Нисский, георгий григорьевич

Оглавление

Список используемой литературы

Полное собрание сочинений Григория Нисского издано на греческом оригинале с латинскими комментариями как Опера Григория Ниссени :

  • Vol. 1 — Вернер Йегер , изд. (2002). Contra Eunomium libri I et II . Брилл. ISBN 978-90-04-03007-7.
  • Vol. 2 — Вернер Йегер, изд. (2002). Contra Eunomium liber III . Брилл. ISBN 978-90-04-03934-6.
  • Vol. 3/1 — Фридрих Мюллер, изд. (1958). Opera dogmatica губ, Парс я . Брилл. ISBN 978-90-04-04788-4.
  • Vol. 3/2 — К. Кеннет Даунинг; Якобус А. Макдонаф; SJ Hadwiga Hörner, ред. (1987). Opera Dogmatica Minora, части II . Брилл. ISBN 978-90-04-07003-5.
  • Vol. 3/3 — Opera dogmatica minora, pars III — De Anima Et Resurrectione, 2014 Издатель = Brill ISBN  978-90-04-12242-0 Редактор: Андреас Спира
  • Vol. 3/4 — Эккехард Мюленберг, изд. (1996). Opera Dogmatica Minora, части IV . Брилл. ISBN 978-90-04-10348-1.
  • Vol. 3/5 — Эккехард Мюленберг, изд. (2008). Опера dogmatica губ, рагз V . Брилл. ISBN 978-90-04-13314-3.
  • Vol. 4/1 — Хубертус Р. Дробнер, изд. (2009). Opera exegetica В Genesim, Парс я . Брилл. ISBN 978-90-04-13315-0.
  • Vol. 4/2 — Opera exegetica В Genesim, часть II — в настоящее время недоступна.
  • Vol. 5 — Дж. Макдонаф; П. Александр, ред. (1986). В Incriptiones Psalmorum: In Sextum Psalmum: In Ecclesiasten Homiliae . Брилл. ISBN 978-90-04-08186-4.
  • Vol. 6 — Х. Лангербек, изд. (1986). В Canticum Canticorum . Брилл. ISBN 978-90-04-08187-1.
  • Vol. 7/1 — Джон Ф. Каллахан, изд. (2009). Opera exegetica In Exodum et Novum Testamentum, пп. 1 . Брилл. ISBN 978-90-04-00747-5.
  • Vol. 7/2 — Джон Ф. Каллахан, изд. (1992). Opera exegetica In Exodum et Novum Testamentum, пп. 2 . Брилл. ISBN 978-90-04-09598-4.
  • Vol. 8/1 — Вернер Йегер; JP Cavarnos; VW Callahan, ред. (1986). Opera ascetica et Epistulae, п.1 . Брилл. ISBN 978-90-04-08188-8.
  • Vol. 8/2 — Джорджио Паскуали, изд. (2002). Opera ascetica et Epistulae, п. 2 . Брилл. ISBN 978-90-04-11182-0.
  • Vol. 9 — Г. Хайль; А. ван Хек; Э. Гебхардт; А. Спира, ред. (1992). Проповеди, п.1 . Брилл. ISBN 978-90-04-00750-5.
  • Vol. 10/1 — Г. Хайль; JP Cavarnos; О. Лендл, ред. (1990). Проповеди, ч. 2 . Брилл. ISBN 978-90-04-08123-9.
  • Vol. 10/2 — Эрнестус Райн; Фридхельм Манн; Дёрте Теске; Хильда Полак, ред. (1996). Проповеди, ч. 3 . Брилл. ISBN 978-90-04-10442-6.

Ниже представлены английские переводы сочинений Грегори;

Григорий Нисский, Проповеди на Экклезиаст: английская версия с дополнительными исследованиями. Материалы Седьмого Международного коллоквиума, посвященного Григорию Нисскому (Сент-Эндрюс, 5–10 сентября 1990 г.). Ссылка на сайт.

На пути к Богу

Григорий Нисский принадлежит к числу наиболее почитаемых христианских святых. Православная Церковь хранит о нём память как о величайшем церковном писателе, вселенском учителе и отце.

Несмотря на широкое признание, бесчисленное множество исследований, некоторые немаловажные факты его биографии до сих пор излагаются с пометками: вероятно, приблизительно, возможно. Мы даже не знаем ни точной даты его рождения, ни точной даты кончины.

По происхождению Григорий принадлежал к греческой аристократической фамилии, известной не только благополучием и общественным положением, но и благочестивыми устоями, праведной жизнью.

Это семейство представило миру целую плеяду святых. Во время гонений на Церковь предки Григория Нисского, подвергались преследованиям и страдали. В своё время родители его отца за исповедание имени Христова лишились имущества. Дед по линии матери принял мученическую смерть, а его состояние отошло к сторонним людям. Бабка Григория Нисского, Макрина старшая, была приверженкой святого Григория Неокесарийского. Основным законом в её жизни был закон Божий.

Сын Макрины, Василий старший, пользовался известностью и как профессор риторики, и как добродетельный христианин. Его супруга, преподобная Емилия, была дочерью мучеников и с юности готовила себя к подвигу девства во Христе. На замужество она согласилась потому, что будучи сиротой, едва не стала жертвой злоумышленников, посягавших на её юность и красоту. Святую Емелию Бог благословил сделаться матерью десятерых детей: шести дочерей и четырех сыновей.

Стремление Емилии к девству реализовалось в её дочери, Макрине младшей. Один из её сыновей, Василий, был прославлен Церковью под именем Великий. Другой, Пётр, прославлен как Севастийский святитель.

Григорий Нисский, появившись на свет после Василия (будущего Василия Великого) и Навкратия (погибшего при невыясненных обстоятельствах), стал третьим сыном в семье.

По приближенным подсчётам он родился в период между 331-м и 335-м годами. Местом его рождения могла быть либо Кесария, либо Севастия. Имя Григорий он получил в честь святого Григория Чудотворца.

Отец Григория, Василий старший умер рано и вся тяжесть заботы о детях легла на вдову. Помимо матери, Емилии, большое влияние на воспитание будущего Нисского святителя оказали: старшая сестра, Макрина, и старший брат, Василий (Великий).

В отличие от Василия, получавшего образование в лучших учебных заведениях, в том числе в Афинах, Григорий учился в местных школах. Тем не менее, за счёт усердия и целеустремленности он достиг высочайшего уровня образованности.

дальнейшее чтение

  • Григорий Нисский, Жизнь Макрины , Лондон, 2012. limovia.net ISBN  978-1-78336-017-8
  • Джон Дж. Клири, изд. (1997). Вечная традиция неоплатонизма . Издательство Левенского университета. ISBN 978-90-6186-847-7.
  • Сара Коакли; и другие. (2003). Переосмысление Григория Нисского . Вили-Блэквелл. ISBN 978-1-4051-0637-5.
  • Стивен Т. Дэвис; Дэниел Кендалл; Джеральд О’Коллинз, ред. (2002). Троица: междисциплинарный симпозиум о Троице . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-924612-0.
  • Роберт Дженсон (2002). Триединая идентичность: Бог согласно Евангелию . Wipf & Stock. ISBN 978-1-57910-962-2.
  • Дуэйн Х. Ларсон (1995). Времена троицы: предложение для теистической космологии . П. Ланг. ISBN 978-0-8204-2706-5.
  • Морвенна Ладлоу (2007). Григорий Нисский: древние и (пост) современные . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-928076-6.
  • Раймонд Ван Дам (2002). Снежное царство: римское правление и греческая культура в Каппадокии . Университет Пенсильвании Press. ISBN 978-0-8122-3681-1.
  • Раймонд Ван Дам (2003). Стать христианином: обращение римской Каппадокии . Университет Пенсильвании Press. ISBN 978-0-8122-3738-2.

Душа «русского Монмартра»

Куратор отметила, что отдельный зал на выставке посвящен жизни Нисского. «У него был замечательный характер. Его интересовали спорт, поиск нового адреналина и занятия живописью и графикой», — рассказала Степанова. Несмотря на то, что Нисский нередко участвовал в соревнованиях, награды его не интересовали.

«Он был душой Верхней Масловки, которую считают таким нашим «русским Монмартром. Он был таким действительно лихим, абсолютно свободным человеком», — отметила куратор и добавила, что выставка продлится до 27 января 2020 года.

На выставке представлены произведения из коллекций Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Астраханской государственной картинной галереи имени П. М. Догадина, Волгоградского музея изобразительных искусств имени И.И. Машкова, Вологодской областной картинной галереи, Воронежского областного художественного музея имени И.Н. Крамского, Тульского областного художественного музея и других собраний.

Также в экспозицию входит большое количество документальных материалов. Почти все они будут представлены впервые, в том числе и специалистам, отметили в ИРРИ.

Источники

  • Азкул, Майкл (1995). Святой Григорий Нисский и предание отцов . Льюистон, штат Нью-Йорк: E. Mellen Press. ISBN 0-7734-8993-2.
  • Эне Д-Василеску, Елена (2017). «Глава 55: Григорий Нисский». В Esler, Филип Ф. (ред.). Ранний христианский мир . Рутледж — Тейлор и Фрэнсис Групп. С. 1072–1987.
  • Масперо, Джулио (2007). Троица и человек — «Ad Ablabium» Григория Нисского . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-474-2079-8.
  • Мередит, Энтони (1995). Каппадокийцы . Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Семинарии Св. Владимира. ISBN 0-88141-112-4.
  • Матео-Секо, Лукас Франсиско; Масперо, Джулио, ред. (2010). Словарь Брилла Григория Нисского . Лейден: Брилл.

Комментарий к Григорию

В 787 г. н.э. Седьмой Вселенский собор Церкви (также известный как Второй Никейский собор ) почтил Григория Нисского:

Генри Fairfield Osborn писал в своей работе по истории эволюционной мысли , от греков до Дарвина (1894 г.):

Энтони Мередит пишет о мистических и апофатических писаниях Грегори в своей книге Григорий Нисский (Отцы ранней церкви) (1999):

Дж. Камерон Картер пишет о позиции Грегори в отношении рабства в книге « Гонка за богословие» (2008):

Католический богослов и писатель Ганс Урс фон Бальтазар описывает Григория в своей книге « Присутствие и мысль: очерк религиозной философии Григория Нисского» (1988):

Биография

Родился в семье станционного врача, на маленькой станции Новобелица вблизи Гомеля. Его первым учителем стал владимирский иконописец Петров. Местный художник-студент Зорин познакомил Георгия Нисского с произведениями художников «Мира искусства». В 1919 году Нисский поступил в Гомельскую художественную студию Губполитпросвета им. М. Врубеля, где под руководством А. Я. Быховского впервые «столкнулся с понятиями о цвете, образе и композиции». В 1921 году был командирован в Москву и поступил на подготовительные курсы при Высших Художественно-Технических мастерских (ВХУТЕМАС, 1923—1930). Перешёл на отделение живописи в 1923 году, где его преподавателями стали Роберт Фальк и Александр Древин. Параллельно с учёбой работал в типографии, много внимания уделял спорту, в частности — волейболу.

В 1926 году познакомился с Александром Дейнекой. В это время, под влиянием стилистики ОСТ, а так же творчества Александра Дейнеки и Альбера Марке складывается уникальный живописный стиль Георгия Нисского, чертами которого являются лаконичность, динамика и проникновенный лиризм его пейзажей. В 1928 году совершил первую поездку на Чёрное море в Новороссийск для сбора материала к дипломной работе. В 1930 году закончил ВХУТЕМАС, дипломная работа — «Интернационал на „Жиль-Барте“. Восстание французских моряков в Одессе» (ГТГ).

https://youtube.com/watch?v=NGii-rifcq0

Георгий Нисский «Севастополь.Вечер»

Все видео

Конец 1930 и 1931 провел в Особой Краснознаменной Дальневосточной армии, оформлял стенгазеты, делал плакаты и панно. В 1936 совместно с А. А. Дейнекой, Г. Г. Ряжским и Ф. С. Богородским ездил в Севастополь и Балаклаву на этюды, летал на аэропланах, ходил на быстроходных катерах и на подводной лодке.

Сюжеты первых известных работ Нисского, написанных в начале 1930-х годов, по-видимому, навеяны воспоминаниями о детстве прошедшем на станции, в них превалирует железнодорожная тематика: «Осень. Семафоры» (1932), «На путях» (1933), «Октябрь» (1933). Однако во второй половине 1930-х годов художник обращается к морской теме. Нисский пишет морские пейзажи (марины), а в 1940-е годы — морские батальные композиции («Манёвры кораблей Черноморского флота», 1937; «Потопление фашистского транспорта», 1942; «На рейде», 1949). Помимо живописи, Нисский много иллюстрирует и в иллюстрации остаётся верен морской теме: («Цусима» Новикова-Прибоя, «Морская душа» Соболева).

В послевоенные годы Нисский обращается к ландшафтному пейзажу, он пишет заснеженные леса, возвращается к теме железных дорог. В его пейзажах всё чаще появляются станции, поезда: («Белорусский пейзаж», 1947; «Подмосковье. Февраль», 1957) Будучи увлечённым яхтсменом (Нисский владел небольшой трофейной яхтой), он по-прежнему пишет водные просторы, однако на этот раз место моря занимают подмосковные водоёмы.

Нисский много путешествует по стране; впечатления, полученные художником в поездках, ярко и живо воплощаются в его полотнах. Например, картина, подмеченная из окна быстро несущегося поезда, отразилась в композиции «На Дальнем Востоке» (1963), за которую художник получил в 1964 г. серебряную медаль Академии художеств, триптих «Порт на севере», (1956—1957).

Георгий Нисский считается основателем т. н. сурового стиля. Последние годы Георгий Григорьевич тяжело болел.

Умер в Москве в 1987 году. Похоронен на Кунцевском кладбище. Жил в «Городке художников» на улице Верхняя Масловка в Москве.

Творческое наследие

Крупнейшее сочинение святителя Григория Нисского — опровержение апологии Евномия в двенадцати томах. Евномий Кизихский был греческим епископом и арианином. В своем многотомном труде Григорий опроверг его учение о иносущности Сына и Отца. Второе значимое произведение философа — «Диалог о душе и воскресении». Наставление написано после последнего разговора с сестрой Макриной.

О том, что преподобная при смерти, Григорий узнал по возвращении из Константинополя. Он успел поговорить с сестрой перед ее кончиной. Не так давно ушел из жизни брат Василий. Под впечатлением утраты близких людей философ написал глубокое творение, полезное к прочтению каждому христианину. Святитель также составил «Послание о жизни преподобной Макрины», преподав житие сестры, как пример высокой нравственности и аскезы.

Одним из центральных трудов святителя Григория Нисского называют трактат «Об устроении человека». Произведение охватывает философию, естествознание и медицину и раскрывает следующие идеи:

  • сотворения мира, как исторически реального, а не мифического;
  • творения из ничего;
  • Божественных и природных законов бытия;
  • иерархического порядка сотворения мира;
  • энергийного происхождения материальных веществ.

В своем труде епископ Нисский указывает на соединение Бога и человека через любовь. Он также высказал мысль об обретении человеком Бога внутри собственной природы, а не во внешнем мире. Воспитанием христианина философ называл бесконечное стремление человека приблизиться к совершенству.

Сочинения святителя Григория Нисского посвящены следующим учениям:

  • о вере и разуме — вера приближает к Богу ищущий истину разум;
  • о Боге, Богопознании — важным аспектом является уподобление человеком образа Божия и очищение от греха;
  • о творении — концепция созидания материального из нематериального;
  • ангелологии — по мнению автора, ангелы бестелесные и неосязаемые, но при этом разумно мыслящие существа;
  • о падении ангелов — к грехопадению диавола привела зависть, а зло преобладает при ослаблении добра;
  • антропологии — через человека обретают связь телесный и духовный мир;
  • протологии — изначально человек был подобен ангелам по духовной чистоте и жил беззаботно в Эдеме;
  • амартологии — о воле выбирать между добром и злом, на темную сторону склоняет безрассудство, присущее человеческой природе;
  • христологии — Христос всецело является и Богом, и человеком;
  • мариологии — учение о Деве Марии, как об истинной Богородице, а не матери человека, о сохранении ее девства и после рождения Христа;
  • сотериологии — учение о спасении, исцелении и искуплении;
  • о церковных таинствах — о духовном соединении с Богом во время крещения и евхаристии;
  • эсхатологии — о воскресении мертвых и Страшном Суде.

Святитель Григорий также составил 29 проповедей. Философ писал простым слогом, поэтому его богословские суждения просты для понимания.

Творческое наследие

Как церковный писатель святитель Григорий был чрезвычайно плодовит. За исключением некоторых частных фрагментов (например, о конечности адовых мук и всеобщем спасении людей) его работы отличаются ортодоксальностью и глубиной мысли.

Условно его сочинения можно классифицировать как догматико-полемические, экзегетические, нравственно-аскетические, проповеди и письма.

К первой группе относятся: Большое огласительное слово, К Авлавию о том, что не «три Бога», Слово о Святом Духе против македонян духоборцев, О душе и воскресении. Диалог с сестрой Макриной, Опровержение Евномия, Опровержение мнений Аполлинария (антиррик), Слово против Ария и Савеллия, Против Аполлинария к Феофилу, епископу Александрийскому, Против учения о судьбе, О младенцах, преждевременно похищаемых смертью. К Иерию, Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Правила святых отцов – Каноническое послание святаго Григория Нисскаго к Литоию епископу Мелитинскому 372–394 гг. и др.

Во вторую группу входят: О Шестодневе, Об устроении человека, Беседы о молитве Господней, О жизни Моисея Законодателя, Точное истолкование Екклезиаста Соломонова, Толкование на Псалом шестой, Изъяснение Песни песней Соломона, О надписании псалмов, О чревовещательнице. Письмо к епископу Феодосию, О блаженствах и пр.

К третьей группе уместно причислить: О цели жизни по Боге и об истинном подвижничестве, Послание о жизни преподобной Макрины, О девстве, К Армонию о том, что значит звание «христианин», К Олимпию о совершенстве.

Четвертая группа объединяет: Слово о божестве Сына и Духа и похвала праведному Аврааму, Слова на Святую Пасху, Похвальное слово святому первомученику Стефану, Похвальное слово святым сорока мученикам (первое), Похвальное слово святым сорока мученикам (второе), Слово о жизни святого Григория Чудотворца и др.

Пятая группа: Письма.

Биографическая справка

Григорий Нисский родился предположительно в 335-м году в Каппадокии. Святитель называл брата Василия наставником и отцом, поэтому предполагается, что был младше его. У Григория была и сестра, которая прославилась в христианстве как преподобная Макрина. Ее назвали в честь бабушки, пострадавшей за христианскую веру в период правления императора Галерия.

Мать занималась воспитанием детей, приучала их к ежедневной молитве и посещению службы в храме. Отец епископа умер в 341-м году. Факты биографии Григория Нисского:

  • начальное образование получил в школе Кесарии Каппадокийской;
  • женился на благочестивой девушке Феосевии;
  • служил чтецом на богослужениях;
  • в 365-м году овдовел;
  • на фоне увлечения античной литературой поселился в понтийском монастыре, который основал брат;
  • стал епископом Нисским по просьбе Василия, принявшего сан архиепископа Каппадокийского;
  • помогал брату бороться с представителями арианства, отрицавшими единосущность Бога-Отца и Бога-Сына;
  • по навету отступников был арестован и приговорен к суду в Анкире;
  • во время конвоирования в Анкиру сбежал и скитался три года;
  • вернулся в Ниссу после смерти императора Валента, поддерживавшего ариан, и восстановил доброе имя;
  • после смерти Василия в 379-м году участвовал в Антиохийском собрании против мелетианских еретиков, не согласных с политикой назначения епископов;
  • по принуждению принял должность митрополита Севастийского и возглавил борьбу против ереси в Аравии и Палестине;
  • на Втором Вселенском Соборе в 381-м году поддержал избрание Григория Богослова епископом Константинополя.

В столице Византии уважали свт. Григория Нисского как богослова и проповедника. При этом большую часть знаний епископ приобрел в молодости самостоятельно и благодаря урокам старшего брата. Василий учился в Афинах, а Григорий после школы посвятил время самообразованию.

Подробности жития

Несмотря на то, что почти все близкие родственники Григория Нисского стали святыми, в юности богослов не отличался религиозностью. Службы и молитвенные песнопения не пробуждали в душе молодого святителя возвышенных чувств и были повседневной обязанностью, пока с ним не произошел интересный случай.

В родительском доме Григория проходил праздник в честь перенесения мощей сорока мучеников. Устав слушать молитвы, юноша пошел в сад и уснул в беседке. Во сне ему привиделись райские кущи, но путь к ним преградили стражники. Светлые воины хотели даже наказать непрошеного гостя за вторжение, но один из них уговорил отпустить юношу.

Странное видение подвигло Григория с большим рвением посещать службы и стать чтецом. Но постепенно духовный пыл угас. Следующим потрясением, наставившим будущего епископа на путь истинный, стала кончина жены. Григорий Богослов отзывался о Феосевии, как о добродетельной женщине. Утрата заставила молодого вдовца искать уединения в монастыре и вере.

За верность православному учению Григорий пострадал в должности епископа Нисского. Еретики-епископы обвинили святителя в растрате церковных средств. Григорий с детства не отличался крепким здоровьем. Чтобы не умереть от побоев конвоиров, арестант решился бежать. Но впоследствии испытывал немощи до конца жизни.

Как Григорий Нисский провел последние годы неизвестно, как и точная дата его смерти. Святитель успел побывать паломником в Иерусалиме. Но он вернулся со Святой Земли в угнетенном настроении, сделался противником религиозных путешествий. Свой антагонизм Григорий объяснил тем, что от перемены места Бог не становится ближе.

Епископ основал новый монастырь в Ниссе, занимался его обустройством, писательским трудом, отошел от богословских дискуссий и церковной политики. Также известно, что святитель снова посетил Константинополь для участия в соборе, посвященном проблемам священнослужителей Аравии. После этого события о Григории Нисском нет упоминаний, как и указаний места, где он похоронен.

Деятельность

Главной задачей Григория в должности епископа Нисского и митрополита Севастийского стала борьба с иноверцами. Но философ присоединился к противостоянию не по душевному порыву, а чтобы сначала помочь брату, а затем по императорскому указу. Во время искоренения ереси епископ часто попадался на интриги.

Святитель Григорий вызывал необъяснимую неприязнь у митрополита и богатого вельможи Элладия Кесарийского, также объявленного императором хранителем чистоты веры в Понте. Желая преодолеть разногласия в честной беседе, немолодой и больной философ с трудом отыскал дом оппонента в горах, где тот отмечал христианский праздник.

Стражники не пустили Григория внутрь. Святитель долго стоял на улице под палящим солнцем. Когда усталого путника допустили к пиршеству, хозяин дома не поприветствовал его и не замечал. Наконец Григорий сам обратился к Элладию. Но митрополит выгнал его.

За годы служения Церкви святитель наблюдал за развитием теологии и соблюдением христианских традиций. Свои выводы он облек в литературную форму. Григорий Нисский стал выдающимся приверженцем учения о Святой Троице. Каппадокийский святой вошел в историю богословия как один из лидеров традиционного христианства и христианского платонизма, в основе которого лежит идея бессмертия души.

Почитание святителя

Григория Нисского почитают в православной и католической церкви. День памяти святого — 10 января. Частицы мощей святителя хранятся в греческих и афонских монастырях: Эсфигмен, святого Пантелеймона, святого Стефана и Николая Чудотворца.

Житие Григория Нисского составлено анонимным автором. Григорий Богослов посвятил святителю «Слово». Также ему сложена «Похвала», предположительно Иоанном Златоустом. В сочинении Михаила Пселла 9-го века рассказывается о Григории Нисском в составе каппадокийского кружка.

В сочинении «Гомилий» Григорий Богослов поместил совместные портреты братьев Григория и Василия. Епископа Нисского изображали в минейных циклах. В русской православной церкви святителя широко не прославляли и не освящали храмы в его честь.

«Гламур 80-х. Из Фонда Александра Васильева»

На ВДНХ в павильоне №16 «Гидрометеорология» в начале зимы стартует главная выставка страны о моде «Гламур 80-х» известного телеведущего и историка моды Александра Васильева. Гости увидят экспонаты из уникальной коллекции мэтра, созданные в восьмидесятые годы ХХ века легендарными модными домами: Chanel, Christian Dior, Yves Saint Laurent, Givenchy, Pierre Balmain, Claude Montana, Oleg Cassini, Issey Miyake, Yohji Yamamoto и другими. Одежда времен накладных плечей, блестящих тканей, резких линий в силуэтах, эксцентрики и гламура наглядно покажет, что мода циклична. Ведь она повторяется каждые 25 лет, и сегодня на подиумы возвращается эстетика 80-х. На выставке будет представлено более 50 костюмов, а также аксессуары той эпохи — сумочки, обувь и украшения. Данная экспозиция станет третьей в цикле проектов Александра Васильева, посвященных истории моды. Первыми двумя выставками проекта «Музей моды» на ВДНХ были «Весна и мода» и «Курортная мода».

Где: Павильон №16 «Гидрометеорология», ВДНХ, Москва.

Когда: с 5 декабря 2020 по 7 марта 2019

Что есть Троица?

Богословие Григория Нисского пользовалось авторитетом как в Византии, так и на средневековом Западе. Его произведения переводились на латинский, армянский, грузинский, сирийский языки. Его богословие оказало заметное влияние на исихастские споры в Византии в XIV в.

В богословии Григория Нисского хорошо заметно его глубокое знание классической греческой философии: особенно Платона и Плотина, а также натурфилософии и физики Аристотеля. Кроме того он придерживается аллегорического метода толкования библейских книг Оригена. Последний богослов также ощутимо повлиял на Григория.