Благовещенский собор кремля

Оглавление

История Благовещенского храма со времен Ивана Грозного и до Наполеона

В 1547 году в Москве случилось частое явление того времени — сильный пожар. Так как храм был из камня, огонь его уничтожил не полностью , но ущерб все же был нанесен. Иван Грозный пригласил мастеров, которые практически полностью обновили роспись храма, сильно пострадавшую от огня. Также Иваном Грозным была построена крытая галерея с левой стороны храма, и установлен образ Благовещения, перевезенный из Юрьева монастыря в Новгороде. Предание говорит о том, что стоя на крыльце Благовещенского собора, Иван Грозный увидел комету необычной формы — в виде креста. Сказав о том, что это знамение его смерти, буквально через несколько дней царя не стало.

Сын Ивана Грозного, царь Федор Иоаннович, попал под впечатление от пылающих на солнечном свете куполов собора настолько, что приказал отлить для него крест из чистого золота.

Купола собора

Этот крест очень долго и безуспешно искал Наполеон, когда Россия содрогнулась от вторжения полчищ солдат его армии. И судьба словно насмехнулась над ним — он перепутал крест на колокольне Ивана Великого, всего лишь позолоченный, с золотым крестом с купола Благовещенского Собора!

Что такое кремль?

Прежде чем мы рассмотрим внешнее и внутреннее убранство Благовещенского собора, давайте уясним, что являет собой кремль? Это деталь градостроительства, свойственная так называемому германскому типу. Некогда древние славяне полностью ограждали свои поселения. И это называлось «городище», «кремль». В украинском языке, как более архаическом, сохранилось слово «відокремлювати». Оно означает «отделять», «ограждать».

Нормандские князья привнесли свой обычай в градостроительство древних русичей. Дом правителей стоял особняком от прочих жилищ и ограждался от «посада» стеной. Вот эта крепость в городе по-прежнему носила название кремля. Жители были вытеснены за ограду и селились без оборонных стен. По германскому праву, сеньор замка должен был предоставить укрытие своим вассалам в случае нападения врага. Но это не случай московских князей. Они расценивали свою крепость как частную резиденцию. И украшали ее соответствующим образом.

Так появились соборы Кремля. Благовещенский собор служил домовой церковью, а Архангельский – усыпальницей членов царской семьи. Обычные москвичи слушали богослужения в приходских храмах посадов. А вся роскошь внутреннего убранства кремлевских церквей доставалась лишь избранным, приближенным к трону.

Благовещенский Собор Московского Кремля, краткое описание

Данный храм древний. Он был возведен в 1290 году. По истории она была построена по указанию князя Андрея, сыном известного А. Невского. Кто именно построил собор к сожалению, не известно. В первоначальном виде она простояла не так долго. Со временем, как и многие постройки она требовала реставрации.

Этот период совпал вместе с тем временем, когда в храм была привезена икона «Спас в ризнице белой». Кстати также не сохранились данные об общем виде постройки и отделке ее внешних и внутренних стен. Известно только что строительные работы по возведению церкви из каменного материала началось в 14 веке.  Вся последующая история и преобразование собора связанно с княжескими и царскими семьями, которые в свое время правили на территории современного государства.

Восстановления храма началось с 1481 года. Тогда князь пригласил итальянских мастеров для проведения работ по восстановлению. Но главным его условием было то, чтобы проводили работы по восстановлению не одной постройки, а всего комплекса в древнерусском стиле. Проект был разработан итальянским архитектором, но работы и контроль над строительством проводили русские архитекторы.

Известно также то, что фундаментом для реставрации служил пример старой постройки. Поэтому несмотря на то, что собор строили из более крепких материалов, а не из дерева он имел прежние формы.  Спустя 10 лет от начала проведения реставрации, строительные работы были окончены. Его освящение проводил митрополит Геронтий. Храм имел три главы и квадратную форму.  От главной части постройки расходились небольшие арки, а вокруг купольной части были крытые галереи. Некоторая система переходов связывала собор с жилыми зданиями Кремля.

Храм Благовещенья сквозь века

В начале XIV века на месте современного храма стояла деревянная церковь на каменном основании, построенная сыном Александра Невского – Андреем Александровичем. В 1397 году по велению великого князя Василия I, сына Дмитрия Донского, на ее месте построили деревянный Благовещенский собор.

История возникновения

В конце XV века великий князь Иван III, перестраивая храмы и стены Кремля, повелел возвести домашнюю церковь для православных служб в узком кругу близких царю людей. В реконструкции Кремля работали итальянские скульпторы, но построить домовую церковь по высшему повелению пригласили русских мастеров из города Пскова.

Перед зодчими поставили трудную задачу – гармонично вписать русский храм в скульптурные сооружения итальянских архитекторов. Так появился белокаменный храм, сохранившийся до наших дней. У восточной стороны храма для хранения государственной казны возвели двухэтажное хранилище – Казенный двор.

Собор – домовая церковь русских правителей

Собор являлся частью обширного дворцового хозяйства, и вход посторонним был закрыт. Здесь венчались высочайшие особы и крестили своих детей, в том числе наследников престола, праздновали именины цариц и царевен. Особые переходы соединяли Благовещенский собор с великокняжескими хоромами, так что они проходили из дворца в церковь, не выходя на улицу.

В торжественные дни отсюда начинались шествия на Соборную площадь, через крыльцо Благовещенского собора выносили царские регалии во время церемонии венчания на царство, здесь хранились ценности из царской сокровищницы. По ступеням крыльца Благовещенского собора через галерею следовали во дворец послы, прибывшие из христианских государств.

Вклад русских государей в развитие собора

Великий князь Василий III, сын и преемник Ивана III, повелел благолепно украсить иконы Благовещенского собора золотыми и серебряными окладами и расписать его. К работе привлекли лучших иконописцев: Андрея Рублева и Феофана Грека. В настенных росписях собора на паперти появились изображения языческих мудрецов, живших до рождения Христа: Аристотеля и Фукидида, Птоломея и Зенона, Плутарха, Платона и Сократа со свитками в руках, содержащими философские изречения.

В 1547 году Благовещенский собор пострадал от пожара. Тогда по указу Ивана Грозного в 1654 году храм восстановили, расписали и украсили более пышно, чем при отце Ивана Грозного, Василии III.

Паперти украсили резные порталы из белого камня, выполненные итальянскими мастерами. Медные двери украсили золотом, к собору пристроили крыльцо, названное Грознинским. Украшенное резьбой крыльцо построено специально для Ивана Грозного.

После четвертого брака по православным канонам царь не имел права находиться в храме. С этого крыльца он слушал проповеди. Во время торжественных церемоний на Соборной площади из храма на крыльцо выходил царь со свитой.

Во времена Ивана Грозного на башенной стене чудесно явился образ иконы Благовещенья. Легенда гласит, что по приказу царя несправедливо обвинили воеводу. В ожидании смертного часа, потеряв надежду на спасение, узник беспрестанно молился.

Однажды во сне ему явилась Пресвятая Богородица и велела попросить царя об освобождении. Не поверив сну, заключенный не стал просить о помиловании. Сновидение повторилось: Царица Небесная велела просить, обещая помощь.

Царю передали прошение обвиняемого. Взбешенный дерзостью осужденного, Иван Грозный повелел привести к нему пленника. Явившиеся за смертником стражники увидели на стороне башни, обращенной к царскому дворцу, явление иконы Благовещения. Потрясенный знамением, царь повелел немедленно освободить узника.

Благовещенский собор и… куранты

Можно сказать, что не только Москва, но и вся Россия обязана Благовещенскому собору одним интереснейшим фактом — именно отсюда начинается история знаменитых курантов. В 1404 году Лазарь Сербин, искусный умелец и одновременно монах с Афона, создал механические часы с фигурой человека. Эти часы были установлены на башне великокняжеского дворца, которые после каждого часа звонили в колокол. Часы были на то время дико дорогие — история до нас донесла даже точную их стоимость: 30 фунтов чистого серебра. По сути это и были первые московские часы городского масштаба. Затем были установлены часы на Спасской башне (много позже): в 1624 году их спроектировали и изготовили отечественные мастера Ждан и Шумило в сотрудничестве с англичанином Христофором Галовеем.

Постоянные экспозиции Благовещенского собора в составе Музеев Московского Кремля

Южная галерея Благовещенского собора – экспозиция икон и памятников древнерусской живописи XII-XVII веков.
Археологическая выставка в Подклете Благовещенского собора с 1989 года рассказывает о заселении и освоении Боровицкого холма в Москве, о найденных на территории Московского Кремля уникальных кладах XIX-XX века. Более 1500 экспонатов обнаружены при раскопках на территории Московского Кремля.
Подклет Благовещенского собора в рамках экспозиции «Клады и древности Московского Кремля» представляет для обозрения 5 витрин:

  • Оружие и воинское снаряжение XII-XVII веков;
  • Предметы ювелирного искусства XI-XIV веков;
  • Шедевры раннего ювелирного искусства XI-XIII веков;
  • Денежные слитки и монеты XI-XVII веков;
  • Клады монет XVI-XVII веков.

С марта 2012 года в подклете Благовещенского собора – новая архитектурная экспозиция музея, куда включены элементы архитектурной археологии самого Благовещенского собора.

История создания Благовещенского собора Кремля

Собор называется Благовещенским, потому что по окончании строительства митрополит Геронтий освятил его в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Воздвигнут он не на пустом месте. Ранее здесь находилась деревянная церковь, построенная сыном Александра Невского князем Андреем на своем дворе. Позже её сменил храм каменный. Он был примечателен тем, что росписи в нём делал иконописец Андрей Рублёв. После этого храма был ещё один каменный, а уж затем построен ныне стоящий Благовещенский собор. Но выглядел он по завершению строительства иначе, потому, что после Ивана III каждый последующий князь вносил свою лепту в украшение собора.

Так князь Василий III Иванович в 1508 году повелел позолотить верх и обложить иконы собора серебром  и золотом, а стены расписать.

При Иване IV Грозном собор из трехглавого стал девятиглавым: царь пристроил по углам четыре небольшие церкви, добавил две главки и все купола покрыл позолоченными медными листами. Поэтому роскошный Благовещенский собор стали именовать ещё и «Златоверхим». По традиции девять глав символизируют образ Матери Божией. Современный облик собора сложился как раз в эпоху Ивана IV Васильевича. В дальнейшем храм реставрировали, покрывали росписями и всячески украшали, что особенного влияния на внешние контуры собора не оказало.

Так Федор Иоанович установил  золотой крест на центральной главе храма. Впоследствии Наполеон Бонапарт искал этот крест на кремлевских храмах, но в итоге вместо него свалил позолоченный с колокольни Ивана Великого.

Забота властителей о Благовещенском соборе связана с тем, что он был первым домовым храмом. Сначала для великих князей, а затем царей. Здесь они молились, крестили детей, венчались. Поэтому для удобства перехода членов семьи правителя из жилых покоев в храм, одну из стен собора сделали примыкающей к государевым палатам.

Основанием, на котором стоит собор, служит высокий древний подклет XIV века. Предположительно в нём хранилась государева казна.

В революционном ноябре 1917 года собор подвергся артиллерийскому обстрелу. Тогда от снаряда пострадало «грозненское» крыльцо.

Архитектура

Фотография Н.Найдёнова, 1882

Вид на соборы с реки, 2014

Современный облик храм приобрёл в 1560-е годы. Стены четырёх приделов, возведённых над углами галерей, разделены квадратными ширинками. Подклет собора является памятником архитектуры конца XIV века. Он выложен из больших белокаменных блоков с установленным в центре столпом, с востока к нему примыкает апсида.

Вход в храм украшают парадные белокаменные резные порталы, созданные в 1508 году Алевизом Новым одновременно с северной и западной галереями, как было установлено в ходе натурных исследований Олегом Ульяновым. Дверной проём северного и западного порталов обрамляют две пары отдельно стоящих колонн с коринфскими капителями и антаблементом. На дверях северного портала изображены сцены пророчеств о Христе и Богоматери, созданные в технике «огневого золочения» по меди. Южный вход выполнен в традициях раннемосковского зодчества: прямоугольные выступы и полуколонки чередуются с бусинами и сноповидными капителями. Филёнки заполнены композициями с изображениями ваз, светильников, растительных гирлянд.

Северную, южную, западную стены четверика и своды под хорами украшают сцены из «Апокалипсиса» (Откровение Иоанна Богослова). На арках северной и западной галерей находится композиция «Древо Иесеево», состоящая из более чем 200 фигур. Она начинается от входа образом царя Давида и кончается у западного портала собора изображением Богоматери с младенцем. На сводах и внешних стенах изображены античные философы, историки, поэты, среди которых Платон и Аристотель, Фукидид и Плутарх, Гомер и Вергилий. На столпах — великие князья Владимир Святославич, Владимир Мономах, Александр Невский, Иван Калита и Дмитрий Донской.

В южной галерее устроена постоянная выставка икон XIV—XVI веков и фрагментов интерьера времени Ивана Грозного. Одна из икон — Смоленская икона Божией Матери — по преданию, написана евангелистом Лукой. В помещении также установлена бронзовая посеребренная рака с мощами 50 святых, присланная в дар в XV столетии русским царями из Греции. В подклете собора демонстрируется более 1500 экспонатов XII—XVII веков: образцы ювелирного искусства, оружие, слитки, монеты.

Иконостас

Иконостас собора является древнейшим в России . Его бронзовый чеканный остов был выполнен по рисунку Николая Султанова в конце XIX века. Иконостас состоит из пяти чинов: праотеческого, пророческого, праздничного, деисусного и местного. Иконы праздничного и деисусного, состоящего из девяти фигур в рост, относятся к концу XIV — началу XV века. Их авторами называют Андрея Рублёва и Феофана Грека. Самый древний образ — Всемилостивого Спаса — стоит первым справа от Царских врат, изготовленных в 1818 году. К XVI столетию относятся иконы в двух верхних ярусах и некоторые из местного ряда. В иконостасе находятся также тридцать таблеток. Одиннадцать из них представляют собой месячные минеи. Остальные олицетворяют праздники и избранных святых, почитаемых в XVIII веке: «Благовещение», «Поклонение волхвов», «Сретение Господне», «Крещение», «Преображение Господне» и другие.

Иконостас

Величественный иконостас Благовещенского собора является основным украшением внутреннего убранства храма. Он состоит из разных частей, привозимых в собор в разное время. Некоторые части для иконостаса изготовлены современными мастерами, а некоторые имеют древние корни и считаются исторической реликвией. Каждая составляющая иконостаса была изготовлена для Благовещенского храма в честь какого-нибудь значимого для России события.

Например, новые Царские врата иконостаса сделали после нашествия Наполеона на Москву. Собор был разграблен французскими оккупантами и основные ценности вывезены за пределы города. В их числе были и Царские врата. Новые врата были изготовлены в 1818 году. В Благовещенском соборе собрали все обветшалые изделия из серебра и выплавили из них новые врата. Об этом можно узнать из надписи, сделанной мастерами на внутренней стороне створок. Царские врата иконостаса в представлении православных людей являются символической границей между Небесным и Земным миром. Не смотря на различия в материалах, во всех кремлевских соборах они очень похожи.

Образа для иконостаса Благовещенского собора изначально расписывал Феофан Грек и Андрей Рублев. После пожара на их место были установлены иконы, принадлежащие руке художника Феодосия.

Внешний вид Царских врат в Благовещенском соборе Московского кремля достаточно традиционен. На верхней части створок изображено Благовещение, нижняя часть украшена фигурами четверых евангелистов и их символами. К сожалению, расписная эмаль, которой были выполнены лики, кисти ног и стопы святых, сохранилась лишь частично, большая часть доработана современными мастерами во время реставрации. В 1838 году иконостас подвергался обновлению и над святыми появились новые столбики, корона и сень.

Оклад для иконостаса Благовещенского собора изготавливался на московской фабрике известного ювелира XIX века Хлебникова И. П. в 1896 году. На изготовление цокольной части в 1894 году императором был объявлен конкурс, в котором выиграл архитектор Н. В. Султанов. Он разрабатывал чертежи для ее изготовления. Цоколь был изготовлен из чеканных листов из меди и украшен орнаментом под XVI-XVII века. На выпуклых мишенях по краям цокольной части иконостаса выбита надпись с годами начала и окончания работы.

Роскошная многослойная рама иконостаса выполнена в трех тонах: белом, голубом и вишневом. Материалом для нее послужил медный лист. Поверх него положен позолоченный оклад из латуни и все это украшено прозрачными пластинами из слюды.

Основание Митрофанова монастыря

В 1832 году великий подвижник был прославлен в лике святых Русской Православной Церкви. Вскоре решили основать при кафедральном соборе Благовещенский Митрофанов монастырь, в котором бы сохранялось место пребывания останков главы Воронежской епархии. У благого дела всегда найдется поддержка, и с приходом осени 1836 года открылись врата святой обители.

Новоиспеченный Митрофановский монастырь в архитектурном плане составил с Благовещенским собором единый ансамбль, весьма органичный. Каждый год в августе сюда съезжались многочисленные паломники — поклониться нетленным мощам святителя Митрофана.

Росписи в Благовещенском соборе Московского Кремля

История Благовещенского храма изобилует множеством интересных деталей, и одна из них связана с росписью. Расписать храм повелел князь Василий III. Кроме художественных работ по росписи, нужно было ещё создать дорогие оклады для икон — только из золота и серебра. Достоверно известно, что роспись храма была блестяще выполнена знаменитым иконописцем того времени Федором Едикеевым. А вот были ли перенесены старые иконы кисти Рублева в новый храм, или исполнены их точные копии — сказать наверняка сложно.

Вид на южный фасад собора

Но самое интересное в другом — на паперти Благовещенского собора настенная роспись включает изображения философов из древней Греции — хорошо всем известных Птолемея, Зенона, Аристотеля, Плутарха, Платона, Сократа и Фукидида. Философы-язычники изображены на стенах храма со свитками, в которых написаны изречения, максимально приближенные к христианским. По поводу этой росписи существует много версий. В одной считается, что данные изображения — своего рода новаторство Федора Едикеева, по другой — приверженность традициям греческих первоисточников: ведь не секрет, что первые русские митрополиты были греками по происхождению. А они свято чтили своих мудрецов, пусть даже и не христиан.

Святыни Благовещенского собора

В Благовещенском соборе Московского кремля находились, как в драгоценной шкатулке, многие православные святыни: чудотворные и чтимые иконы Богородицы и Спасителя.

Фрагмент иконы Богородицы иконостаса Благовещенского собораФрагмент иконы Спасителя из иконостаса Благовещенского собора

Одной из святынь собора была икона Пресвятой Богородицы «Донская», которая находилась с князем Дмитрием Донским на Куликовском поле во время битвы. Этой иконой преподобный Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского перед сражением. В 17 веке во имя этой чудотворной иконы был построен Донской монастырь.

Донская икона

Благовещенский собор пережил все беды, которые пережила наша матушка Россия. И пожары, и вражеские нашествия, и разорения от иноземных захватчиков, и разорения от собственных безбожников.

Особенности архитектуры и внутреннего убранства Благовещенского собора

Живописный собор давно признан выдающимся памятником отечественной архитектуры. Так как строили его псковские мастера, во внешнем облике собора традиции московской архитектуры тесно переплетены с опытом храмового зодчества древнего Пскова. Нарядное здание украшено типичными для псковского зодчества поясками «бегунок» и «поребрик» и имеет характерные полукруглые ниши. Московские традиции выдают выразительные кокошники и ярусы килевидных закомар.

Основной объём стоит на квадратном подклете, сложенном крупными блоками известняка, и окружён тремя каменными галереями. Пристроенные при Иоанне IV Грозном приделы удачно дополняют пирамидальное здание. Угловые церкви совсем небольшие и окружены стенами толщиной всего в один кирпич. Венчают собор девять аккуратных золочёных куполов. Они делают церковь похожей на знаменитый Покровский собор (Василия Блаженного) и подчёркивают державное положение московского правителя.

Очень красиво оформлено южное крыльцо собора. Раньше оно выводило в сад при княжеском дворце и по нему можно было пройти к Архангельскому собору. Сейчас крыльцо закрыто. До наших дней сохранились каменный портал и фрагмент фриза, вырезанные в середине XV в. Внутри храма находятся иконостасы, созданные в 1560-е годы. Кроме того, здесь можно увидеть много резных колон и кованые двери, за оформление названые «златыми вратами».

Одной из главных достопримечательностей Благовещенского собора в Московском Кремле считается цветной кремниевый пол с вкраплениями яшмы и агата. По легенде, камни для этого пола были доставлены в Москву из Византии. Совсем недавно реставраторы вскрыли в южной галерее керамический пол, выложенный во время правления Иоанна IV Грозного.

Необычайно красивы храмовые светильники. Некоторые их них были специально изготовлены для собора, а другие попали сюда в качестве даров. В наши дни перед иконостасом, расположенным возле центральной главы собора, висит крупное медное паникадило, рассчитанное на 24 свечи.

Иконостас

Ценители древнерусской живописи приходят в древний собор, чтобы полюбоваться на старинный иконостас и работы знаменитых изографов Феофана Грека и Андрея Рублёва. Главный иконостас имеет шесть рядов и состоит из почти ста икон, некоторые из которых очень древние — специалисты относят эти иконы к XIV-XV вв. и признают одним из главных памятников московской иконописной школы.

Настенные росписи

Очень интересно посмотреть на внутреннее оформление стен собора. Летописи рассказывают, что впервые Благовещенский собор был расписан в 1508 году мастерами под руководством изографа Феодосия — сына знаменитого иконописца Дионисия. Однако после пожара, случившегося в середине XVI века, настенные росписи пришлось делать заново.

В центральной части храма сохранились фрески, раскрывающие сюжеты Евангелия и росписи, рассказывающие об Апокалипсисе. В галереях помещены фрески по библейским тестам. Здесь же можно увидеть несколько изображений античных философов и портреты московских князей.

На центральной главе храма, по христианской традиции являющейся символом неба, помещено изображение Спасителя. Богатые росписи также сохранились над хорами и в скрытом за иконостасом алтаре.

Музейные экспозиции

Выставка в подклете собора посвящена истории заселения Боровицкого холма. Здесь можно увидеть уникальные клады, обнаруженные во время археологических раскопок, проведённых в Кремле в XIX и XX веках.

Наиболее ценным разделом экспозиции считают 250 предметов домонгольского искусства XII-XIII веков — ювелирные украшения из серебра и золота. В подклете храма хранятся воинские доспехи и оружие XII-XVI веков: белокаменные ядра, стремена, боевые топоры, шлемы, наконечники, копья, шпоры, меч XII века и кольчуги. Здесь также экспонируются слитки и монеты XI-XVII веков.

В южной галерее собора открыта выставка икон XVI-XVII веков, которые когда-то входили в убранство храма. А в шести витринах выставлены иконы, находившиеся прежде в приделах собора.

Как побывать в соборе

Старинный храм стоит на бровке возвышенного Боровицкого холма к северу от Тайницкой башни. Кремлёвская территория — режимный объект, попасть сюда можно по билетам, которые продаются в кассах Александровского сада. По единому билету можно осмотреть не только Благовещенский собор, но и другие соборы древней площади, побывать в красивом храме Ризоположения и увидеть экспозиции, выставленные внутри Патриарших палат.

Декор

Исполнение канонических росписей и икон нельзя было доверить иноверцам. Зато оформление внутреннего убранства можно было поручить модным на то время итальянским мастерам. Резчики из Ломбардии и Тосканы украсили белокаменные порталы дельфинами, цветами, плодами и светильниками. Этот декор – типичный для искусства Высокого Ренессанса.

В начале шестнадцатого века порталы Благовещенского собора украсились двустворчатыми медными вратами. Их створки покрыты изображениями пророчиц Сибилл, мудрецов и пророков. Интересна сама техника исполнения. Это золотая наводка с использованием амальгамы.

Следует также упомянуть, что именно с дворцовой церкви Благовещения москвичи впервые стали узнавать время. Монах из Афон Лазарь Сербин установил массы с деревянной человеческой фигурой. Она и отбивала круглые сутки время ударом в колокол. Это было еще в четырнадцатом веке. А в 1624 году английский мастер Христофор Галовей установили главные куранты России на Спасской башне Кремля. Музей, который ныне действует в храме, хранит фрески Андрея Рублёва

Также следует обратить внимание на картину «О тебе радуется» шестнадцатого века