Художественная культура эпохи просвещения кратко. особенности

Направления в литературе

Господствующим направлением в литературе середины 18 века стал классицизм. Для классицизма характерно апология просвещенного абсолютизма, преклонение перед разумом. Все герои классических произведений, как правило, не носители каких-то индивидуальных черт характера, а просто выражают собой некие качества. Для русского классицизма было характерно использование не античных, но отечественных сюжетов. Наиболее яркие поэтические произведения эпохи классицизма — это стихи Тредиаковского, Ломоносова, Контимира.

Но, пожалуй, самый яркий представитель этого направления — это, конечно же, Державин. Комедии Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль» тоже на первый взгляд относятся к произведениям, которые построены по законам классицизма. На самом деле это не совсем так. Герои этих произведений не только носители каких-то определенных качеств, но еще и индивидуальных черт характера.

Со второй половины 18 века в литературе появляется еще один стиль — сентиментализм

Для него характерно внимание к проблемам и переживаниям маленького человека. Пожалуй, наиболее яркое произведение, которое написано именно в стиле сентиментализма — это «Бедная Лиза» Николая Михайловича Карамзина

Эпоха просвещения в России

Как уже было сказано ранее, эпоха просвещения не обошла стороной и Россию. Глобальные перемены начались с правления Петра Великого. Именно он приказал обучать население, совершенствовать науку, выпускать газеты и журналы. Благодаря этим преобразованиям, уже через некоторое время страна вступила в этап европеизации. После смерти Петра I и неоднократной смены власти дело продолжила уже Екатерина II, которая последовала за идеями великих французских философов.

Психология русского просвещения весьма отличается от зарубежной. Несмотря на обилие зарубежных идей, некоторые русские мыслители и философы старались внести что-то новое, добавить «свое», но в то же время не выходить за рамки уже принятого канона. К ним, например, можно отнести А.С. Кайсарова, В.В. Попугаева и многих других. Также большой вклад внес и А.Н. Радищев (1749 – 1802 гг.). После публикации известной работы «Путешествие из Петербурга в Москву», где автор открыто критикует крепостничество, его приговаривают к смертной казни и отправляют в ссылку в Сибирь.

Представители

  • М.В. Ломоносов (1711 – 1765 гг.) – российский ученый, историк, естествоиспытатель. Именно он был новатором в образовательной среде, дополнил список обязательных предметов, начал читать лекции на русском языке, вместе с И.И. Шуваловым основал Московский Государственный Университет. Старался воспитывать в людях идею патриотизма и желание делать Россию лучше, умнее и прогрессивнее.
  • А.Н. Радищев (1749 – 1802 гг.) – писатель, философ, поэт. Он выступал противником крепостничества и самодержавия, старался найти варианты освобождения крестьян и грезил об обществе, в котором не будет угнетения рабочего класса. Также идеи Радищева помогли в переходе от дворянского, декабристского правозащитного движения к революционному всенародному порыву.
  • Г.С. Сковорода (1722 – 1794 гг.) – российский и украинский философ, писатель, поэт. Считается первым самобытным мыслителем России. Был основателем русской религиозной философии. Внес невероятно весомый вклад в восточнославянскую культуру.

Охарактеризовать эпоху просвещения в России можно словом «новый» — новые правила, законы, образование, искусство. Новая жизнь! А вот к основным чертам или особенностям можно отнести:

Запоздалое начало перемен, ведь просвещение в России началось лишь со второй половины XVIII века.
Большое внимание уделяется судьбе и чувствам маленького человека (Классический пример — «Бедная Лиза» Карамзина), а также истории и её развитию («История государства российского» того же Карамзина).
Преобладают идеи о космосе, как основе всего.
На первый план выходит социальная проблематика: крестьянский вопрос, дикость нравов, повальное невежество, нищета.

Эпоха просвещения больше всего повлияла на литературу, которая воспела патриотизм и чувство нравственного долга по отношению к стране. Культ служения родине стал излюбленной темой в рамках высоких жанров.

Примеры произведений

  1. комедия (Д.И. Фонвизин «Недоросль»),
  2. трагедия (А.П. Сумароков «Дмитрий Самозванец»),
  3. ода (М.В. Ломоносов «На день восшествия на престол Елизаветы Петровны»),
  4. элегия (Г.Р. Державин «Море») и т.п.

Смешивались направления, например, в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» дали о себе знать классицизм и реализм.

В конце XVIII века начинает зарождаться сентиментализм, которому присуще уделять внимаю простому человеку и его чувствам. Главное произведение этого направления – «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина.

Развитие искусства слова повлекло за собой становление самобытной русской лирики, что в дальнейшем приведет к расцвету Золотого века русской поэзии.

В этой статье мы подробно охарактеризовали поздний классицизм – просвещение. Надеемся, что эта эпоха стала вам более понятной!

Раннее Просвещение

Идеи Просвещения вначале были восприняты Петром I и его сподвижниками. Эти идеи оказали влияние на проповеди Феофана Прокоповича, сатиру Антиоха Кантемира, историографию Василия Татищева.

Во время правления дочери Петра императрицы Елизаветы идея просвещённого абсолютизма была подхвачена её фаворитом Иваном Шуваловым. Он был просвещённым придворным, содействовал основанию Московского университета и Императорской Академии художеств, в которых сосредоточилась интеллектуальная жизнь многих деятелей искусства последней четверти XVIII века. Шувалов покровительствовал и величайшему из русских учёных того времени Михаилу Ломоносову, который многое сделал в самых различных областях естествознания, а также в поэзии, религиозной философии и изобразительном искусстве.

Это интересно: 2200,Эпоха дворцовых переворотов (1725 – 1762 гг, ) (кратко)

Вольтер

Из всех французских просветителей наибольшее влияние на современников оказал Вольтер (Франсуа- Мари Аруэ, 1694—1778), чьим именем иногда обозначают всю эпоху Просвещения. Это был писатель, драматург, публицист, историк и философ огромного таланта, оставивший глубокий след в развитии общественной мысли своего времени во Франции и далеко за ее пределами.

Всю свою долгую творческую жизнь, начавшуюся в 1717 году трагедией «Эдип», Вольтер отдал борьбе против религиозного фанатизма, против остатков крепостничества во Франции, против придворной клики. Его «Философские письма» поражали читателя смелостью мыслей. «Не знаю, кто полезней для государства,— отлично напудренный сеньор, точно знающий, в котором часу король встает и в котором ложится, и напускающий на себя важный вид, играя роль раба в прихожей какого-нибудь министра, или негоциант, обогащающий свою страну, рассылающий из своей конторы приказы Сурагу и Каиру и содействующий счастью вселенной».

Вольтер выступал крайне активно во всех жанрах, берясь решать проблемы современных точных наук, поэзии, драматургии. Огромное влияние Вольтера на современников и последующие поколения определялось духом его вольнолюбивого, насмешливого сомнения во всех законах и нормах старого мира, которое рождало блещущее талантом, иронией, умом его яркое творчество.

Громадное значение в развитии просветительской идеологии имел философ-материалист и писатель большого таланта Дени Дидро (1713—1784), создатель и многолетний редактор знаменитой «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». Среди сотрудников «Энциклопедии» были Монтескье, Тюрго, Вольтер, Руссо, Даламбер, все самые крупные мыслители эпохи, ученые, инженеры, врачи.

«Энциклопедия» была одновременно справочным, научным и полемическим изданием. Многое, чего авторы не могли написать из опасения цензурных преследований, было высказано намеком и в таком виде доходило до читателей.

Среди единомышленников Дидро выделялись философы Гольбах (1723—1789) и Гельвеций (1715— 1771), оставившие заметный след в развитии материалистической мысли. Гольбах также известен как один из крупнейших воинствующих атеистов своего века; в отличие от Вольтера, он выступал не только против фанатизма и нетерпимости католической церкви, но и против религии вообще, отрицая существование бога.

Политические взгляды Гольбаха и Гельвеция отличались умеренностью. Гольбах писал, что социальное «неравенство является опорой общества… Благодаря различию людей и их неравенству слабый вынужден прибегать к защите сильного; оно же заставляет последнего прибегать к знаниям, мастерству более слабого, если он их считает полезным для самого себя».

Из среды народа, как и Дидро, вышел и Жан-Жак Руссо (1712—1778), один из зачинателей нового направления общественной мысли — эгалитаризма. Он заявлял: «Труд… есть неизбежная обязанность для общественного человека. Всякий праздный гражданин — богатый или бедный, сильный или слабый — есть плут». Руссо этимвысказал отношение трудящихся масс Франции к приви¬легированным сословиям.

Руссо объявляет частную собственность виновницей всех социальных зол.

Особое значение имеет трактат Руссо «Об общественном договоре, или Принципы политического права», в котором автор выразил в ясной и образной форме смутные чувства и скрытые чаяния народа. Сильнее, чем кто-либо из писателей Просвещения, Жан-Жак Руссо поставил проблему равенства как главное требование века.

Эпоха Просвещения выдвинула также несколько передовых мыслителей, представителей утопического коммунизма. Они идут дальше эгалитаристов, усматривая источник всех зол общества в частной собственности. Взамен нее они выдвигают идеал социального строя, основанного на началах общественной собственности, совместного труда и уравнительного распределения. История сохранила их имена — это Морелли и Габриель Бонно де Мабли.

А Франция шла навстречу надвигавшейся буре. Из уст в уста передавались слова Руссо из ставшего знаменитым его романа «Эмиль»: «Мы приближаемся к состоянию кризиса и к веку революций». Этот «век революций» уже надвигался вплотную. Тысячелетняя французская монархия вступала в полосу решающих испытаний.

Исторические предпосылки

Историки расходятся во мнении, когда именно началось Просвещение, хотя многие согласны с тем, что его истоки связаны с научной революцией начала XVII в. Оказав огромное влияние на развитие европейской цивилизации, Век Разума завершился революционными событиями во Франции и сменился романтизмом. К наиболее выдающимся деятелям того периода можно отнести:

  • Вольтера;
  • Джона Локка;
  • Томаса Гоббса;
  • Дэвида Юма;
  • Жан-Жака Руссо;
  • Адама Смита;
  • Иммануила Канта;
  • Исаака Ньютона;
  • Томаса Джефферсона.

Корни философских идей, повлекших переворот взглядов на человека и природу, лежат в Тридцатилетней войне (1618—1648). Это был долгий и кровавый конфликт, вызвавший целый ряд социальных потрясений. Люди начали подвергать сомнению и критике религиозные устои и устройство общества. Согласно принятому мнению, толчком к появлению идей Века Разума послужила популяризация значения древних авторов в эпоху Возрождения.

Период Великих географических открытий раскрыл для европейской цивилизации другие философские концепции и культуры. Кроме того, робкие идеи Возрождения по изучению материального мира уже заложили основу для настоящей научной революции, которая началась с публикации в 1543 г. гелиоцентрической теории Вселенной Николая Коперника. В одном ряду с идеями польского астронома стоят работы:

  • Иоганна Кеплера — три закона движения планет;
  • Галилео Галилея — теория движения и закон инерции;
  • Тито Браге — новый взгляд на звёзды, планеты и их движение.

Научная революция закончилась с открытием Исааком Ньютоном закона всемирного тяготения и популяризацией модели механической Вселенной в конце XVII века. С каждым новым изобретением той эпохи общепринятый христианский взгляд на мир подвергался трансформации. Мыслители периода научной революции всё больше склонялись к копернианско-ньютоновской парадигме, согласно которой божественное создание мира можно познать через науки. Интеллектуалы стали воспринимать Вселенную бесконечной, полной движения и событий. Такое мировоззрение заложило почву для Просвещения и эволюции рациональной мысли.

Университеты и другие учебные заведения в России

Преподавание в Московском университете велось исключительно только на русском языке. В университете насчитывалось несколько факультетов. Имелся философский факультет, юридический и медицинский. Что интересно, отсутствовал характерный для учебных заведений такого рода богословский факультет. В середине 80 годов 18 века сеть учебных заведений в России еще больше расширилась. Появились губернские и уездные начальные училища. Губернские училища включали в себя четыре класса, а уездные два. В первых двух классах учили считать, писать, да ещё закону Божьему. А что касается двух оставшихся классов в четырех классных начальных училищах, то там еще обучали истории, географии, геометрии и иным наукам.

К концу 18 века в России имелось уже пять кадетских корпусов. Возникали и благородные пансионы. По инициативе Бецкого были открыты подобные пансионы для детей выходцев из дворянского сословия

Причем, в духе идей просвещения Бецкой считал, что для развития человеческой личности важно не только образование, но еще и воспитание. Для этого дети находились в пансионе, в отрыве можно сказать от своих семей, с 5 до 18 лет

Они, действительно, получали идеальное образование и идеальное воспитание с тем, чтобы впоследствии передать его и своим детям.

Уделил Бецкой внимание и образованию выходцев из не дворянского сословия и женскому образованию тоже. В 1764 году был открыт Смольный институт благородных девиц

С 1725 года, с момента появления Российской академии наук, множество иностранных специалистов трудятся на благо нашего отечества. Это математики Эйлер, Бернулли. Историки Миллер и Байер и другие видные специалисты.

На подступах к Просвещению

«Вечный снег, все ходят в шубах и все военные, но гостеприимство чрезвычайное и все крестьяне очень послушны!» — вот самое распространенное мнение о России, которое транслировала фрау Леноре в тургеневских «Вешних водах» — и это в 1840 году!

В XVIII веке наша страна в глазах иностранцев выглядела неким странным заледеневшим и полудиким государством, которое никак не ассоциировалось с прогрессом и европейской широтой взглядов. Но надо отдать должное: в любые времена находились люди, которые умело опровергали этот стереотип — и не словами, а решительными действиями. Самой знаковой фигурой в процессе масштабных преобразований нашего отечества по праву считается Петр I. «Быв странником, в пыли и в поте, Великий Петр, как некий бог, Блистал величеством в работе: Почтен и в рубище герой!» — писал о нем Гавриил Романович Державин. Примечательно, что русский царь впервые поехал за границу не в качестве монарха, а старательного ученика, настроенного на изучение европейского уклада жизни. Он работал по 14 часов в сутки и овладел сразу 12 профессиями, среди которых плотник, кораблестроитель, токарь, часовщик, врач, артиллерист, каменщик — неугомонный Петр гордился каждым своим амплуа. Именно этому царю принадлежа идея открытия светских учебных заведений в России, ведь до его реформ образование было религиозным, да и острой потребности в ученых мужах в те времена не было, поэтому неудивительно, что даже дворяне не могли похвастаться безупречной грамотностью.

Амбициозный Петр всячески пытался вывести страну из культурной изоляции, чем снискал себе как преданных сторонников, так и непримиримых врагов, называвших его не иначе как Антихристом. (Впрочем, любое нововведение всегда вызывает всплеск разноречивых эмоций, а вот его подлинное значение здраво осознается гораздо позднее.) Царским указом от 14 января 1701 года быта открыта «Школа математических и навигацких наук» в Москве — и именно она стала первым светским заведением в России, где к тому же могли получать образование не только дворянские дети, но и отпрыски приказных и других неродовитых служилых людей. Надо сказать, неслыханное по тем временам преобразование. Но разумеется, Петр делал упор не на все существовавшие науки, а в первую очередь на военно-морское и врачебное дело. Уже в 1707 году им были открыты Медицинская школа при военном госпитале в Москве и Хирургическая в Петербурге (обе стали впоследствии академиями). Прибавьте к этому так называемые цифирные и солдатские школы, которые были призваны готовить грамотных людей для будущей государственной службы.

А за год до своей смерти, в 1724-м, Петр I открыл Петербургскую академию наук, ставшую средоточием лучших умов Европы. Немецкий математик Гольдбах, французский астроном Делиль, химик Бюргер, профессор правоведения Бекенштейн и многие другие читали тогда лекции для российских студентов. К сожалению, со смертью Петра Великого деятельность академии оказалась в подвешенном состоянии: слишком неопределенным был статус науки в нашем отечестве. Новую жизнь в нее вдохнула только дочь царя-реформатора Елизавета Петровна, утвердившая регламент и штат этого заведения (случилось это уже в конце 1740-х годов).

Смолянки и женское образование

Императорское воспитательное общество благородных девиц, учрежденное в 1764 году, было призвано «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Такая красноречивая пафосная формулировка, естественно, вызывала скепсис: только ленивый не шутил про барышень из Смольного, владевших иностранными языками, умевших рисовать и рассуждать о трагедиях Корнеля и Расина, но напрочь оторванных от реальной жизни. Шутить шутили, а между тем многие прославленные личности выбирали себе смолянок в спутницы жизни. Так, писатель Радищев, поэт Капнист и князь Иван Михайлович Долгоруков были женаты именно на выпускницах Института благородных девиц. А сколько незаурядных воспитанниц проявило себя в мятежном XX веке!

Но вернемся в XVIII век, когда смолянки только начинают свое образование. Так как же происходил сам процесс обучения? Он длился целых 12 лет (при том, что «отзывать» свое чадо назад родители не имели права) и делился на четыре этапа. Самые младшие воспитанницы, или «кофейницы», как их называли по цвету платья, штудировали Закон Божий, русский и иностранные языки, арифметику, рисование, рукоделие, танцы и музыку. С 9 до 12 лет барышень учили истории и географии, а также знакомили с азами ведения домашнего хозяйства. На следующем этапе девушек учили прежним дисциплинам, добавив физику, словесность, основы геральдики, архитектуры и стихотворства. А на заключительном курсе (с 15 до 18 лет) ученицы, которых называли «белыми» — опять же по цвету платья, углубляли все полученные ими знания, перед тем как выпорхнуть из alma mater.

И вот что важно: Бецкой не только поименно знал всех смолянок, но и относился к ним с отеческим участием, устраивал для них специальные вечера и «курировал» барышень и по окончании института. В это трудно поверить, но вальяжный старик в седом парике, влиятельный и образованный муж, робел в их присутствии! Особенно в общении с Глафирой Алымовой — своей главной симпатией

Девушка, кстати, сделала хорошую придворную карьеру, став фрейлиной Екатерины II, женой тайного советника Алексея Ржевского и одной из первых арфисток в нашем отечестве.

А вот Иван Иванович, увы, так и не создал собственной семьи, а к концу жизни был даже отдален императрицей от образовательных дел. Не любила Екатерина II, когда кто-нибудь «присвояет себя к славе государской».

Московский университет и заслуги Ломоносова

Учреждение Московского университета состоялось 25 января 1755 года. «Любезнейшая Елизавета после своего восшествия на трон всея Руси представила право всем желающим изучать бесплатно любые науки как в Московском университете, основанном ею в 1755 году, так и в морском кадетском корпусе, открытом тогда же, где науки преподают бедным дворянам, из которых и составлен этот корпус», — докладывал посланник Людовика XV Дуглас своему королю. Этот шаг имел колоссальное значение для страны: теперь образование мог получать представитель любого сословия (кроме крепостных крестьян) — главным были талант и тяга к знаниям. И как тут не вспомнить Михаила Васильевича Ломоносова, который хоть и не преподавал в университете, но способствовал его открытию и хлопотал о том, чтобы лекции в нем читались по-русски. Характерная особенность: среди приглашенных академиков всего лишь двое были российскими подданными (Н.Н. Поповский, профессор красноречия и магистр философии, и А.А. Барсов, математик и знаток словесности). Правда, стремление Ломоносова сделать лекции русскоязычными воплотилось в жизнь только после его смерти: такой указ издала уже Екатерина II.

Первоначально Московский университет готовил только медиков, юристов и философов, а сам процесс проходил крайне медленно. Так, в 1758 году студентов было всего 100 человек и только 30 из них получали стипендию (40 рублей в год), иные же учились на собственные деньги.

Говоря о Московском университете, важно упомянуть его куратора Ивана Ивановича Шувалова и первого директора Алексея Михайловича Аргамакова, который хоть и пробыл на своем посту всего лишь два года, но успел обогатить его широтой своих взглядов. Он был слушателем Женевской академии, посещал лекции по юриспруденции, анатомии и математике, хорошо владел французским языком и активно путешествовал по Европе (этакая классическая модель настоящего просвещенного человека)

Но, к сожалению, в 1757 году, во время одной из своих рабочих поездок в Петербург, Аргамаков скоропостижно скончался, не успев воплотить в жизнь все идеи.

А вот Шувалов преуспел не только в руководстве Московским университетом, но и стал первым директором Академии художеств — еще одного петровско-елизаветинского детища, о котором стоит рассказать подробнее.

Что такое эпоха Просвещения

Период Средневековья закончился с началом эпохи Нового времени, которая принесла с собой изменения в культуру, религию, научную мысль и повседневность европейцев. Великие географические открытия, Реформация церкви, складывание единых централизованных государств – способствовали научной революции XVII века, в результате которой наука преодолела свою зависимость от религии.

Благодаря бурному развитию точных и естественных наук, к началу XVIII века в европейском обществе утвердилась уверенность в том, что познавать окружающую действительность человеку помогают наука и разум, но не вероучения священнослужителей и цитаты из Библии. Началась эпоха Просвещения, которая занимает в европейской истории период с начала XVIII до первой половины XIX века.

Отличительные особенности эпохи Просвещения:

  • Освобождение человеческого разума от религиозного фанатизма, средневекового невежества.
  • Осуждение феодального режима.
  • Разработка концепции правового государства.
  • Повышение в европейском обществе уровня грамотности, образования, интенсивное развитие естественных и точных наук.
  • Распространение теории естественных прав человека.
  • Критика монархизма.
  • Стремление к секуляризации — конфискации церковных богатств и земель в пользу государства.
  • Зарождение политики просвещенного абсолютизма.

Запоминаем новые слова!

Правовое государство – государство, деятельность которого полностью подчинена правовым нормам. В таком государстве соблюдать закон обязаны все, начиная от представителей верховной власти и заканчивая рядовыми гражданами, таким образом, закон превыше всего. Главной задачей для правового государства является защита прав и свобод собственных граждан, в том числе, и от произвола властей.

Естественные права человека – это неписанные права, которыми естественным образом наделяется каждый, с момента его рождения. К таким правам сегодня относят право на жизнь, безопасность, благоприятную окружающую среду, на охрану здоровья, личную неприкосновенность, равенство и свободу.

Просвещенный абсолютизм — это политика европейских монархов второй половины XVIII века, основанная на идеях просветителей:

  • необходимость ограничения абсолютной власти монарха рядом реформ, заботящихся о всеобщем благосостоянии;
  • необходимость создания светского государства, то есть государства, свободного от контроля религии;
  • необходимость отхода от феодальных порядков и натурального типа хозяйства в пользу развития рыночных отношений;
  • устранение некоторых сословных привилегий;
  • защита со стороны государства права на частную собственность;
  • необходимость государственной заботы о низших классах.

Характерные черты культуры эпохи Просвещения во Франции

Этому этапу присущ универсализм и даже энциклопедичность. Они оформились еще задолго до того, как появилась Энциклопедия. Это проявлялось в первую очередь в процессе слияния науки с литературой, выражалось в изящном и остроумном стиле самих научных трактатов, в теоретической глубине, масштабности литературных произведений. Проявляется энциклопедизм в глубокой образованности писателей этой эпохи. Они ориентировались в философских и естественнонаучных проблемах. Ученых занимали, помимо чисто научных, проблемы морали, эстетики, литературной критики. Яркой отличительной чертой Просвещения во Франции является философия. Она выступила объединяющим звеном для всех сторон разных видов духовной культуры.

Философия в этот период становится синонимом наиболее передовых взглядов, вольномыслия в различных областях науки и религии. Эту эпоху во Франции часто называют «веком философов».