Толстой, фёдор петрович

Оглавление

Дар скульптора

Не все работы Ф. П. Толстого дошли до современных почитателей его таланта. Однако те, какими мы можем наслаждаться в музеях сегодня, поистине великолепны. В Тверской картинной галерее выставлены выпуклые рельефные работы из розового воска «Купающиеся дети» и «Мальчик под покрывалом». В них сквозит страсть автора к изысканной грациозности греческой культуры. Такова и его «Душенька», выставленная в Эрмитаже. Изящество очертаний, мягкость и выразительность линий заставляют запомнить фигурку девушки надолго.

Профильные портреты из желтого, белого и розового воска, помещенные на черную доску или стекло, демонстрируют дар художника, знающего толк в психологической составляющей портретного жанра. В Государственном Русском музее можно увидеть скульптуры созданные рукой Ф. П. Толстого. Это выполненная в мраморе «Голова Христа» с наклоненным челом и опущенным взором, полным мудрой любви и достоинства. Или терракотовый бюст бога сна Морфея, плотно закрытые глаза которого приглашают зрителя в сладкий мир дремы. Талант скульптора не остался без внимания Совета Академии художеств, назначившего Федора Толстого профессором престижного учебного заведения.

Дар скульптора

Не все работы Ф. П. Толстого дошли до современных почитателей его таланта. Однако те, какими мы можем наслаждаться в музеях сегодня, поистине великолепны. В Тверской картинной галерее выставлены выпуклые рельефные работы из розового воска «Купающиеся дети» и «Мальчик под покрывалом». В них сквозит страсть автора к изысканной грациозности греческой культуры. Такова и его «Душенька», выставленная в Эрмитаже. Изящество очертаний, мягкость и выразительность линий заставляют запомнить фигурку девушки надолго.

Профильные портреты из желтого, белого и розового воска, помещенные на черную доску или стекло, демонстрируют дар художника, знающего толк в психологической составляющей портретного жанра. В Государственном Русском музее можно увидеть скульптуры созданные рукой Ф. П. Толстого. Это выполненная в мраморе «Голова Христа» с наклоненным челом и опущенным взором, полным мудрой любви и достоинства. Или терракотовый бюст бога сна Морфея, плотно закрытые глаза которого приглашают зрителя в сладкий мир дремы. Талант скульптора не остался без внимания Совета Академии художеств, назначившего Федора Толстого профессором престижного учебного заведения.

Вехи биографии

Жизненный путь знаменитого художника – это полет творческой мысли, поиск выразительных средств и настойчивый, упорный труд. В судьбе знаменитого творца 19 века имели большое значение следующие события:

  1. 10 февраля 1783 г. – День рождения.
  2. 1806 г. – окончание обучения в Академии художеств (Санкт-Петербург), начало служения (по указу Александра I) в Императорском Эрмитаже.
  3. 1809 г. – создание горельефов «Мальчик под покрывалом» и «Летающая Фортуна».
  4. 1809 г. – за создание воскового барельефа «Триумфальный въезд Александра Македонского в Вавилон» возведен в ранг почетного члена Академии художеств.
  5. 1810 г. – назначение по императорскому велению на службу медальером в Петербургский Монетный департамент.
  6. 1811 г. – посвящение в масонскую ложу «Петра к истине».
  7. 1813 – 1817 г.г. – выпуск серии медальонов в память о войне 1812 года с Наполеоном. Работы в лучших традициях реалистичного классицизма принесли автору мировую известность.
  8. 1815 г. – основатель и бессменный глава (досточтимый мастер) масонского братства «Избранный Михаил» (среди членов ложи были будущие декабристы).
  9. 1816 – 1820 г.г. – выполнение силуэтов «Наполеон у костра», «Нападение разбойников», «Сельская сцена» и иных сюжетов.
  10. 1818 г. – член тайного дворянского общества «Союз Благоденствия» (в декабристском восстании не участвовал).
  11. 1820 – 1833 г.г. – работа по иллюстрированию поэмы Богдановича «Душенька». По иллюстрациям, признанным венцом графического мастерства Толстого, позднее были созданы резные гравюры.
  12. 1822 г. – действительный член Берлинской Академии художеств.
  13. 1822 г. – выполнение скульптурной работы – «Голова Морфея».
  14. 1825 г. – начало преподавательской деятельности в медальерном классе Императорской художественной Академии.
  15. 1828 – 1859 г.г. – исполнение обязанностей вице-президента Академии художеств (после реорганизации учреждения состоял в должности Товарища президента до конца своих дней).
  16. 1830 г. – написание живописцем одной из лучших своих картин – «Семейный портрет».
  17. 1838 г. – сочинение балета «Эолова арфа».
  18. 1839 г. – создание скульптурного портрета Николая I в доспехах и царской мантии.
  19. 1839 г. – моделирование врат Храма Христа Спасителя (с поясными изваяниями святых, лепными фигурами и орнаментами).
  20. 1842 г. – присвоение профессорского звания.
  21. 1846 г. – почетное членство во флорентийской художественной Академии.
  22. 1848 г. – выполнение поясного изваяния Христа.
  23. 1849 г. – назначение на должность Президента особого Комитета по устройству Мозаичного заведения.
  24. 1851 г. – назначение на должность управляющего художественным отделением Императорского Мозаичного заведения.
  25. 1854 г. – в честь Федора Петровича, отмечавшего пятидесятилетний юбилей творческой деятельности, выпущена именная медаль.
  26. 1856 г. – моделирование статуи «Нимфа, льющая воду из кувшина» для Львиного каскада в Петергофе.
  27. 1858 г. – успешная борьба за освобождение из крепостной зависимости Тараса Шевченко.
  28. 13 апреля 1873 г. – дата смерти. Прах гениального художника покоится на Лазаревском кладбище (Александро-Невская лавра).

Иллюстрации Ф.П.Толстого к поэме «Душенька».

Толстой сделал десятки рисунков к «Душеньке», потом он сделал шестьдесят три резцовые гравюры, окончив работу в 1840. В гравюрах он сохранял основные особенности рисунка. Он брал кальку с рисунком, накладывал ее на медную доску, резцом прорезывал кальку и доску, создавая форму для дальнейших оттисков.

Пир в доме отца Душеньки (она сидит сложив ручки, потупив взор, но понимает, что привлекает всеобщее внимание)

Амуры и Зефиры выражают восторг красотой Душеньки

Венера злится, видя, что всех привлекает Душенька

Венера летит к Амуру жаловаться

Венера в окружении зависти и злобы жалуется Амуру

Оракул предрекает Душеньке супруга с крыльями, который всех язвит (в итоге таким супругом и стал Амур, но не урод, а красавец)

Шестнадцать человек несут хрустальную кровать за пустившейся в путешествие по совету Оракула Душенькой

За идущей к супругу Душенькой идет целая процессия – здесь сенаторы и высшая знать

На страшной горе Душеньку оставляют одну

Зефир уносит Душеньку со страшной горы в эфирные сферы

Сорок нимф в чертогах ведут запылившуюся Душеньку принять ванну

Приняв ванну, Душенька смотрится в зеркала с разных ракурсов. Самая, пожалуй, известная иллюстрация

Амур является к спящей Душеньке (иллюстрация, где кормят Душеньку, тоже есть: ни греки, ни Богданович, ни Толстой не забыли накормить героиню). Естественно, Толстой не решился изобразить ночь, а то был бы черный квадрат или эллипс

Тот факт, что дело происходит темной ночью Толстой проиллюстрировал тем, что все происходит в облаке и под темным шатром (очень жирный темный передний контур – всем ясна эта условность).

Завистливые сестры описывают ужасного супруга Душеньки, которого надо убить

На шикарной колеснице пара Бореев (бурные северные ветры) несут злых сестер за лампадой и мечом

Горячее масло из лампады в руках Душеньки капает на спящего Амура

Кстати, Толстой на рисунке спальни изобразил герму (вид бюста) со своей же скульптуры:

Толстой. Морфей. Бог сна. 1852. Мрамор. Русский музей. Терракотовая модель была сделана в 1822

Амур назначает Душеньке наказание, объявляя ее рабыней Венеры

Первая попытка суицида: прыжок со скалы, Зефиры ее подхватывают

Вторая попытка суицида: пытается повеситься. Тоже известная иллюстрация. Видимо, Толстой не выдержал поэмы и всю неуспешность попытки выразил в том, что ветки попросту задрали тунику, после чего она стала подобна «Венере-Каллипиге»

Третья попытка суицида: попытка утопиться. Дело (тело и душу) спасает щука (греки очень удивились бы такой рыбе где-нибудь в Эгейском море, ну да дело происходило в окрестностях Царского Села)

Четвертая попытка суицида: попытка самосожжения просто неудачная. Старый рыбак отговаривает ее от затеи покончить жизнь, предрекает ей еще всяких бед (но не стоящих самоубийства)

Минерва (Афина) отказывает в защите Душеньке. На щите (эгиде) богини голова Горгоны Медузы (что отрубил некогда Персей, и как это голова не протухла?)

Душеньку народ спутал с Венерой (к ее несчастью)

Рассвирепевшая Венера обрекает Душеньку на смерть или уродство

Душенька умиротворяет Горыныча

Яблоки гесперид охраняет наш Кащей, может поэтому удалось их заполучить без всяких гераклов

Душенька в аду у супругов Плутона и Прозерпины, берет волшебный горшок для Венеры

После открытия горшка чумазая Душенька опять бросается с  крутой вершины и опять безуспешно, ее тайно опекает Амур

Как о том написал сам Богданович, Амур

Амур представляет Душеньку Юпитеру и прочим богам-олимпийцам (это те, которые с ним пировали на Олимпе). Видны «Три Грации» по версии Толстого

Happy End:

И добавим, глядя на иллюстрации Толстого:

И чтоб пленялся он не только душевной красотою.

Так, благодаря гибкой тактике супруга, закончился конфликт, возникший между доброй невесткой и злобной свекровью.

Также по этой теме:

«Еврей-портной» Антокольского — лучшая скульптура из дерева

Федор Толстой. Часть 1

Конный памятник Юрию Долгорукому Орлова, Штамма, Антропова в Москве

Лучшие портреты и памятники Пушкину. Часть 1

Рашетт или Пампалони – кто придумал «Мальчика»?

О чем думал Репин, «убивая» сына «Грозного» отцовскими руками

Дар скульптора

Не все работы Ф. П. Толстого дошли до современных почитателей его таланта. Однако те, какими мы можем наслаждаться в музеях сегодня, поистине великолепны. В Тверской картинной галерее выставлены выпуклые рельефные работы из розового воска «Купающиеся дети» и «Мальчик под покрывалом». В них сквозит страсть автора к изысканной грациозности греческой культуры. Такова и его «Душенька», выставленная в Эрмитаже. Изящество очертаний, мягкость и выразительность линий заставляют запомнить фигурку девушки надолго.

Профильные портреты из желтого, белого и розового воска, помещенные на черную доску или стекло, демонстрируют дар художника, знающего толк в психологической составляющей портретного жанра. В Государственном Русском музее можно увидеть скульптуры созданные рукой Ф. П. Толстого. Это выполненная в мраморе «Голова Христа» с наклоненным челом и опущенным взором, полным мудрой любви и достоинства. Или терракотовый бюст бога сна Морфея, плотно закрытые глаза которого приглашают зрителя в сладкий мир дремы. Талант скульптора не остался без внимания Совета Академии художеств, назначившего Федора Толстого профессором престижного учебного заведения.

Примечания

  1. Юмангулов В. Я., Хадеева Н. Ю. Скульптура Нижнего парка и Верхнего сада: Каталог коллекции. — СПб.: ГМЗ «Петергоф», 2016. — С. 159. — 232 с.
  2. Благовещеский А. А. Шевченко в Петербурге (1858—1861) / Воспоминания о Тарасе Шевченко. — К.: Дніпро, 1988. — С. 337—346. — 608 с.
  3. М. Ф. Каменская. «Воспоминания». М. : Художественная литература, 1991.
  4. По записи в МК церкви при Академии художеств (ЦГИА СПб. Ф.19. О.111. Д.297) от 9 ноября 1838 г.
  5. По воспоминаниям дочери, Е. Юнге, Анастасия Ивановна, происходила из небогатой семьи капитана Иванова.
  6. По записи в МК церкви при Академии художеств (ЦГИА СПб. Фонд 19. Опись 124. Дело 707 Лист 524 об. — 525)
  7. По записи в разделе «О бракосочетании» в метрической книге Екатерининской церкви при Академии художеств от 21 апреля 1868 г. (ЦГИА СПб. Фонд 19. Опись 124. Дело 1036 Лист 84 об. — 85)
  8. Оба сына Ф. П. Толстого от второго брака (Николай, 1840 г.р. и Фёдор, 1841 г.р.) умерли в младенчестве в 1841 г. (ЦГИА СПб. Ф.19. О.111. Д.322-5.)
  9. В. Я. Ткаченко. . Тарас Шевченко: Энциклопедия жизни и творчества.

Рисунки-обманки Ф.П.Толстого.

Несколько лет назад довелось зайти в Третьяковскую галерею, а там в цокольном этаже временная выставка рисунков Ф.П.Толстого. Почему в цокольном? Потому, что там нет окон и солнечного света. Боятся рисунки света, выгорают, вот их и подсвечивали в темном помещении на несколько часов в течение суток, пока посетители ходили их смотреть.

Толстой не ограничивался имевшимися в продаже акварельными красками, считал, что «они грубы и ими окончательно рисовать не можно», сам придумывал минеральные и растительные краски. Все это чревато тем, что можно наткнуться на быстро выгорающие краски. Забавно, что по прошествии нескольких столетий считалось хорошим «колористическим» тоном рисовать как Пуссен, то есть довольно потухшими тонами. Невдомек было, что сам Пуссен пользовался яркими тонами, это потом они пожухли. Куинжи тоже экспериментировал.

Поэтому и надо беречь рисунки Толстого от света.

Толстой. Цветок, бабочка и мухи. 1817. Бумага синяя, наклеенная на бумагу, акварель, гуашь, тушь, перо. 14,6х18 см. Капли хочется стряхнуть, но они нарисованы

Ветка винограда. 1817. Бумага коричневая, гуашь. 25,4х34,2

Ягоды красной смородины. 1818

Толстой оставил воспоминания, где написал, что веточки красной, белой, черной смородины были им нарисованы в качестве первого опыта такого рода. За этот рисунок он и получил бриллиантовый перстень от супруги Александра I императрицы Елизаветы Алексеевны (не путать с царицей, которая умерла задолго до этого и не видела Толстого).

Еще одна смородина. 1829. Народу нравились и нравятся эти смородины

Ветка сирени и канарейка. 1819

Персик. 1845 (?)

Клубника. 1828

Архитектурный пейзаж под прозрачной бумагой.1837. Бумага, тушь, белила, кисть, перо. Третьяковская галерея. Видимо, Толстой был первым, кто изобразил так эстетично лист бумаги. Последующие поколения испоганили тему черными квадратами

Видимо, подобную прозрачную кальку использовал Толстой, накладывая ее на рисунок и видя через нее первоначальный рисунок и затем уточняя его контуры на кальке, когда работал над циклом иллюстраций к «Душеньке».

Букет цветов, бабочка и птичка. 1820

Кисть чудотворная Толстого

Дар рисовальщика — особая страница в творческой судьбе Толстого. Многие рисунки, изображающие семью художника, тесно связаны с биографией Федора Петровича Толстого. Фото картины «Семейный портрет», где мастер изобразил себя, первую жену Анну Федоровну и своих дочерей Марию и Елизавету, представлено ниже. Живость и объем картине придает ансамбль расположившейся за столом группы на фоне уходящей вдаль анфилады комнат, где кипит обыденная жизнь дома.

Внимание к реалистическим деталям сказалось и в других картинах Федора Петровича Толстого. Живописная работа «В комнатах», в которой повторяется излюбленная перспектива мира открытых дверей, дает представление о художнике, как о мастере композиции и света

Облик изящных античных статуй перекликается с тонкими женскими силуэтами в глубине комнат, блеск зеркал — с льющимся из окон светом.

Ф.П. Толстой пробовал себя в жанре пейзажа. Зарисовки Неаполя, виды Бергена и селения Парголовского близ Петербурга гармоничны и изысканны. Недаром Пушкин упоминал «кисть чудотворную» Толстого в великом романе «Евгений Онегин», описывая альбомы прелестных барышень.

От незамысловатых натюрмортов Федора Петровича Толстого не оторвать глаз. Вот пронзающая свежей прелестью картина «Букет цветов, бабочка и птичка», а вот достоверно подробная с переплетением бордовых, желтых и синих пятен в зеленой гуще «Ветка малины, бабочка и муравей». Можно бесконечно долго разглядывать бесподобные бусины красной и белой смородины или янтарно-матовые градинки сочного винограда.

Борец за человеческое достоинство

О биографии художника Федора Петровича Толстого кратко рассказать трудно, настолько она была многогранной. Например, одной из важных сторон жизни мастера была его политическая деятельность, основанная на прогрессивной гражданской позиции. Он был участником самых передовых движений своего времени, понимая, что необходимо преобразование устаревших общественных порядков. Федор Петрович Толстой состоял в масонской ложе, участвовал в создании ланкастерских школ, призванных распространять грамотность в народе, в возрасте 35 лет он вступил в тайный декабристский «Союз Благоденствия», став там одним из руководителей.

Первый в медальном деле

Любовь к деталям, легкость и точность руки позволили мастеру творить непревзойденного качества памятные знаки. Сказалось стойкое убеждение художника в том, что медаль должна быть выбита так, чтобы каждый мог понять, по какому поводу она сделана. долгие годы награждала лучших учащихся медалями Толстого.

Федор Петрович Толстой сделал 20 выразительных медальонов в память об Отечественной войне 1812 года, создал дюжину медальонов, посвященных событиям турецко-персидской войны 1826-29 годов. Исторические факты автор осмыслил аллегорически, отчего изделия приобрели глубокий смысл и большую художественную ценность. Достигнув совершенства в медальерном искусстве, Толстой написал труд о секретах творца, для тех кто жаждет стать медальером-художником, а не ремесленником. Медальоны графа Федора Толстого хорошо известны за рубежом, мастера избирали своим членом многие европейские художественные академии.

Каким бы делом ни занимался художник Федор Петрович Толстой, его сердцем и рукой всегда двигали творческий порыв, патриотизм и эстетическое чувство, а отнюдь не желание угодить интересам власть имущих и высокопоставленных лиц. Он избегает реалистичного воспроизведения черт государственных деятелей, а пользуется символами и аллегориями в памятных изображениях.

Семья[ | ]

Первая жена (с 1810) — Анна Фёдоровна Дудина (1792—1835), дочь коммерции советника. Была постоянной моделью при создании Толстым произведений в духе классической древности. По словам дочери, «маменька, прелестная собой и прекрасно образованная, отличная руельница и художница, хорошо рисовавшая пером с гравюр, имела неоспоримое влияние на отца»[источник не указан 497 дней

]. «Образ её был во всех женских фигурках, исполненных отцом». Умерла во сне от апоплексического удара. Похоронена на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Дети:

  • Елизавета (1811—1836), умерла от скоротечной чахотки.
  • Мария (1817—1898) — писательница, жена беллетриста П. П. Каменского.

Вторая жена (с 9 ноября 1838 г.) — Анастасия Агафоновна Иванова (1816, Петербург — 01.11.1889, Петербург), из небогатой купеческой семьи. Воспитывалась в семье Ахвердовых, где получила некоторое образование. Хорошо владела французским, немецким и итальянским языками, играла на фортепиано и любила читать серьезную литературу. Вместе с мужем добивалась освобождения Тараса Шевченко.

Дети:

  • Екатерина (1843—1913), художница, мемуаристка, основательница первой в России рисовальной школы для девушек в Киеве. Муж — Юнге Эдуард Андреевич (1831—1898), врач-окулист, профессор.
  • Ольга (04.05.1848, Петербург — 25.10.1869, Одесса), жена статского советника А. А. Дмитриева.

Именным Высочайшим указом от 12 (24) февраля 1871 года дозволено вице-президенту Академии художеств, тайному советнику графу Фёдору Петровичу Толстому усыновить внука своего (рождённого от дочери Ольги, по мужу Дмитриевой), малолетнего сына статского советника Александра Аполлоновича Дмитриева, которому дозволено принять фамилию и титул деда и именоваться, потомственно, графом Толстым.

Профессиональный выбор

Вскоре маленького графа увезли из Белоруссии домой в Петербург и отдали в Морской корпус. Будучи кадетом, Федор Толстой отважился посещать Академию художеств в качестве вольнослушателя. Мечта сделаться профессиональным художником окрепла настолько, что Федор Петрович Толстой решился навсегда отказаться от военной службы. Вопреки недовольству родных и мнению окружающих, он подал в отставку, всецело посвятив себя искусству. Это были годы лишений, однако ни на миг двадцатилетний слушатель художественной Академии не пожалел о своем решении. Он усердно осваивал мастерство скульптора, делал под руководством своего друга Ореста Кипренского зарисовки гипсовых моделей.

Повесть И.Ф.Богдановича (1743 – 1802) «Душенька».

В 1883 при Екатерине II (умерла в 1796) литератор И.Ф.Богданович написал «для забавы» галантно-пасторальную, развеселую, в духе легкой сатиры, но вроде как местами и серьезную повесть «Душенька», ему предшествовали «изыскания на этой почве» французов: сказочника-баснописца Лафонтена и «злобненького» Вольтера. Легкое попурри на античный сюжет перемешивает известнейший древнегреческий миф о Психее с такими древнерусскими персонажами как Змей-Горыныч, Царь-Девица, храм Венеры находится у «сытОвой» воды с кисельными берегами, Душенька (она же Психея) ходит в сарафане.

Вообще речка Славена, фигурирующая в начале поэмы, это не что иное как небольшая речушка Славянка, протекавшая в Царском Селе. Из намеков читатели понимают, что Душенька у Богдановича сопоставляется с самой Екатериной II, местом действия угадывается ее загородная резиденция – Царское село. Екатерина II оценила флирт и комплименты (к внешности Душеньки претензий быть не может) в духе бурлеска (литературный жанр, где серьезные вещи излагаются в шутливой ироничной форме). Не исключено, что особо  благоприятное впечатление на нее произвел эпизод поэмы, где Душенька плачет «как дура» (это следует из одного из писем Дашковой): раз дура, значит чувственная, нежная и прекрасная.

По прошествии времени поэма потускнела в глазах читателей, тем более, после Пушкина, который и сам трезво оценивал поэтические достоинства поэмы.

Особый блеск придала поэме серия иллюстраций Ф.П.Толстого.

Тот самый случай, когда можно сравнить по качеству разные виды искусства: в данном случае живопись и поэзию. Живопись тут явно выигрывает: это мнение многих читателей-зрителей.

Двери Храма Христа Спасителя.

Дверей Храма Христа Спасителя не осталось, их уничтожили во время разрушения Храма.

С 1846 по 1851 (почти в 70 летнем возрасте) Толстой по заказу Николая I сделал лепные изображения святых евангелистов, великомучеников, архиепископов, митрополитов (всего 52 фигуры – не сохранились) для 12 дверей Храма Христа Спасителя, посвященного победе в войне 1812 года. Храм взорван в 1931 и воссоздан в канун 2000 Рождества Христова.

Сюжеты и рисунки, представленные Толстым, строго контролировались Советом Академии художеств, в них вносились многочисленные поправки.

У западных ворот Храма Христа Спасителя.  Фото начала XX века

Богоматерь с младенцем. 1850. Модель для больших врат северного портала храма Христа Спасителя

Модель ворот Храма Христа Спасителя

Большие средние врата храма Христа Спасителя воссозданы З.К.Церетели в 1999.

Приведены лишь несколько лучших работ Толстого, у него есть и объемные скульптуры, но они не представляют особого интереса и их мало.

Также по этой теме:

Каким бы был памятник монарху работы Фальконе во Франции и фиаско Бернини

Н.П.Румянцев, Канова и статуя «Мир»

Почему  П.М.Третьяков не приобретал скульптуру

Ф.П.Толстой. Часть 3

Вячеслав Клыков – скульптор и подвижник русского народа. Часть 1

Памятник Николаю I Клодта. Часть 2. Постамент

Семья

Первая жена (с 1810) — Анна Фёдоровна Дудина (—), дочь коммерции советника. Была постоянной моделью при создании Толстым произведений в духе классической древности. По словам дочери, «маменька, прелестная собой и прекрасно образованная, отличная рукодельница и художница, хорошо рисовавшая пером с гравюр, имела неоспоримое влияние на отца» . «Образ её был во всех женских фигурках, исполненных отцом». Умерла во сне от апоплексического удара. Похоронена на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Дети:

  • Елизавета (—), умерла от скоротечной чахотки.
  • Мария (1817—1898) — писательница, жена беллетриста П. П. Каменского.

Вторая жена (с 9 ноября 1838 г.) — Анастасия Агафоновна Иванова (1816, Петербург — 01.11.1889, Петербург), из небогатой армейской семьи. Воспитывалась в семье Ахвердовых, где получила некоторое образование. Хорошо владела французским, немецким и итальянским языками, играла на фортепиано и любила читать серьезную литературу. Вместе с мужем добивалась освобождения Тараса Шевченко.

Дети:

  • Екатерина (1843—1913), художница, мемуаристка, основательница первой в России рисовальной школы для девушек в Киеве. Муж — Юнге Эдуард Андреевич (1831—1898), врач-окулист, профессор.
  • Ольга (04.05.1848, Петербург — 25.10.1869, Одесса), жена статского советника А. А. Дмитриева.

Именным Высочайшим указом от 12 () февраля  года дозволено вице-президенту Академии художеств, тайному советнику графу Фёдору Петровичу Толстому усыновить внука своего (рождённого от дочери Ольги, по мужу Дмитриевой), малолетнего сына статского советника Александра Аполлоновича Дмитриева, которому дозволено принять фамилию и титул деда и именоваться, потомственно, графом Толстым.

Семья


Первая жена (с 1810) — Анна Фёдоровна Дудина
( -), дочь коммерции советника. Была постоянной моделью при создании Толстым произведений в духе классической древности. По словам дочери, маменька, прелестная собой и прекрасно образованная, отличная рукодельница и художница, хорошо рисовавшая пером с гравюр, имела неоспоримое влияние на отца. «Образ её был во всех женских фигурках, исполненных отцом». Умерла во сне от апоплексического удара. Похоронена на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

  • Елизавета
    ( -), умерла от скоротечной чахотки .
  • Мария
    (1817-1898) — писательница, жена беллетриста П. П. Каменского .

Вторая жена (с 1840) — Анастасия Ивановна Иванова (1816, Петербург — 1.11.1889, Петербург), вместе с мужем добивалась освобождения Тараса Шевченко.

  • Екатерина
    (1843-1913), художница, мемуаристка, основательница первой в России рисовальной школы для девушек в Киеве. Муж Юнге Эдуард Андреевич (1831-1898), врач-окулист, профессор.
  • Ольга
    (1849, Петербург — 25.10.1869, Одесса), жена статского советника А. А. Дмитриева.

Именным Высочайшим указом, от 12 (24
) февраля года, дозволено вице-президенту Академии художеств, тайному советнику, графу Фёдору Петровичу Толстому усыновить внука своего (рождённого от дочери Ольги, по мужу Дмитриевой), малолетнего сына статского советника Александра Александровича Дмитриева, которому дозволено принять фамилию и титул деда и именоваться, потомственно, графом Толстым .

Fyodor Petrovich Tolstoy.jpg

Автопортрет

Fyodor Tolstoy with family.jpg

Толстой с первой женой и дочерьми

A. F.Tolstay.jpg

Анна Фёдоровна, 1-я жена

Sergey Zaryanko 03.jpg

Анастасия Ивановна, 2-я жена

Профессиональный выбор (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Вскоре маленького графа увезли из Белоруссии домой в Петербург и отдали в Морской корпус. Будучи кадетом, Федор Толстой отважился посещать Академию художеств в качестве вольнослушателя. Мечта сделаться профессиональным художником окрепла настолько, что Федор Петрович Толстой решился навсегда отказаться от военной службы. Вопреки недовольству родных и мнению окружающих, он подал в отставку, всецело посвятив себя искусству. Это были годы лишений, однако ни на миг двадцатилетний слушатель художественной Академии не пожалел о своем решении. Он усердно осваивал мастерство скульптора, делал под руководством своего друга Ореста Кипренского зарисовки гипсовых моделей.

Барельефы на тему «Одиссеи».

Барельефов, посвященных этой теме, четыре и все они изумительные.

Если «Илиада» — гомеровское описание Троянской войны, то «Одиссея» — рассказ о возвращении Одиссея на родину в Итаку, где масса женихов обхаживает его жену (Одиссей считался пропавшим без вести), а их общий сын Телемах все это созерцает. Потом Одиссей возвращается под видом странника, открывается жене. Та приносит на пир одиссеев лук посостязаться. Стрельнуть из лука смог лишь Одиссей. Потом Одиссей и Телемах расстреливает из лука женихов.

Пир женихов Пенелопы. 1814. Воск. 15х26 см. Самый левый -Телемах, с ним рядом сидит старец Ментор (старый друг Одиссея), стоят прислужницы

Телемах во дворце у Менелая. 1814. Телемах сидит за столом справа, плачет, так как ему прекрасная Елена, законная жена Менелая, рассказывает про гибель Одиссея

Избиение женихов Пенелопы вернувшимся Одиссеем. 1815. Все ясно без комментариев

Меркурий ведет в ад тени убитых женихов Пенелопы. 1810

Меркурий своим жезлом (кадуцеем – жезлом глашатаев) указывает толпе теней женихов дорогу в ад, слева стоят Ахилл и Агамемнон. Путь пролегает мимо вод седого Океана, мимо врат бога солнца Гелиоса. Ад, точнее Подземное царство, у греков специфичен, там мрачно и в основном тоскливо.

Примечания

  1. Юмангулов В. Я., Хадеева Н. Ю. Скульптура Нижнего парка и Верхнего сада: Каталог коллекции. — СПб.: ГМЗ «Петергоф», 2016. — С. 159. — 232 с.
  2. Благовещеский А. А. Шевченко в Петербурге (1858—1861) / Воспоминания о Тарасе Шевченко. — К.: Дніпро, 1988. — С. 337—346. — 608 с.
  3. М. Ф. Каменская. «Воспоминания». М. : Художественная литература, 1991.
  4. По записи в МК церкви при Академии художеств (ЦГИА СПб. Ф.19. О.111. Д.297) от 9 ноября 1838 г.
  5. По воспоминаниям дочери, Е. Юнге, Анастасия Ивановна, происходила из небогатой семьи капитана Иванова.
  6. По записи в МК церкви при Академии художеств (ЦГИА СПб. Фонд 19. Опись 124. Дело 707 Лист 524 об. — 525)
  7. По записи в разделе «О бракосочетании» в метрической книге Екатерининской церкви при Академии художеств от 21 апреля 1868 г. (ЦГИА СПб. Фонд 19. Опись 124. Дело 1036 Лист 84 об. — 85)
  8. Оба сына Ф. П. Толстого от второго брака (Николай, 1840 г.р. и Фёдор, 1841 г.р.) умерли в младенчестве в 1841 г. (ЦГИА СПб. Ф.19. О.111. Д.322-5.)
  9. В. Я. Ткаченко. . Тарас Шевченко: Энциклопедия жизни и творчества.

Биография[править | править код]

Фёдор Толстой родился в семье графа Петра Андреевича Толстого, начальника Кригс-комиссариата, старшего из сыновей графа А. И. Толстого. А. К. Толстой приходился Фёдору Петровичу родным племянником, а Л. Н. Толстой — двоюродным.

С рождения был записан сержантом в Преображенский полк. Учился в Полоцком иезуитском коллегиуме, в Белоруссии, затем в Морском кадетском корпусе. Рано проявил талант к изобразительному искусству. В 1802 году кадет Толстой начал посещать Петербургскую Академию художеств в качестве вольнослушателя. В 1804 году подал в отставку и начал карьеру художника.

В Академии художеств Толстой обучался скульптуре у И. П. Прокофьева. В 1809 году создал свою первую медаль «В память просветительной деятельности Чацкого». В том же году он был избран почётным членом Академии художеств. В 1810 году получил назначение в Петербургский Монетный двор. Его усилиями медальерное дело было поднято на большую высоту и в первой четверти XIX века достигло своего расцвета.

После победы в Отечественной войне 1812 года выпустил серию медальонов, пользовавшихся широкой известностью, использованных в варианте проекта .

В 1811 году был посвящён в масонство в ложе «Петра к истине», входил в руководящий орган российского масонства — капитул «Феникса». В 1815 году стал основателем и бессменным руководителем (досточтимым мастером) ложи «Избранного Михаила», в которую входили многие будущие декабристы.

В 1818 году Ф. П. Толстой вступил в тайное общество «Союз Благоденствия», где состоял одним из руководителей (председателем Коренного Совета). В восстании декабристов не участвовал.

В 1820—1828 годах преподавал в медальерном классе Императорской Академии художеств. В 1828 году избран вице-президентом Академии.

В 1838 году граф сочинил балет «Эолова арфа», написал к нему либретто и даже был постановщиком некоторых танцев.

Могила Ф. П. Толстого на Лазаревском кладбище

В 1849 году Совет Академии художеств утвердил Толстого в должности профессора за заслуги в области скульптуры. В 1851 году назначен управляющим художественным отделом Императорского Мозаичного заведения при Академии художеств.

Толстой также участвовал в оформлении Храма Христа Спасителя.

Для Петергофа (Львиный каскад, ансамбль западной части Нижнего парка) в 1856 году выполнил модель статуи «Нимфа, льющая из кувшина воду».

А. С. Пушкин, описывая в «Евгении Онегине» альбомы светских дам, написал:

Как вице-президент активно участвовал в освобождении Т. Шевченко от крепостной зависимости. В 1858 году по ходатайству Толстого поэт Тарас Шевченко был освобождён от военной службы и с февраля получил разрешение на проживание в Петербурге и посещение классов Академии художеств.

Последние годы жизни нередко отдыхал в усадьбе Марковиль в окрестностях Выборга, принадлежавшей Толстым в 1850—1870-х годах.

Скончался 13 (25) апреля  года; похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.