Оглавление
Двусторонняя икона
Школа Феофана Грека
1390-е годы
- Выставка 1960: 1392 г.
- Алпатов 1974: Конец XIV в.
- Лазарев 2000/1: 1390-е годы
- Иконопись ГТГ 2019: 1390-е годы
86 × 67 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, РоссияИнв. 14244
<?xml version=»1.0″ encoding=»UTF-8″?>
Оборот иконы — Богоматерь Донская (там же см. дополнительные сведения).
По сторонам «славы» стоят два святителя, обращенные к Христу, с полураскрытыми Евангелиями в руках. Слева — Иаков, брат Господень, епископ Иерусалимский, справа — Иерофей Афинский, ученик апостола Павла.
По сторонам ложа Богоматери двумя группами располагаются скорбящие апостолы. Слева, впереди группы апостолов, стоит Петр (голубой хитон, желтый гиматий). За фигурой Петра — апостол Иаков Алфеев (?) в темно-вишневом плаще. В просвете между фигурами едва видна голова молодого апостола (Фома ?). За ложем — голова Иоанна Богослова. За ним, левее, — апостолы Варфоломей в красном и Матфей в зеленом гиматии.
Справа у ложа стоит апостол Павел (пурпурно-лиловый гиматий и синий хитон). За ним, правее, фигура безбородого апостола в красном плаще (Филипп ?). Левее, за ложем, — Андрей в светло-синем хитоне и гиматии зеленого цвета. Сзади правую группу апостолов замыкают фигуры склоняющихся друг к другу чернобородого Марка в пурпурном плаще и Луки в голубом, за ними справа — Симон в коричневом плаще.
См. в «Галерее»:
Успение
Детали | |||
Иисус Христос с душой Богоматери | Апостол Петр | Апостол Павел | Иаков и группа апостолов |
Апостолы Марк и Лука | Светильник со свечой | Группа апостолов у ложа Богоматери |
Дополнительные изображения |
Рисунок Ф. Г. Солнцева из «Древностей Российского Государства» |
Литература:
Древнерусская живопись 1958.
Древнерусская живопись в собрании Государственной Третьяковской Галереи: . — М.: Гос. изд-во изобр. искусства, 1958. — Илл. 29, 30.
Выставка 1960.
Выставка, посвященная шестисотлетнему юбилею Андрея Рублева: . — М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1960. — Кат. № 35, стр. 33.
Антонова, Мнева 1963.
Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах. — М.: Искусство, 1963. — Т. 1, кат. № 216, стр. 255-257, илл. 174, 175 (цв.).
Лифшиц 1970.
Лифшиц Л. И. Икона «Донской Богоматери» // Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV–XVI вв. . — М.: Наука, 1970. — С. 87–114.
Демина 1971. // Андрей Рублев и его эпоха : Сб. статей. — М.: Искусство, 1971. — Илл. 20-21.
Алпатов 1974.
Алпатов М. В. Краски древнерусской иконописи = Colour in Early Russian Icon Painting. — М.: Изобразительное искусство, 1974. — №№ 16, 18, 19.
Onasch 1977.
Onasch K. Altrussische Ikonen. — Berlin: Union Verlag, 1977. — Taf. 27.
Алпатов 1978.
Алпатов М. В. Древнерусская иконопись = Early Russian Icon Painting. — М.: Искусство, 1978. — №17, 62, стр. 294, 303.
Алпатов 1979.
Алпатов М. В. Феофан Грек = Theophanes the Greek. — М.: Изобразительное искусство, 1979. — Стр. 122-130, №№ 102, 104, 106-108.
Вздорнов 1983.
Вздорнов Г. И. Феофан Грек. Творческое наследие. — М.: Искусство, 1983. — Кат. № XII, стр. 262-266, илл.
ГТГ 1995.
Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Древнерусское искусство X — начала XV века. Том I. — М.: Красная площадь, 1995. — № 61, стр. 141-145.
Бетин 2000.
Бетин Л. В. Две двусторонние иконы из Государственной Третьяковской галереи // Искусство христианского мира. Сб. статей. Вып. 4. — М.: Изд-во ПСТБИ, 2000. — С. 138–150.
Лазарев 2000/1. . — М.: Искусство, 2000. — Стр. 51-52, 239-240, № 32.
Солнцев 2007/1.
Солнцев Ф. Г. Древности Российского Государства: Отделение I: Святые иконы и образа. Кресты. Утварь храмовая. Облачение сана духовного. — М.: Престиж Бук, 2007. — Стр. 70-71, № 19.
Иконопись ГТГ 2019.
Иконопись. — М., 2019. — Стр. 98-103.
Значение
По воображаемой горизонтальной оси икона делится на две равные части. В верхней половине изображен новый совершенный мир, представленный прославленным Иисусом Христом и пророками Илией и Моисеем. В то время как в нижней части изображена наша временная земная реальность, представленная учениками Иисуса — Петром, Иаковом и Иоанном.
В центре верхней части находится Иисус Христос, стоящий и благословляющий обеими руками, одетый в белую одежду. Его туника белого цвета (нежный светло-голубой тон) и пальто с оттенком красного (тонкий красноватый или скорее розоватый тон). Эти цвета могут символизировать Божественную, а также человеческую природу Христа, потому что даже в своей славе он сохранил человеческое тело.
На правом плече есть полоса на тунике — клавус, символ царского достоинства Иисуса, подчеркивающий силу его благословения. Серьезное благородное лицо Христа, обрамленное длинными, темными, гладкими, зачесанными назад волосами и короткой бородой, обращено как бы ко всему человечеству.
Христос окружен круглым ореолом, наружное кольцо которого окрашено в темно-коричневый цвет, затем, ниже, светло-коричневое кольцо, а внутренняя часть образована глубоким оранжево-красным кругом с Гребешковым краем, который выходит из фигуры Христа.
Равномерно и густо во всех направлениях расходятся тонкие золотые лучи от ореола, представляющего Солнце, источник света, символ Христа (Христа, света мира). Рядом с круглым ореолом справа находятся буквы IC, а слева XC, которые являются начальными и заключительными буквами имени Христа (IHCOC, XPECTOC) (исход 3:14).
Фон иконы имеет оранжевый оттенок. Оранжевый создается путем смешивания красного и коричневого цвета. Красный цвет на фоне иконы означает торжество вечной жизни, а коричневый — цвет земли и всего временного. Таким образом, оранжевый цвет фона может символизировать победу вечного над временным.
Справа от Христа мы видим пророка Илию, босого, одетого в сине-зеленую тунику темного оттенка, с темно-пурпурным гиматионом (накидкой), украшенным позолотой.
Он изображен как пожилой человек, с длинными, с проседью, слегка вьющимися, зачесанными назад волосами и длинной бородой. Его серьезное лицо с красивыми чертами обращено к Господу. В левой руке он держит свиток, а правой указывает на Господа.
Слева от Христа стоит пророк Моисей (Святой пророк Моисей), его лицо обращено к Господу.
Он изображен как мужчина средних лет, с высоким лбом, короткими вьющимися темно-каштановыми волосами и короткой бородой. Он одет в длинный темно-синюю тунику, на которой ярко-красный гиматион, украшенный позолотой. В руках он держит книгу.
Золочение одежд обоих святых означает, что они уже прославлены. Все три персонажа стоят на холмах, которые имеют различные оттенки коричневого цвета.
Массивный луч золотых лучей сияет от фигуры Христа, он тонирован ярко-красным, разветвляясь на три луча, каждый из которых указывает на одного из трех апостолов, изображенных внизу иконы, на Земле, на преимущественно травянистой местности, темно-зеленой, иногда прерываемой различными оттенками коричневого. Это как реальные, так и символические цвета земного мира. Зеленый цвет здесь подразумевает Святого Духа, который повсюду и все освещает.
Справа изображен апостол Петр, стоящий на коленях лицом к Господу. Он протягивает к нему левую руку, удивляясь неожиданному откровению, свидетелем которого он является. У него короткие вьющиеся седые волосы и короткая курчавая борода. Он одет в темно-синюю тунику и орехово-коричневый гиматион, украшенный позолотой.
Двое других учеников Иисуса только что проснулись, они спали из-за усталости. В центре изображен апостол Иоанн, стоящий на коленях с вытянутыми руками и опущенной головой, изображен молодым человеком с нежным лицом, без бороды и с длинными темно-каштановыми вьющимися волосами. Его одежда — темно-зеленый хитон и темно-красный химатион, украшенный позолотой.
Слева лежит апостол Иаков, его лицо обращено вниз, а взгляд устремлен вперед. Он имеет короткие вьющиеся каштановые волосы и короткая борода, красная туника, украшенная позолотой и темно-сине-зеленый гиматий. Позолота апостолов символизирует, что на них падает отражение славы Христовой.
Иконы Феофана Грека
Об авторстве икон обычно говорят: «приписывается» тому или иному иконописцу. Почему это так? Потому что в древности авторы не подписывали своих произведений. Установление авторства анонимного произведения, времени и места его создания называется атрибуцией. Икона «Богоматерь Донская» была перенесена в Благовещенский собор из Успенского коломенского собора и принадлежит кисти Феофана Грека или одного из мастеров его круга.
Икона «Богоматерь Донская» относится к одному из многочисленных вариантов «Умиление», поэтому ее иногда называют «Богоматерь Умиление Донская». Эпитет «Донская» связан с преданием о чудесной помощи образа воинству князя Дмитрия Ивановича (Донского) в Куликовской битве 1380 г.
Икона «Богоматерь Донская» — двухсторонняя, на обороте «Успение Богоматери».
Лицевая сторона иконы (1382-1395). Государственная Третьяковская галерея (Москва) Перед Донской иконой 3 июля 1552 г. перед казанским походом молился Иван Грозный. Он взял её с собой в поход, а затем поместил в Благовещенском соборе Московского Кремля.
Икона Феофана Грека «Успение Богородицы» (1392). Оборот Донской иконы Божией Матери Феофану Греку также приписывается икона «Преображение». Это был храмовый образ Спасо-Преображенского собора города Переславля-Залесского. Современное постановление атрибуционной комиссии Третьяковской галереи отрицает его авторство, и икона считается произведением «неизвестного иконописца».
Икона «Преображение Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор» (ок. 1403). Государственная Третьяковская галерея (Москва) «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Евангелие от Матфея, 17: 1-9).
Яркий и своеобразный характер живописи имеет сходство с феофановским стилем: темперамент, огненное звучание света, экспрессивная манера письма. Но вот характер образа Спасителя иной: лик не грозный, как в новгородских фресках, а милостивый, взгляд внимательный и кроткий. На иконе изображена гора Фавор, а на её вершине – преобразившийся Христос в белых одеждах, окружённый сиянием. Рядом с ним ветхозаветные пророки Илья и Моисей, внизу – павшие на землю апостолы Пётр, Иаков и Иоанн Богослов, бывшие свидетелями чуда. В средней части иконы изображены две группы апостолов с Христом, поднимающиеся на Фаворскую гору и спускающиеся с неё. «Композиция иконы вытянута в высоту, что создаёт ощущение пространственного перепада между верхней и нижней зонами, миром «горним» и миром «дольним». Вместе с тем противоположность земного и Небесного преодолевается с помощью света, пронизывающего всё пространство иконы, широкими сияющими плоскостями ложащегося на горки и одежды апостолов, вспыхивающего яркими бликами на их ликах» (Шедевры Третьяковской галереи: иконопись. М., 2012). Тайна Преображения состоит в том, что апостолы не пассивные созерцатели чуда Преображения. Они сами изменяются под воздействием этого Света, становятся другими.
Феофан Грек кратко для детей
Статья посвящена краткой биографии Феофана Грека — знаменитого средневекового мастера, византийского и славянского иконописца, автора многочисленных фресок.
Биография Феофана: ранние годы и переезд на РусьФеофан родился около 1340 г. в Византии, где и начинал свою работу. Произведения мастера этого периода практически не сохранились. Судя по сохранившимся письменным источником, он участвовал в украшении около 40 византийских церквей. Переехал на Русь, вероятно в составе церковной миссии.В 1370 г. Феофан обосновался в Новгороде, где участвовал в работе над украшением церкви Спаса. Заслугой мастера стало главное изображение храма — Спас Вседержитель, также был автором многих росписей и фресок. Церковь Спаса — единственное сохранившееся произведение искусства, работа над которым Феофаном подтверждается документально. Это дает основание судить об особенностях художественного стиля автора и позволяет проводить сравнительный анализ для определения его авторства в других работах. Манера Феофана очень индивидуальна, изображения выполнены с большой художественной яркостью и размахом, отсутствует детализация. Заметно большая творческая работа мастера над изображением лиц, по которой можно судить о глубоком философском смысле фресок, понимании Феофаном человеческой психологии.Исследователи отмечают, что Феофану присуще отрицание оптимизма. Человек, согласно мастеру, изначально греховен, поэтому должен со страхом и раболепием покорно внимать божественному проявлению и ждать от него решения своей судьбы. Цветовая палитра фресок небогата, что подчеркивает их аскетический характер.Творчество Феофана оказало большое влияние на новгородское искусство. Его традиции нашли отражение в работах многих славянских мастеров в области иконописи и росписи церквей. Прослеживается влияние Феофана и в оформлении литературных памятников древнего Новгорода.Следующий этап жизненного пути мастера плохо известен. Есть сведения, что он жил в Нижнем Новгороде, Серпухове. Работы этого периода до наших дней не дошли.
Биография Феофана: московский периодВ 90-х гг. XIV в. Феофан переехал в Москву, где активно занимался любимым делом: писал иконы, расписывал церкви и частные дома знатных людей. Занимался оформлением письменных произведений. Греку или его ученикам приписывается работа над двумя известными Евангелиями того периода. В украшении жилых помещений, помимо церковных сюжетов, мастер использовал и светские изображения.Судя по письменным источникам, Феофан основательно закрепился в Москве и, вероятно, создал собственную мастерскую, набрав учеников. Мастер вместе с А. Рублевым участвовал в создании иконостаса Благовещенского собора. Совместная работа двух великих мастеров эпохи, выразившаяся в сочетании византийских и исконно русских традиций, стала основой для формирования классического русского иконописания.Не существует абсолютно достоверной информации о том, какие иконы были написаны Феофаном. Обычно ему приписывают создание икон «Преображенье Господне», «Успение Божьей Матери» и некоторые другие. Иконописный стиль мастера отличается от его фрескового творчества. В иконах нет экспрессивности, они выполнены в духе огромной скорби. В работах ярко проявляется индивидуальность Феофана, они не строго каноничны и подобны портретным изображениям. Тем не менее, в этих иконах отчетливо прослеживается многовековая византийская церковная традиция.Дата смерти Феофана точно неизвестна. Предположительно это произошло около 1410 г.Деятельность Феофана Грека оказала большое влияние на историю древнерусского искусства. Важный фактором было то, что мастер переехал на Русь в зрелом возрасте, уже имея за плечами богатый опыт работы в Византии. Он стал одним из тех, кто укреплял культурные византийско-русские контакты, был проводником и носителем богатой византийской культуры.Русь была прямой наследницей могущественной империи и стремилась подражать ее достижениям. Поэтому деятельность Феофана органично вплеталась в оригинальное славянское искусство и не казалась инородной. Работы Феофана пользовались популярностью и стали образцами для многих последующих русских мастеров.
Высвеченные на камне
Самым необычным в церкви Спаса Преображения являются росписи так называемой Троицкой камеры — небольшого помещения на хорах, предназначенного для индивидуальной молитвы. На восточной стене помещен образ Троицы («Гостеприимство Авраама»): Авраам и Сарра не столько принимают, сколько созерцают трех Ангелов, сидящих вокруг жертвенной трапезы. Фигуры написаны охрой, а белилами обозначены смысловые акценты — очертания нимбов, блики на крыльях, посохи с трилистниками на конце, тороки-слухи (ленты) в волосах, вспышки света на ликах и в глазах. Ярко-белые мазки в глазах Ангелов заставляют вспомнить образ из Апокалипсиса: очи Его, как пламень огненный (Откр 1:14). Образ трех ангелов показан как светоносное явление.
Феофан Грек. Святая Троица. Фреска храма Спаса Преображения на Ильине улице, Великий Новгород
По стенам камеры, с трех сторон, изображены столпники и пустынники, предстоящие в молитве Святой Троице. В этих образах дихотомия феофановского колорита обретает особую силу и напряженность. Активность белого цвета нарастает от образа к образу.
Даниил Столпник. Феофан Грек, Ссылка
Преподобный Даниил Столпник предстает с руками, выставленными вперед, на кончиках его пальцев энергичные мазки белил — он словно касается света, ощущает его физически. Свет скользит свободными потоками по его одежде, пульсирует на завитках волос, отражается в глазах. Преподобный Симеон Дивногорец с разведенными в стороны руками принимает поток света, сходящий на него. Световые блики на его одежде напоминают острые молнии, стрелами вонзающиеся в его тело. В раскрытых глазах нет зрачков, в глазницах изображен свет — святой созерцает Бога, наполняется нетварным светом. У преподобного Алипия Столпника руки сложены на груди, глаза закрыты, он слушает свое сердце, как и советовали исихасты: «Опусти ум свой в сердце и тогда молись».
Макарий Египетский. Феофан Грек, Ссылка
И, наконец, образ преподобного Макария Египетского: удлиненная фигура подвижника вся объята светом, как белым пламенем. Он единственный изображен не на столпе, он сам как столп света. На белой фигуре выделяются написанные охрой лик и руки, выставленные вперед ладонями, раскрытыми вовне. Это поза приятия благодати, открытости перед Богом. Свет сияет на лике, но глаза не написаны вовсе, потому что святому не нужны телесные очи, он внутренним (духовным) взором видит Бога, он не смотрит на мир внешний, он весь внутри. Преподобный Макарий живет в Свете, он сам есть этот Свет, подобно апостолу Павлу: Уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал 2:20). Макарий Египетский — образ исключительной силы, не имеющий аналогов ни в византийском, ни в древнерусском искусстве. Это яркая иллюстрация исихастского мистического опыта: подвижник в процессе богообщения погружается в Свет, в Божественную реальность, но при этом не растворяется в нем, как соль в воде (как учат, например, восточные религии), а сохраняет свою личность, которая, очищается и преображается. Исихасты называли это теозисом (греч.), обожением.
Творчество
По сведениям Епифания Премудрого, за свою жизнь Феофан расписал более 40 каменных церквей в Константинополе (современный Стамбул), Халкидоне, Галате, Кафе (ныне Феодосия) и в городах Древней Руси. До наших дней сохранились лишь русские шедевры.
Первой и единственной документально подтвержденной работой Феофана Грека является церковь Спаса Преображения на Ильине улице, которая до сих пор служит украшением Великого Новгорода. До наших времен росписи дошли фрагментарно. Неповрежденные элементы позволяют оценить мастерство автора и масштаб проведенной работы.
Наиболее хорошо сохранились купол и «барабан». В центральной части конструкции изображен Пантократор, он же Спас Вседержитель. По контуру портрета выведен стих из Псалтыри, а под небесным царем нарисованы четыре архангела и четыре херувима и серафима. Такое оформление купола традиционно не только для новгородской, но и византийской архитектуры: создавая фрески, Феофан Грек опирался на убранство собора Святой Софии.
Фреска Феофана Грека «Троица» / Википедия
Троицкий придел Спасо-Преображенской церкви также хорошо сохранился. Особую ценность представляет фронтальное изображение Троицы. У ее ног, согласно задумке Феофана Грека, покоились Авраам и Сарра, подносящие гостям пищу. Сейчас на фреске можно увидеть только Сарру.
В начале 1390-х годов Феофан приехал в Москву. Здесь художник писал иконы и украшал церковные книги. Предполагается, что перу византийца принадлежат иллюстрации и буквицы в Евангелие боярина Фёдора Кошки и Евангелие Хитрово. Работы датируются 1392 годом. Искусствоведы, опираясь на художественный анализ, приписывают Феофану авторство произведений «Успение Божией Матери» и «Донская икона Божией Матери».
Фреска Феофана Грека «Донская икона Божией Матери» / Третьяковская галерея
«Успение Божией Матери» — двусторонняя. С одной стороны изображен церковный праздник, посвященный памяти о смерти, или успении Пресвятой Богородицы. На обороте нарисованы Богородица с младенцем. Позже умиленный портрет на оборотной стороне получил отдельное название — «Донская икона Божией Матери».
До второй половины XX века считалось, что Феофан Грек создал икону Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском «Преображение». Однако современные эксперты Третьяковской галереи безапелляционно заявляют, что рука византийца не прикасалась к этому холсту. Сейчас икона демонстрируется как работа «неизвестного иконописца».
В 1405 году три легендарных иконописца — Феофан Грек, Андрей Рублев и Прохор с Городца — собрались, чтобы расписать Благовещенский собор. Кроме того, Феофану приписывают авторство ряда икон с иконостаса собора. Кстати, этот иконостас является уникальным для церковного искусства — он стал первым в России, на котором фигуры изображаются в полный рост.
Состоит Благовещенский иконостас из 9 икон. Здесь можно увидеть лики Василия Великого, Апостола Петра, Архангела Михаила, Богоматери, Спаса Вседержителя, Иоанна Предтечи, Архангела Гавриила, Апостола Павла и Иоанна Златоуста. Авторство приписывают Феофану Греку ввиду того, что манера исполнения икон схожа с манерой росписей Спасо-Преображенской церкви в Великом Новгороде.
Фреска Феофана Грека «Спас Вседержитель» / Википедия
Феофан очеловечивал героев икон либо обожествлял по собственному усмотрению. Мастер часто отрывался от работы и разговаривал со служителями храма, прихожанами, что словно помогало осмыслить мазок, который предстоит нанести на фреску. Такой метод работы объясняет, почему Феофан Грек создавал фрески скорописью, то есть без детальной проработки изображения.
Одни искусствоведы утверждают, что иконописец работал в монохромной технике, используя красно-коричневые тона. Другие же предполагают, что часть цвета потерялась во времени, что палитра Феофана была куда многообразнее. Ведь для того, чтобы заново открыть шедевры византийца, реставраторам приходилось сбивать штукатурку и использовать известь.
Источник
Великий живописец русского средневековья был родом из Византии, почему и получил прозвище Грека.
Даты рождения и смерти Феофана Грека точно неизвестны,
Родился около 1340 г., умер после 1405 г.
Работал в Византии и Древней Руси. Писал фрески, иконы, миниатюры. Исполнил ряд росписей в Константинополе, Халкедоне, Галате, Кафе. Приехав в Москву ок. 1390, имел множество заказов, был известен и как искусный миниатюрист.
На Руси расписал церковь Спаса на Ильине (1378),
Направления деятельности
Направления деятельности | Результаты |
Росписи в храмах и церквях. |
Феофаном Греком было расписано несколько церквей и храмов в Москве, Новгороде. Все они характеризуются особой манерой : и особенностями цвета, и настроением, и изображением ликов святых.
|
Иконопись. |
Феофан Грек написал несколько икон, которые до сих пор составляют сокровищницу русской культуры. Вот некоторые из них. Икона Донской Божьей матери, 1380(?) Икона Успение Богородицы, 1380(?) Преображение , 1408 |
Украшение книг, создание миниатюр. | Феофан Грек рисовал миниатюры к книгам, в основном на красно-коричневом фоне, контуры были тёмными.Словно он хотел передать в цвете бушевавшие страсти людей, сомнения, порывы, раздумья. |
Особенности творчества Феофана Грека
- Феофан Грек обладал индивидуальной, неповторимой манерой письма. Для него характерна экспрессивность, разнообразие методов и приёмов, свобода в их выборе.
- Его святые изображены суровыми, словно отстранёнными ото всего. Их фигуры несколько удлинённые, что придёт им строгую стройность и величие.
- Он словно воплотил в красках свою философию, суть которой в следующем: человек греховен, и он со страхом ожидает суда Божьего, Бог строго взирает на человека и на его деяния,
- Святые на его полотнах полны драматизма. На лицах читается мука, сомнение, стремление к нравственному совершенству, к Богу.
ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Феофан Грек оказал огромное влияние на развитие иконописи и росписи храмов, внеся в творчество новые мысли, краски, методы.
- Он стал учителем для многих поколений иконописцев. Одним из талантливых его учеников был Андрей Рублёв.
- Творчество Феофана Грека наполнило русскую школу живописи новыми красками, стремлением к свободе, к раскрепощению.
- Разнообразие таланта художника, своеобразие его произведений поставило имя Феофана Грека в один ряд с лучшими мировыми художниками. Его творчество- народное достояние России.
Данный материал можно использовать, готовясь по теме: ЕГЭ С6 (№40) исторический портрет.
Работы Феофана Грека
Благовещенский собор в Кремле, иконостас ( впервые изображение во весь рост)( + Рублёв, Прохор).
Роспись церкви Спаса на Ильине, Новгород.
Преображение
Церковь Спаса на Ильине в Новгороде. В ней сохранились фрески Ф.Грека.
Троица. Роспись Троицкого придела в церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде. 1378г. Фреска.
Спас Вседержитель
Успение
Благовещенский собор Московского Кремля. Его расписывал Ф.Грек в 1405 г.
Судьба
Согласно общепринятой версии, иконописец родился около 1340 года в Константинополе — сердце Византийской империи, за что и получил прозвище Грек. Русь стала родиной для Феофана в 1370 году — он приехал в Новгород, предположительно, вместе с митрополитом Кирпианом. Спустя 20 лет, в 1390-м, переехал в Москву, где и провел остаток жизни. По данным некоторых историков, Феофан также проживал в Серпухове и Коломне, но созданные там шедевры не сохранились.
Фреска Феофана Грека «Успение» / Третьяковская галерея
Феофан Грек — последователь исихазма. Это христианское вероучение называет медитацию методом познания божественного. Иконописец умер около 1410 года, но не позже 1413-го. Причина смерти естественная, ведь Феофан Грек, по приблизительным расчетам, разменял 8-й десяток.
1413-м датируется лестная характеристика Феофана Грека, которую писатель и художник Епифаний Премудрый направил своему другу преподобному Кириллу Белозерскому. Кстати, письмо Епифания — основной источник, из которого черпаются данные о личной жизни Феофана и его методе работы.