Житие апостола иоанна богослова

Оглавление

Ссылка на Патмос

Император Домициан был ярым язычником и ненавидел христиан, самые лютые гонения на верующих были во время его правления, не избежал этой участи и Богослов.

По повелению Епарха Асийского святой проповедник был доставлен перед кесарем, после побития плетьми он должен был выпить яд. Будущий евангелист прочитал обещание Иисуса о том, что ничто смертоносное не навредит Его ученикам, спокойно выпил яд и остался жив. По приказу разгневанного императора узника бросили в кипящее масло, из которого тот вышел невредимым. Народ вокруг ликовал и кричал о славе великого Бога.

Иоанн Богослов в котле с раскаленным маслом

Посрамленный император сдался и отправил Богослова на остров Патмос, о чем Господь предупредил Своего любимого ученика во сне. Во время морского путешествия узники изнывали от жары и нехватки воды, а императорские вельможи устроили пир, во время которого отрок богатого отца упал в море и утонул. Моряки слышали о силе воскрешения Иоанна, и пришли к нему с поклоном.

Святой проповедник предложил помолиться каждому своему богу, Аполлону, Зевсу, Геркулесу, Эскулапу, Артемиде. На моления была дана ночь, но и на утро идолы молчали. Тогда узник встал на колени и со слезами на глазах обратился к Творцу, и в тот же миг юноша живым был выброшен на палубу огромной волной. Благодарный отец освободил Иоанна от железных кандалов.

Это было не единственное чудо, совершенное любимым учеником Спасителя на корабле. Во время опасного путешествия Богослов:

  • запрещал бурям разбивать корабль;
  • исцелил моряка от болей в желудке;
  • морскую воду превратил в пресную.

Во время прибытия на остров благодарные моряки хотели отпустить Иоанна, но он сказал им не делать этого. Поселившись в доме Мирона, святой проповедник освободил от пут беса сына Мирона, продолжал проповедовать на острове Слово Господнее, исцелять, разрушать капища бесов, обращая в истинную веру бывших язычников.

Это интересно: Житие святого преподобного Иоанна Лествичника

В Новом Завете

Апостол Иоанн (Г. Мемлинг, ок. 1468)

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии, согласно преданию — дочери святого Иосифа Обручника, которая упоминается в числе жен, служивших Господу своим имуществом. Был младшим братом апостола Иакова и рыбаком. Был призван Иисусом Христом в число Своих учеников на Генисаретском озере: оставив отца своего Зеведея в лодке, он, вместе со своим братом Иаковом, последовал за Христом (Мф. ; Мк. ). Иоанн Богослов был первым учеником Иоанна Крестителя.

Братья Иаков и Иоанн в Евангелиях именуются сыновьями Зеведеевыми по имени их отца Зеведея, также, по сообщению евангелиста Марка (Мк. ), Иисус назвал братьев Воанергес (греч. Βοανηργές, арамейское слово, расшифровываемое в Новом Завете как «сыновья грома»), очевидно, за порывистый характер. Этот характер в полной мере проявился, когда они хотели низвести с неба огонь на самарянское селение (Лк. ); а также в просьбе дать сесть им в Царстве Небесном по правую и левую сторону от Иисуса (Мк. ). Из евангельских повествований следует, что Иоанн, наряду со своим старшим братом Иаковом, был в близких отношениях с апостолом Петром и вместе с ним входил в число приближенных Господом учеников.

Вместе с Петром и Иаковом он стал свидетелем воскрешения дочери Иаира (Мк. ; Лк. ). Только их Иисус сделал свидетелями своего Преображения (Мф. ; Мк. ; Лк. ) и Гефсиманского моления (Мк. ). Иисус послал только Иоанна и Петра в город, чтобы подготовиться к последней пасхальной трапезе (Лк. ).

На Кресте Иисус поручил Иоанну заботиться о Своей Матери — Деве Марии.

Иоанн упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (Мф. ), от Марка (Мк. ), от Луки (Лк. ), а также в Деяниях Апостолов (Деян. ).

Ф.А. Бруни. «Евангелист Иоанн» (эскиз для Исаакиевского собора), 1840-е гг.)

Детство и юность

Церковная литература утверждает, что свое происхождение род Апостола Иоанна ведет еще от царя Давида. У обрученного мужа Пресвятой Богородицы Девы Марии Иосифа Плотника была дочь Саломея, которая вышла замуж за Зеведея. У Саломеи и Зеведея родились двое сыновей: Иаков и Иоанн.


Юный апостол Иоанн

Евангелист Марк упоминает в писаниях, что Иоанн со старшим братом Иаковом и отцом рыбачили с лодки, когда прозвучал зов Христа. Братья оставили улов и отца и последовали за Господом. Лука в писаниях дополняет, что новоявленные апостолы присутствовали при чудесном лове рыбы и впечатленные, обратились к Спасителю. Юноши ни мгновения не сомневались в совершенном выборе: они оставили все, что имели, и последовали за Учителем.

За импульсивный характер, обостренное чувство справедливости и мастерское владение словом Христос прозвал Иоанна Богослова «Сыном грома». Ярко проявились эти черты при девятом, последнем хождении Господа по Галилее: Иисус хотел идти в Иерусалим, но перед этим направил вестников в село Самарянское.


Братья-апостолы Иаков и Иоанн

Однако жители поселения не приняли Спасителя. Тогда Иоанн и брат его Иаков спросили Христа, можно ли им призвать огонь с неба в наказание жителям Самарянского села, но Господь остановил разгорячившихся апостолов, ведь Иисус несет людям спасение, а не кару.

Апостол Иоанн вместе с братом Иаковом были особенно близки с Петром и считались наиболее приближенными к Господу.

Ссылка на Патмос

Император Домициан был ярым язычником и ненавидел христиан, самые лютые гонения на верующих были во время его правления, не избежал этой участи и Богослов.

По повелению Епарха Асийского святой проповедник был доставлен перед кесарем, после побития плетьми он должен был выпить яд. Будущий евангелист прочитал обещание Иисуса о том, что ничто смертоносное не навредит Его ученикам, спокойно выпил яд и остался жив. По приказу разгневанного императора узника бросили в кипящее масло, из которого тот вышел невредимым. Народ вокруг ликовал и кричал о славе великого Бога.


Иоанн Богослов в котле с раскаленным маслом

Посрамленный император сдался и отправил Богослова на остров Патмос, о чем Господь предупредил Своего любимого ученика во сне. Во время морского путешествия узники изнывали от жары и нехватки воды, а императорские вельможи устроили пир, во время которого отрок богатого отца упал в море и утонул. Моряки слышали о силе воскрешения Иоанна, и пришли к нему с поклоном.

Святой проповедник предложил помолиться каждому своему богу, Аполлону, Зевсу, Геркулесу, Эскулапу, Артемиде. На моления была дана ночь, но и на утро идолы молчали. Тогда узник встал на колени и со слезами на глазах обратился к Творцу, и в тот же миг юноша живым был выброшен на палубу огромной волной. Благодарный отец освободил Иоанна от железных кандалов.

Это было не единственное чудо, совершенное любимым учеником Спасителя на корабле. Во время опасного путешествия Богослов:

  • запрещал бурям разбивать корабль;
  • исцелил моряка от болей в желудке;
  • морскую воду превратил в пресную.

Во время прибытия на остров благодарные моряки хотели отпустить Иоанна, но он сказал им не делать этого. Поселившись в доме Мирона, святой проповедник освободил от пут беса сына Мирона, продолжал проповедовать на острове Слово Господнее, исцелять, разрушать капища бесов, обращая в истинную веру бывших язычников.

Возвращение в Эфес и кончина

Апостол вернулся в Эфес, будучи уже старцем. Там он написал евангелие и послания, в которых, подобно Христу, призывал учеников к взаимной любви. За это его и прозвали «апостолом любви». В Эфесе апостол продолжал проповедовать, исцелял больных и воскрешал мертвых. Преставился он в довольно преклонном возрасте, оставаясь на то время единственным свидетелем земной жизни Христа.

Кончина святого окутана преданиями. Поскольку Христос сказал, что если Иоанн захочет, то этот ученик пребудет до тех пор, пока Он снова придет. Именно поэтому существует слух, что Иоанн не умер.

Перед своей кончиной Иоанн велел своим ученикам засыпать его живого землей. Они долго сопротивлялись, но поскольку Иоанн настаивал, то, обливаясь слезами, выполнили указание учителя. Спустя некоторое время другие ученики, узнав об этом, пришли и раскопали это место. Но каково же было их удивление, когда они не нашли тело Иоанна. Однако святой не просто исчез, на этом месте появилась легкая пыль, благодаря которой больные получали исцеления.

Дни памяти святого:

  • 9 октября;
  • 13 июля;
  • 21 мая (день появления целебной пыли).

До сих пор этот апостол остается любимым святым среди православных христиан. Ему молятся об исцелении, в скорбях и ссорах.

https://youtube.com/watch?v=iCKgKP5Z8V0

Протоиерей Андрей Ткачев об Иоанне Богослове

место

Над могилой легендарного Иоанна в Эфесе была построена церковь Иоанна .

Евангелист, несомненно, обладает глубокими знаниями географических, религиозных и социологических условий в Палестине во времена Иисуса. Это также очевидно в его представлении хронологии Страстей Иисуса, которое до сих пор наименее противоречиво. Из-за его сильного семитского влияния на греческий язык, можно предположить, что он вырос в Палестине, то есть был евреем, родившимся на еврейской родине. Таким образом, утверждения Евангелия о «любимом ученике» подтверждаются литературными наблюдениями.

Однако в Евангелии или письме 1 Иоанна нет четких указаний на более позднее пребывание евангелиста в Эфесе в Малой Азии . Все это скорее говорит против происхождения греко-языческого христианского контекста в Эфесе, где его находит церковная традиция, восходящая к Иринею. По Клаус Wengst Кроме того, утверждается, евангелист Так что исторический фон дебатов Джона с, вероятно, играли в основном в Сирии Палестине области «евреи», и , следовательно , он может признать , что Евангелие было создано здесь, приостанавливаются в Палестине в его более поздние годы. Однако это заключение не является обязательным, потому что не обязательно быть на месте для литературного формирования конфликта; Не исключено и то, что впоследствии палестинский еврей поселится в Малой Азии.

Следовательно, что касается вопроса о дальнейшем проживании и месте смерти евангелиста по сравнению со знанием, полученным из Евангелия, остаются ссылки ранних христианских авторов, которые отождествляют апостола Иоанна с евангелистом. И здесь Ириней решительно говорит об Эфесе как о последнем месте жительства, а затем и о месте смерти:

— Ириней

Решение о назначении на месте невозможно ввиду этих разных точек зрения.

Когда день памяти Иоанна Богослова и что это за праздник?

Иоанн Богослов вошел в историю христианской религии как один из апостолов и евангелист, сумевший донести миру свидетельства о жизни и благочестивых делах Иисуса Христа.


Его почитают за миссионерскую деятельность, во время которой святой неустанно проповедовал неверующим о Спасителе, и за заповедь, предписывающую людям любить друг друга и своего Господа, как делал это Сын Божий.

В чём смысл дня памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова? Когда отмечают день памяти Иоанна Богослова? Что нужно делать в день памяти святого апостола Иоанна Богослова? Чего нельзя делать в день памяти Иоанна Богослова?

В чём смысл дня памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова?

Жизнь Иоанна Богослова наполнена великими и праведными деяниями. Согласно преданию, он был рыбаком и долгие годы проживал со своими родителями Заведеем и Саломией на побережье Генисаретского озера. Однажды во время рыбалки перед Иоанном и его братом Иаковом предстал Иисус Христос, призвавший их стать его учениками. Покинув отца в лодке, братья последовали за Спасителем и вошли в число приближенных к Господу.

За время пребывания возле Иисуса Иоанн был свидетелем многих чудес, в том числе воскрешения мертвых, Преображения и молитвы о чаше в Гефсиманском саду. Апостол стал один из самых любимых учеников Спасителя, а многие свои наблюдения записал на бумаге. Его перу принадлежат пять книг из Нового завета, включая Апокалипсис.

Великие откровения о Втором пришествии Иисуса Христа явились ему на греческом островке Патмос, куда Иоанн был сослан Нероном за исповедание своей искренней веры в Спасителя.


После ссылки апостол отправился в Эфес, где продолжил учить людей вере в Христа и сопротивлению всяким грехам. Там же он написал свое Евангелие, причем в те времена ему уже было около 85 лет. Находясь во время распятия Иисуса в 16-летнем возрасте, апостол сумел пережить всех других учеников и умер на 100-м году своей жизни, оставив в наследие потомкам бесценные свидетельства о пришествии Господа в человеческом облике.

С той поры весь христианский мир свято чтит Иоанна, изображая его на иконах вместе с орлом – воплощением высокого полета его богословских идей и мыслей.

Апостол любви – так называют Иоанна за то, что он непрестанно учил людей любить своего Господа и тем самым исполнять завет Иисуса Христа. В своих евангелиях он проповедует любовь к Богу и ближнему своему и при этом сам является для окружающих искренним примером подобного отношения.

Именно эта любовь и его благие деяния послужили поводом к учреждению дня памяти Иоанна Богослова, в который люди вспоминают о его жизненном пути и благодарят за то, что для понимания христианства он сделал больше всех других учеников Иисуса.

Когда отмечают день памяти Иоанна Богослова?

Если в католических храмах Иоанна Богослова чествуют только 27 декабря, то в православии празднованиям в память святого посвящено три дня в году. Первый раз Иоанна Богослова вспоминают 21 мая, или 8 мая по юлианскому календарю.


Второй раз событие приходится на 30 июня и совпадает с празднованием Собора двенадцати апостолов, посвященного всем ученикам Христа. Третий день в честь Иоанна Богослова связан с его преставлением и выпадает на 26 сентября.

Что нужно делать в день памяти святого апостола Иоанна Богослова?

В день памяти Иоанна Богослова во всех православных и католических храмах устраивают торжественные богослужения, а накануне проводится всенощное бдение с чтением молитв в честь святого и во славу Господа Иисуса Христа. Среди верующих на праздник принято ходить в церковь на службы, а дома читать Священное писание и посвящать себя благочестивым делам.

8 мая многие православные направляются на остров Патмос, чтобы посетить пещеру, где на апостола снизошло Откровение. Считается, что ранее в этот день из его могилы проступал тонкий прах, дарящий исцеление, поэтому для многих паломничество в Грецию является обязательным событием и в наше время.

Чего нельзя делать в день памяти Иоанна Богослова?

Поскольку день памяти Иоанна Богослова не является великим или двунадесятым праздником, церковь не предусматривает каких-либо строгих ограничений на время события.


Безусловно, в этот день людям предписывается не совершать грехов, не ссориться и не сквернословить, но вести умиротворенную жизнь в молитвах и почитании святого апостола.

Дальнейшее житие Иоанна Богослова известно по преданиям

Когда и Богородица покинула этот мир, Иоанн Богослов встал на миссионерский путь в Малой Азии, где сотворил немало чудес, даже оживлял мёртвых.

Он путешествовал не один, а с учеником Прохором. Возможно, речь о Прохоре, апостоле из 70-ти. Но точно неизвестно.

Иоанн не умер от яда и ожогов.

При Нероне апостола арестовали и подвергли страшным пыткам:

  • заставили пить яд;
  • облили кипящим маслом.

Но апостол выжил и попал в ссылку на остров Патмос. По преданию, именно там стареющий Иоанн подвёл итог жизни в своих текстах.


Жест Иоанна на иконе «В молчании» указывает на причастность Иоанна к тайнам бытия

После ссылки он вернулся в Эфес. К тому времени остальных апостолов казнили.

В это время Иоанн Богослов взаимодействовал со многими важными фигурами своей эпохи, а потому историчность апостола не ставят под сомнение.

Детство и юность

Церковная литература утверждает, что свое происхождение род Апостола Иоанна ведет еще от царя Давида. У обрученного мужа Пресвятой Богородицы Девы Марии Иосифа Плотника была дочь Саломея, которая вышла замуж за Зеведея. У Саломеи и Зеведея родились двое сыновей: Иаков и Иоанн.

Юный апостол Иоанн

Евангелист Марк упоминает в писаниях, что Иоанн со старшим братом Иаковом и отцом рыбачили с лодки, когда прозвучал зов Христа. Братья оставили улов и отца и последовали за Господом. Лука в писаниях дополняет, что новоявленные апостолы присутствовали при чудесном лове рыбы и впечатленные, обратились к Спасителю. Юноши ни мгновения не сомневались в совершенном выборе: они оставили все, что имели, и последовали за Учителем.

За импульсивный характер, обостренное чувство справедливости и мастерское владение словом Христос прозвал Иоанна Богослова «Сыном грома». Ярко проявились эти черты при девятом, последнем хождении Господа по Галилее: Иисус хотел идти в Иерусалим, но перед этим направил вестников в село Самарянское.

Братья-апостолы Иаков и Иоанн

Однако жители поселения не приняли Спасителя. Тогда Иоанн и брат его Иаков спросили Христа, можно ли им призвать огонь с неба в наказание жителям Самарянского села, но Господь остановил разгорячившихся апостолов, ведь Иисус несет людям спасение, а не кару.

Апостол Иоанн вместе с братом Иаковом были особенно близки с Петром и считались наиболее приближенными к Господу.

литература

  • Чарльз К. Барретт: Евангелие от Джона . Геттинген 1990, ISBN 3-525-51623-1
  • Клаус Бергер : Вначале был Йоханнес. Датирование и богословие четвертого Евангелия. Штутгарт 1997, ISBN 3-7918-1434-6
  • Инго Броер : Введение в Новый Завет. Учебное издание Тома I + II . Вюрцбург 2006, стр. 189-215, ISBN 3-429-02846-9
  • Кристиан Дицфельбингер : Евангелие от Йоханнеса . Цюрих 2004, ISBN 3-290-14743-6
  • Эрхард Горис : Лексикон святых . dtv, 2-е издание, Мюнхен 1998 г., ISBN 3-423-32507-0
  • Манфред Гёрг: Искусство Откровения Иоанна , в: Новый библейский лексикон. Под редакцией М. Гёрг и Б. Ланг, Том III. Цюрих 2001, стр . 21-26, ISBN 3-545-23076-7
  • Мартин Хенгель : Иоаннов вопрос. Попытка решения с участием Йорга Фрея в Апокалипсисе . Тюбинген 1993 = WUNT 67, ISBN 3-16-146292-0
  • Ханс-Иоахим Клаук: Искусство Йоханнесбрифе , в: Новый библейский лексикон. Под редакцией М. Гёрг и Б. Ланг. Том II Цюрих 1995, Sp. 350–353, ISBN 3-545-23075-9
  • Иоахим Кюглер : ученик, которого любил Иисус. Литературные, богословские и исторические исследования ключевой фигуры в богословии и истории Иоанна. С экскурсом о хлебе в Евангелии от Иоанна 6 , Штутгарт 1988 = SBB 16, ISBN 3-460-00161-5.
  • Лоренц Оберлиннер: Искусство Йоханнеса (Апостола) , в: New Bible Lexicon. Под редакцией М. Гёрг и Б. Ланг. Том II Цюрих 1995, Sp. 350–353, ISBN 3-545-23075-9
  • Джозеф Ратцингер : Иисус фон Назарет , Фрайбург 2007, ISBN 3-451-29861-9
  • Рудольф Шнакенбург : Евангелие от Иоанна , части 1–3, Фрайбург, Базель, Вена, 1965–1992
  • Вернер Шульц:  Иоанн Апостол. В: Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon (BBKL). Том 3, Бауц, Герцберг 1992, ISBN 3-88309-035-2 , Sp. 265-266.
  • Бенедикт Шванк : Евангелие от Йоханнеса. Практический комментарий . EOS, Sankt Ottilien, 3-е издание, 2007 г. ISBN 978-3-8306-7270-8
  • Хартвиг ​​Тьен: Евангелие от Иоанна . Тюбинген 2006 = HNT 6, ISBN 3-16-148485-1
  • Клаус Венгст : пораженное собрание и прославленный Христос. Покушение на Евангелие от Иоанна , Мюнхен 1990, ISBN 3-459-01861-5

Традиции и обряды на праздник Иоанн Богослов

Главная традиция 9 октября — Молитвы святому о вдохновении, защите в дороге.

— На Руси в этот день судили о предстоящей погоде. Если на Богослова выпадал снег, то зиму ждали на Михайлов день (21 ноября). Говорили, что если первый снег упадет, когда на вишне нет листа, то зима придет скоро. По листьям же гадали о зиме: если они опадают с деревьев не полностью, то нужно ждать морозов.

— Много поговорок и примет существовало непосредственно о самом первом снеге. «Не то снег, что метет, а то, что сверху идет», — говорили люди. Считалось, что снег, выпавший днем, долго не продержится, а настоящий, зимний снег ложится непременно ночью. Если на Ивана Богослова шел дождь со снегом, это предвещало три сильных оттепели в январе, а если день выдавался теплым и солнечным, ждали дождливого и холодного июня следующим летом.

— По народному обычаю, те, кто родился на Ивана Богослова, плели из соломы, мочёной в семи водах, тонкую верёвку (ходовое путце) — символ жизненного пути. Этой верёвкой они подпоясывались. По народному поверью, «у рождённого в этот день путь-то есть, да жизнь неволит, рвёт этот путь. И надобно его вновь зачинать, вновь обретать, что ни год».

Апокалипсис и евангелие святого Богослова

На острове Патмос было написано Евангелие и величайшее Послание на все времена — Апокалипсис. Из рассказа Прохора, который также был сослан на Патмос, Евангелие было дано Самим Господом. Святой узник приказал всем новопокаявшимся взять пост, пока он на горе будет писать Благую весть.


Иоанн Богослов на острове Патмос

На третий день пребывания евангелиста и Прохора на горе засверкали молнии, страшный гром сотрясал вершины, от страха оба узника острова Патмос пали на землю.

Богослов услышал голос, велевший ему записывать слова, которые и стали святым Посланием. После этого он был взят на небо, где и получил «Откровение» — книгу пророчеств, предостережений и наставлений для христиан всех поколений. После отплытия с острова там остались открытые святым церкви и верные последователи учения Христа.

Ссылка

Когда он прибыл на остров Патмос, его проповедь, сопровождавшаяся многими чудесами, привлекла к нему всех жителей острова. Апостол просветил светом Евангелия большую часть жителей, изгнал бесов, находившихся в идольских капищах, исцелил великое множество больных.

На острове Патмос апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где совершил трехдневный пост и молитву, после чего гора заколебалась и загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол поднял его и приказал записывать слова, которые он будет произносить. «Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый, и Иже бе, и Грядый, Вседержитель» (Откр. 1:8), — возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В ней раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.

Иоанн Богослов: Апокалипсис

Господь открывал ему тайны будущего мира и святой церкви, как впоследствии Иоанн описывал в Апокалипсисе. Именно ему было определено написать последнее Божественное откровение и передать грядущим поколениям.

Поэтому Святая Церковь, его величая, вспоминает, какая блаженная была его земная жизнь и его кончина – он позвал своих учеников, дал им благословение, положив на голову плат, и, попрощавшись с учениками, опустился в выкопанную крестообразную яму и попросил его засыпать землей.

Рада вернулась к идее, запускающей церковный передел Украины

И когда один из учеников, который не был на погребении и не попрощался со своим учителем и наставником, пришел, и когда откопали яму, то не нашли тело Иоанна Богослова. По преданию, он был взят Господом живым на небо для того, чтобы впоследствии прийти с пророком Илией, Енохом, чтобы проповедовать о Христе Иисусе. Пророки Илия и Енох свидетельствовали о пришествии, а апостол Иоанн стал свидетелем уже пришедшего в мир Христа, и они впоследствии будут вести духовную войну против антихриста, о чем описывается в Апокалипсисе.

Апокалипсис (или в переводе с греческого – Откровение) святого Иоанна Богослова – это единственная пророческая книга Нового Завета. Она предсказывает о грядущих судьбах человечества, о конце мира и о начале вечной жизни, и поэтому, естественно, помещается в конце Священного Писания.

За истекшие века появилось множество толкований Апокалипсиса самого разнообразного характера. Всех этих толкователей можно разделить на четыре разряда. Одни из них относят видения и символы Апокалипсиса к “последним временам” – кончине мира, явлению антихриста и Второму пришествию Христову. Другие – придают Апокалипсису чисто историческое значение и ограничивают его видения историческими событиями первого века: гонениями на христиан со стороны языческих императоров. Третьи – стараются найти осуществление апокалипсических предсказаний в исторических событиях своего времени. По их мнению, например, папа Римский есть антихрист и все апокалипсические бедствия возвещаются, собственно, для Римской церкви и т.п. Четвертые, наконец, – видят в Апокалипсисе только аллегорию, считая, что описываемые в нем видения имеют не столько пророческий, сколько нравственный смысл. Как мы увидим ниже, эти точки зрения на Апокалипсис не исключают, а дополняют друг друга.

Апокалипсис можно правильно понять только в контексте всего Священного Писания. Особенностью многих пророческих видений является принцип соединения нескольких исторических событий в одном видении. Иными словами, духовно родственные события, отстоящие одно от другого на много столетий и даже тысячелетий, сливаются в одну пророческую картину, объединяющую в себе события различных исторических эпох.

Несомненно, что некоторые предсказания Апокалипсиса уже исполнились (например, относительно судьбы семи малоазийских церквей). Исполнившиеся предсказания должны помочь нам понять оставшиеся, которым еще предстоит исполниться. Однако, применяя видения Апокалипсиса к тем или иным конкретным событиям, надо учитывать, что такие видения содержат в себе элементы разных эпох. Только с завершением судеб мира и наказанием последних врагов Божиих все подробности апокалипсических видений будут осуществлены.

Писания апостола в Новом Завете

Апостолу традиционно приписывается авторство пяти книг Нового Завета: Евангелия от Иоанна, 1-го, 2-го и 3-го послания Иоанна и Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса). Некоторые исследователи оспаривают авторство апостола. Имя Иоанн Богослов апостол получил из-за именования Иисуса Христа в Евангелии от Иоанна Словом Божьим.

Согласно последовательности евангельских событий по четырём евангелистам (пункт 21 и 141), Апостол Иоанн описывает изгнание торгующих из храма на четыре года ранее (в первую пасху из четырёх) (Ин. ) до беседы с самарянкой (Ин. ), а все остальные три евангелиста описывают это событие в последнюю — четвертую пасху: (Мф. , ), (Мк. ), (Лк. , ).

Апостол и Евангелист

Иоанн Богослов и Иаков были сыновьями рыбака по имени Зеведей. Однажды во время лова их увидел Иисус и позвал за собой. Они оставили ремесло отца и пошли за Учителем, войдя в число 12 апостолов. Старший брат за подвижнический труд был убит в 44 года. Иоанн, единственный из 12 апостолов, умер своей смертью. Когда это случилось, точно неизвестно. Предположительно, он жил в 17 — 100 гг. н. э.

Иоанн прошел трудный и длительный миссионерский путь, обращая язычников в христианство. За это был приговорен к смерти, но не умер, выпив чашу с ядом. Тогда его решили сварить в кипящем масле, но и оттуда он вышел невредимым. После неудачных попыток уничтожить святого физически, его надолго ссылают на остров Патмос, где он находился вместе с учеником Прохором.

Однажды загремел гром, затряслась земля. Прохор испугался, а Иоанн велел записывать слова, которые будет говорить. 2 дня и 6 часов ученик записывал то, что вещал Дух Божий устами апостола. Так возникло Евангелие. Как-то Иоанн вновь услышал Божий глас, велевший записать на бумагу услышанное. В результате появилось Откровение (Апокалипсис).

После заточения Иоанн возвратился в Ефес, где проповедовал, оберегая веру и христиан от ереси. Преставление Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова произошло чудесным образом. Ученики подготовили могилу в виде креста. Святой лег в нее, велев засыпать себя землей. Ученики с плачем выполнили волю апостола. Когда могилу раскопали, в ней ничего не обнаружили. Но ежегодно, 8 мая (по старому стилю), из земли на месте погребения появлялся целительный прах. В честь этого чуда память апостола почитается еще и весной, 21 мая.

Память

Еще при жизни Иоанна Богослова чтили в церкви. Так, на иконе «Иоанн Богослов в молчании» апостол изображен с Ангелом, передающим ему Слово Господа, а на пандативах православных соборов Святого изображают с орлом, который символизирует парение мысли апостола.


Икона «Иоанн Богослов в молчании»

Среди подвигов апостола Иоанна церковные предания рассказывают о воскрешении Иоанном юноши Домна и отца его Диоскорида. Кроме того, на празднике, посвященном языческой богине Артемиде, Иоанн обвинил собравшихся в поклонении идолам и призвал на их головы испепеляющую жару, отчего скончались 2 сотни человек. Верою и волею апостола умершие воскресли и приняли христианство.

Память апостола Иоанна Богослова почитают 8 мая и 30 июня ежегодно. Этот праздник носит имя Собор Двенадцати Апостолов. 26 сентября в Православии отмечается преставление Иоанна Богослова (у католиков 27 декабря). В день памяти Иоанна Богослова в храмах проходят богослужения, а также горит нетленным светом, освещая путь к небу, свеча в память об апостоле. На службе священнослужители вспоминают о жизни Иоанна Богослова и прославляют его подвиги.

Приметы этого дня

  • В древней России в этот день народ говорил, что нельзя в этот день нецензурно выражаться, иначе Иоанн все услышит и накажет.
  • Если сегодня выпал первый снег, зима придет очень рано.
  • Сколько на небе увидел аистов — столько будет хороших новостей.
  • Если с вишни весь лист облетел и выпал снег — зима будет не за горами.
  • Дождь со снегом пошел — жди тепла в январе.
  • Солнечный день — завтра будет дождь.
  • Внезапно ветер нагрянул — это к дождю.
  • Солнце село за тучи — жди дождя, а если в облако — будет ненастье.
  • Если грачи улетели — жди снега.
  • На закате небо окрасилось в золотистый, желтый или розоватый цвет — жди хорошую погоду.
  • В этот день идет дождь со снегом и ветер стал сильнее — зима будет снежной, морозной и солнечной.