Оглавление
Диссиденты в СССР — понятие, идеология, деятельность
О понятии диссидент
Явление инакомыслия в СССР было поначалу сложно определимым даже по понятийному ряду. Люди, причастные к данной идеологии, считали себя правозащитниками, а свое движение именовали – Демократическим. Дальше их самоопределение стало выражаться в понятии инакомыслящие, а еще позже было проведено значительное уточнение – инакодействующие.
Собственно диссидентами таких людей впервые назвали зарубежные СМИ, когда столкнулись со сложностями их однозначного определения как группы. Советские инакомыслящие не проявляли себя ни как оппозиция, ни как лево- либо право-ориентированное политдвижение. Тогда и прозвучал термин «диссиденты», который ранее был использован по отношению к феномену протестантов. В прямом переводе он обозначал – «несогласный».
Идеология инакомыслия
В качестве своей идейной базы отечественные инакомыслящие избрали два основных постулата:
- Ненасилие – принципиальная позиция, отвергающая захват власти, перевороты и т.д.
- Закон — в деятельности диссиденты намеренно следовали букве отечественного законодательства, а также соответствующим международным положениям о правах человека.
В целях своей деятельности инакомыслящие видели уважение таких прав, а возможности его осуществления законными средствами им были даны в действиях самого государства.
В 1966 году принимается Пакт о полит- и гражданских свободах (Всеобщая Декларация ООН), который Советская страна подписывает и, как следствие, обязуется соблюдать. Деятельность же диссидентов направляется в это поле – следить за нарушениями, требовать исправления, изобличать лживость, помогать незаконно пострадавшим (преимущественно по политическим «обвинениям).
На волне этого свободомыслия в соцлагере также происходят изменения. Так, в ЧССР вызревают даже либеральные преобразования. Такие реформы грозят Советской стране утратой контроля над действиями чешских (и дальше — европейских «братьев»), и СССР входит туда танками. В ответ происходит протест 8 инакомыслящих, вышедших на Красную площадь, а затем, естественно, арестованных.
Деятельность диссидентов СССР
Меж тем радикальных протестных форм это движение не осуществляло. Его представители считали необходимым лишь:
- Распространять выявленную информацию – нарушения власти отслеживались и открывались в самиздате.
- Обращения к самой власти посредством писем с указанием нарушений и просьбы их ликвидации. Такие письма составлялись во все основные госинстанции – суды, партийные ведомства, прокуратуру и т.д.
Еще раз подчеркнем: действия инакомыслящих не носили революционного характера, по мнению части историков, наши диссиденты даже не располагали четкими планами реформирования страны. Их задача фокусировалась в гуманитарной сфере – свобод и прав каждого гражданина.
От «истинных коммунистов» до «почвенников»
В общественном движении советского государства брежневского периода распространилось так называемое диссидентство (от латинского слова dissidens — несогласный). Диссидентами (или инакомыслящими) называли людей, выражавших недовольство политикой СССР.
Далеко не все диссиденты являлись антисоветчиками. Были и так называемые «истинные коммунисты» (например, Рой Медведев), которые полагали, что Брежнев, Хрущёв, другие лидеры Советского Союза отошли от истинного марксизма-ленинизма. Они призывали вернуться к изучению трудов классиков марксизма, считая всё происходившее в СССР в середине 20-го века неким отклонением от социалистической нормы. Были люди, которые выступали за возвращение России к её национальным границам, национальной почве её культуры. Существовали и иные направления, различные по своим формам и участникам. Тем не менее всех их условно можно определить как диссидентов.
Инициатором движения выступила интеллигенция. Ещё в 1966-м появилось так называемое «Письмо 25-ти», в котором писатели Катаев, Тендряков, Паустовский, Чуковский, балерина Майя Плисецкая, актёры Смоктуновский, Ефремов, академики Арцимович, Сахаров и другие обратились к Брежневу с просьбой остановить реабилитацию Сталина (по крайней мере, именно так были восприняты некоторые заявления Леонида Ильича, сделанные им в 1965-м).
После подписания Советским Союзом в 1975-м Хельсинских соглашений в стране возникла Московская Хельсинкская группа, или Группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений, члены которой были намерены следить за тем, чтобы выполнялись гуманитарные обязательства, которые Брежнев принял на себя в 1975-м в Хельсинки. Главой группы стал Юрий Орлов, в 1996-м передавший председательство Людмиле Алексеевой.
Этапы становления
Основные этапы развития диссидентства и инакомыслия в СССР:
- 1964-1972 — Генезис.
- 1973-1974 — Непосредственное зарождение. Первый кризис.
- 1974-1979 — Получение международного признания, а также денег из заграницы.
- 1980-1984 — Второй кризис. Разгром движения.
Генезис характеризуется зарождение в самой идеи, что советская идеология не является идеальной. Во многом это стало возможным из-за политики КПСС, которая после Хрущева фактически преследовала интересы правящей номенклатуры, а не государства в целом. Это привело в конечном итоге к застою, но застою не экономическому, а застою в плане развития.
Все ли несогласные были «пятой колонной»?
Как правило, на лесоповал отправляли немногих. В основном, как уже упоминалось, пристанищем диссидентов были Дома скорби.
А за стенами таких домов дела шли всё хуже, в силу тех обстоятельств, кои мы обсуждаем в этом цикле статей. В шестидесятых людям ещё казалось, что мы вот-вот догоним и перегоним, а разгон художников или тупые эксперименты с кукурузой даже тогдашние вольнодумцы считали досадными ухабами на правильном в общем пути. В те времена основным занятием диссидентства было написание и подписывание писем советскому руководству, содержащих просьбы отнестись к такому-то и такому-то с пониманием, учесть заслуги или просто помиловать.
После сталинских «мрачных времён» (по Высоцкому), такая форма протеста была настоящим проявлением и гражданской позиции, и принципиальности, и смелости. Формировался этакий блок оппозиционеров «от народа», которые, впрочем, представляли лишь малую его часть – интеллигенцию.
Была другая часть народа, этих людей тоже можно назвать диссидентами, впрочем, совсем другого окраса.
Эти существовали всегда, и милыми назвать их перо не выписывает. Из-за их «светлых лиц», одухотворённых стремлением к кардинальным изменениям, всегда проглядывает оскаленная морда ненависти и нетерпимости. Которая перестаёт маскироваться, лишь такие приходят к власти.
Кто как не подобные диссиденты устраивали революции? Кто как не подобные диссиденты в них побеждали, оставив за собой трупы мечтателей-интеллигентов, с которыми со временем становилось «не по пути»? Кто как не подобные диссиденты назначали себе и окружающим главных «шатунов» режима, которых после сами же вышибали из общественной памяти? Надо полагать, тот же Солженицын, или Сахаров, закрепись во власти какие-нибудь новодворские или гайдары, были бы подвергнуты аутодафе. По-другому диссиденты с оскаленными мордами не умеют.
Вот в чём разница между первыми и вторыми: одни ратуют за эволюцию, другие – за революцию. Одни достойны уважения и понимания, другие отличаются от тех, с кем борются, лишь бОльшим радикализмом и нетерпимостью.
Одни заявляют журналистам «государств-партнёров»: «У меня есть претензии к властям моей страны, но решать я их буду не с вами». Другие захлёбываются от ненависти и презрения и к властям своей страны, и к её народу, остерегающемуся их, взбесившихся, и лижут руки властям любой другой страны. Любой другой страны, стремящейся если не к полному уничтожению, то как минимум к подчинению нашей. Одни, будь советские руководители прозорливее, не позволили бы Советскому Союзу развалиться. Вторые мечтали и мечтают поставить – нет, не крест, а что там у них – на могилу всего, связанного с Россией
Неважно, как наша страна называется
Что из себя представляло правозащитное движение
Возвращение сталинского режима вызывало ужас у всего населения страны. Диссиденты активно боролись с этой возможностью, стараясь добиться максимальной свободы для граждан. Ленинский режим казался лучшим решением после диктатуры Сталина. Согласно общим представлениям о правозащитниках, можно выделить несколько направленностей диссидентства:
- Западные либералы. В приоритете конвергенция с западными странами, права и свободы людей. Лидер правозащитного движения – академик в области физики Сахаров;
- Сторонники ленинской идеологии. Они стремились максимально сберечь идеалы Ленина, не вносить кардинальных изменений. Руководил соратниками Медведев;
- Патриоты. Для них ключевое значение имела самобытность, русские истоки культуры, православие. Солженицын – идеолог направления, выступал против создания западных идеалов для подражания.
Существовали небольшие группы, сформированные на основании своих ценностных ориентиров. Они защищали определенную национальность, конфессию, политическую систему. Не все организации относили к правозащитным объединениям. Способы воздействия на власть:
- Открытые выступления представителей.
- Нелегальные объединения.
- Запрещенная печать творческих шедевров русских авторов в заграничных странах.
- Письма, обращения к представителям правительства.
- Машинописные, рукописные издания, их распространение.
Цели и методы
У представителей различных направлений диссидентства были схожие цели:
- Либерализация политической жизни в СССР.
- Реализация прав и свобод советских граждан.
- Требование соблюдения действующих законов.
- Гласность (отмена цензуры и предоставление деятелям культуры творческой свободы).
- Снятие «железного занавеса».
Основными методами диссидентской деятельности являлись:
- Направление официальным властям «открытых писем» и обращений в защиту политзаключенных или на злободневную тему.
- Издание и распространение и запрещенной властями литературы и информации («самиздат» в Советском Союзе и «тамиздат» за рубежом).
- Организация демонстраций.
- Материальная и моральная помощь лицам, повергнувшимся репрессиям, а также членам их семей.
«Мы ждём перемен»
В большинстве своём первые советские диссиденты были народом интеллигентным, незлобивым и даже несколько инфантильным в быту. Примеры – Бродский, Сахаров, Солженицын, да мало ли. Может, поэтому после смерти Сталина, при котором вопрос решался без всяких буржуйских штучек типа презумпции невиновности, стало модно закатывать несогласных с политикой партии не в тюрьмы, а в дурдомы. Раз не считаешь существующую в СССР власть и новую общность – советский народ – единственно возможной формой существования человека, значит, кто, если не псих? Псих и есть. Очень опасный в том смысле, что несёшь зерно сомнения в правильности курса, но безопасный в смысле активной борьбы с режимом.
Вот с каким определением классических диссидентов можно согласиться: историк Алексей Макаров, например, полагает, что
«Диссиденты не планировали захватить власть в СССР и даже не имели конкретной программы по его реформированию.
Все вместе они хотели, чтобы в стране уважались базовые права человека: свободы передвижения, вероисповедания, слова, собраний. А каждая группа в отдельности добивалась чего-то своего: еврейское движение занималось репатриацией в Израиль, движение крымских татар выступало за то, чтобы вернуться в Крым, откуда татары были депортированы в 1944 году; христианское движение хотело открыто исповедовать Христа и крестить детей; диссиденты-заключенные голодали за то, чтобы соблюдались их права и выполнялись тюремные правила; кришнаиты хотели спокойно заниматься йогой и кормить своих детей вегетарианской пищей, не боясь, что их лишат родительских прав». Эта часть общества ждала лишь перемен в рамках существующего строя, не посягала на его основы и были эти диссиденты, возможно, бОльшими патриотами, чем несшие с трибун привычный бред правильные товарищи.
Звоночки в виде очередей за колбасой или туалетной бумагой в семидесятых превратились в набат в восьмидесятых: пустые полки, уничтожение целых отраслей сельского хозяйства и промышленности, всеобъемлющее телефонное право, полная неадекватность власти и всеобщее двуличие расплодили столько несогласных, что милым словом «диссиденты» называть их стало уже как-то не в масть.
И действовать новые революционеры стали уже по-новому…
Начало движения
Начало диссидентского движения в СССР берёт в 1965 году с судебного процесса против писателей Андрея Синявского и Юлия Даниэля. Эти литераторы опубликовали на западе под псевдонимами Абрам Терц и Николай Аржак цикл литературных произведений, которые так или иначе критиковали советскую власть. Процесс над ними затянулся, но в феврале 1966 года их осудили на 7 лет по 70 статье Уголовного кодекса СССР. Это была статья «О пропаганде в целях подрыва Советской власти». В защиту литераторов начали поступать письма в центральный комитет партии и в Верховный Совет СССР, но ответом было не смягчения мер, а возбуждение новых дел, но уже против людей, которые их отправляли. Именно с этого всё началось. Стало понятно, что государство не приемлет никакой критики, и не позволяет стране процветать никакому инакомыслию.
Именно процесс над Синявским и Даниэлем, а также последовавшей после этого события, определили ход диссидентского движения в 60 — 80 годы — борьба с помощью литературы и открытых писем в органы управления страной. Одной из форм этого противостояния стало открытое письмо Сахарова, Турчина и Медведева Советскому руководству в 1970 году. В этом письме говорилось, что Советский Союз значительно отстает от Соединенных Штатов Америки по развитию гражданской науки и техники, и что существующая система управления тормозит общее развитие науки. Это на самом деле было так.
Реакция властей
Власть отрицала существование оппозиции в стране, но при этом правоохранительные органы следили за диссидентами, делали облавы и регулярно обыскивали их квартиры. В 1967 году даже было создано особое 5-е управление КГБ, занимающееся борьбой с идеологическими диверсиями.
В начале 1960-х годов диссиденты в основном арестовывались. Позже власти стали проводить «профилактические мероприятия»: угрозы и предупреждения. Самым активным диссидентам предлагали выбор между эмиграцией и задержанием.
В 1970-х годах «инакомыслящие» стали подвергаться психологическому давлению. За ними следили, увольняли, проводили регулярные профилактические разговоры, запугивали и провоцировали. Некоторых диссидентов «признавали» душевнобольными и подвергали принудительным мерам лечения. Диагноз позволял без судебного разбирательства на долгое время избавиться от неугодного человека.
К концу 1970-годов движение «инакомыслящих» было практически разгромлено. Некоторые диссиденты публично покаялись, часть уехала из страны, кто-то покончил жизнь самоубийством. Большинство же членов движения находились в лагерях, ссылках или больницах.
Еврейская проблематика диссидентства
У многих людей есть распространённое заблуждение, что диссидентство в Советском Союзе это исключительно еврейский вопрос. На самом деле это не так. Еврейская проблематика была частью диссидентского движения, но не охватывала его полностью. Заметьте, что в классификации, которую мы приводили в начале статьи, еврейского вопроса вообще нет. Потому что это был локальный вопрос и локальная проблема, которую ни в коем случае не следует раздувать до глобальных и государственных масштабов.
Еврейская проблематика заключалась в том, что государство всячески мешало евреям переселяться в Израиль. Для этого применялись различные меры. Достаточно сказать, что в семидесятые годы было установлено правило, что если человек хочет покинуть СССР и переселиться в другую страну, то он должен компенсировать государству затраты на собственный образование. С одной стороны это шаг абсолютно логичный и правильный, но с другой стороны Советская номенклатура довела эту идею до абсурда. При среднем уровне заработной платы в стране в 120-130 рублей, при переселении человек обязан был выплатить государству 12 000 рублей. То есть это была зарплата среднего рабочего более чем за 8 лет! Естественно эти суммы были не подъемными для населения, и естественно еврейская проблематика в СССР стала обостряться. Достаточно вспомнить, так называемый, «самолетный процесс» в Ленинграде в 1970 году, когда группа еврейских диссидентов пыталась захватить самолет, летевший в Израиль.
Основные события 1970-х годов
В 1970 году была создана правозащитная организация «Комитет прав человека в СССР», изучающая проблемы прав советских граждан. Она стала 1-й диссидентской ассоциацией, получившей международный статус (членство в Международной лиге прав человека).
С 1960-х годов на Западе стали печататься произведения писателя-диссидента Александра Солженицына. В 1970 году он получил Нобелевскую премию по литературе. В советских газетах начинается травля писателя. За ним и его окружением начинает круглосуточно следить КГБ.
После выхода на Западе книги Солженицына «Архипелага ГУЛАГ» он был арестован и лишен советского гражданства. В 1974 году писатель и его семья покинули СССР.
«Инакомыслящие» были не только среди людей искусства и науки, но и среди военных. В ноябре 1975 года вспыхнул мятеж на корабле Балтийского флота «Сторожевой». Его возглавил капитан 3-го ранга Саблин. С борта корабля он вышел в радиоэфир и высказал свою «антибрежневскую» позицию. «Сторожевой» был взят на абордаж. Участники бунта получили разные сроки заключения, а Саблин как изменник Родины расстрелян.
В 1976 году в Москве была организована Московская Хельсинкская группа, которая занималась сбором информации о нарушении прав человека в СССР и других странах. Позже аналогичные организации появились на Украине, Литве, Грузии и Армении. Все они преследовались КГБ, поэтому к началу 80-х годов прекратили работу.
Этапы деятельности диссидентов
Формирование или период определения пришелся на 1965 год и последующие 7 лет. В это время были сформированы первые группы и кружки, основным инструментом воздействия для которых стало написание писем государственным служащим и политическим деятелям. Первые фонды, позволяющие поддерживать политзаключенных, создавались в этот же период.
В 1969 году появился Инициативный комитет по защите прав человека, который сразу попал под наблюдение КГБ как группировка политически вредная, но к его членам применялись в большинстве случаев профилактические меры или принудительное помещение в психиатрические клиники.
Ослабление движения произошло в 1973 году из-за ареста двух значимых фигур — В. Красина и П. Якира. Во время допроса они подписали документ о сотрудничестве с КГБ, выдали фамилии и адреса многих бывших единомышленников, что повлекло череду арестов, обысков в разных городах страны.
Но уже в следующем году движение диссидентов вышло на международный уровень. Из-за неспособности справиться с разлагающими умы идеями писателей-диссидентов СССР, в список которых входил и Солженицын, большинство несогласных депортировали из страны. К 1976 году уже была сформирована группа, выявляющая нарушения хельсинских соглашений. Для качественного выполнения своей задачи члены группы устанавливали контакт с религиозными, гражданскими и национальными организациями, что позже помогло многим из них стать координаторами.
Численность и направления
Численность диссидентов точно определить нельзя, потому что многие отрицали свою причастность к этому движению. В Советском Союзе к числу «инакомыслящих» относили 3-4 тысяч человек. Самыми известными диссидентами были Александр Солженицын, Андрей Сахаров, Александр Гинзбург, Петр Якир, Рой Медведев и другие.
В начале 70-х годов в диссидентском движении обозначились 3 основных направления, отличающиеся по политическим устремлениям и идеалам:
- Правозащитное движение, боровшееся за соблюдение прав и свобод человека.
- Религиозное движение, выступавшее за свободу вероисповедания (христиане, адвентисты, пятидесятники и другие).
- Национальное движение, отстаивающее национально-государственную независимость (украинцы, народы Прибалтики, грузины, армяне, евреи, немцы, крымские татары и прочие).
Борьба с инакомыслием
Наказания за подобную деятельность, которая по-прежнему считалась антисоветской, были, безусловно, более мягкими, чем в сталинский период. Если прежде за подобное отправляли в лагеря, то в 1960—1970-х гг. данная мера применялась сравнительно редко. И всё же времена были не из простых.
Одним из видов наказания для диссидентов в СССР стала их добровольно-принудительная высылка за границу. Иначе говоря, насильно уезжать никто никого не заставлял, но при этом человеку создавались такие условия для жизни и работы, что его выезд за рубеж становился чуть ли не единственным выходом. В 1970-е таким образом были депортированы за пределы Советского Союза и плюс к этому лишены в качестве наказания советского гражданства Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Александр Солженицын.
Некоторые деятели культуры покидали СССР сами. Например, Юрий Любимов. Кто-то при этом шёл на очень серьёзные и рискованные шаги. В 1974-м из Советского Союза оригинальным способом бежал океанограф Станислав Курилов. Отправившись в круиз на советском теплоходе, который моря бороздил, но в иностранные порты не заходил, он, дождавшись момента, когда лайнер будет проплывать мимо Филиппин, прыгнул за борт и несколько суток добирался вплавь до ближайшего острова. После того как в Чили к власти пришла военная диктатура под руководством Аугусто Пиночета, был арестован и посажен в тюрьму лидер чилийской коммунистической партии Луис Корвалан, которого в одной из западноевропейских стран Москва обменяла на советского диссидента Владимира Буковского.
В августе 1968-го на Красной площади состоялось очень короткое выступление 7 советских диссидентов, протестующих против ввода войск в Чехословакию. Одних участников акции посадили, других направили на психиатрическое освидетельствование и лечение.
Тех, кого нельзя было выслать из Советского Союза и подвергнуть репрессиям из-за боязни серьёзного международного резонанса, наказывали другим образом. Так, учёного с мировым именем академика Сахарова в 1980-м отправили в ссылку в Горький, разместили в трёхкомнатной квартире и установили за ним круглосуточное наблюдение. Возвращение Андрея Дмитриевича в Москву произошло только в 1986-м по личному распоряжению Горбачёва.
Традиционно к диссидентам причисляют только тех участников общественного движения, которые не боролись открыто за свержение социалистического строя, а в той или иной степени выступали с его критикой. «Несогласные» не переходили дозволенных рамок, наоборот, многие из них настаивали на том, что в своей деятельности придерживаются советского законодательства.
С середины 1960-х общественное движение приняло характер «магнитофонной революции», когда стали широко распространяться многочисленные записи, критикующие советский строй. В частности, именно таким образом до слушателей доходили произведения Владимира Высоцкого и Михаила Жванецкого.
Вклад, внесённый диссидентами в развитие советского общества 1960−1980-х гг., заключался в подготовке ими своеобразной идеологической программы перестройки. Инакомыслящие протестовали не против планов развития народного хозяйства, а против подавления свободы личности — официального права, закреплённого в международных актах.
Результат инакомыслия
Донести свою концепцию до большинства советских граждан активистам не удалось. Неугодные радиостанции подвергались глушению, а самиздатная литература выпускалась в ограниченных объемах, постоянно проводились рейды для ее выявления и уничтожения.
Зато на Западе работа диссидентов привлекла много внимания. Регулярно правительство получало требования освободить политических заключенных, а депортированных граждан встречали с уважением.
Освобождение из лагерей приобрело массовый характер только в 80-е годы при правлении Горбачева. Некоторые аналитики считают, что история инакомыслия в СССР имеет большое значение для психологической революции, благодаря которой началась перестройка.
Самиздат: цензура, риск, литература
Одной из форм диссидентского движения было создание так называемого самиздата. Начиная с 1968-го и по самый конец брежневской эпохи, 1983-й, выходила «Хроника текущих событий» — издание, в котором перечислялись факты нарушения прав человека в Советском Союзе, согласно мнению и оценке правозащитников.
В самиздате выпускались не только современные произведения, но и работы многих писателей, которые по тем или иным причинам не публиковались в СССР. Например, почти в каждом доме было перепечатанное издание Ахматовой, Цветаевой или Пастернака, потому что купить в магазинах подобные книги было практически невозможно: они либо не издавались вообще, либо выходили очень маленькими тиражами.
Кроме самиздата существовал тамиздат — книги, которые печатались за рубежом и впоследствии тем или иным способом переправлялись в Советский Союз. Например, в немецком городе Франкфурт-на-Майне функционировало издательство «Посев», которое специализировалось на публикации произведений, по тем или иным причинам в СССР не выходивших.
«Посев» — первое издательство, которое печатало многие произведения советских диссидентов 1960—1970-х гг. С одной стороны, это было неплохо: хотя бы таким образом «несогласные» могли пробиться к своим читателям за рубежом и в некоторой степени — в Советском Союзе. Но, с другой стороны, издательство создавало для них в СССР, где существовали жёсткая цензура и категорический запрет на публикацию без согласия компетентных органов, большие проблемы. Так, в 1965-м тамиздат стал причиной репрессий в отношении писателей Синявского и Даниэля.
Борьба с инакомыслием в СССР
У этого движения не было своей организации и прямых руководителей, что осложняло борьбу для властных структур с любыми проявлениями его идейного несогласия и инакодействия. Но в то же время отсутствие такой организованной структуры у диссидентского движения делало его почти «беззубым» и неспособным к активным революционным действиям. Поэтому власть не ощущала никаких прямых угроз для себя, но испытывала от него неприятности разных уровней – от международных до внутрисоюзных.
Прямые посадки оборачивались скандалами и ущемлениями, поэтому в качестве методов борьбы против диссиденcтва широко применяли:
- Профбеседы – общение в КГБ с «проштрафившимся» несогласным
- Увольнение или отчисления – с работы, учебы
- Прослушка либо слежка
- Принудительная госпитализация – психбольницы
Меж тем угрозами и возможностями попасть в заключения власть не только умело манипулировала, запугивая «оступившихся», но и реально пользовалась, отправляя несогласных в лагеря. Правда, по убийственной для человека и общества статье измена Родине прецедентов после Сталина не было.
Наша презентация
https://youtube.com/watch?v=oOsRSMw9WPg
Значение инакомыслия и движения диссидентов в СССР
Поскольку данное явление было многонаправленным, то само инакомыслие можно условно разделить на:
- Политическое — акцентировались проблемы несоответствия властных действий букве закона
- Религиозное – проявлялось в «игнорировании» советского атеизма и отстаивании прав верующего
- Культурное – соответственно в различных сферах творчества как несогласие с идеями и средствами их воплощения в литературе, кино и т.д.
Отсюда следует, что и значение движения диссидентов проявилось в итоге больше всего в этих сферах:
- Как политическое – в разработке Конституции уже новой России участвовали люди, прошедшие «школу» несогласия; в сфере наказания – созданы наблюдательные общественные комиссии; созданы правозащитные традиции
- Как культурное – формирование альтернативного советскому миропонимания, подготовка интеллектуального обоснования нового устройства страны
- Как религиозное – открытые возможности для разнообразных верований
С началом перестроечного этапа в СССР диссидентская активность сходит с актуальных позиций ввиду открывшихся возможностей гласного выражения своего несогласия в разных сферах.
Как развивалось правозащитное диссидентское движение
Важную роль сыграл арест журналиста 1961 года за выпуск антисоветских материалов. Гинзбург успел выпустить первую тройку журналов, но подготовить следующий номер ему помешали власти. Спустя несколько лет начались первые диссидентские волнения:
- Становление 1965 года. Представители проводили активную рассылку писем, защищая права народа в Советском Союзе. Впервые были созданы кружки, группы, посвященные правовой защите. Организации помогали политическим заключенным, поддерживали интеллигенцию во многих странах. Завершение периода приходится на 1972 год;
- Кризис. Причина приостановки деятельности течений стала вербовка КГБ его лидеров – Красина и Якиры. Это привело к массовым арестам среди диссидентского движения, власти практически закрыли самостоятельные издательства, публиковавшие незаконные материалы. Кризис длился до 1974 года;
- Международное признание. Борцы за права людей создали отдел Международного объединения в Советском Союзе. Диссиденты получили признание во многих странах мира. Процесс длился до 1975 года;
- Хельсинское время. Соглашения, принятые в городе Хельсинки в 1975 году, должны были выполняться, чему содействовали представители объединений. Возглавил Хельсинскую группу Орлов. Ее члены активно контролировали выполнение гуманитарного закона, фиксировали нарушения, собирали и анализировали материалы.
Итоги
Диссидентское движение было ответной реакцией на диктатуру властей и ограничение прав и свобод простых граждан. Оно не получило массового распространения из-за отсутствия возможности открыто распространять свои идеи и давления со стороны правоохранительных органов. Однако диссиденты «расшатали» тоталитарный режим в Советском Союзе и стали предвестниками перемен в политической системе страны.
СССР
- Список правителей СССР по порядку и годы их правления
- Периоды развития Советского Союза. Самое главное
- Кратко о распаде СССР
- Перестройка в СССР: предпосылки, этапы, значение
- Массовые репрессии в СССР
- Массовая индустриализация в СССР
- Коллективизация в СССР: причины, ход, итоги
- Как появился СССР: предпосылки и проекты
- Гражданская война: причины, этапы, итоги
- Культурная жизнь в XX веке
ЕГЭ по истории
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Правители от Рюрика до Путина
- Даты всемирной истории для ЕГЭ
- Краткая характеристика всех периодов русской истории
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
ОГЭ по истории
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
- Даты всемирной истории для ОГЭ
Выбери ответ