Оглавление
Что такое социал-демократия
В отдельном материале мы уже разбирали гораздо подробнее, что такое социал-демократия, здесь же мы вкратце напомним основные положения.
Понятие. Если мы обратимся к классическим словарям и энциклопедиям, то обнаружим сразу несколько значений у понятия «социал-демократия». Во-первых, это идейное и социально-политическое течение, опирающееся на рабочее и демократическое движение и ставящее своей целью достижение социальной справедливости. Из словаря Merriam-Webster мы узнаем, что социал-демократия есть «политическое движение, выступающее за постепенный и мирный переход от капитализма к социализму демократическими средствами; демократическое государство всеобщего благосостояния, сочетающее в себе как капиталистические, так и социалистические практики». Наконец, в словаре Britannica о социал-демократии говорится как о политической идеологии, «которая изначально выступала за мирный эволюционный переход общества от капитализма к социализму с использованием установленных политических процессов. Во второй половине XX века появилась более умеренная версия доктрины, в которой, как правило, поддерживается государственное регулирование, а не государственная собственность, средств производства и обширных программ социального обеспечения».
Предвыборный плакат социал-демократа Олафа Шольца
Можно сказать, что социал-демократия — это идейное и социально-политическое движение, которое опирается на рабочее и демократическое движение, стремится к социальной справедливости и поддерживает государственное регулирование, и ставящее своей целью достижения демократического государства всеобщего благосостояния, в котором будут сочетаться «капиталистические» и «социалистические» практики (впрочем, эти термины не являются достаточно конкретными, о чём мы писали отдельный материал).
Текущее состояние. Социал-демократические организации традиционно (то есть, в силу своего исторического происхождения) располагаются в Европе, хотя существенное распространение наблюдается также и на других континентах. К традиционно известным и исторически давним социал-демократическим движениям и партиям следует отнести Социал-демократическую партию Германии, Социал-демократическую рабочую партию Швеции, Рабочую партию Норвегии, Испанскую социалистическую рабочую партию, Лейбористскую партию Великобритании и так далее (на «Логике прогресса» имеется отдельный материал про социал-демократические партии). В России социал-демократия представлена, прежде всего, как часть социал-либеральной политической партии «Яблоко», в виде её фракции.
Международное сотрудничество. Социал-демократы координируют свои действия не только внутри государства, но и друг с другом на международном уровне. Есть ряд международных организаций – таких, как Прогрессивный альянс социалистов и демократов в Европарламенте, Прогрессивный альянс, Социалистический интернационал, которые активно и плодотворно распространяют и развивают социал-демократические политические ценности и идеи.
Демократия и диктатура
Как уже упоминалось, для всех демократических систем основной является идея верховенства воли народа того или иного государства. Являясь единственным безусловным носителем суверенитета, народ поручает управление государством специально избранным органам власти в соответствии с определенными условиями, зафиксированными в конституции.
Для диктаторских систем характерно господство элитарных идеологий, согласно которым суверенитет принадлежит лишь представителям некоторых сословий, национальностей, рас или классов. Политические системы подобного рода характеризуются такими режимами, как абсолютная монархия или различного рода диктатуры: партии, класса, военной хунты или личной власти диктатора.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
При демократической форме правления формирование государственной администрации происходит за счет представителей партии или партийной коалиции, которая пользуется наибольшей поддержкой граждан. Остальные партии являются оппозицией и изо всех сил стремятся заручиться народной поддержкой, чтобы победить на следующих выборах и получить власть в государстве. Для сохранения своих позиций действующая власть вынуждена оперативно реагировать на критику, прислушиваться к народу и корректировать при необходимости политический курс государства. Благодаря такому положению дел становится практически невозможным «накопление несправедливости» в политико-правовой системе, которая постоянно изменяется и совершенствуется.
Для диктаторских режимов, в которых власть опирается не на волю народа, а на аппарат принуждения, характерно иное политико-правовое развитие. В данном случае субъекты политической жизни существуют в таких условиях, что они вынуждены беспрекословно соглашаться со всеми несправедливостями, поскольку малейшее проявление недовольства грозит суровыми санкциями. Собственно, у них и нет никакой возможности заявить о несогласии с политическим курсом действующей власти, потому что в условиях диктатуры, как правило, официально запрещены все политические партии, кроме правящей, а средства массовой информации жестоко контролируются.
В таких условиях корректировка политического курса возможна только самими представителями господствующей элиты. Однако для этого необходимо, чтобы они заметили растущее напряжение и пожелали совершить предупредительные действия, чтобы избежать народных волнений. Если же политические коррекции не принимаются, то накапливающаяся несправедливость оборачивается такой ситуацией, когда вред от следования режиму превышает кару за неповиновение. Начинается силовое противостояние диктатуре, которое, как правило, выливается в гражданскую войну и приводит к краху режима.
Таким образом, демократический режим, хоть и кажется мягким и либеральным, но на деле способен к постоянной эволюции, а также проявлению гибкости, которая обеспечивает устойчивость и долговечность политической системы. Диктаторский режим, наоборот, хоть и кажется твердой, устойчивой структурой, в действительности лишен какого-либо эволюционного потенциала, не способен изменяться в соответствии с требованиями времени, и потому зачастую оказывается недолговечным.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Критика демократии
Теория демократического мира
Согласно теории демократического мира, демократические режимы не могут воевать друг с другом. На эту теорию ссылался в 2004 году американский президент Джордж Буш-младший, оправдывая тем самым вторжения США в Ирак и Афганистан, совершённые в том числе под предлогом необходимости установления там демократии.
Однако единого стандарта демократического устройства нет даже на Западе (государственное устройство и демократические процедуры в западных странах заметно различаются), и достаточно легко при желании объявить любую страну в недостаточности или неправильности её демократии — а ведь большинство стран современного мира имеют демократические выборные институты и по конституции являются демократическими.
Теорема «о невозможности демократии»
Сторонники демократии часто не знают, что при наличии более двух альтернатив и при полном учёте мнений избирателей коллективный выбор не всегда возможен. Во время Великой французской революции это доказал французский математик маркиз Кондорсе в своём известном парадоксе. В двадцатом веке этот математический факт был обобщён в теореме «о невозможности демократии» американским лауреатом Нобелевской премии по экономике Кеннетом Эрроу. Что же касается широко применяемой системы выборов президентов в два тура, которая используется и в России, и во Франции, то она не учитывает всех предпочтений избирателей и не удовлетворяет даже принципу Кондорсе. Это значит, что по этой системе в первом туре может «вылететь» кандидат, который поодиночке побеждает обоих конкурентов с преимуществом почти в две трети голосов. И в итоге «демократических выборов» к власти придёт человек, которого ненавидят две трети минус один избиратель.
Предпосылки возникновения
Первопричинами становления этого режима стало бурное развитие торговли и товарооборота между разными государствами, а также отток производства и научно-технической мысли в города. Кроме того, свою роль привнесла и колониальная экономика, которая предполагала полное переориентирование производства. В то же время произошло немало важнейших научных открытий, которые повысили роль транспорта и позволили в значительной степени механизировать производство.
Все это привело к тому, что между наследственной аристократией и «новыми европейцами», которые разбогатели благодаря торговле, начало быстро нарастать напряжение. Все эти факторы потребовали полностью пересмотреть права третьих сословий, да и с государственной властью требовалось что-то делать. В общем-то примерно так и возник демократический режим в более-менее современном его понимании.
Деятели европейских стран в конце концов смогли победить абсолютизм, всеми силами препятствовавший возникновению среднего класса, который в будущем стал социальной основной большинства государственных режимов во всем мире.
Определение
Вам будет интересно:Дэвид Истон — известный американский политолог: биография, научная деятельность
Народная демократия в советской историографии рассматривалась как новая форма перехода к социализму в послевоенных условиях. По сути, она начала развиваться еще во время Второй Мировой войны, а после ее окончания продолжилась в ряде европейских стран.
При этом важно разобраться, что это — народная демократия. В Советском Союзе давали достаточно четкое определение термину
В представлении ученых того времени народная демократия означала высшую форму демократии. Это было явление, охватившее страны Восточной и Центральной Европы. В частности, с определением народной демократии познакомились в Болгарии, Албании, ГДР, Венгрии, Румынии, Польше, Чехословакии, Югославии. Также распространилась она и на некоторые азиатские страны. О том, что означает народная демократия, партийные боссы рассказывали в КНДР, Китае, Вьетнаме. Сейчас в большинстве этих государств тип правления изменился коренным образом.
Вам будет интересно:Конфликт в Северной Ирландии: причина, хронология событий и последствия для стран-участниц
В исторической науке народная демократия считалась переходной моделью от буржуазной демократии к социалистическому государству.
Власть народа: признаки и виды
Согласно одному из ряда определений, под демократией понимается такой способ организации политической системы, который даёт гарантию личности принимать участие в политических процессах. Иными словами, если в тоталитарном и авторитарном обществах основные вопросы решает группа людей, находящаяся у власти, или лидер государства, то в демократическом до принятия политических решений допущены все (или почти все) граждане. Ограничение их прав в данной системе возможно только на основании закона.
Рассматривая основополагающие признаки демократии, отметим, что к ним относятся, во-первых, признание народа источником власти в государстве. Это означает, что высшая государственная власть, по сути, принадлежит народу, который сам решает, кому её передоверять. Второй характерной чертой демократического политического режима является равноправие граждан, то есть их равный доступ не только к возможностям, но и к реальным способам осуществления и политической власти, и иных своих прав во всех сферах общественной жизни.
Следующая черта — это подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении. Следует отметить, что не все исследователи считают этот признак соответствующим традициям демократии. В американской политической философии нередко говорят, что демократия — это когда два волка и один ягнёнок решают, что сегодня вечером будет на ужин. В действительности то, что меньшинство должно подчиняться большинству, вовсе не означает, что у первого нет никаких прав. Они есть и определены законом. И большинство должно их уважать.
Ещё одной важной характеристикой демократии является выборность основных органов государства. Даже в условиях монархического правления премьер-министр, депутаты парламента и прочие государственные чиновники избираются народом и непосредственно зависят от него.. А
П. Рябушкин. Новгородское вече, конец 19 века. (regnum.ru)
А. П. Рябушкин. Новгородское вече, конец 19 века. (regnum.ru)
По самому общему основанию (речь пойдёт о видах) демократию можно разделить на непосредственную (прямую) и представительную. В первом случае люди сами осуществляет политическую власть, во втором — через своих представителей, избранных в органы власти.
Нередко говорят, что два этих вида демократии как бы исключают друг друга. На самом деле они представляют собой две стороны одной и той же монеты. Непосредственная демократия немыслима без представительной, а представительная не имеет смысла без непосредственной.
Исторический пример действия прямой демократии даёт нам Новгородская феодальная республика, где главным органом управления было народное собрание — вече. Однако это вовсе не означало, что в Новгороде отсутствовали институты представительной демократии. Избирался воевода, приглашался князь, существовала должность архиепископа. Всё это означало, что люди не могли осуществлять все государственные полномочия в полном объёме.
Также некоторые исследователи считают, что между непосредственной и представительной есть промежуточная форма — плебисцитарная демократия, когда люди выражают своё мнение, с одной стороны, непосредственно, с другой, — через определённые органы власти.
Сравнительный анализ основных политических режимов
Для полноценного раскрытия особенностей демократического режима необходимо выделить различия трех наиболее распространенных в мире политических режимов – демократического, тоталитарного и авторитарного. Для этого в сравнительной политологии используют шуточный пример, в котором сравниваются политические системы тоталитарного СССР, авторитарной Испании и демократической Англии.
Пример 1
В Англии разрешалось все, что не было официально запрещено.
В Испании запрещалось все, что не было официально разрешено.
В СССР запрещалось все, включая то, что было официально разрешено.
Эта шутка, как и любая другая, содержит немалую долю правды.
Источники прав, их характеристика
Именно эта «троица» обеспечивает свободную и неприкосновенную жизнь, которую гарантирует демократический режим
Очень важно отметить то обстоятельство, что каждый гражданин может и должен обладать такими ресурсами, которые бы позволяли ему вести достойную жизнь. Каждый человек может жить в своем доме, на свободной земле, рожать, выращивать и воспитывать своих детей, прививая в них стремление к тем же нравственным идеалам и политическим устремлениям (гражданин может предпочитать тоталитарный, авторитарный, демократический режим)
Источник всех этих прав – не государство, не общество, даже не власть, а сама суть, сама природа. Из этого следует, что все эти права не только не могут быть попраны или ограничены, но они вообще должны изыматься из общегосударственных норм. Кроме того, личность имеет ряд прочих свобод и привилегий, которые обязаны быть ее неотъемлемой частью.
Нужно только понимать, что в любом правовом государстве существует некая грань (четко очерченная законодательством), через которую гражданин не может переступить. Это относится и к политическим взглядам: человек может говорить о каких-то достоинствах или недостатках любого политического режима, но он не должен и не имеет права призывать к свержению существующей власти в его пользу.
Кроме того, нужно помнить (это делают далеко не все общественно-политические деятели), что каждый человек имеет право на обоснованную корректную критику других людей (в рамках закона). Но и тот же каждый, в свою очередь, должен понимать, что столь же обоснованной критике его могут подвергнуть все остальные граждане, и ничего преступного в этом нет.
Формирование правительства
Все партии, входившие в Национальный фронт, выступали за тесные отношения с Советским Союзом, а также за переход к социализму. Только в большей или меньшей степени, так как социализм разные политические силы трактовали по-разному.
По результатам выборов в парламент было сформировано новое правительство, которое возглавил коммунист Клемент Готвальд. Словацкие и чешские коммунисты получили около половины мест в парламенте. Коммунисты практически открыто стремились к завоеванию руководящих позиций в Национальном фронте. В 1948 году он был существенно реконструирован после того, как лидеры трех парламентских партий, кроме коммунистов, ушли в отставку. Оставшиеся обвинили вчерашних партнеров в нарушении принципов деятельности объединения, после чего предложили изменить организацию исключительно на демократической основе. Помимо партий, в нее предполагалось привлечь профсоюзы, массовые общественные организации.
Вам будет интересно:Преступления против человечества: определение, виды, международное сотрудничество и ответственность
После этого в учреждениях и на предприятиях стали формировать комитеты действия, которыми руководили коммунисты. У них в руках оказывались реальные рычаги управления ситуацией. С тех пор Национальный фронт стал организацией, которую целиком и полностью контролировали коммунисты. Остальные партии, проведя чистки в своих рядах, подтвердили руководящую роль компартии в своей стране.
По результатам выборов в Национальное собрание в 1948 году почти 90 процентов избирателей проголосовали за Национальный фронт. Коммунисты получили 236 мандатов, национал-социалисты и Народная партия Чехословакии — по 23, Словацкие партии — 16. Два места в парламенте достались беспартийным кандидатам.
Национальный фронт играл декоративную роль как в народно-демократической, так и в социалистической Чехословакии, которая была провозглашена в 1960 году. При этом он являлся определенным фильтром, так как любая массовая организация должна была в него вступить, чтобы легализовать свою деятельность. С 1948 по 1989 годы все граждане этой страны на выборах голосовали за единый список, которому никогда не было альтернативы. Выдвигал его Национальный фронт. Практически полностью из его членов состояло правительство. Представителям некоммунистических партий принадлежало не более одного-двух портфелей. В 50-е годы еще применялась формальная практика обсуждения кандидатов, которых выдвигают на выборы.
Попытка оживить первоначальную идею Национального фронта была предпринята в 1968 году во время так называемой Пражской весны. В тот момент Центральный комитет возглавил популярный в народе реформатор Франтишек Кригель. Он говорил о фронте как об общенародном политическом движении.
Советский Союз прореагировал на такую попытку демократии с позиции силы. После избрания первым секретарем ЦК Дубчека и проведения им реформ, направленных на децентрализацию власти, расширения прав и свобод граждан, в Прагу были введены советские танки. Это положило конец любым попыткам реформ и преобразований.
Роспуск Национального фронта состоялся только в 1989 году. Все это время он играл ключевую роль в управлении страной. В результате бархатной революции коммунистическая партия лишилась монополии на власть. К январю 1990 года была завершена реконструкция парламента, в который прошли представители оппозиции. В образовавшихся политических условиях существование Национального фронта оказалось бессмысленным. Партии, которые в него входили, приняли решение о добровольном самороспуске. В марте из конституции была исключена статья, которая регулировала его роль в жизни всей Чехословакии.
Как появились государства
Миллионы лет назад наши предки жили общинами. У них не было чётких границ, вместо законов были обычаи, а власть держалась на авторитете старейшин. Но шли века, людей становились всё больше, а отношения между ними — сложнее. Чтобы поддерживать порядок, возникла централизованная власть — люди, управляющие обществом. Они создавали законы и вводили наказания за их нарушение. Устанавливали границы и снаряжали армию, чтобы стеречь и расширять их. Защищали интересы своих людей и взимали с них налоги. Так племена превращались в государства.
Существует несколько теорий о том, как именно возникло государство:
- Теократическая — самая древняя теория; считалось, что право на власть исходит от высших сил.
- Теория завоевания — согласно ей сильные люди подчинили слабых и стали властвовать над ними.
- Теория общественного договора — по этой версии люди добровольно ограничили себя в правах, чтобы избежать произвола и вседозволенности.
- Классовая — создана немецким философом и социологом Карлом Марксом. По его предположению государство — результат борьбы высших и низших сословий. Марксисты считают, что рабовладельцы и феодалы создали государства, чтобы защитить себя от рабов и крестьян.
Создание государственности — одно из величайших достижений человечества, которое позволило развивать культуру, науку, медицину, повышать уровень жизни людей. Во всяком случае, более эффективного способа организовать общество до сих пор не придумали.
Плюсы и минусы демократии
Каждый режим отражает в себе как положительные, так и отрицательные стороны, ведь идеальных вариантов не существует. При всем прогрессе, который несет демократия, у нее имеются минусы, так или иначе влияющие на жизнь общества.
Плюсы | Минусы |
Такая форма организации обеспечивает хороший контроль над должностными лицами и над демократическими институтами. | Очень большое количество граждан придерживаются нейтральной и безразличной позиции, то есть у них не имеется желания участвовать в политической жизни государства. |
Демократия предотвращает и всячески пресекает злоупотребление чиновниками и любыми должностными лицами своими полномочиями. | Сколько людей – столько и мнений. Это правило в больших государствах порой очень сильно мешает принять правильное и единственное решение. |
При данном устройстве голос каждого человека будет не просто услышан, он будет учтен в принятии каких-либо решений. | Истинная власть народу, скорее всего, принадлежать не будет, так как все решения принимаются избранными представителями. |
В подавляющем большинстве стран, где господствует истинная демократия, наблюдается стабильное процветание всех сфер жизни общества, начиная от культуры и развития, заканчивая экономикой и военной силой. | Процветание бюрократизма чаще всего происходит в демократических странах. |
При всех тех довольно значительных минусах, фигурирующих при демократизме, плюсы гораздо больше влияют на жизнь общества в положительную сторону.
Важно! Следует запомнить, что на вопрос, кто такие демократы, не следует отвечать, что это жители стран с таким режимом. Демократы – это сторонники политического направления, отстаивающие принципы демократизма.
[править] Описание
Характерными особенностями демократического порядка являются: право большинства на власть, обеспечение прав меньшинства, выборность органов власти, осведомлённость граждан по общественным делам, свобода собраний и ассоциаций, свобода выражения гражданами своего мнения.
Ценности демократии — выборность, состязательность, гласность, подотчётность — в сочетании с моральными ценностями справедливости, ответственности, порядочности обеспечивают оптимальный паритет во взаимоотношениях человека и власти.
Сила демократических систем — в создании конституционных гарантий, которые препятствуют монополизации политической власти (общее избирательное право, свобода слова и информации, разграничения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти и др.). Механизмами реализации демократии выступают государство, гражданское общество, региональные и местные самоуправления.
Принцип равенства — основополагающий в системе демократических принципов. Он реализуется через гарантированное государством каждому гражданину право на защиту собственной индивидуальности от дискриминации по признаку пола, расовой или этнической принадлежности, религиозных или других убеждений и предоставления обществом всем гражданам равных возможностей для самореализации.
Демократическому обществу обязательно присущ также определенный уровень экономической свободы граждан, обеспечивается их право на частную собственность.
Участие народа в осуществлении государственной власти может быть непосредственным (прямым) и опосредованным (представительным), соответственно различают и демократию непосредственную и демократию представительную. Непосредственной является такая демократия, при которой власть в государстве осуществляется всем народом, например, посредством референдумов или плебисцитов. Представительная демократия базируется на избрании гражданами официальных лиц для принятия последними (как представителями народа) политических решений и осуществления задач управления; эти лица подотчетны народу. Представительная демократия, которая действует в соответствии с нормами конституции, называется еще конституционной. Выборы производятся голосованием — инструментом, с помощью которого народ в условиях представительной демократии передаёт своим представителям право на реализацию своего суверенитета.
На нынешнем этапе исторического развития демократия является антитезой тоталитаризму и авторитаризму (см. Авторитарные режимы), составляет наиболее органическую форму естественной самоорганизации социумов. Степень соответствия принципов народовластия принципам гуманизма и свободы, рассматривается сегодня как мера цивилизованности страны и общества. Наиболее развитой считается либеральная демократия (конституционный либерализм), которая базируется на законодательном закреплении всех естественных прав и свобод человека и на разделении властей, обеспеченному эффективной системой сдерживаний и противовесов. Такая форма демократии невозможна без постоянных широких дискуссий в обществе по общественному благу, национальным интересам, принципам политической деятельности.
Жизненность демократии как политического принципа основана на укоренённости в глубинных архетипах сознания и природе человека. Как общественному существу человеку присуще соучастие в общинной жизни и в имитационных политических играх. Как существу духовному ему присуща свобода. Поэтому в более или менее развитом виде элементы демократии существуют при любом общественном строе. Но утверждение демократии как общественной ценности и основы цивилизованного общежития требует больших скоординированных усилий социума. Как «рукотворное явление» и уязвимая форма власти демократия существует лишь там, где общество тратит немалые усилия на её поддержку, развитие и защиту от искажений.
Настоящая демократия органично соединяет свободу с законопослушностью, независимость с ответственностью, принципиальность с толерантностью.
Демократия как форма правления
Определение
Демократия – это политическая система, при которой существуют равные возможности для осуществления прав и свобод каждого члена общества.
Понятие «демократия» греческого происхождения, где демос означает народ, а кратос – власть. Демократия – это буквально «народовластие». Берет свои истоки со времен древней Греции и Рима. Была предметом анализа многих древнегреческих философов (Аристотель, Эпикур), некоторые из которых выступали против такой системы (Платон).
Возник термин как название формы правления в государстве, где все граждане (в Древней Греции это были только мужчины-собственники) были уравнены в политических правах независимо от имущественного положения. Такая форма демократии была прямой, то есть существовала в рамках непосредственного участия граждан в принятии решений.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Афинская демократия отличалась от современной рядом особенностей:
- малая масштабность (распространялась в рамках отдельного города);
- гармоничная целостность общественного и личного интереса;
- единство в принятии решений и осуждение фракционности;
- растворение личности в обществе (ее свобода была не личностной, но гражданской).
Демократия часто отождествляется со свободой, но это не синонимы. Демократия – это свобода, которая выражена в нормах. Она не является ограниченным сводом правил и механизмов. Это общие принципы и указания относительно того, как нужно решать разные вопросы. Потому, она требует развития культуры института демократии.
Примечание
Демократия неразрывно связана с понятиями гражданского общества и социального государства.
Что такое «права личности», какими они бывают?
Само понятие «право человека» означает совокупность неких правовых взаимоотношений индивидов в обществе, а также их отношения с самим обществом и государством в целом. Люди не только могут действовать, соотносясь непосредственно со своим выбором, но и имеют основания для получения некоторых жизненно важных благ.
Все права, которые обеспечивают людям свободу волеизъявления и образа жизни, называются «свободами». Нужно заметить, что демократический политический режим основывается на этих понятиях: из него ничего нельзя убрать, чтобы государственный строй мог иметь право называться таковым.
Что же касается определенных свобод личности, то различают негативные и позитивные. К первым относятся обязанности государства, которые направлены на защиту жизни и здоровья граждан от любых актов насилия, включая недозволенные аресты, пытки и прочие попрания основополагающих основ личности. Ко второй категории относится обязательное предоставление человеку качественного образования, медицинских услуг и условий работы. Есть еще личные, политические, экономические и прочие права человека.
Плюсы и минусы демократии
Демократия основывается на идеях гуманизма, чем и обусловлены ее положительные качества для человека:
- гарантированные права и свободы,
- свобода на самоопределение,
- стремление к политическому равенству.
Государство, построенное на этих принципах, стремится к мирному урегулированию конфликтов, защите собственных граждан. Решения, принятые коллективно с учетом замечаний сильной оппозиции, эффективнее, чем принятые единолично. В связи с этим, развитие демократии ведет к экономическому росту и благосостоянию общества.
Недостатки этого политического режима – продолжение его плюсов. Народным мнением можно манипулировать, вводя голосующее большинство в заблуждение. Под воздействием эмоций или обмана, общество может принять неверное решение – проголосовать за кандидата, предоставившего ложную информацию о себе, принять под воздействием пропаганды антигуманные законы.
Помимо этого, сказывается недостаток квалификации в проведении социально-экономической политики, что затрудняет участие народа в обсуждении. Система представителей, решая эту проблему, порождает другую – разрыв между политической элитой и гражданами ведет к сложностям и ограничениям в возможности повлиять на волю государства.
Теория делиберативной демократии, основанная на публичном обсуждении и принятии решений на основе консенсуса, устраняет эту проблему, но не решает остальные.
Плюрализм в определенных ситуациях способен порождать излишние конфликты. Партии и объединения, в стремлении любой ценой отстоять свое мнение, могут дестабилизировать общество.
Плюрализм, множественность демократического общества
Чем еще характеризуется демократический режим? Признаки его множественны, но одним из основных является плюрализм. Проще говоря, в общественно-политической жизни страны обязательно должны присутствовать несколько партий, общественных и политических движений, организаций, фондов и т. д
Важно! Существует одно исключение, то есть авторитарно-демократический режим, который свойственен некоторым восточным странам
Там могут применяться практически все нормы и принципы демократии, но при этом запрещено создание конкурирующих партий. Но все же это – всего лишь исключение. Несколько партий в современном обществе действительно необходимы.
Все они в любой момент времени находятся в состоянии противостояния и естественной конкуренции, защищая и отстаивая право человека на самоопределение и свободу волеизъявления. Плюрализм – антипод авторитарных и тоталитарных режимов. К признакам, которые указывают на его существование, следует отнести следующие моменты:
- Субъекты политики множественны, но при том самостоятельны; в государстве существует четко выраженное разделение власти.
- В стране нет политической монополии, выраженной в засилье одной-единственной партии.
- Это вытекает из предыдущего пункта: в государстве обязательно должно существовать несколько разнообразных партий во власти, каждая из которых может отстаивать взгляды и интересы тех избирателей, благодаря которым она пришла к власти.
- Человек не только может выразить свое мнение и изъявить свою волю: государство обязано предоставить для этого несколько способов, которые охватывают всех дееспособных граждан.
- Элиты должны быть самостоятельны, независимы как от действующей власти, так и от третьих сил.
- В рамках закона дозволяется широкое разнообразие политических взглядов.
В странах СНГ (которого фактически уже нет) в настоящее время прослеживается тенденция к развитию реального плюрализма. Увы, но в тех же бывших среднеазиатских республиках бывшего СССР все это зачастую является пустой формальностью, за которой прячется жесткая тоталитарная система.