Правовое государство: основные компоненты, формирование идеи, признаки, определение, построение в современной россии

Оглавление

Предпосылки образования

Любое государство должно проделать значительный путь для достижения статуса «правовое». Для этого сначала необходимо:

  • создать условия для экономической самостоятельности граждан через создание особых условий для развития предпринимательства,
  • построить истинную демократию с юридическим и фактическим суверенитетом народа,
  • создать единую систему законодательства с нормативными актами, не противоречащими друг другу,
  • обеспечить надлежащий уровень политического сознания граждан,
  • сформировать гражданское общество (далее возможна аббревиатура ГО).

Интересно, что предпосылки формирования ГО и ПГ фактически идентичны, но только через формирования гражданского общества можно построить настоящее, а не только задекларированное на бумаге, правовое государство или справедливое государство, где закон не является инструментом давления на социум, находящимся исключительно в руках чиновников.

Исходя и наличия или отсутствия предпосылок, можно говорить о том, какие пути (методы, способы) будут выбраны для построения ПГ.

Значение для общества

В разные периоды истории и в разных странах особенности правового государства могли трактоваться по-разному. Так, например, даже сегодня есть страны с монархическим устройством, которые выстраивают структуры власти с учетом своей специфики.

К особенностям на современном этапе можно отнести:

  • некоторую размытость конституции в системе нормативно-правовых документов, состоящих из законодательных и подзаконных актов,
  • необходимость постоянно поддерживать демократию в обществе, потому что в своем современном виде оно склонно к бюрократизации и некоей узурпации власти,
  • формирование активного гражданского общества.

Значение правового государства заключается в установлении такого порядка, которое позволяет гражданам максимально полно реализовать свои права и свободы, не ущемляя при этом интересы других людей. При этом любые разногласия решаются на основе законодательных актов, требования которых разумны и выполнимы.

Это значит, что для гражданина выполнение требования законодательного акта и взаимодействие с другими членами общества не требует каких-то усилий, специальных знаний или определенных навыков. В этом и состоит ценность правового государства.

Поскольку одним из принципов является взаимная обязанность власти и личности, государство в своей идеальной форме способно обеспечить полную реализацию прав и свобод для своих граждан. При этом такие отношения будут выстраиваться на принципах взаимоуважения и равноправия.

Внимание! Европа и США достаточно преуспели в реализации этого принципа. Граждане этих стран, живут, уважая закон и выполняя его требования

Страна же, в свою очередь, стремится в полной мере удовлетворить потребности общества в целом и каждого индивида в отдельности.

Но как бы ни было велико значение правового государства, эта конструкция явно несовершенна и неустойчива к внешним воздействиям.

В условиях глобализации и всеобщего проникновения культур, идей и традиций общества с развитой правовой системой могут испытывать потрясения из-за чрезмерной открытости.

Не все государственные образования являются правовыми в том смысле, в котором это трактует юридическая наука.

Например, некоторые страны Азии, Африки, Ближнего Востока: в них также действуют свои системы права и есть законодательные акты. Но их системы, а также общественные устои и нормы в корне отличаются от западных ценностей.

При столкновении двух различных систем возникают конфликты. Это в свою очередь вызывает желание более мягкой и демократичной системы вводить жесткие ограничивающие правила. И здесь уже возникает вопрос, насколько правовым остается государство, если не все граждане или жители страны в одинаковой степени равноправны и взаимообязаны перед законом.

В любом случае такие ситуации не означают провала концепции, это лишь очередное препятствие на пути ее эволюции.

Кем сформулировано понятие

Еще древние мыслители в своих трудах высказывали идеи об идеальном устройстве и организации государства с точки зрения права. И в этих поисках они заложили основы принципов и форм взаимодействия общества и страны, закона и власти.

Концепция правового государства развивалась на всем протяжении эволюции человеческого общества, с момента возникновения первых стран. Наверное, первым прообразом можно считать древнюю Месопотамию, где управление было выстроено на положениях свода законов Хаммурапи. Дальнейшее развитие концепция получила в Афинах, где властвовала демократия, а также в основных положениях римского права.

В средние века эта концепция продолжила формироваться под влиянием церкви и дополнялась нормами религиозного права. Но эпоха Возрождения несколько снизила влияние церкви: ряд философов и ученых заложили основы естественного права. Таким образом, примерно с середины 17 века это учение начало активно развиваться и исследоваться.

Само понятие правового государства, было введено К. Велькером, который впервые применил его в 1813 году. Спустя примерно 20 лет другой немецкий ученый Роберт фон Моль популяризировал его, прочно введя в научный лексикон.

Схема идеальной модели государства.

Организация власти в правовом государстве

В развитом правовом государстве существует несколько особенностей организации власти.

  1. Плюрализм в политической и идеологической сферах. Принцип, подразумевающий обязательное существование в органах власти противоположных точек зрения. Проявлением данной особенности является многопартийность. В законодательных органах правового государства всегда присутствует, как партия, пришедшая к власти, так и её оппозиционеры.

Плюрализм — многообразность точек зрения, мнений и высказываний.

   2. Выборность органов власти. Глава державы, депутаты, административные должностные лица органов управления избираются гражданами на установленный законом срок. Такая смена власти способствует соблюдению прав человека, власть не сосредотачивается в одних руках. 

   3. Гарантия правового порядка и устойчивость законности. Покушения на жизнь и здоровье граждан правовой державы должно наказываться по всей строгости закона. Блюстители порядка обязаны следовать законодательству и представлять интересы граждан своей страны, независимо от их социального положения.

   4. Препятствование образованию монополизма в политической и экономической сферах. Наличие монополизма ущемляет независимость граждан правового государства и признается недопустимым явлением. Государство обязано предоставлять экономическую свободу для всех жителей страны.  

Главные принципы

Чтобы разобраться, в чем сущность правового государства, обратимся к словарям. В соответствии с Толковым политическим словарем под данным термином понимается такое общественное устройство, в котором главенствуют нормы и фундаментальные принципы права. Основной задачей такой структуры является защита прав и свобод человека.

Само понятие и принципы правового государства не зависят от национального опыта, они универсальны и поэтому применимы к любому государственному устройству. Можно кратко перечислить важнейшие принципы, которые должны соблюдаться:

  • равноправие всех членов общества. Под равноправием понимается, что перед законом отвечают все граждане страны, независимо от своего социального статуса и материального положения. Даже статус законодателя не освобождает человека от ответственности перед ними. К этим категориям граждан могут применяться более весомые инструменты принуждения к исполнению, чтобы обеспечить их честность, непредвзятость и беспристрастность,
  • верховенство закона. В правовом государстве закон – это высшая юридическая сила. Нет ни одного человека или группы людей, организации или органа власти, которые могут выйти за его рамки,
  • защита гражданских прав. Концепция вытекает из основ естественного права, и в соответствии с ней каждый человек с самого рождения наделен некоторыми возможностями и свободами. Поэтому такая структура организации власти всемерно должна стремиться их соблюдать соблюдать,
  • выполнимость основных требований, которые устанавливает право. Это означает, что любой нормативный правовой акт должен быть доступен к ознакомлению, понятен и реален для выполнения. Одним из примеров реализации этого принципа является, например, принцип обратной силы закона, когда он применяется к событиям, которые произошли до его вступления. Принцип обратной силы действует, как правило, в случае смягчения наказания или улучшения ситуации.

Принципы правового государства схема.

Для успешной реализации этих принципов наиболее важными условиями является наличие в системе государственного устройства таких моделей:

  • разделение властей, а самое главное, обеспечение независимости и неприкосновенности судебной власти,
  • разумное толкование законов,
  • гарантия справедливости работы судебной власти.

Говорить о том, является ли государство правовым, можно в том случае, если в его устройстве четко выделяются основные признаки. При этом все они соответствуют вышеназванным критериям. А это значит, оно должно отвечать следующим требованиям:

  • закон верховенствует во всех сферах,
  • четко соблюдается принцип разделения властей,
  • личность в государстве и оно само взаимно отвечают друг перед другом, а это значит, что гражданин не только наделен правами, но и имеет определенные обязательства,
  • права и свободы гражданина реальны и защищены как со стороны закона, так и со стороны общества,
  • закон реализуется стабильно, как и правопорядок в обществе.

Важно! Говоря о соблюдении прав и свобод, нельзя допускать беззакония и абсолютной свободы человека. Правовое государство, предоставляя ему свободу и защищая его интересы, также имеет инструменты принуждения граждан

Все такие инструменты находятся в рамках правового поля.

Что такое правовое государство – определение

Правовое государство — это краткое обозначение демократического государства. Все граждане страны, независимо от их положения в обществе и статуса, равны перед законодательством и судебным органом. Обеспечивается признание свобод и прав каждого человека. Ветви управления разделяются – есть исполнительная и судебная законодательная власть. Основные критерии, которые отличают правовое государство, это:

  • международное право в приоритете перед национальным правом;
  • законность; правопорядок в стране стабильный и непоколебимый;
  • государство; общество живет в условиях плюрализма – политического и идеологического;
  • соблюдается гражданский правовой кодекс – каждый житель страны свободен, обладает своими реальными правами;
  • государственный аппарат и гражданин совместно несут ответственность за все происходящее – вина не списывается исключительно на страну или только на человека;
  • закон является главным в любой области жизни социума;
  • власть в стране подразделяется на три ветви: класс судебного, исполнительного и законодательного правления.

Подход ООН

Исходя из докладов Генсекретаря ООН и других документов можно уяснить, что верховенство права обеспечивается соблюдением следующих принципов:

  • защита осуществления базовых прав человека в полном объёме
  • обеспечение равного применения норм права и принципов правосудия в любой точке Мира
  • защита всех прав — экономических, культурных, социальных и права на развитие

Под базовыми правами человека понимаются такие права как право на жизнь и свободу, право на труд и т.п. Чётко прописанного перечня нет, он может варьироваться в некоторой степени. Осуществление указанного в совокупности приближает верховенство права. Однако, в известном смысле такое положение дел похоже, скорее, на утопию.

Итак, под верховенством права генсек ООН понимает такое управление государством, при котором все элементы государства ведут свою деятельность по публично принятым законам. Законы эти должны соблюдаться и независимыми судами государств. Упомянул генсек и о соответствии национальных законов международному праву.

Признаки

Верховенство права над волей аппарата власти. То есть оно на самом деле ограничено законами. Любой госслужащий обязан строить свою работу с гражданами в рамках закона.

Защита прав и свобод граждан. В нашей Конституции РФ написано, что Президент является гарантом защиты прав и свобод граждан (ст. 80, п. 2). Формально все так. А вот чтобы фактически убедиться в этом, надо проанализировать, сколько было обращений к Президенту РФ за последние 18 лет, и сколько из них были реально удовлетворены.

В Японии есть такая поговорка: «Где нет силы права, там есть право силы»… Собственно, эта сентенция довольно точно отражает обозначенный принцип.

Наличие и реализация принципа разделения властей. Разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную является гарантом от злоупотреблений со стороны властей придержащих. Этот принцип исключает влияние одной ветви на другую. Например, приходит Председатель правительства или какой-нибудь губернатор (исполнительная власть) к судье и говорит: «Анатолий Евгеньевич! У Вас тут такое дело есть. Решите его так-то! А мы про это не забудем!» Такого в правовом государстве быть не должно.

Конституционность. Этот признак означает, что верховная власть ограничена Конституцией и не может выходить за ее рамки.

Многие авторы также выделяют демократический политический режим как признак рассматриваемого государства. Но на самом деле демократия может быть и тоталитарной: когда большинство народа поддерживает тоталитарный режим.

Верховенство права

Первый напрашивающийся вывод лежит в конструкции словосочетания. Верховенство предполагает господство, превалирование, главенствование, приоритет. Однако, понятие носит абстрактный характер и лежит в плоскости оценки. Такой вывод можно сделать из того, что одно и то же обстоятельство может быть расценено по-разному.

Верховенство отдельного вида права

В качестве примера можно привести изменения в Конституцию РФ, внесённые в 2020 году. В целях этого примера нужно учесть уровни применимого права, например, международное право и его приоритет. С принятыми правками в Основной закон России позиции международного права существенно ухудшились.

М.П. осталось в Конституции России. Но его практическое применение в нашей стране урезано. Почему? Дело в том, что решения межгосударственных органов (самый известный, пожалуй — ООН) не будут исполняться Россией. Это станет возможным тогда, когда толкование этих решений идёт в разрез с Конституцией. Кто будет толковать — не совсем понятно, но, вероятнее всего — российский суд. Будет ли суд в России на стороне межгосударственных органов в особо щепетильных вопросах? Вряд-ли. А вопросы такие в последнее время возникают часто.

Верховенство права как такового

В первую очередь, В.П. — это принцип, системный подход. Он предполагает, что ничто в государственной системе не может умалить базовые права человека. В первую очередь, умаления не должны допускать те, кто обличён властью — государственные органы, службы и т.п. В.П. может быть реализовано при достижении ряда условий:

  • ясность, доступность и недвусмысленность закона, нормы, устанавливающей право
  • реализация прав и несение ответственности должно максимально соответствовать букве закона и быть равным для всех лиц государства
  • соблюдение пределов полномочий лицами, наделёнными властью
  • доступность и справедливость судебного разбирательства, а также состязательность процесса

Конечно, условия эти догмой не являются и могут варьироваться в некоторой степени. Да и список выше нельзя назвать закрытым. Зависит это от конкретного правопорядка и его текущего развития. Однако, наиболее общие моменты выделены и положены в основу устава ООН.

Фундаментальные правовые положения

Базовые, еще называющиеся фундаментальными правовые положения (например, занимающиеся вопросами государственного строительства, собственности) должны быть незыблемыми и устойчивыми. Только в таком случае может появиться доверие к власти, закону, которая привлечет в свое время своей стабильностью и предсказуемостью. В правовом и устойчивом отношении общество, где чтят законы, чаще всего, не происходит бегства капиталов за границу, начинается эра стабильности, что означает процветание общества.

Для такого общества являются характерными:

  • верховенство обязательного характера законов, а также конституции над всеми другими правовыми документами, а тем более над указами и распоряжениями властей;
  • наличие наиболее эффективной правоохранительной системы органов (прокуратуры, судов, следствия, арбитража, конституционного суда), которая будет подчиняться только закону, отлаженному механизму, способному обеспечить защиту, а также выполнение права;
  • наличие общества гражданского характера и развитого правового сознания граждан, и должностных лиц, их уважения относительно закона, признания верховенства со стороны общества.

Замечание 2

Тем не менее исполнение этих достаточно высоких требований не может сегодня в полной мере обеспечить ни одно государство мира. Так как о государстве правового характера можно говорить лишь как неком идеале, которым хочется стать и к которому нужно стремиться.

Процесс формирования государства правового характера, особенно достижения приоритета права относительно власти, шел достаточно долго и болезненно. Традиции попрания закона, в первую очередь самой властью, из очень давнего времени («Прав тот, кто имеет больше прав», «Закон, что дышло: куда повернешь, туда и вышло»). Правовые истоки нигилизма, неуважения к закону коренятся в суверенитете, а также силе самой власти, при этом объясняются тем, что право создается самой властью. Сама ограничительная проблема власти долго выглядела достаточно противоречивой

Потребовалось очень большое количество времени, можно сказать столетия, в течении которого происходило постепенное формирование устойчивого правосознания, а также убежденности граждан в необходимости верховенства закона, как важной меры стабильности и процветания общества. Разработка документов конституционной направленности, введение правления конституционного характера, верховный статус и его признание принятых законов позволили постепенно продолжить пусть к укреплению и созданию правового государства

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Формы государства

Говоря о формах государства, различают форму правления — организацию высших органов власти и форму государственно-территориального устройства — отношения между центральными и местными органами власти, распределение власти по территории страны.

По форме правления государство может быть монархией или республикой.

При монархическом правлении во главе государства стоит монарх и его власть, как правило, передаётся по наследству. Из курса истории вы знаете, что государств с такой формой было множество в разные исторические эпохи. На протяжении столетий существовала монархия и в России. Да и сегодня немало государств можно отнести к монархическим. Правда, во многих из них власть первого лица ограничена конституцией страны или каким-либо представительным органом, чаще всего парламентом. Примером такой ограниченной монархии, где король или королева «царствует, но не правит», может служить Великобритания.

СИТУАЦИЯ

Ещё в Средние века в английском государстве сложился принцип «король не может ошибаться», а следовательно, быть судим. Однако было очевидно, что управление должно быть ответственным — «какие-то лица должны отвечать за действия короля». Королевские приказы стали скрепляться подписью министра. Так постепенно исполнительные полномочия перешли от короля к министрам.

Какой принцип положил начало утверждению ограниченной монархии в Великобритании?

Конституционными монархиями являются Дания, Испания, Швеция, Япония и ряд других государств. В некоторых странах (например, в Саудовской Аравии) сохранились и абсолютные (ничем не ограниченные) монархии.

Перейдём к рассмотрению республиканской формы правления.

ФАКТЫ

Конституция, принятая в 1791 г. во Франции, объявила суверенитет, ранее принадлежащий королю, принадлежащим исключительно нации. В ней было записано, что во Франции нет власти, стоящей над законом, и король царствует только в силу закона.

Можно ли утверждать, что Конституция 1791 г. сохранила в стране монархию? Поясни свой ответ.

В республике высшие органы власти избираются на строго установленный срок. Если в эпохи Древнего мира и Средневековья республиканская форма правления встречалась сравнительно редко (вспомним Древние Афины, Новгородскую республику), то в Новое время многие государства стали республиками. При этом в некоторых из них ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент, перед которым и несёт ответственность правительство. Такие республики называются парламентскими. К ним, в частности, относятся Италия, Германия.

Там же, где велики полномочия всенародно избираемого главы государства — президента, устанавливается президентская республика. Президент в ней руководит исполнительной властью — правительством, может отклонить любой закон, принятый парламентом (наложить вето). Президентской республикой являются США, многие относят к ней и Францию.

По формам территориально-государственного устройства различают унитарные и федеративные государства.

Унитарным считается такое государство, в котором его административные части (губернии, края, провинции) не обладают суверенитетом, у них нет своей конституции, местные органы власти подчиняются центральным. В ряде случаев (например, в Нидерландах) должностные лица на местах назначаются из центра. Вспомним устройство Российской империи. Вся территория государства делилась на губернии, при этом национально-исторические особенности, как правило, не учитывались. Главой исполнительной власти был губернатор, назначаемый императором. Сегодня на политической карте мира мы можем увидеть много унитарных государств с единым для всей страны законодательством. Среди них — Венгрия, Греция, Чехия и ряд других.

Иначе устроено федеративное государство. Здесь отдельные территории (штаты, республики, земли, являющиеся субъектами Федерации) обладают значительной самостоятельностью. Наряду с общими (федеральными) законами и органами государственной власти в субъектах Федерации действуют и собственные законы, и собственные органы управления. В нашей стране распределение полномочий между Центром и субъектами Федерации закреплено в Конституции. К ведению центральных органов отнесено в первую очередь то, что необходимо для поддержания целостности государства и его безопасности (федеральный бюджет и налоги, железнодорожный транспорт, атомная энергетика, внешняя политика, оборона). Центральная власть также берёт на себя защиту прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал.

Помимо России, федеративное устройство имеют Германия, США, Индия, Мексика, Канада и другие страны.

О концепции права в государстве

Современное общество требует перемен, и его самая прогрессивная часть инициирует верховенство закона во всех сферах жизни и отдельном ее элементе. Закон и только закон может и должен регулировать взаимоотношения в каждой области жизни общества. Характеризуется подобная структура, к которой стремится каждое государственное образование, следующими факторами:

  • наличие всеобщих правовых начал и позиций, их сущности в любой общественной сфере;
  • принципы законности обеспечивают реальные незыблемые права и свободы личности и гражданина;
  • гарантии надежности гражданского статуса индивидуума;
  • тотальная юридическая поддержка и защита каждого человека как высшей ценности государства.

Человек может быть состоятельным или нищим, верующим или атеистом, быть членом партий и общественных объединений. В отношении кого угодно существует полный запрет на ограничение прав, какое может выражаться в любой из форм. В частности категорически запрещены все типы гендерной дискриминации и расового преследования.Интересный видеообзор о том, как последовательно создавалось правовое государство, смотрите ниже.

Элементы правового государства

Три аспекта, выделенных выше, содержат и основные элементы ПГ. Элемент — это, по общему правилу, некая часть, обычно составная. Набор разного рода элементов даёт в результате некую работоспособную схему. Под схемой в данном случае следует понимать как раз ПГ. Следовательно, элементы ПГ — это те части, без которых государство нельзя признать правовым.

Таким образом, среди элементов можно выделить:

Верховенство права

Право и только право должно определять вектор развития общества. Право меняется и трансформируется вместе с обществом, т.е., точно также подвержено эволюции. Механизм эволюции права (ЭП) отличается от природного тем, что подвержен иным законам, нежели физические. ЭП зиждется на законах развития общества и личности, ка элемента общества. Развитие же общества предполагает достижение обществом некой общей цели. Достигнута эта цель может быть лишь правовыми методами.

Разделение властных ветвей

Чёткое разделение и разграничение ветвей власти (ВВ), недопустимость их пересечения

Почему это важно? Смешение ВВ может приводить к нарушению баланса. Система сдержек и противовесов не должна склоняться в какую-либо определённую сторону

Ветви должны иметь «одинаковый вес». Только такое положение дел в состоянии обеспечить устойчивое развитие. В ином случае, ветвь, получившая преимущество, будет «подгребать под себя» остальные. Говорить о правовом государстве в этих обстоятельствах будет преждевременно.

Развитие личности

Развитие общества в целом невозможно без развития личности в частности. Сложно представить развитое общество, все члены которого остановились на некоей ступени развития. Остановка в развитии противоречит человеческой сущности. В обществе, где основная масса личностей остановилась в развитии рано или поздно разовьётся диктатура или что-либо похуже. В любом случае, это будет движения в сторону, противоположную понятию ПГ.

Стало быть, одним из элементов правового государства является стремление общества к развитию личности.

Защита права

Защита права должна быть абсолютной и беспрекословной. Право, существующее в ПГ, выверено и гармонично. Поскольку в самом широком смысле право одного — это обязанность другого. Следовательно, право одного не должно умалять право другого. Но, будучи нарушенным, право подлежит безусловному восстановлению.

Этому способствует упомянутый уже беспристрастный и совершенно независимый суд. Независимый ни от мнения общества, ни от влияния других элементов государства, ни от личности. Какой бы высокий пост в государстве эта личность не занимала.

Взаимная ответственность государства и личности

Как уже указывалось выше, в ПГ перед законом все равны. Такая ответственность ставит перед собой основную задачу — не допустить произвол. Произвол как со стороны государства, так и со стороны личности. С личностью вопрос решается довольно просто — с помощью органов принуждения. С государством же несколько сложнее. В ПГ должны существовать механизмы, которыми государство наделяет общество и личность в целях контроля. Это может быть конституционный контроль и возможность свободных выборов.

Об идее и признаках правового государства

Несмотря на полноту демократии, высоких идеалах и культурном развитии каждого отдельно взятого индивида, живущего в правовом обществе, все аспекты жизни регламентированы конституцией. Конституционное правление, в первую очередь, обеспечивает соблюдение закона не только всеми гражданами, но и самими властными структурами, силовыми и контролирующими органами. Особенностью происхождения контролирующего механизма в данном случае является его социальная система, а эффективность его деятельности полностью прозрачна и основывается на критериях демократической отчетности.В правовом государстве в обязательном порядке вырабатывается новый формат мышления, традиции, взгляды и общественное мнение. Его роль, основные методы воспитания личности и общества в едином контексте характерны следующими особенностями:

  • принятое ранее узкое формирование понятия правового поля как результата нормотворчества в директивном порядке должно быть преодолено в качестве исключительной меры;
  • общество отказывается от важнейших догм, апологий, утверждений, не требующих доказательства и подтверждения в плоскости формирования законодательной базы;
  • юридические нормы и термины лишаются декларативности и внешних эффектов, со временем они становятся все прикладными и доступными для понимания простыми гражданами;
  • теория и практика юриспруденция одной страны переходит собственные регламентные рамки, широко используются практические наработки юристов зарубежных стран — политических партнеров.  


Рис. 1. Признаки правового государства

Исполнение закрепленных в законах прав человека

Основные права и свободы человека обычно закрепляются в Конституции государства. Правовое государство — это тот институт, в котором четко гарантируется реальность всех прав человека. Ничего не будет угрожать его жизни, он получит необходимые ему финансовые ресурсы. В случае нарушений своих прав со стороны государственного аппарата или других лиц личность будет уверена в том, что сможет отстоять свои интересы через суд.

Истинно правовое государство — это такая единица, которую создать не так уж и легко. Дело в том, что полное исполнение всех законов возможно только в том обществе, которое достигло высокого уровня правовой культуры. Как проявляется уровень такой культуры? Граждане знают все основные законы; имеют высокий уровень доверия к правоохранительным органам; люди доверяют праву, законам, и уверены, что только соблюдая нормы права, можно достичь положительных результатов в жизни общества.

Гражданское и правовое государство будет успешным только при условии высокой правовой культуры населения.