Московский архангельский собор

Оглавление

Некрополь Архангельского собора — кто похоронен в Архангельском соборе

Рассказывая об истории Архангельского собора Кремля никак нельзя умолчать о некрополе, который в ней располагается. Возведение храмов-усыпальниц не редкость на Руси, как правило, каждый знатный род имел подобное строение. Так, например, усыпальницу семьи Юсуповых можно увидеть в усадьбе Архангельское в Подмосковье, еще одна известная российская усыпальница находится в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге. Но подобные сооружения характерны не только для нашей страны (или бывших территорий Руси), но и для других стран. Среди них наиболее известно Вестминстерское аббатство в Лондоне, в котором похоронены монархи Великобритании, и таких мест по всему миру очень много.

Некрополь Архангельского собора

Архангельский собор стал усыпальницей для рода Рюриковичей и Романовых. Первым в храме был похоронен Иван Калита, но уже к правлению Ивана III в соборе было столько захоронений, что стало тесно и церковь решено было расширить. На время строительство нового храма все гробы с телами великих князей были перенесены в колокольню Ивана Великого, которая стоит по соседству.

Захоронения в Архангельском соборе Кремля

В новом храме первым похороненным стал Иван III, который и затеял перестройку, но не дожил до того, чтобы своими глазами увидеть обновленный собор. Все саркофаги расположены в строго определенном порядке, князья похоронены в южной части храма, а те, кто находился в немилости — в противоположной стороне.

Стоит отметить, что усыпальница — это не мавзолей, где в гробах лежат Великие князья. Обряд погребения проводился по всем канонам православия, гробы с телами умерших правителей закапывали в землю под полом, а над могилой возводили надгробие с белыми плитами.

Некрополь Архангельской церкви в Московском кремле

Туристы приходят в собор просто посмотреть на исторический храм, но в Архангельской церкви много и паломников, которые приезжают сюда, чтобы поклониться мощам двух святых.

Мощи царевича Дмитрия в Архангельском соборе

В серебряной раке находятся мощи благоверного царевича Дмитрия — младшего сына Ивана Грозного, который был то ли убит, то ли погиб в результате несчастного случая в Угличском кремле в 1591 году. Он был причислен к лику святых в 1606 году как невинно убиенный, и принято считать, что его мощи обладают чудотворной силой.

Икона «Царевич Димитрий Угличский в житие» ГИМ, 17 век

Мощи князя Михаила Черниговского в Архангельском соборе

Еще один святой, похороненный в Архангельском храме — это святой князь Михаил Черниговский. Он был причислен к лику святых за верность христианской вере в борьбе с Ордой. В 1570-х годах по приказу Ивана Грозного его мощи были перенесены из Чернигова в Москву, а спустя два века, в 1774 году, было принято решение разместить их в Архангельском соборе кремля.

Святой Михаил Черниговский Мастерская церковного искусства «Иконное Дело»

Некрополь Архангельского собора кремля считается одной из самых больших царских усыпальниц (54 захоронения), великих князей и членов царской семьи хоронили в храме на протяжении почти 400 лет (с 1340 по 1730).

Архангельский собор и колокольня «Иван Великий»

Литература

  • Хавский П. Московский Архангельский собор, или Историческое исследование о родословиях святого мученика князя Черниговского и Российских великих князей, опочивших в Московском Архангельском соборе. М., 1862;
  • Лебедев А. Московский кафедральный Архангельский собор. М., 1880;
  • Извеков Н. Д. Московский Архангельский придворный собор. Серг. П.; М., 1916.
  • Власюк А. А. Новые исследования архитектуры Архангельского собора в Московском Кремле // Архитектурное наследство. М., 1952. Вып. 2. С. 105-132;
  • Воробьев А. В., Смыслова В. А. О галерее Архангельского собора: (Новые мат-лы по Архангельскому собору Моск. Кремля) // Там же. 1963. Вып. 15. С. 178-181;
  • Сизов Е. С. Новые мат-лы по Архангельскому собору Московского Кремля: Когда был построен Архангельский собор? // Там же. С. 176-177;
  • Дмитриев Ю. Н. Стенопись Архангельского собора Московского Кремля: (Мат-лы и исслед.) // ДРИ: XVII век. М., 1964. С. 138-159;
  • Сизов Е. С. Датировка росписи Архангельского собора Московского Кремля и историческая основа нек-рых ее сюжетов // Там же. С. 160-174;
  • он же. Еще раз о трех неизвестных гробницах Архангельского собора // Мат-лы и исследования / ГММК. М., 1973. Вып. 1. С. 86-94;
  • он же. К атрибуции княжеского цикла в росписях Архангельского собора / ГММК. М., 1976. Вып. 2. С. 62-97;
  • Кучкин В. А. Захоронение Ивана Грозного и русский средневековый погребальный обряд // Сов. Арх. 1967. № 1. С. 289-295;
  • Федоров В. И. Новое о древней топографии и первых каменных постройках Московского Кремля // Мат-лы и исследования / ГММК. М., 1973. Вып. 1. С. 46-49;
  • Подъяпольский С. С. Венецианские истоки архитектуры Московского Архангельского собора // ДРИ: Зарубежные связи. М., 1975. С. 252-279. ;
  • Свирин А. Н. Малоизученное произведение Алевиза Нового // Там же. С. 280-281;
  • Меркелова В. Н. Северо-восточный придел Архангельского собора Московского Кремля // Реставрация и исследование памятников культуры. М., 1975. Вып. 1. С. 45-50. ;
  • Брюсова В. Г. О времени написания икон иконостаса Архангельского собора // Материалы и исследования / ГММК. М., 1976. Вып. 2. С. 181-191;
  • Сорокатый В. М. Некоторые надгробные иконостасы Архангельского собора Московского Кремля // ДРИ: Проблемы и атрибуции. М., 1977. С. 405-420;
  • Сперанский М. Н. Описание рукописей Архангельского собора / Подгот. И. В. Левочкин // АЕ за 1979 г. М., 1981. С. 324-330;
  • Вятчанина Т. Н. Архангельский собор Московского Кремля как образец в русском зодчестве XVI века // Архитектурное наследство. М., 1986. Вып. 34. С. 215-223;
  • Панова Т. Д. Средневековый погребальный обряд по материалам некрополя Архангельского собора Московского Кремля // Сов. Арх. 1987. № 4. С. 110-122;
  • Машнина В. С. Из истории создания декоративного оформления иконостаса Архангельского собора // Материалы и исследования / ГММК. М., 1989. Вып. 6: История и реставрация памятников Моск. Кремля. С. 84-89;
  • Рыков Ю. Д. Малоизвестный рукописный синодик московского кремлевского Архангельского собора нач. XVII в. с позднейшими дополнениями // Россия в Х-XVIII вв.: Пробл. истории и источниковедения. М., 1995. С. 497-505;
  • Щепкина М. В., Протасьева Т. Н. Сокровища древней письменности и старой печати. М., 1995. С. 21;
  • Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Московского Кремля: Святыни и древности. М., 1997. С. 93-138;
  • Горматюк А. А. Икона «Святой Василий Великий и великий князь Василий III в молении»: Краткая история и реставрация памятника // Искусство христианского мира. М., 1998. Вып. 2. С. 131-138;
  • Самойлова Т. Е. Княжеские портреты и роспись Архангельского собора Московского Кремля XVI в. // Ист. вестн. 1999. № 3/4. С. 153-219.

Эпилог

Прошли столетия, в двадцатом веке Архангельскому собору довелось пережить и обстрел революционными войсками, и запрет на богослужения у царских гробов. Но главный княжеский храм не был разграблен и был превращен в музей.

Сейчас в подклете Архангельского собора ведутся реставрационные работы. В одном из саркофагов были обнаружены мощи преподобной Евфросинии московской, единственный святой из женщин московского княжеского рода. Той самой вдовы Дмитрия Донского, которой явился Архангел Михаил. 28 мая 2008 года, в год 500-летия Архангельского собора, состоялось знаменательное для верующих и для истории собора событие — мощи святой Евфросинии московской были подняты из подклета и перенесены в придел святого мученика Уара.

На протяжении столетий Архангельский собор был олицетворением русского государства. В его судьбе, как в летописи, запечатлено каждое мгновение российской истории. И не раз бывало, что собор сам играл ключевую роль в исторических событиях. Во многом благодаря Архангельскому собору Москва стала духовным и политическим центром России, обрела славу и величие.

Реклама:

Архитектура и интерьер

Белокаменный храм привлекает множество паломников, туристов и любителей русской истории. Его внешний вид, интерьерные решения и некрополь — часть великого исторического наследия Руси.

Внешний вид

В основе классического пятиглавого и пятиапсидного здания стоят шесть столбов. Стены храма возведены из кирпича, отделаны белым камнем и прорезаны узкими окнами. В их украшении использовались детали характерные для венецианской архитектуры эпохи Возрождения. К ним относятся:

  • многопрофильные карнизы;
  • полуколонны с растительными капителями;
  • закомары, оформленные в форме раковин;
  • сочетание одного большого и трёх маленьких круглых окон в центральной закомаре западного фасада.

Пятиглавие смещено в сторону апсид. Центральный позолоченный луковичный купол окружён четырьмя шлемовидными серебряными главами. Динамики внешнему виду постройки придают барабаны, диаметр которых имеет разную величину. Они прорезаны узкими окнами.

Интерьер

Интерьер собора резко контрастирует с его внешним видом. Стены и потолок храма покрыты росписью. Следы первой росписи XVI века сохранились в диаконной части храма. Сохранившийся до наших дней был изготовлен в конце XVII века. Он имеет три уровня, разделённых небольшими карнизами.

Внутреннее убранство Архангельского собора

Это деление повторяется и на стенах здания. Основными сюжетами настенных росписей являются:

  • сюжеты из легенд, связанных с архангелом Михаилом;
  • картины, посвящённые борьбе русских воинов с неприятелями;
  • условные портретные изображения князей и царей.

За многовековую историю интерьер храма несколько раз обновлялся и реставрировался.

Усыпальница

На сегодняшний день в храме архангела Михаила, расположенном в московском кремле, располагаются 46 великокняжеских и царских погребений. Кроме правителей Московского государства на территории усыпальницы нашли своё последнее пристанище поместные князья, относящиеся к правящей династии.

Женщин княжеского рода и царицы хоронили в Вознесенском монастыре. После его закрытия и сноса в 1929 году их погребения перенесли в подвал Архангельского храма.

Чтобы легко ориентироваться среди множества захоронений необходимо знать их схему. У центральных столбов размещены погребения царей из рода Романовых. Вдоль стен находятся могилы князей Рюриковичей. Исключение составляют следующие захоронения:

  1. Гробницы царя Ивана Грозного и его сыновей расположены в алтарной части здания.
  2. В центральной части храма располагается рака с мощами царевича Дмитрия.
  3. В северной части собора у стены находится ковчег с мощами святого мученика Михаила Черниговского.

Интересно! Единственным императором, погребенным в Архангельском соборе, стал Пётр II, умерший в Москве. Его могила находится в центральном проходе напротив раки с мощами царевича Дмитрия.

Ангельские чины

Чины ангельские бывают трех иерархий. Высшая — это Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (в переводе «Пламенеющие, Огненные»). Средняя — Господства, Силы и Власти. Низшую — Начала, Архангелы и ангелы.

Все чины небесных сил называют ангелами. Ангел значит «вестник». Это отражает их предназначение — доносить до людей Божию волю, быть защитниками и учителями людей. Архангел Михаил стоит над всеми девятью чинами и поэтому называется архистратигом.

Мы знаем также имена других архангелов: Гавриил («сила Божия»), Рафаил («врачевание Божие»), Уриил («свет Божий»), Селафиил («молитвенник Божий»), Иегудиил («славящий Бога»), Варахиил («благословение Божие»), Иеремиил («возвышение к Богу»).

Немного истории

Сохранившийся до наших дней храм был возведен на месте каменной церкви, которая, в свою очередь, заменила старую деревянную. Предок Архангельского собора был символом победы Руси над голодом (вызванным неурожаем), чумой, с которыми великому государству пришлось столкнуться в период правления Ивана Калиты. Последний, к слову, впоследствии был захоронен в храме. Здесь положили и его усопших наследников. Так и зародилась традиция захоронения князей и близких в Архангельском соборе.

За строительство нового храма взялся Иван III. В 1505 году по его поручению была начата масштабная перестрой кастоличного кремля. Грандиозные перемены коснулись и царской усыпальницы. За ее возведение взялся итальянец Алевиз Новый. Результатами работы последнего мы и любуемся сегодня. К слову, их самому Ивану III, обратившемуся за помощью к заморскому архитектору, увидеть не удалось. Правитель скончался до завершения строительства Архангельского собора.

История основания

Михаил Хоробрит, брат Александра Невского, ещё в XIII веке стал русским князем и возвёл в Москве деревянный храм во имя Михаила архангела, своего святого покровителя. Московский князь Иван Калита в 1333 году на этом месте выстроил вместо деревянной церкви собор из белого камня. Строение появилось в благодарность за спасение России от голода в неурожайный год. Правитель стал первым князем, которого захоронили в Архангельском храме.

Покровительствовал местам упокоения княжеских семей Архистратиг Михаил, сопровождавший в царство небесное души умерших. В соборе находились места погребения мужчин, а женщин княжеского и царского рода хоронили в соборе Воскресения Христа кремлёвского Вознесенского монастыря. Монастырь разрушили в 1929 году и перенесли захоронения в южную часть Архангельского собора.

Князь Иван III завершил строительство Успенского собора и приступил к реконструкции Кремля в Москве. Родовая усыпальница тоже была перестроена. Государь решил разобрать ветхий Михаило-архангельский собор в 1505 году и возвести на его месте новый. К строительству был привлечён архитектор из Италии — Алевиз Фрязин. Иван III умер, так и не дождавшись окончания строительства.

Сын князя, Василий III, завершил постройку Архангельского собора, а также продолжил дело отца по объединению Руси. Поэтому собор Михаила архангела является некрополем великих русских правителей, и свидетельством объединения русских земель великими князьями. Митрополит Симон провёл таинство освящения храма 8 ноября 1508 года.

Вновь выстроенный храм выглядел очень нарядно. Стены его были покрашены в цвет красного кирпича. Красная стена подчёркивала красоту белых узорчатых деталей. Собор изменялся внешне не один раз за пятьсот лет существования. К нему добавлялись галереи, пределы. Главный купол стал луковичной формы, а не шлемовидной. Внутри же он обустроен как и все древнерусские церкви. Просторные своды поддерживают шесть столпов, которые располагаются в форме креста.

Иоанн Грозный. Первый царь

В 1533 году к власти пришел Иван Грозный. Он впервые в российской истории проходит обряд венчания на царство, как это было принято прежде в Византии. Теперь он именуется царь всея Руси. До Грозного правители Руси обряд миропомазания не проходили, потому именовались Великими князьями. Этот титул в Европе переводили как «принц» или «великий герцог». Царский же титул стоял наравне с титулом король. Это позволяло Грозному занять совершенно иную позицию в дипломатических переговорах.

Обретение Иваном Грозным царского статуса позволило ему сформулировать теорию, выделяющую царствующую ветвь из общего княжеского рода. Царь и его потомки теперь выделялись особой харизмой, благодатью, полученной через обряд царского венчания. Как один из куполов Архангельского собора отличается от остальных позолотой, так и царская семья отличается от своих великокняжеских родственников. В подтверждение этой теории Иван Грозный приказывает выделить для своего погребения отдельное место в Архангельском соборе. Внутри алтарной части с его южной стороны создается особая царская усыпальница, по сути отдельный храм в храме. Позже там будет похоронен сам Иван Грозный и два его сына.

В 1963 году останки Ивана Грозного были извлечены из усыпальницы и исследованы. Тогда впервые удалось установить, как действительно выглядел самый неоднозначный правитель в российской истории. Кроме этого ученые подтвердили точную дату его смерти — 18 марта 1584 года. Работами руководил известный антрополог Михаил Михайлович Герасимов.

По иронии судьбы отдельное захоронение внутри алтаря собора стало своеобразным памятником угасшему роду Калитичей. В ходе борьбы за власть они уничтожили друг друга, к семнадцатому веку в их роду не осталось ни одного законного претендента на трон. Через несколько смутных лет в усыпальнице Грозного похоронят царя уже новой династии, Бориса Годунова. Но очень скоро по приказу Лжедмитрия первого прах Годунова перенесут в Варсонофьевский монастырь. Это единственный случай перезахоронения царя из Архангельского собора.

Прошло много лет и люди забыли тонкости политических интриг смутного времени. Забылись имена, для большей части современных людей события тех лет — лишь увлекательный детектив, написанный историей.  На стенах собора среди праведников и святых мучеников появляются портреты московских князей. Они представлены с нимбами, как святые, независимо от того были они канонизированы или нет. Рядом с каждым изображался святой покровитель князя, и каждый человек, приходящий в храм, мог убедиться в богоизбранности и высоком предназначении царской династии.

О главной иконе Архангельского собора Московского Кремля

Конечно же, главной иконой в Архангельском монастыре является старинная работа под названием «Михаил Архангел с житием»

. Икона является самой древней из всех, на которых изображены сюжеты из жизни Архангела Михаила. По легенде инициатором создания этой иконы была вдова князя Московского Дмитрия Донского княгиня Евдокия. Ещё одним достопримечательным предметом старины является золотой потир, отделанный искусной чеканкой, резьбой, чернью и драгоценными камнями — он был подарен собору Ириной Годуновой в 1598 году.

Икона «Благодатное небо» также является одной из главных православных святынь собора. На иконе изображена Богоматерь с младенцем Иисусом Христом внутри сияния ярко-красного цвета.

Архангельский собор Московского Кремля: описание

Этот храм – полная противоположность соседнему, Успенскому. У того «начинка» ренессансная, а внешний вид – русский. В Архангельском же соборе интерьер полностью отвечает канонической православной церкви, хотя снаружи – особенно с западного фасада – здание выглядит как итальянский палаццо времен Высокого Ренессанса. Впрочем, позднейшие пристройки несколько изменили его внешний вид. Во второй половине шестнадцатого столетия Архангельский собор Московского Кремля, архитектура которого в общем плане осталась неизменной, обзавелся двумя приделами: Иоанна Предтечи и Покровским (позже переименованным в Святого Уара). С трех сторон церковь опоясала открытая галерея. В восемнадцатом веке ее убрали, но переделали центральную главу. Прежде она была шлемовидная, а стала луковкой. Классицизм внес свои коррективы: с закомар убрали декоративные фиалы, они приобрели стрельчатую форму. Тогда же сняли и черно-красную черепицу с куполов. В позапрошлом веке к храму с южной стороны прилепилась двухэтажная пристройка для священников.

[Summary]

The wall paintings of the Archangel Michael Cathedral in the Moscow Kremlin and more specifically the gallery of sixty odd portraits of princes added in the second half of the 16th century (in their present state they are as restored a century later) occupy a special place in the transition from stylized iconographic personification to secular portraiture proper as we would understand it today. This portraiture is largely memorial in character; interred in this cathedral are the remains of the Grand Dukes of Muscovy and other princes. However, this is more than a necropolis; incorporated are numerous personages from ancient Kiev and North-East Russia, who were ancestors of the Moscow princes. The whole concept originated in the reign of Ivan the Terrible, the purpose being to assert through a gallery of historical personages reaching back to the beginnings of the Russian state, the traditional authority of Muscovy. The representation of the Moscow Grand Dukes fringe the perimeter, covering the lower part of the southern, western and northern walls, while the ancestral «portraits» cover the central pillars in several tiers. This pyramidal arrangement was thus meant to denote the Russian state.

The extant wall paintings were executed between 1652 and 1666 by a large team of master-painters from both Moscow and elsewhere under the general supervision of Stepan Rezanetz and Simon Ushakov. Since this was period of change in Russian art revealing an awakened interest in the secular portrait, the wall paintings, though basically in keeping with the venerated traditions, disclose novel features. Each personage is individualized, displaying either nobility or commonness, profundity or shallowness composure or impetuosity.

Собор в XVI—XVIII вв

В 1547 году храм пострадал при пожаре. Но мастера Новгорода и Пскова отреставрировали настенную роспись, которую повредил огонь. С 1599 по 1765 год в соборе проводились поминальные службы по усопшим князьям и царям. При царе Алексее Михайловиче Романове начали восстанавливать стенопись, которая к тому времени обветшала. Старую живопись стёрли, сделали её описание и приступили к нанесению новой. Но закончить не удалось, потому что в казне не хватило денег. Как подтверждает википедия, долгие войны с Польшей и Швецией её опустошили.

Реставрировать внутреннее убранство продолжили в 1660 году. Завершили через шесть лет. Последние работы проводили девяносто художников во главе с иконописцем Симоном Ушаковым. В числе других живописцев были:

  • Гурий Никитин;
  • Яков Казанец;
  • Сидор Поспеев;
  • Фёдор Зубов;
  • Иосиф Владимиров.

Посмертные образы правителей Алексея Михайловича и Михаила Фёдоровича для обители написал Симон Ушаков в 1677 году. Новый узорочный иконостас был сделан в 1680 году. При Елизавете Петровне собор был повреждён в 1737 году Троицким пожаром. Его капитальным ремонтом тогда занимался князь Д. Ухтомский. В это время сделаны чеканные позолоченные киоты из серебра для икон, отреставрированы надгробия и парсуны царей. В эти годы шлемовидный главный купол сменили луковичным. Тогда же часть фасада с южной стороны перекрыли стенами из белого камня, а закомары лишили декоративной отделки.

В 1742 году организовано Московское епархиальное управление, и собор Михаила Архангела становится кафедральным. Протоиереем храма с 1771 по 1801 год был автор сочинения «Церковный словарь» Пётр Алексеев. В 1772 году обновили решётки около захоронений, отреставрировали верхние ярусы иконостаса, сделали пять новых паникадил. Также сшили новые покрывала из бархата на гробницы царей, а суконные с серебряными крестами из тесьмы на надгробия Великих князей.

Екатерина II Великая во время своего правления решает построить Кремлёвский дворец вблизи Архангельского собора. Автором грандиозного проекта был Василий Баженов. Но в 1773 при рытье котлована под фундамент в краткий период на стенах храма появились трещины, а земля рядом начала проседать. После доклада об этом работы спешно прекратили, а тремя контрфорсами укрепили стену с южной стороны здания.

Настоятели собора

  • Иоанн (упом. в 1439),
  • Иоанн (упом. в 1454-1463),
  • Михаил (упом. в 1507),
  • Иуда (упом. в 1518-1519),
  • Симеон (упом. в 1542-1550),
  • Тимофей Яковлев (упом. в 1551),
  • Евстафий (упом. в 1564-1565),
  • Григорий Иванов (упом. в 1569-1570),
  • Иоанн (казнен по приказу Иоанна IV 27 нояб. 1575),
  • Василий (упом. в 1584-1585), Григорий (упом. в 1593),
  • Димитрий (упом. в 1599-1608),
  • Иоанн (упом. в 1613-1630),
  • Григорий (упом. в 1634-1643),
  • Никифор Матвеев (упом. 1645 — ок. 1657),
  • Кодрат (упом. в 1658-1672),
  • Феодор (упом. в 1675-1691),
  • Петр Васильев, духовник Петра I (упом. в 1696-1703),
  • Иаков Михайлов (назначен в 1723, упом. до 1734),
  • Иоанн Семенов (ок. 1738 — 1741) ,
  • Василий Иванов, бывш. духовник императрицы Анны Иоанновны (назначен в 1741, упом. до 1745)
  • Иоанн Комаровский (упом. в 1749 — 1771),
  • Петр Алексеев (1771-1801),
  • Димитрий Лавровский (1801-1811),
  • Алексий Шумилин (1811-1813),
  • Иаков Никольский (1813-1816),
  • Герасим Попов (1816-1818),
  • Иоанн Русинов (1818),
  • Василий Кутневич (1818-1833),
  • Арсений Тяжёлов (1833-1855),
  • Петр Покровский (1855-1871),
  • Михаил Богословский (1871-1880),
  • Александр Невский (1888-1892),
  • Валентин Амфитеатров (1892-1901),
  • Павел Извеков (1905-1909),
  • Димитрий Лавров (1910-1914),
  • Николай Извеков (1915-1918)

Стоимость билетов

  • пенсионерам и студентам — 250 рублей
  • бесплатно — детям до 16 лет
  • остальные граждане приобретают билет по 500 рублей

Чтобы не возникло неприятных недоразумений, надо знать правила поведения на территории Кремля:

  1. Фотографировать можно на территории комплекса, снимать не разрешается в музеях и соборах
  2. Нельзя посещать территорию в нетрезвом состоянии, в неподобающе одежде, проносить легковоспламеняющиеся вещества, оружие, все это можно сдать на хранение
  3. Нельзя принимать пищу, выпивать
  4. Не рекомендуется петь, расклеивать листовки, играть на музыкальных инструментах

От туристов не требуется многого — надо просто проявить уважение к знаковому для россиянина месту и не совершать недостойные поступки.

Хоть раз в жизни, если появилась такая возможность, надо посетить Московский Кремль, и одно из самых красивых зданий и интереснейших музеев — музей собора святого Архистратига Михаила. Собранные там уникальные фрески, иконы и усыпальницы не оставят никого равнодушным, впечатления останутся на долгое время.

Пролог

28 мая 1591 года при загадочных обстоятельствах погиб сын Ивана Грозного, царевич Дмитрий. Была ли его смерть случайной или же это было политическое убийство — не ясно до сих пор. Несомненно одно: после смерти его старшего брата, царя Фёдора Иоанновича, царская династия прекратила свое существование. Не осталось ни одного законного наследника престола. На короткое время воцарилась избранная на Земском соборе династия Годуновых, однако вскоре страна погрузилась в хаос. Началась смута, Россия оказалась перед сложнейшим выбором за всю свою историю. От того, кто будет править страной, зависело не только будущее, но и настоящее России как единого и неделимого государства.

Несколько десятилетий страну терзали войны и голод, не было единения среди людей. Одни подбивали народ на бунт, другие не желали признавать власть избранных боярами царей, третьи верили, что царевич Дмитрий чудесным образом спасся и вскоре воцарится на российском престоле. Народ молил бога о законном царе, видя в этом спасение России.

В мае 1606 года в Москве зазвонили колокола. По столице шёл крестный ход. В Москву из Углича везли мощи святого царевича Дмитрия. Задолго до этого ходили слухи, что у гроба царевича, погибшего 15 лет назад в Угличе, сами собой возгорались свечи и исцелялись люди. Царь Василий Шуйский послал с проверкой в Углич бояр и высших церковных иерархов. Теперь святой царевич с почётом возвращался в Москву.

Царевич Дмитрий был самым младшим представителям царской династии. В 1591 году ему было всего 8 лет. Он родился от седьмого брака Ивана Грозного с Марией Нагой. В мае 1584 года уже после кончины Ивана Грозного, царь Димитрий вместе с матерью Марией Нагой, со своими родственниками, под охраной четырёх приказов стрельцов, прибыл в Углич. Считать, что он был отправлен сюда в ссылку — это не совсем правильно. Но если даже это была ссылка, то почетная ссылка, потому что всегда Углич передавался младшим сыновьям великого князя. А спустя семь лет произошло то, что произошло…

Многие историки считают, что царевич Дмитрий не был убит, его мученическая смерть — трагическая случайность. После смерти Бориса Годунова в Москве появился Лжедмитрий I, и народ предпочёл признать в нём законного наследника. Через год веры самозванцу не осталось, его свергли, а царём был избран Василий Иванович Шуйский. И первым делом новый царь посылает в Углич к гробу Дмитрия светскую и церковную знать. Первая задача Шуйского была в том, чтобы закрыть любую дорогу для новых самозванцев.

Посланники Шуйского вскрыли гробницу царевича и обнаружили, что мощи царственного младенца целы и не порушены. Мать царевича, в то время инокиня Марфа, под присягой признала, что в гробу действительно лежит её сын. Все чудеса исцеления, прежде случавшиеся у гроба, были подробно записаны, а свидетели опрошены. Малолетний невинно убиенный царевич был назван святым. По указу царя гробницу Дмитрия должны были перевезти в Москву. Делали это торжественно. Трижды по пути крестный ход останавливался, чтобы народ российский мог поклониться новому святому.

Первая остановка была сделана в Угличе. Позже на этом месте поставили церковь «Дмитрия на поле». Вторая остановка — в Троице-Сергиевой Лавре. Третья остановка была в Москве на Лобном месте перед Кремлём. Здесь гроб стоял несколько дней и за эти дни святой Димитрий углицкий по преданиям не раз явил миру чудо, исцеляя больных.

Василий Шуйский понимал, что Россия в смятении, что власть не прочна. Только что свергнут один Лжедмитрий и уже появились слухи о втором. Хотя род Шуйских происходил от одного корня с Иваном Грозным и избрание Василия Ивановича на трон произошло абсолютно законно, московская чернь всегда была готова поверить в ожившего прямого потомка царя Ивана Грозного.


Василий Шуйский

Но самое важное деяние царя Василия Шуйского было еще впереди. Царевич Дмитрий был похоронен в своем уделе, в Угличе, тогда как всех его царственных сродников уже триста лет погребали в родовой усыпальнице в Архангельском соборе в Москве и задачей нового царя было вернуть святого младенца в княжеский некрополь

И вот весной 1606 года мощи святого царевича были внесены в Архангельский собор Кремля. У людей появилась надежда, что беды отступят и Россия вновь обретет спокойствие.

Внутреннее убранство собора

Интересно, что роскошным интерьер Архангельского собора стал только в эпоху правления Ивана Грозного. Именно он поручил создать в храме первый расписной иконостас, однако, до наших дней он не сохранился. За обновление внутреннего убранства церкви взялись в 17 веке. Главным вдохновением для мастеров послужили интересные факты из биографии покоящихся в храме правителей.

Фрески и уникальные росписи Архангельского собора в наши дни считаются одними из самых привлекательных его черт. Над оформлением интерьера строения трудились такие таланты, как Федор Зубков, Гурий Никитин, Яков Казанец и не только. Царям и их родным посвящено более 60 изображений (на стенках собора можно увидеть портрет князя Владимира, Невского, Боголюбского, Семена Гордого и не только). Великие правители, покоящиеся здесь, изображены в молитвенной позе. Каждое из захоронений дополнено надписями, указывающими на имена усопших, имена их небесных покровителей.

Фрески Архангельского собора гармонично дополнены уникальными храмовыми иконами, в числе которых и «Благовещенская Устюжская», лик Николы Можайского, Иоанна Предтечи. Они, по мнению историков и богословов, относятся к временам правления царя IY. Тем не менее, возраст их не столь почитаемый, как возраст образа Архангела Михаила. Последний, по некоторым данным, был заказан вдовой Дмитрия Донского, Евдокией.

Икону написали в честь удачного завершения Куликовской битвы. Ряд экспертов предполагает, что над созданием лика трудился Феофан Грек вместе со своими учениками. До того, как икона попала в Архангельский собор, она была главной святыней другого храма, возведенного при Иване Калите.

ИНТЕРЕСНО: Иисус Христос.

Наряду с древними, особо ценными образами, в церкви можно увидеть иконы XYIII века, в том числе и те, которые были сделан на заказ Федора Алексеевича. Что касается иконостаса в целом, то сохранившийся до наших времен, он изготовлен 60 мастерами. Резной, четырехуровневый, он увенчан Распятием и ликом Богоматери, а также Великого Архиерея.