Греческая демократия: происхождение, характеристики, выдающиеся персонажи

Содержание:

В греческая демократия это был тип правления, появившийся примерно в 6 веке до нашей эры. C. в афинском полисе, поэтому многие историки называют это афинской демократией. Персонажи, которые больше всего способствовали принятию этого типа политической системы, были Солон, Клисфен и, прежде всего, Перикл.

С тех пор, как Клистен изменил действующие законы, чтобы установить демократию, около 508 г. до н.э. C. Пока македонцы не покончили с этим, прошло почти 200 лет. В это время у демократической системы было много сторонников, но также были такие выдающиеся противники, как Платон и Аристотель.

Демократия в Древней Греции сильно отличалась от сегодняшней. Начнем с того, что не все жители имели политические права, поскольку женщины, не рожденные в полисе и рабы были исключены.

Те, кто имел право участвовать, собирались в экклесии — собрании, на котором обсуждались государственные дела и принимались соответствующие решения. С другой стороны, существовал ряд учреждений, некоторые из которых выбирались по жребию. Этот метод считался более демократичным, чем голосование.

Государственный и общественный строй Древних Афин

Территорию Аттики (область Греции, где впоследствии возникло Афинское государство) населяли в конце II тысячелетия до н.э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя — базилевса.

Переход к производящей экономике привел к развитию имущественной дифференциации, постепенному выделению родовой верхушки, обнищанию массы свободных общинников, многие из которых превращались в фетов — батраков или за долги попадали в рабство. Родоплеменная организация власти начала приспосабливаться к обеспечению интересов не только ее членов, но и богатеющей верхушки свободных к эксплуатации рабов. В народном собрании возрастало влияние знатных родов, из их представителей был сформирован совет старейшин и избирались базилевсы. Постепенно первобытное общество превращалось в политическое общество, называемое «военной демократией».

Афинский полис стал территориальной формой политической организации общества. Еще сохранялись межродовые и межплеменные распри, но уже возникали новые острые конфликты в связи с усиливающейся имущественной дифференциацией в Аттике. Эти конфликты создавали почву для формирования новых механизмов власти. Постепенно возникла необходимость в политической (государственной) власти, стоящей над обществом и способной быть, с одной стороны, средством соглашения и примирения, с другой — силой подчинения и порабощения. Начало этому было положено закреплением не только социального, но и политического неравенства между свободными, их разделением (приписываемым Тесею) на эвпатридов — благородных, геоморов — земледельцев и демиургов — ремесленников.

К эвпатридам, родоплеменной верхушке, перешло исключительное право на занятие общественных должностей, что вело к дальнейшему отделению публичной власти от населения. Геоморы и демиурги вместе с торговцами и бедняками, составлявшими большинство свободных, постепенно отстранялись от непосредственного активного управления общественными делами. За ними сохранилось только право участвовать в народном собрании, роль которого значительно уменьшилась. Вместе с тем положение мелких землевладельцев становилось все более тяжелым.

Они разорялись и были вынуждены закладывать за долги земли.

Наряду с залогом земли возникала и долговая кабала, по условиям которой неисправный должник мог быть продан в рабство за границу — в другие греческие полисы.

↑яСД Б юТХМЮУ

йПНЛЕ РНЦН ЙЮФДШИ ЦПЮФДЮМХМ ПЮГ Б ОЪРЭ КЕР ХГАХПЮКЯЪ ФПЕАХЕЛ Б ЯНЯРЮБ ЮТХМЯЙНЦН ЯСДЮ. йЮФДШИ ЦНД ХГАХПЮКХЯЭ 6000 ЯСДЕИ, ХГ ВХЯКЮ ЙНРНПШУ ОСРЕЛ ФЕПЕАЭЕБЙХ ТНПЛХПНБЮКЯЪ ЯНЯРЮБ ЯСДЕАМШУ НРДЕКЕМХИ, АНКЭЬХМЯРБН ЙНРНПШУ ЯНЯРНЪКН ХГ 501 ВКЕМЮ. б ГЮБХЯХЛНЯРХ НР УЮПЮЙРЕПЮ Х БЮФМНЯРХ ДЕКЮ ЯСД ЛНЦ ХЛЕРЭ ДБНИМНИ ХКХ РПНИМНИ ЯНЯРЮБ. б ЯСДЕ ХЯРЕЖ Х НРБЕРВХЙ РНКЭЙН ЯЮЛХ ОПЕДЯРЮБКЪКХ ЯБНХ ХМРЕПЕЯШ, ОНЯЙНКЭЙС ОПНТЕЯЯХИ ОПНЙСПНПНБ Х ЮДБНЙЮРНБ МЕ ЯСЫЕЯРБНБЮКН. мЕНАУНДХЛНЯРЭ НРЯРЮХБЮРЭ ЯБНХ ХМРЕПЕЯШ Б ЯСДЕ РПЕАНБЮКН НР ЦПЮФДЮМХМЮ УНПНЬЕЦН ГМЮМХЪ ГЮЙНМНДЮРЕКЭЯРБЮ ЯБНЕЦН ЦНЯСДЮПЯРБЮ.

рЮЙХЛ НАПЮГНЛ, ЙЮФДШИ ЦПЮФДЮМХМ юТХМ Б РЕВЕМХЕ ФХГМХ ПЮАНРЮК Б НПЦЮМЮУ ГЮЙНМНДЮРЕКЭМНИ, ХЯОНКМХРЕКЭМНИ Х ЯСДЕАМНИ БКЮЯРХ. нАЫЕЯРБН МЕ ПЮГДЕКЪКНЯЭ МЮ ОПЕДЯРЮБХРЕКЕИ БКЮЯРХ Х МЮПНД. цПЮФДЮМЯЙХИ ЙНККЕЙРХБ ДЕЛНЙПЮРХВЕЯЙНЦН ОНКХЯЮ БН БЯЕИ ЯБНЕИ ЯНБНЙСОМНЯРХ Х ЪБКЪКЯЪ ЦНЯСДЮПЯРБЕММНИ БКЮЯРЭЧ. мЕОНЯПЕДЯРБЕММНЕ СВЮЯРХЕ Б ОНКХРХВЕЯЙНИ ФХГМХ ОПХСВЮКН ЙЮФДНЦН ЦПЮФДЮМХМЮ НРБЕРЯРБЕММН БШОНКМЪРЭ НАЪГЮММНЯРХ ОН СОПЮБКЕМХЧ ЯБНХЛ ЦНЯСДЮПЯРБНЛ Х НЯЛШЯКЕММН БШОНКМЪРЭ РПЕАНБЮМХЪ ГЮЙНМНБ. хЛЕММН ЩРН ОНКНФЕМХЕ Х ТНПЛХПНБЮКН ОНКХРЮ, ЦПЮФДЮМХМЮ ДЕЛНЙПЮРХВЕЯЙНЦН ОНКХЯЮ.

Солон

В то время, когда Афины страдали от серьезных внутренних конфликтов из-за концентрации земель в руках аристократов, Солон был выбран в качестве арбитра, чтобы положить конец происходящим боевым действиям.

Этот законодатель намеревался полностью изменить политическую и социальную систему города. Его намерением было способствовать постоянному социальному миру и тому, чтобы не возникало никаких новых проблем. Для этого он искал формулу, которая могла бы привести к соглашению привилегированные и угнетенные группы.

В области сельского хозяйства Солон предложил отменить сборы. Его предложение включало изменение валютной схемы, тем самым уменьшив долг на 30%. Кроме того, заявлено об истечении срока ипотеки.

С другой стороны, Солон был ярым защитником свободы гражданина, так как считал, что без нее страдания не перестанут расти. Таким образом, он составил новый свод законов, который расширил личные свободы.

Хотя в строгом смысле система, сформулированная Солоном, не была демократией, она рассматривается как ее предшественник.

Что мы называем демократией?

Мир был ошеломлен, когда Буш был впервые назван победителем президентской гонки в США, даже после того, как все больше избирателей в США проголосовали за Гора. Как США могли бы называть себя демократией, но не выбирать своих чиновников на основе принципа большинства?

Ну, отчасти ответ заключается в том, что США были созданы не как чистая демократия, а как республика, где избиратели выбирают представителей и выборщиков. Дискуссия о том, существовало ли когда-либо что-либо близкое к чистой и тотальной демократии. Там никогда не было всеобщего избирательного права — и я не говорю об избирателях, лишенных избирательных прав коррупцией или неправильным голосованием и подсчетом голосов. В древних Афинах вы должны были быть гражданами, чтобы голосовать. Это оставило больше половины населения.

Деформация Афинской демократии

Неудачная для Афин Пелопоннесская война со Спартой не только положила начало медленной, но неуклонной деформации государственных институтов афинской демократии, но и стала одним из самых важных факторов этой деформации, вызвав к жизни усиление полномочий военных руководителей, централизованных управленческих коллегий.

В 411 г. до н. э. политические противоречия в афинском обществе вызвали новый олигархический переворот – у власти стали коллегия 30 и новосозданный Совет 400. Были ликвидированы важнейшие гарантии неизменности государственного строя, сложившиеся при Перикле: право на иск по поводу внезаконности нового законопроекта и плата за исполнение государственных должностей. Сокращен состав народного собрания путем введения имущественного ценза для участия в нем. Насильственно был распущен булэ. Вскоре демократия возобладала, хотя новые тенденции были важным симптомом эволюции.

Второй попыткой выйти из политических трудностей путем разгрома демократии стала тирания 30-ти, установленная после очередного переворота в 404 г. до н. э. Политические права сохранили только 1 тыс. граждан с высоким имущественным цензом, была уничтожена гелиэйя. Тирания не могла найти опоры в собственном населении, и для ее поддержки победившая Спарта предоставила свои вооруженные отряды. После народного возмущения спартанцы были изгнаны, а вместе с ними и новые правители. Прежний демократический порядок восстановился частично, значительно сократились возможности контролировать деятельность должностных лиц, уменьшились финансовые возможности демократических учреждений, снизились налоги.

В период постепенной деформации демократии наглядно выявилась ее конституционная слабость: отсутствие системы развитого законодательства (афоризмом перикловской эпохи было: «Лучше добрые граждане и плохие законы, нежели плохие граждане и добрые законы»). Учреждения весили столько, сколько значили влиявшие на них люди. В период упадка достаточно было личности великого оратора Демосфена (IV в. до н. э.), чтобы вызвать к жизни прежние ценности народовластия. Но стоило городу изгнать его, и афинскую демократию стали раздирать сословные противоречия, сокрушившие Афины изнутри и сделавшие их легкой добычей набравшей силу на севере Эллады новой Македонской державы.

Литература

  • Александр Доманин. Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники
  • Чарлз Патрик Фицджералд. История Китая
  • Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 2. Древний Рим
  • Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 1. Древняя Греция
  • Сергей Алексеев. Славянская Европа V–VIII веков
  • Алексей Гудзь-Марков. Индоевропейцы Евразии и славяне
  • А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с начала XVIII до конца XIX века
  • А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с древнейших времен до конца XVII века
  • Игорь Коломийцев. Тайны Великой Скифии
  • В.Я. Петрухин, Д.С. Раевский. Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье
  • Э. Бикерман. Государство Селевкидов
  • Э. А. Менабде. Хеттское общество
  • А. Кравчук. Закат Птолемеев
  • Владимир Миронов. Древние цивилизации
  • Николай Непомнящий, Андрей Низовский. 100 великих кладов
  • Константин Рыжов. 100 великих библейских персонажей
  • Андрей Низовский. 100 великих археологических открытий
  • Валерий Гуляев. Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории
  • Майкл Эдвардс. Древняя Индия. Быт, религия, культура
  • Ян Марек. По следам султанов и раджей
  • Роман Светлов. Великие сражения Востока
  • Малькольм Тодд. Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура
  • коллектив авторов. Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния
  • Жорж Дюби. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом
  • А. А. Сванидзе. Средневековый город и рынок в Швеции XIII-XV веков
  • М. А. Заборов. Введение в историографию крестовых походов (Латинская историография XI—XIII веков)
  • Т.Д. Златковская. Возникновение государства у фракийцев VII—V вв. до н.э.
  • Ян Буриан, Богумила Моухова. Загадочные этруски
  • Вадим Егоров. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв.
  • Р.Ю. Почекаев. Батый. Хан, который не был ханом
  • В. М. Запорожец. Сельджуки
  • М. В. Крюков, М. В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров. Древние китайцы: проблемы этногенеза
  • М.А. Дандамаев. Политическая история Ахеменидской державы
  • Э. О. Берзин. Юго-Восточная Азия в XIII — XVI веках
  • Д. Ч. Садаев. История древней Ассирии
  • Л.C. Васильев. Древний Китай. Том 3. Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.)
  • Алексей Горбылев. Ниндзя: боевое искусство
  • Джеймс Веллард. Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес
  • Карл Блеген. Троя и троянцы. Боги и герои города-призрака
  • Гордон Чайлд. Арийцы. Основатели европейской цивилизации
  • Пьер-Ролан Жио. Бретонцы. Романтики моря
  • Эммануэль Анати. Палестина до древних евреев
  • Уильям Куликан. Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов
  • Малькольм Колледж. Парфяне. Последователи пророка Заратустры
  • Хильда Эллис Дэвидсон. Древние скандинавы. Сыны северных богов
  • Э.А. Томпсон. Гунны. Грозные воины степей
  • Дэвид Лэнг. Армяне. Народ-созидатель
  • Изабель Хендерсон. Пикты. Таинственные воины древней Шотландии
  • Дэвид М. Вильсон. Англосаксы. Покорители кельтской Британии
  • Дональд Харден. Финикийцы. Основатели Карфагена
  • Теренс Пауэлл. Кельты. Воины и маги
  • Н.Н. Непомнящий. 100 великих загадок Индии
  • Эрик Шредер. Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации
  • Лев Гумилёв. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению
  • Александр Александрович Ханников. Техника: от древности до наших дней

↑хЯОНКМХРЕКЭМЮЪ БКЮЯРЭ

хЯОНКМХРЕКЭМНИ БКЮЯРХ Б юТХМЮУ АШКХ ОПХЯСЫХ ЯКЕДСЧЫХЕ НРКХВХРЕКЭМШЕ ВЕПРШ. оЕПБЮЪ — ЙНККЕЦХЮКЭМНЯРЭ. дНКФМНЯРМШЕ КХЖЮ ХКХ ХМЮВЕ ЛЮЦХЯРПЮРШ, НРБЕВЮЧЫХЕ ГЮ НОПЕДЕКЕММСЧ ЯТЕПС ФХГМХ ЦНЯСДЮПЯРБЮ, НАПЮГНБШБЮКХ ЙНККЕЦХХ, НАШВМН ХГ 10 ВЕКНБЕЙ. яНЯПЕДНРНВЕМХЕ Б ПСЙЮУ НДМНЦН ВЕКНБЕЙЮ ЙЮЙХУ-КХАН НЯНАШУ ОНКМНЛНВХИ ЯВХРЮКНЯЭ НВЕМЭ НОЮЯМШЛ ДКЪ ДЕЛНЙПЮРХХ. бРНПЮЪ ВЕПРЮ — БШАНПМНЯРЭ. лЮЦХЯРПЮРШ ХГАХПЮКХЯЭ МЮ АНКЭЬХМЯРБН ДНКФМНЯРЕИ ОСРЕЛ ФЕПЕАЭЕБЙХ ХГ ВХЯКЮ БЯЕУ ЦПЮФДЮМ ЯРЮПЬЕ 30 КЕР. рНКЭЙН МЮ БНЕММШЕ ДНКФМНЯРХ БШАХПЮКХ ОПЪЛШЛ ЦНКНЯНБЮМХЕЛ.

яКЕДСЧЫЮЪ ВЕПРЮ, РЕЯМН ЯБЪГЮММЮЪ Я ОПЕДШДСЫЕИ, — НРВЕРМНЯРЭ. мХ НДХМ ХГ ЛЮЦХЯРПЮРНБ МЕ ЛНЦ ОНЙХМСРЭ ЯБНЧ ДНКФМНЯРЭ, МЕ НРВХРЮБЬХЯЭ Б мЮПНДМНЛ ЯНАПЮМХХ Н ЯБНЕИ ДЕЪРЕКЭМНЯРХ. еЯКХ ДЕИЯРБХЪ ЙЮЙНЦН-КХАН ДНКФМНЯРМНЦН КХЖЮ ОПХВХМЪКН СЫЕПА ЦНЯСДЮПЯРБС, РН ЩРНР ВЕКНБЕЙ АШК НАЪГЮМ БНГЛЕЯРХРЭ СЫЕПА ДЕМЭЦЮЛХ. б ЯКСВЮЕ УХЫЕМХЪ ЦНЯСДЮПЯРБЕММШУ ЯПЕДЯРБ ХКХ СКХВЕМХЪ БН БГЪРНВМХВЕЯРБЕ БХМНБМШИ ОКЮРХК ДЕЯЪРХЙПЮРМСЧ ЯСЛЛС ОНУХЫЕММНЦН ХКХ БГЪРНЦН Б ОНДЮПНЙ.

вЕРБЕПРНИ НЯНАЕММНЯРЭЧ ХЯОНКМЕМХЪ ДНКФМНЯРМШУ НАЪГЮММНЯРЕИ АШКЮ ХУ ЙПЮРЙНЯПНВМНЯРЭ. бЯЕ ЛЮЦХЯРПЮРШ МЮУНДХКХЯЭ С БКЮЯРХ РНКЭЙН НДХМ ЦНД АЕГ ОПЮБЮ ОЕПЕХГАПЮМХЪ МЮ ЯКЕДСЧЫХИ ЯПНЙ. хЯЙКЧВЕМХЕ ОПЕДЯРЮБКЪКХ РНКЭЙН БНЕММШЕ ДНКФМНЯРХ. йПЮРЙНЯПНВМНЯРЭ АШКЮ ДЕИЯРБЕММШЛ ЯПЕДЯРБНЛ АНПЭАШ ОПНРХБ ЙНППСОЖХХ Х ОПЕДНЯРЮБКЪКЮ БНГЛНФМНЯРЭ ЛЮЙЯХЛЮКЭМН АНКЭЬЕЛС ЙНКХВЕЯРБС ЦПЮФДЮМ ОНАШБЮРЭ ЛЮЦХЯРПЮРЮЛХ.

оЪРНИ НЯНАЕММНЯРЭЧ ЪБКЪЕРЯЪ НОКЮРЮ ДЕЪРЕКЭМНЯРХ ЛЮЦХЯРПЮРНБ, ВРН ОНГБНКЪКН ЮТХМЯЙНЛС ЦПЮФДЮМХМС КЧАНЦН ХЛСЫЕЯРБЕММНЦН ЯРЮРСЯЮ ХЯОНКМЪРЭ НАЪГЮММНЯРХ ДНКФМНЯРМНЦН КХЖЮ.

↑сЯРПНИЯРБН ЮТХМЯЙНИ ДЕЛНЙПЮРХХ

нЯМНБШ ДЕЛНЙПЮРХВЕЯЙНЦН СЯРПНИЯРБЮ АШКХ ГЮКНФЕМШ Б ЯЮЛНЛ МЮВЮКЕ VI Б. ДН М. Щ. БН БПЕЛЪ ПЕТНПЛ яНКНМЮ. й ЯЕПЕДХМЕ V Б. ДН М. Щ. ДЕЛНЙПЮРХВЕЯЙЮЪ ЯХЯРЕЛЮ ДНЯРХЦКЮ ЯБНЕИ ГПЕКНЯРХ. хЛЕММН МЮ 40-Е Х 30-Е ЦНДШ V Б. ДН М. Щ. ОПХУНДХРЯЪ ПЮЯЖБЕР ЮТХМЯЙНИ ДЕЛНЙПЮРХХ; Б ЩРН БПЕЛЪ ЕЕ ОНКХРХВЕЯЙХЛ КХДЕПНЛ АШК оЕПХЙК. юТХМЯЙЮЪ ДЕЛНЙПЮРХЪ ОЕПЕФХКЮ оЕКНОНММЕЯЯЙСЧ БНИМС, ЙПХГХЯ ОНКХЯЮ IV Б. ДН М.Щ., МН Х НМЮ ОПЕЙПЮРХКЮ ЯБНЕ ЯСЫЕЯРБНБЮМХЕ Б 322 Ц. ДН М. Щ. мЮ ЯЛЕМС ДЕЛНЙПЮРХХ ОПХЬКЮ СЛЕПЕММЮЪ НКХЦЮПУХЪ.

гЮЙНМНДЮРЕКЭМЮЪ БКЮЯРЭ Б юТХМЮУ АШКЮ ОПЕДЯРЮБКЕМЮ мЮПНДМШЛ ЯНАПЮМХЕЛ, ЩЙЙКЕЯХЕИ, Х яНБЕРНЛ 500, аСКЕ. кЧАНИ ГЮЙНМ ХКХ ОНЯРЮМНБКЕМХЕ МЮВХМЮКХЯЭ ЯКНБЮЛХ «яНБЕР Х МЮПНД ОНЯРЮМНБХКХ».

б ПЮАНРЕ мЮПНДМНЦН ЯНАПЮМХЪ ЛНЦКХ ОПХМХЛЮРЭ СВЮЯРХЕ БЯЕ ЦПЮФДЮМЕ ЛСФЯЙНЦН ОНКЮ ЯРЮПЬЕ 20 КЕР. сВЮЯРХЕ Б ГЮЯЕДЮМХЪУ мЮПНДМНЦН ЯНАПЮМХЪ АШКН ОПЮБНЛ, МН МЕ НАЪГЮММНЯРЭЧ ЮТХМЯЙНЦН ЦПЮФДЮМХМЮ. яБНАНДЮ БШАНПЮ — НЯМНБМНИ ОПХМЖХО ДЕЛНЙПЮРХХ: ЦПЮФДЮМХМ ЛНЦ МЕ СВЮЯРБНБЮРЭ Б НАЯСФДЕМХХ ЙЮЙНЦН-КХАН ГЮЙНМЮ, МН БШОНКМЪРЭ ЩРНР ГЮЙНМ, ОПХМЪРШИ ДПСЦХЛХ ЦПЮФДЮМЮЛХ, НМ АШК НАЪГЮМ. рЮЙНЕ ОНКНФЕМХЕ ОНПНФДЮКН НЯНГМЮММСЧ ОНКХРХВЕЯЙСЧ ЮЙРХБМНЯРЭ ЮТХМЯЙХУ ЦПЮФДЮМ, НЯРПН НЫСЫЮБЬХУ, ВРН ХЛЕММН НР МХУ ГЮБХЯХР Х ЯСДЭАЮ ЦНЯСДЮПЯРБЮ, Х ХУ КХВМЮЪ ЯСДЭАЮ.

бНОПНЯШ, ОНДКЕФЮЫХЕ НАЯСФДЕМХЧ Б мЮПНДМНЛ ЯНАПЮМХХ, ОПЕДБЮПХРЕКЭМН ПЮЯЯЛЮРПХБЮКХЯЭ Б яНБЕРЕ, ЙНРНПШИ ТНПЛХПНБЮК ОНБЕЯРЙС ДМЪ. мЮ ГЮЯЕДЮМХХ ЩЙЙКЕЯХХ, ОПЕФДЕ БЯЕЦН, НАЯСФДЮКХЯЭ Х ОПХМХЛЮКХЯЭ МНБШЕ ГЮЙНМШ Х ОНЯРЮМНБКЕМХЪ, ПЮЯЯЛЮРПХБЮКХЯЭ БНОПНЯШ ГЮЫХРШ ЯРПЮМШ Х ЯМЮАФЕМХЪ ЦНПНДЮ ОПНДНБНКЭЯРБХЕЛ, БШАХПЮКХЯЭ МЕЙНРНПШЕ ДНКФМНЯРМШЕ КХЖЮ, ГЮЯКСЬХБЮКХЯЭ ХУ НРВЕРШ ОНЯКЕ НЙНМВЮМХЪ ЯПНЙЮ ДНКФМНЯРХ.

оЕПЕД мЮПНДМШЛ ЯНАПЮМХЕЛ НРВХРШБЮКХЯЭ ВКЕМШ ЮТХМЯЙХУ ОНЯНКЭЯРБ, ЯЧДЮ ФЕ ОПХУНДХКХ ОНЯКШ ДПСЦХУ ЦНЯСДЮПЯРБ, Х МЮПНД НАЯСФДЮК Х СРБЕПФДЮК РЕЙЯРШ ЛЕФЦНЯСДЮПЯРБЕММШУ ДНЦНБНПНБ Х ЯНЦКЮЬЕМХИ. рНКЭЙН мЮПНДМНЕ ЯНАПЮМХЕ ОПХМХЛЮКН ПЕЬЕМХЕ НА НАЗЪБКЕМХХ БНИМШ ХКХ ГЮЙКЧВЕМХЪ ЛХПЮ.

оПХ НАЯСФДЕМХХ КЧАНЦН БНОПНЯЮ Б ЩЙЙКЕЯХХ ЙЮФДШИ ЦПЮФДЮМХМ ХЛЕК ОПЮБН БШЯЙЮГЮРЭ ЯБНЕ ЛМЕМХЕ Х БМЕЯРХ Б РЕЙЯР ОНЯРЮМНБКЕМХЪ ЯБНЕ ОПЕДКНФЕМХЕ. пЕЬЕМХЕ ОПХМХЛЮКНЯЭ АНКЭЬХМЯРБНЛ ЦНКНЯНБ, МН БЯЪЙХИ ПЮГ БЯЕ ГЮБХЯЕКН НР ЛМЕМХЪ ЙЮФДНЦН ЙНМЙПЕРМНЦН ЦПЮФДЮМХМЮ. мЮ ПЕЬЕМХЕ ЮТХМЯЙХУ ЦПЮФДЮМ МЕКЭГЪ АШКН БНГДЕИЯРБНБЮРЭ МХВЕЛ, ЙПНЛЕ САЕДХРЕКЭМШУ ЮПЦСЛЕМРНБ, ОНЩРНЛС ОПЮЙРХЙЮ ОНКХРХВЕЯЙНИ ФХГМХ ЯОНЯНАЯРБНБЮКЮ ПЮГБХРХЧ НПЮРНПЯЙНЦН ХЯЙСЯЯРБЮ.

бЮФМЕИЬХЛ ОПХМЖХОНЛ ДЕЛНЙПЮРХХ АШКН ОПЮБН ГЮЙНМНДЮРЕКЭМНИ ХМХЖХЮРХБШ, ЙНРНПШЛ НАКЮДЮКХ БЯЕ ЦПЮФДЮМЕ. оПЮБН ГЮЙНМНДЮРЕКЭМНИ ХМХЖХЮРХБШ ОНДПЮГСЛЕБЮКН Х КХВМСЧ НРБЕРЯРБЕММНЯРЭ ЦПЮФДЮМХМЮ. б ЯКСВЮЕ МЕАКЮЦНОПХЪРМНЦН ПЕГСКЭРЮРЮ ДЕИЯРБХЪ ГЮЙНМЮ МЮЙЮГШБЮКХ ЕЦН ХМХЖХЮРНПЮ.

дПСЦХЛ НПЦЮМНЛ ГЮЙНМНДЮРЕКЭМНИ БКЮЯРХ Б юТХМЮУ АШК яНБЕР 500. вКЕМШ яНБЕРЮ ХГАХПЮКХЯЭ ФПЕАХЕЛ, ОН НВЕПЕДХ, ЯПНЙНЛ МЮ НДХМ ЦНД. оНЩРНЛС ЙЮФДШИ ЦПЮФДЮМХМ ЛНЦ ЯРЮРЭ ВКЕМНЛ яНБЕРЮ, МН, ЙЮЙ ОПЮБХКН, РНКЭЙН НДХМ ПЮГ Б ФХГМХ. оНЯКЕ НАЯСФДЕМХЪ БНОПНЯЮ яНБЕР ОПХМХЛЮК ОПЕДБЮПХРЕКЭМНЕ ПЕЬЕМХЕ, ЙНРНПНЕ Х БШМНЯХКНЯЭ МЮ НАЯСФДЕМХЕ мЮПНДМНЦН ЯНАПЮМХЪ. пЮАНРЮ ВКЕМНБ яНБЕРЮ УНПНЬН НОКЮВХБЮКЮЯЭ, МН ОКЮРХКХ РНКЭЙН ГЮ РЕ ДМХ, ЙНЦДЮ ВЕКНБЕЙ ДЕИЯРБХРЕКЭМН ПЮАНРЮК Б яНБЕРЕ.

Клисфен, Перикл и Эфиальт

Позже, в конце 6 века до н. Э. К., новый правитель, Клистен, положил конец правлению элит и навязал демократию.

Двумя другими великими именами в истории греческой демократии были Эфиальт и Перикл. Оба жили в V веке, когда Афины сопротивлялись попыткам вторжения империи Ахеменидов. После этой победы менее привилегированные группы населения потребовали увеличения своих политических прав.

Реформы Эфиальта и Перикла позволили этим группам иметь гораздо большее участие в политической жизни. Вдобавок второй из них создал различные институты, которые развивались в этой системе правления.

Функционирование

Участие горожан, за исключением идиотов, было обязательным. У этой группы были равные политические права, помимо свободы слова.

Чтобы предложить закон, гражданин должен был написать свое предложение на планшете и положить его на агору. Позже это предложение обсуждалось в Совете пятисот. В случае, если это сочтено удобным, Совет разработал законопроект для представления его Ассамблее.

После принесения в жертву поросенка, граждане, присутствовавшие на собрании Ассамблеи, обсуждали утверждение проекта на сессиях, которые могли длиться до 6 часов. В конце концов, они проголосовали поднятием руки.

Этимология

Слово демократия появилось в V веке до нашей эры. C., в полисе Афин. Он состоит из двух слов: демос (люди) и кратос (власть или правительство).

Некоторые авторы утверждают, что эта этимология могла быть более сложной. Таким образом, «демос» может возникнуть в результате слияния «демиурги» и «геоморос». Плутарх, греческий историк, утверждал, что демиурги, геоморы и эвпатриды были тремя социальными классами свободных граждан, которые составляли аттическое общество.

Согласно Плутарху, дворяне будут эвпатридами; ремесленники, демиурги; а крестьяне — геоморы. Таким образом, демократия будет означать «правление ремесленников и крестьян, двух групп, которые выступали против господства дворян.

Финансовая система

Политическая мощь Афин основывалась в том числе на весьма развитой финансовой системе, которая впервые здесь обрела значение особой отрасли государственного управления.

Узаконенной обязанности граждан уплачивать налоги в казну в Афинах не было: гражданин был вправе отказаться от уплаты налогов, которая составляла более предмет моральной добродетели. Финансы государства складывались из: 1) доходов от разработки общеафинских рудников, копей, от чеканки монеты; 2) прямого налога, который обязаны были уплачивать неграждане Аттики – метойки и освобожденные, причем и мужчины, и женщины (в половинном размере); 3) косвенных налогов, к которым относились таможенные 2%-ные сборы, рыночные, с продаж; их уплачивали все участники оборота. Помимо основных, с 428 г. до н. э. был введен (4) особый налог эйсфора, который обязаны были уплачивать и граждане, и метойки с имущества, превышающего стоимость в 1 тыс. драхм, а с 413 г. – торговый налог (5) эйкоста, которым облагались все товары, перемещавшиеся в рамках Афинского союза (по 5%) и вывозимые через Босфор (по 10%). В 378 г. до н. э. в ходе очередной реформы усилилась роль подоходного обложения всех граждан. Большее значение для граждан имели прямые натуральные обязанности – литургии, важнейшими из которых были: взносы на театральный хор, на обучение юношества, на организацию священных посольств на общегреческие празднества. Сохранялись древние повинности по постройке за свой счет кораблей (триерархия), пополнению арсеналов полиса.

Общий контроль за финансами осуществлял булэ, назначавший для этого 10 специальных магистратов – полетов; они вели счета, осуществляли государственные расходы. Сбором доходов ведали совершенно другие магистраты – аподекты, также в числе 10; в их наблюдении была государственная казна. Афины располагали десятью сокровищницами, которые поочередно могли 6ыть использованы для расходов; особая сокровищница богини Афины использовалась только на основании особого закона.

Аргументы в пользу

Лучше всего преимущества греческой демократии объяснил Перикл. В своей похоронной речи он определил эту систему следующим образом:

«У нас есть политический режим, который не подражает законам других народов, и мы больше, чем имитаторы других, мы являемся образцом для подражания. Его название, потому что правительство зависит не от немногих, а от большинства, — демократия. Что касается личных дел, равенство, согласно нашим законам, распространяется на всех, в то время как при избрании государственных должностей мы не ставим классовые соображения выше личных заслуг в соответствии с престижем, которым пользуется каждый гражданин. в своей деятельности; и также никто из-за своей бедности не находит препятствий из-за темноты своего социального положения, если он в состоянии оказывать услуги городу «

Таким образом, хотя и в некоторой степени, демократия позволила людям впервые высказывать свое мнение и голосовать. Более того, злоупотребления со стороны правителей были значительно ограничены.

Государственные органы

В Афинах, где зародилась греческая демократия, было три руководящих органа. Первой из них была Экклесия, или Ассамблея, она выполняла функции руководящего органа полиса. В некотором смысле его функции аналогичны функциям парламентов.

Основное отличие заключалось в том, что его члены не избирались, а в том, что в его собраниях мог участвовать любой гражданин (не женщины, иностранцы, рабы или лица моложе 20 лет). Тех, кто мог, но не хотел участвовать, называли «идиотами» — слово, от которого происходит термин «идиот».

Вторым руководящим органом был Бул, также известный как Совет пятисот. Как видно из названия, он состоял из пятисот человек, выбранных по жребию и занимавших эту должность в течение года. Этот орган позаботился о практичности и встречался каждый день.

Последним органом была Дикастерия, народный суд. Это была судебная ветвь полиса. Как и предыдущий, он состоял из 500 человек, также выбранных по лотерее.

Должностные лица

Еще одним принципом афинской демократии была жесткая подчиненность должностных лиц полиса органам народовластия. Все должностные лица (магистраты) не обладали собственной, хотя бы на основе законов, властью: их полномочия всецело определялись решениями народного собрания и могли быть либо расширены, либо еще более ограничены против традици. Магистраты обязывались исполнять решения совета или собрания, имея только собственную сферу деятельности. В образовании магистратур обеспечивалось чуть ли не математически выдержанное равенство демов и фил; органы территориального самоуправления сохраняли свой контроль за их деятельностью. Наконец, все магистратуры были срочными – не более чем на один год, и переизбрания запрещались. Еще одной чертой афинской исполнительной власти была жесткая коллегиальность магистратов: почти каждый из должностных лиц любого уровня имел до 10 равноправных ему коллег.

Кандидатов в должностные лица выдвигали на собраниях самоуправлений – в демах или филах. Утверждение в должности происходило на народном собрании, однако в большинстве случаев роль экклезии была своеобразной: магистратов либо определяли жребием, либо избирали путем открытого голосования; демократические круги Афин предпочитали жребий. Отбор подходящих кандидатов в большей степени поэтому зависел от предвыборной проверки – докимасии, которую проводил булэ или по его поручению специальные коллегии. Кандидат в магистраты должен был быть «годным» с точки зрения отсутствия телесных недостатков, полноправного гражданства, быть приписанным к определенному дему, участвовать в культе Аполлона, чтить могилы предков. Будучи избранным, магистрат получал некоторые привилегии: право на почетное место в театре, на церемониях, на время магистратуры освобождался от частных к нему исков. Вместе с тем ему запрещалось покидать страну, делать завещания, дарения, он обязан был отчитываться перед органами народовластия.

Магистратуры в основном разделялись на 3 категории. Первую составляли архонты (которые уже не имели персональных званий и прав); они исполняли поручения булэ по поддержанию государственного порядка, имели право помилования, наказания, задержания граждан и неграждан Афин. Вторую составляли многочисленные и различные эпимелеты с самыми разными обязанностями, главным образом в качестве помощников других должностных лиц, а также финансовые чиновники. Третью, низшую группу составляли подчиненные – ипереты (писцы, регистраторы, судебные исполнители); особенностью афинской демократии было то, что этот разряд должностей поручался не столько гражданам, сколько рабам или освобожденным. Рабы-тохотаи выполняли и основные полицейские функции в полисе.

Особую категорию должностных лиц составляли стратеги – в числе десяти, которым поручалось военное управление и командование. Эта должность не была оплачиваемой и поручалась только богатым и видным гражданам; в стратеги могли переизбирать (так, Перикл был стратегом 15 лет). Обязанности между стратегами распределяло народное собрание, но нередко в чрезвычайном порядке все государственные дела вручались одному, который получал звание стратега-автократора.

Суды в системе народовластия

Афинская демократия воплощалась народовластия не только в собственно политическом народовластии. На основе прямого волеизъявления народа-демоса строилась и судебная система государства.

Важнейшим институтом судебной организации было особое судебное собрание — гелиэйя (нередко ее неправильно называют судом присяжных). Гелиэйя не была в прямом смысле судебным органом, это была форма привлечения афинских граждан к участию в суде и в судебном контроле за органами власти и управления (в этом и был смысл реформы Солона, при котором якобы сформировался институт гелиэйи). Гелиэйю составляли 6 тыс. граждан (т.е. квалифицированное политическое большинство), выдвигаемых ежегодно от демов и назначаемых жребием. Единственным условием был повышенный возрастной ценз в 30 лет. Далее корпус гелиэйи разделялся на 10 коллегий (по 500 судей и по 100 запасных) с учетом строгого представительства фил. Заседали коллегии регулярно, причем позднее сложилась некоторая специализация коллегий по отдельным отраслям судебного контроля.

Гелиэйя была и собственно судебной инстанцией, где решались уголовные и, в меньшей степени, гражданские дела по частным искам, и органом конституционного надзора за деятельностью народного собрания и должностных лиц. В ней проходила процедура докимасии должностных лиц в предварительном порядке, могли заслушиваться отчеты должностных лиц, если вставал в общей форме вопрос о преследовании их за злоупотребления. Гелиэйя была второй инстанцией, где рассматривались жалобы на решения других судов (кроме религиозных вопросов), особенно политические обвинения

И самое важное, здесь проходила процедура проверки законопроектов на их соответствие традиции и прежнему законодательству по иску граждан либо в порядке деятельности коллегии номофетов. Гелиэйя была вправе осуждать, в случае преступлений, и на изгнание и на смертную казнь

Особенностью полномочий этого учреждения было то, что они носили по сути верховный характер: решение гелиэйи не могло быть ни обжаловано, ни приостановлено (даже священным вмешательством); она не была подконтрольна никаким другим институтам народовластия.

Традиционным судебным органом оставался ареопаг. Ему были подсудны в основном религиозные дела, а также преступления, связанные с нарушениями священных устоев государства (в частности, дела о предумышленных убийствах, посягательствах на семейные и родовые отношения, неповиновении должностным лицам). Помимо суда, ареопаг сохранил и некоторые управленческие функции в отношении общенародных священных имуществ, организации культов, в сношениях религиозного характера с другими греческими государствами.

Количественно основная масса судебных дел, а также все судебные дела, возникавшие с участием неполноправных граждан или неграждан Афин, находилась в компетенции специальных судебных установлений: а) коллегии 51 эфета, образованной Драконтом в 521 г. до н. э. для рассмотрения главным образом дел уголовных и связанных с причинением ущерба личности; б) коллегии одиннадцати, созданной для нарушителей общественного порядка, захваченных полицией (ночных воров, грабителей, профессиональных преступников); и в) коллегии диэтетов, где слушались дела по имущественным спорам, выходившим за пределы компетенции самоуправления демов и фил.

Все судебные органы (кроме ареопага) были регулярно обновляемыми и находились под постоянным контролем низового самоуправления как по своему составу, так и по процедуре разбора дел – преимущественно публичной.

Деформация Афинской демократии

Неудачная для Афин Пелопоннесская война со Спартой не только положила начало медленной, но неуклонной деформации государственных институтов афинской демократии, но и стала одним из самых важных факторов этой деформации, вызвав к жизни усиление полномочий военных руководителей, централизованных управленческих коллегий.

В 411 г. до н. э. политические противоречия в афинском обществе вызвали новый олигархический переворот – у власти стали коллегия 30 и новосозданный Совет 400. Были ликвидированы важнейшие гарантии неизменности государственного строя, сложившиеся при Перикле: право на иск по поводу внезаконности нового законопроекта и плата за исполнение государственных должностей. Сокращен состав народного собрания путем введения имущественного ценза для участия в нем. Насильственно был распущен булэ. Вскоре демократия возобладала, хотя новые тенденции были важным симптомом эволюции.

Второй попыткой выйти из политических трудностей путем разгрома демократии стала тирания 30-ти, установленная после очередного переворота в 404 г. до н. э. Политические права сохранили только 1 тыс. граждан с высоким имущественным цензом, была уничтожена гелиэйя. Тирания не могла найти опоры в собственном населении, и для ее поддержки победившая Спарта предоставила свои вооруженные отряды. После народного возмущения спартанцы были изгнаны, а вместе с ними и новые правители. Прежний демократический порядок восстановился частично, значительно сократились возможности контролировать деятельность должностных лиц, уменьшились финансовые возможности демократических учреждений, снизились налоги.

В период постепенной деформации демократии наглядно выявилась ее конституционная слабость: отсутствие системы развитого законодательства (афоризмом перикловской эпохи было: «Лучше добрые граждане и плохие законы, нежели плохие граждане и добрые законы»). Учреждения весили столько, сколько значили влиявшие на них люди. В период упадка достаточно было личности великого оратора Демосфена (IV в. до н. э.), чтобы вызвать к жизни прежние ценности народовластия. Но стоило городу изгнать его, и афинскую демократию стали раздирать сословные противоречия, сокрушившие Афины изнутри и сделавшие их легкой добычей набравшей силу на севере Эллады новой Македонской державы.

Признаки современных демократических государств

  1. Современная демократия существует в форме представительской. Взаимодействие народа с государственным управлением происходит в форме делегирования полномочий избранным представителям (депутатам, конгрессменам), которые выражают его интересы и принимают решения от его имени.
  2. Демократия распространяется на сложные и неограниченные по размеру национальные или многонациональные государства.
  3. Признание множества интересов и возможность возникновения конфликтов как норм общественной жизни.
  4. Политический плюрализм и соединение права большинства на принятие решения с защитой права меньшинства и отдельного индивида на собственную позицию.
  5. Признание автономности личности и защита ее персональных прав.
  6. Ограничение власти в отношении ее вмешательства в деятельность гражданского общества, религиозных организаций, экономики.
  7. Развитость профсоюзов, общественных организаций и объединений, независимых от государства.
  8. Высокий уровень самоуправления, особенно местного.

Современная демократия отличается рядом принципов:

  • право свободно формировать политические партии и право партий бороться за власть во всей полноте, а не только частично;
  • признание народа высшим легитимным суверенным источником власти;
  • гуманизм – высокий уровень развития прав и свобод человека;
  • действенность обеспечения этих прав и свобод;
  • господство в стране законности и развитость системы законодательства;
  • выборность основных органов государства;
  • равноправие граждан и прежде всего равенство их избирательных прав;
  • подчинение меньшинства большинству при принятии решений;
  • граждане имеют не только права, но и несут ответственность за свой выбор;
  • многопартийность и существование альтернативности (в политике, культуре).

Недостатки современной демократии

Многие исследователи (Мюллер Я., Бреннан Дж., В. Браун) указывают на кризис или даже неминуемый крах современных демократий. Среди недостатков они указывают:

  1. Непрозрачность рынка. Оценка людей на основании их положения на рынке. Развитие класса прокариата – неуверенных в завтрашнем дне людей.
  2. Имитация выбора гражданами – выбор без выбора (все кандидаты одинаковы), популизм и радикализация массовых движений.
  3. Влиятельные эксперты и интеллектуалы пребывают на службе у либеральной экономической элиты. Ослабление профессиональности экспертизы («кухонная аналитика», «диванные эксперты»).
  4. Разочарованность масс в собственной влиятельности, углубление гражданской и политической пассивности.
  5. Манипуляция общественным мнением путем контроля СМИ со стороны крупных рыночных игроков. Унификация общественной сферы (необъективность СМИ, искусственное создание общественных конфликтов, замалчивание, формирование повестки дня).
  6. Усовершенствование техник пропаганды, отсутствие объективного мнения и блокирование естественной оценки здравомыслящих людей.
  7. Злоупотребление законом, монополия на насилие со стороны правительства в угоду собственным интересам (политическим, материальным), нередко – проявление неравенства.

Примечание

Одной из задач современных СМИ является не объективное освещение событий, но стремление породить неопределенность, страх, создать лишь иллюзию информированности.