Наше преображение совершается крестом

Оглавление

Когда и какого числа отмечается Преображение Господне в 2021 году

Ежегодно, согласно канонам христианства, в августе верующие отмечают важнейшее евангельское событие – праздник величия и славы Спасителя. Торжество получило название Преображения, так как в этот день ученики Христа увидели его Божественную суть, уверили в него как в Бога.

В отличие от многих других праздничных дат, отмечается в один и тот же день. Дата не переходящая, приходится на 19 августа (по григорианскому календарю). Католическая церковь празднует торжество 6 августа.

В Апостольской церкви Армении, отличающейся от православия и католичества некоторыми догматами, Преображение считается переходящим событием. Время празднования приходится на период с 28 июня по 1 августа (включительно).

В народной традиции день праздника принято называть Яблочным (Вторым, на Горе, Средним) Спасом. Помимо богослужений в храмах освящают плоды нового урожая – виноград, яблоки и другие дары природы.

Второй Спас приходится на период краткосрочного (две недели), но строгого поста. Ограничения Успенского поста схожи с правилами великопостных дней, но в Преображение допускаются небольшие послабления.

Так как дата не переходящая, то может приходиться на любой день недели. В 2021 году отмечается в четверг, предпразднество – один день, послепразднества – семь дней.

История праздника Преображения Господнего

Знаменательный эпизод из жизни Спасителя описали евангелисты Лука, Марк и Матфей. Во время путешествия с учениками Иисус пророчествовал о том, что некоторые из них увидят Царство Божие при жизни. По пути им встретилась гора. Спаситель сказал близким ученикам Петру, Иакову и Иоанну следовать за ним. Вчетвером они поднялись на вершину.

Ученики молились вместе с Иисусом. Вдруг лицо Учителя озарилось Божественным светом, а его одежда засияла ярче и белее снега. Они увидели рядом со Спасителем пророков Илию и Моисея, которые предрекли Ему жертвенное окончание жизни в Иерусалиме.

Восхищенный Петр пожелал поставить в честь явления три кущи — постройки, в которых, по иудейской традиции, отмечали праздник Суккот. В это время над вершиной горы проплывало облако. Из него раздался Глас Божий и велел слушать Сына своего, в котором являет Свою Волю. По пути вниз Иисус запретил ученикам рассказывать об увиденном до дня Его Воскресения.

Событие стали почитать как праздник Преображения Господнего в IV веке. Торжество сначала праздновали только христиане Востока. Византийские императоры способствовали распространению обычая во всем христианском мире. В средиземноморских странах праздник Преображения Господнего заменил прославление в честь окончания сбора урожая языческого бога виноделия Вакха.

Значение Преображения Христа

Церковная интерпретация видит в этом библейском сюжете две стороны, которые дополняют и доказывают одно другое.

  1. Господь преображается на Фаворе и демонстрирует собственную славу, пронизанную лучами божественного величия. Апостолы увидели ровно столько, сколько могли познать в этот момент свои разумом. Господь доказал ученикам, что именно Он есть истинный Бог.
  2. Православный человек всегда должен помнить, что вместе с изменением Сына Божьего преобразилась и телесная природа Его учеников. Небесный Свет также освятил благодатью и окружающий созданный мир. Не только обыкновенные и сотканные одеяния Христа были пронизаны лучами Царства Всевышнего, но и вершины окрестных гор блистали белоснежным сиянием.

Всем известно, что Адам и Ева ослушались Отца Небесного и вкусили плод греха, поэтому люди потеряли возможность жить в райских обителях. Знание о тленности материальной природы не должно вводить верующий в состояние отчаяния, ведь существуют Священные Писания, говорящие правду. Евангельский рассказ дарует христианам надежду на то, что человеческий род и окружающая природа вернется к прежнему извечному состоянию блаженства и духовной чистоты.

Недолгое Преображение Господа, длившееся несколько минут, знаменует о том, что в определенный час мироздание вернется в состояние непревзойденного спокойствия. Апостолы, находящиеся рядом с Учителем, были вознаграждены за свою добродетельность и преданность Господу — они обрели исключительное духовное мировоззрение и уже никогда не сомневались в свете славы Божьего Сына.

Преображение Господа произошло ради укрепления веры его учеников. Приближалось время распятия, поэтому Христос дал им надежду на то, что с Его смертью служение не закончится, но только начнется. Он преобразовался, показывая могущество, и внушил апостолом знание о Его добровольной жертве, которая приносится за мир.

Иисус подтверждает, что идет на смерть не из-за бессилия или уничижения, но ради человечества. Он показал Царство прежде смерти, силу раньше страданий, а великую славу раньше бесчестия на кресте.

В России праздник Преображения Господня в народе называется Яблочный Спас

Праздник Преображения Господня относиться к числу двунадесятых великих празднеств. Он имеет один день предпразднства (5 августа) и семь дней попразднства (с 7 по 13 августа). Его отдание в храмах совершается 13 (26) августа. Преображение выпадает на Успенский пост со всеми его ограничениями.

Накануне праздника вечером совершается Всенощное бдение, а на великой вечере читаются паремии и совершается лития. На Утрене совершается полиелей, а также читаются каноны. Они написаны выдающимися песнописцами-богословами преподобным Иоанном Дамаскиным и преподобным Космой Маюмским. Непосредственно в день праздника в храме совершается Литургия. Священники переменяют в этот день одежды на белые, что символизирует божественный нетварный фаворский свет.

Яблочный спас в Малороссии. Н. Бондаревский. В народной традиции восточных славян праздник Преображения Господня называется Яблочный Спас

Существующая среди восточных славян традиция называет праздник Преображения Вторым или же Яблочным Спасом. Яблочный Спас его стали называть потому, что согласно Типикону, в этот день освящается виноград нового урожая и другие плоды, а там, где его нет, — яблоки, после чего их разрешалось употреблять в пищу. В Израиле и южных христианских странах, например, Греции, ко времени праздника как раз поспевал виноград. Естественно, что на Руси виноград рос не везде и поэтому его заменили яблоками.

Освящение плодов на праздник Преображения Господня производится в конце праздничной Литургии. Это выражение дара Богу от благословлённой Им природы. Существует даже специальная молитва — «На освящение начаток овощей (плодов)».

Что означает Преображение Господне

Спаситель преобразился, показав ученикам свою славу для их ободрения, дать им надежду и духовные силы, чтобы пережить те три дня, когда Он будет мёртв. Ведь даже тогда ученики воспринимали его как пророка, царя, посланника Божьего, но не Сына Господа. Глас Святого Духа, прозвучавший с небес, был очередным знамением, которое раскрывало перед учениками всю силу и власть их Учителя.

Мы, когда читаем Евангелие, часто недоумеваем: почему ученики не понимают смысла притчей и некоторых слов Спасителя? Всё дело в том, что мы уже знаем, что Он — Сын Божий. Мы уже понимает общий смысл Его иносказаний. Апостолы же до последнего момента не понимали весь смысл сказанного и происходящего. Им ещё не было открыто со всей ясностью и очевидностью, что Иисус Христос — Сын Божий.

Явление двух пророков тоже имеет глубокий смысл. Моисей, вождь и законодатель народа Израильского, склоняет голову перед Иисусом Христом. Это значит, что Он и является основателем Ветхого и Нового Завета. А Илия, пророк-ревнитель, карающий богохульников и еретиков, смиренно внимает Спасителю, подтверждая, что Он — долгожданный Мессия.

На иконах Преображения Господня Спаситель изображается стоящим на горе Фавор. По бокам от него пророки, а у ног — апостолы, упавшие на землю и закрывшие лица от исходящего от Христа нетварного света. На более поздних иконах появляются ангелы, сопровождающие Иисуса и пророков, и дополнительные элементы, раскрывающие подробности события.

Значение праздника Преображения Господня велико не только для учеников Христа, но и для современных православных христиан. Праздник олицетворяет обновление и очищение человеческой природы с Божьей помощью. С древних времён Преображение любимо русскими людьми. В честь этого праздника строились церкви и монастыри, празднование всегда было торжественным и многолюдным.

История празднования Преображения Господня

Преображение Господне — это праздник с интересной историей. Он приурочен к событиям из жизни Сына Божьего. За 40 суток до распятия он поведал ученикам о своей судьбе: умереть страшной смертью ради спасения человечества. Иисус и трое его учеников — Иаков, Иоанн и Петр — отправились на гору Фавор. Когда Сын Божий начал произносить молитвы, его одежда стала белоснежной, а лицо начало светиться. Иисус запретил ученикам рассказывать кому-либо об этом. Когда они спустились обратно, Христос попросил собрать плоды, чтобы освятить их.

Начали отмечать Преображение Господне после открытия собора на горе Фавор в IV веке. Как гласит история, чтобы праздник не приходился на Великий Пост, его стали отмечать в августе.

Традиции и обряды праздника

Как гласит легенда, Ева, сорвав яблоко с Древа Познания, лишила человечество права пребывать в раю. Поэтому наши предки считали яблоки греховными фруктами и не ели их до Спаса. Только 19 августа их впервые ставили на стол, предварительно освятив.

С утра женщины делали всевозможные заготовки яз яблок на зиму и готовили выпечку. К 12 часам дня семьи шли в сады и собирали урожай. Только после этого все поздравляли друг друга. На стол подавали скоромную пищу. Обязательно ставили блюда из яблок.

Вечером народ песнями и танцами провожал солнце. Считалось, что с этого момента земля берет курс на осень. А это значит, что дни становятся короче, а ночи — холоднее. В праздник Преображения Господня традиционно читали заговоры и проводили обряды и ритуалы.

Например, для привлечения материальных благ в новую ночнушку заворачивали свежее яблоко и при этом 7 раз повторяли: «Обновки и золото к себе притягиваю, достатка желаю». Заговоренный плод вместе с тканью прятали в укромном месте. Ровно через год его закапывали под яблоней.

Чтобы улучшить положение дел на любовном фронте ночью накануне Спаса в голом виде становились посреди комнаты, после чего вырезали в яблоке отверстие, помещали в него кольцо и капали воском, закупоривая. При этом проговаривали: «Любовь в свою жизнь привлекаю я, суженого-ряженого жду, пусть кольцо и аромат яблока его притянут». Фрукт хранили до тех пор, пока ритуал не срабатывал.

Женщины часто прибегали к обряду на омоложение. Вечером они шли в сад, срывали с дерева самое красивое яблоко и 12 раз шептали на него следующий заговор: «Матушка-природа, обращаюсь к тебе с просьбой в этот чистый день. Заколдуй это яблочко и подари мне юность и красоту. Пусть как можно дольше не приходит старость, а на лице не появляются морщины». Затем заговоренный плод съедали.

История праздника


Преображение Господне на горе Фавор События Преображения описаны в евангельском повествовании (у Матфея, Луки и Марка). Господь Иисус Христос, взяв с Собой трёх апостолов – Петра, Иакова и Иоанна, возвёл их на гору и преобразился, т. е. изменился перед ними, просияв прекрасным и нестерпимым для их зрения Светом.

Сюжет

В те дни уже близилось время страданий и крестной смерти Христа. Сам Он всё чаще говорил с апостолами о предстоящих мучениях и распятии. И вот однажды Он, взяв с Собой трёх самых близких Ему учеников, взошел на вершину горы. Когда Христос начал молиться, с Ним вдруг произошла удивительная перемена: лицо Его преобразилось, просияв, как солнце; даже одеяние Его сделалось белоснежным и блистающим неземным Светом. Рядом с преобразившимся Иисусом возникли вдруг великие древние ветхозаветные пророки — Моисей и Илия. Они начали беседовать с Ним о предстоящих крестных страданиях. Апостол Пётр, поражённый таким чудом, обратился к Христу с просьбой разрешить ученикам прямо здесь, на горе, обустроить палатки: одну для Иисуса и две для пророков. Ему не хотелось, чтобы это чудесное видение пропало без следа, и хотел хоть как-то продлить эти чудесные мгновения.

В небе появилось облако, осенившее всех своей тенью, и из него раздался голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». Апостолы в страхе упали ниц на землю. Видение пропало — перед ними остался стоять один лишь Христос. Он подошёл к ним и, коснувшись их рукой, сказал: «Встаньте и не бойтесь». Затем, когда они спускались с горы, Христос повелел апостолам держать увиденное в тайне и никому не рассказывать о чуде Преображения до момента Воскресения Его из мёртвых.

Место

По церковному преданию (в Евангелии об этом прямо нигде не говорится), Преображение совершилось на горе Фавор — на одной из гор Галилейской области Палестины. Некоторые из современных исследователей называют горой Преображения не Фавор, а один из отрогов горы Ермон (Израиль).

Время

Вы­да­ю­щий­ся отечественный историк, профессор Санкт-Пе­тер­бург­ской Ду­хов­ной ака­де­мии, В. В. Болотов убе­ди­тель­но до­ка­зал, что Христос пре­об­ра­зил­ся пе­ред уче­ни­ка­ми неза­дол­го до Пас­хи, в феврале или мар­те по нашему ка­лен­да­рю. При этом он объяснил логику праздничных да­ти­ро­вок, почему мы отмечаем Преображение в августе. Ока­зы­ва­ет­ся, в уста­нов­ле­нии кален­дар­ных дат сво­их тор­жеств Христианская Церковь ча­сто ру­ко­вод­ство­ва­лась не на­уч­ны­ми, а мис­си­о­нер­ски­ми соображениями. На­ро­чи­то совмещая свои праздники с дня­ми по­пуляр­ных язы­че­ских тор­жеств, Церковь хо­те­ла постепенно вытеснить их из на­род­но­го оби­хо­да, «христианизировать», на­пол­нив дру­гим со­дер­жа­ни­ем. Этим объясняются рас­хож­де­ния между историческими и ка­лен­дар­ны­ми богослужебными да­ти­ров­ка­ми.

Так про­изо­шло и с праздником Пре­об­ра­же­ния. Окон­ча­ние сбо­ра винограда да­же среди христианского на­се­ле­ния ещё дол­го отмечалось язы­че­ски­ми «вак­ха­на­ли­я­ми». Чтобы христианизировать этот праздник уро­жая, бы­ло решено торжественно праздно­вать в августе Пре­об­ра­же­ние Господне, искусственно сов­ме­стив с ним благодарственный мо­ле­бен Бо­гу за да­ро­ва­ние винограда. В странах, где виноград не растет, например, в большей части России, вместо него стали освящать яблоки.

Основы праздника

Священнослужители наставляют: духовное преображение стимулирует заполнение человеческого сознания святостью и нравственной чистотой.

Личное преображение человека влияет и на окружающий мир

Истинно верующие, проходящие такое становление, изменяют и окружающий мир. Человек собственноручно подчиняет своей воле индивидуальные страсти и начинает распространять лучшие качества вовне. Вселенная отвечает взаимностью и ослабляет хватку, возникшую от человеческого грехопадения, и открывает путь к Господу.

Это торжество всегда приходится на время Успенского поста, который предваряет Успение Пресвятой Девы Марии и отмечается с 31 июля по 14 августа. В славянской традиции этот праздник называется «Яблочным Спасом» — торжеством, знаменующим наступление осенней поры и природного изменения.

О праздниках, именуемый «Спасами»:

В библейском сюжете говориться, что на вершине горы под названием Фавор произошло великое событие, которое значится в церковных анналах истории как Преображение Спасителя Христа.

  • Уже приближалось время, когда Божий Сын понесет свой крест и будет распят за человеческие грехи. Сам Учитель все более упоминал в своих беседах с апостолами о том, что вскоре Ему предстоит терпеть страдания за веру в Господа.
  • Однажды Он отправился на вершину горы Фавор, чтобы вознести молитвы Небесному Отцу. В пути его сопровождали самые близкие апостолы, которым суждено было увидеть чудесное Преображение Спасителя.
  • Ученики Петр, Иоанн и Иаков лицезрели удивительную перемену в теле Христа, когда он только начал воспевать могущество Господа. Лицо Иисуса воссияло лучезарным светом, одеяния Его сделались белоснежными и излучали запредельное сияние.
  • Рядом с Мессией чудесным образом предстали великие пророки Ветхого Завета — Моисей и Илия. Честнейшие мужи вели дружелюбную беседу с Христом о предстоящих страданиях на Голгофе.
  • Изумленный апостол Петр, пораженный видением и не желающий окончания этих бесед, просил Иисуса разрешения устроить на горе палатки для величайших пророков и самого Сына Божьего.
  • Неожиданно в небесах возникло облако, которое покрыло собравшихся приятной тенью. Вскоре раздался грандиозный Голос, который утверждал, что Христос есть Его Сын, и только Сына нужно слушаться.

    Преображение Господне: Христос явил апостолам Свою славу

  • Когда видение пропало, на горе остались только апостолы и Спаситель. Последний подошел к любимым ученикам, стоявшим на коленях и испытывающим благоговейный страх, коснулся их рукой и дружелюбно попросил встать, приняв божественную любовь.

На заметку! Невысокая гора под названием Фавор находится в северной области масштабной Израильской долины. Этот холм славится грандиозными дубами, оливковыми деревьями и большим количеством зелени. Фавор по своей форме напоминает огромную полусферу, возвышающуюся над окрестными селениями, виноградниками и полями.

Это интересно: Праздник Ореховый спас — история и происхождение, значение и смысл, традиции, когда и как праздновать

Значение праздника для христиан

К нему относятся как к проявлению величия и славы Спасителя. Оно напоминает нам о том, чтобы достичь спасения и очищения нашей души, нужно сделать некоторые изменения в своем духовном мире. Преображение Господа дало нам явное представление о том, что ожидает человека после попадания в Царство Божье. Такое явление во славе давало ученикам силы для укрепления веры, чтобы перед смертью через пытки и испытания не отступить от Господа.

В то время проповедование христианства не только не одобрялось, но всех, кто его распространяли, уничтожали путем мучительных страданий. Некоторые ученные отмечают, что есть определенные символы данного праздника. Они заключаются в таких терминах:

  • Гора. Ее соотносят с уединенным местом, где проще всего возносить молитву. Именно там ничто не будет отвлекать Вас от общения с Господом. Только искреннее покаяние способно соединить наш беспокойный ум с Богом.
  • Фавор в переводе означает «свет», «чистоту». Считается, что открыв сердце и приняв в него Христа, сможем очистится и обрести надежду на спасение.
  • Преображение Иисуса – символизирует благодатное состояние, в которое попадет человек, после своего воскресения.
  • Осознание и покаяние в своих поступках поможет освободится от грязи, которая находится в душе и возможность принятия не созданного божественного света.

В чем же состояла цель Преображения Господа?

По словам церковных песнопений, Преображение Спасителя состояло в том, что свет невещественного Божества, соединенного с человеческою природою во Христе, обильно обнаружил себя перед апостолами в преобразившемся Иисусе (тропарь первого канона пятой песни праздника), впрочем, обнаружил Себя не во всей силе, чего бы не вынесла земная природа Его учеников, но настолько, насколько могли они вместить (кондак праздника).

Сделал это Господь, щадя апостолов, чтобы с видением славы Божества не лишились они и жизни, но насколько могли вынести видение этой славы телесными очами. Для Петра, Иакова и Иоанна созерцание Божественной славы Господа и явление ветхозаветных праведников служило доказательством, что Иисус Христос владычествует и над умершими (тропари второго канона пятой и восьмой песней праздника), а также то, что Он есть Творец и Исполнитель закона. Глас Отца Небесного утверждал учеников в том, что Учитель их есть Сын Бога Отца. Все это должно было убедить избранных апостолов, что страдания и смерть Господа, о которых беседовал с Моисеем и Илией, они не должны почитать насильственным делом иудеев, но должны понять, что Воплотившийся Сын Божий принимает их добровольно (тропарь праздника) ради спасения людей, и потому им не нужно их бояться (стихира на «Господи воззвах»).

По отношению ко всему роду человеческому, Господь в Своем преображении, по учению Церкви «очерневшее Адамово естество облистати паки сотворил» (великая вечерня, стихира «на стиховне»), и «просветив, богосодела» (малая вечерня, стихира «на стиховне»). То есть Спаситель показывает человеку, что он может и должен стремиться к преображению духовному – к чистоте своей души, чтобы она так же светилась, как преображенные лицо и одезды Иисуса. И как одежды Господа имели яркий свет от большой степени проявления в Нем Божества, так и мы должны гореть любовью к Богу, сияя делами добродетели. Иисус Христос явил прообраз Своего грядущего воскресения (стихира на «Господи воззвах») и блистание будущей славной жизни (тропарь первого канона седьмой песни).

Господь преобразился не для Себя, но ради нас, грешных. На это указывают и сами евангелисты: «Преобразился пред ними» (Мф. 17,2), ибо Христос «будучи сияние славы и образ ипостаси Его» (Евр. 1,3) не нуждается в просвещении. Он преобразился ради нас, чтобы просветить нашу душевную тьму и преобразить нас из рабов греха в истинных рабов Своих, из сынов гнева – в возлюбленных сынов Бога. Господь Иисус Христос пришел в мир с целью обратить нас в детей Божиих. Ради этого Он воплотился от Пресвятой Богородицы и Святого Духа, ради этого Он принял образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек, и какой только Господь не понес труд, чтобы обновить в нас, грешных, как сынов Божиих, утерянный Отчий образ!

О ПОИСКЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ

Духовность личности всегда определяется тем, в какой мере она задумывается о смысле жизни. Австрийский психиатр Виктор Франкл утверждал, что такие размышления являются духовным стержнем, отличающим нормальных людей от тех, кто страдает от каких-либо патологий.

Человек обнаруживает проблематичность своего существования и испытывает неоднозначность своей жизни. В определенные жизненные периоды эти вопросы становятся наиболее «острыми», что говорит о духовных исканиях.

К поискам смысла жизни может привести глубокое душевное потрясение. Независимо от причин и выбранного пути духовного развития личности такие искания являются показателем осмысленности бытия и развития личности. Существование человека – не бессмысленно и пока его не оставило сознание, он должен заниматься реализацией своих ценностей и нести ответственность.

«Оправдание» человеком своего истинного предназначения происходит через опыт, путем проб и ошибок. Условности ментальных программ устраняются при возникновении определенных переживаний и эмоций и чувств, связанных с ними. Пока личность не обуздает свой ум и не научится осознавать игры разума, единение с духом будет неполным.

Не менее важно установить связь с собственным телом, научится его слышать, развить чувствование и целенаправленно использовать ум. Эти умения избавят от диссонанса в ощущениях и самовосприятии, помогут достичь полноценной душевной гармонии

Неразрешенные проблемы и конфликты – преграды духовного роста

Любой неразрешенный эмоциональный конфликт является преградой для развития духовности и расширения сознания. Поэтому такие проблемы нужно добровольно решать, учиться брать на себя ответственность за свое поведение, убеждения и отношения.

На первом этапе эмоционального роста, человек берет на себя ответственность за свои действия, что ведет к духовному развитию. Если личность продолжает винить в своих несчастьях и проблемах других людей, она не может разрешить свои эмоциональные конфликты, вследствие чего создаются духовные блоки.

Между ответственными субъектами и теми, кто этой ответственности избегает, возникает непонимание, сильная напряженность, несознательные реакции, создающие напряженные отношения. Человеку необходимо научиться сохранять самосознание в таких ситуациях, особенно во взаимоотношениях с близкими, что позволит снять эмоциональные блокады.

Многие дисфункциональные модели поведения и реакции формируются в раннем детстве и отражаются в виде неисцеленных травм и ран во взрослой жизни. В результате, такие понятия как любовь, секс и эмоциональные потребности могут быть перепутаны с оскорбительным поведением с отсутствием границ.

Если эту дисфункцию не исправить, отклонения будут искажать и определять действия и межличностные отношения. Человек с дисфункциональным паттерном чувствует себя оторванным от мира, нелюбимым, испытывает сексуальное страдание, не может удовлетворить эмоциональные потребности в общении и установить личные границы. Поэтому на пути духовного роста, субъекту нужно исцелить свои личные эмоциональные травмы, которые могут тормозить все сферы саморазвития.

Один из важных этапов духовного развития – это создание пространства Любви-Мудрости в своем самом близком окружении (любимый человек, родители и дети). В ином случае мнимое бегство к свободе будет еще дальше отдалять личность от принятия на себя ответственности за свою жизнь, умения управлять ею и достижения истинной свободы. Другими словами, избегая насущных проблем, изменений и преобразований в первом главном круге жизненных связей, человек еще больше попадает в душевное рабство.

Тесное общение с родителями и своими детьми помогает извлечь человеку жизненные уроки. Если их не осознать и не пройти, достичь нового уровня духовного развития невозможно. Следовательно, личностные проблемы действуют как спусковой механизм для запуска волны духовных исканий.

Что означает традиция называть 19 августа Яблочным Спасом

Перенос праздника на конец лета, когда в Греции созревал виноград, способствовал появлению обычая после богослужения святить плоды. Так явление Царства Небесного освящает земные труды людей.

В России, где виноград не растет, его заменили яблоки, поспевающие на территории центральной России как раз к началу августа. Благочестивый обычай запрещал их употребление до праздника, так как начатки урожая должны быть освящены. А вот 6 августа по всей России открывались, часто прямо близ храмов, своего рода яблочные базары. Именно обилие этих плодов, освящаемых после службы, подарило празднику народное название «Яблочный Спас».

Обычай святить яблоки сохраняется доныне, хотя собственные сады есть не у всех, многие покупают яблоки, виноград в магазине. А вот употреблять ли их в пищу до праздника – вопрос, который многие современные священнослужители советуют решать со своим духовником.

Как принять тожество обновления

Именно щедрый август стал днём празднования Преображения Господня. В этот день верующие приносят в храм плоды нового урожая: яблоки, виноград, колосья хлеба для освящения. Можно приносить другие плоды, которые поспели к этому дню, кроме огурцов.

Когда отмечают

Преображение Господне или Яблочный Спас – один из важнейших христианских праздников и относится он к двунадесятым праздникам. В Православной Церкви Преображение имеет статус двунадесятого праздника. В Католической Церкви его литургический ранг ниже.

Почему преображение празднуется в августе

Историк В. В. Болотов убедительно доказал, что Христос преобразился перед учениками незадолго до Своей последней Пасхи. А значит это событие было в феврале или марте по нашему календарю. Почему же мы отмечаем его в августе?

Анализируя историю нескольких праздников, Болотов показывает, что в установлении календарных дат своих торжеств Церковь иногда руководствовалась «педагогическими» соображениями.

Фиксируя праздники нарочито в дни языческих торжеств, Церковь хотела преодолеть местные традиции, пережитки прежних религиозных обычаев.

Так произошло и с праздником Преображения. Ранее всего он был учрежден в Армении и Каппадокии взамен местного почитания языческой богини Астхик (аналог греческой Афродиты).  Приходился на шестую неделю после Пасхи.

Эта «миссионерская» логика была актуальна и в других странах. Так, в Греции и Италии окончание сбора винограда еще долго сопровождалось языческими «вакханалиями» – веселым праздником в честь хмельного бога Вакха.

Это продолжение ветхозаветного обычая благословения «начатков» – первых плодов.

В чём суть Преображения?

Сначала надо сказать, что это одно из чудесных явлений царства Божьего, произошедшего на голилейской горе Фавор (Фавр), куда Иисус взял с собой своих учеников – Петра, Ионна и Иакова. На горе они молились и ждали необыкновенного чуда, ведь не зря Иисус позвал их на гору.

Иисус говорил ученикам о своей миссии ради спасения человечества, что вскоре его ожидают унижения, оскорбления и мучительная смерть за род человеческий. Но ученики не поверили. Им казалось, что Сына Бога не должны оскорблять, забрасывать камнями, унижать.

Сколько бы Он им ни говорил, апостолы никак не могли в это поверить. Тогда Он позвал своих 3 учеников на гору Фавор, решив доказать Господне величие и укрепить их в этой мысли. Поднявшись на вершину Иисус стал молиться.

Когда Христос молился Богу Отцу, его лицо вдруг просияло, словно солнце, а одежды стали белыми, словно снег. Он явил им Свою Божественную славу и доказал, что именно Он явится избавителем всего человечества. Ученики были восхищены преображением Иисуса.

На той горе апостолы смогли видеть самое великое из всех чудес – Преображение Христа, явление Его величия и славы.

Вскоре с неба раздался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Того послушайте!». Во время гласа ученики пали на землю. Тогда Иисус прикоснулся к ним и произнёс: «Встаньте и не бойтесь». Подняв глаза, апостолы увидели только Господа.

Икона, посвящённая этому явлению.

На иконах Христос изображается на вершине скалы, но стоит не на, а над ней — как бы парит в воздухе. По бокам от Него — тоже в воздухе — стоят Моисей и Илия.

А под скалой изображены апостолы в очень экспрессивных позах — они закрыли свои лица и лежат на земле, не смея взирать в сторону Учителя, от которого исходит ослепительно яркий неземной свет.

Одежды Иисуса изображаются сияющими белизной.

Значение Преображения Христа

Церковная интерпретация видит в этом библейском сюжете две стороны, которые дополняют и доказывают одно другое.

  1. Господь преображается на Фаворе и демонстрирует собственную славу, пронизанную лучами божественного величия. Апостолы увидели ровно столько, сколько могли познать в этот момент свои разумом. Господь доказал ученикам, что именно Он есть истинный Бог.

    Гора Фавор вошла в новозаветную историю как гора Преображения

  2. Православный человек всегда должен помнить, что вместе с изменением Сына Божьего преобразилась и телесная природа Его учеников. Небесный Свет также освятил благодатью и окружающий созданный мир. Не только обыкновенные и сотканные одеяния Христа были пронизаны лучами Царства Всевышнего, но и вершины окрестных гор блистали белоснежным сиянием.

Всем известно, что Адам и Ева ослушались Отца Небесного и вкусили плод греха, поэтому люди потеряли возможность жить в райских обителях. Знание о тленности материальной природы не должно вводить верующий в состояние отчаяния, ведь существуют Священные Писания, говорящие правду. Евангельский рассказ дарует христианам надежду на то, что человеческий род и окружающая природа вернется к прежнему извечному состоянию блаженства и духовной чистоты.

О других двунадесятых праздниках:

Недолгое Преображение Господа, длившееся несколько минут, знаменует о том, что в определенный час мироздание вернется в состояние непревзойденного спокойствия. Апостолы, находящиеся рядом с Учителем, были вознаграждены за свою добродетельность и преданность Господу — они обрели исключительное духовное мировоззрение и уже никогда не сомневались в свете славы Божьего Сына.

Преображение Господа произошло ради укрепления веры его учеников. Приближалось время распятия, поэтому Христос дал им надежду на то, что с Его смертью служение не закончится, но только начнется. Он преобразовался, показывая могущество, и внушил апостолом знание о Его добровольной жертве, которая приносится за мир.

Иисус подтверждает, что идет на смерть не из-за бессилия или уничижения, но ради человечества. Он показал Царство прежде смерти, силу раньше страданий, а великую славу раньше бесчестия на кресте.

Преображение Господне Википедия

В Википедии сказано: предание гласит об установлении праздника Преображения Господня в IV веке в Армении. У его истоков стоял просветитель священномученик Григорий – первый Католикос всех армян. Изначально праздник отмечался только восточными христианами.

Согласно другим источникам, начало празднования относится к VI веку, когда правил византийский император Маврикий. Известно, что в VIII веке событие уже отмечалось в Палестине. В Константинополе праздник окончательно утвердился при императоре Льве-философе около 900-го года.

Дата празднования Преображения Господня в православии – 19 августа по новому стилю. Каждый год в этот день христиане вспоминают события на горе Фавор. О точном обосновании привязки именно к этой дате неизвестно. Есть версия, что она совпадает с днём освящения часовни на горе Фавор, открытой в честь Преображения.

А также существует предположение о том, что церковь приурочила празднование к поре завершения сбора винограда, которую сопровождали гуляния, посвящённые богу Вакху. Это должно было способствовать вытеснению языческих верований. Праздник является одним из двунадесятых, то есть из 12 великих праздников.