Церковь спаса на ильине

Оглавление

Фрески Феофана Грека

Для росписи храма в 1378 году в Новгород был приглашен изограф — византийский художник Феофан Грек. Если не ошибаюсь, это единственная в мире церковь, где сохранились фрески  мастера. Они были собраны по крупицам из груды обломков, в которые превратился храм в годы войны.

В медальоне купола изображен Иисус Вседержитель (по-гречески Пантократор). Вокруг него стоят силы небесные — архангелы, серафимы и херувимы. По новгородской традиции ангелы нарисованы шестикрылыми. Ниже, в простенках между окнами барабана, Феофан Грек изобразил лики праотцов: Адама, Авеля, Ноя, Сифа, Мелхиседека, пророка Ильи, Иоанна Предтечи.

А вот роспись на южной стене Троицкого придела. Здесь изображены так называемые аскеты-столпники. Это были христианские святые, которые избирали для себя особый вид подвига — молитву на «столпе». На фреске изображены столпники Симеон Старший, Симеон Младший и Алипий.

Некоторые фрески с изображениями святых сохранились фрагментарно.

Вот Святая Троица. Три ангела сидят за полукруглым столом. Даже снизу можно видеть, что у среднего ангела широко распахнуты крылья. Женщина на переднем плане справа это Сарра, которая кладет на стол хлеб.

На сегодняшний день все фрески храма оцифрованы, так что исследования и реставрационные работы продолжаются.

В 1991 году московское правительство решило передать храм Патриархии

С 1956 года в здании храма находилось отделение студии «Союзмультфильм». Алтарь был превращен в столярную мастерскую.

В 1991 году московское правительство решило передать храм патриархии. Настоятелем храма был назначен Александр Туриков.

Для богослужений был освобожден придел во имя Святителя Николая.

В 1995 году храм был полностью избавлен от арендаторов. Когда было все разобрано, взорам верующих людей открылось первоначальное устроение церкви.

Новая реставрация началась с укрепления фундаментов и стен. Все ремонтно-восстановительные работы происходили благодаря пожертвованиям.

Спаса Преображения на Болвановке, храм

Москворецкого Благочиния 14 сентября, 2018

Приход храма Преображения Господня на Болвановке :.

115184, Москва, 2-й Новокузнецкий пер., д. 10, стр. 1 Эл. почта Сайт храма: www.bolvanovka.ru Телефон/факс / 953-02-45 ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Храм основан в 1465 году на том месте, где Великий Князь Иоанн III велел казнить ханских послов, разорвал и растоптал ханскую басму, свергну постыдное ханское иго: Росия перестала платить дань Орде и началось преображение Русского государства.

Храм построен тщанием московских купцов Дмитрия Оленева и Косьмы Матвеева в 1749-55 годах.

В 1839 сооружена новая трапезная и колокольня тщанием купца Андриана Ивановича Озерковского. 23 октября 1839 г. освящен левый пестол во имя св.мц. Татианы и правый — во имя св.пр.мц Евдокии Митрополитом Московским Филаретом.

Главный престол освящен в честь Преображения Господня, боковые приделы — мученицы Татианы и преподобномученицы Евдокии.

В годы гонений приход был снят юридической регистрации, а храм закрыт для богослужений и передан в народное хозяйство в 1929 году.

В 1991 году приход был возрождён и получил юридическую регистрацию. В том же году приходу было передано бывшее здание храма.

С 1991 года по настоящее время в здании храма ведутся ремонтно-восстановительные работы.

Главный Престол освящен 20 июня 1999 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

СВЯТЫНИ ХРАМА

Ковчег с мощами многих святых Вселенской Церкви. Иконы святителя Иоанна Сан-Францисского, святителя Афанасия Ковровского с мощами этих святых угодников Божиих. Икона Божией Матери «Помощь в родах». БОГОСЛУЖЕНИЕ

По Двунадесятым и Великим Праздникам, в день Торжества Православия, в день святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, Покрова Пресвятой Богородицы и Казанской иконы Божией Матери, в дни Престольных и Храмовых праздников, служатся две литургии. Начиная с Успенского поста до Великого поста (за исключением Святок) по четвергам – молебен Божией Матери с водосвятием, по воскресеньям в храме совершается молебен перед иконой Божией Матери «Помощь в родах». Молебен также совершается и в другие дни по мере обращения. ДУХОВЕНСТВО

Протоиерей Николай Михайлович КРЕЧЕТОВ – настоятель. Родился: 14 апреля 1934 года. Образование: Московский лесотехнический институт, Московская Духовная академия. 11 марта 1973 года рукоположен в сан диакона. 19 августа 1989 года – в сан пресвитера. С 1992 г. — настоятель храма.

Протоиерей Алексий Валентинович ШИШКОВ – штатный клирик прихода храма. Родился: 22 августа 1959 года. Образование: Московский инженерно-физический институт, Московская Духовная семинария. 21 апреля 1997 года рукоположен в сан диакона/ 7 декабря 1999 года – в сан пресвитера.

Иеромонах СЕРАФИМ (Сергей Николаевич Кречетов) – штатный клирик прихода храма. Родился 30 мая 1977 года. Образование: Православный Свято — Тихоновский богословский институт. 6 января 2000 года рукоположен в сан диакона. 18 апреля 2003 года совершен монашеский постриг. 26 июня 2005 года рукоположен в сан пресвитера.

Диакон Евгений Александрович ДЕНИСОВ – штатный клирик прихода храма. Родился 10 июля 1974 года. Образование: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Православный Свято -Тихоновский богословский институт. 12 февраля 2006 года рукоположен в сан диакона.

СХЕМА ПРОЕЗДА

Проезд до ст. метро «Павелецкая», выход к Валовой улице, далее в сторону Центра по Новокузнецкой улице, до 1-го Новокузнецкого переулка, повернуть налево, за 14 этажный дом.

Страницы истории

В 1103 году на Ильиной улице под руководством епископа Никиты построена первая деревянная церковь Спаса. Именно в ней в XII веке хранилась икона Знамения Божией Матери, которая в 1169 году спасла новгородцев от нашествия суздальцев. Для этой иконы в церкви был отдельный придел. Деревянный храм неоднократно горел, однако его восстанавливали после пожаров.

В 1374 году началось строительство каменной церкви. Средства на строительство храма собирали жители Ильиной улицы.

Что говорят летописи

«В лето 6882 (1374). Поставиша церковь камену святого Спаса на Ильине улици и свяща ю архиепископь новгородчкыи Алексей с ъигумены и с попы и с крилосом святыя Софея». (Первая Новгородская летопись)

«В лето 6886 (1378) подписана бысть церковь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа… А подписал мастер гречинин Феофан при великом княжении Дмитрия Ивановича…» (Третья Новгородская летопись)

Церковь Спаса Преображения стала одной из главных в Новгороде. Когда московские митрополиты приезжали в Новгород, именно здесь они облачались в новые ризы, а затем торжественно шли к Софийскому собору.

В годы Великой Отечественной войны храм был полностью разрушен. И восстановили его уже в послевоенные годы.

Немного истории

Храм возведен в далеком 1374 г. на средства жителей Ильиной улицы — главной в торговом Славенском конце, прямо напротив расположенного через Волхов Детинца. Церковь быстро стала одной из главных в городе: именно в ней в 14-15 веках посещающие Новгород московские митрополиты совершали остановку, чтобы облачиться в новые ризы и затем торжественно войти в Софийский собор. На протяжении многих столетий храм жил спокойной и размеренной жизнью, пока в 1941-1944 гг. не оказался на линии фронта и не был предсказуемо превращен в руины.

После освобождения города вместо замечательной стенной росписи, занимавшей площадь в 350 кв. м, архитекторы обнаружили около 500 тыс. фрагментов, больше похожих на груду щебня. В послевоенные годы началась кропотливая реставрация храма, которая продолжается до сих пор.

Храм Спаса Преображения в Переделкине

Храм Спаса Преображения в Переделкине

Переделкино располагается на территории старинного села Спасское-Лукино и имеет богатое культурное и архитектурное наследие, к которому относится и храм Спаса Преображения.

Первые упоминания о нём датированы 1646 годом, однако есть более ранние сведения конца XVII ст. о деревянной церкви Преображения Господня в селе Лукино (получило своё название по имени первого владельца — Лукина). Местность вокруг него стала называться Переделкино — из-за того, что неподалёку, у реки Сетунь ремонтировали и переделывали суда.

Известно, что обитель имела приписной храм в честь святителя Дмитрия Ростовского, построенный в 1760-х при небольшом селе Измалково.

В 1812 году, когда Москва пылала в огне (война с Наполеоновской Францией), село Лукино постигла незавидная участь: из 31 крестьянского двора уцелело лишь 10 – остальные уничтожило пламя; барский дом также был сожжён. Но храм Спаса Преображения остался нетронутым. Мародёры унесли кое-какую утварь, но ценные вещи остались в сохранности – настоятель Иоанн зарыл их в землю.

В 1815 году началось строительство нового каменного храма. На сей раз он был трёхпрестольным. В 1816 году освятили два придела — во имя вмч. Варвары и апостолов Петра и Павла, а в 1819-м освятили главный придел в честь Спаса Преображения.

Храм Спаса Преображения в Переделкине

Спасо-Преображенскую церковь относят к памятникам зрелого классицизма. По сохранившемуся описанию обители, датированному 1821 годом, здание было каменным с железным крашенным покрытием; с одной главой, обитой жестью и украшенной золочёнными звёздами; с каменной колокольней; трапезная была отделена от основного здания стеклянной аркой; окружала церковь каменная ограда.

В 1853 г. владельцем усадьбы в Спасском-Лукине становится барон Михаил Львович Боде (с 1875 года — Боде-Колычёв). С его лёгкой руки изменился облик Переделкино и Спасо-Преображенской обители. Барон создал усадебно-парковый ансамбль в «русском стиле» в память о боярском роде Колычёвых. В 1860-1870-х гг. с возникновением новых построек в усадьбе появилась необходимость обновить и Спасскую церковь. Так как Михаил Львович с крайним почтением относился к митрополиту Филиппу (выходцу из рода Колычевых), в его честь был освящён новый, северный придел храма. Ещё один придел был устроен в честь Николая Чудотворца. Так храм стал пятипрестольным; над Филиповским приделом и галереей-папертью появилось трёхглавие.

В 80-х обитель несколько изменилась: появились два крыльца, обновились главы; на четырёхъярусной колокольне появился новый купол; стены украсили керамическими, белокаменными и кирпичными деталями (особо хороши были изразцы с изображениями креста и птиц, сохранившиеся до наших дней); обновили и роспись внутри храма. Рядом с церковью построили часовню.

В те же годы над усыпальницей рода Боде-Колычевых была построена домовая церковь святителя Филиппа, которая соединялась с приходским Спасо-Преображенским храмом деревянной галереей.

Храм Спаса Преображения в Переделкине

Во время революции был закрыт домовой храм, но Спасский — остался нетронут. Хотя около 10 лет (до 1949 года) службы в нём проходили нерегулярно.

Спасо-Преображенский храм в Переделкино посещали многие выдающиеся личности, у которых в этих краях были дачи. Пастернак, вдохновившись его благолепием, написал цикл стихов, вошедший в роман «Доктор Живаго», за который был удостоен Нобелевской премии. В общем, это не удивительно — богатый декор делает обитель похожей на сказочную. Здесь и цветные ширинки, и поребрик, и фигурные столбцы, Но больше всего впечатляют обилие колонн и полуколонн, изящные башенки и дивные главки.

В 1952 г. правительство предоставило территорию бывшей усадьбы Колычевых Московской Патриархии под резиденцию. Перед храмом устроили кладбище для священнослужителей, а немного дальше расположился поселковый погост, где похоронены известные деятели культуры – Пастернак, Чуковский и другие.

В 1952-1975 гг. Спасский храм был подворьем Троице-Сергиевой Лавры, после чего стал подворьем Пантелеимонового монастыря, а в 1991 г. получил статус Патриаршего подворья. Сегодня церковь Спаса Преображения полностью благоустроена, а на территории Переделкино строится комплекс уникальных сооружений.

История строительства храма

История храма непосредственно связана с Никитским ботаническим садом, основанным в 1812 году. Вокруг сада и на его территории проживали ученые, садовники и сотрудники научного центра. Именно для них по просьбе директора Александра Ивановича Базарова, который заступил на пост в 1881 году, была спроектирована больница и церковь при ней. Работы вел гражданский инженер-архитектор Платон Теребнёв, его задачей было организовать пространство так, чтобы церковь могла вмещать до 200 человек, 6 больничных коек и еще надо было предусмотреть квартиру священника с тремя комнатами.

Возведение сооружения началось сразу после закладки фундамента в 1884 году, в этом же году выполнили основной объем работ, и уже в сентябре 1885 года установили крест. Наружные и внутренние отделочные работы завершили к августу 1986 года, затем были выполнены росписи в алтаре и на фасаде здания.

Церковь Спаса Преображения

В Великом Новгороде немало красивых храмов и церквей. Однако все экскурсоводы непременно везут гостей города в Церковь Спаса Преображения. Именно здесь можно увидеть уникальные фрески:

  • Спас Вседержитель.
  • Евхаристия.
  • Крещение.
  • Рождество Христово.
  • Сретение.
  • Сошествие в ад.

К несчастью, основная часть оригинальных фресок погибла от времени, безвозвратно. Но даже по уцелевшим фрагментам возможно оценить идею ансамбля, и уникальный стиль Феофана. В хорошей сохранности осталась роспись в Троицком пределе, в западном углу храма. Это место служило личной молельней боярину Данилову, заказчику святыни.

В военный период фрески снова оказались под угрозой уничтожения. Немцы устроили в куполе храма наблюдательный пункт. Поставили печь, копоть от которой, казалось, навсегда похоронила фрески. Ценой огромных усилий реставраторы сумели восстановить уцелевшую архитектуру и живопись. Была даже изобретена специальная методика, позволившая уберечь фрески от сырости и солей. Искусствоведы считают, что под слоем извёстки и штукатурки, возможно, скрываются ещё неоткрытые фрагменты.

Этот храм можно читать как книгу. За стенами этой святыни, словно в драгоценном сосуде, уже много сотен лет горит не угасая потаённый огонь, зажжённый кистью гениального мастера.

Церковь Спаса Преображения

История реставрации фресок Феофана Грека

После постигавших город пожаров пострадавшие фрески обыкновенно промывали щёлочью. На протяжении XVII—XVIII веков фрески были частично утрачены, а потом забелены (как и во многих других древних храмах). Пробные расчистки фресок, произведённые неизвестными любителями старины, были выполнены в 1910—1912 годах. Систематическое раскрытие и реставрация росписи начались с 1918 года. Начал раскрытие П. И. Юкин, наиболее значительная работа проделана Юрием Олсуфьевым. Здание храма, а также фрески сильно пострадали в годы Великой Отечественной войны. Был повреждён снарядом свод Троицкого придела и разрушен западный свод подкупольного креста. В барабане купола был устроен немецкий наблюдательный пункт. Это привело к повреждению живописи вокруг окон, потемнению в некоторых местах грунта (из-за устройства печи). В послевоенные годы роспись была укреплена и промыта от копоти под руководством Николая Сычёва. Была проведена архитектурная реставрация храма (автор проекта — Л. М. Шуляк), храму вернули древние формы с сохранением щипцовой восьмискатной кровли XVI—XVII веков. Раскопки в алтаре проводил Михаил Каргер. В 1960-е годы московские реставраторы во главе с Г. С. Батхелем установили, что из-под шпатлёвки и побелки XIX века раскрыты ещё не все сохранившиеся фрагменты росписи. Возможны новые открытия живописи великого византийского мастера.

Спасская церковь в Советское время

В советские годы богослужения в Спасской церкви, разумеется, прекратились, она подверглась музеефекации. В 1936 году — в видах возвращения ей первоначального облика — были снесены позднейшие трапезная (теплая церковь) и колокольня.

В годы Великой Отечественной войны храм чудом избежал гибели. Он находился на передовой и подвергался артиллерийскому обстрелу. На фотографии 1944 года, сделанной после освобождения Новгорода от немцев, видно, что кровля церкви разрушена, стены покрыты трещинами, а юго-западный угол здания вообще почти отвалился от основного объема. В таком виде Спасский храм вступил в свою новейшую историю.

Архитектура

Церковь Преображения, являясь характерной постройкой своего времени, отличается величественной монументальностью и изысканным великолепием. Она относится к распространенному в новгородской архитектуре XIV века типу четырёхстолпного квадратного в плане храма с одной алтарной апсидой и одним куполом. Фасады имеют трёхлопастное завершение. В настоящее время кровля восьмискатная, придающая завершениям фасадов щипцовую (треугольную) форму. Храм обладает выраженной высотностью, а форма кровли придаёт ему динамичность.

Наружный декор отличается редким богатством. Фасады, как это обыкновенно делалось, разделены лопатками на три прясла. Сверху прясла окаймлены двойными «ползучими» арками, усложняющими рисунок трёхлопастного завершения. Узкие вертикальные окошки объединяются в группы. Сверху над ними помещаются обрамления — бровки. В некоторых местах окна дополнены нишами. Оконные проёмы и ниши имеют как полукруглое, так и стрельчатое завершение. Апсида оформлена вертикальными тягами с двумя рядами арочек (имеющих как и тяги форму полукруглого валика), обрамляющих окна. В качестве декоративного мотива использованы бегунец и поребрик, украшающие барабан купола и верхние контуры прясел. Помимо этого фасады украшены многочисленными крестами: рельефно выложенными или каменными резными. Выложенные кресты имеют ступенчатое основание — голгофу (голгофские кресты), они асимметрично размещены на плоскостях фасадов. Резные кресты были вкладными, то есть связанными с поминовением усопших. Обилие крестов могло быть связано с поминовением новгородцев погибших в 1372 году при разгроме Торжка тверским князем Михаилом Александровичем.

Интерьер храма имеет ярко выраженную крестообразность. Преображенская церковь, как и другие крестово-купольные храмы Новгорода того времени, имеет особые замкнутые помещения (каморы), расположенные по углам здания на уровне хор. На хоры ведет лестница внутри западной стены здания. Хоры представляют собой деревянный настил между двумя помещениями в западных углах храма — приделами святой Троицы и святых Космы и Дамиана. Третья камора расположена в юго-восточным углу над диаконником, она могла служить сосудохранительницей. Подъём в неё осуществлялся по деревянной лестнице через люк в междуэтажном перекрытии. В алтаре храма сохранилось древнее основание каменного престола и каменное горнее место.

Первоначально с запада к храму примыкал притвор с небольшой звонницей. На фасаде сохранился след от его цилиндрического свода. В XIX веке на его месте возвели обширную теплую паперть с колокольней и двумя приделами, эти пристройки были снесены в 1936 году.

Архитектура храма

Что поражает, когда впервые видишь этот храм? Множество архитектурных деталей. Они украшают фасады церкви, апсиду (она здесь одна), барабан. В расположении деталей нет никакой симметрии. Но как же гармонично они сочетаются друг с другом!

Давайте обойдем храм и полюбуемся на него со всех сторон. Я не ставлю перед собой задачу сделать подробный искусствоведческий анализ. Просто хочу показать те детали, которые придают храму неповторимую красоту.

Над западным порталом мы видим фреску Богоматери с Иисусом. Исследователи считают, что она написана в 1378 году одновременно с росписью интерьера церкви.

Знаю, что далеко не все наши читатели знакомы с архитектурными терминами, которые относятся к древнерусским храмам. Поэтому привожу здесь небольшой словарик.

Архитектурные элементы 

  • Апсида — выступ здания, перекрытый полукуполом (в этом месте в храме находится алтарь)
  • Барабан — цилиндрическая форма, которая служит основанием для главы купола
  • Прясло  — часть фасадной композиции, отделенная от других прясел лопатками
  • Лопатка  — плоский выступ для вертикального членения плоскости стены

Разновидности архитектурного декора

  • Бегунец — ряд треугольных углублений, которые образованы диагонально поставленными кирпичами
  • Бровка — декоративный рельефный элемент над оконным проемом
  • Поребрик — ряд из выступающих углов кирпичей, которые заглублены в кладку стены

Вот южный фасад храма. Он разделен на три прясла при помощи лопаток. Каждое прясло сверху украшено «ползучими» арками. Понятно, почему они так названы? Их основания находятся на разной высоте. И создается впечатление, что арки словно ползут вверх, одна за другой.

Новгородские зодчие впервые на стенах этого храма использовали новый элемент в украшении фасадов. Это композиция из трех вертикально вытянутых окон и двух ниш, которые объединены бровкой

Обратите внимание, что есть окошки стрельчатые, а есть полукруглые

Кресты. На стенах храма очень много крестов на фасадах. Часть крестов вырезана на камне, другие выложены в виде рельефов. Все они асимметрично располагаются на плоскости стен.

Исследователи считают, что резные кресты символизировали молитвы об умерших. На стенах храма эти кресты появились в знак памяти о новгородцах, которые погибли в 1372 году в битве с тверским князем Михаилом Александровичем.

Закладные кресты. Для меня это один из самых загадочных элементов в новгородских храмах — кресты, заложенные в стену. У них разные формы и пропорции. Закладные кресты могут быть явными и скрытыми, выпуклыми и очерченными, гладкими и украшенными резьбой. На храме Спаса Преображения они тоже есть.

Барабан. На нем тоже есть углубления в виде арок, украшенных бровкой. Раньше на барабане были окна, их в годы войны расширили под амбразуры.

А это восточный фасад храма. Здесь четко видна алтарная апсида. На стене — те же ползучие арки, полукрыглые и стрельчатые окна, украшенные сверху бровками. А слева на стене — укрытый стеклом киот для фрески.

В течение дня меняется угол падения солнечных лучей. Наверняка зодчий это учитывал при строительстве храма. И можно до бесконечности любоваться игрой света и тени. Четкими линиями крестов и округлостями арок. Зигзагообразными бровками и устремленными вверх стрельчатыми окнами. Здесь ты видишь одновременно симметрию и асимметричность, богатство декора и простоту геометрических форм.

Вот ещё один снимок южного фасада. Видите закладные кресты у входа и по бокам?

Спас на Нередице сегодня

В настоящее время церковь является музейным объектом и относится к новгородскому музею.

В 1992 году церковь Спаса на Нередице была включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО как ценный памятник истории и культуры вместе с рядом других достопримечательностей Новгорода и его окрестностей.

Сейчас внутри храма можно увидеть небольшую часть фресковых росписей. Но и они дают представление о прекрасном фресковом ансамбле в целом. Уцелевшие фрагменты уникальных фресок есть на западной и южной стенах, а также в центральной апсидной части храма.

Центральная апсида храма

В некоторых местах на стенах и на столпах сохранились граффити. Эти надписи — как будто живые голоса, дошедшие до наших дней из древних времен.

Наружные росписи Спасо-Преображенской церкви

В 1831 году на западном фасаде церкви над главным входом из-под опавшей штукатурки раскрылась фреска с образом Богоматери Одигитрии. Возникшее её почитание, отмеченное строительством придела в честь Смоленской иконы Богоматери (Смоленская икона относится к иконографическому типу Одигитрии и исторически носит такое название), было вызвано прекращением эпидемии холеры, вскоре прекратившейся после открытия изображения. Фреска сохраняется на фасаде и в настоящее время.

На южном фасаде, в его восточном прясле, находится изображение Богоматери «Знамение». Оно могло быть создано около 1700 года, когда расписывался соседний Знаменский собор. Возможно, роспись сделана на месте древнейшей фрески.

Фресковые росписи

Через год после освящения, в 1199 году, стены храма были полностью расписаны фресками.

Фресковые росписи Спаса на Нередице занимали всю поверхность стен, от пола и до верхней части сводов и купола. Это был целостный по своей композиции фресковый цикл. Живописный ансамбль был тщательно продуман до мельчайших деталей и исполнен с высоким профессионализмом.

Храм был расписан группой живописцев, и, при всём разнообразии индивидуальных манер живописи, фресковый ансамбль обладал художественным единством и ярким своеобразием, что говорит о принадлежности всех мастеров к местной новгородской культуре.

Фрески были исполнены в широкой размашистой манере, а образный строй отличается почти эпической масштабностью и жизненностью. Фигуры выглядят крепкими, живыми, а ликам присуща открытость и непосредственность — это те черты, которые, вероятно, были свойственны самим новгородцам. Мастера старались воплотить в нередицких фресках своё представление о Царстве небесном, где преобладают глубокие искренние чувства, переданные здесь прямолинейно и предельно выразительно, где господствуют чистые и яркие цвета.

Роспись была призвана запечатлеть память об умерших княжичах и чувство глубокой веры во всеобщее грядущее воскресение и вечную жизнь. Этим чувством озарены лики и святых, и обычных людей на фресках. Эта вера несла утешение скорбящим по сыновьям князю и его супруге.

Первая реставрация и изучение памятника

Возросший во второй половине 19 века интерес к отечественной старине способствовал началу исследовательских и реставрационных работ.

В 1903—1904 годах была проведена первая научная реставрация Спаса на Нередице под руководством архитектора П. П. Покрышкина. При этом был почти полностью восстановлен первоначальный внешний облик храма.

Спас на Нередице.
Акварель Н. Мартынова. 1862 г.

Оригинальный облик нередицкой церкви был искажен, как это часто происходило в течение веков: надстроены стены, расширены окна, сделана четырехскатная кровля и глава луковичной формы вместо шлемовидной, положен новый пол из плит. Переделки верхних частей здания были вызваны, возможно, пожаром 1543 г. Но, несмотря на изменения, сохранность Нередицкого храма по сравнению с другими каменными постройками Новгорода 12-13 вв. была очень хорошей.

Спас на Нередице в 1911 г.
(Фотография с сайта novgorodmuseum.ru)

В ходе реставрационных работ было укреплено основание храма и обновлены обветшавшие части стен и барабана, разобрана позднейшая пристройка с западной стороны, восстановлены древние проёмы, открыты 24 древних окна, отреставрирована крыша, а четырехскатная кровля была заменена на первоначальное позакомарное покрытие.

Рядом с церковью тогда стояла небольшая шатровая трехъярусная колокольня постройки 18 века. (Остатки колокольни сейчас скрыты деревянным коробом.)

После реставрации Николай Рерих, как будто предчувствуя что-то, писал, обращаясь к художникам: «Спешите, товарищи, зарисовать, снять, описать красоту нашей старины. Незаметно близится конец её. Запечатлейте чудесные обломки прошлого для будущих зданий жизни».

Прекрасное представление о первоначальной системе Спасо–Нередицкой росписи позволяют составить акварели художника Л. М. Браиловского, исполненные в 1904-1908 гг.

В 1910 году была организована специальная экспедиция Санкт–Петербургского университета и Русского Археологического общества, посвященная изучению и фотографированию фресок.

После 1918 года начинается систематическое копирование фресковых росписей Спаса на Нередице

Большое внимание уделялось поддержанию сохранности росписей

В 1920-х гг. при Российском институте истории искусств была организована копировальная мастерская древнерусской живописи, и в 1925 году сотрудниками и слушателями института были исполнены лучшие копии с нередицких фресок. Их отличительная особенность – точное следование оригиналу в передаче пропорций, цветовых сочетаний, фактуры и манеры живописи древнерусских мастеров.

Храм после революции

После прихода советской власти богослужения в храме продолжались до 1920 года. Несмотря на попытки прихожан сохранить церковные службы, в 1927 году церковь была закрыта. Чтобы стереть воспоминания о религиозном значении здания, разрушили купол и звонницу, сбросили кресты и колокола. Местные жители помнят, что лик Спаса Нерукотворного над входом в храм кем-то из прихожан был перевернут лицом к стене, закрыт жестью и закрашен.

Позже здание использовали как склад, магазин, научную лабораторию, Дом культуры с кинотеатром. За годы советской власти были утрачены внутренние росписи, иконостас, иконы. Были заложены арочные окна, уменьшена высота потолка.

В 1991 году жители поселка Никита организовали Свято-Преображенскую общину и заключили с Никитским ботаническим садом договор об аренде здания бывшей больницы и церкви. Прихожане своими силами начали ремонт разрушающегося храма.

В 1992 году, в День Преображения Господня, здание вновь освятили, поставили иконы и начали служить молебны. 7 апреля 1993 года освятили престол в алтаре Преображенской церкви, тогда же отслужили первую Божественную литургию.