Огузы

Оглавление

Огуз и Йорукс

Лагерь Йорук в горах Таурус , 19 век.

Пастух Йорук в Таврских горах .

Йоруки — этническая группа огузов, некоторые из которых все еще ведут полукочевой образ жизни, в основном населяя горы Анатолии и частично Балканский полуостров. Их название происходит от глагола чагатайского языка , yörü- «yörümek» (ходить), но западнотюркского yürü- (yürümek в инфинитиве), что означает «ходить», а слово Yörük или Yürük обозначает «тех, кто идет», ходунки «.

Йоруки и по сей день представляют собой особую часть населения Македонии и Фракии, где они поселились еще в 14 веке. В то время как сегодня йорюки становятся все более оседлыми, многие из них по-прежнему ведут кочевой образ жизни, разводя коз и овец в горах Таурус и в восточных частях (в южной Анатолии ), в Пинде ( Эпир , Греция ), в горах Шар. ( Северная Македония ), горы Пирин и Родопы ( Болгария ) и Добруджа . Более ранние ответвления йорюков, кайларов или кайыларских турок были среди первых турецких колонистов в Европе ( Кайлар или Кайылар — турецкое название греческого города Птолемаида, получившего свое нынешнее название в 1928 году), ранее населявшего части греческих регионов. из Фессалии и Македонии . Поселенных йорюков можно было встретить до 1923 года, особенно недалеко от города Козани и в его окрестностях .

[править] Классификации тюркских народов и государственно-территориальных образований

Исторические тюркские народы

  • Авары
  • Алты чуб
  • Башкиры
  • Берендеи
  • Булгары — Барсилы — Эскелы
  • Бунтурки
  • Енисейские киргизы
  • Карлуки
  • Кимаки
  • Курыканы
  • Огузы — Гузы — Торки — Узы
  • Печенеги — Кангары
  • Половцы — Кыпчаки
  • Татары
  • Телэ
  • Тюргеши
  • Уйгуры
  • Тюркюты — Ашина
  • Хазары — Савиры — Акациры
  • Чёрные клобуки
  • Чугай — Шато
  • Чуваши
  • Шорцы

Тюркский мир по Махмуду Кашгари (XI век)

Современные тюркские народы

Расселение тюркоязычных народов в мире на начало XXI века.

  • Булгарская группа

         Чуваши

  • Горно-алтайская (центрально-восточная) группа
    •  Шорцы (частично)
    •  Алтайцы
      • Северные: кумандинцы, челканцы
      • Тубалары
      • Южные: алтай-кижи, теленгиты, телеуты
    •  Киргизы
    • Чулымцы (частично)
    • Ферганские кипчаки
  • Карлукская (юго-восточная) группа
    •  Узбеки
    •  Уйгуры

           Илийские уйгуры

    • Эйну (абдалы)
    • Лобнорцы
    • Хотоны
    •   Халаджи
  • Кыпчакская (северо-западная) группа
    • Кыпчакско-булгарские (поволжско-кыпчакские) народы
      •  Башкиры

        Тептяри-башкиры

      •  Татары
        • Казанские татары
        • Касимовские татары
        • Мишари
        • Тептяри-татары
      • Кряшены
      • Нагайбаки
    • Кыпчакско-половецкие (половецкие) народы
      •  Крымские татары (крымцы) средние
      •  Кумыки
      •  Балкарцы
      •  Карачаевцы
      •  Караимы
      •  Крымчаки
      • Урумы (частично)
    • Кыпчакско-ногайские (ногайские) народы
      •  Ногайцы
      •  Казахи
      •  Каракалпаки

        Карагаши

      • Астраханские татары
      • Польско-литовские татары
      • Сибирские татары
      • Юртовские татары
      •  Узбеки (частично)
      •  Крымские татары (крымцы) северные
  • Огузская (юго-западная) группа
    •  Гагаузы
    •  Балканские тюрки
    •  Азербайджанцы
      •  Кашкайцы
      •  Афшары
      • Айналлу
      • Сонкорские тюрки
      •  Карапапахи
    •  Турки
      •  Турки-киприоты
      •  Турки-месхетинцы
      •  Урумы (частично)
      •  Крымские татары (крымцы) южные
    •  Иракские тюрки (туркоманы)
    •  Сирийские турки
    •  Туркмены
      •  Трухмены
      •  Хорасанские тюрки (каджары, теймурташи, гудари и др.)
    •   Хамзе (?)
    •  Салары
    • Юрюки
    • Караманлиды
    •  Узбеки (частично: жители Хорезмской области и пограничных с Туркменистаном районов Бухарской области)
  • Саянская (тобаская) группа
    • Степная подгруппа
      •  Тувинцы
      • Мончаки
      • Цэнгэльцы
    • Таежная подгруппа
      •  Тофалары
      •  Дува (тоджинцы)
      • Сойоты
      • Урянхайцы
      • Цатаны (цаатаны)
  • Уйгурская (кыргызская) группа
    •  Жёлтые уйгуры (сарыг-уйгуры, хара-йогуры)
    • Фуюйские кыргызы
    •  Хакасы
      • Качинцы
      • Койбалы
      • Кызыльцы
      • Сагайцы
      • Бельтыры
    • Чулымцы (частично)
    •  Шорцы (частично)
  • Якутская группа
    •   Якуты (саха)

      Ессейские якуты

    •  Долганы

Проблемы, связанные с классификацией

Основная проблема в том, что между тюркскими народами различных ветвей нередко наблюдалась языковая конвергенция в процессе их сосуществования на соседних территориях. Из этого вытекает другая проблема — разграничение исконных и контактных изоглосс.

Современные независимые тюркские государства

  • Азербайджан — свыше 90 % населения
  • Казахстан — 73 % населения (2010)
  • Киргизия — свыше 85 % населения (2009)
  • Туркмения — около 85 % населения
  • Турция
  • Узбекистан

Современные тюркские национальные автономии

КНР

Синьцзян-Уйгурский автономный район — около 64 % населения

Россия
  • Республика Башкортостан57 % населения (башкиры, татары, чуваши)
  • Кабардино-Балкарская Республика — 14,8 % населения(балкарцы,турки,татары)
  • Карачаево-Черкесская Республика — 44,3 % населения (карачаевцы и ногайцы)
  • Республика Алтай — 40 % населения
  • Республика Саха (Якутия) — 47 % населения
  • Республика Татарстан — 56 % населения (татары, башкиры, чуваши)
  • Республика Тыва (Тува) — 77 % населения
  • Республика Хакасия — 12 % населения
  • Республика Чувашия — 70 % населения (чуваши и татары)
Молдавия

Гагаузия — около 82 % населения

Узбекистан

Республика Каракалпакстан — свыше 94,9 % населения

Примечания

  1. Большая советская энциклопедия. — Государственное научное издательство, 1954. — С. 513. — ISBN 5846500323, 9785846500327.
    Оригинальный текст (рус.)

    ОГУЗЫ (гузы, узы) — союз племён, существовавший в Приаралье в VI—XI веках на основе смешения некоторых тюркских и древнемонгольских племён с частью сакско-массагетских; победившей оказалась при этом тюркская речь.

  2. ФАЗЛЛАЛЛАХ РАШИД АД-ДИН. . Баку (1987).
  3. АБУ-Л-ГАЗИ. . Изд. АН СССР (1958).
  4. ↑  (англ.). Encyclopedia Britannica. Дата обращения: 3 ноября 2019.
  5. Р. М. Шукюрова. . Баку (1987). — «Огузы, которые с XI века носят название туркмен, являются предками тюркских народов, живущих ныне в Азербайджане, Туркмении, Иране, Турции и Ираке.».
  6. Абу-л-Фазл Бейхаки. . Ташкент: Изд-во АН УзССР (1962).
  7. Махмут ал-Кашгари. . М.: Восточная литература (2010).
  8. Фазлуллах Рашид ад-Дин. . М.-Л. АН СССР (1952).
  9. ШАРАФ АЛ-ЗАМАН ТАХИР МАРВАЗИ. . АН КазССР (1959). — «К числу их могущественных племен относятся гузы…Когда они стали соседями мусульманских стран, часть из них приняла ислам. Они стали называться туркменами…Туркмены распространились по мусульманским странам, они проявили себя наилучшим образом, так что завладели большей их частью и стали царями и султанами.».
  10. В. В. Бартольд. . Электронная библиотека МСА. Издательство восточной литературы (1962).
  11. В. В. Бартольд. .
  12. С.П.Толстов. . Журнал «Советская этнография». Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН (1950, № 4).
  13. С.П.Толстов. . Google Books. М. Издательство восточной литературы (1962).
  14.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 мая 2011.
  15. История Казахстана, Алматы, 1996, т.1, стр.320
  16. Р. М. Шукюрова. . Баку (1987). — «Огузы, которые с XI века носят название туркмен, являются предками тюркских народов, живущих ныне в Азербайджане, Туркмении, Иране, Турции и Ираке. Из их среды вышли также представители династии Сельджукидов и Османов.».
  17. В. Бартольд. (1968). — «Туркмены жили в это время в том же состоянии политической анархии, как на всем протяжении своей истории; характерно, что народ, из среды которого вышли основатели самых могущественных турецких империй, сельджукской и османской, никогда не имел собственной государственности.».
  18. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т.1. М.-Л., Издательство АН СССР, С.76, 87.
  19. «Some Ottoman genealogies claim, perhaps fancifully, descent from Kayı.», Carter Vaughn Findley, The Turks in World History, pp. 50, 2005, Oxford University Press
  20. Говорят на южнобережном диалекте крымско-татарского языка.

Этимология[править | править код]

Этимология этнонима «огузы» весьма спорна.

Некоторые исследователи выводят «огузы» от «ок» — что означает «стрела» (а также «племя») и «уз» — суффикса множественности. То есть — «стрелы, множество стрел». Это название чуть поменялось от «аҕа уус» — дословный перевод «племя отца», как оглы — «аҕа уола», сын отца.

Другие образуют слово от «ак» — «белый» в значении благородный и «уз» — древнее понятие, возможно, в переводе значившее «человек» или «люди» и часто дублировавшее понятие «ир» или «эр», то есть «человек», «мужчина», употреблявшееся у различных тюркских племён самостоятельно либо в сочетании с другими словами, в качестве самоназвания.

Известные средневековые учёные-историки Абу-ль-Фадль Байхаки, Махмуд аль-Кашгари и Фазлулаллах Рашид ад-Дин называли огузов также и туркменами, используя этноним туркмен как синоним этнониму огуз, а известный средневековый автор Шараф аз-Заман Тахир аль-Марвази называл туркменами огузов, принявших ислам. Согласно российскому и советскому ученому-востоковеду, академику В. Бартольду, название «туркмен является более поздним наименованием огузов:

Обезболивающая терапия с применением наркотических средств и психотропных веществ

При необходимости назначения лекарственного препарата с пациентом или его законным представителем проводится инструктаж о порядке применения, учета и использования препаратов

Обезболивающая терапия на территории Койгородского района проводится:

  • в дневное и вечернее время в часы работы поликлиники ЦРБ, ВА, ФАП- участковой службой, фельдшерами ФАП, бригадами неотложной медицинской помощи (с 900 до 1700);
  • в ночное время, в выходные и праздничные дни- бригадами скорой медицинской помощи, ургентной службой ФАП и ВА;

Рецепты на получение обезболивающих препаратов выписываются в соответствии с нормативными документами Минздрава РФ.

Консультации по обезболивающей терапии можно получить:

  • в дневное время у лечащего врача, зав. отделениями, заместителя главного врача в часы работы поликлиники: приемная главного врача 8-(82132)-9-14-38 терапевтическое отделение 8-(82132)-9-12-86 врач- участковый терапевт 8-(82132)-9-12-86
  • в дневное и ночное время — у старшего фельдшера отделения скорой медицинской помощи, лечащих и дежурных врачей стационара дежурный врач 8-(82132)-9-18-20), а также на сайте ГУЗ РК «Койгородская ЦРБ» koicrb@mail.ru

Телефон «ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ» по вопросам обезболивающей терапии в Министерстве здравоохранения Республики Коми 8-(8212)-21-52-23 (круглосуточно)

Телефон «ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ» Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по соблюдению прав граждан в сфере охраны здоровья 8-(800)-500-18-35 (звонок по Республике Коми бесплатный)

Телефон «ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ» по вопросам назначения, выписки и предоставления обезболивающих препаратов: ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми»:

8-(800)-7000-343 (звонок по Республике Коми бесплатный)

пн- пт с 9:00 до 19:00

сб с 10:00 до 17:00 -вс выходной

8-(8212)-29-39-79

пн-пт с 9:00 до 19:00

Происхождение[править | править код]

С. П. Толстов отождествляет древнее массагетское племя «аугас» с этнонимом «огуз», а в этногенезе огузов, помимо аугасо-массагетских, отмечает участие гунно-эфталитских, тохаро-асских и финно-угорских племен.

Согласно М. И. Артамонову термин «огуз» первоначально был нарицательным обозначением племени и с числительным детерминативом применялся для наименования союзов племён, таких, например, как уйгуры — токуз-огуз — девять племён, карлуки — уч-огуз — три племени. Впоследствии термин потерял своё первоначальное значение и стал этническим наименованием племён, образовавшихся в приаральских степях в результате смешения тюркютов с местными угорскими и сарматскими племенами.

Культура и мировоззрение[]

Тывинский шаман

Религия древних тюрок основывалась на культе Неба—Тенгри, среди современных её обозначений выделяется условное название—тенгрианство. У тюрок не было представления об облике Тенгри, так как его считали неведомым, великим по размеру и характеру[источникнеуказан21 день]. Согласно древним воззрениям мир разделён на 3 слоя:

  • верхний (небо, мир Тенгри и Умай), изображался внешним крупным кругом;
  • средний (земли и воды), изображался срединным квадратом;
  • нижний (загробный мир), изображался внутренним малым кругом.

Отношения между мирами запутаны[источникнеуказан21 день]. Считалось, что первоначально Небо и Земля были слиты, образуяхаос. Потом они разделились: сверху проявилось ясно-чистое Небо, внизу же оказалась бурая земля. Человек же— их сын, держащий небосвод, упираясь в него разумом, а стоящий на земле (отсюда татарское выражение— «башы күккә тигән»— «головою коснулся небес»)[источникнеуказан21 день]. Иные, вероятно более поздние легенды, существующие в фольклоре (первая, предыдущая версия, упоминалась на надгробиях каганаКюль-тегина (умер в 732 году) иБильге-кагана (734)), большая часть которых повествует об утке (утках). Похакасской версии

сначала был лишь океан, лишь две утки. Одна, в будущем Тенгри, вечно была задумчива, медленно качалась на водной глади. Вторая же, Ирлик-хан, постоянно ныряла, бороздя просторы моря. Однажды Ирлик сообщил Тенгри, что на дне есть некий песок. Тэнгри велел достать ему его. Утка нырнула и принесла в клюве своём песку. Тогда Тенгри начал его расширять колотушкой и создал землю. Но узнал он, что завистливый Ирлик, мечтавший о господстве, в зобу своём упрятал немного песку, а потом изверг его, и оттого образовались неровности земные: горы и холмы. Обиделся Тенгри, взмыл в поднебесье, Ирлик же спрятался под землёю от стыда.

Эрлик — бог загробного мира. Тюрки видели его пустым, холодным. Эрлика представляли треглазым быкоголовым существом. Один его глаз видел прошлое, второй— настоящее, третий— будущее. В его дворце томились души. Он посылал беды, ненастья, тьму и вестников смерти.

Жена Тенгри— богиня женских ремёсел, матерей и рожениц—Умай. В тюркских языках и по сей день сохранились слова с корнем «умай». Многие из них значат «пуповина», «женские половые органы».

Покровителем земли называли божество Ыдук-Йер-Суб (Великая Земля-вода). У тюрок был культ земли-воды, государства. Их считали священными.

Существовал и культ волка: многие тюркские народы и сейчас сохранили легенды о том, что ведут происхождение от волка. Культ частично сохранялся даже у тех народов, которые приняли иную веру.. Изображения волка существовали на символике многих тюркских государств.

Например, у башкир в мифических преданиях, легендах и сказках, а также в поверьях, обычаях, обрядах и народных праздниках волк выступает кактотемический предок-прародитель, покровитель и защитник.

Развит был также культ предков. Существовало многобожие с обожествлением сил природы, что сохранилось вфольклоре всех тюркских народов.

Примечания

  1. Большая советская энциклопедия. — Государственное научное издательство, 1954. — С. 513. — ISBN 5846500323, 9785846500327.
    Оригинальный текст (рус.)

    ОГУЗЫ (гузы, узы) — союз племён, существовавший в Приаралье в VI—XI веках на основе смешения некоторых тюркских и древнемонгольских племён с частью сакско-массагетских; победившей оказалась при этом тюркская речь.

  2. ФАЗЛЛАЛЛАХ РАШИД АД-ДИН. . Баку (1987).
  3. АБУ-Л-ГАЗИ. . Изд. АН СССР (1958).
  4. ↑  (англ.). Encyclopedia Britannica. Дата обращения: 3 ноября 2019.
  5. Р. М. Шукюрова. . Баку (1987). — «Огузы, которые с XI века носят название туркмен, являются предками тюркских народов, живущих ныне в Азербайджане, Туркмении, Иране, Турции и Ираке.».
  6. Абу-л-Фазл Бейхаки. . Ташкент: Изд-во АН УзССР (1962).
  7. Махмут ал-Кашгари. . М.: Восточная литература (2010).
  8. Фазлуллах Рашид ад-Дин. . М.-Л. АН СССР (1952).
  9. ШАРАФ АЛ-ЗАМАН ТАХИР МАРВАЗИ. . АН КазССР (1959). — «К числу их могущественных племен относятся гузы…Когда они стали соседями мусульманских стран, часть из них приняла ислам. Они стали называться туркменами…Туркмены распространились по мусульманским странам, они проявили себя наилучшим образом, так что завладели большей их частью и стали царями и султанами.».
  10. В. В. Бартольд. . Электронная библиотека МСА. Издательство восточной литературы (1962).
  11. В. В. Бартольд. .
  12. С.П.Толстов. . Журнал «Советская этнография». Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН (1950, № 4).
  13. С.П.Толстов. . Google Books. М. Издательство восточной литературы (1962).
  14.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 мая 2011.
  15. История Казахстана, Алматы, 1996, т.1, стр.320
  16. Р. М. Шукюрова. . Баку (1987). — «Огузы, которые с XI века носят название туркмен, являются предками тюркских народов, живущих ныне в Азербайджане, Туркмении, Иране, Турции и Ираке. Из их среды вышли также представители династии Сельджукидов и Османов.».
  17. В. Бартольд. (1968). — «Туркмены жили в это время в том же состоянии политической анархии, как на всем протяжении своей истории; характерно, что народ, из среды которого вышли основатели самых могущественных турецких империй, сельджукской и османской, никогда не имел собственной государственности.».
  18. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т.1. М.-Л., Издательство АН СССР, С.76, 87.
  19. «Some Ottoman genealogies claim, perhaps fancifully, descent from Kayı.», Carter Vaughn Findley, The Turks in World History, pp. 50, 2005, Oxford University Press
  20. Говорят на южнобережном диалекте крымско-татарского языка.

Происхождение

С. П. Толстов отождествляет древнее массагетское племя «аугас» с этнонимом «огуз», а в этногенезе огузов, помимо аугасо-массагетских, отмечает участие гунно-эфталитских, тохаро-асских и финно-угорских племен.

Согласно М. И. Артамонову термин «огуз» первоначально был нарицательным обозначением племени и с числительным детерминативом применялся для наименования союзов племён, таких, например, как уйгуры — токуз-огуз — девять племён, карлуки — уч-огуз — три племени. Впоследствии термин потерял своё первоначальное значение и стал этническим наименованием племён, образовавшихся в приаральских степях в результате смешения тюркютов с местными угорскими и сарматскими племенами.

Происхождение[править | править код]

С. П. Толстов отождествляет древнее массагетское племя «аугас» с этнонимом «огуз», а в этногенезе огузов, помимо аугасо-массагетских, отмечает участие гунно-эфталитских, тохаро-асских и финно-угорских племен.

Согласно М. И. Артамонову термин «огуз» первоначально был нарицательным обозначением племени и с числительным детерминативом применялся для наименования союзов племён, таких, например, как уйгуры — токуз-огуз — девять племён, карлуки — уч-огуз — три племени. Впоследствии термин потерял своё первоначальное значение и стал этническим наименованием племён, образовавшихся в приаральских степях в результате смешения тюркютов с местными угорскими и сарматскими племенами.

Туркменские племена

В XVI веке они частично переселяются с плато Усть-Юрт и полуострова Мангышлак в земледельческие оазисы в Хорезме и долине реки Мургаб. Считается, что это перемещение связано с высыханием степей и конкуренцией со стороны калмыцких и казахских племен. В XVII–XVIII веках туркмены кочуют на территориях Персии и Хивинского ханства, активно вмешиваясь в политику последнего. Во второй половине XIX века ханство попадает под протекторат Российской империи.

Хивинское ханство / wikipedia.org

Пути разошлись

В настоящее время значительные общины туркменов проживают на территории различных государств региона и зачастую довольно сильно отличаются друг от друга. В Туркменистане они прошли советизацию, получили отдельную республику в составе Союза, а впоследствии и независимое государство, что привело к росту самосознания и самоидентификации. Туркменская община в Афганистане, напротив, сильно увеличилась именно за счет переселенцев с территории СССР, которые пытались избежать советизации и коллективизации. В Иране они проживают на границе с Туркменистаном и являются одними из ярких представителей кочевых народов. В Турции представители этих племен поделены на два лагеря — суннитов и алавитов. Общины туркменов проживают на территории Сирии, Ливана и Ирака: там им удалось сохранить кочевой уклад, во многом схожий с образом жизни их предков, пришедших в эти земли столетия назад.

Район Аккела, провинция Голестан / mehrnews.com

Этнический состав [ править ]

Огузы участвовали в этногенезе современных тюркоязычных народов: туркмен, крымских татар (Южный берег Крыма), башкир-юрматов, хорезмийских узбеков, анатолийских турок, турок месхетинцев, турок-киприотов, урумов, гагаузов, саларов и азербайджанцев. Проникновение огузов (сельджуков) в Восточное Закавказье и Северо-Западный Иран с ХI—ХIII веков привело к исчезновению местного населения либо тюркизации значительной его части, что положило начало появлению азербайджанской народности .

Входившие в состав племенного объединения «чёрных клобуков» и пришедшие в русские степи, некоторые торки, печенеги и берендеи впоследствии приняли христианство, стали «служилыми людьми» и растворившись в многочисленном коренном населении — славянских племенах полянах, участвовали в генезисе запорожских казаков.

Огузы в Х—XIII веках[править | править код]

В первой половине X века огузы проживали в степях Сырдарьи и в городах Караджук (ныне с. Карачик г. Туркестан), Фараб и Сайрам. Согласно географам Истахри, Ибн-Хавкалу и источнику «Худуд-ал-алем», огузская территория распространялась от Каспийского моря на западе и города Ургенч на юге до Бухары в Мавераннахре и города Сабран на востоке.
Огузские племена, как один из компонентов, участвовали в формировании казахов, татар, башкир, туркмен и др.» . Огузы насчитывали 22 племени, в том числе джувулдар, баят, язгыр и др. Известно, что один из районов Южно-Казахстанской области именуется Шаульдер, что свидетельствует о проживании там в прошлом огузов (чавульдер-чаудуры- джувулдар).

Среди казахских и туркменских родов есть много идентичных: тазлар, шихлар, тана керей (герей), сары, тохтамыс (тохтамыш). В этногенезе этих народов участвовали также племена карлуков и кипчаков. На историческую арену огузы вышли как восточные вассалы Хазарского каганата.[источник не указан 713 дней] Первым их «историческим деянием» стало вытеснение печенегов из Западного Казахстана в Донские степи в конце VIII века. Эта часть огузов стала известной на Руси под названием торки. Торки часто враждовали с племенным союзом буртасов. В XI веке их потревожили половцы и заставили мигрировать вслед за печенегами, которые были также одним из огузских племён. В «Повести временных лет» описано, что объединённые силы русских князей в 1060 году нанесли торкам сокрушительный удар. Судьба этих огузов оказалось недолговечной, поскольку им пришлось частично слиться с печенегами, впоследствии исчезнувшими, частично перейти под власть русских и быть ассимилированными.

Огузы постепенно завоевывали Иран, Византию и почти весь арабский мир, создав такие известные правящие династии как сельджукскую и османскую. Огузы нанимаются на военную службу к местным правителям Саманидам и Караханидам, однако, воспользовавшись ослаблением этих государств, поднимают мятежи и образовывают государство Сельджуков (с центром в Туркменистане). Сельджукиды, захватив практически весь Ближний Восток, оказываются самыми жизнеспособными.

По сообщению Ипатьевской летописи, в состав проживавших в Поросье чёрных клобуков входили торки, печенеги, берендеи и ковуи. Также по одному разу летопись упоминает турпеев (1150 г.) и каепичей (1160 г.).
Кочевники, именуемые летописью «своими погаными», были не очень надёжными подданными. Они стремились сохранить свою независимость и постоянно навязывали Руси федеративную форму взаимоотношений. Русские князья категорически возражали и требовали безусловной вассальной покорности. На этой почве между сторонами нередко возникали конфликты. Об одном из них летопись сообщает под 1121 годом: «В лѣто 6629. Прогна Володимеръ Береньдичи из Руси, а Торци и Печенѣзи сами бѣжаша».

Этимология

Этимология этнонима «огузы» весьма спорна.

Некоторые исследователи выводят «огузы» от «ок» — что означает «стрела» (а также «племя») и «уз» — суффикса множественности. То есть — «стрелы, множество стрел». Это название чуть поменялось от «аҕа уус» — дословный перевод «племя отца», как оглы — «аҕа уола», сын отца.

Другие образуют слово от «ак» — «белый» в значении благородный и «уз» — древнее понятие, возможно, в переводе значившее «человек» или «люди» и часто дублировавшее понятие «ир» или «эр», то есть «человек», «мужчина», употреблявшееся у различных тюркских племён самостоятельно либо в сочетании с другими словами, в качестве самоназвания.

Известные средневековые учёные-историки Абу-ль-Фадль Байхаки, Махмуд аль-Кашгари и Фазлулаллах Рашид ад-Дин называли огузов также и туркменами, используя этноним туркмен как синоним этнониму огуз, а известный средневековый автор Шараф аз-Заман Тахир аль-Марвази называл туркменами огузов, принявших ислам. Согласно российскому и советскому ученому-востоковеду, академику В. Бартольду, название «туркмен является более поздним наименованием огузов:

Чикагский университет вернул Ирану 300 «кредитных карточек» эпохи Ахеменидов

ОгузыОгузы (гузы), одни из предков гагаузов, турок, гаджалов, тюркоязычные племена, первоначально объединившиеся в конфедерацию во главе с хаганом, или ханом.В VI в. огузы создали империю, простиравшуюся от Китая до Черного моря.В VIII в. тюркоязычные уйгуры заставили их двинуться из Монголии на запад.В IX в. одна из групп огузов перешла Волгу и стала теснить печенегов.В X в. другая их группа осела в Бухаре.В XI в. часть огузов продвинулась на юг, в Персию, часть – на запад, в Средиземноморье, а остальные, пройдя через юг Руси, расселились на Балканах. Западная часть огузов находилась в вассальной зависимости от хазар, последние иногда использовали гузов против печенегов, иногда сами с ними воевали. В 968—969г.

Общие сведения[]

В наше времяглобализация и усиление процесса интеграции с другими народами привели к массовой эмиграции тюрок за пределы их историческогоареала. Современные тюрки проживают на разных континентах — в Евразии, Северной Америке, Австралии.

Антропологически современные тюрки относятся к двум большим расам— монголоидной и европеоидной, однако больше распространеныпереходные формы. Монголоидные черты уменьшаются, а европеоидные усиливаются от востока к западу, наиболее монголоидными являютсяякуты, хакасы,тувинцы, томские татары, алтайцы и др., европеоидными —азербайджанцы,балкарцы, гагаузы,карачаевцы, кумыки, турки и др. Одним из наиболее распространенных антропологических типов тюрок является смешанныйтураноидный тип (монголоидные признаки преобладают над европеоидными в пропорции около 60%-40%), особенно часто встречаемый среди казахов, киргизов, каракалпаков, а также среди населения Алтая и Монголии.

ТУРКИ

ТУРКИ (самоназв.- тюрк ), нация, осн. население Турции. Численность в Турции св. 67 млн. чел. (2000 г. оценка). Живут также в Болгарии (св. 900 тыс. чел.), Югославии (ок. 300 тыс. чел.), Греции (ок. 200 тыс. чел.), на Кипре (ок. 200 тыс. чел.), Румынии, Ираке, России и др. Говорят на турецком языке. По религии основная масса Турок- мусульмане-сунниты. Антропологически большинство Турок относится к средиземноморской расе. Этнически Турки сложились из двух осн. компонентов: тюркских кочевых скотоводческих племён (гл. обр. огузов и туркмен), переселившихся в Малую Азию из Средней Азии и Ирана в 11-13 вв. во время монгольских и сельджукских завоеваний, и местного малоазийского населения. Часть тюркских племён проникла в Малую Азию с Балкан (узы и печенеги). Смешиваясь с местным населением (греками, армянами, грузинами и др.), тюрки ассимилировали часть его, но сами перенимали у него навыки х-озяйства и многие черты культуры. В этногенезе Турок участвовали в разное время также арабские, курдские, южно-славянские, румынские, албанские и др.

Примечания

  1. Большая советская энциклопедия. — Государственное научное издательство, 1954. — С. 513. — ISBN 5846500323, 9785846500327.
    Оригинальный текст (рус.)

    ОГУЗЫ (гузы, узы) — союз племён, существовавший в Приаралье в VI—XI веках на основе смешения некоторых тюркских и древнемонгольских племён с частью сакско-массагетских; победившей оказалась при этом тюркская речь.

  2. ФАЗЛЛАЛЛАХ РАШИД АД-ДИН. . Баку (1987).
  3. АБУ-Л-ГАЗИ. . Изд. АН СССР (1958).
  4. ↑  (англ.). Encyclopedia Britannica. Дата обращения: 3 ноября 2019.
  5. Р. М. Шукюрова. . Баку (1987). — «Огузы, которые с XI века носят название туркмен, являются предками тюркских народов, живущих ныне в Азербайджане, Туркмении, Иране, Турции и Ираке.».
  6. Абу-л-Фазл Бейхаки. . Ташкент: Изд-во АН УзССР (1962).
  7. Махмут ал-Кашгари. . М.: Восточная литература (2010).
  8. Фазлуллах Рашид ад-Дин. . М.-Л. АН СССР (1952).
  9. ШАРАФ АЛ-ЗАМАН ТАХИР МАРВАЗИ. . АН КазССР (1959). — «К числу их могущественных племен относятся гузы…Когда они стали соседями мусульманских стран, часть из них приняла ислам. Они стали называться туркменами…Туркмены распространились по мусульманским странам, они проявили себя наилучшим образом, так что завладели большей их частью и стали царями и султанами.».
  10. В. В. Бартольд. . Электронная библиотека МСА. Издательство восточной литературы (1962).
  11. В. В. Бартольд. .
  12. С.П.Толстов. . Журнал «Советская этнография». Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН (1950, № 4).
  13. С.П.Толстов. . Google Books. М. Издательство восточной литературы (1962).
  14.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 мая 2011.
  15. История Казахстана, Алматы, 1996, т.1, стр.320
  16. Р. М. Шукюрова. . Баку (1987). — «Огузы, которые с XI века носят название туркмен, являются предками тюркских народов, живущих ныне в Азербайджане, Туркмении, Иране, Турции и Ираке. Из их среды вышли также представители династии Сельджукидов и Османов.».
  17. В. Бартольд. (1968). — «Туркмены жили в это время в том же состоянии политической анархии, как на всем протяжении своей истории; характерно, что народ, из среды которого вышли основатели самых могущественных турецких империй, сельджукской и османской, никогда не имел собственной государственности.».
  18. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т.1. М.-Л., Издательство АН СССР, С.76, 87.
  19. «Some Ottoman genealogies claim, perhaps fancifully, descent from Kayı.», Carter Vaughn Findley, The Turks in World History, pp. 50, 2005, Oxford University Press
  20. Говорят на южнобережном диалекте крымско-татарского языка.

Родина в Трансоксиане

Физическая карта Средней Азии от Кавказа на северо-западе до Монголии на северо-востоке.

В 700-х годах турки-огузы создали себе новый дом и владения в районе между Каспийским и Аральским морями, в регионе, который часто называют Трансоксиана , западной частью Туркестана. Они двинулись на запад от гор Алтая, пройдя через сибирские степи, и поселились в этом регионе, а также проникли на юг России и Волгу со своих баз в западном Китае. В XI веке турки-огузы перешли на арабское письмо, заменив древнетюркский алфавит .

В своей аккредитованной трактат 11-го века под названием Diwan Lughat аль-Turk , Караханидский ученый Махмуд Кашгари упоминается пять городов Огуз названные Сабран , Sitkün , Qarnaq , Suğnaq и Qaraçuq (последний из которых также был известен Кашгари , как Фараба, теперь Отрара ; расположен недалеко от Карачукских гор к востоку от него). Участок от Карачукских гор к Каспийскому морю (Трансоксиана) был назван «Огузскими степными землями», откуда турки-огузы установили торговые, религиозные и культурные контакты с правившим на юге арабским халифатом Аббасидов. Примерно в то же время они впервые приняли ислам и отказались от своей системы верований тенгрианства . Арабские историки упоминали, что турками-огузами в их владениях в Трансоксиане правили несколько царей и вождей.

Именно в этой области они позже основали Империю Сельджуков, и именно из этой области они распространились на запад в Западную Азию и Восточную Европу во время тюркских миграций с 9 по 12 век. Основателями Османской империи были также турки-огузы.