Лучшие советские лётчики-асы великой отечественной войны

Оглавление

Основные ассоциации

Положение в 1943 году

Regia Aeronautica ( «Royal ВВС Италии») имели следующие уровни ассоциации:

  • Armata Aerea : Воздушный флот, относящийся к совокупности летающих формирований.
  • Squadra Aerea : Air Corps, состоящий из 2-3 авиационных дивизий.
  • Divisione Aerea : авиационная дивизия, состоящая из 2-3 эскадрилий.
  • Brigata Aerea : Воздушная бригада (малая дивизия), состоящая из 2-х эскадрилий
  • Стормо : Эскадрилья, состоящая из 2-х летающих групп (полковой уровень)
  • Группа : летная группа, состоящая из 2–3 эскадрилий (уровень батальона).
  • Эскадрильи : эскадрилья, состоящая из примерно 6-12 самолетов (уровень компании)
  • Sezione : рой, состоящий из 3–4 самолетов (уровень поезда).

Незадолго до начала Второй мировой войны ВВС Италии были разделены на следующие основные подразделения:

1ª Squadra Aerea : штаб-квартира в Милане , отвечает за северо-запад Италии ( Пьемонт , Валле-д’Аоста , Лигурия , Ломбардия )

2ª Squadra Aerea : штаб-квартира в Падуе , отвечающая за северо-восток Италии ( Южный Тироль , Трентино , Венето , Юлиш Венетиен , Эмилия-Романья , Марке ). Этот авиационный корпус действовал с Сицилии с июня 1940 года .

3ª Squadra Aerea : штаб-квартира в Риме , отвечает за центральную Италию ( Тоскана , Умбрия , Лацио , Кампания )

4ª Squadra Aerea : штаб-квартира в Бари , отвечающая за Юго-Восточную Италию ( Абруццо , Молизе , Апулия , Базиликата , Калабрия )

5ª Squadra Aerea : штаб-квартира в Триполи , отвечает за Ливию

  • Командование ВВС Албании
  • Командование ВВС Эгейского моря
  • Командование ВВС Восточной Африки
  • Командование воздушного транспорта в Риме
  • Командование армейской авиации
  • Командование морской авиации

Американские часы авиаторы

Longines Angle Hour

После окончания Первой мировой войны полеты стали более распространенным явлением, особенно в США. Пилоты стремились ставить рекорды, поэтому новым вызовом для них стало пересечение огромных морских просторов.

Швейцарская часовая компания Longines увековечила перелет Атлантики Чарльзом Линдбергом на одноместном самолете Spirit of St. Louis в 1927 году. Вскоре после приземления на аэродроме Ле Бурже за пределами Парижа, оставив позади рекордный 33-часовой и 30-минутный полет, Линдберг совместно с Longines начал работу над созданием часов Angle Hour. Это была более усовершенствованная модель Weems, позволявшая пилоту поддерживать точность часов, регулируя время с помощью увеличенной заводной головки при прослушивании минутных радиосигналов, что устраняло потенциальные навигационные ошибки.

Этот стиль часов характеризуется вращающимся центральным циферблатом с секундами. Стоит отметить, что модели все еще производятся, а 90-я годовщина полета Линдберга была почтена выпуском часов Lindbergh Hour Angle (Ј3890).

«Высоты для катапультирования не хватило»

Спустя десять минут после взлёта у Як-28П, который пилотировали Капустин и Янов, отказал первый двигатель, а потом и второй. Подобное в авиации происходит редко, так как обе силовые установки представляют собой автономно работающие друг от друга агрегаты.

Причиной ЧП с истребителем, как установила комиссия по расследованию происшествия, послужил «конструктивно-производственный дефект». Как пояснили эксперты, период холодной войны характеризовался большим количеством авиационных инцидентов. Угроза крупномасштабного конфликта вынуждала потенциальных противников спешить с поставками в войска новых типов боевых самолётов. В результате далеко не все образцы техники получали надлежащий уровень инженерно-технического обеспечения.

Также по теме


«Особое впечатление произвели танки и самоходная артиллерия»: 75 лет со дня проведения парада союзных войск в Берлине

75 лет назад в центре Берлина прошёл парад войск союзников, ознаменовавший завершение Второй мировой войны. В нём приняли участие…

Отказ двигателей на Як-28П произошёл на высоте порядка 4000 м. Капустин и Янов решили перезапустить силовые агрегаты с помощью системы автономного запуска и кислородной подпитки, но эта попытка не принесла результата.

Капустин приказал Янову катапультироваться, но штурман заявил, что покинет кабину только вместе с командиром. Кроме того, старший лейтенант осознавал, что его катапультирование нарушит аэродинамику истребителя, усложнив его управление.

Между тем перед глазами лётчиков раскинулись жилые кварталы Восточного Берлина — лётчики случайно оказались прямо над столицей ГДР.

Как отмечает Винокуров, Капустин и Янов осознавали высокую вероятность гибели гражданского населения Берлина при катапультировании. К тому же Як-28П летел с почти полными топливными баками.

Офицеры надеялись найти безлюдную местность и катапультироваться, но на выбор подходящей локации времени было немного.

В итоге на пикирующем истребителе советские лётчики пересекли границу Западного Берлина, рассчитывая утопить Як-28П в озере Штёссензее, успев при этом покинуть кабину. Однако реализовать такой план было практически невозможно — катапультные кресла истребителя могли сработать только на высоте более 150 м.

  • Западный Берлин времён холодной войны
  • AFP

«Я работал на 25-этажном здании. В 15 часов 45 минут из мрачного неба вылетел самолёт. Я увидел его на высоте примерно 1,5 тыс. м. Машина начала падать, затем поднялась, вновь падала и вновь поднималась. И так трижды. Очевидно, пилот пытался выровнять самолёт», — описывал попытки советских лётчиков справиться с управлением Як-28П один из очевидцев катастрофы в Западном Берлине.

С большим трудом Капустин и Янов смогли поднять Як-28П над расположенной перед озером дамбой, но следом за этим самолёт начал стремительно терять высоту и упал в воду.

«Ради спасения жизней гражданского населения Берлина наши лётчики приняли решение предпринять все возможные меры, чтобы увести падающий самолёт от жилых построек. Но пока выполнялись манёвры, машина оказалась на высоте, непригодной для катапультирования», — прокомментировал обстоятельства подвига советских офицеров Сергей Суворов.

Лучше Кожедуба, круче Хартмана

Имена советских асов Великой Отечественной войны Ивана Кожедуба и Александра Покрышкина известны всем, кто хотя бы поверхностно знаком с отечественной историей.

Кожедуб и Покрышкин — самые результативные советские лётчики-истребители. На счету первого 64 вражеских самолёта, сбитых лично, на счету второго — 59 личных побед, и ещё 6 самолётов он сбил в группе.

Имя третьего по результативности советского лётчика известно лишь любителям авиации. Николай Гулаев в годы войны уничтожил 57 самолётов противника лично и 4 в группе.

Интересная подробность — Кожедубу на достижение своего результата потребовалось 330 боевых вылетов и 120 воздушных боёв, Покрышкину — 650 боевых вылетов и 156 воздушных боёв. Гулаев же добился своего результата, осуществив 290 боевых вылетов и проведя 69 воздушных боёв.

Более того, согласно наградным документам, в своих первых 42 воздушных боях он уничтожил 42 самолёта противника, то есть в среднем каждый бой завершался для Гулаева уничтоженной вражеской машиной.

Любители военной статистики подсчитали, что коэффицент эффективности, то есть соотношение воздушных боёв и побед, у Николая Гулаева составил 0,82. Для сравнения — у Ивана Кожедуба он составлял 0,51, а у гитлеровского аса Эриха Хартмана, официально сбившего большего всего самолётов за Вторую мировую войну, — 0,4.

При этом люди, знавшие Гулаева и воевавшие с ним, утверждали, что он щедро записывал многие свои победы на ведомых, помогая им получать ордена и деньги — советским лётчикам платили за каждый сбитый самолёт противника. Некоторые полагают, что общее число самолетов, сбитых Гулаевым, могло достигать 90, что, впрочем, сегодня подтвердить или опровергнуть невозможно.

Герои Советского Союза лётчики Александр Покрышкин (второй слева), Григорий Речкалов (в центре) и Николай Гулаев (справа) на Красной площади. Фото: РИА Новости

Чтоб завершился их полет…

Бойцы отряда «Авиапоиск-Брест» говорят так: «Когда ожидаешь многое, не получаешь ничего. Когда не ожидаешь ничего – получаешь всё». В первый же день оборудование для определения предметов на глубине, которым благодаря неравнодушным к сохранению памяти о подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны людям сейчас располагает отряд, помогло определить очень точно не только район, но и саму точку поиска.

Фото: zarya.by

Фото: zarya.by

Фото: zarya.by

Примечательно, что работы по подготовке к подъему скоростного бомбардировщика СБ начались 17 сентября. В этот день в Ганцевичах, что расположены в полутора сотнях километров от деревни Полятичи Кобринского района, хоронили, провожая в последний полет двух летчиков другого самолета, найденного также отрядом «Авиапоиск-Брест». Штурман лейтенант Николай Яковлевич Паншин 1909 года рождения и стрелок-радист младший сержант Николай Андреевич Лосев 1919 года рождения были членами экипажа бомбардировщика ДБ-3ф из состава 212-го дальнего бомбардировочного авиационного полка и погибли, выполняя боевое задание 24 июня 1941 года.

Всего же за 10 лет работы, бойцами отряда и их добровольными помощниками обнаружены места падения 55 самолетов, найдены и установлены имена 50 летчиков, не вернувшихся с боевых заданий.

Фото: zarya.by

Григорий Андреевич Речкалов

Григорий Андреевич Речкалов родился в
деревне Худяково Ирбитского уезда Пермской губернии
(ныне посёлок Зайково Ирбитского района Свердловской
области). С авиацией он познакомился во время учёбы в
кружке планеристов при фабрично-заводском училище
Верх-Исетского завода Свердовска. В 1937 году он
поступил в Пермскую военную школу лётчиков и
впоследствии с успехом её закончил. В 1939 году в звании
сержанта он был зачислен в 55-й авиационный
истребительный полк в Кировограде.

Основной чертой Речкалова была
настойчивость. Несмотря на то, что медкомиссия
определила у лётчика дальтонизм, он добился права
продолжить службу и в 1941 году был направлен в 55-й
истребительный авиаполк. По словам сослуживцев, Речкалов
отличался довольно неровным характером. Являя образец
дисциплины в одном вылете, в следующем он мог отвлечься
от выполнения главной задачи и столь же решительно
начать преследование случайного противника.

Кандагар 2010

Действие фильма разворачивается в 1995 году. В Афганистане полным ходом идет гражданская война. Движение «Талибан» захватывает все новые территории. Главные герои — пятеро российских летчиков — экипаж грузового лайнера, который направлялся в Кабул с грузом патронов, но захвачен талибами. Летчики попали в плен, где провели больше года, и вырваться из которого им удалось, лишь угнав собственный самолет, поскольку помощи, как оказалось, ждать было неоткуда.История основана реальных событиях точнее, на воспоминаниях капитана экипажа Владимира Шарпатова. Действительно, летом 1995 года грузовой самолет ИЛ-76 летел из Албании в Афганистан с грузом патронов и автоматов, предназначенных для правительства Раббани. И он действительно был захвачен талибами, которые подняли в воздух свой истребитель МИГ-21 и приказали россиянам совершить немедленную посадку, обвинив их в контрабанде оружия.

  • Рейтинг — 7,5
  • Год / страна — 2010 / Россия
  • Жанр — боевик, драма
  • Режиссер — Андрей Кавун
  • В ролях — Владимир Машков, Александр Балуев, Андрей Панин, Александр Голубев

Генерал, друживший с Высоцким

Несмотря ни на что, в 1950 году Николай Гулаев окончил Военно-воздушную академию имени Жуковского, а ещё через пять лет — академию Генштаба.

Командовал 133-й авиационной истребительной дивизией, располагавшейся в Ярославле, 32-м корпусом ПВО во Ржеве, 10-й армией ПВО в Архангельске, прикрывавшей северные рубежи Советского Союза.

У Николая Дмитриевича была замечательная семья, он обожал свою внучку Ирочку, был страстным рыбаком, любил угощать гостей лично засоленными арбузами…

Он тоже посещал пионерские лагеря, участвовал в различных ветеранских мероприятиях, но всё-таки оставалось ощущение, что наверху дано указание, говоря современным языком, не слишком пиарить его персону.

Собственно, причины для этого были и в то время, когда Гулаев уже носил генеральские погоны. Например, он мог своею властью пригласить на выступление в Дом офицеров в Архангельске Владимира Высоцкого, игнорируя робкие протесты местного партийного руководства. Кстати, есть версия, что некоторые песни Высоцкого о лётчиках родились после его встреч с Николаем Гулаевым.

Воздушный учитель

«Зайцев воспитал эскадрильи умелых и смелых истребителей. Молодёжь учится у молодого по возрасту, но опытного истребителя немецких самолётов», — так писала о советском асе газета «Комсомольская правда» в августе 1942 года.

По словам Андрея Горбунова, 5-й гвардейский истребительный авиационный полк стал одним из самых результативных в СССР по количеству сбитых вражеских самолётов.

  • Василий Зайцев

«Зайцев был выдающимся командиром и воспитателем, именно под его командованием из молодых, необстрелянных лётчиков выросли мастера воздушного боя», — подчеркнул эксперт.

«Полк полноценно включился в войну и блестяще себя проявил, был примером для других подразделений», — подчеркнул эксперт.

По словам заслуженного военного лётчика России, генерал-майора Владимира Попова, Зайцев остро ощущал ответственность за коллектив, болел душой за своих подчинённых и старался, чтобы его полк никогда не «ударил в грязь лицом».

  • Лётчики 5-го гвардейского истребительного авиационного полка. Слева направо: Ю.М. Беркаль, В.В. Ефремов, Г.Д. Онуфриенко, Б. Афанасьев, Н.Е. Романов, Г.А. Инякин, И. Бикмухамедов, В.П. Рулин

Командование настолько высоко ценило Зайцева, что его опыт начали транслировать в масштабах всей страны. В сентябре 1942 года в газете «Красная Звезда» вышел материал Зайцева, в котором лётчик делился своим боевым опытом и давал советы молодым пилотам.

«Перед атакой взвесь обстановку и, если нет возможности удобно подойти к врагу, лучше немного выждать. Пройдёт несколько минут, и противник вдруг совершит такой разворот, что подставит своё уязвимое место, либо облако удобное подвернётся, откуда будет легче незаметно сблизиться с противником. Когда атакуешь, не забывай самого главного — веди только прицельный огонь и только с коротких дистанций», — просто и доходчиво объяснял Зайцев азы воздушного боя молодым коллегам на страницах «Красной Звезды», дополняя в дальнейшем теорию примерами из своих конкретных боёв.

По словам историков, Зайцев лично принял участие во многих крупных воздушных сражениях. 24 августа 1943 года он во второй раз стал Героем Советского Союза. Осенью того же года при перелёте на УТ-2 Зайцев был атакован двумя нацистскими истребителями. Советский ас смог уклониться от попаданий, но при посадке самолёт перевернулся, лётчик получил тяжёлые травмы и на несколько месяцев попал в госпиталь.

Василий Зайцев участвовал в освобождении от нацистов УССР и стран Восточной Европы. В 1944 году он был назначен заместителем командира 11-й гвардейской истребительной авиадивизии, а в 1945 году — 2-го гвардейского штурмового авиационного корпуса.

  • Самолёт-истребитель ЛаГГ-3 (1940 год) советских авиационных конструкторов Семёна Алексеевича Лавочкина (1900—1960), Владимира Петровича Горбунова и Михаила Ивановича Гудкова
  • РИА Новости

«В последнее время некоторые исследователи уменьшают количество побед Зайцева, но, по моим данным, у него было 427 боевых вылетов и 163 воздушных боя. Он сбил лично 34 и в составе группы 19 самолётов противника», — рассказал RT Николай Бодрихин.

При этом, по словам эксперта, в годы войны Зайцев летал на нескольких типах самолётов, дольше всего — на Ла-5.

Какими были первые авиационные часы?

Пилотские часы, которые мы знаем сегодня, в основном появились в золотой век авиации между двумя мировыми войнами. Тем не менее самыми первыми часами, предназначенными для пилотов, были Santos-Dumont, которые Луи Картье сделал для своего друга, франко-бразильского пилота Альберто Сантоса-Дюмона.

Квадратные часы, известные нам как Cartier Santos, были созданы в 1904 году после того, как Сантос-Дюмон заказал их в честь своего успешного полета на дирижабле вокруг Эйфелевой башни. Пилоту был необходим быстрый и удобный доступ к часам без длительного «копания в недрах» кармана. Решение было найдено в пуговичных элементах управления, практичном квадратном корпусе на ремешке и четком белом циферблате с римскими цифрами.

Cartier Santos

В то время только женщины носили наручные часы, разработанные Patek Philippe, и такой стиль считался совсем непригодным для мужчин. Все изменилось, когда Cartier в 1911 году начал выпускать Santos, сделав модель первыми наручными часами серийного выпуска. Однако Первая мировая война временно приостановила производство.

Santos – одни из немногих авиационных часов квадратной формы, поскольку мировые войны изменили требования к часам пилота. Начиная с Первой мировой войны, «авиаторы» считались ключевым оборудованием, а военные инструкции требовали круглых часов.

Zenith

Другим известным именем, связанным с первыми полетами, является Zenith. В 1909 году француз Луи Блерио пересек Ла-Манш и выиграл Ј1000 с часами Zenith на запястье.
Эти часы обладали практическими авиационными характеристиками: большими светящимися отметками на циферблате, арабскими цифрами, увеличенной заводной головкой и антимагнитным волоском. Часто часы отсоединяли от ремешков и устанавливали в кабине.

Однако история «авиаторов» не была бы полной без упоминания братьев Райт. И хотя они не носили часы Zenith, швейцарская фирма отдает дань уважения их полетам 1903 года винтажными часами на фото ниже с состаренными часовыми метками, ремешок которых является адаптированным вариантом первоначального приспособления для ношения карманных часов на запястье.

Zenith продолжает выпускать пилотские часы, такие как на изображении выше и Pilot Type 20 GMT (Ј5200) в самом начале статьи. В нестандартный 48-миллиметровый корпус из бронзы поместили собственный автоматический механизм Elite 679, причем каждая деталь часов словно возвращает нас в первые дни военных воздушных боев.

Кирилл Евстигнеев

Кирилл Алексеевич Евстигнеев родился в селе Хохлы Птиченской волости Челябинского уезда Оренбургской губернии (ныне деревня Хохлы Кушмянского сельсовета Шумихинского района Курганской области). По воспоминаниям односельчан, он рос крепким и очень выносливым мальчиком.

Занятия в аэроклубе Евстигнеев совмещал с работой на Челябинском тракторном заводе. Позднее он закончил Бирмскую военную школу лётчиков. Наблюдая за лёгким и точным каскадом исполняемых им в воздухе фигур, было трудно предположить, что Евстигнеев страдает недугом, имея который, запрещалось служить в авиации, — язвенной болезнью. Однако, как и другой лётчик-ас Речкалов, Естигнеев проявил настойчивость и добился того, чтобы его оставили на службе. Мастерство пилота было так высоко, что, по рассказам сослуживцев, он мог приземлить истребитель на одно колесо или же на расчищенную от снега узкую дорожку между двумя метровыми ледяными барьерами.

Новости

Все новости

Мемориальная доска в честь лётчика-испытателя Василия Колошенко установлена в Тамбове

Опубликовано: 29.05.2017

В честь заслуженного лётчика-испытателя СССР, ветерана Великой Отечественной войны и Героя Советского Союза Василия Колошенко в Тамбове по адресу Горького, д.2А 26 мая 2017 года была установлена…

Обломки самолёта Ли-2 найдены под Нижним Тагилом

Опубликовано: 28.08.2015

На территории Висимского заповедника (30 км. от Нижнего Тагила) в Свердловской области местные жители обнаружили обломки Ли-2 (ПС-84) — советского самолета времен ВОВ. Фрагменты конструкции принадлежат самолету,…

Памятник МиГ-29 в честь летчиков и авиаторов 4-й ВА установлен в Ростове

Опубликовано: 17.08.2015

На главном аэродроме Ростова-на-Дону установлен на постамент боевой самолёт МиГ-29. Церемония открытия посвящена военным летчикам 4-й Воздушной Армии и приурочена ко дню ВВС. Торжественное событие под звуки…

Полёт памяти в честь советского летчика-аса Григория Речкалова

Опубликовано: 4.02.2015

В честь 95-летней годовщины со дня рождения дважды Героя Советского Союза Григория Речкалова современные фронтовые разведчики Су-24МР (авиабаза «Шагол» ЦВО) выполнят «полёт памяти». В Министерстве обороны РФ…

Обломки бомбардировщика ДБ-3 обнаружены подо Ржевом

Опубликовано: 20.01.2015

В ходе поисковых мероприятий отряда «Звезда» в лесу около деревни Ивановское в Тверской области были обнаружены обломки советского дальнего бомбардировщика ДБ-3. Местный житель Александр Гармаков еще в…

Ушел из жизни пилот Нормандии-Нёман Жан Соваж

Опубликовано: 28.08.2014

В возрасте 97 лет скончался летчик прославленного авиаполка «Нормандия-Нёман» Жан Соваж. Это предпоследний пилот знаменитого французского авиаполка времен Второй мировой войны, который оставался в живых к настоящему моменту. Последний живой летчик эскадрильи — Гаэль Табюре.

Драка с политическим подтекстом

Летом 1944 года советское командование принимает решение отозвать с фронта лучших советских лётчиков. Война идёт к победному концу, и руководство СССР начинает думать о будущем. Те, кто проявил себя в Великой Отечественной войне, должны окончить Военно-воздушную академию, чтобы затем занять руководящие посты в ВВС и ПВО.

В число тех, кого вызывали в Москву, попал и Гулаев. Сам он в академию не рвался, просил оставить в действующей армии, но получил отказ. 12 августа 1944 года Николай Гулаев сбил свой последний «Фокке-Вульф 190».

А дальше произошла история, которая, скорее всего, и стала главной причиной, почему Николай Гулаев не стал таким же известным, как Кожедуб и Покрышкин.

Существует по крайней мере три версии случившегося, которые объединяют два слова — «дебош» и «иностранцы». Остановимся на той, которая встречается чаще всего.

Согласно ей, Николай Гулаев, к тому времени уже майор, был вызван в Москву не только для учёбы в академии, но и для получения третьей звезды Героя Советского Союза. Учитывая боевые достижения лётчика, такая версия не выглядит неправдоподобной. В компании Гулаева оказались и другие заслуженные асы, ожидавшие награждения.

За день до церемонии в Кремле Гулаев зашёл в ресторан гостиницы «Москва», где отдыхали его друзья-лётчики. Однако ресторан был переполнен, и администратор заявил: «Товарищ, для вас места нет!».

Говорить подобное Гулаеву с его взрывным характером не стоило вообще, но тут, на беду, ему ещё попались румынские военные, в тот момент также отдыхавшие в ресторане. Незадолго до этого Румыния, с начала войны являвшаяся союзницей Германии, перешла на сторону антигитлеровской коалиции.

Разгневанный Гулаев громко сказал: «Это что, Герою Советского Союза места нет, а врагам есть?».

Слова лётчика услышали румыны, и один из них выдал в адрес Гулаева оскорбительную фразу по-русски. Через секунду советский ас оказался возле румына и смачно ударил его по физиономии.

Не прошло и минуты, как в ресторане закипела драка между румынами и советскими лётчиками.

Когда дерущихся разняли, оказалось, что пилоты отлупили членов официальной военной делегации Румынии. Скандал дошёл до самого Сталина, который постановил: награждение третьей звездой Героя отменить.

Если бы речь шла не о румынах, а об англичанах или американцах, скорее всего, дело для Гулаева закончилось бы совсем плачевно. Но ломать жизнь своему асу из-за вчерашних противников вождь всех народов не стал. Гулаева просто отправили в часть, подальше от фронта, румын и вообще любого внимания. Но насколько эта версия правдива, неизвестно.

1-й воздушный корпус

HQ Милан

Крылатая кокарда (1935–1943)

  • Склады материалов в Мальпенсе, Парме, Сесто Календе, Талиедо, Поджио Ренатико, Лонате Поццоло;
  • Летные полигоны в Гориции и Каподичино;
  • Школы бомбардировщиков в Авиано, Геди, Ези;
  • Школы летчиков-истребителей в Кампоформидо, Гориции, Римини;
  • Школы истребителей-бомбардировщиков в Геди, Лонате Поццоло, Равенне, Тревизо;
  • Команды аэродромов в Airasca, Asti, Aviano, Bologna, Bozen, Cameri, Casabianca, Cascina Vaga, Cavriago, Ancona-Falconara, Forli, Ghedi, Ghemme, Genoa, Görz, Jesi, Lagnasco, Lavariano, Levaldigi, Lonateress Pozzolo, Милан-Боццо , Милан-Линате, Милан-Мальпенса, Маниаго, Мондови, Нови-Лигуре, Орио-аль-Серио, Осоппо, Парма, Понте С. Пьетро, ​​Пьяченца-Сан-Дамиано, Пола-Пунтизелла, Равенна, Реджо-Эмилия, С. Агостино, Тьене, Турин — Казелле, Турин-Мирафиори, Турин-Венария-Реале, Тренто, Тревизо, Удине-Кампоформидо, Удине-Ривольто, Венегоно Инфериоре, Веригате, Верона, Вилланова д’Альбенга, Виццола Тичино, Виченца, Виллафранка (в этот список также входят аэродромы обычно 2-й воздушный корпус, дислоцированный на северо-востоке Италии, который был переброшен на Сицилию до начала войны.)

2-я авиационная дивизия «Борея»

HQ Турин — Казель

  • 3-я истребительная эскадрилья (штаб Нови-Лигуре):
    • 18-я охотничья группа (83/85/95; Fiat CR.42 — Нови-Лигуре)
    • 23. Jagdgruppe (70/74/75; Fiat CR.42 — Cervere)
  • 53-я истребительная эскадрилья (штаб Турин-Казелле):
    • 150-я охотничья группа (363/364/365; Fiat CR.42 — Турин-Казелле)
    • 151-я охотничья группа (366/367/368; Fiat CR.42 — Casabianca)
  • 54-я истребительная эскадрилья (после 10 июня 1940 г .; штаб Айраска):
    • 152-я охотничья группа ( 369/370/371 ; Macchi MC.200 — Airasca)
    • 153-я Jagdgruppe (372./373./374.; Macchi MC.200 — Verigate)

4-я летная дивизия «Драго»

HQ Новара

  • 7-я бомбардировочная эскадрилья (Лонате Поццоло):
    • 4-я бомбардировочная группа (14./14.; Fiat BR.20 — Lonate Pozzolo )
    • 25-я бомбардировочная группа (8-я / 9-я; Fiat BR.20 — Ghemme)
  • 13-я бомбардировочная эскадрилья ( Пьяченца ):
    • 11-я бомбардировочная группа (1-я / 4-я; Fiat BR.20 — Пьяченца)
    • 43-я бомбардировочная группа (3-я / 5-я; Fiat BR.20 — Cascina Vaga)
  • 43-я бомбардировочная эскадрилья ( Камери ):
    • 98-я бомбардировочная группа (240/241; Fiat BR.20 — Cameri)
    • 99-я бомбардировочная группа (242/243; Fiat BR.20 — Cameri)

6-я авиационная дивизия «Фалько»

HQ Падуя

9-я (автономная) охотничья группа (73/96/97; Fiat CR.42 — Гориция )

  • 16-я бомбардировочная эскадрилья (после 10 июня 1940 г .; Виченца ):
    • 50-я бомбардировочная группа (210/211; Cant Z.1007bis — Виченца)
    • 51-я бомбардировочная группа (212/213.; Cant Z.1007bis — Виченца)
  • 18-я бомбардировочная эскадрилья ( Авиано ):
    • 31-я бомбардировочная группа (65/66; Fiat BR.20 — Aviano)
    • 37-я бомбардировочная группа (47-я / 48-я; Fiat BR.20 — Aviano)
  • 47-я бомбардировочная эскадрилья ( Геди ):
    • 106-я бомбардировочная группа (260-е / 261-е; Cant Z.1007bis — Ghedi)
    • 107-я бомбардировочная группа (262-я / 263-я; Cant Z.1007bis — Ghedi)