феодосии публикуется так называемый кодекс «Новых законов», известный также как «кодекс Феодосия», принятый на всей территории Римской империи. В этом кодексе помимо разных других законов закрепляется институт борьбы с ересью, а также провозглашается смертная казнь для всех еретиков и вероотступников. По сути «кодекс Феодосия» стал началом официального законодательного закрепления инквизиции как религиозного органа по борьбе с еретиками.

Испанская инквизиция

Отдельного упоминания заслуживает испанская инквизиция, которая считается самой жестокой и одновременно самой длительной. Последний казненный еретик в Испании был некто учитель-вольнодумец из Валенсии Каэтано Антонио Риполь. Его казнь состоялось 26 июля 1826 года (!). То есть это уже просвещенный XIX век, когда в других европейских странах (Англии, Франции) во всю шел научно-технический прогресс, развивалось книгопечатание, строились заводы и фабрики, делались научные открытия и важные изобретения, в Испании еще царило вполне себе мрачное средневековье, с инквизиторами и пытками. (Есть отличный художественный фильм об этом последнем периоде испанской инквизиции – «Призраки Гойи»)

Апогей деятельности испанской инквизиции приходится на XV век, период реконкисты. Как мы знаем, территория Испании долгое время была занята маврами-мусульманами, и вместе с ними там, на протяжении веков процветала еврейская община. Лишь в XV веке христиане смогли окончательно вытеснить мавров с испанской земли. Во время правления католической королевской семьи короля Фердинанда II Арагонского и королевы Изабеллы I Кастильской (1451-1516) начинается активное преследование испанских мусульман и евреев. Помогает им в этом деле испанская инквизиция, особенно в лице легендарного и фанатичного инквизитора Томазо де Торквемадо, бывшего личным духовником испанской королевы.

Томазо де Торквемадо – злой гений испанской инквизиции.

Главными жертвами Торквемадо стают испанские мусульмане и евреи, к которым тот пылал лютой ненавистью (по уровню антисемитизма с Торквемадо может сравниться разве что Адольф Гитлер). Всем мусульманам и евреям было приписано либо навсегда покинуть Испанию, либо же принять христианство. Нашлось немало тех, кто номинально принял христианство, но продолжил в тайне исповедовать прежнюю веру – мусульманство или иудаизм. За поиск таких скрытых иноверцев: маранов и морисков, как их называли, особенно взялась испанская инквизиция. Костры крещеных евреев и арабов запылали по всей Испании.

По подсчетам историков, жертвами Торквемадо стали около 8800 человек (в основном арабов и евреев). Что же касается королевской четы, правившей в то время Испанией, то они во всем содействовали своему инквизитору, так как их казна изрядно пополнялась имуществом сожженных евреев, среди которых было много богатых купцов. Порой под жернова испанской инквизиции могли попасть даже испанские дворяне, чем-то неугодные королевскому двору. По сути Торквемадо превратил инквизицию в изощренную машину террора, служащую для укрепления политической власти.

Жесткость Торквемадо и испанской инквизиции поразила даже самого папу римского, который отправил в Испанию своего легата, с целью немножко угомонить не в меру ретивого инквизитора. Но Торквемадо оказался не только жестоким фанатиком, но, к сожалению и неплохим политиком и дипломатом. Папскому легату ничего не удалось добиться, а испанская инквизиция стала фактически независимым органом даже от папской власти.

Средневековая инквизиция

С падением Римской империи, нашествием гуннов, великим переселением народов, многим стало не до теологических вопросов, и об активности инквизиции в переходной период от античности к средневековью известно мало. Но уже с наступлением средних веков деятельность инквизиции возродилась с новой силой.

Как мы знаем церковь в средневековье обладала огромным влиянием, и была, в какой-то степени параллельным государством. Власть папы римского, главы католической церкви часто была сильнее власти светских королей, и когда возникали конфликты, между папой и королем (а они возникали), то папа мог попросту «отлучить» строптивого короля от церкви, что было чревато для последнего весьма неприятными последствиями. Обладая большой политической силой и будучи фактически параллельным государством, в котором не имели власти светские правители, церковь, как всякое государство, нуждалась в своей спецслужбе, такой спецслужбой и стала «святая инквизиция».

В 1184 году папа Луций III наделяет монахов нищенствующих орденов, прежде всего доминиканцев и францисканцев, особыми полномочиями – разыскивать и разоблачать еретиков, и предавать их светскому суду. Таким образом, доминиканцы и францисканцы стали главным оплотом средневековой инквизиции. Особенно доминиканцы, которых еще называли «ищейками Божьими», или «псами Господними», так как у них на эмблеме была изображена сидящая на раскрытой книге собака с факелом в зубах.

Эмблема доминиканцев.

Но первое время власть и сила монахов-инквизиторов была не такой и большой, так как уличенного в ереси человека они обязаны были передать светскому суду, а обычные судьи довольно равнодушно относились к своим новым и не приносящим прибыль обязанностям.

Но все изменилось при правлении следующего папы Иннокентия III (1198 год), при котором инквизиция значительно увеличила свою власть и стала сама вершить суд, а также применять пытки при своих дознаниях. Тут следует заметить, что пытки как метод дознания были весьма распространены в средние века и применялись не только инквизиторами, но и светской властью в сугубо светских вопросах.

Во время правления папы Иннокентия III на юге Франции активно расцвела так званая «катарская ересь». Катары и альбигойцы, представители еретических христианских сект, призывали откинуть власть папы и вернуться к благочестию ранних христиан. Их деятельность повлекла за собой альбигойский крестовый поход и активное преследование инквизиции, которая с этого времени начала активно применять жестокую практику «аутодафе» – сжигание «неверных еретиков» на костре.

Наряду с живыми людьми инквизиторами активно сжигались и книги, которые, по их мнению, содержали «еретические учения».

Следующий за Иннокентием III папа Григорий IX, бывший большим ревнителем чистоты веры, в 1231 году учредил официальную папскую инквизицию, которая стала одним из официальных органов католической церкви.

Это интересно: а знаете ли вы, что инквизиция официально существует и по настоящее время, сейчас она носит название «Священная конгрегация доктрины веры». Как и в средневековье, главным ее заданием является борьба за чистоту веры, но уже отнюдь не средневековыми методами.

Папа Григорий IX. Именно при нем инквизиция стала неотъемлемой составной частью официальной католической церкви, ее особенной спецслужбой, борющейся с подрывающими авторитет церкви, еретиками.