Рене менар

Оглавление

Миф: краткое содержание

Царь Эдип – это герой одного из фиванских мифов. Из сказаний и легенд в античные времена авторы, как правило, и черпали вдохновение.

Миф об Эдипе повествует о причудливом переплетении судеб. Начинается он с рассказа о некоем царе Лае. Он и его жена Иокаста долгое время были бездетными. Согласно афинским традициям, по любому поводу за помощью следовало обращаться к так называемому дельфийскому оракулу. Царь так и поступил. Однако многоуважаемый прорицатель отнюдь не порадовал несостоявшегося отца, известив его о том, что сын у него хотя и будет, но, когда подрастет, непременно убьет его, а затем, что еще ужаснее, женится на собственной матери, то есть на жене Лая.

Это повествование о том, насколько тщетны попытки простых смертных изменить то, что предрешено свыше. Философскую и религиозную основу можно прочувствовать, даже прочитав краткое содержание. Царь Эдип – главный герой легенды, в которой завязкой служит предсказание оракула. После прорицания отец приказывает оставить появившегося на свет младенца в диких горах. Но слуга жалеет ребенка и передает его незнакомому пастуху. Тот, в свою очередь, другому царю – Полибу, которого Эдип долгое время будет считать своим родным отцом.

Спустя много лет Эдип слышит страшное предсказание от того же оракула. Оно полностью совпадает с тем, чего безмерно боялся Лай: молодой человек умертвит отца и станет мужем вдовы убитого, то есть собственной матери. Не зная имени своего настоящего родителя, будущий преступник покидает дом человека, который воспитал. Несколько лет, подобно разбойнику, скитается наш герой. И в конечном счете, случайно убивает Лая. Дальше все происходит именно так, как и предвещал оракул.

Эписодий первый

Краткое содержание первого эписодия – это концовка одного из самых известных афинских сказаний. Царь Эдип – мифологический персонаж. Его историю заимствовал Софокл и создал трагедию, в первом действии которой зрители на сцене видят главного героя уже в качестве правителя.

Итак, главный герой пьесы – царь. Зовут его Эдип. Однажды у царского дворца появляется процессия, участники которой просят повелителя о помощи. В Фивах свирепствует страшная эпидемия. Моровая язва унесла уже множество жизней, и поскольку царя своего жители воспринимают не иначе, как в качестве спасителя (он некогда их уже выручал, после чего и занял престол), к нему они и обращаются с мольбой отвратить ужасную беду.

«Спаситель», как оказалось, уже принял соответствующие меры: послал гонцов к всесильному оракулу. Ведь тот обладает силой, которая заключается в умении узнать у самого бога Аполлона о причине столь страшной напасти.

Ответ приходит совсем скоро: язва послана в наказание за то, что в Фивах безнаказанно проживает цареубийца. И Эдип, не подозревая, что является тем самым преступником, клянется найти и наказать виновного.

Notes

  1. Homer, Odyssey XI.
  2. Homer, Iliad XXIII.
  3. Hesiod, Theogony 326.
  4. Hesiod, Works and Days.
  5. Euripides, Phoenissae
  6. Pausanias, Description of Greece 9.26
  7. The Thebaid Fragment 2.
  8. The Thebaid Fragment 3
  9. Euripides, Phoenissae.
  10. Sophocles, Oedipus the King 1220-1226; Euripides, Phoenissae.
  11. Sophocles, Oedipus the King 1026-1030; Euripides, Phoenissae.
  12. Sophocles, Oedipus the King 132-137.
  13. Pindar, Second Olympian Ode; Sophocles, Oedipus the King 473-488; Euripides, Phoenissae.
  14. Sophocles, Oedipus the King 136, 1578; Euripides, Phoenissae
  15. Sophocles, Oedipus the King 1316.
  16. Pindar, Second Olympian Ode
  17. Göttingen 2004.
  18. Hugh Lloyd-Jones (1963), 446-447.
  19. Joachim Dingel, in «Museum Helveticum» 27 (1970), 90-96.
  20. Apollodorus, House of Oedipus III.5.7
  21. Brown 1976, 206-19.
  22. E.F. Watling.
  23. Lowry (1995), 879.

Герой и изгнанник Эдип

Узнав об избавлении от Сфинкса, фиванцы решили, что Эдип – герой, то достоин занять место их убитого правителя. Согласно правилам, новый царь должен был жениться на прежней царице Иокасте (а ведь она приходилась Эдипу матерью). 

В браке с ней у молодого фиванского правителя родилось четверо детей. Эдип даже не подозревал, что страшное пророчество уже сбылось.

Когда жители Фив начали гибнуть от смертельной болезни, люди попросили царя отправиться к оракулу и узнать, как спастись от мора. Эдипу было сказано, что лишь тогда благополучие вернётся в город, когда будет изгнан из Фив убийца прежнего правителя. 

Стараясь выяснить, кто является убийцей Лая, Эдип открыл страшные истины. Во-первых, преступником был он сам. Во-вторых, он узнал, кем были его родные родители. 

Не в силах вынести позора, Иокаста покончила с собой, а Эдип выколол себе глаза. Двое его сыновей отказались от старого слепого отца, за что были прокляты. Лишь дочь Антигона согласилась сопровождать изгнанника Эдипа в его скитаниях. 

Всюду он сталкивался с презрением и ненавистью людей. Все наследники Эдипа были прокляты богами – каждого из его потомков настигло несчастье, из-за чего род прекратил своё существование. За свой грех, пусть и совершённый неосознанно, Эдип расплатился страшной ценой.

Фридрих Рехберг. Слепой Эдип и его дочь Антигона

О последних годах Эдипа есть разные версии. В одних преданиях говорится, что он умер неподалёку от Афин. Другие же мифы рассказывают, будто незадолго до смерти он вернулся в Фивы, где и простился с жизнью. Тем не менее, тело его было вывезено из города. Позора нечестивцу Эдипу народ так и не простил. Этот миф ярко демонстрирует веру в пророчества, предсказания оракулов, что некогда вершили судьбы древних греков. История Эдипа – пример того, насколько слаб человек перед силой рока.

Признаки наличия комплекса у обоих полов

Что такое Эдипов комплекс, можно определить по поведению некоторых детей и взрослых. Его появление может быть обусловлено индивидуальными особенностями ребенка, характером и поведением родителей, уровнем воспитания и степенью либеральности его окружения. Основные проявления выглядят следующим образом:

  • Раздражительность. Ребенок постоянно находится в состоянии нервного напряжения. Он переполнен негативными чувствами: злостью, ненавистью, ревностью, обидой. Эти чувства перемешиваются и провоцируют неадекватные реакции.
  • Чрезмерная требовательность, капризность. Малыш старается всеми силами привлечь внимания одного или двух родителей (в зависимости от типа состояния комплекса). Он демонстрирует свое негодование по любому поводу, устраивает истерики, отказывается выполнять привычные функции.
  • Трудности с расставанием. Ребенок очень болезненно переносит прощание с объектом своей привязанности. Он не может смириться с тем, что его любимый родитель не будет находиться рядом с ним какое-то время. Малыш нервничает, плачет, закатывает истерики.
  • Отказ от общения. Ребенок с проявлениями Эдипова комплекса часто отказывается общаться со своими сверстниками. Он хочет постоянно находиться с мамой или папой, поскольку только их непосредственное присутствие позволяет малышу чувствовать себя спокойно и уверенно.

Наказание за грех

Во дворце появляется гонец, который сообщает печальную новость: умер коринфский правитель. Коринфяне призывают Эдипа занять престол и принять царство.

Правитель вспоминает предсказание о том, что по воле богов он должен был совершить убийство отца, но тот умер своей смертью. Также по предсказанию, он должен жениться на матери. Поэтому пока царица жива, он не может вернуться на родину. Гонец рассказывает Эдипу о том, что много лет назад царь и царица Коринфа взяли на воспитание отданного пастухом младенца. С ужасом царь понимает, что это был пастух, служивший при Лаие и исполнивший его волю. Приводят старого слугу, который подтверждает подозрения Эдипа.

Выбежавший из дворца вестник сообщил, что царица повесилась. Эдип, схватив тело матери, сорвал с ее одежды золотую брошь и выколол застежкой глаза. В последней главе пьесы, сидя с окровавленным лицом, Эдип размышляет о неотвратимости наказания. Креонт умоляет его не покидать царство, поскольку подданные нуждаются в нем. Царь прощается с детьми и уходит. Всю жизнь Эдип стремился избежать судьбы, но в финале она настигает его.

После ознакомления с кратким содержанием трагедии Софокла, его следует прочитать полностью. Пересказ можно кратко изложить в читательском дневнике, а также использовать для доклада или сообщения.

What’s next

As our journey continues to unfold, we currently find ourselves short of brewing capacity! Right now we are working hard to get our larger brew house producing in even greater quantities, and to make our specials more widely available. To realize this dream of sharing more and better beer with all of you, we plan to start running the 25HL brew house in early 2016. Furthermore, we’ve invested in a professional bottling line so that we can bottle your favorites on the spot.

In 2016, we also plan to purchase additional barrels in order to begin, in earnest, our sour and barrel aged beer programs. To make this possible we have already rented the adjacent warehouse to our brewery. Then we made a passage that connects the two spaces. We certainly have our work cut out for us over the next year, but we’re certainly up for the challenge!

Образ Эдипа: характеристика героя

В трагедии Софокла главным героем является правитель Фив – царь Эдип. Он проникается проблемами каждого жителя своего города, искренне переживает за их судьбы и старается во всем им помочь. Он однажды спас город от Сфинкса, и когда граждане страдают от навалившейся на них чумы, народ снова просит спасения у мудрого правителя.

В произведении судьба его оказывается невероятно трагичной, но, несмотря на это, его образ не представляется жалким, а напротив, величественным и монументальным.

Всю жизнь он поступал по морали. Ушел из родного дома, отправившись неизвестно куда, чтобы не исполнять предначертанное злодейство. И в финале он утверждает свое достоинство самонаказанием. Эдип поступает невероятно смело, наказывая себя за преступления, которые совершил неосознанно. Его кара жестока, но символична. Он выкалывает брошью свои глаза и отправляет себя в изгнание, чтобы не находиться рядом с теми, кого он осквернил своими поступками.

Таким образом, герой Софокла – человек соответствующий нравственным законам, стремящийся поступить по морали. Царь, признающий собственные ошибки и готовый нести за них наказание. Его ослепление – метафора автора. Так он хотел показать, что персонаж является слепой игрушкой в руках судьбы, и каждый из нас так же слеп, даже если почитает себя зрячим. Мы не видим будущего, не способны узнать свою судьбу и вмешаться в нее, поэтому все наши действия – жалкие метания слепца, не более. Такова философия того времени.

Однако когда герой слепнет физически, он прозревает духовно. Ему уже нечего терять, все самое страшное произошло, и судьба преподала ему урок: пытаясь узреть незримое, можно и вовсе потерять зрение. После таких испытаний Эдип освобождается от властолюбия, самонадеянности, богоборческих устремлений и уходит из города, жертвуя всем во благо горожан, пытаясь спасти их от чумы. В изгнании его добродетель лишь укрепилась, а мировоззрение обогатилось: теперь он лишен иллюзий, миража, который создавало услужливое зрение под влиянием ослепительных лучей власти. Изгнание в данном случае – путь к свободе, предоставленный судьбой в качестве компенсации за то, что Эдип покрыл долг своего отца.

Ребёнок, спасённый слугой

У фиванского царя Лая не было наследников, что сильно его печалило. Однажды правитель решил отправиться в Дельфы, где спросил у оракула, пошлют ли небеса ему ребёнка.

Прозвучавшее в ответ пророчество ошеломило Лая. Ему было сказано, что рождённый от него сын станет его убийцей. Конечно, подобное предсказание испугало Лая. Когда же он узнал о беременности супруги, решение пришло незамедлительно.

Когда у царицы Фив на свет появился сын, Лай приказал унести мальчика в лес. По требованию царя малышу прокололи ноги, чтобы тот скорее погиб и не мог никуда уползти.

К счастью, слуга, что должен был выбросить ребёнка, оказался гораздо человечнее своего господина. Встретив пастуха, он отдал ему младенца. Тот же отнёс мальчика к коринфскому правителю Полибу, что мечтал о появлении ребёнка, ведь был бездетен.

Советы родителям

Чтобы никакие комплексы не повлияли на развитие детей, психологи рекомендуют прислушаться к следующим советам:

всегда говорить ребенку правду; никогда не рассказывать больше, чем спросил ребенок; у ребенка должно быть личное неприкосновенное пространство; отец должен объяснить мальчику, почему ребенок не может жениться на маме; ребенок ни в коем случае не должен видеть полового акта родителей; отцу рекомендуется больше времени проводить с сыном, посвящая его в мужские заботы (работа, хобби и т

д.); не рекомендуется ругать ребенка за мастурбацию; всегда принимать ребенка таким, каким он есть, не заставлять его скрывать свое истинное поведение; не заострять внимания, если мальчик наряжается в мамины одежды, необходимо переключить его внимание, предложив инициативу; родители должны подавать пример своим поведением, ответственно относиться к роли мужа и жены

Самое главное, что можно пожелать родителям – это искренне уважать своих детей, как самостоятельных полноценных личностей. Ребенку необходимо помочь построить свои личные отношения и адаптироваться в социуме, а свои амбиции следует оставить при себе. В этом и заключается сила родительской любви.

Антигона и битва у Фив

Полиник сумел собрать несколько племён, что согласны были выступить против семивратных Фив. На каждые врата приходился отряд одного из царей-союзников царевича. Правда, один из них выступил против своей воли по принуждению Полиника.

Этот вождь был предсказателем и знал, что из сражения никто не выйдет живым. Увы, всё так и произошло. Оба брата Антигоны пали в битве при Фивах. Вот только правила гласили, что Этеокл должен быть похоронен со всеми почестями, а предатель Полиник вечно останется непогребённым.

Giovanni Silvagni «Этеокл и Полиник», около 1800 года

Бедная Антигона знала, что тело её родного брата, Полиника, фиванские воины оставили на растерзание диким зверям. Более того, его душа, не познав всех правил погребения тела, была обречена на вечное скитание. Добрая благородная девушка не могла видеть этого. Однако новый правитель, Креонт, заявил, что всякий человек, пытающийся похоронить тело изменника родины, будет объявлен преступником и казнён.

Myths of Oedipus

Oedipus almost certainly derives from an oral tradition. The story merged tales from several sources. The first written references to appear in the seventh-eighth century B.C.E.

Homer

Homer makes a passing reference to Oedipus in both the Odyssey and the Iliad. Without any mention of a Sphinx, Oedipus kills his father, marries his mother and becomes king. Oedipus later dies in exile.

«Macisteus went once to Thebes after the fall of Oedipus, to attend his funeral, and he beat all the people of Cadmus.»

Hesiod

The poet Hesiod wrote on the Sphinx in Thebes, but with no reference to Oedipus.

«Echidna was subject in love to Orthus and brought forth the deadly Sphinx which destroyed the Cadmeans.»

Unrelated to the Sphinx, Hesiod is the first to poetically call an old man «three-legged,» which then becomes part of the Sphinx’s riddle.

Cinaethon

The poet Cinaethon of Sparta wrote an epic called the The Story of Oedipus (also called Oedipodea). Though it did not survive, a few scattered commentaries on the epic did. The story seems to connect the Oedipus and Sphinx stories, but details are unclear.

«The authors of the Story of Oedipus (say) of the Sphinx: But furthermore (she killed) noble Haemon, the dear son of blameless Creon, the comeliest and loveliest of boys.»

«Judging by Homer, I do not believe that Oedipus had children by Iocasta: His sons were born of Euryganeia as the writer of the Epic called the Story of Oedipus clearly shows.»

Curse of warring sons

An unknown author wrote the Thebaid, of which only fragments exist. It first tells of a curse on Oedipus’ sons and how they will kill each other.

The beginning

Our story, strangely enough, began by drinking beer: drinking lots of different beers from breweries around the world. Oedipus Brewing actually traces its origins to when founders Alex, Paul, Sander and Rick worked in other renowned beer bars. Proof? Yes, that’s us in the BeerTemple – a USA-focused beer bar here in Amsterdam. From these humble origins we present to you the story of our unfolding, and at times meandering, growth and development.

In the BeerTemple, we discovered an array of flavors that we were not used to drinking in the Netherlands. Although we attended many Dutch beer events, sipping our way through festivals abroad really helped to open our eyes, imaginations and taste buds to new possibilities. We were amazed to see young people – men and women alike – enjoying craft beers. Our own love of beer, and exposure to a variety of alternative taste sensations, motived us to become part of a beer community where like-minded people enjoy the beauty and diversity of this drink. From then on our mission became clear: transform the Dutch beer landscape by making quality beer available and appealing to everyone.

2010

Постклассическая литература

Эдип был фигурой , который также был использован в латинской литературе о древнем Риме . Юлий Цезарь написал пьесу об Эдипе, но она не сохранилась до наших дней. Овидий включил Эдипа в « Метаморфозы» , но только как человека, победившего Сфинкса. Он не упоминает о проблемах Эдипа с его отцом и матерью. Сенека Младший написал свою пьесу об Эдипе в первом веке нашей эры. Он существенно отличается от работ Софокла.

Некоторые ученые утверждали, что пьеса Сенеки о мифе предназначалась для чтения на частных собраниях, а не для исполнения. Однако он успешно со времен Возрождения . Он был адаптирован Джоном Драйденом в его очень успешной героической драме « Эдип» , лицензированной в 1678 году. « Эдип» 1718 года был также первой пьесой, написанной Вольтером . Версия «Эдипа» Фрэнка МакГиннесса была показана в Национальном театре в конце 2008 года с Ральфом Файнсом и Клэр Хиггинс в главных ролях .

В 1960 году Иммануил Великовский (1895–1979) опубликовал книгу « Эдип и Эхнатон», в которой проводилось сравнение историй легендарного греческого деятеля Эдипа и исторического египетского царя Фив Эхнатона . Книга представлена ​​как тезис, который сочетается с серией Великовского « Века в хаосе» , и в результате его пересмотра египетской истории делается вывод о том, что греки, написавшие трагедию Эдипа, возможно, написали ее по подобию жизни и истории Эхнатона, потому что в редакции Эхнатон жил бы гораздо ближе к тому времени, когда легенда впервые появилась в Греции, что послужило исторической основой для истории. Каждый из главных персонажей греческой истории отождествляется с людьми, имеющими отношение к семье и двору Эхнатона, и проводится ряд интересных параллелей.

В конце 1960-х Ола Ротими опубликовал роман и пьесу «Боги не виноваты» , в которых пересказывается миф об Эдипе, происходящий в королевстве йоруба .

В 2011 году американский писатель Дэвид Гутерсон опубликовал свой вдохновленный Эдипом роман «Эд Кинг».

Краткий пересказ для читательского дневника

В первой главе Софокл описывает процессию священников, которые приходят к алтарю за пределами дворца, чтобы оплакать чуму, постигшую Фивы. Священники надеются, что боги проявят милосердие к городу и снимут свое проклятие. Правитель уже послал своего зятя Креонта к оракулу, чтобы узнать, что предпринять.

Во второй главе царь зовет Тиресия. Пророк сначала отказывается говорить, но затем обвиняет царя в убийстве Лая. Эдип гневно прогоняет Тиресия, а тот в ответ мрачно намекает ему о кровосмесительном браке, будущей слепоте, позоре и странствиях.

Эдип советуется с Иокастой. Королева призывает его игнорировать пророчества, потому что однажды пророк ей сказал, что ее муж Лай умрет от рук их сына. По словам Иокасты, пророчество не сбылось, потому что ребенок умер, а Лай был убит группой грабителей на перекрестке. Эдип расстраивается из-за слов Иокасты, ведь до прихода в Фивы он убил человека, похожего на Лая.

В третьей главе правитель узнает от пастуха, что Полиб — царь Коринфа и его отец — умер от старости. Иокаста радуется, ведь это доказательство того, что услышанное Эдипом пророчество не сбудется. Но царь беспокоится, чтобы не свершилось предсказание с его матерью Меропой.

В четвертой главе царь, уверенный в том, что худшее, что он может услышать, — это рассказ о его скромном рождении, с нетерпением ждет пастуха. Сначала тот отказывается говорить, но под угрозой смерти признается, что Эдип на самом деле сын Лая и Иокасты. Пророчество, которого царь так боялся, сбылось. Главный герой мучается из-за того, что убил своего отца и женился на матери.

Эдип, врываясь во дворец, обнаруживает, что Иокаста покончила с собой. Он вынимает булавки из ее платья и вонзает себе в глаза, чтобы больше не смотреть на страдания, которые причинил. Ослепленный и опозоренный Эдип умоляет Креонта убить его, но в конце пьесы он тихо подчиняется ему и смиренно ожидает оракула, который определит, останется ли он в Фивах или будет изгнан навсегда.

Миф об Эдипе

Миф об Эдипе, который также появляется в произведениях Гомера, представляет собой историю обреченной попытки человека перехитрить судьбу. Трагедия Софокла дополняет его и драматизирует болезненное открытие Эдипом его истинной личности.

Правители Фив Лай и Иокаста предупреждены оракулом в Дельфах, что их сын убьет отца. Чтобы предотвратить трагическое предсказание, царь отдает ребенка пастуху, который уводит его в Коринф. Там посланник передает ребенка правителю и его жене, у которых не было детей. Не зная личности ребенка, супруги усыновили малыша и назвали его Эдипом.

Эдип растет как принц Коринфа, но слышит тревожные истории о том, что коринфский царь не его настоящий отец. Он поехал в Дельфы, чтобы посоветоваться с оракулом, и узнает пророчество, что убьет родного отца и женится на матери. В ужасе Эдип решает не возвращаться домой, чтобы избежать ужасной судьбы.

Рядом с Фивами он встречает старика в колеснице с сопровождающими. Когда старик оскорбляет Эдипа, тот убивает его.

За пределами Фив он встречает чудовищного Сфинкса, терроризирующего сельскую местность. Сфинкс бросает вызов Эдипу своей загадкой: «Что передвигается на четырех ногах на рассвете, двух — в полдень, трех — вечером?». Эдип отвечает правильно («человек») и убивает монстра.

Люди объявляют его героем, а когда узнают, что Лай был убит, признают своим правителем. Эдип женится на Иокасте, у них рождается четверо детей.

Эдип и Прометей Эсхила – что общего?

Трагедия Эсхила «Прометей прикованный» повествует о титане, который украл с Олимпа огонь и принёс его людям, за что Зевс наказывает его, приковав к горной скале.

Взойдя на Олимп, Боги боялись быть свергнутыми (как в своё время они свергли титанов), а Прометей является мудрым провидцем. И когда он сказал, что Зевса свергнет его сын, слуги повелителя Олимпа начали угрожать ему, выпытывая тайну, а Прометей гордо молчал. Кроме того, он украл огонь и дал его людям, вооружив их. То есть, пророчество получило наглядное воплощение. За это главный из богов приковывает его к скале на востоке земли и насылает орла выклёвывать его печень.

Прометей, так же как и Эдип, зная судьбу, идёт наперекор ей, он также горд и имеет свою позицию. Им обоим не суждено ее преодолеть, однако сам бунт выглядит смело и внушительно. Также оба героя жертвуют собой ради людей: Прометей крадет огонь, зная об ожидающей его за это каре, а Эсхил выкалывает себе глаза и уходит в изгнание, бросая власть и богатства ради своего города.

Судьба героев Эсхила и Софокла одинаково трагична. Однако Прометей знает свою судьбу и идет к ней навстречу, а Эсхил, напротив, пытается убежать от нее, но в финале осознает тщетность попыток и принимает свой крест, сохраняя достоинство.

Литература

  • Александр Доманин. Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники
  • Чарлз Патрик Фицджералд. История Китая
  • Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 2. Древний Рим
  • Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 1. Древняя Греция
  • Сергей Алексеев. Славянская Европа V–VIII веков
  • Алексей Гудзь-Марков. Индоевропейцы Евразии и славяне
  • А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с начала XVIII до конца XIX века
  • А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с древнейших времен до конца XVII века
  • Игорь Коломийцев. Тайны Великой Скифии
  • В.Я. Петрухин, Д.С. Раевский. Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье
  • Э. Бикерман. Государство Селевкидов
  • Э. А. Менабде. Хеттское общество
  • А. Кравчук. Закат Птолемеев
  • Владимир Миронов. Древние цивилизации
  • Николай Непомнящий, Андрей Низовский. 100 великих кладов
  • Константин Рыжов. 100 великих библейских персонажей
  • Андрей Низовский. 100 великих археологических открытий
  • Валерий Гуляев. Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории
  • Майкл Эдвардс. Древняя Индия. Быт, религия, культура
  • Ян Марек. По следам султанов и раджей
  • Роман Светлов. Великие сражения Востока
  • Малькольм Тодд. Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура
  • коллектив авторов. Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния
  • Жорж Дюби. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом
  • А. А. Сванидзе. Средневековый город и рынок в Швеции XIII-XV веков
  • М. А. Заборов. Введение в историографию крестовых походов (Латинская историография XI—XIII веков)
  • Т.Д. Златковская. Возникновение государства у фракийцев VII—V вв. до н.э.
  • Ян Буриан, Богумила Моухова. Загадочные этруски
  • Вадим Егоров. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв.
  • Р.Ю. Почекаев. Батый. Хан, который не был ханом
  • В. М. Запорожец. Сельджуки
  • М. В. Крюков, М. В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров. Древние китайцы: проблемы этногенеза
  • М.А. Дандамаев. Политическая история Ахеменидской державы
  • Э. О. Берзин. Юго-Восточная Азия в XIII — XVI веках
  • Д. Ч. Садаев. История древней Ассирии
  • Л.C. Васильев. Древний Китай. Том 3. Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.)
  • Алексей Горбылев. Ниндзя: боевое искусство
  • Джеймс Веллард. Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес
  • Карл Блеген. Троя и троянцы. Боги и герои города-призрака
  • Гордон Чайлд. Арийцы. Основатели европейской цивилизации
  • Пьер-Ролан Жио. Бретонцы. Романтики моря
  • Эммануэль Анати. Палестина до древних евреев
  • Уильям Куликан. Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов
  • Малькольм Колледж. Парфяне. Последователи пророка Заратустры
  • Хильда Эллис Дэвидсон. Древние скандинавы. Сыны северных богов
  • Э.А. Томпсон. Гунны. Грозные воины степей
  • Дэвид Лэнг. Армяне. Народ-созидатель
  • Изабель Хендерсон. Пикты. Таинственные воины древней Шотландии
  • Дэвид М. Вильсон. Англосаксы. Покорители кельтской Британии
  • Дональд Харден. Финикийцы. Основатели Карфагена
  • Теренс Пауэлл. Кельты. Воины и маги
  • Н.Н. Непомнящий. 100 великих загадок Индии
  • Эрик Шредер. Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации
  • Лев Гумилёв. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению
  • Александр Александрович Ханников. Техника: от древности до наших дней

Эдип и Антигона. Противостояние в Фивах

Поскольку народ Фив был против нахождения Эдипа в их городе, царь был изгнан за его пределы. Вместе с ним осталась дочь Антигона, а Исмена находилась за городскими стенами, являясь посредником и информатором, что сообщал о последних событиях на родине.

Антигона всегда была рядом с отцом. Добрая девушка не могла покинуть старика, что не видел ничего вокруг. Она поддерживала связь с сестрой и передавала Эдипу последние новости.

Фивы остались без царя, и решить эту проблему должны были двое законных наследников. Ими являлись сыновья Эдипа – Полиник и Этеокл. Несмотря на то, что царевичи приходились друг другу родными братьями, как часто бывает, они затеяли битву за власть. Этеокл вышел победителем, а Полиник уехал в соседний город, где стал готовить военный поход против фиванцев.

Тем временем Эдип с Антигоной снова пришли к оракулу, чтобы узнать судьбу многострадального царя. Предсказатель сообщил, что теперь Эдип сполна искупил свои грехи, а последние его годы будут спокойными и мирными. Вместе с дочерью он попросил приюта у Афин, на что местный правитель ответил согласием.

Эдип был похоронен на священных землях, как и подобает великому царю. Антигона же после его кончины вернулась в Фивы, к сестре, где и узнала о том, что один её брат разворачивает войну против другого.

Индивидуальные доказательства

Scholion к Еврипида , Финикийцы 13.

Павсаний, Путешествия по Греции 9,2,4.

Библиотеки Аполлодора 3.49.

см. Отто Хёфер : Oidipus . В: Вильгельм Генрих Рошер (ред.): Подробная лексика греческой и римской мифологии . Том 3,1, Лейпциг 1902, полковник 707 ф. ( )., Согласно которому Сикион является местом древней традиции саг.

Вольфганг Кристлиб: Разочарованный Эдип, истоки и изменения мифа

Кристлиб также обращает внимание на ссылку на двуногого ( греч. Di-pous ), содержащуюся в имени , без объяснения предшествующего «oi», которое на самом деле является частью греческого слога «oid-».

Библиотеки Аполлодора 3, 50–51.

Павсаний, Путешествия по Греции 9.2.4 и 10.5.3.

Библиотеки Аполлодора 3, 52–55.

Библиотеки Аполлодора 3.55.

Павсаний, Путешествия по Греции 9: 5, 10–12.

Pherekydes в Scholion к Eurypides, Phoinissen 53.

Гесиод , Eoien 191.

Получено в виде фрагмента в Scholion ad Euripides , Phoinissen 26.

^ Библиотека Аполлодора 3.56.

Гомер, Одиссея 11: 275-81.

Гомер , Илиада 23,679f.

См

Кристиан Циммерманн : Миф об антигоне в древней литературе и искусстве (= Classica Monacensia. Мюнхенские исследования классической филологии. Том 5). Нарр, Тюбинген 1993, с. 39.

среди прочего, Гесиод, Фрагмент 62, изд.

Ангела Кур : Когда Кадмос прибыл в Беотию. Полис и Этнос в зеркале фиванских мифов об основании (= отдельные сочинения ГЕРМЕСА, том 98). Franz Steiner Verlag, Stuttgart 2006, p. 152 (с дополнительными доказательствами этой оценки в примечании 94).

Софокл , Эдип на Колоне .

Эрих Фромм: Сказки, мифы, сны.

Иммануил Великовский, Ильзе Фур: Эдип и Эхнатон.

предшественник правительственное учреждение преемник
Креонт 13 век до н.э. До н.э. (мифическая хронология) Этеокл и Полиники

Царь Эдип

Биография Эдипа трагична с самого начала. Царь Лай, правитель Фив, собирается жениться на Иокасте. Оракул предсказывает царю, что от этого брака родится сын, который убьет его. Лай женится на Иокасте вопреки пророчеству, а когда у царицы рождается сын, велит искалечить младенца и бросить у подножия горы.

Младенца, которому три дня от роду, в горах подбирает пастух-коринфец и относит к себе в город. В Коринфе мальчика берет на воспитание царь Полиб, дает ребенку имя и воспитывает как собственного сына.

Рождение царя Эдипа

Возмужав, Эдип отправляется к Дельфийскому оракулу, от которого получает пугающее пророчество. Юноше предстоит стать убийцей отца и жениться на матери. Эдип не знает правды о собственном происхождении, поэтому в страхе, что причинит вред царю Полибу, своему приемному отцу, начинает избегать того, а затем вовсе покидает Коринф и отправляется в Фивы.

По дороге молодой Эдип встречает собственного биологического отца царя Лая. Юноша поспорил сначала с возницей Лая, а после убил самого царя, либо убийство произошло потому, что Лай колесом наехал на ногу Эдипу.

Дельфийский оракул

Софокл, автор трагедии «Царь Эдип», так описывает эту историю. Недалеко от Фив юношу Эдипа едва не сбивает колесница. Незнакомые юноше четверо всадников принимаются оскорблять и избивать героя. Завязывается драка, из которой Эдип выходит победителем, убив троих, а заодно старика, который сидел в колеснице. Этим стариком был царь Лай. В Фивах же считают, что Лай пал от рук разбойников.

Так или иначе, Эдип не знал, кто стал его жертвой. Совершив убийство, юноша омылся в источнике и отправился дальше.

Фивы тем временем терроризирует Сфинкс – чудовище с телом льва, крыльями орла и головой женщины. Эдип избавляет Фивы от монстра, и за это фиванцы делают юношу царем. Герой женится на вдове царя Лая Иокасте, которая приходится ему матерью, о чем пока никто не знает. Иокаста рожает от него детей – двух сыновей и двух дочерей.

Царь Эдип и Сфинкс

Боги, которые лучше людей осведомлены о произошедшем, разгневаны. Они насылают на Фивы мор. Убийца Лая по воле богов должен быть изгнан из Фив, только тогда мор прекратится. Когда всплывает истина, царица Иокаста вешается, а Эдип в ужасе ослепляет себя.

Царь оставляет Фивы и отправляется в изгнание. Эдипа сопровождает дочь Антигона. Герои долго странствуют, пока недалеко от Афин, в Колоне, Эдип не умирает в святилище Эриний – богинь мести.

О событиях, произошедших после изгнания ослепшего Эдипа из Фив, повествуется в трагедии Софокла «Эдип в Колоне». Здесь главными действующими лицами стали сам Эдип и его дочь Антигона, а также правитель Афин герой Тесей и вторая дочь Эдипа – Исмена.

Антигона

Главная мысль трагедии – неспособность смертного избежать предначертанной судьбы.