Подробный анализ рассказа «один день ивана денисовича»

Оглавление

Краткое содержание рассказа «Один день Ивана Денисовича» подробно

Ровно в пять утра по лагерю раздается сигнал подъема. Зэк Шухов никогда его не пропускал, просыпался заранее, но нынче он приболел. По причине того, что слишком долго вставал с нар, ему угрожают карцером. Но в комендатуре провинившегося заставляют мыть полы в надзирательской, а бригада тем временем остается в бараке.

На завтрак выдают баланду из рыбы и капусты, кашу из кукурузы. Перекусив, Шухов идет в санчасть. Молодой фельдшер, бывший студент-литератор, выдает заключенному Щ-854 термометр. Градусник показывает, что у Шухова поднялась температура. Медик предлагает занедужившему остаться и дождаться прихода доктора, но все же мимоходом советует идти на работу.

Шухов заходит в барак за своей пайкой. Хлеб он разделяет пополам. Одну прячет под фуфайку, вторую – в матрац. Рядом читает Евангелие Алешка, умеющий в случае чего книжку засунуть в щель в стене, и ее пока проверяющие не обнаружили.

Вот бригада выходит на улицу. «Шакал» Фетюков выпрашивает у блатного Цезаря дать курнуть табачку, но тот делится куревом с Шуховым. При проверке личных вещей заключенных на морозе заставляют расстегиваться: проверяют, не ли у кого ножа, хлеба, не прячут ли письма. Вскоре колонна зэков выходит маршем на работы.

Шла зима 1951 года. Шухов и Кильдигс слыли главными бригадными мастерами, поэтому их отправляют утеплять стены машинного зала шлакоблоками на теплоэлектроцентрали.

Юнец по прозвищу Гопчик, которого посадили за помощь бандеровцам, напоминает Шухову его скончавшегося сына. Паренек пытается сохранить силы и работать не перенапрягаясь. Сам Иван Денисович уже почти отбыл свой срок. На перекуре мужчина вспоминает, как ушел из дома 23 июня 1941 года, воевал, попал в плен к немцам, а потом бежал, пробился до своих частей и был обвинен в шпионаже. Вспомнил и тот день, когда его избивали в контрразведке, а потом отправили в лагерь…

Пришло время обеда. Работягам, как обычно, не докладывают порции. Многое достается «шестеркам», а все лучшие продукты присваивает повар. На обед также приготовлена овсянка – любимое сытное блюдо заключенных. Шухову удается перехитрить кашевара и ухватить лишнюю порцию. После обеда по дороге Иван Денисович подбирает кусок ножовки.

Их бригада – как большая семья: все знают свою работу, тяжело трудятся до захода небесного светила. Бригадир полушутя отмечает активность Шухова, и говорит, что такого специалиста им никогда не найти, когда Иван Денисович выйдет на свободу.

К концу дня зэка возвращаются в лагерь. Их обыскивают, проверяя, не утащили ли они чего со стройки. Шухов нащупывает в своем кармане кусок ножовки, который нашел днем и уже об этом забыл. Он решает спрятать находку в рукавицу на свой страх и риск, а позже изготовить сапожный нож, чтобы обменять его на продукты. При проверке ножовку не обнаруживают.

Шухов занимает очередь Цезарю за посылкой. Сам он посылок не ждет: он договорился с женой, что ей и детям продукты и вещи нужнее, а он как-нибудь переживет. За услугу Цезарь отдает Шухову ужин. В письмах жена рассказывает Ивану Денисовичу о том, что происходит в их деревне. Все хозяйство держится на женщинах. Мужики приноровились делать фальшивые ковры и продавать их городским.

Шухов подрабатывает пошивом тапочек и ремонтом ватников. На вырученные средства заключенный Щ-854 покупает табак и прочие необходимые для жизни товары.

Цезарь просит у Шухова изготовленный из ножовки ножик и снова становится должником своего соседа по нарам. Когда начинается проверка, Иван Денисович соображает, что оставленную в бараке посылку Цезаря могут стащить. Тогда он научает Цезаря, как спрятать присланные харчи, а после проверки старается вернуться первым в барак и проследить за их сохранностью. Благодарный Цезарь угощает товарища печеньем, сахаром и колбасой.

Заходит разговор с баптистом Алешей о вере в бога. Алешка утверждает, что нужно молиться даже в тюрьме и радоваться, что здесь есть возможность и время о душе подумать. Шухов в ответ молчит. Он уже и не знает, хочется ему на волю или нет.

Засыпая, Шухов думает, что день сложился очень неплохо. Ведь в карцер его не посадили, бригаду на трудную работу не выгнали, в обед удалось взять лишнюю пайку, бригадир закрыл хорошую процентовку, с куском ножовки не попался, заработал вечером у Цезаря гостинцев и табачком обзавелся. К тому же не заболел.

Характеристика быта заключённых

Чтобы правильно охарактеризовать день, нужно учитывать все детали в том числе обустройство лагеря. Зона разделена на участки, некоторые из них открыты. Узники стараются перемещаться по ним как можно быстрее, бегом. Это участки между зданиями, где люди чувствуют себя в опасности.

Теснота — неестественные условия для русского человека, которому привычнее бескрайние просторы, и в таких обстоятельствах заключённые проводят много лет. Качество каждого прожитого дня определяется по совокупности событий. Тот отрезок жизни, который описан в рассказе, можно назвать счастливым — Шухову удалось подработать, на стройке он весело клал шлакоблоки, вечером тоже всё прошло хорошо.

Финальная часть книги спокойна, автор не высказывает эмоций, воздерживается от пафоса и высокопарных слов. Солженицын на протяжении всего повествования придерживается тональности, взятой в самом начале — сюжет строится вокруг сильного духом человека, не покорившегося обстоятельствам.

Герои рассказа

Шухов
– крестьянин, солдат. Он попал в лагерь по обычной причине. Он честно воевал на фронте, но оказался в плену, из которого бежал. Этого было достаточно для обвинения.

Шухов – носитель народной крестьянской психологии. Его черты характера типичны для русского простого человека. Он добрый, но не лишён лукавства, выносливый и жизнестойкий, способен к любой работе руками, прекрасный мастер. Шухову странно сидеть в чистой комнате и целых 5 минут ничего не делать. Чуковский назвал его родным братом Василия Тёркина.

Солженицын умышленно не сделал героя интеллигентом или несправедливо пострадавшим офицером, коммунистом. Это должен был быть «средний солдат ГУЛАГа, на которого всё сыплется».

Лагерь и советская власть в рассказе описываются глазами Шухова и приобретают черты творца и его творения, но творец этот – враг человека. Человек в лагере противостоит всему. Например, силам природы: 37 градусов Шухова противостоят 27 градусам мороза.

У лагеря своя история, мифология. Иван Денисович вспоминает, как у него отобрали ботинки, выдав валенки (чтобы не было двух пар обуви), как, чтобы мучить людей, велели собирать хлеб в чемоданы (и нужно было помечать свой кусок). Время в этом хронотопе тоже течёт по своим законам, потому что в этом лагере ни у кого не было конца срока. В этом контексте иронично звучит утверждение, что человек в лагере дороже золота, потому что вместо потерянного зэка надзиратель добавит свою голову. Таким образом, количество людей в этом мифологическом мире не уменьшается.

Время тоже не принадлежит заключённым, потому что лагерник живёт для себя только 20 минут в день:10 минут за завтраком, по 5 за обедом и ужином.

В лагере особые законы, по которым человек человеку волк (недаром фамилия начальника режима лейтенанта Волковой). Для этого сурового мира даны свои критерии жизни и справедливости. Им учит Шухова его первый бригадир. Он говорит, что в лагере «закон – тайга», и учит, что погибает тот, кто лижет миски, надеется на санчасть и стучит «куму» (чекисту) на других. Но, если вдуматься, это законы человеческого общежития: нельзя унижаться, притворяться и предавать ближнего.

Всем героям рассказа автор глазами Шухова уделяет равное внимание. И все они ведут себя достойно

Солженицын восхищается баптистом Алёшкой, который не оставляет молитву и так искусно прячет в щель в стене книжечку, в которой переписано пол-Евангелия, что её до сих пор не нашли при обыске. Симпатичны писателю западные украинцы, бандеровцы, которые тоже молятся перед едой. Иван Денисович сочувствует Гопчику, мальчишке, которого посадили за то, что носил бандеровцам в лес молоко.

Бригадир Тюрин описан почти с любовью. Он – «сын ГУЛАГа, сидящий второй срок. Он заботится о своих подопечных, а бригадир – это всё в лагере.

Не теряют достоинства в любых обстоятельствах бывший кинорежиссёр Цезарь Маркович, бывший капитан второго ранга Буйновский, бывший бандеровец Павел.

Солженицын вместе со своим героем осуждает Пантелеева, который остаётся в лагере, чтобы стучать на кого-то, утратившего человеческий облик Фетюкова, который лижет миски и выпрашивает окурки.

Один день Ивана Денисовича — Солженицын Александр Исаевич читать онлайн бесплатно полную версию книги

1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950515253545556Перейти

Александр Солженицын

Один день Ивана Денисовича

Эта редакция является истинной и окончательной.

Никакие прижизненные издания её не отменяют.

А. Солженицын Апрель 1968 г.

В пять часов утра, как всегда, пробило подъем — молотком об рельс у штабного барака. Перерывистый звон слабо прошел сквозь стекла, намерзшие в два пальца, и скоро затих: холодно было, и надзирателю неохота была долго рукой махать.

Звон утих, а за окном все так же, как и среди ночи, когда Шухов вставал к параше, была тьма и тьма, да попадало в окно три желтых фонаря: два — на зоне, один — внутри лагеря.

И барака что-то не шли отпирать, и не слыхать было, чтобы дневальные брали бочку парашную на палки — выносить.

Шухов никогда не просыпал подъема, всегда вставал по нему — до развода было часа полтора времени своего, не казенного, и кто знает лагерную жизнь, всегда может подработать: шить кому-нибудь из старой подкладки чехол на рукавички; богатому бригаднику подать сухие валенки прямо на койку, чтоб ему босиком не топтаться вкруг кучи, не выбирать; или пробежать по каптеркам, где кому надо услужить, подмести или поднести что-нибудь; или идти в столовую собирать миски со столов и сносить их горками в посудомойку — тоже накормят, но там охотников много, отбою нет, а главное — если в миске что осталось, не удержишься, начнешь миски лизать. А Шухову крепко запомнились слова его первого бригадира Кузёмина — старый был лагерный волк, сидел к девятьсот сорок третьему году уже двенадцать лет и своему пополнению, привезенному с фронта, как-то на голой просеке у костра сказал:

— Здесь, ребята, закон — тайга. Но люди и здесь живут. В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму <Кум — по-лагерному — оперуполномоченный, — прим.автора> ходит стучать.

Насчет кума — это, конечно, он загнул. Те-то себя сберегают. Только береженье их — на чужой крови.

Всегда Шухов по подъему вставал, а сегодня не встал. Еще с вечера ему было не по себе, не то знобило, не то ломало. И ночью не угрелся. Сквозь сон чудилось — то вроде совсем заболел, то отходил маленько. Все не хотелось, чтобы утро.

Но утро пришло своим чередом.

Да и где тут угреешься — на окне наледи наметано, и на стенах вдоль стыка с потолком по всему бараку — здоровый барак! — паутинка белая. Иней.

Шухов не вставал. Он лежал на верху вагонки, с головой накрывшись одеялом и бушлатом, а в телогрейку, в один подвернутый рукав, сунув обе ступни вместе. Он не видел, но по звукам все понимал, что делалось в бараке и в их бригадном углу. Вот, тяжело ступая по коридору, дневальные понесли одну из восьмиведерных параш. Считается, инвалид, легкая работа, а ну-ка, поди вынеси, не пролья! Вот в 75-й бригаде хлопнули об пол связку валенок из сушилки. А вот — и в нашей (и наша была сегодня очередь валенки сушить). Бригадир и помбригадир обуваются молча, а вагонка их скрипит. Помбригадир сейчас в хлеборезку пойдет, а бригадир — в штабной барак, к нарядчикам.

Да не просто к нарядчикам, как каждый день ходит, — Шухов вспомнил: сегодня судьба решается — хотят их 104-ю бригаду фугануть со строительства мастерских на новый объект «Соцбытгородок». А Соцбытгородок тот — поле голое, в увалах снежных, и прежде чем что там делать, надо ямы копать, столбы ставить и колючую проволоку от себя самих натягивать — чтоб не убежать. А потом строить.

Там, верное дело, месяц погреться негде будет — ни конурки. И костра не разведешь — чем топить? Вкалывай на совесть — одно спасение.

Бригадир озабочен, уладить идет. Какую-нибудь другую бригаду, нерасторопную, заместо себя туда толкануть. Конечно, с пустыми руками не договоришься. Полкило сала старшему нарядчику понести. А то и килограмм.

Испыток не убыток, не попробовать ли в санчасти косануть, от работы на денек освободиться? Ну прямо все тело разнимает.

Похожие книги


Над пропастью во ржи Джером Д. Сэлинджер

Призвание. О выборе, долге и нейрохирургии Генри Марш

Черчилль. Биография Мартин Гилберт

Просто Рич. Уроки жизни от одного из основателей Amway Рич ДеВос

Почему хорошие люди совершают плохие поступки. Понимание темных сторон нашей души Джеймс Холлис

Записки следователя Бодунов Иван Васильевич, Рысс Евгений Самойлович

Фабрика смерти

Смерть в особом лагере дело обычное. Заключенный может:

  • дойти до полного физического и психического истощения;
  • тяжело заболеть, работая на морозе;
  • попасть в БУР, где за 10 суток заработать туберкулез, а через 15 суток отдать концы;
  • он может быть убит конвоем или другим заключенным, по ошибке или в приступе неконтролируемой ярости.

Однако, лагерь убивает не только тело, но и душу

Еще не закончились времена, когда по политической статье осудить могли любого: по ложному доносу соседа или коллеги; за случайное слово, неосторожно брошенное. Этих обескураженных и потрясенных случившимся людей заталкивали в лагерную мясорубку

Те, кто упирался и надеялся на то, что справедливость будет восстановлена, скоро ломались. Те, кто хотел выжить, «кряхтели и гнулись», принимая правила игры на выживание.

Большинство ожесточались душой, принимая закон «Ты умри сегодня. Я умру завтра». Кто-то вовсе деградировал, опускался и погибал на помойке. Кто-то становился лагерной легендой, как старик, встреченный Шуховым в столовой, сидевший с начала советской власти, потерявший все зубы, но не утративший аристократичность поведения, прослеживающуюся даже в приеме пищи.

Композиция

Строение рассказа продиктовано его содержанием и временными рамками описываемых событий. Сначала А. Солженицын рассказывает о подъёме в пять часов утра. Это и есть экспозиция, которая переносит читателя в лагерный барак и знакомит его с главным героем.

Развитие событий – все передряги, в которые Иван Денисович попадает за день. Сначала его застают лежащим после «подъёма», потом отправляют мыть полы в надзирательской. Разговоры с Алексеем баптистом и сговор с заключённым, получившим богатую посылку, тоже относятся к развитию событий.

Кульминаций в произведении минимум две – эпизод, когда надзиратель ведёт Шухова отбывать наказание и сцена, где Цезарь прячет еду от надзирателей. Развязка – отбой: Шухов засыпает, понимая, что прожил день счастливо.

Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича»

Статьи

Среднее общее образование

Литература

Рассказ «Один день Ивана Денисовича» стал литературным дебютом писателя Александра Солженицына. А также вызвал крайне неоднозначную реакцию у читателей: от похвалы до критики. Сегодня мы вспомним историю создания этого произведения и анализируем её ключевые особенности.

15 июня 2018

Во время пребывания в исправительно-трудовом лагере, в котором Солженицын отбывал срок наказания по статье 58 УК РСФСР, у него зародилась идея рассказа, описывающего неимоверно трудную жизнь заключенного. В этом рассказе один лагерный день, а в нем вся жизнь в нечеловеческих условиях одного среднего, ничем не примечательного человека. Тяжелый физический труд помимо физического истощения вызывал истощение духовное, убивал всю внутреннюю жизнь человеческой личности. У заключенных оставался лишь инстинкт выживания. Солженицын хотел ответить на вопрос, что позволяет человеку остаться человеком в условиях насилия над телом и духом его. Этот замысел автору не давал покоя, но возможности писать в лагере, естественно, не было. Только лишь после реабилитации, в 1959 году, Солженицын написал этот рассказ.

Русский язык и литература. Литература. Углубленный уровень. 11 класс. Учебник. Часть 2

Купить

С публикацией рассказа Солженицыну помог его приятель и бывший сокамерник по спецтюрьме МВД «НИИ Связи» литературовед Л. З. Копелев. Благодаря своим связям, Копелев передает рукопись рассказа тогдашнему главному редактору литературного журнала «Новый мир» Александру Твардовскому. «Ничего подобного давно не читал. Хороший, чистый, большой талант. Ни капли фальши…» — таким было первое впечатление Твардовского об авторе. Вскоре, журнал добивается разрешения на публикацию рассказа «Один день…». Предвосхищая успех рассказа, А. А. Ахматова спросила Солженицына: «Знаете ли вы, что через месяц вы будете самым знаменитым человеком на земном шаре?» И он ответил: «Знаю. Но это будет недолго». Когда в конце 1962 года произведение было опубликовано, вся читающая публика была ошеломлена рассказом-откровением о бесчеловечности советской системы.
Читатель смотрит на мир лагерной жизни глазами простого мужика, крестьянина Ивана Денисовича Шухова. Семьянин — жена, две дочери, до войны он жил в небольшой деревеньке Темгенёво, где и работал в местном колхозе. Любопытно, что на протяжении повествования у Шухова не возникает воспоминаний о своем прошлом — последние оказались просто-напросто вытравлены в нём тюремным режимом. Попадает Шухов и на войну: боевое ранение, потом госпиталь, из которого он сбегает на фронт раньше положенного, снова война, окружение, немецкий плен, побег. Но вернувшегося из плена Шухова арестовывают как подельника нацистов. Соответственно, ему грозит срок за пособничество оккупантам. Так Шухов и оказывается в лагере.
В рассказе изображена целая вереница характеров заключенных, которая представляет собой срез современного Солженицыну общественного строя: военные, рабочие, люди искусства, представители религии. Все эти персонажи пользуются авторской симпатией, в отличие от тюремных надзирателей и персонала, которых автор не стесняется называть «придурками» и «лакеями». Солженицын подчеркивает нравственный аспект характеров заключенных, раскрывается это в сценах споров, столкновений героев и показывает сложные взаимоотношения узников. Ещё одной особенностью является то, что персонажи наделены своими неповторимыми портретными чертами, которые раскрывают внутреннюю сторону человека. Солженицын не даёт подробного, развёрнутого портрета Ивана Денисовича, но по его высказыванию существенными чертами характера героя являются отзывчивость и способность к состраданию.

Неизвестный Солженицын. Гений первого плевка…

Купить

Шухов даже в самых драматических ситуациях продолжает быть человеком с душой и сердцем, верит, что когда-нибудь справедливость вновь восторжествует. Автор много рассуждает о народе и его инстинкте нравственного сохранения в деморализующих условиях лагеря. Солженицын словно говорит: есть в каждом из нас то нетленное, что никакое зло до конца не истребит. В самых тяжких и ужасающих условиях жизни людям удаётся сохранить своё человеческое достоинство, доброту к людям, терпимость и внутреннюю свободу. Один день из лагерной жизни, описанный автором во всех мельчайших подробностях, становится днем из жизни всей страны, символизирует собой исторический этап — время тотального государственного насилия, и бросает ему смелый вызов.

Композиционные приёмы

На примере одного дня Солженицын показал несколько лет жизни человека. Особенность в том, что автор подробно рассказывает о любом, даже самом незначительном действии. Крупным планом показано всё, что делает заключённый Шухов. Элементы, по которым можно оценить степень детализации:

  • то, как герой одевается утром;
  • найденный кусок ножовки;
  • скелет от рыбёшки;
  • рыбьи глаза в супе.

В тексте есть множество подобных примеров. Жизнь героя показана крупным планом. Кроме того, объединяются 2 временных отрезка: день и срок. Автор показывает, что весь период заключения однообразен, каждый временной отрезок похож на другой. Понятие «срок» приобретает второе значение. Это не только период длиной в несколько лет, но и внутренний распорядок, которому, кажется, подчиняется человеческий организм. Похожий композиционный принцип используется в рассказе «Молодняк».

Сочинение на тему Шухов Иван Денисович

Основным персонажем произведения является Шухов Иван Денисович, представленный писателем в образе жертвы сталинских репрессий.

Герой описывается в рассказе в качестве простого русского солдата, имеющего крестьянское происхождение, отличающегося беззубым ртом, плешью на бритой голове и бородатым лицом.

За нахождение в фашистском плену во время войны Шухов отправлен в особый каторжный лагерь на десятилетний срок под номером Щ-854, восемь лет из которого он в настоящий момент уже отбыл, оставив дома в деревне свою семью в составе жены и двух дочерей.

Характерными чертами Шухова являются его чувство собственного достоинства, позволившее Ивану Денисовичу сохранить человеческий облик и не стать шакалом, несмотря на сложный период его жизни. Он осознает, что не в силах изменить сложившуюся несправедливую ситуацию и установленный в лагере жестокий порядок, но поскольку отличается жизнелюбием, смиряется со своим непростым положением, при этом отказываясь пресмыкаться и вставать на колени, хотя и не надеется обрести долгожданную свободу.

Иван Денисович представляется гордым, не наглым человеком, способным на проявление доброты и великодушия по отношению к тем осужденным, которые сломались от пребывания в тюремных условиях, уважая их и жалея, при этом умеющим проявить некую хитрость, не причиняющую другим вреда.

Будучи честным и совестливым человеком, Иван Денисович не может позволить себе отлынивать от работы, как это принято в тюремных лагерях, симулируя болезнь, поэтому даже серьезно заболев, ощущает свою вину, вынужденный обратиться в санитарную часть.

В период нахождения в лагере Шухов проявляет себя достаточно трудолюбивым, добросовестным человеком, мастером на любые руки, не чурающимся любой работы, участвуя в строительстве тепловой электростанции, в пошиве тапочек и кладке камня, став хорошим профессиональным каменщиком и печником. Иван Денисович старается любыми возможными способами подработать для получения дополнительной пайки или сигарет, получая от работы не только приработок, но и истинное удовольствие, бережно и хозяйственно относясь к порученной тюремной работе.

По окончании десятилетнего срока Ивана Денисовича Шухова освобождают из лагеря, позволив вернуться в родные места к семье.

Описывая образ Шухова в рассказе, писатель раскрывает нравственную и духовную проблему человеческих отношений.

Тематика произведения

Жанр текста — рассказ, хотя изначально Солженицын задумал повесть. Автор описывает, как живётся в лагере для заключённых обычному русскому человеку. Но тематика «Одного дня…» шире, чем описание быта и повседневных подробностей. В тексте показано, как главный герой видит и воспринимает деревенскую жизнь. Поводом к написанию стало то, что сам Александр Исааакиевич провёл несколько лет в лагерях. Мысль о создании произведения пришла зимой. Точная дата написания не установлена, но известно, что работа над всеми главами окончена в 1959 году.

На страницах книги герои спорят, ведут беседы, рассказывают о событиях из своей жизни, делятся воспоминаниями. Так, бригадир Тюрин повествует о плачевных последствиях, наступивших после принудительной коллективизации. Товарищи Ивана Денисовича по лагерю говорят о значении театральных постановок и фильмов для культуры. Интеллигенция обсуждает ленту «Иван Грозный» и пьесу Ю. Завадского.

При вдумчивом прочтении из текста можно много узнать о советском быте и судьбе выдающихся людей России. На примере частных случаев писатель показывает социальные проблемы, волновавшие общество в то время.

Судьба творческих людей в эпоху тоталитарного строя была нелёгкой. Художникам, оказавшимся в лагере, приходилось творить не по велению души, а по указке свыше, причём работа не оплачивалась. Деградация и упадок прослеживались во всех направлениях искусства. В тексте есть эпизод, когда Иван думает о крашеных коврах, которые «малюют деревенские кустари».

Жанр

А. И. Солженицын по настоятельству редакции определил произведение как повесть. На самом деле – это рассказ

В нем можно заметить такие признаки малого литературного жанра: небольшой объем, внимание автора сконцентрировано на сюжетной линии Шухова, система образов не очень разветвленная. Направление произведения – реализм, так как автор правдиво описывает человеческую жизнь

Предыдущая

Сочинения«Доктор Живаго» анализ произведения Пастернака – проблемы, история создания, жанровое своеобразие, смысл названия романа

Следующая

Сочинения«Дама с собачкой» анализ произведения Чехова – проблематика, тема, проблемы, основная мысль рассказа

Краткий анализ

Год написания
— 1959.

История создания
— Произведение А. И. Солженицын задумал зимой 1950-1951 гг., когда пребывал в лагере в северном Казахстане. Замысел был реализован только спустя 9 лет в 1959 г. в Рязани.

Тема
— В произведении развивается тема лагерной жизни политических заключенных, жертв сталинского режима.

Композиция
— А. И. Солженицын описал один день из жизни заключенного, поэтому основой для композиции стали временные рамки от утра до вечера, вернее, от подъема до отбоя. Анализируемое произведение — сплетение рассказов, раздумий, в которых важную роль играют детали.

Жанр
— Рассказ, хотя перед публикацией редактор порекомендовал А. Солженицыну назвать свое произведение повестью, и автор прислушался к совету.

Направление
— Реализм.