Кто такая пресвятая богородица

В чем поможет Казанская икона Богоматери

Чудотворная икона помогает во многих жизненных ситуациях, когда, казалось бы, выхода нет и не предвидится. Обязательное условие – искренняя вера и благие намерения.

Иконе молятся о самом сокровенном и горячо желаемом:

  • Исцеление. Сразу после чудесного обретения Казанская Богоматерь начала творить чудеса исцеления. Зафиксированы случаи чудесного избавления от слепоты, бесплодия и других недугов.
  • Помощь воинам-защитникам. В этой публикации не раз упоминались случаи помощи русским воинам в сражениях. Чудотворный образ и сейчас помогает одерживать победы.
  • Благословение брака. Казанская Богородица выступает защитницей семьи и брака. Она помогает сохранить союз и супружескую любовь, не поддаться греху прелюбодеяния.
  • Выбор правильного пути. Если теряете уверенность в собственных силах и не знаете, как поступить в сложной жизненной ситуации, обратитесь за помощью к Божией Матери. Она утешит и направит истинно верующих.
  • Наставление детей. У иконы просят не только здоровья детей, но и их наставления на путь истинный. Пречистая помогает им избавиться от дурного влияния, излечиться от зависимостей и твердо встать на ноги.

Набор детский «Казанская Богородица»

Чудеса, связанные с образом

У явленной иконы и каждого из особо почитаемых списков (Московского, Петербургского, Ватиканского и некоторых других) имеется внушительный список задокументированных чудес.

Одна женщина несколько лет не могла забеременеть. Она долго лечилась и однажды случилось чудо – тест показал долгожданный результат. Однако уже на шестой неделе врачи зафиксировали, что эмбрион умер, и положили несчастную женщину на чистку. Печальное событие пришлось как раз на день памяти иконы, и муж нашей героини пошел в храм, чтобы попросить Казанскую Богородицу о защите жены и нерожденного ребенка.

Через некоторое время после этой страшной процедуры женщина пришла к гинекологу на УЗИ. Врач долго всматривался в монитор, а потом с удивлением констатировал: «Ваш ребенок жив и нормально развивается». Через положенное время у счастливой пары родилась очаровательная дочурка.

Другая прихожанка рассказывала, что горячая молитва Казанскому образу помогла ей в решении финансовых проблем – громадный долг попросту списали. А «кровоточащая» икона из села Лог, что под Волгоградом, отметилась не одним чудом исцеления. В частности, после молитв отца она вернула к жизни девочку, попавшую в аварию, хотя врачи уже фактически опустили руки!

Казанская икона — в чем помогает

Пожалуй, самая известная икона Богородицы — Казанская. Многим уже знакома ее история. Маленькая девочка обрела священное изображение на месте большого пожара, случилось событие в г. Казани. С тех пор образ занял почетное место в истории нашего государства. Как простые крестьяне, так и особы царского происхождения искали помощи в затруднительных ситуациях перед ликом небесной заступницы.

В честь находки монарх Иван Грозный повелел возвести храм и женский монастырь. Многие люди благодаря событиям 16 в. пришли к вере, даже те, кто раньше придерживался другой религии. Митрополит Казанский написал книгу про обстоятельства появления народной святыни. До нашего времени сохранились некоторые чудотворные списки:

  • Московская копия, которая находится в Елоховском соборе столицы;
  • Казанский список пребывает в храме святых Ярославских чудотворцев;
  • Одна из самых известных святынь г. Санкт-Петербурга доступна для поклонения в Казанском соборе северной столицы.

Икона известна многочисленными исцелениями. Также она многократно защищала нашу Родину от нападений внешних врагов. Покровительница православных поможет побороть и внутренних демонов, которые время от времени одолевают каждого верующего.

Дни почитания

У смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрия» есть три дня празднования. Каждый из этих дней, так или иначе, связан с крупными событиями в истории российского государства, которые переплетаются с перемещениями самой иконы по российской земле.

10 августа

Десятого августа ежегодно отмечается день почитания «Одигитрии». Связан этот день с перемещением иконы из Благовещенского собора в только что построенный Новодевичий монастырь в Москве в связи с освобождением Смоленска из-под власти Литовского государства в начале шестнадцатого века. Сам монастырь был построен в честь Богородицы, во славу избавления города от захватчиков.

18 ноября

Памятная дата, соответствующая восемнадцатому ноября, была установлена в начале девятнадцатого века, сразу после освобождения русской земли от французских захватчиков. Считается, что именно благодаря молитвам русского народа «Одигитрии» Российская империя была освобождена от нашествия Наполеона.

7 декабря

Еще один день почитания – седьмое ноября или двадцать четвертое ноября по старому стилю. Эта дата приурочена к празднованию освобождения Смоленской земли от татаро-монгольского нашествия. Благодаря чудодейственной иконе Богородицы Смоленск был защищен от захватчиков.

Происхождение и странствие иконы Владимирской Божьей Матери

О возникновении иконы гласит древнее предание. Написал ее апостол Лука тогда, когда еще была жива Богородица. Создавался образ на доске от стола, где происходила трапеза всего Святого Семейства.

До 450 года икона находилась в Иерусалиме, в этом же году ее отправили в Константинополь. Там она хранилась где-то приблизительно до 1131 года.

В XII веке икона Владимирской Божьей Матери была подарена Киевской Руси Лукой Хрисовергом (Константинопольский патриарх). Ее направили в Богородичный монастырь в Вышгороде.

Когда она пробыла там некоторое время, икону увозит оттуда Андрей Боголюбский (сын Юрия Долгорукова). В своем странствии он останавливается в городе Владимире, где ему и было знамение Богородицы. На месте этого чуда был воздвигнут храм, в котором и осталась икона. Теперь она стала именоваться Владимирской.

Нынче же там хранится список, который был написан Андреем Рублевым. Оригинал иконы был перенесен в 1480 году в Успенский собор, который находится в Москве. Затем образ еще два раза переносили: в 1918 году — в Третьяковскую галерею, а в 1999 году — в храм Святителя Николая. В последнем она и хранится до сих пор.

Великой святыней является Владимирская икона Божией Матери. Об истории и значении иконы для русского народа записано множество историй, которые случались в древние времена и в нынешнее время.

Пресвятая Богородица: земная жизнь до Благовещения

В Новом Завете Божья Матерь именуется только Марией и упоминается эпизодично. Житие Пресвятой Богородицы основано в большей степени на Церковном Предании, а именно на раннехристианских апокрифах.

Мария родилась в семье святых праведных Иоакима и Анны. Они были благочестивыми людьми, но до самой старости не имели детей. Бездетность порицалась в ветхозаветном обществе и считалась наказанием свыше. Супруги горячо молились Богу о даровании ребёнка. Они пообещали, что посвятят его жизнь служению Всевышнему. Молитвы Иоакима и Анны были услышаны – у них родилась дочь. Они назвали её Марией, что значит «госпожа» или «надежда».

Когда девочке исполнилось три года, над Ней необходимо было провести традиционный обряд посвящения Богу. Марию привели ко храму. И Она самостоятельно, не оборачиваясь, взбежала по его крутым ступеням, чем изумила всех окружающих. Навстречу к Ней вышел будущий отец Иоанна Крестителя первосвященник Захария. По Божьему внушению он ввёл Марию в Святая Святых – главное место в храме. Сюда был категорически запрещён вход посторонним и даже первосвященник мог заходить лишь единожды в году. После этого родители Богородицы оставили дочь при храме. Здесь она училась и трудилась с другими девочками.

В 12 лет Марии надлежало оставить храм и выйти замуж. Но Она рассказала священникам, что дала Богу обет девства. Взрослые уважительно отнеслись к её выбору. Родители Марии к тому времени умерли. Поэтому было решено, чтобы её опекал и защищал пожилой плотник Иосиф. На него священникам чудесным образом указал сам Бог. Будущая Пресвятая Богородица жила у Иосифа в Назарете и проводила время в рукоделии и молитве. Иосиф был для Марии лишь нареченным, формальным мужем.В обычные супружеские отношения они не вступали.

Успение Богородицы

Предания старцев, помимо описываемых чудес Богоматери, сообщают, что после смерти Иисуса Христа, она жила еще около 20 лет. Ее принял в свой дом Апостол Иоанн Богослов, как заповедал ему Христос, и заботился о ней, как о своей матери.

Существует предание, по которому, Богоматерь перед смертью молилась на Елеонской горе и увидела ангела, который сказал, что ей осталось жить не более 3 дней. В руках у ангела была финиковая ветвь. Так произошло, что в это время все апостолы, кроме Фомы, были в Иерусалиме, где и жила женщина. Они пришли к ней в день ее смерти и увидели чудную картину: комната наполнилась ярким светом, явился Христос с сонмом ангелов и принял душу своей Матери.

На эту тему написана икона «Успение Богородицы» где видно, всех участников того действа.


Успение Пресвятой Богородицы

Апостолы погребли тело Приснодевы в Гефсиманском саду, там, где молился Христос в свою последнюю свободную ночь, во гробе ее родителей и Иосифа, ее мужа. Во время ее погребения происходили множественные чудеса, слепые прозревали и хромые начинали прямо ходить.

Важно! Владычица Небесная была при жизни символом кротости перед Господом и неукоснительно выполняла Его слова и принимала их. Поэтому после смерти она удостоилась чести помогать верующим и слышать их молитвы, а также ходатайствовать перед Господом о верующих и просящих

в каком возрасте дева Мария родила Иисуса Христа?

Когда Деве Марии исполнилось три года, благочестивые родители Ее приготовились исполнить свой обет: они повели Ее в Иерусалимский храм для посвящения Богу. Мария осталась жить при храме. Там Она вместе с другими девицами обучалась Закону Божию и рукоделию, молилась и читала Священное Писание. При храме Божием Пресвятая Мария жила около одиннадцати лет и выросла глубоко благочестивой, во всем покорной Богу, необычайно скромной и трудолюбивой. Желая служить только Богу, Она дала обещание не выходить замуж и навсегда остаться Девою. Пресвятая Дева Мария у Иосифа. Престарелые Иоаким и Анна долго не жили, и Дева Мария осталась сиротой. Когда Ей исполнилось четырнадцать лет, по закону Ей нельзя было оставаться больше при храме, но нужно было выйти замуж. Первосвященник, зная ее обещание, чтобы не нарушать закон о супружестве формально обручил Ее с дальним родственником, овдовевшим восьмидесятилетним старцем Иосифом. Он обязался заботиться о Ней и охранять Ее девство. Иосиф жил в городе Назарете. Он также происходил из царского рода Давидова, но человек он был небогатый и работал плотником. От первого брака у Иосифа были дети Иуда, Иосий, Симон и Иаков, которые в Евангелиях именуются братьями Иисуса. Пресвятая Дева Мария вела в доме Иосифа такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.

Благовещение. В шестой месяц после явления Архангела Гавриила Захарии по поводу рождения пророка Иоанна Крестителя тот же Архангел был послан Богом в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостной вестью, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира. Ангел, явившись, сказал Ей: Радуйся, Благодатная! (то-есть исполненная благодати) Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами. Мария смутилась от слов Ангела и думала: что значит это приветствие? Ангел же продолжал говорить Ей: Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога. И, вот, Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик, и назовется сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца. Мария в недоумении спросила Ангела: Как это будет, когда Я мужа не знаю? Ангел ответил Ей, что это совершится силою всемогущего Бога: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и Рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот, и родственница Твоя, Елизавета, не имевшая детей до глубокой старости, скоро родит сына; ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария со смирением сказала: Я раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И Архангел Гавриил отошел от Нее.

Посещение Праведной Елизаветы. Пресвятая Дева Мария, узнав от Ангела, что у Ее родственницы Елизаветы, жены священника Захарии, скоро родится сын, поспешила навестить ее. Войдя в дом, Она приветствовала Елизавету. Услышав это приветствие, Елизавета исполнилась Святого Духа, и узнала, что Мария удостоилась быть Матерью Божиею

Она громко воскликнула и сказала: Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне такая радость, что Матерь Господа моего пришла ко мне? Пресвятая Дева Мария в ответ на слова Елизаветы прославила Бога словами: Величит (прославляет) душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, потому что Он призрел (обратил милостивое внимание) на смирение рабы Своей; отныне будут ублажать (прославлять) Меня все роды (все племена людей). Так сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его

Около трех месяцев пробыла Дева Мария у Елизаветы, а затем возвратилась домой в Назарет.

Бог возвестил также и праведному старцу Иосифу о скором рождении Спасителя от Пресвятой Девы Марии. Ангел Божий, явившись ему во сне, открыл, что у Марии родится Сын, по действию Святого Духа, как возвестил о том Господь Бог чрез пророка Исаию (7:14) и повелел дать Ему имя Иисус (Иешуа) по-еврейски значит Спаситель, потому что Он спасет людей от грехов их.

Дальнейшие Евангельские повествования упоминают о Пресв. Деве Марии в связи с событиями в жизни Ее Сына Господа нашего Иисуса Христа.

Смерть и вознесение

Остаток жизни Мария провела на Афоне, проповедуя среди язычников и неся Слово Божье. Сейчас на том месте построен большой комплекс монастырей и соборов, в каждом из которых хранятся свидетельства чудес, явленных Богородицей: многочисленные чудотворные иконы (некоторые из них, по легенде, являются нерукотворными), пояс Богородицы (хранится в монастыре Ватопед), а также мощи людей, причисленных церковью к лику святых.


Пояс Богородицы

В конце жизни Мария все дни проводила в молитвах, прося сына забрать ее к себе. Однажды женщине вновь явился ангел, возвестивший, что мольбы были услышаны, и спустя три дня ее желание будет исполнено. Мария, радостно воспринявшая весть о скорой кончине, три дня посвятила прощаниям с теми, кто был ей дорог.

В назначенный день Мария, лежавшая на смертном одре, покорно ожидала своей участи. Вокруг нее собрались близкие ей люди. Все они стали свидетелями нового чуда: сам Иисус Христос спустился с небес, чтобы забрать мать с собой. Душа Марии покинула тело и вознеслась в Царство Божье. Тело же, оставшееся на одре, казалось, светится благодатью.


Вознесение Девы Марии

Согласно записям историка Евсевия Кесарийского, Мария умерла в 48 году после Рождества Христова, однако есть и другие письменные свидетельства, называющие и более ранние даты, и более поздние. По библейским преданиям, Богородица прожила 72 года.

Спустя некоторое время апостолы обнаружили, что тело девы Марии пропало из погребальной пещеры. В тот же день Богородица явилась им и возвестила о том, что тело ее было вознесено на небо вслед за душой, чтобы она смогла стать Святой Ходатаицей перед Богом за людей, нуждающихся в помощи. С тех пор день успения Богородицы считается одним из главных христианских праздников.

Когда началось почитание Пресвятой Богородицы?

Согласно преданию, первую икону Пресвятой Богородицы написал евангелист Лука. Можно сказать, что почитание Богородицы началось сразу же после Ее телесной смерти, об этом свидетельствует торжественное погребение Девы Марии апостолами.

Во время гонений христиане Римской империи вынуждены были совершать богослужения в катакомбах, до наших дней сохранились изображения и фрески Богородицы. К примеру, с сюжетом «Поклонение волхвов». Когда гонения на христиан в Риме закончились, он стал православной империей и византийский культ впоследствии пришел на Русь. Первым храмом официально крещеного государства стала знаменитая Десятинная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы в Киеве. В числе двунадесятых (самых значимых) церковных праздников 4 богородичных:

  • Рождество Пресвятой Богородицы, 21 сентября (8 сентября по ст. стилю);
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы— 4 декабря (21 ноября по ст. стилю);
  • Благовещение Пресвятой Богородицы— 7 апреля (25 марта по ст. стилю);
  • Успение Пресвятой Богородицы—  28 августа (15 августа по ст. стилю).

В разных нуждах люди молились перед святым образом Богородицы и всегда получали просимое.

Иконография богородичных образов XIII — XIV века

В XIII–XIV вв. житийный цикл Богородицы расширяется за счет повествования об Успении Божией Матери, куда входят сцены: прощание с иерусалимскими женами, прощание с апостолами, вознесение Богородицы и вручение пояса, перенесение тела Богородицы к месту погребения, отсечение ангелом рук нечестивому Авфонии, апостолы у пустого гроба Богородицы. Одним из примеров такого пространного цикла является роспись церкви Богородицы Перивлепты (свт. Климента) в Охриде (). Сцены протоевангельского и успенского циклов занимают средний регистр южной стены и западную стену (напр. в церкви Иоакима и Анны (Кралевой) монастыря Студеница (Сербия), ). В церкви монастыря Хора 20 композиций протоевангельского цикла представлены на сводах и стенах экзонартекса.

Почаевская икона

Сегодня святыня хранится на Украине, ее признают чудотворной не только православные, но и католики. В Почаеве находится крупный монастырь, куда и приезжают верующие, чтобы лично увидеть легендарный образ. Попал он к монахам благодаря пожертвованию знатной дворянки. Считается, что оригинал прибыл из самого Константинополя. В начале 17 в. Почаевская икона попала в руки католиков. Они хранили ее два десятилетия, после чего вернули в Успенскую лавру.

По традиции, принятой в западной церкви, наиболее чтимые образа принято одаривать. Так у Богородицы и Младенца Христа появились короны. Золотые украшения были сделаны по повелению Папы Климента в 1773 г. Икона принадлежит к типу «Умиление», Мария изображена на нем по пояс. В левой руке она держит платок, которым прикрывает ножки и спину Иисуса Христа. Вокруг Девы Марии небольшие изображения святых — пророка Илии, мученика Стефана, великомучениц Екатерины, Ирины, Параскевы.

Одно из самых известных чудес, которые случились перед Почаевским образом — исцеление слепой девочки. Всего же их было очень много. Только за столетие сделано более пятисот записей о различных необычных явлениях.

Пророчества Девы Марии в Фатиме

Самым известным явлением Богородицы является «Чудо в Фатиме». Она приходила к трем детям-пастушкам и каждое ее явление сопровождалось рядом необъяснимых происшествий, например, наблюдалось беспорядочное перемещение солнца по небу. Во время общения Богородица раскрыла три тайны. Предсказания Девы Марии из Фатимы были раскрыты в разное время:

  1. При первом явлении Богородица показала детям страшные видения Ада. Она сказала о том, что вскоре закончится Первая мировая война, но если люди не перестанут грешить и оскорблять Бога, то он накажет их разными бедствиями. Знамением будет явление яркого света ночью, когда будет видно как днем. Согласно некоторым данным перед началом Второй мировой войны на территории Европы наблюдалось северное сияние.
  2. Второе явление Девы Марии принесло еще одно пророчество и в нем говорится о том, что когда ночью все осветится неизвестным светом, это будет знак, что Бог собирается наказать мир. Чтобы этого не произошло, Богородица придет, чтобы просить о посвящении России, а еще о проведении в каждую первую субботу месяца искупительных причастий. Если люди прислушаются к ее просьбам, то будет мир, а если нет, то войн и новых катаклизмов не избежать. Многие считают, что в этом пророчестве сказано о распространении коммунизма, который сопровождался разными столкновениями.
  3. Третье пророчество было получено в 1917 году, но Дева Мария разрешила открыть его не раньше 1960 года. Папа Римский, прочитав пророчество, отказался его раскрывать, мотивируя это тем, что оно не касается его времени. В тексте указано, что на Папу Римского будет совершено покушение и это произошло в 1981 году в мае. Сам Папа признался, что считается, что Богородица защитила его от смерти.

История появления и обретения

Историю появления иконы «Благодатное небо» в России точно проследить не удалось. Историки считают вероятными 2 версии обретения чудесного образа.

Первая легенда гласит, что святыня попала в Москву из Смоленска еще в 14 веке. Образ какое-то время находился там, был в числе других старых икон, прибывших из Константинопольской епархии. Упоминание встречается в Троицких летописных записях за 1398 год. Литовская княжна София привезла его из Смоленска, когда ехала вступить в брак с Московским князем Василием. Источники 19, начала 20 века поддерживали эту версию обретения образа.

По второй версии, «Благодатное небо» привезла в Москву София Палеолог, супруга Ивана III.

Древнюю святыню до наших дней сохранить не удалось. Русские иконописцы в 17 веке сделали список с оригинала. Мастера Оружейной палаты сумели точно воспроизвести чудный образ, копия не уступала оригиналу по силе воздействия на верующих.

Справка: до начала революции икона «Благодатное небо» входила в число самых почитаемых чудотворных образов Москвы. Паломники стекались со всей России, Богородица являла множество чудес по молитвам перед святыней.

Где побывала Владимирская икона

После длительного пребывания в Иерусалиме Владимирская икона была перенесена в Константинополь. В первой половине XII века Лука Хризоверх, являвшийся патриархом Царьграда, подарил ее древнерусскому князю Юрию Долгорукому. Этот великий правитель распорядился передать образ Вышгородскому женскому монастырю под Киевом. Здесь изображение достаточно быстро проявило таящуюся в нем небывалую силу и стало известным на всю Русь как чудотворное.

Узнав о многих удивительных явлениях, связанных с иконой Девы Марии, князь Андрей Боголюбский самовольно принял решение отвезти ее в северные земли. В дороге с ним и его попутчиками случилось неожиданное происшествие: поблизости с городом Владимиром кони, перевозящие святыню, внезапно остановились и категорически отказались идти дальше. Произошедшее было воспринято как Божий знак, после чего путники заночевали в этой местности.

Оказавшись свидетелем необъяснимых чудес, связанных с Божественной картиной, Андрей Боголюбский в значительной мере оказал содействие повсеместному почитанию Богородицы. В период его княжения на Руси возводились многочисленные храмы в честь Царицы Небесной, создавались точные копии оригинала Владимирской иконы.

Дальнейшая история реликвии преимущественно связана с российской столицей. В Москву образ попал в 1395 г., куда верующие христиане перенесли его во времена нашествия монголо-татар.

Успение Пресвятой Богородицы

Иконография: Успение Богородицы Датировки: XV в. третья четверть XV века.Иконописная школа или художественный центр:  Новгородская школа Происхождение: Из церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода.Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы:  высота 90,5 см, ширина 56 см Икона из праздничного чина иконостаса. Помещено изображение сцены Успения Богородицы. На фоне архитектурного пейзажа помещается ложе с лежащей на нем фигурой Богородицы, окруженной апостолами. В центре находится фигура Иисуса Христа со спеленутым младенцем на руках — символом непорочной души. НГОМЗ 3770. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник Литература: Иконы Великого Новгорода XI — начала XVI веков. Авторы проекта Л.В.Нерсесян и С.В.Обух. М. Северный паломник. 2008. №38.

«Сказание об Успении Святой Богородицы», повествует о том, что известие о своей скорой кончине Она узнала от архангела Гавриила. Эта весть не огорчила Пречистую, ведь Ей предстояла встреча с возлюбленным Сыном и Господом. 

Когда Богородица  лежала на смертном одре, совершилось ещё одно чудесное событие: в Ее дом снова были собраны апостолы, находившиеся тогда с проповедью в разных странах, так, они смогли быть рядом. Согласно иконографии этого события Господь Иисус Христос явился и забрал к себе душу Своей Матери. По преданию, тело Пречистой Девы не было обретено, так же не существует могилы или мощей Богородицы.

Успение Пресвятой Богородицы празднуется 28 августа.

Перед празднованием Успения установлен единственный в году пост в честь Богородицы.  Длится Успенский пост с 14 по 27 августа.

Литургическое почитание Богородицы, в первую очередь, выражается во всецерковном, «всемирном» праздновании значимых событий Её земной жизни,  во всеобщем уповании на  Неё. Даже печальный день Её Успения  запечатлелся в сознании людей теплым церковным праздником.

Прославление Богоматери имеет самые имеет разнообразные формы. Поминовение Её всегда поется на литургии, а имя Пресвятой Девы Марии есть почти во всех ектениях, и, постоянно — на отпустах. Гимнография и молитвы  к Богородице входят в чинопоследование служб малого суточного круга и в  келейные правила. Они – важная часть богослужения.

О чем просят и в чем помогает образ

Так как «Одигитрия» считается заступницей, верующие молятся этому образу для получения защиты. Будь это защита государства от вторжений и военных действий либо защита близких от болезней и защита семейного счастья.

Защита от военных действий

Считается, что именно благодаря чудодейственной помощи Богоматери Смоленской русская земля была спасена от захватчиков во времена крупнейших воин в ее истории.

Защита армейцев и военных моряков

Служащие в армейских войсках и на флоте, а также их близкие, молятся «Одигитрии» для защиты и покровительства в случае военных действий.

Хранит семейное счастье

Люди, находящиеся в брачных отношениях, просят у «Одигитрии» покровительства и защиты семейного союза и счастья внутри семьи, а также защиты от любых воздействий извне, способных разрушить священный союз.

Иконография богородичных образов XV — XVI века

В XV–XVI вв. в русском искусстве получают распространение иконы Божией Матери со сценами жития в клеймах. Подобные изображения были известны в византийском искусстве (диптих XII в., Государственном музее Берлина). На русских иконах среди сюжетов успенского цикла выделяются: Моление Богородицы на горе Елеонской, Смертное благовещение, Положение ризы и пояса Богородицы (Тихвинская икона Божией Матери с клеймами жития, XV в., НГОМЗ; Смоленская икона Божией Матери, XVI в., ГТГ). Житийные иконы Божией Матери явились основой для развития принципиально нового типа икон со сказанием о чудесах. Этот иконографический тип, известный в византийском искусстве, получил развитие на Руси во 2-й пол. XVI–XVII в., что связано с литургическим почитанием чудотворных икон и составлением им специальных служб. Развитие текста сказания нашло прямое отражение в памятниках иконографии Богородицы, основанных на различных редакциях текста («Владимирская икона с клеймами сказания о Темир-Аксаке», XVI в., ПГХГ; «Владимирская икона с 64 клеймами Сказания о ее чудесах», XVII в., ЦМиАР; Тихвинская икона , XVI в., Благовещенский собор Московского Кремля; Тихвинская икона из Балахны со сценами осады монастыря шведами, XVII в., ЦМиАР; Тихвинская икона с житием и чудесами в 99 клеймах, XVII в., Успенский собор Московского Кремля; Казанская икона, XVII в., СИХМ; Толгская икона, XVII в., ЯХМ ср.: Феодоровская икона, 2001, Пахомиев Нерехтский женский монастырь Костромской епархии).

Биография Девы Марии.

Непорочная Дева Мария родилась в Назарете в Галилее. После ее обручения с Иосифом (обручение — первый этап еврейского брака) ей явился ангел Гавриил и объявил ей, что она станет матерью обещанного Мессии.  После первого выражения недоверия при объявлении, она ответила: «Я раба Господня. Да будет мне по слову твоему». Иосиф Обручник планировал спокойно разойтись с ней, но и ему явился во сне ангел Господень и говорил ему «не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго».

Обручение Марии с Иосифом. И. Чернов 1804-1811 гг.

Ангел в подтверждение своих слов также сообщил Марии, что ее родственница Елисавета, ранее бесплодная, зачала по милости Господа. Мария отправилась в дом родственницы своей, где своими глазами увидела беременность Елисаветы и полностью поверила в слова ангела.  Тогда Дева Мария произнесла благодарную речь Господу, которая известна как Магнификат или славословие Девы Марии.

Пробыв три месяца в доме Елисаветы, Мария вернулась в Назарет. Согласно Евангелию от Луки, Иосиф, муж Марии, по указу римского императора Августа должен был вернуться в родной город Вифлеем, чтобы пройти там римскую перепись. Во время пребывания в Вифлееме Мария родила Иисуса в яслях, так как для них не нашлось места ни на одном постоялом дворе. На восьмой день младенец Марии был обрезан по еврейскому закону, и наречен Иисусом, что по-еврейски означает «Яхве есть спасение».

По прошествии дней очищения, Иисуса отнесли в Иерусалим, чтобы представить пред Господом, как того требовал обычай. Дева Мария принесла в жертву две горлицы и два голубиных птенца. Здесь же о будущем младенца пророчествовали Симеон и Анна. После посещения Иерусалима, Непорочная Дева Мария и Иосиф Обручник вместе с младенцем Иисусом вернулись в Галилею, в город свой Назарет.

Согласно Евангелию от Матфея, ночью Иосифу явился ангел, и предупредил, что царь Ирод хочет убить младенца. Святое семейство бежало ночью в Египет и оставался там в течение некоторого времени. После смерти Ирода в 4 г. до н. э., они вернулись в землю Израиля, в Назарет в Галилее.

История появления образа

Мирожская икона, святыня Псковщины, была написана в 1198 году. На образе 12 века изображена Богоматерь со Святым Младенцем и молящиеся около нее князь Псковский Довмонт и его жена Мария. Именно эти люди заказали картину у лучшего иконописца своего времени.

Образ был подарен Спасо-Мирожскому монастырю. Обитель была основана несколькими годами раньше, в 1156 году. Основателями монастыря считаются преподобный Авраамий Мирожский и святейший архиепископ Новгородский Нифонт. После смерти князя и княгини церковнослужители возвели их в лик святых, а над их головами в 13 веке нарисовали нимбы.

Долгое время перед изображением Пренепорочной Марии, святейшего Божественного Младенца, Псковского князя и княгини молились только монахи Спасо-Мирожского монастыря. В 1567 году во времена страшного мора Оранту перенесли в Псков, в алтарь храма Живоначальной Троицы. Верующие стали молиться перед образом. Молитвы, произнесенные перед святейшей иконой, спасали жителей Пскова от разных бед, нападения неприятеля, неизлечимых болезней. Образ стали считать чудотворным. Царь Иоанн Грозный забрал Мирожскую Оранту в Москву.

Со временем оригинал был утрачен. Иконописцы в 16 веке написали копию Мирожского образа. Список с иконы несколько веков находился в Спасо-Мирожском монастыре. В 1926 древнейшую картину отправили на хранение в Псковский музей. В 1998 году в честь 800-летия написания святыню на время принесли в отреставрированный Мирожский монастырь. После праздника и прославления икону вернули в музей.