Кариатида

Оглавление

История храма

Афинский правитель Перикл

Во время греко-персидских войн все акропольские храмы был разрушены и сожжены. После изгнания персов из Греции афинский правитель Перикл и его друг, скульптор Фидий, разрабатывают план восстановления древних святынь.

Они решают не воссоздавать старый облик разрушенных храмов, а построить взамен их новые. Главным условием строительства было бережное сохранение всех священных для горожан мест и реликвий.

Строительство комплекса велось поэтапно, так как средства, выделяемые на него из городской казны, были строго ограничены, ведь восстановлению подлежало и множество других разрушенных объектов.

Первым был построен центральный по замыслу всей композиции храм Девы Афины – Парфенон, ставший образцом классической архитектуры.

Затем начались работы по строительству грандиозных и величественных входных ворот – Пропилей.

Строительство второго храма на вершине Акрополя началось уже после смерти Перикла, в 421 году до нашей эры. Продолжалось оно с перерывами до 406 года. Главным архитектором был избран Мнесикл, под руководством которого проходили все работы.

Место, где находилась усыпальница Кекропа

Место для строительства было выбрано неслучайно. Оно издавна считалось жителями города самым священным на Акрополе.

Здесь находилась могила основателя города – царя Кекропа.

Здесь проходил спор Афины и Посейдона за покровительство над городом. Здесь жил легендарный афинский царь Эрехтей, построивший на Акрополе первый храм богини Афины.

Он был сыном бога Гефеста и богини Геи, а историю его рождения описал легендарный Гомер.

Разбитый мрамор — след от удара молнии Зевса

Будучи афинским царем Эрехтей стал любимцем всех жителей Афин. Во время религиозной войны с городом Элевсином, жители которого поклонялись богине Деметре, он убил предводителя элевсинцев Эвмолпа, сына Посейдона. Разгневанный Посейдон уговорил верховного бога Зевса, и тот поразил Эрехтея своей молнией.

На Акрополе есть след от удара этой молнии – она разбила несколько мраморных плит.

Скорбящие жители Афин похоронили царя здесь же и назвали в его честь одно из созвездий – Возничего.

Позже, рядом с могилой Эрехтея, на священном для Афин месте, архитектором Мнесиклом был построен храм и назван его именем – Эрехтейон.

Позднее развитие

Кариатиды у портала Дворца Паллавичини в Вене (18 век)

Кариатиды в Новой галерее в Касселе

Обратите внимание, как эти скульптуры расположены отдельно от остальной части здания.. Кариатиды снова использовались в качестве элементов дизайна в европейской архитектуре в периоды барокко и классицизма , например

Б. во дворце Сан-Суси , но также позже как часть исторической архитектуры и дизайна квартир

Кариатиды снова использовались в качестве элементов дизайна в европейской архитектуре в периоды барокко и классицизма , например. Б. во дворце Сан-Суси , но также позже как часть исторической архитектуры и дизайна квартир.

В секторе декоративно-прикладного искусства кариатиды можно найти в сидячих местах (например, « кариатидные табуреты » в африканском искусстве ), в столах, светильниках или настенных покрытиях .

Архитектурный облик Эрехтейона

Храм был посвящён Афине, Посейдону и Эрехтею, в нём хранилось множество святынь, поэтому его планировка достаточно сложна и необычна. К тому же участок, на котором стоит храм, имеет существенный перепад высоты, поэтому отдельные части здания размещены на разных уровнях.

Здание возведено в ионическом стиле и имеет две целлы – западную и восточную. Восточная часть была посвящена Афине Полиаде, Градохранительнице. Портик на входе насчитывал шесть колонн. Здесь находился знаменитый ксоан, перед которым горел неугасимый светильник. Ежегодно в день окончания Панафинейских игр афинские женщины подносили статуе новый пеплос. Считалось, что пока ксоан находится в Афинах, город останется неприступным для врагов.

Западная часть, посвящённая Посейдону и Эрехтею, располагается на 3 метра ниже восточной. Главный вход в целлу располагается на севере, но оба торца этой части здания оформлены портиками. Вход был украшен резными розетками (растительным орнаментом). Розетки в Греции вырезались на погребальных стелах. Появление столь редкого для храма украшения в северном портике объясняется тем, что именно здесь был похоронен Эрехтей.

Всего в западную часть устроено три входа. Помимо алтаря Посейдона, здесь были установлены алтари Гефеста, отца Эрехтея, и Бута, брата царя и первого жреца Афины.

С южной стороны западной части находится всемирно известный портик Пандросы, дочери Кекропса. Его архитрав покоится на шести статуях кариатид, жриц Артемиды. Выполнены они из мрамора с горы Пентеликон, высота изваяний 2,1 м.

Культ Артемиды получил распространение в Афинах во времена правления тирана Писистрата (VI век до н.э.). При нём статуи кариатид стали популярным скульптурным украшением. Их помещали даже на могилах. На Акрополе возвели храм Артемиды, который был уничтожен персами в 480 году до н.э. При планомерной застройке Акрополя во времена Перикла было решено отдельного храма Артемиде не возводить (возможно, из-за элементарной нехватки места). Однако горожане требовали почтить богиню, поэтому Мнесикл решил пристроить столь необычный портик к Эрехтейону.

К сожалению, нам почти ничего неизвестно о скульптурных украшениях храма. Снаружи здание было опоясано фризом, выполненным из накладных фигур белого паросского мрамора на тёмном фоне из тёмного элевсинского камня. Сохранившиеся обломки фриза столь незначительны, что не позволяют с уверенностью судить о сюжете. От внутреннего убранства, увы, не осталось и следа.

Информация для туристов

Античное наследие – уникальная возможность оценить уровень развития культуры тех лет.

С гордостью Греция хранит все, что археологам удается найти и восстановить. Посетив Акрополь, вы сможете осмотреть не только Эрехтейон, но и Святилище Пандроссы, Аррефорий, руины Парфенона и многое другое. А по вечерам, когда включают нежную подсветку, античные здания еще прекраснее.

Как добраться до Эрехтейона

Доехать до Акрополя можно на метро: одноименная станция расположена на красной ветке. Для ориентира учтите, что это следующая остановка после площади Синтагма.

Если же вы хотите прогуляться по центру Афин пешком, то вам достаточно попасть на улицу Dionysiou Areopagitou и идти все время прямо. Возвышающийся над городом античный холм упустить из виду просто невозможно.

Часы работы и цены

Эрехтейон открыт для посетителей Акрополя ежедневно, исключение составляют только официальные праздники страны. Режим работы заведения в летний сезон с 08:00 до 20:00, а в зимний период до 15:30.

Стоимость билета составит 20€. Если вы хотите полюбоваться оригинальными кариатидами, то придется доплатить еще 5€ за посещение музея Акрополя. Кроме того, можно приобрести за 30€ комплексный билет, который дает право в течение 5 дней посетить все храмы и музеи Акрополя.

Древнее употребление [ править ]

Замысловатая прическа кариатиды, представленная в музее Акрополя в Афинах.

Некоторые из самых ранних известных примеров были найдены в сокровищницах Дельф , включая сокровищницу Сифноса , относящуюся к VI веку до нашей эры. Однако их использование в качестве опоры для женщин можно проследить еще раньше, до ритуальных бассейнов, зеркальных ручек из слоновой кости из Финикии и драпированных фигур из архаической Греции.

Самыми известными и копируемыми образцами являются шестифигурки кариатидного крыльца Эрехтейона на Акрополе в Афинах. Одна из этих оригинальных шестизначных фигур, снятая лордом Элджином в начале 19 века, сейчас находится в Британском музее в Лондоне. В Музее Акрополя хранятся остальные пять фигур, которые на месте заменены точными копиями. Пять оригиналов, которые находятся в Афинах, теперь выставлены в новом музее Акрополя на специальном балконе, который позволяет посетителям рассмотреть их со всех сторон. Постамент для перенесенной в Лондон кариатиды остается пустым. С 2011 по 2015 год их очищали специально сконструированным лазерным лучом., который удаляет скопившуюся сажу и грязь, не повреждая патину мрамора . Каждая кариатида была очищена на месте, а телеканал транслировал зрелище в прямом эфире для посетителей музея.

Хотя шесть кариатид имеют одинаковый рост и телосложение, одинаково одеты и прически, они не одинаковы: их лица, поза, драпировка и волосы вырезаны отдельно; трое слева встают на правую ногу, а трое справа встают на левую ногу. Их громоздкие, замысловатые прически служат решающей цели — обеспечивать статическую поддержку их шеи, которая в противном случае была бы самой тонкой и структурно самой слабой частью.


В
Римляне также копируются Эрехтейон кариатиды, установка копий в форуме Августа и Пантеон в Риме , и на вилле Адриана в Тиволи . Другой римский образец, найденный на Аппиевой дороге, — это Таунли Кариатида .

Последующее использование

Павильон Тюрго, Лувр , кариатида Эжена Гийома .

Римские архитекторы включили кариатиды в Форум Августа и виллу Адриана .

В 1550 году Жан Гужон (архитектор и скульптор короля Генриха II ) сделал кариатиды в Лувре , они поддерживают платформу музыкантов в комнате швейцарской гвардии (сегодня называемые кариатидами). Это копия кариатид Эрехтейона , однако Жан Гужон знал о ней только по описаниям и никогда не посещал оригинал.

Иератическая фигура в древностях , фигура кариатиды стала в течение XIX — го  чрезвычайно похотливый века, с более приталенными завернуто, более наводящими позами (см Уоллеса фонтан ).

Кариатиды также присутствуют в ремеслах и мебели , особенно во французской мебели 17-18 веков, а также в африканском искусстве (троны, табуреты, подносы).

Термин «кариатида» используется Виктором Гюго для обозначения порабощенных людей.

Ссылки [ править ]

  1. (Кереньи 1980 стр 149)
  2. Херси, Джордж, Утраченное значение классической архитектуры , MIT Press, Кембридж, Массачусетс, 1998, стр. 69
  3. Раб в европейском искусстве : от трофеев эпохи Возрождения до эмблемы аболиционистов , Эд Элизабет Макграт и Жан Мишель Массинг, Лондон (Институт Варбурга) 2012
  4. А. Х. Смит, «Письма Гэвина Гамильтона Чарльзу Таунли», The Journal of Hellenic Studies 21 (1901: 306–321) p. 306 примечание 3. Опись Таунли, где она интерполирована между № 9 (Геката) и № 10 (Фортуна).
  5. Замечено Джеймсом Паркером при описании прецедентов кариатидного камина из белого мрамора из Честерфилд-хауса, Вестминстер , в настоящее времяхранящегосяв Метрополитен-музее (Паркер, «Разработан самым элегантным образом и изготовлен из лучших мраморов»: Кариатида Камин Часть из Chesterfield Дом», Столичный Музей искусств Bulletin , Новая серия, 21 +0,6 стр. 202-213).
  6. Также отмечено Parker 1963: 206.
  7. Оба отмечены Паркером 1963: 206 и рис. 9.
  8. . Архивировано из 7 июля 2011 года . Проверено 29 декабря +2016 .
  9. . Коллекция онлайн . Метрополитен-музей . Проверено 29 января 2015 года .
  10. Хайнлайн, Роберт А. (1961). Незнакомец в чужой стране . Патнэм. ISBN 978-0-441-79034-0.

История создания

Чтобы наверняка быть услышанным Афиной, следовало приносить ей дары и возносить молитвы в Парфеноне, главном святилище Аттики, которое, как считалось, она посещала чаще всего. Поэтому центральное место на Акрополе занимал именно этот храм, здесь проводились официальные церемонии, сюда стекались паломники. Однако куда более высокое духовное значение для афинян имело место, расположенное к северу от Парфенона. Здесь и был возведён Эрехтейон, названный в честь древнего царя Афин Эрехтея.

По преданию, именно здесь произошёл спор между Афиной и Посейдоном за право обладания Аттикой. Как известно, по условиям спора боги должны были сделать городу дары. От удара Посейдона трезубцем из скалы забил источник солёной воды. Афина же, прикоснувшись копьём к земле, вырастила оливковое дерево. Дар богини был признан более ценным, и она стала покровительницей Афин.

Идея постройки храма в священном месте принадлежала Периклу, но реализовали её уже после его смерти. Строительство началось в 421 году до н.э. Автором проекта и руководителем работ был Мнесикл, зодчий, создавший парадный вход на Акрополь – Пропилеи.

Это было сложное время для Афин. В Греции шла Пелопоннесская война, в которой с одной стороны выступали Афины с союзниками, с другой – союз полисов во главе со Спартой, поддержанный персами. Военные действия охватили всю Грецию и западное побережье Малой Азии и шли с переменным успехом.

Эрехтейон был освящён в 406 году до н.э., а уже через полтора года Афины постигла катастрофа. Город был взят спартанцами, в Аттике установился олигархичекий режим. Афинам так и не удалось восстановить своё могущество. Таким образом, Эрехтейон стал «лебединой песней» эпохи гегемонии Афин.

После завершения строительства в храм перенесли главные афинские реликвии – деревянный ксоан (идол) Афины, упавший, согласно легенде, с неба за тысячу лет до постройки храма, статую Гермеса, привезённую в Афины первым царём Аттики, Кекропсом, светильник, изготовленный из золота скульптором Каллимахом и никогда не угасавший, хотя масло в него подливали лишь раз в год, а также многие другие святыни. Во внутреннем дворе здания посетителям показывали колодец, выбитый трезубцем Посейдона, а рядом с храмом росла легендарная олива. Дерево сгорело во время разрушения Акрополя персами, но затем вновь возродилось.

Особым почитанием пользовались могилы царя Эрехтея в северном портике, и Кекропса, которая находилась к западу от здания.

Дальнейшая судьба храма

Эрехтейон оставался почитаемым святилищем Афины вплоть до распространения христианства. Храм неоднократно перестраивался и ремонтировался, что позволило ему простоять в относительной сохранности более 2 тысяч лет.

Первая перестройка относится к византийскому периоду, когда в Эрехтейоне помещалась церковь Пресвятой Богородицы. После захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году и образования Латинской империи храм был перестроен в дворец, резиденцию герцога Афинского. Во времена турецкого владычества храм был вновь перестроен и превращён в гарем местного паши.

Роковым для Эрехтейона, как и для всего Акрополя, стал 1687 год, когда Афины были осаждены венецианцами. На Акрополе засел турецкий гарнизон, и цитадель подверглась интенсивной артиллерийской бомбардировке. Храм понёс непоправимый ущерб, он фактически превратился в руины.

Дело венецианцев продолжил лорд Элджин, английский посол в Константинополе в начале XIX века. С разрешения султана Селима III он вывез в Лондон множество произведений искусства с Акрополя, в том числе одну из кариатид. Вывоз осуществлялся бессистемно, и если фрагменты скульптур Эрехтейона и оставались к тому времени на Акрополе, то после этого «спасения античного наследия» они практически утратили историческую ценность и не могут послужить базой для восстановления скульптурного убранства храма.

Реставрация Эрехтейона началась лишь после обретения Грецией независимости и продолжается до сих пор. Лучше всего сохранился как раз портик кариатид, который является любимой и самой посещаемой достопримечательностью Акрополя как для туристов, так и для местных жителей. Но даже в нынешнем незавидном состоянии Эрехтейон, включённый в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, остаётся одной из вершин античного зодчества.

Возрождение и после

В раннее Новое время практика интеграции кариатид в фасады зданий была возрождена, и в интерьерах они начали использоваться в каминах , что не было характерно для зданий в древности и не имело прецедентов. Ранним интерьера примерами являются фигуры Геракла и Iole высечены на столбах монументального камина в Сала делла Jole из дворца Дожей, Венеция , о 1450. В следующем столетии Якопо Сансовино , как скульптор и архитектор, вырезал пару женщина фигуры, поддерживающие полку мраморного камина на вилле Гарцони, недалеко от Падуи. Ни один архитектор не упоминал об этом устройстве до 1615 года, когда ученик Палладио Винченцо Скамоцци включил главу, посвященную каминам, в свою идею универсальной архитектуры . Он считал, что те, что находятся в покоях принцев и влиятельных лиц, могут быть достаточно величественными для каминных труб с сторонниками кариатид, таких как тот, который он проиллюстрировал, и подобный ему, который он установил в Sala dell’Anticollegio , также во Дворце дожей.

Кариатиды и полуфигуры атлантидов в стиле позднего барокко в Сан-Суси , летнем дворце Фридриха Великого в Потсдаме

В XVI веке, из примеров, выгравированных для трактата Себастьяно Серлио по архитектуре, кариатиды стали неотъемлемой частью декоративного словаря северного маньеризма, выраженного школой Фонтенбло и граверами рисунков в Антверпене . В начале 17 века образцы интерьера появляются в якобинских интерьерах в Англии; в Шотландии резное украшение над камином в большом зале в замке Muchalls остается одним из первых примеров. Кариатиды остались частью немецкого барочного словаря и были переработаны в более сдержанные и «греческие» формы неоклассическими архитекторами и дизайнерами, такими как четыре терракотовые кариатиды на крыльце Новой церкви Святого Панкрас в Лондоне (1822 г.).

Многие кариатиды выстроились на фасаде Дворца искусств 1893 года, в котором размещался Музей науки и промышленности в Чикаго . В искусстве дизайна драпированная фигура, поддерживающая капитель корзины из выращенного акантом, принимающей форму подсвечника или подставки для стола, является знакомым клише неоклассического декоративного искусства. Художественный музей Джона и Мейбл Ринглинг в Сарасоте украшен кариатидами на восточном фасаде.

Кариатиды Св. Годена из Художественной галереи Олбрайт – Нокс ( Буффало , США)

В 1905 году американский скульптор Огастес Сент-Годенс создал кариатидное крыльцо для Художественной галереи Олбрайт-Нокс в Буффало, штат Нью-Йорк, в котором четыре из восьми фигур (остальные четыре фигуры держат только венки) представляли собой другой вид искусства: архитектура, живопись, скульптура , и Музыка .

Скульптура Огюста Родена 1881 года « Падшая кариатида, несущая свой камень» (часть его монументальной работы «Врата ада» ) изображает павшую кариатиду. Роберт Хайнлайн описал это произведение в своей книге «Незнакомец в чужой стране» : «Теперь у нас есть еще один эмоциональный символ … в течение почти трех тысяч лет или дольше архитекторы проектировали здания с колоннами в виде женских фигур … Роден, чтобы убедиться, что эта работа слишком тяжелая для девушки … Вот эта бедная маленькая кариатида, которая пыталась — и потерпела неудачу, упала под груз … Она не сдалась, Бен, она все еще пытается поднять. этот камень после того, как он раздавил ее … »

Во втором акте своей пьесы 1953 года «В ожидании Годо» автор Сэмюэл Беккет заставляет Эстрагона сказать: «Мы не кариатиды!» когда они с Владимиром устали от «телеги вокруг» недавно ослепленного Поццо.

Музыкальная группа Son Volt пробуждает кариатиды и их бремя поэтической метафоры в песне «Caryatid Easy» из их альбома 1997 года Straightaways , где певец Джей Фаррар упрекает неопознанного любовника фразой «вы играете на кариатиде легко».

Царь Эрехтей

Причина, по которой афиняне посвятили Эрехтейон Афине и Посейдону довольно очевидна и понятна. Но кто же такой царь Эрехтей и чем так прославился, что жители решили посвятить ему один из главных храмов города? Стоит отметить, что свое современное название храм получил только после того, как Афины стали частью Священной Римской империи, до этого, святилищем безраздельно правила богиня Афина. Что же стало причиной изменения названия? Как и многое в Греции, это объясняет один из мифов.

По легенде, храм был назван в честь одного из первых афинских царей Эрихтония, который был рожден Геей и Гефестом. Именно его Афина передала в закрытом ларце дочерям Кекропа и запретила им заглядывать внутрь. Но две из трех девушек не смогли сдержать любопытства и открыли запретную коробку, их очам предстал прекрасный младенец, которого охраняли змеи. Испугавшись до безумия, сестры бросились с северного склона Акрополя и разбились о камни. Младенца воспитала третья дочь Кекропа – Пандоса, которая в награду за свои труды получила святилище близ храма Афины. Когда Эрейхтей вырос, он стал царем Афин, а после своей смерти почитался жителями города наравне с богами.

Эрехтейон – визитная карточка Акрополя

Архитектура Эрехтейона

На Афинском акрополе, в Эрехтейоне, женственный ионический ордер получил свое наивысшее воплощение во всем своем многообразие. Здесь присутствуют два варианта антаблемента: с фризом (восточный и северный портик) и без него (в портике Кариатид); последний отражает более древнюю конструкцию ионического архитрава, восходящего к деревянным прототипам. Наиболее древние архаические ионические храмы не имели фриза; балки перекрытия и карниз непосредственно опирались на архитрав.

Живописный, нарядный и праздничный характер декора в ионическом ордере получил свое высшее выражение в ионической капители, в богатой пластике ее волют, балюстр, фриза.

В ионическом ордере были разработаны некоторые обломы и ритмическая орнаментика на них (порезки), которые получили в дальнейшем широкое распространение.

Композиция Эрехтейона отличается тем, что в ней участвуют выведенные наружу стены целлы, сложенные из мраморных блоков. Общая асимметрия композиции, расположенные в разных уровнях портики, контрасты пространства и глухих стен, света и тени — все это придает архитектуре Эрехтейона особый, живописный характер.

В общем ансамбле афинского акрополя Эрехтейон, имеющий небольшой, как бы «камерный» масштаб и усложненную форму, подчинен главному сооружение акрополя — Парфенону, расположенному на самом возвышенном месте холма, имеющему большие размеры, укрупненный масштаб и простую, монументальную форму.

Кариатиды Эрехтейона

Кариатиды у входа в Эрехтейон .

Luba дефекацию мастером були ( этнологический музей в Берлине ).

Название «кариатиды» было присвоено им вторично, раньше их называли просто «молодые девушки», по-гречески kore .

Было предложено несколько интерпретаций. Это может быть молодыми девушками Лакония , которые танцевали каждый год в честь Артемиды Karyatis, или khephora из Cecrops , полога , образуя видимую часть его могилы.

По словам римского архитектора Витрувия , их название происходит от того, что город Кариес заключил союз с персами во время вторжения, его жители были истреблены другими греками, а их жены обратились в рабство и были осуждены нести самое тяжелое бремя. Но это объяснение в настоящее время не сохранилось, поскольку этот архитектурный мотив уже был широко распространен в то время, например, на ионических сокровищах книдийцев или сифнийцев в Дельфах .

Приложения

Библиография

  • Мари-Николя Булье и Алексис Чассан ( режиссер ), «Кариатид» в Универсальном историко-географическом словаре ,1878 г.( читайте в Wikisource ).
  • Клэр Деррикс, Египетские кариатидные зеркала в бронзе. Типология, хронология и символизм , Майнц, П. фон Заберн, 2001, 232  с. ( ISBN  3-8053-2819-2 ) .
  • Даниэль Урде, Атланты и Кариатиды. Престолы Черной Африки , Париж, Galerie Ratton-Hourdé, 2004, 76  стр.
  • (en) Ленор О. Кин Конгдон, Кариатидные зеркала Древней Греции: технические, стилистические и исторические аспекты архаической и раннеклассической бронзовой серии , Майнц, Издания Филиппа фон Заберн , 1981, 288  с. ( ISBN  3-8053-0245-2 ) (отредактированный текст диссертации, Гарвард, 1963).
  • Анри Лемонье , Жан Гужон и комната Кариатид в Лувре , Париж, Gazette des Beaux-Arts, 1906, 20  стр.
  • Жаклин Небу , Les Cariatides de Paris , Paros, Hervás , 1992, 124  стр. ( ISBN  2-903118-65-5 ) .
  • (de) Evamaria Schmidt, Geschichte der Karyatide: Funktion und Bedeutung der menschlichen Träger- und Stützfigur in der Baukunst , Мюнхенский университет, 1982, 255  стр. + 40 п. пл. ( ISBN  3-87825-036-3 ) .
  • (де) Андреас Шмидт- Колинет , Antike Stützfiguren: Untersuchungen zu Typus und Bedeutung der menschengestaltigen Architekturstütze in der griechischen und römischen Kunst , Франкфуртский университет , 1977, 294  стр. + 57 с. пл. (отредактированный текст диссертации, Кельн, 1975 г.).

Мультимедийный контент

Зал кариатид Лувра на YouTube

О других проектах Викимедиа:

  • Портал архитектуры и градостроительства
  • Мебельный портал
  • Портал Древней Греции
  • Скульптурный портал

Описание, план храма Эрехтейон

Античный храм Эйрехтенон

Эрехтейон имеет необычную архитектуру, нехарактерную для большинства храмов классической античной эпохи. Основное здание

поделено на две неравные части, находящиеся на разных уровнях. Восточная его часть, имеющая отдельный вход, посвящена покровительнице города богине Афине.

Внутри, в алтаре, стояла священная деревянная статуя богини, по преданию упавшая с неба, которой поклонялись жители города почти с самого его основания. Перед ней горел неугасимый золотой светильник. Некоторые путают ее со статуей Афины Парфенос, стоявшей в совсем другом храме – Парфеноне. Но Афина Парфенос была создана Фидием в 437 году до нашей эры, специально для Парфенона. Естественно, она не могла находиться в храме, посвященном Афине Полиаде и быть такой древней святыней, как священная деревянная статуя, которой к тому времени было уже более тысячи лет.

В западной части храма, имевшей три входа и расположенной на три метра ниже восточной, находились алтари богов Гефеста и Посейдона, а также брата царя Эрехтея – Бута, который был первым жрецом богини Афины. Главный вход в эту часть храма находился с северной стороны и был оформлен в виде портика с шестью колоннами. Внутри него бил священный источник Посейдона с соленой водой.Чуть ниже, во дворике, – алтарь Зевса. Здесь же на скале были видны следы от трезубца бога морей, которым тот создал священный источник. Рядом след от молнии Зевса-громовержца и могила Эрехтея.

С южной стороны из храма можно было выйти на балкон, крышу которого держали скульптуры шести Кариатид. Центральный выход вел в примыкавший к основанию храма дворик, где росло легендарное оливковое дерево, выросшее из копья богини Афины.

Из этого же дворика можно было попасть в усыпальницу царя Кекропа – основателя города. Она находилась под плитами храма с западной стороны.

История храма Эрехтейон

Если верить археологам, то современный Эрехтейон граничил с руинами древнего храма Афины Паллады, построенного еще во времена Писистрата (середины VI века до нашей эры) и разрушенного во время персидского вторжения. В V веке до нашей эры Афины посетил Геродот, который в своих бумагах писал, что среди сожженных святилищ Акрополя было одно особо почитаемое афинянами – «храм рожденного из земли Эрехтея». Считается, что именно на месте этого древнего святилища и был построен современный Эрехтейон. Однако, у этой версии есть и противники, которые утверждают, что свое название в честь афинского царя святилище получило только после присоединения Греции к Священной Римской империи, но подробнее об этом чуть позже.

Храм Эрехтейон в наши дни

Эрехтейон был задуман Периклом и был частью грандиозного строительства в Акрополе. Но пелопонесская война отодвинула эти планы, и возведение храма началось только в 421 году до н.э. уже после смерти государственного деятеля. Спустя пару лет стройка была заморожена, но в 406 году строительство все же было завершено. История хранит в тайне имя гениального архитектора, но археологи все чаще приписывают авторство Мнесиклу и Фидию.

Храм Афины, Посейдона и Эрехтея

Основная функция храма (помимо религиозной) – хранение главных артефактов полиса. Надо сказать, что сокровищнице Эрехтейона позавидуют все современные греческие музеи вместе взятые. Именно здесь хранилась деревянная статуя Афины (которая по легенде упала с неба), статуя Гермеса (та самая, что согласно мифу, принес Кекропс), знаменитый золотой светильник (огонь в котором не угасал, несмотря на то, что масло в него наливали раз в год), гроб царя Эрехтея и многие другие не менее значимые для Аттики святыни.

Деревянный идол Афины переехал в Эрехтейон практически сразу же после окончания строительства храма в 406 году до нашей эры. Но буквально через пару дней в храме вспыхнул пожар, который не только омрачил торжества по случаю освящения храма, но и уничтожил часть стен. Потребовалось десять лет, чтобы восстановить храм.

Священный Эрехтейон в Афинах

Во времена Византийской империи в стенах Эрехтейона был устроен христианский храм, возможно, благодаря именно этому факту здание сохранилось в приличном состоянии вплоть до XVII века. После того, как на территорию Греции пришли крестоносцы и появилось герцогство Афинское в стенах Эрехтейона разместился дворец епископа.

А в период Османской империи древнее святилище превратилось в гарем гарнизонного командира. В 1687 году в Афины пришли венецианцы и в буквальном смысле не оставили в Акрополе камня на камне. Тогда крыша северного портика Эрехтейона была взорвана, а боковые целы разрушены.

Селфи на фоне Эрехтейона – обязательная часть программы большинства туристов

Пострадал Эрейхтейон и во время боев греков за независимость (1827 год). Однако реставрация 1837-1847 годов позволила сохранить то, что осталось от храма. Во время второй реставрации (1902-1909 года) под руководством греческого архитектора Николаса Баланоса был восстановлен тот внешний вид храма, который мы можем увидеть сегодня.

Эрехтейон в 1905 году pastvu com

Третья реставрация пришлась на 70-80-е годы XX века, именно во время нее кариатиды «переехали» в музей, а их место заняли искусные копии. Тогда же железные скобы, которые использовались при ранних реставрациях, были заменены на титановые. Во время последней масштабной реставрации Эрейхтейон буквально разобрали по камням и собрали заново, при этом вернув часть блоков на их первоначальные места. Части, которые не сохранились, были заменены мраморными блоками подходящего размера, их хорошо заметно, так как они отличаются по цвету.

Иногда вместо блоков – подпорки

Древняя Греция

Кариатиды и атласы в справочнике орнамента XIX века

Кариатиды в справочнике орнаментов XIX века

Приравнивание ионной колонны к стройному телу женщины было распространенным понятием в Древней Греции . Дорические колонны отождествлялись с мощной фигурой человека; такие мужские скульптуры известны как атласы или курои .

В отличие от атласа, который держит руки рядом с головой для поддержки, кариатида свободно переносит нагрузку на голову. Есть также отдельно стоящие скульптуры под названием Корен.

Классическая форма коре представляет собой одетую девушку, которая обычно стоит с сомкнутыми ногами (или немного вперед левой ногой) в прямой позе. Руки часто свешиваются на бок, или одна рука согнута и несет рождественский подарок . Обычно они носят пеплос или хитон . Вертикальные складки мантии над опорной ногой являются напоминают гофрирования из колонн. Эти строгие складки часто разглаживаются, слегка сгибая свободную ногу . В древности эти фигуры в основном расписывались, хотя окраска не сохранилась.

Кариатиды Эрехтейона на Акрополе в Афинах относятся к богатому стилю . Они, в свою очередь, были мотивом почти всех более поздних эпох искусства до конца XIX века. Эти подражания часто носят характерный признак маньеризма .

Другой пример показывает, что в типе античного храма около 525 г. до н.э. Сифнийцы построили сокровищницу в Дельфах , в которой два ядра в ионических костюмах с тонким, тонким хитоном и диагонально разрезанными плащами действуют как кариатиды и несут архитрав сокровищницы на фасаде здания, которое открыто вперед . Реконструкцию здания в штукатурке можно увидеть в Археологическом музее в Дельфах.

Расцвет дорического ордера

В течение VI-V вв. до Р. X. формы греческой архитектуры постоянно разви­вались и совершенствовались, причем дорический ордер был доминирующим. Вместо дерева стали использовать ка­мень, но формы, зародившиеся в дере­вянном строительстве, были повторены в новом материале. Большинство сохра­нившихся сооружений того периода находится в Великой Греции (Южная Италия и Сицилия). Этот регион не был полностью разрушен во время греко-персидских войн 490-480 гг. до Р. X., так что здесь уцелели наиболее ранние греческие храмы. Сейчас они кажутся су­ровыми и простыми, но первоначально — как и все греческие постройки — они были богато украшены, с детально разработан­ным скульптурным декором. Формы греческих храмов и дорический ордер уже окончательно сложились и незначительно изменились с 500 г. до Р. X.

Пестум. Южная Италия (VI-V вв. до Р. X.)

В Пестуме, известном в греческие времена как Посейдония, сохранилась группа храмов.

Самый ранний из них — I храм Геры (так называемая Базилика) был построен в 540 г. до Р. X. Это дорический периптер с необычным числом колонн — девять — и внутренней колоннадой. Шести колонный храм Посейдона (460-440 гг. до Р. X.), также имеет хорошо сохранившуюся двухъярусную внутреннюю колоннаду.

С древнейших времен греки применяли курватуры — сознательно сделанную небольшую кривизну прямолинейных частей для ус­транения оптических искажений. Так, ствол колонны имел припухлость — энтазас, нахо­дившийся на 0,3 общей высоты колонны.

Атланты

Атланты — мужские фигуры, поддерживающие перекрытия. В храме Зевса Олимпийского в Агридженто, они располагались предположительно снаружи и поддерживали сильно выступавший антаб­лемент. Отсюда произошло и название — «храм Гигантов». Женские фигуры называются кариатиды.

Наложенный ордер

Наложенный или внешний ордер организует наружную стену, разбивая ее на ярусы. В более ранний период применялся один ордер. Позднее, особенно в римское время, ордера в одной пост­ройке следовали ярусами, один за другим в опре­деленной последовательности: дорический, ионический и коринфский.

Один из самых больших дорических храмов был построен в Акраганте (сейчас Агридженто) на Сицилии. Он посвящен Зевсу Олимпийскому (в основном строился после 480 г. до Р. X.). Храм является псевдопе­риптером. Он был обнесен каменной стеной с пиляст­рами внутри и огромными полуколоннами снаружи. Колонны имели базу, что нехарактерно для дорического ордера.