Иконописец дионисий: биография и творчество. иконы дионисия

Оглавление

«Белозерский» период

Знакомство и общение с преподобным Иосифом, который в то время считался одним из самых авторитетных людей в богословском отношении, многое дал Дионисию. Особенно это заметно на его работах, которые исследователи относят к «белозерскому» периоду. По мнению искусствоведов, его начало можно отнести к 1490 годам, а вот самыми поздними из дошедших до нас икон считают так называемые «северные письма» Дионисия, которые датируют 1500 годом. Их иконописец писал для Павло-Обнорского монастыря, который расположен неподалеку от Вологды.

В 1502 году Дионисий создает фрески для Богородице-Рождественского собора, расположенного на территории Ферапонтова монастыря. В этом ему помогают сыновья. А вот уже следующий год официально многими считается годом его смерти, хотя есть основания полагать, что прожил он значительно дольше.

Еще один интересный момент о судьбе Дионисия. Считается, что незадолго до своей кончины он принял постриг инока, проведя остатки своих дней в монастыре, как говорили в те далекие времени в богомыслии и безмолвии.

С уверенностью сегодня можно заявлять, что Дионисий был одной из самых выдающихся личностей того временного периода.

Начало карьеры

Как уже было сказано, Дионисий в составе творческой картели Митрофана принимал участие в росписях собора Рождества Пресвятой Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре около Калуги. Искусствоведы усматривают в этих работах продолжение и развитие наследия Андрея Рублева. Те же парящие фигуры, чистая, гармоничная композиция, радостный настрой и яркие насыщенные цвета. Московский князь Иван Васильевич, увидев фрески «иноков Дионисия и Митрофана», пригласил молодого живописца в Москву, работать над росписями Успенского собора. Так, с ходу талант был замечен и вознагражден самыми высокими властями.

Сыновья Дионисия

Серьезную помощь и поддержку своему отцу оказывали его сыновья, которых звали Феодосий и Владимир. Вся живопись рубежа XV-XVI веков характеризуется творчеством героя нашей статьи и двух его сыновей. Интересно, что в отличие от многих своих предшественников, которые сами были монахами, работая в монастырях, Дионисий оставался мирянином. Возможно, и умер в этом статусе, хотя большинство биографов считают, что он все-таки принял монашеский постриг перед смертью.

Своих сыновей Дионисий сам обучил непревзойденному искусству иконописи, вместе они работали в разных уголках Руси. Например, вместе расписывали каменную церковь Успения Богоматери в Иосифо-Волоколомском монастыре, заложенную в 1484 году, на следующий год она была освящена. Тем же летом Дионисий и расписывал ее вместе с сыновьями.

Активным продолжателем дела отца стал его младший сын Феодосий, которого в 1508 году пригласил великий князь Василий III, чтобы расписать Благовещенский собор в московском Кремле. Там можно было увидеть лики Георгия Победоносца, Дмитрия Солунского, византийских императриц и императоров. Все это символизировало преемственность власти московских князей.

Феодосий также прославился, как оформитель церковных книг по библейским сюжетам. Именно с его именем многие ассоциируют появление старопечатного орнамента. А вот про творчество старшего сына Дионисия Владимира ничего неизвестно. По самой распространенной версии, он приняли монашеский постриг под именем Вассиана.

Судьба

Про средневековых мастеров иконописи известно не так много. О них говорят в первую очередь их работы. Однако о Дионисии известно больше, чем о великих предшественниках — Феофане Греке и Андрее Рублеве. Родился будущий художник около 1444 года, предположительно, в семье боярского сословия. Однако сведения о роде и месте рождения иконописца не сохранились.

Фреска Дионисия «Святитель Николай Чудотворец» / Википедия

Неизвестно также, у кого Дионисий учился иконописному мастерству, однако предполагают, что в 1460-е годы тот трудился под началом мастера Митрофана. К 40 годам художник возглавлял собственную артель, с которой занимался росписью соборов Московской Руси. Дионисий с командой расписывал отдельные церкви и комплексы храмов, входящих в состав монастырей, и его жизнь представляла собой череду переездов с места на место.

Личная жизнь мастера сокрыта толщей столетий, однако известно, что его сыновья Феодосий и Владимир также занимались иконописью и даже входили в отцовскую артель. Из житий становятся известны некоторые факты из биографии художника. Например, что, работая в Пафнутьево-Боровском монастыре в 1460-70-е годы, он познакомился с преподобным Пафнутием, который исцелил его от болезни, ниспосланной живописцу за непослушание.

Другим великим монахом-подвижником, с которым судьба свела Дионисия, стал Иосиф Волоцкий, в 1479 году основавший собственную обитель. Игумен пригласил художника расписывать храмы строящегося комплекса, впоследствии прославившегося как Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь. Предполагают, что Дионисию настоятель адресовал известное “Послание иконописцу”.

О причинах смерти мастера ничего не известно. Финальным штрихом к портрету Дионисия становятся сведения, что перед уходом тот принял монашеский постриг, чтобы провести последние дни в молитве и уединении. После иконописца осталась плеяда учеников и последователей, чьи произведения, несмотря на художественные достоинства, не могут сравниться с работами мастера по красоте и выразительности образов.

Тематика произведений Дионисия и его круга

Известно довольно много художественных произведений, авторство Дионисия которых документально установлено, либо приписываемых самому Дионисию или его окружению. Корпус сюжетов, разрабатываемых Дионисием и его последователями, отличается от тематики произведений времён Андрея Рублева, что связано с развитием современной религиозной мысли. Так Дионисий создал для Иосифо-Волоколамского монастыря икону «Страшный Суд» — нехарактерный для XV века иконописный сюжет — и неоднократно писал «Шестоднев». Упомянутые иконографические сюжеты, вместе с «Апокалипсисом» и «Символом веры», связаны с дискуссиями о Рае и ожидаемым в1492 году (7000 год по старому летоисчислению) «концом света», а также богословскими спорами о природе Христа и Богоматери и борьбой с ересью жидовствующих. Наиболее знаковым является обращение к «Шестодневу»(описание сотворения мира Богом), как иконографическому сюжету, тесно связанному со злободневными религиозными вопросами.

В наследии Дионисия наиважнейшим является образ Богоматери. Согласно документам (См. Опись 1547 года), наибольшее количество работ, исполненных иконописцем для Иосифо-Волоколамского монастыря — это иконы, посвященные Богородице. Образ Богоматери-Одигитрии (Путеводительницы), начиная с Одигитрии для Вознесенского монастыря, в его творчестве сменил популярный до второй половины XV века частный, исповедальный иконографический тип «Умиление», к которому обращались такие мастера, как Феофан Грек и Андрей Рублев. Исследователи (Г. Попов) связывают рост интереса к более официальному типу с утверждением концепции Московского государства как «нового Царства Богоматери».. Возможно, выбор сюжетов и формы их воплощения делались под влиянием Иосифа Волоколамского. Характерна «праздничная торжественность», особенно полно проявляющаяся в богородичных иконах Дионисия .

Содержание таких произведений Дионисия и его круга, как «Акафист Богоматери», «Похвала Богоматери», «О Тебе, Дева, радуется» и «Успение Богоматери» тесно связано с литургией и несомненно, результат общения с заказчиками-«книжниками», образованнейшими людьми своего времени.

Утраченные работы

У исследователей большое сожаление вызывает тот факт, что многие известные работы Дионисия не дожили до нашего времени. Например, речь идет про икону «Страшный суд». Эта фреска была расположена на западной стене Богородице-Рождественского собора. К сожалению, фигура Иисуса Христа, которая была изображена на фреске, со временем оказалась утрачена из-за желания более поздних хозяев собора сделать дополнительное окно.

Знаковым для Дионисия стало знакомство с преподобным Иосифом Волоцким, которое произошло в Пафнутьевом монастыре. Основав свою обитель, Иосиф уговорил героя нашей статьи расписать и ее. Так, в описи монастырского имущества, которая относится к 1545 году, утверждается, что Дионисий создал для соборного храма большой деисус, то есть группу икон, в центре которых изображен Иисус Христос, а по бокам от него Иоанн Креститель и Богоматерь. Также мастер создал пророческий и праздничный ряды, украсил царские врата, изобразив на них традиционный библейский сюжет Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов. Всего, согласно той же описи, в обители оставалось 87 икон, написанных Дионисием или работниками его артели.

Основные направления деятельности Дионисия и их результаты.

Результатом данной деятельности стали росписи:

  • Собор Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре(1467-1477)
  • Успенский собор в Москве( 1481)
  • Работа в Иосифо-Волоколамском монастыре: роспись церкви Успения Богоматери

(фрески не сохранились, так как собор был полностью перестроен в 17 веке)

Росписи и иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (совместно с сыновьями Феодосием и Владимиром)

Другим направлением деятельности Дионисия стала иконопись. Он создавал и отдельные иконы, и целые иконостасы. И здесь проявились его особенности черты иконописания: произведения носили праздничный характер, даже парадность, отражая эпоху расцвета Руси. Краски светлы, фигуры изящны, а лики прекрасны. Образы чисты, смиренны, призывающие к духовному очищению.

Результат данной деятельности – множество икон, созданных мастером. Правда, дошло до нас лишь их небольшое количество. Вот некоторые из икон.

  • Сошествие в ад, 1495—1504 гг. Русский музей.
  • Распятие, 1500
  • Митрополит Алексий с житием( Третьяковская галерея)
  • Митрополит Пётр с житием (музеи Московского Кремля)
  • Икона Апокалипсиса из Успенского собора Московского Кремля, 1492 («Апокалипсис или откровение Иоанна Богослова, видение конца мира и страшного суда».
  • «Богоматерь Одигитрия» из Вознесенского монастыря в Московском кремле, 1482

Таким образом, Дионисий — один из талантливых иконописцев, художников эпохи расцвета централизованного государства. Его росписи, иконы — свидетельство неповторимой, индивидуальной манеры, ставшей образцом для его последователей. Его творения — это песнь в красках, прославляющая добро и красоту. Идея величия России, восхваление её, прославление её истории – всё это сделало произведения Дионисия настоящим достоянием России и всего мира. Не случайно 2002 год,  когда исполнилось 500 лет росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря, ЮЕЕСКО объявило годом Дионисия.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Сошествие в ад. 1495—1504 гг. Русский музей.

Распятие. 1500

Алексий, митрополит Московский с житием, начало 16 века.

Митрополит Пётр с житием , 1480-е годы (музеи Московского Кремля)

Богоматерь Одигитрия», Вознесенский монастырь Московского Кремля, 1482

Икона Апокалипсиса из Успенского собора Московского Кремля, 1492

Евангельские сцены, роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, 1495-1496.

Ферапонтов монастырь 1397г. Вологодская область.

Ферапонтов монастырь. Слева направо: собор Рождества Богородицы (1490), колокольня (17 в.) и церковь Благовещения (1530—1534).

Николай Чудотворец..Собор Рождества Богородицы (1495-1496)). Фрески Дионисия.

Успенский собор в Москве.1475-79.Автор проекта Аристотель Фиораванти.

Фрески Дионисия в Успенском соборе.

Голова неизвестного святого. Фреска в Соборе Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре(1467-1477)

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь( основан в 1448). Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Калужская область.

Общение с Пафнутием Боровским

Работая в монастыре, Дионисий еще застал в нем его основателя Пафнутия Боровского, православного святого, монашеский подвиг которого длился целых 63 года. Согласно преданию, описывающему краткую биография иконописца Дионисия, тот дважды на себе испытал чудодейственную силу его молитв.

Сначала преподобный исцелил героя нашей статьи, когда у того сильно разболелись ноги по неизвестной причине, а затем, когда он впал в недуг, нарушив заповедь, установленную самим Пафнутием. Она обязывала всех, кто находился на территории монастыря, не вносить мясную пищу в обитель. Мирянам мясо есть разрешалось, но только за пределами монастыря. Дионисий же посмел нарушить это правило.

По всей видимости, он просто позабыл о нем, потому что был сильно увлечен и поглощен своей работой. Но как только он проглотил самый первый кусок запретной на территории этого монастыря пищи, он тут же обо всем вспомнил. Описывая кратко иконописца Дионисия, нужно отметить, что он искренне переживал из-за случившегося. Его тело тут же покрылось сыпью, только Пафнутий, простив его, прочитав молитвы, смог помочь побороть этот недуг.

ДИОНИСИЙ (художник)

ДИОНИСИЙ

(ок. 1440 – после 1503), русский художник, мастер фрески и иконописи. Также по теме: ИКОНА ПРАВОСЛАВНАЯ

О биографии Дионисия практически ничего не известно. Первый крупный заказ он получил между 1467 и 1476, когда украсил фресками и иконами церковь Рождества Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре; Дионисий работал здесь под началом старшего мастера, Митрофана, однако завоевал уже достаточный авторитет, поскольку летопись упоминает обоих художников как «пресловущих паче всех» (т.е. славнейших). Известно также, что он писал фрески и иконы в Успенском соборе Московского Кремля (1481, совместно с Тимофеем, Ярцом и Коней), что свидетельствует о его высокой репутации при дворе великого князя московского Ивана III, а также в церкви Успения Богоматери Иосифа-Волоколамского монастыря (после 1485, совместно со своими сыновьями у учениками – Феодосием и Владимиром – и старцем Паисием) и в Павлово-Обнорском монастыре (близ Грязовца на Вологодчине; 1500). Среди этих произведений, сохранившихся на месте либо перенесенных в музеи, бесспорно принадлежащими кисти Дионисия считают: фрески Похвальского и Петропавловского приделов, жертвенника и алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля, а также иконы – Богоматерь Одигитрию

из Вознесенского монастыря Кремля (1482),Митрополита Алексея в житии (обе – в Третьяковской галерее) иМитрополита Петра в житии (Успенский собор Московского Кремля),Распятие иСпаса в силах из Павлово-Обнорского монастыря (обе иконы – в Третьяковской галерее).

Для стиля Дионисия типичны более грациозные (в сравнении со стилем Рублева) и значительно более удлиненные по пропорциям фигуры, прохладные (в особенности во фресках) колористические гаммы с преобладанием изысканных светлых оттенков, тяготение к идеальной красоте ликов, как правило, лишенных этнической – греческой или русской – характерности. Явственней всего эти черты, вкупе с декоративным чутьем мастера, проступают в самом масштабном его творении – в исключительно хорошо, практически без поновлений сохранившихся росписях собора Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря, которые он создал в 1502 вместе с сыновьями Феодосием и Владимиром (что касается икон из этого собора, то самые ценные их них находятся ныне в Третьяковской галерее и Русском музее). Сюжетно здесь доминируют сцены земной жизни Богородицы вкупе с символическими мотивами из ее акафиста (созданного в 6 в. Романом Сладкопевцем); все в целом слагается в зрительный гимн Свет неизреченно Родившей

, исполненный удивительной духовной гармонии и грациозного благородства форм. Краски буквально излучают свет, во многом благодаря тому, что белый цвет впервые в древнерусском искусстве обретает самоценное звучание.

Также по теме:

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Будучи человеком вполне мирским (известен исторический анекдот о том, как он согрешил в Пафнутьевой обители тем, что принес туда жареную баранью ногу, т.е. еду в высшей степени не монастырскую), Дионисий, тем не менее, прославился среди современников как «изящный и хитрый» изограф. Его высоко ценил преподобный Иосиф Волоцкий, возможно, именно ему адресовавший свое Послание иконописцу

(конец 15 в.), написанное в защиту икон против еретиков.

Влияние мастера породило в 16 в. целую традицию или «школу Дионисия», к которой принадлежал, в частности, его сын Феодосий (известнейшее произведение последнего – росписи Благовещенского собора Московского Кремля, 1508).

Также по теме:

ИКОНА

дальнейшее чтение

Греческие издания

  • Migne, Patrologiae Cursus Completus, Series Graeca III, (Париж, 1857 г.)
  • Беате Регина Сухла (редактор), Corpus Dionysiacum , 2 тома (Берлин: Вальтер де Грюйтер, 1990–1)
  • La Hiérarchie Céleste , изд. Рокес Р., Хайль Дж. И Гандильяк М., Источники Кретьен, 58 (Париж: Les Éditions de Cerf, 1958)
  • Псевдо-Дионисий Ареопагита, De Coelesti Hierarchia , Лондон, 2012. limovia.net, ISBN  978-1-78336-010-9

Современные переводы

  • Псевдо-Дионисий: Полное собрание сочинений , пер. Colm Luibheid (Нью-Йорк: Paulist Press, 1987) [единственный полный современный английский перевод (и единственный современный английский перевод книги «Небесная иерархия» ), почти полностью основанный на тексте в Минье]
  • Дионисий Псевдо-Ареопагит: Церковная иерархия , пер. Томас Л. Кэмпбелл (Лэнхэм, доктор медицины: University Press of America, 1981)
  • Хэтэуэй, Рональд Ф. Иерархия и определение порядка в письмах Псевдо-Дионисия. Исследование формы и значения псевдодионисийских писаний (Гаага, Nijhoff, 1969)
  • Джонс, Джон Д., Божественные имена и мистическое богословие (Милуоки, 1980).
  • Ролт, CE, Божественные имена и мистическое богословие , (Лондон: SPCK, 1920) [перепечатано как Кларенс Эдвин Ролт, Дионисий Ареопагит о Божественных именах и мистическом богословии , 2004, IBIS PRESS, ISBN  0-89254-095- 8 ]

Вторичные источники

  • Коукли, Сара и Чарльз М. Стэнг, редакторы, Re-Thinking Dionysius the Areopagite , (Oxford: Wiley-Blackwell, 2008) [также опубликовано как Modern Theology 24: 4, (2008)]
  • Френд, WHC . Подъем монофизитского движения (Нью-Йорк: Cambridge University Press, 1972).
  • Голицын, Александр. Мистагогика: Монашеское чтение Дионисия Ареопагита. Цистерцианские исследования 250. Богдан Букур, изд. (Collegeville, MN: Cistercian Publications, 2014), переработанное издание Et Introibo Ad Altare Dei: Mystagogy of Dionysius Areopagita, с особым упором на его предшественников в восточной христианской традиции, (Thessalonika: Patriarchikon Idruma Paterikôn Meletôn, 1994)
  • Гриффит Р., «Неоплатонизм и христианство: Псевдо-Дионисий и Дамаск», в Э. А. Ливингстоне, изд. Studia patristica XXIX. Доклады, представленные на Двенадцатой Международной конференции святоотеческих исследований, состоявшейся в Оксфорде, 1995 г. (Leuven: Peeters, 1997), 238–243.
  • Хэтэуэй, Рональд Ф. Иерархия и определение порядка в письмах Псевдо-Дионисия: исследование формы и значения псевдодионисийских писаний (Гаага, Nijhoff, 1969).
  • Иванович, Филипп, Символ и Икона: Дионисий Ареопагит и иконоборческий кризис (Евгений: Пиквик, 2010). ISBN  978-1-60899-335-2
  • Леклерк, Жан , «Влияние и невлияние Дионисия в западное средневековье», в Псевдо-Дионисий: Полное собрание сочинений , пер. Колм Луибхайд, (Нью-Йорк: Paulist Press, 1987), стр. 25–33.
  • Лаут, Эндрю, Дионисий Ареопагит (Лондон: Джеффри Чепмен, 1989), переизданный Continuum Press (Лондон и Нью-Йорк) в 2001 году под названием Денис Ареопагит .
  • Перл, Эрик Д. Теофания: неоплатоническая философия Дионисия Ареопагита (Олбани: SUNY Press, 2007). ISBN  978-0-7914-7111-1 .
  • Рорем, Пол. Псевдо-Дионисий: комментарий к текстам и введение в их влияние (Нью-Йорк: Oxford University Press, 1993).
  • Рорем, Пол и Джон К. Ламоро, Иоанн Скифополис и Дионисийский корпус: аннотирование ареопагита (Оксфорд: Clarendon Press, 1998)
  • Скутерис, Константин , «Malum privatio est»: Св. Григорий Нисский и Пседо-Дионисий о существовании зла (некоторые дальнейшие комментарии) , доклад, представленный на Девятой Международной конференции по святоотеческим исследованиям, состоявшейся в Оксфорде в 1983 г., Studia Patristica, 18 ( 1990), стр. 539–550.
  • Stock, Wiebke-Marie, Theurgisches Denken. Zur «Kirchlichen Hierarchie» des Dionysius Areopagita (Берлин: de Gruyter, 2008) ( Transformationen der Antike , 4).
  • Елена Эне Д-Василеску, «Если хочешь созерцать Бога»: Псевдо-Дионисий о понятии воли », Studia Patristica, vol. C (100), 2020: 247–257.

Литература

  • Maassen Fr. Geschichte der Quellen und der Literatur des canonischen Rechts im Abendlande. Graz, 1870. S. 422-440;
  • Krusch B. Die Einführung des griechischen Paschalritus im Abendlande // NA. 1884. Bd. 9. S. 99-169;
  • Amelli A. Prolegomena de codicis Novariensis XXX collectione Dionysio-Hadriana. Pars 2: Collectionis Dionysio-Hadrianae excerpta // Spicilegium Casinense. Monte Cassino, 1888. T. 1. P. LXXI-LXXX, 197-252;
  • Ecclesiae occidentalis monumenta juris antiquissima / Ed. C.-H. Turner. Oxf., 1899;
  • Van de Vyver A. Cassiodore et son oeuvre // Speculum. 1931. Vol. 6. P. 244-292;
  • idem. Les «Institutions» de Cassiodore et sa foundation а Vivarium // RBen. 1941. T. 53. P. 59-88;
  • Schwartz Ed. Kanonensammlungen der alten Reichkirche // ZSRG. K. 1936. Bd. 56. S. 1-14;
  • Wurm H. Studien und Texte zu Dekretalensammlung des Dionysius Exiguus. Bonn, 1939;
  • idem. Decretales selectae ex antiquissimis Romanorum pontificium epistulis decretalibus // Apollinaris. R., 1939. Vol. 12. P. 40-93;
  • Courcelle P. P. Les letters grecques en Occident: De Macrobe à Cassiodore. P., 1943;
  • Van Hove A. Prolegomena ad Codicem juris canonici. Mechliniae, 1945. P. 157-161;
  • Rambaud-Buhot J. Denys le Petit // DDC. 1949. T. 4. P. 1131-1152;
  • Peitz W. M. Dionysius Exiguus-Studien: Neue Wege der philologischen und historischen Text- und Quellenkritik / Hrsg. H. Förster. B., 1960;
  • McCarthy D. P. The Emergence of Anno Domini // Time and Eternity: The Medieval Discourse / Ed. G. Jaritz, G. Moreno-Riano. Turnhout, 2003. P. 31-53;
  • Петр (Л’Юилье), архиеп. Правила первых четырех Вселенских Соборов. М., 2005.

Дионисий

Годы жизни: ок.1440-1502(?)

Дионисий — один из лучших иконописцев московской школы конца 15-начала 16 веков, продолжатель традиций Андрея Рублёва. Его деятельность совпала с прекрасной эпохой правления Ивана 3, когда Россия освободилась от монгольского ига, расширила свои территории, стала одной из могущественных стран. Это период  деятельности итальянского архитектора Аристотеля  Фиораванти,  соборы которого расписывал Дионисий. Он создавал произведения, которые отражали культурный подъём России в период образования централизованного государства. Дионисий  работал в период духовного подъёма , когда шло активное градостроительство, воздвигались великолепные храмы, создавались замечательные произведения искусства , прославляющие могущество страны.

Значение Дионисия для русской иконографии

ЮНЕСКО посвятила 2002 год Дионисию-иконописцу. Значение творчества этого мастера трудно переоценить. Он развил идеи своего знаменитого предшественника, Андрея Рублева и в то же время привнес много характерных только для него черт. Например, усиление цветом и обильное использование белого после Дионисия стали использовать и другие мастера. Примечательна также его манера изображения фигур с намеренно удлиненными конечностями, что у искусствоведов принесло ему славу маньериста. Фрески и иконы Дионисия удивляют уверенным рисунком, полупрозрачным колоритом, пластичностью и совершенством композиций.

Комментарии

  1. Его имя прослеживается в документах Симонова монастыря с 1445 года (См. «Словарь русских иконописцев XI-XVII веков». Сост. И. Кочетков. Индрик. 2003. стр. 182).
  2. Вероятно, упомянутые помощники Дионисия также руководили собственными артелями, а для выполнения ответственного заказа объединились с артелью Дионисия
  3. Достаточно проблематично определить, какие росписи были созданы в первый период оформления Успенского собора.Наиболее вероятно, что это росписи алтарных частей Петроверигского придела и придела Похвалы Богоматери, в том числе «Рождество Иоанна Предтечи», занимающее на южной стене Похвальского придела
  4. В 1484 году начал строиться каменный собор монастыря, он был завершен в декабре 1485 года
  5. Житийные иконы митрополитов Петра и Алексия датируются специалистами по-разному: В. Антонова оносит создание их к началу XVI в. , того же мнения придерживается Г. Попов, В. Н. Лазарев считает, что иконы были созданы между 1462 и 1483 годами.(См. Кусков В. В. Дионисий — «читатель» жития Алексия // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 24: Литература и общественная мысль Древней Руси. К 80-летию со дня рождения чл.-кор. АН СССР В. П. Адриановой-Перетц. — Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1969. — С. 175).

Известные люди и святые с именем Дионисий

Святые с именем Дионисий

Преподобный Дионисий Олимпийский (90-е гг. XV в.—1541)

Основатель одного из старейших монастырей в Маке­донии. Долгое время он подвизался иноком на Афоне. Строгая подвижническая жизнь привлекала к нему множество людей. Преподобный особенно прославился тем, что умел найти общий язык с самыми настоящими уголовниками. Однажды он тихой и мудрой беседой склонил преступника, который думал ограбить его келию, к покаянию и полной перемене жизни. Получив разрешение турецких властей, преподобный Дионисий основал на горе Олимп монастырь. День его памяти 24 января.

Преподобный Дионисий Радонежский (ок. 1570–1633)


после страшной жизненной трагедии — смерти жены и детей — он стал настоятелем Старицкого монастыря. В 1605 году, после воцарения Лжедмитрия I в Москве, в обитель под конвоем был доставлен Патриарх Иов. Преподобному Дионисию было велено держать Предстоятеля «в озлоблении скорбном», однако настоятель указ проигнорировал и тайно обеспечивал узника всем необходимым. В период 1610–1612 годов он рассылал грамоты, в которых призывал собрать ополчение и выступить против иноземных захватчиков. В этот же период святой стал игуменом Троице-Сергиевой лавры и принял активное участие в обороне монастыря во время его осады войсками Лжедмитрия II. После окончания Смуты он много потрудился для восстановления обители. День памяти совершается 25 мая.

Известные люди с именем Дионисий:

Денис Фонвизин (1745–1792)


В начале своей литературной карьеры активно зани­мал­ся переводами. Через некоторое время Фонвизин начинает писать собственные сатирические произведения. Особым успехом пользовалась его комедия «Бригадир», которую он читал императрице Екатери­не II. В 1782 году он достиг пика своей литературной карьеры, написав комедию «Недоросль».

Денис Мацуев (род. 1975)

Пианист Денис Мацуев во время выступления на концерте в честь 150-летия Московской консерватории в Большом зале консерватории, 2015. Вячеслав Прокофьев/ТАСС

известный российский пианист. С самого детства воспитывался в обстановке классической музыки, с отличием окончил Московскую государственную консерваторию. В 1998 году, когда ему было 23 года, победил на престижном Международном конкурсе Чайковского, после чего начались гастроли по всему миру. На сегодняшний день Мацуев — единственный, кто сумел за один вечер сыграть сразу три концерта Чайковского.

Сохранившиеся работы Дионисия в столице (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Если иконы мастера, в основном, перенесены из Успенского собора в экспозиции музеев, то фрески можно и сейчас увидеть на стенах этого кремлевского храма. Сохранилось более двадцати настенных изображений мастера

Среди упоминаемых выше «Поклонения волхвов», «Похвалы Богородице» и других работ следует обратить внимание на фреску «Алексей, человек божий». Исследователи полагают, что этот образ является автопортретом художника

Нельзя пройти мимо иконы Дионисия, изображающей Страшный Суд. Писанная в атмосфере эсхатологических ожиданий 1492 года, эта картина полна внутреннего напряжения. Но многоярусная композиция, несмотря на сложность и перегруженность надписями, выглядит легко и изящно. Ужас сменяется ликованием: полупрозрачные образы ангелов попирают черные фигуры демонов.